Архимандрит наум байбородин предсказания. Механика работы современного духовника: случай архимандрита Наума

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Годовщина преставления духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Наума (Байбородина)

Накануне праздника Покрова Божией Матери, 13 октября 2018 года, в Троице-Сергиевой лавре собрались 18 архиепископов, большое количество иеромонахов, священнослужителей и мирян. Исполнился ровно год с тех пор, как отошел в горний мир архимандрит Наум (Байбородин) – любимый батюшка и духовный наставник многих тысяч православных, осиротевших с его уходом чад, благодарных людей – тех, кого он взял под свою опеку, за кого поручился пред Богом, кого окормлял, за кого молился при жизни и кому продолжает помогать даже после своей смерти.

После ранней Литургии в Успенском соборе на могиле архимандрита Наума отслужили панихиду. Украшенные розами кресты – а батюшка похоронен рядом с архимандритом Кириллом (Павловым) – окружили тысячи паломников, прибывших из разных уголков нашей страны. По молитвам преподобного Сергия то утро выдалось теплым и солнечным. «Со святыми упокой…» поднималось к небу вместе с остатками тумана, освещенного нежным золотом куполов Троицкого собора.

В трапезных палатах были накрыты столы для всех желающих принять участие в поминальном обеде. За трапезой незнакомые друг другу люди рассказывали о том, какую роль сыграл в их жизни старец Наум. Мне посчастливилось познакомиться с медсестрами Еленой и Марией из ЦКБ – они ухаживали за отцом Наумом все 10 месяцев, пока он был в коме. Даже находясь в таком беспомощном состоянии, батюшка сумел привести к Богу людей, которые раньше и не задумывались о Его существовании.

«Было так странно видеть, – говорит Елена, – как к батюшке несмотря на то, что он находится в коматозном состоянии, приходили солидные люди и рассказывали ему о своих проблемах, просили советов и молитв. Еще удивительнее было то, что эти же самые люди приходили потом благодарить отца Наума за помощь. Получается, что даже будучи в коме он принимал людей и молился за них Богу».

В этот день духовное чадо отца Наума игуменья Вознесенского Оршского монастыря Евпраксия (Инбер) раздавала некоторым счастливчикам свою только что изданную книгу рассказов о жизни рядом со старцем Наумом «Дарим тебе дыхание». Мне подарка не досталось, поэтому пришлось покупать книгу в книжной лавке. Прочитав ее за два дня, я ничуть не пожалела о потраченном времени. В СМИ сведений о старце Науме до обидного мало, приходится собирать их по крупицам. В интернете что ни статья, то краткая биография, написанная сухим официальным языком. А ведь судя по рассказам очевидцев, батюшка просто излучал любовь, милосердие и терпение. Подражая Христу, он служил людям, не щадя живота своего.

Книга игуменьи Евпраксии отчасти восполняет этот пробел, хотя уже в самом начале автор предупреждает, что, как она ни старалась писать по-другому, всё равно выходило рассказывать о старце только через призму своей собственной жизни. Но именно достоверностью и откровенностью рассказы игуменьи и ценны.

Более 40 монастырей открылись в России благодаря отцу Науму! Он воспитал и выучил десятки архиереев, сотни священников и иноков. Благословением и молитвами старца состоялось прославление родителей святого преподобного Сергия Радонежского Кирилла и Марии, святой блаженной матушки Матроны. Архимандрит Наум разыскал и издал житие старицы Рахили из Бородина и забытую всеми книгу «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Благодаря отцу Науму возродилось почитание иконы Богоматери «Спорительница хлебов» в Оптиной пустыни, и наконец, по послушанию старцу нашелся на горе Арарат Ноев ковчег.

«В каждом доме должно быть Евангелие! Работайте с людьми, открывайте богословские курсы, занимайтесь с детьми. Крыло мухи влияет на судьбы мира», – приводит слова батюшки игуменья Евпраксия.

При жизни люди не всегда по достоинству могли оценить бесценные советы старца, не всегда находили в себе силы слушаться, не могли вместить в себя его слова, а он молился не только о нас, но и обо всем мире. В подтверждение этого игуменья Евпраксия приводит в заключение своей книги рассказ под названием «Крым наш» о том, как по молитвам батюшки и блаженной старицы Матроны была предотвращена третья мировая война.

17 марта 2015 года тогдашним президентом США Бараком Обамой была освобождена от должности и арестована не пожелавшая передать Великобритании коды запуска ядерных ракет, разрешающие ядерный удар по России, капитан ВМС США Хизер Е. Коуэл – командир стратегических коммуникаций, отвечающих за связь с подводными лодками. Связь эта осуществляется с помощью самолета-ретранслятора, передающего приказы на атомные подводные лодки.

Сутками ранее, 16 марта, капитан Коуэл получила от Пентагона приказ на запуск ядерных ракет. «Ограниченный» ядерный удар по России произвести не удалось из-за того, что сработала защитная система предотвращения несанкционированных запусков. Блокировка кодов капитаном Коуэл была введена незадолго до всех этих событий по приказу бывшего министра обороны США Чака Хейгла. Чака Хейгла уволили с поста за месяц до планируемой и несостоявшейся ядерной атаки на Россию за то, что он отказался принимать участие в ее подготовке. О том, что он ввел коды блокировки, Хейгл своему преемнику не сообщил.

15 марта 2015 года по российскому телевидению был показан документальный фильм «Крым. Путь домой», в котором наш президент, очевидно, уже давно осведомленный о готовящейся к годовщине присоединения Крыма ядерной атаке, заявляет в нехарактерной для него манере прямой угрозы, что если нужно будет, мы тоже можем нажать на кнопку. А 16 марта начинаются внезапные военные учения и приведение войск Западного военного округа и Северного флота в высшую степень боевой готовности.

За некоторое время до этих событий старцу Науму в тонком видении явилась святая Матрона и велела срочно трижды обойти Москву с иконой Владимирской Божией Матери. Отец Наум несколько человек просил это сделать, но они не вняли просьбам старца, поленились или не придали значения. Тогда он буквально приказал сделать это некоему Михаилу – знакомому игуменьи Евпраксии. И они с другом ночью по МКАДу на машине объехали Москву три раза с Владимирской иконой Богородицы, непрестанно читая Ей акафист. Михаил был за рулем, икона рядом, а на заднем сидении чтец.


Могилка архимандрита Наума. Фото: Людмила Лис

Михаил был не единственным, кто в эти дни по благословению отца Наума объехал Москву с Владимирской иконой. Его духовная дочь Нина Моисеева приехала к нему 15 марта 2015 года. Возвысив голос, батюшка попросил ее: «А ты бери Владимирскую и иди крестным ходом вокруг Москвы! Тут, говорят, Матрона явилась и дала всего три дня, а то будет беда!» Нина спросила, можно ли на машине. «Можно на самолете! Но только сегодня последний день. И проси Матерь Божию – отведи беду!» Нина купила Владимирскую икону в лавке. Так они и ездили с 11 утра до 11 вечера с иконой вокруг Москвы и крестили Москву этой иконой.

Пророчество от старца Наума (Байбородин): правда и вымысел.
[статья из серии по истории пророчеств].

Август 2018 года ещё не наступил, а стоящие «в истине» православные уже назвали «новую, очередную дату» явления Православного царя в Российской Федерации – сентябрь 2019 года. На этот раз источником информации (благой вести) объявлен старец и духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Наум (Байбородин), который имел неосторожность умереть в прошлом году.
«13 октября 2017 года на 90-м году жизни преставился ко Господу старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, известный по всей России старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин)» – сообщил официальный сайт Лавры. – Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления […]
Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии […]».

