Целомудрие с православной точки. О целомудрии и внебрачном сожительстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Православной Церкви, с самого начала ее установления, во все времена христианства и доныне существует прекрасный обычай девства.

Девство имеет свое особенное значение для тех, которые могут сохранить его в чистоте. Девство – особенный дар Божий и потому дается немногим. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19,11–12).

Святые Отцы Церкви о девстве

Преимущества девственного состояния указывает святой апостол Павел в Первом своем послании к Коринфянам: «Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения... Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7,33,35,38).

И святые Отцы Церкви высоко ценили чистоту целомудрия девства и много писали в похвалу девства. По словам Мефодия Тирского или Патарского «девство выше брака. Девство освящено жизнью Господа Иисуса, и тогда когда брак позволен апостолом как мера укротительная против плоти, девство – состояние первого человека, возвышение всего организма человеческого на степень жизни духовной, торжество над материальною жизнью и лучший дар Господу».

Святой Антоний Великий говорит: «Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва; венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся вблизи ее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном».

«Девство, – говорит святой Иоанн Златоуст , – есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, нежели царей диадима и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние, блистательнейшее самых солнечных лучей, и, отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и около него стоящих; так и благоухание девственной души, напаяя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель».

Тайновидец святой Иоанн Богослов , видевший будущее блаженство, уготованное на небе девственникам, пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Апок. 14,1,4,5).

Хотя святые Отцы Церкви жизнь девственную и называют равноангельною, но внушают проводящим такую жизнь не возноситься и не гордиться пред теми, которые вступили в брак. Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото. Да пребудут в благой надежде и брачные, кои живут, как должно в браке, кои вступают в брак по закону, а не по любострастию».

Святые Отцы Гангрийского собора пишут: «Мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем».

Святой Афанасий Великий говорит: «Два пути в жизни. Один обыкновенный и житейский, то есть брак; другой же ангельский, коего нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя, впрочем, получит некии, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто воспринял честный и премирный путь, хотя путь его скорбнее и труднее первого, но таковый приемлет более чудные дарования: ибо принес плод совершенный, сторичный».

Не девство соединяет c Богом, а праведность

Но если соблюдающие девство ведут жизнь непристойную, преданы мирским удовольствиям: пьянству, играм, роскоши, изнеженности, всевозможным порокам, не следуют правилам Святой Церкви, не бывают сострадательны и милостивы к бедным, – такое девство не принесет им никакой пользы, как тем юродивым евангельским девам, не запасшим елея в сосудах своих и оставшимся вне чертога брачного. «Господи! Господи! – говорили они, – отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25,11–12).

Святой Григорий Богослов пишет: «В жизни возможны два состояния – супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое – ниже, но безопаснее»... «Ни девство, ни супружество не соединяют и не разделяют нас всецело с Богом или с миром, так чтобы одно само по себе было достойно отвращения, а другое – безусловной похвалы. Напротив того, ум должен быть хорошим правителем и в супружестве, и в девстве, и из них, как из некоторого вещества, художнически обрабатывать и созидать добродетель»... «Хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещивает Всецарю Христу; однако же бывает, что и девство низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к Небу. А потому, если бы стали винить, один – супружество, а другой – девство, то оба сказали бы неправду»... «Девственная жизнь лучше, подлинно лучше; но если она предана миру и земному, то хуже супружества».

Венец девства есть высшая христианства добродетель, она есть красота и венец Церкви. И все девственницы именуются Святою Церковью невестами Христовыми. Святитель Димитрий Ростовский учит: «Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет ангел» (преп. Анатолий, 7, с. 124).

Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол Херувимский – Деву. И все девы, которые терпят от бесов и от людей за сохранение своей чистоты, тоже, подобно Пресвятой Деве, служат Чистейшему Сыну Девы, Господу Иисусу Христу престолом. Оттого-то враг так и ненавидит девственниц и всячески старается их осквернить (преп. Анатолий, 7, с. 239).

Богородица – образец чистоты

Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественного Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил во Евангелии о десяти девах: «Из них пять было мудрых и пять неразумных» (Мф.25, 2), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями – сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием... Почему Господь и упрекает таковых в Евангелии: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы», кающиеся, «вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31); мнящиеся же быть «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8, 12) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 22).

Замуж выйти не возбраняется и не грех, если девица не обручена жениху, а как только заключат контракт, тогда бесчестьем считается бросить данное обещание и нарушить договор. Мы с тобой теперь невесты, обрученные Господу Иисусу, и дали