Теперь вдруг неожиданно выяснилось, что незадолго до своей смерти (несмотря на тяжелую болезнь), старец предрёк:
«Необходимо сожаление об утраченном в 1917-ом цветущем и могучем православном царстве – Российской империи, Третьем Риме – и осознание того, что мы сейчас подобны блудному сыну. Мы, как и он, тоже ушли, но только от родных святынь Русского царства, и довольствуемся теперь пищей с чужого стола, то есть любым государственным устройством по принципу: нам всё равно, какая власть, дали бы хлеба.
Об этом нужно глубоко сожалеть об утерянном православном самодержавном государстве, нужно исправлять содеянное, каясь в грехе неверности Роду Романовых – открыто и безбоязненно, и горячо желать, чтобы Русью – Великой, Малой и Белой – снова правил Помазанник Божий, русский православный Царь.
Грядущий Государь защитит самое дорогое для нас, православных христиан России, Украины и Белоруссии, – нашу православную веру, и Россия вместе со всеми славянскими народами и землями снова составит могучее Царство. Господь Святую Русь помилует за то, что в ней было страшное и ужасное предантихристово время. Нужно твердо знать, что Россия – жребий Царицы Небесной, и Она о ней заботится и сугубо о ней ходатайствует. Весь сонм святых Русских с Богородицею просят пощадить Россию. В свою очередь, и Господь доведёт время отведённых нам испытаний по Его попущению до самого звонка, до сентября 2019-го» (Алиса Селезнёва, 01.03.2018).

[Историческая справка.
Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви последней четверти XX – начала XXI веков.
В 1957-ом поступил в Московскую духовную семинарию.
14 октября того же года был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
14 августа 1958 года наместником обители архимандритом Пименом (Хмелевским) был пострижен в монашество с именем Наум (в честь преподобного Наума Радонежского).
8 октября того же года, был хиротонисан в сан иеродиакона.
8 октября 1959 года митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха.
После окончания в 1960 году по первому разряду духовной семинарии, поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия.
25 апреля 1970 года иеромонах Наум возведен во игумены.
В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.
С 2000 года вошёл в Духовный совет Троице-Сергиевой лавры.
Скончался утром 13 октября 2017 года].

Вот как комментировали эту смерть на православных форумах:
«Скончался один из мощнейших старцев современного православия – духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Наум (Байбородин). Его ставят в один ряд с духовником патриарха схимандритом Илией (Ноздревым) и скончавшимся в феврале 2017 года архимандритом Кириллом (Павловым), которого называли «всероссийским духовником».
Эта сеть духовников – организованная и встроенная в церковную иерархию часть старчества. Называться ими могут только священники, в то время как среди «пещерных» старцев – в основном простые монахи-савонаролы. Но духовник, это, конечно, не должность типа ключника или алтарника, а статус – духовного окормителя, или, говоря светским языком, лидера мнений, отвечающего за состояние умов своих чад.
Вот что скончавшийся архимандрит Наум проповедовал в 2012 году:
«В мире действует тёмная сила, которая поклоняется дьяволу, ненавидит Евангелие, Церковь, Православие. Ещё в начале прошлого века масоны-сатанисты говорили, когда нас будет 3 млн, всё будет в наших руках. А сейчас их уже 5 млн. – 38 тыс. лож. Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет-300, Бильдербергский клуб – эти четыре организации управляют всем миром.
Видимо, конец уже близок. Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец Света. Может быть большая война. Библия описывает эти закономерности исторического процесса. Если взять большую веревку, метров 300 – один конец будут тянуть одни, другой другие. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, молитва верующих уже не остановит бедствий» [...]».
* * *
Сайт «Православие.ру» разместил большую статью «Прозорливец наших дней»:
«13 октября 2017 года на 90-м году жизни преставился ко Господу старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, известный на всю Россию старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин). О том, каким был батюшка Наум, как повлиял на их жизнь, вспоминают его духовные чада и сослужители.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич), насельник московского Донского монастыря:
«Пробил час отшествия ко Господу, не побоюсь этих слов, одного из столпов старчества ХХ века отца Наума (Байбородина).
На «Православии.ру» только что опубликовано его животрепещущее, отмеченное налётом как бы детской простоты и наивности слово, горящее болью о последних временах человечества и о родной его сердцу России.
Число его духовных чад, рассеянных по всему постсоветскому пространству по обе стороны Урала, среди коих миряне, монашествующие, настоятели и настоятельницы святых обителей, не поддаётся исчислению.
Сегодня уже ранним утром, ещё до официальных оповещений в СМИ о печальной новости, все странноприимницы Сергиева Посада были уже заполнены до отказа.
Почившему были присущи чудотворные дары прозрения, исцеления. Его дарования и горение духа встретились с горячим стремлением к Истине, которое было характерно для юных поколений после смерти Сталина, «племени молодого, незнакомого» для ветеранов КПСС… Отец Наум стремительно вовлекал молодежь в церковную жизнь. У него был такой дар обращать даже совсем далеких от Церкви людей к вере.
Отец Наум благословлял тех, кто может, возвращаться к земле. А в наших краях главное в деревне – не замерзнуть. Это в городах жители даже не задумываются, откуда в домах в зимний период появляется тепло, а в селах об очаге надо позаботиться.
Также, помню, отец Наум благословлял своих чад заниматься подготовкой духовной литературы, мы её множили на ксероксах, где только кто мог. И я этим по его благословению занимался. Отец Наум ещё до десятилетий церковного подъёма говорил о том, что скоро откроется много монастырей, и старался силами своих пасомых обеспечить будущие обители душеполезным чтением.
Известно много случаев исцеления по его молитвам. Тех, кому требовалось исцеление души, он мог и в некие диспансеры отправить потрудиться, чтобы люди соприкоснулись с тем, что бывает, когда кто ведет нечестивую жизнь. Эти наглядные примеры сильно воздействовали».

Протоиерей Сергий Ткаченко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине:
«В 1977 году я вернулся из армии, надо было определяться, как дальше жить. Так я попал к отцу Науму. Он тогда был ещё игуменом. К нему не так много народа ходило. Хотя уже тогда понятно было, что это удивительный человек. Ученый, ставший монахом. Прозорливец.
Когда он меня только увидел, сразу подарил Евангелие. Я выхожу от него с этим Евангелием в руках, а там на на лавочке у проходной сидит какая-то монахиня и говорит:
– Будешь семинаристом, станешь священником.
– Почему? – спрашиваю.
– А батюшка Евангелие дарит только тем, кого рукоположат.
– Я не собираюсь становиться священником, – пожал я плечами и пошел дальше...
Но мой жизненный путь был взору отца Наума уже открыт.
Чем был замечателен отец Наум?
Он наполнял твою жизнь смыслом и давал ей направление.
В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре были два столпа: отец Кирилл и отец Наум. Отец Наум охватывал своим внутренним взором весь механизм духовной, общецерковной жизни, видел, где что ломается, где надо смазать, где подменить кого-то. Туда, где происходил сбой, он тут же посылал людей. Сейчас это в нашей церковной жизни несколько утеряно, но для нас всех отец Наум был по-настоящему духовным отцом. Потом уже, когда батюшка был слаб, благословил нас каждого выбрать себе в духовники кого-то помоложе, чтобы постоянно исповедоваться, а к нему уже приезжать для решения кардинальных вопросов».

Протоиерей Вячеслав куликов, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Заяицком:
«С отцом Наумом я познакомился в самом начале моего воцерковления. Помню, оказался я в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1983 году. А у меня там и спрашивают:
– У преподобного были?
– Нет.
– Сходите.
– А что он мне скажет? – спрашиваю, думая, что речь идет о преподобном Сергии.
– Что-нибудь да скажет, – отвечают мне, имея в виду, оказывается, отца Наума.
Он поговорил со мной. Посоветовал, какую мне духовную литературу читать. Благословил меня на тот момент и далее продолжать заниматься наукой. Я ему рассказал про свои труды. Потом мы к нему даже с моим научным руководителем приезжали. Он сам был из ученых, и к нему из академической среды часто обращались. Знаю, что многих он отправил в монастыри, кто-то стал по его благословению игуменами, игумениями» […]».
* * *

Надо честно признать, что при жизни старца Наума (Байбородин) Российская публика не была избалована его «пророчествами» в режиме-онлайн. Исключение составляют статья в интернете В.А. Губанова «Отец Наум предсказывает крушение СССР за 10 (с лишним) лет» за октябрь 2011 года и статья в газете «Покров» «Страна погибнет, если не запрещать богохульства. Высказывания архимандрита Наума (Байбородина)» (№ 7-8, 2012).

Статья В.А. Губанова «Отец Наум предсказывает крушение СССР за 10 (с лишним) лет»:
«Многие знают, что отец Наум из Троице-Сергиевой лавры предсказывает будущее. Часто он делал предсказания прикровенно или образно.
Но особенно запомнилось его пророчество, сделанное моим друзьям где-то в конце семидесятых годов, может быть, в 1979 г. Точно не помню, потому что мы тогда его словам не поверили. А дело было так.
Ко мне приехали мои друзья из Парижа, Александр и Наталия, православные, духовно грамотные, интеллигентные, деловые, они интересовались всем, особенно вопросами духовной жизни.
Мы поехали в монастырь преподобного Сергия, Радонежского игумена – хотелось познакомить их с отцом Наумом, архимандритом лавры. (Я был у него не раз, открывал помыслы, спрашивал совета, и заметил, что предсказания его сбываются неожиданным образом.)
Однажды, когда я был у него в келии, он подарил мне Библию. А я как раз искал, где бы её купить. (В то время Библий в продаже почти не было). Я хотел подарить её своим знакомым. Он, как будто угадав моё желание, достал из ящика картонного, в котором у него было много книг, Библию. Я поблагодарил. Потом он достал откуда-то географические карты к Библии и изображения икон. Я был рад изображениям икон, потому что занимался тогда иконописью и реставрацией. Но зачем мне эти карты? Зачем он мне их подарил? Да ещё и убеждал взять их.
Выйдя от батюшки, я сел на лавку, чтобы собраться с мыслями перед возвращением, упаковать подарки. Неподалёку сидел мужчина – видно, что приезжий, издалека. Он посмотрел на меня зорко и потом стал бросать вопрошающие взгляды. Оказалось, что ему были очень нужны именно карты к Библии. Я охотно отдал ему, благодаря Бога, что помог неизвестному человеку.
В другой раз, одна женщина пришла к батюшке Науму брать благословение:
– Я хочу в геологическую партию, будем собирать минералы, – сказала она.
– Зачем тебе в партию?.. – спросил он.
– Деньги нужны, у меня долг несколько сотен рублей.
– Нет, не благословляю, нет тебе пути в геологическую партию.
Она чуть не плакала. Денег достать было неоткуда.
– Нет, нет, – повторял батюшка. – Тебе это не поможет. Пожалуй, и лотерейные деньги тебе не помогут, – сказал он, задумчиво глядя вдаль. – Бог поможет, иди домой.
«И зачем это он мне про деньги лотерейные говорил», – думала она, возвращаясь домой. – «Ах, да, у меня же есть лотерейные билеты! На сдачу дали», – вспомнила она. Самое удивительное, что уже был розыгрыш лотереи, нашлась газета с выпавшими счастливыми номерами, она проверила и ахнула: выигрыш! Вот так батюшка Наум! Но… лотерейных денег не хватало для покрытия долга! Радость омрачилась. Но не надолго. Неожиданно раздался звонок: пришёл гость и достал деньги – отдать старый долг. Это уже было чудо. Она и забыла об этом долге. И вот теперь всё вместе сошлось.
Мы застали отца Наума в окружении многих посетителей, его духовных чад. Он не со всеми разговаривал, а выборочно, по вдохновению.
Нам же батюшка Наум смог уделить больше времени, чем другим. Ведь решалась судьба моих друзей, они приехали просить благословение на брак.
Мои друзья на прощание спросили у него, когда ещё можно приехать.
– А вот, приезжайте, когда Россия будет, как при Иване Грозном. Без Прибалтики, Азии, Кавказа. Да и Крыма. Безо всего.
Мы недоумевали: как это понять?
Батюшка руками показал ограниченное пространство и пояснил:
– Вот, когда будет Россия в таких границах, как при Иване Грозном, маленькая, вот такая… тогда и приезжайте.
Никто из нас не поверил тогда его предсказанию. СССР был крепок, преуспел в космических делах, рубль считался твёрдой валютой. Никому и в голову не приходило, что власть эта может кончиться. Изменения быть могли, но никто не ожидал, что начнётся «перестройка», восстанут антирусские силы и СССР распадётся на республики, «княжества» и свободные зоны.
Да, повторяю, никто не поверил, хотя отец Наум говорил убежденно, с вдохновением, глаза его светились.
Через несколько лет, когда «перестройка» начала превращаться в перестрелку и спекуляцию, Александр спросил меня:
– Не это ли предсказывал отец Наум?
– Нет, – ответил я.
И, действительно, тогда это был ещё не конец.
И вот теперь, когда слова отца Наума сбылись, мои друзья вновь приехали в Москву, по своим делам. Но попасть на этот раз к батюшке они не смогли. Видно, не все ещё беды пережило наше Отечество…».
* * *

Статья в газете «Покров» «Страна погибнет, если не запрещать богохульства. Высказывания архимандрита Наума (Байбородина)»:
«Уже много лет в Троице-Сергиевой Лавре окормляет народ архимандрит Наум (Байбородин). Будучи 81-летним старцем, он продолжает принимать тысячи людей. Многие из них хотят посоветоваться, получить благословение одного из самых известных старцев обители.
Архимандрит Наум родился в 1927 году, в деревне Мало-Ирменка (Шубинка) Новосибирской области. Участник Великой Отечественной войны. Пострижен в монашество 14 августа 1958 года, на третьем курсе Московской духовной семинарии.
Записанные высказывания архимандрита Наума – о сопряжении времён, о прошлом, настоящем и будущем России.
«Сейчас много пишут, говорят, а полезному никто не внимает. Все заживо погребены в суете. Людей захватили земные, материальные интересы. Появилась лихорадка путешествий: туда съездить, там посмотреть. А упускают из вида главное – возвращение к Богу-Отцу. Надо понимать, что земная жизнь дана для причастия к Вечности».
«Раньше в школах преподавали Закон Божий, люди соблюдали посты. Монастыри были оплотом веры, апостольское правило хранилось. И много по вере народной творилось чудес. Церковь просвещала народ: в стране были сотни семинарий и духовных училищ, тысячи церковно-приходских школ. Учили, как жить во спасение души, как сохранять семью, как воспитывать детей нравственно-крепкими и жизнеспособными. Всё делали для того, чтобы были гармония в обществе, мир в семьях и душах.
Церковь была в союзе с государством. Как воплощался этот союз? Церковь учила, что аборты – это убийство, и государство запрещало аборты, нация не вымирала. До революции в России было 190 млн. человек, а сейчас – 140 млн., и умирает больше людей, чем рождается».
«По проповеди пророка Ионы все жители Ниневии покаялись и были спасены, отвратили от себя гнев Бога и разрушение города. А у нас до революции сколько святых было: святой праведный Иоанн, блаженные Паша и Пелагия Дивеевские… Сколько тогда было прозорливых – 5-6 святых. Ведь могли же они все помолиться Богу, чтобы он не допустил революции».
«Манифест 17/30 октября был написан председателем Комитета министров, потом Совета министров, С.Ю. Витте. При нём с руководящих да учительских должностей православных увольняли. Моя мама пошла в школу в 1908 году, сходила на занятия несколько раз, а потом сказала: «В такой школе и учиться нечему. Нам учителя говорят, что теперь будем строить счастливую жизнь без попов и царей». Больше она в эту школу не пошла».
«Перед войной 1941 года в России по всей стране оставалось не более 150 действующих храмов. Мать Сталина Екатерина была верующей. Сам Сталин говорил, что она до самой смерти сожалела, что он не стал священником. Вопрос веры во время войны стал решающим. Немцы открывали сотни храмов на оккупированной территории, лишь бы люди не шли в партизаны. И Сталин приказал открыть храмы, восстановить Патриаршество.
4 сентября 1943 года состоялась встреча в Кремле Сталина с местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем). Последний, по некоторым сведениям, принимал исповедь у Сталина, причащал его. Тогда же было принято решение об открытии Лавры, возобновлении Богословских курсов».
«В мире действуют тёмные силы, которые поклоняются дьяволу, ненавидят Евангелие, Церковь и Православие. У них всё извращено: жёны запрещены уставом, заведено мужеложество. Утверждается система юридического признания однополых браков. В Англиканской церкви таких венчают, даже епископы такие у них есть».
«Видимо, конец уже близок. Сейчас европейские народы всё больше уклоняются в нечестие, а то и в прямое поклонение сатане, и по неверию извергается, а потомки Хама познают и исповедуют Христа. Много чудес происходит в Африке. Принимают Крещение, переходят из мусульманства, исповедуют Христа, Матерь Божию. Известен случай, как один убил жену-христианку и малолетних дочек, закопал их, а одна из девочек явилась и сказала: «Мама кормила нас грудью, Господь нас всех воскресил».
Или был случай с арабом-мусульманином в Сирии: долгое время у них с женой не было детей, и его родители уже требовали, чтобы он развёлся с супругой и взял другую, способную родить наследника. Но он молился Матери Божией, и Она послала ему ребёнка. Мусульмане разрубили его на части, спрятали в багажник машины, а когда потом открыли багажник, увидели его, истекающим кровью, но живым. Матерь Божия даровала ему жизнь, сама накладывала швы. Это араб принял святое Крещение».
«Если в России зло будет распространяться, то это приблизит конец света. Библия описывает эти закономерности исторического процесса. Представим себе большую верёвку, за один конец которой тянут саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники, а за другой – праведники. Если грешники перетянут, то молитва верующих уже не остановит бедствий».
«Должно утверждать Евангелие, водворять Истину, добро и святость, прекратить блудодеяния. Особенно женщин надо привести в порядок. Какое нечестие было в Храме Христа Спасителя! Веру Божию надо воздвигать, а не уничтожать».
«Страна погибнет, если не запрещать богохульство, мужеложество, аборты. Необходимо исключить продажу земель и имущества Русского государства».
«Нам нужно сейчас мобилизоваться, снять с руководящих должностей нравственно нечистоплотных и ущербных чиновников и начальников. 95 лет прошло после устроенного в России переворота. Тёмные силы не отказались от своих планов насчёт нашей страны. И сейчас всюду у власти враги Христовы. Это касается и руководства отдельных предприятий, и городского управления, и общефедерального – министерских кресел. Нужны добрые правители, которые смогут упразднить тёмные силы, чтобы не хулилось Имя Божие».
«Надо, чтобы сами люди, чувствуя в жизни во всём Божие устроение, стали добрыми».
«Господь в каждого вложил определённые таланты. И все должны соблюдать заповеди. Они даны для всех.
А как соблюдать Закон Божий, если на русском языке сейчас много искажённых текстов?
Читать надо по-церковнославянски. «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене» (Исх.20:2-3).
Сейчас вопрос стоит так: спасётся Россия или нет?» («Покров», № 7-8, 2012).
* * *

Кроме того, в 2006 году вышла монография «Духовничество как система параллельного управления Церковью», в которой говорилось:
«Особое место в современной РПЦ занимают духовники. Формальной функцией духовника является исповедование прихожан и наставление по их просьбе во всех делах. В принципе этим может заниматься любой священник, однако среди них есть те, у кого исповедь является специализацией.
Считается, что духовники утешают в страдании, помогают советом в трудной жизненной ситуации. В этом отношении духовничество есть часть более широкого явления, именуемого старчеством.
Старчество – это оказание психологической помощи верующим, в том числе путём исповеди, совета, наставления, молитвенного заступничества, пророчества, изгнания бесов. Идея о необходимости находиться под духовным покровительством старца является одной из важнейших составляющих «народного православия». Наличие такого покровительства – гарантия последующего спасения, и потому институт старчества проникнут эсхатологическими ожиданиями.
Старцами (и старицами) могут быть и священники, и не имеющие сана монашествующие, и даже рядовые члены Церкви, что было особенно широко распространено в советское время, бедное на духовенство. Особое уважение верующих вызывают такие качества старцев, как прозорливость (т.е. дар предвидеть события, а также знать о тех вещах, о которых верующий только хотел бы ему рассказать),молитвенная сипа (т.е. свершение дел по их молитве), а также умение изгонять бесов (экзорцизм). Несмотря на средневековую форму психологической помощи, старчество является важным этапом разложения коллективистского (соборного) настроя, присущего в первую очередь воцерковленным, и Равно как для какого-то другого священника специализациями являются строительство храмов, администрирование или миссионерство, адаптации его к современному сложноструктурированному обществу. Верующие сел или малых городов не имеют альтернативы, в какой храм ходить, – на эту местность приходится одна церковь. Также в рамках существующего церковно-административного деления они не в силах найти себе иного епископа, но выбрать для спасения из разных старцев своего они могут (хотя зачастую и не видят его годами). Кланы почитателей различных старцев, несмотря на свой консервативный и фундаменталистский настрой, реформируют Церковь больше, чем им бы самим хотелось.
Старицы и старцы, не являющиеся священниками и не требующие от своих последователей регулярно посещать храмы и причащаться у штатного духовенства РПЦ, ныне вызывают однозначное осуждение архиереев. В соответствии с многовековой практикой церковная иерархия имеет основания видеть в таком старчестве залог православного сектантства.
В большинстве случаев борьба со старцами, подрывающими сегодняшнюю иерархию, идёт без оглашения конкретных имен, за исключением случаев, когда лично Патриарх удостаивает некоторые группы своим неодобрением, что по большому счету остается его личным мнением, не ведущим ни к каким последствиям. Ни Синодальная богословская комиссия, ни тем более Священный Синод и Архиерейский собор не нызывали конкретных имен «плохих» старцев и даже обобщенных названий групп их последователей. Общие рассуждения о младостарчестве, характерные для последних шести лет жизни Церкви, не выделяли старцев-несвященников в качестве самостоятельного явления.
Лишь в конце 2003 г. был издан первый, полуофициальный пока, сборник, выражающий точку зрения епископата на конкретные направления современных антииерархических внутрицерковных движений. Большинство из них находилось под контролем определённых старцев. В нём критике подверглись имеющие межрегиональный характер «Братство Царя-Искупителя» (и его лидеры В. Кузнецов, схимонахиня Николая (Гроян), певица Ж Бичевская, а также благочинный одного из округов Ивановской епархии игумен Митрофан (Лаврентьев), «Опричное братство св. Иосифа Волоцкого» (лидер А. Макеев), новые симоновцы из Успенско-Казанского монастыря Ивановской епархии (во главе с игуменом Викторином (Кривоноговым), старцем схимонахом Симоном и схимонахиней Серафимой), пелагеевцы (почитатели старицы Пелагеи Рязанской (она же Полюшка Захаровская, 1890-1966), во главе со священником Рязанской епархии о. Петром, стремящиеся к ее канонизации), имябожники, люди, стремящиеся к канонизации Г. Распутина, царя Ивана Грозного, И. Сталина.
Несомненно, что этот список является верхушкой айсберга. В провинции находятся десятки аналогичных групп, часть из которых ассоциирует себя с РПЦ (т.е. поминает имя Патриарха и своего епископа на богослужении), часть – уже нет, хотя и декларирует свою причастность к МП. Многие из них имеют достаточно неопределенную и быстро меняющуюся идеологию, зависящую от настроений старца или лидера группы.
Обычно имеющему плохое богословское образование провинциальному духовенству трудно уверенно определить, в чём именно состоит отклонение старца от учения Церкви. Тем более что у него могут найтись покровители и поклонники в среде высшей церковной иерархии или светских властей […]».

Далее автор монографии в академическом духе постсоветского материализма «разобрал» духовное наследие некоторых старцев, как до революции, так и в послереволюционный период.
Досталось от него и старцу Науму:
«Ярким примером влияния духовников на жизнь современной РПЦ является деятельность архимандрита Наума (Байбородина), члена Духовного совета TCJI. Архимандрит Наум – один из трех наиболее влиятельных и «общепризнанных» духовников Церкви.
Николай Александрович Байбородин, 1927 г. р., уроженец деревни Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области, ветеран Второй мировой войны, будучи воспитанником 3 класса МДС, был пострижен с именем Наум в насельники TCJI 14 августа 1958 г.
С тех пор и по настоящее время он подвизается в этом монастыре.
Особый статус о. Наума в Лавре подчеркивает то, что помимо кельи он имеет отдельное помещение для приёма своих духовных чад.
Один из его духовных детей, предприниматель, так говорит об этом:
«Я пришёл к нему несколько лет назад. К нему очень трудно попасть – сотни, если не тысячи людей со всей страны, с Украины, которые специально приехали, чтобы встретиться с ним. Старец принимает в Лавре, где со стороны бокового, не туристического входа для него построен специальный деревянный временный домик Принимает с б. 30 утра до часу дня. Однако сколько долго ни стоял, войти в домик не получалось. Там, собственно, нет очереди как таковой. Вроде стоишь-стоишь, уже около двери, а тебя не впускают – всё время какие-то люди тебя обходят и – в дверь. Наконец я к нему попал раз, попал другой, третий, открылся ему, он меня заметил, и теперь я уже вхожу в этот домик без очереди – мимо других.
«Уникальное свойство старца состоит в том, что он замечательно умеет связывать людей и всё это очень хорошо помнит. Он меня никогда специально не ищет, но, как у православных людей говорится, «промыслом Божьим» я в какой-то момент понимаю, что мне к нему надо. Подъеду, поговорю, а он рукою машет уже, кого-то подзывает и мне говорит – вот, думаю, этому человеку помочь надо. Так он вяжет узелки. Если бы вы знали, какая вокруг него хозяйственная деятельность ведется. Какой он труженик. Вот, к примеру, монастырь в Новосибирске, в который он отправляет множество ребят – обездоленных и потерявших себя. Сколько оттуда грузовиков с луком в Москву пришло, сколько стройматериалов туда ушло. Поэтому к нему столько людей без очереди и идет - не просто так, а решать конкретные вопросы. Что, куда и как».
С помощью своих духовных детей архимандрит Наум руководит обширной сетью общин и монастырей, которые считают старца своим духовным руководителем, хотя формально подчиняются правящему архиерею той или иной епархии. По всей видимости, главный из монастырей старец устроил на своей родине. Брошюра, изданная в честь юбилея Новосибирской епархии, прямодушно сообщает: «Жизнь новосибирского монашества активизировалась, когда в наш край по благословению известного московского духовника архимандрита Наума прибыла группа монахов и послушников для организации монастыря. Так возникла община в дер. Мало-Ирменка Ордынского района, на родине отца Наума».
Один из молодых церковнослужителей так описывает свою встречу с наумовцами:
«Я после семинарии приехал поступать в МДА, но не прошёл. Мне посоветовали сходить к старцу Науму за советом. Ждать пришлось очень долго, но я к нему попал. Он меня благословил пожить и потрудиться в Савво-Старожевском монастыре в Звенигороде. Там я провёл почти год. Меня всячески обхаживали, чтобы я постригся, но что меня особенно поразило, они точно знали, чем я потом буду заниматься: поедешь, говорят, собирать виноград под Бахчисараем [Республика Крым, Украина]».
Духовные дети о. Наума исповедуют своеобразную религиозно-политическую концепцию, которая выделяет их даже из среды воцерковленных. Фактически речь идёт об образовании своеобразного экстерриториального ордена – со своей идеологией, финансовой базой, членством. Организованные группы последователей старца обнаружены мною (помимо перечисленных) в Вологодской, Казанской и Красноярской епархиях.
То, что архимандрит Наум является фактическим руководителем «всех ставропигиалъных монастырей», признал в беседе с автором и высокопоставленный сотрудник ОВЦС […]».
* * *
Как видим, публикаций, посвящённых старцу Науму (Байбородин), при жизни было крайне мало и в них отсутствует какое-либо упоминание о возможности восстановления монархии в Российской Федерации.
Поэтому встаёт законный вопрос:
«А можно ли доверять автору данной информации Алисе Селезнёвой, что Российская публика о ней знает?»
Зажигает данная дама на сайте «Южный Федеральный» с 2016 года, специализируется на статьях типа «На дне ТИХОГО ОКЕАНА найдена база инопланетян», «Над СВЯЩЕННОЙ горой КУЗБАССА появился НЛО», «НЛО над АЛЯСКОЙ: АМЕРИКАНЕЦ СНЯЛ «ВТОРЖЕНИЕ ИНОПЛАНЕТЯН» на ЗЕМЛЮ», «ОКАМЕНЕВШИЕ останки МАРСИАНИНА снова попали в поле зрения робота CURIOSITY» и т.д.
09.01.2017 она отметилась ещё одним постом на тему пророчеств о «Грядущем царе» под названием «Пророчества Ростовского старца НАУМА о «СВЯТОМ СПАСИТЕЛЕ РУСИ» начинают сбываться»:
«Праведный старец Наум (Елисеев) из села Новониколаевки был известен на всю Россию. За исцелением к нему приезжали жители не только ростовских земель, но и всех губерний царской России. Старец запомнился своими способностями лекаря, а также пророчествами о судьбе страны, которые уже исполнились и продолжают сбываться по сей день.
В 1916 году к старцу прибыла семья высокопоставленного чиновника из Брянской губернии за помощью в избавлении от тяжкого заболевания, которым страдала их дочь. Святой старец молебнами за здравие болящей Елизаветы сумел помочь дочери чиновника, вскоре она пошла на поправку. В день отъезда глава семьи зашел поблагодарить Наума за помощь. В долгом разговоре старец поведал Богатыреву о своей жизни, дал советы на будущее.
В завершении беседы святой старец сделал пророческое заявление:
«И года не пройдет, как свергнут Николая, убьют его зверски, а трон займут потомки змиевы».
Пророк увидел, что Россию ожидают смутные времена:
«К концу подошло время святой Руси. Скоро в храм Божий ходить нельзя будет, а кто пойдет – останется ни с чем».
Праведный старец считал, что былая слава великого государства восстановится, но произойдёт это только спустя век.
«А стране потерпеть придется, пока наследник объявится и восстановит былую славу великого государства. А срок этот – век. Святой спаситель придёт, так и передай всем. Подобно Владимиру, крестившему Русь, государь из печи адской страну вынет, и на мировой престол поставит».
В 1918 году во времена гонений на приверженцев православной веры старец Наум был убит. Прошёл век и, судя по всему, его пророческие предсказания начинают сбываться».
* * *
Похоже год прошёл и Алиса из «страны фантазёров и фантастов» со старца Наума (Елисеев) перешла на старца Наума (Байбородин).
Что-что а в отсутствие «патриотического» постоянства нашу Алису не упрекнёшь:
«Святой спаситель придёт, так и передай всем. Подобно Владимиру, крестившему Русь, государь из печи адской страну вынет, и на мировой престол поставит».
В связи с этим мне вспомнился пост Сергея Худиева «Видения, Пророчества и духовные фейки» за 2015 год:
«По сети распространяется текст «пророчеств святого Паисия Святогорца о конфликте между Турцией и Россией». Его легко найти, и я не буду его подробно цитировать. Само по себе появление такого текста неудивительно – было бы удивительно, если бы ничего такого не появилось.
Во время пика конфликта на Донбассе сеть была полна пророческих видений. Протестанты, склонные к харизматической традиции, видели их и получали откровения, из которых явствовало, что флаг их дорогой Родины будет гордо реять, а демонические полки их Богом проклятых врагов будут рассеяны Божественным гневом.
Православные, принадлежа к традиции, настаивающей на личном смирении, сами видений не видели – но пересказывали видения, бывшие различным святым и блаженным старцам, из которых явствовало то же самое, – наша политическая или военная борьба есть борьба духовная, Бог однозначно на нашей стороне, наш флаг будет гордо реять, полки же наших Богом проклятых врагов будут рассеяны и т. д.
С одной стороны, это понятно: время смут и войн – это время слухов и военных уток, которые люди всегда распространяли, чтобы подбодрить себя и закалить свою ненависть к врагам. А с появлением социальных сетей их распространение приобрело лавинообразный характер. Люди вцепляются в любую информацию, которая, как им кажется, подтверждает правильность их позиции и оправдывает их поступки. Их мало волнует её достоверность.
В христианской среде, увы, во множестве являются «духовные» фейки и утки. То афонские старцы насмотрятся телевизора и проклянут одну сторону; то насмотрятся другого телевизора и проклянут другую. Правда, потом выясняется, что то и другое – фейк, а телевизора старцы вообще никакого не смотрят.
Обострение отношений с Турцией естественно породило новую волну фейков – про то, как наша доблестная авиация стерла с лица земли какие-то неприятельские города (о том, что это было бы вопиющее военное преступление, распространители фейков не думают) и тому подобное наведение ужаса на неверных бармалеев.
Увы, мы не застрахованы от появления и духовных фейков. Я не могу с уверенностью утверждать, что пророчества, приписанные святому Паисию Святогорцу, – фейк. Но, как говорят, «это крякает как утка», то есть имеет ярко выраженные признаки фейка. Да, подлинное сообщение может быть похожим на фейк; а фейк – выглядеть чрезвычайно правдоподобным. Но в данном случае я склонен считать эти пророчества фальшивыми – пока не увижу убедительных причин признать обратное.
Пропагандистские фейки, замаскированные под пророчества, всегда читателям обещают разные блага, в то время как суды Божии постигнут исключительно их врагов. Когда мы сталкиваемся с текстом, который ласкает национальное чувство тех, к кому он обращён, и обещает им славные победы, а беды и катастрофы их врагам – это в 99-ти случаях фейк. Нет ничего более чуждого Писанию, чем дух озлобленного этнического национализма. Затяжная этническая ненависть, которая припоминает своим соседям грехи и преступления их предков, чтобы подчеркнуть – это варвары, о которых жалеть не надо, увы, явление обычное в этом падшем мире. Но оно вдохновляется явно не Святым Духом. «Пророчества» приводимые от имени преподобного Паисия Святогорца, слишком явно выдают озлобленный национализм (в данном случае, греческий) и мечты о национальном величии. Едва ли то (или другое) внушается людям Богом.
Священное Писание ясно заповедует христианам быть миротворцами. Пророчества, публикуемые с тем, чтобы воодушевить людей на войну (в которой сейчас нет никакой неизбежности), обещая им славные победы, находится в резком конфликте со словами Господа, которые мы слышим за каждой литургией: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9).
Исходя из всего этого, я нахожу чрезвычайно вероятным, что это просто очередной, один из многих, фейк. Я неоднократно сталкивался с тем, как люди (иногда даже духовные чада) слышат от старцев (или просто священников) ровно то, что они хотят услышать, а потом возвещают это городу и миру, – а бедные отцы и не знают. Это может быть почти несознательной интерпретацией в стиле «мне так запомнилось», это может быть передачей через третьи руки по принципу испорченного телефона, это может быть просто ложью, это может быть даже слабостью человека, в остальных отношениях святого – всякое может быть и примеров этому множество.
Распространяя что-то в качестве «пророчества», мы принимаем на себя очень серьёзную ответственность перед Богом».
* * *
Да, приходится согласиться: «Время смут и войн – это время слухов и военных уток, которые люди всегда распространяли, чтобы подбодрить себя и закалить свою ненависть к врагам. А с появлением социальных сетей их распространение приобрело лавинообразный характер. Люди вцепляются в любую информацию, которая, как им кажется, подтверждает правильность их позиции и оправдывает их поступки. Их мало волнует её достоверность...», поэтому информацию о «пророчестве» от старца и духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Наума (Байбородин) приходится отнести к очередному фейку.
* * *

Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных. В воскресенье, 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села. Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. Но в связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу.

В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях № 49722 (г. Калининград) и № 53972 (г. Шяуляй), обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего. Вернувшись домой, Николай закончил прерванное обучение, обучаясь в 1952–1953 годах в вечерней средней школе № 26 ст. Пишпек (г. Фрунзе) Туркестано-Сибирской железной дороги Киргизской ССР, и в том же году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета (сейчас – КГТУ им. И. Раззакова).

В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 14 августа 1958 года в Троицком соборе Лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил постриг послушника Николая в монашество с именем Наум в честь преподобного Наума Троицкого, ученика преподобного Сергия (память – 19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года, на праздник преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, в Сергиевской церкви Троице-Сергиевой Лавры (Трапезном храме) митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) монах Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. Ровно через год, день в день, 8 октября 1959 года, в Успенском соборе Лавры митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. В 1960 году отец Наум успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Филаретом иеромонах Наум возведен во игумены.

В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.

Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии.


Воля к святости

Проповедь записана в Свято-Троицком храме Лавры летом 1998 г.

Три греха

Великая тайна в том, что Бог явился нам во плоти и призвал всех людей к святой блаженной жизни. Именно призвал… Господь никого не заставляет, хотя достаточно одного слова Его, чтобы мы переродились. Вспомните, как Бог творил вселенную. “Да будет свет!” – сказал Он, и свет появился. И каждому из нас Он говорит: “Да будь свят!” Но сразу не делает нас святыми, а чего-то ждет от нас. Чего?

Для чего Господь сотворил эту чудную, прекрасную вселенную? Чтобы ввести сюда человека, и чтобы человек, пребывая с Богом, созерцая Божие творение, БЛАЖЕНСТВОВАЛ, жил с Богом и познал вечную жизнь. Так и было – в Эдемском раю. И люди не знали никакого греха. Не надо было учить Адама: мол, не убей, не прелюбодействуй. Этим словам Адам бы удивился: “А что это такое?”. В уме даже не было понятия о каком-то зле. Но вот произошло великое грехопадение, которое продолжается поныне, и которому мы сами живые свидетели. Даже говорят некоторые, что первое грехопадение это – Адама в раю. Потом говорят – это падение великое у Иуды. И потом еще – падение у Папы, когда от нашей церкви отпали римо-католики, и мир поделился пополам.

Итак, грех первый.

Великое зло разлилось по вселенной после того страшного события в Эдеме. Представьте, раньше Адам как бы княжил в этом мире – все ему было покорно: животные, все творение Божие. А когда Адам передал свое первородство дьяволу – то князем мира сего стал дьявол. И он научил жить человека “по-новому”, научил убивать друг друга, прелюбодействовать, завидовать, пьянствовать, всякие беззакония совершать. Богу не стали молиться. Представьте, до седьмого поколения не молились Богу после грехопадения Адама. Вот как ЗЛО вошло в душу людей, и как люди изменились. Люди стали думать о земном, пошла какая-то особая цивилизация – стали строить планы большие, висячие мосты, каналы, всякие города. И люди забывали о вечном Боге. Более того, дьявол не только отвлек от Бога, но научил поклоняться ему, демону, и тогда придумали много богов… Строили капища. Храм блудницы Артемиды такой был огромный, что назывался одним из “чудес света”. Такая красота, такое богатство, такое изящество – и все совершалось там в служении дьяволу, собирались тысячи блудниц, совершались всякие “празднества”, разврат, по сути… Люди строили статуи, идолов, и в эти изображения часто вселялись бесы. Приходили люди, вопрошали их – и оттуда был голос, от деревянных идолов. И вера в дьявола была глубокая. И вот эта языческая религия была государственная религия. И людям нравилось все это.

Теперь грех второй.

“Да будь свят!” – говорит нам Господь. И ждет от нас… Он ждал и тогда, когда готовилась Голгофа. Представьте, сколь великое смущение было среди иудеев: как это так, если Он – Бог, то почему допускает, что с Ним так обращаются?! Приходят фарисеи и говорят: “Мы за тобой наблюдали, ты злодей, в тебе бес сидит”. И Он терпел. Ни в чем Христа не могли обвинить – и придумали казнить как государственного преступника, будто Он хочет стать царем вместо кесаря Римской империи. И Господь терпел. Почему палец о палец не ударил? И много потом веков прошло, но люди многие так и не могли понять благой призыв Господа. Даже и Мухаммед, основатель мусульманства, поначалу как бы склонился принять христианство, но все-таки рассудил по-человечески: да, Иисус был хороший, но почему себя не защитил, если Он Бог? И вот что придумал Мухаммед: “Его хотели убить, а мы вот с Аллахом не дали убить, подняли на небо”. В своем Коране пророк Ислама поместил Иисуса на “второе небо”, в рай. Такая простая, по-человечески понятная, вера. Но Господь-то не этого от нас ждал! Не слепого поклонения, а осознанного раскаяния, доброй воли к святости.

И вот грех третий – отпадение римо-католиков от православия, затем последующее отделение от римо-католиков протестантов и так далее, и так далее… дробление без конца. Отчего так происходит? В чем причина разногласий, ересей? А вот мы посмотрим, как об этом Евангелие проповедует.

В Евангелии мы видим, что одни верили Христу, а другие уходили. Говорил Иисус Христос о Таинстве Причащения – и многие не понимали. “Как это так мы будем плоть вкушать Сына Человеческого?” И уходили в неверие. Иуда – его посылал Господь изгонять бесов. И он изгонял – Господним именем. Корзину носил, когда Господь насыщал четыре тысячи человек семью хлебами. И видел своими глазами, как от этих семи хлебов остались семь полных корзин хлебных кусков, объедков. И видел многие другие чудеса Господни. Почему же он НЕ СТАЛ апостолом? Почему предал Господа? В чем тайна? Почему сейчас много ученых, умных людей – но не все они веруют во Христа? Почему не все приходят к Евангелию, почему не все крещеные?

Почему? Потому что слаба воля к святости, воля к добру. А там, где ее нет, ее место замещает другая воля. Иуда бежал благодати Христовой. Почему? В него вошел демон, а когда демон бывает в человеке, то он руководит помышлениями, мыслями, вразумляет, как делать, что говорить. И тогда этот человек, бесноватый, все делает по внушению дьявола – и книги пишет, и распоряжается, руководит… Почему человеку нужно иметь сердце чистое? Потому что Бог свят, и принять Его может только освященное, чистое сердце.

Одно дело веровать, а другое дело – любить. И бесы веруют и трепещут. Но их вера злобная, потому что они любят грех, блуд, убийство, непотребство всякое… Сколько я видел бесноватых. Сколько в них злобы… Мне недавно один человек рассказал, как он к вере пришел. Говорит, много сидел в тюрьме, был неверующим. А когда посмотрел, как ведут себя бесноватые при отчитке – хрюкают, лают, я, говорит, смутился, в ужас пришел: ага, значит бесы-то есть, а я думал нет ангелов, нет души, нет Бога. Я, говорит, стал читать Евангелие, уверовал во Христа. Вот, и так люди приходят к вере, к Богу.

“Да приидет Царствие Твое…”

Господь дал нам молитву “Отче наш”, в которой говорится: “Отче наш, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое…” Этим упованием – “да приидет Царствие Твое” – мы открываем свое сердце Царствию Божию, чтобы Дух Святой вселился в нашу душу. Так, через Дух, мы принимаем в себя Господа – Отца, Сына и Святого Духа.

Живоначальная Троица Святая человеческим умом непостижима. И св. отцы говорят, что Бога нельзя понять умом, а только верою. Но все же, говорят они, какие-то сравнения мы можем делать. Ведь мы созданы по образу и подобию Бога-Троицы, и, значит, какие-то начатки троичности можем видеть в себе. А что имеется в нас? Ум, слово и дух.

Наш ум – это как бы образ Отца. Наше слово – напоминает нам Слово Божие, Иисуса Христа. Мы знаем, что Христос был одновременно и человек, и Бог, то есть имел двойственную природу. Так и наше слово двоично. В самом нашем обыкновенном, произнесенном вслух слове пребывает энергия определенной звуковой частоты, это вид материи. И в то же время слово не просто звук, а осмысленное какое-то речение. Значит, в слове видим и духовную сущность, и физическую. И вот в Иисусе Христе мы различаем также природу человеческую и божественную. И в каждом слове виден дух. Этот дух пребывает и в книге, которую мы читаем, в картине, которую написал художник, в любом произведении, в любом делании.

Дух, пребывающий в слове, передается даже животным. Вот самый обыкновенный пример. В семьях часто бывает кот. Представьте, приходит хозяин на обед, хозяйка дает ему вкусную котлету. Вдруг звонок – и пока хозяин говорит по телефону, кот, прельщенный вкусным запахом, стаскивает котлету, жует ее. Возвращается хозяин: “Как ты посмел испортить мне обед?!” И что чувствует кот? Он видит хозяина, слышит его голос, хозяйский, и в этом голосе – дух гнева, ярости. Кот, конечно, убегает. Так вся природа чувствует. И все создают вот этот дух. Рассказчик что-то говорит, какой-то философ выступает – и люди, бывает, сами не зная почему не верят им. Чувствуют “дух” неправды. “Что ты обманываешь?” – говорят. Или наоборот, говорит человек вроде бы сущую чепуху, ну, как юродивые у нас, – и вдруг сверкнет в этих словах настоящая правда. По духу чувствуется…

Так вот мы и представляем собой образ Живоначальной Троицы – ум, слово и дух. Три сущности и в то же время единый внутренний духовный человек. Так вот можем мыслить и о Боге. Некоторые еще сравнивают триипостасность со светом, солнцем и теплотой. Но это, что я говорил, самое простое такое сравнение, что мы носим образ Живоначальной Троицы. Там, в нашей душе, есть Божий престол, и ум наш, как архиерей, может священнодействовать на нем – беседовать с Богом и отвергать всякие чуждые помыслы.

Престол Божий

Святые отцы говорят так: вот, есть дерево в саду, садовник ходит вкруг него и смотрит. Дерево зеленеет, красивые листья на нем радуют садовника. Но эта радость не полная, он еще чего-то ждет. Чего? Плодов, ягод. Если не будет плодов, то листья эти, хоть и красивые, будут только насмешкой… Так вот и с нами: ходим в церковь, вроде постимся, избегаем больших грехов, молитвы, Символ веры знаем, книги читаем – но нет плодов, потому что нет внутренней веры, не храним свой ум. Если бы вера наша хранила наш ум, если бы призывала Бога, то прогнала бы дьявола с его искушениями. “Отойди от меня сатана! – сказала бы. – Я Богу служу. Зачем ты сюда пришел?!” И осталась бы в чистоте.

Конечно, бывает не так просто прогнать демона. Как в том примере с двумя сыновьями священника. Задумали они однажды изгнать беса из некоего человека. Стали изгонять: “Выйди отсюда, именем Иисуса Христа и апостола Павла!” А бесы кричат: “Иисуса Христа знаем, и апостола Павла знаем, а вы блудники и воры, пьяницы. Вас не знаем”. И давай колотить этих двух сыновей священника. И те в страхе убежали. Сам человек не может иметь власти над демонами, если только Бог не даст ее. А бесчинникам Он не помогает. Даже если ты, скажем, бьешь там животных, рвешь деревья, кусты попросту ломаешь – значит ты бесчинствуешь. Осуждаешь человека только в мыслях – тоже совершаешь грех. Вот некто каялся: “Я был намерен одного человека убить, будучи на фронте. Он там нанес вред девице. И уже приготовил я винтовку. Потом выжидал-выжидал, и его не встретил. А потом прочитал, когда к вере пришел, что если было злое намерение украсть и убить, и ты хотел это сделать, и тебе помешали, и ты это не совершил, то ты все равно повинен в этом грехе… И этот грех я чувствую, он никуда не девался, а до сих пор со мною”.

“Непрестанно молитесь”, – говорит апостол Павел Фессалоникийцам. И это означает непрестанно охранять ум свой и блюсти внутреннего человека, приближать внутри себя Царствие Божие. В молитве, которую дал нам Господь, говорится: “Отче наш, да святится имя Твое…” И вот поэтому мы читаем Иисусову молитву, призывая Имя Господне: “Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного”.

Непрестанно молитесь, сколько кто пожелает. А как молиться?

Один странник под руководством схимника читал тысячу раз Иисусову молитву, и схимник учил его так: “Когда читаешь эту молитву, заключай внимание в слова молитвы, ни о чем не думай, не представляй. В сердце как будто тебе там читает, сам себе там слушай, не отвлекай, чтобы молитва была плачем: “помилуй меня, грешного”, – потому что ты великий грешник, хотя ты говоришь, что ты никого не убил, не прелюбодействовал. Ты в этом мире смертный человек, стареешь, ожидает тебя могила, душа отойдет от тела, тело рассыплется в прах, а ты будешь давать ответ Богу за свои деяния и даже помышления. Поэтому считай себя грешником”. И так странник просил Бога: “Помилуй мя, грешного”. Тысячу раз, потом три тысячи отсчитал, потом схимник стал давать ему задание – шесть тысяч раз, потом двенадцать тысяч. И такое это молитвенное правило стало длинное, что только к полуночи кончалось. А все-таки радостное такое было настроение, состояние, что дал схимник ему это правило.

Мы знаем, что еще в древности было правило . Тогда, при святом Пахомии, только еще утверждалось монашество, Господь посылал ангелов с неба и давал правила, как устроить монастыри, как жить монахам во всех областях жизни… И сейчас тем, кто приходит сюда, к нам на жительство, кто хочет быть монахом и ангельские житие проводить, им дают это правило Пахомия. А что это за молитва по правилу Пахомия? Обыкновенное начало, как в утренних молитвах и на малом повечерии: “Царю Небесный”, “Святый Боже…”, “Отче наш”, “Помилуй меня Боже…”, “Верую…” и 100 раз: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”, потом “Достойно есть” и отпуст – это одна молитва. И таких молитв 12 днем, 12 ночью. В давние времена, было, приходили юноши в монастырь, давали им правило Пахомия, они же роптали: “А почему так мало?” Вот как… две тысячи четыреста Иисусовых молитв показалось им мало, а теперь восемьсот некоторым предлагаешь и слышишь – почему так много. Как люди изменились… А тем юношам, когда они так возроптали, явился ангел и отвечал: “У кого есть ревность, тот читает и больше, читайте и вы сколько пожелаете”. В житии Пахомия Великого между делом упоминается, что сам он читал 60 молитв днем, 60 ночью. Каких молитв? Вот этих молитв. То есть он прочитывал двенадцать тысяч Иисусовых молитв. Но, видимо, тогда молитва была короче, пятисловной: “Господи Иисусе Христе помилуй мя”. А тот странник, о котором я вначале говорил, и восьмисловную читал, и пятисловную – и было у него всего двенадцать тысяч Иисусовых молитв.

И другие угодники Божии предлагают эту молитву непрестанно совершать – идешь ли ты, сидишь, лежишь… Хотя поначалу, конечно, надо читать ее в уединении вслух, только потом можно на людях – не вслух, про себя. Вот тут некоторые ищут “смысл жизни”, задаются вопросами “для чего живет человек”. А если будем читать Евангелие, Добротолюбие, жития угодников, которые были чисты сердцем, следили за собой, за помыслами своими, молились и непрестанно были с Богом – то вот тогда все поймем, “для чего живет человек”. Человек здесь не живет, а ГОТОВИТСЯ к жизни, для него здесь школа благочестия, Церковь для него – мать родная, которая породила его для жизни вечной. Здесь мы принимаем Таинства Христовы, здесь мы показываем перед Богом свое сыновство. Вспомним еще раз молитву, которую дал нам Господь: начинается она со слов “Отче наш…” Великую тайну открыл нам Господь в этих словах – тайну нашего сыновства Господу. “Отче наш…”

Мне пришлось быть в Святой Земле, на том месте, где стояли Его ученики, когда Он давал эту молитву. Сейчас там построено большое здание, и эта молитва написана на нем на разных языках. Между прочим, там, где по-славянски написано, отмечено: “Moskovitian”.

И вот давайте, братья и сестры, молиться. Будем читать жития святых – чтобы знать каждого угодника: когда он был, как он жил. Евангелие толковое читать. Псалтирь любить. Правда, толкований по ней мало, только сейчас вот появилась самая, можно сказать, такая лучшая толковая Псалтирь – это Успенской Киевской Лавры. Бывает, отцы имеют и разное мнение по каким-то вопросам, этим не надо смущаться – надо просить у Господа Бога прояснения и наблюдать, как у святых отцов говорится. Псалтирь содержит великие тайны для спасения – там и пророчества, и поучения, и все, что необходимо для христианской жизни.

Да, молиться бывает трудно. Начинаешь молиться – и сразу вспоминается, что видел, слышал что-то смешное, интересное или гневливое… Почему так получается? К каждому человеку с детских лет прикреплен не только ангел-хранитель, но прилепляется и “свой” демон – бесенок, который знает с детских лет наши слабые стороны и старается отвлечь от покаяния и вечной жизни. Но постоянной молитвой изгоняется он, не бойтесь его. Да, трудно в современных условиях исполнять молитвенное правило. Но многие угодники Божии показали, что можно и в городе, среди многолюдства совершать служение Богу. Будем искать святости – и тогда Господь пошлет нам усыновление, покров Свой, и тогда не страшно ничего будет. И по всеобщему Воскресению поставит нас Господь по правую сторону. Изменится наша природа, и будем там подобно ангелам, вечно блаженно радостны. Аминь.

Рассказать друзьям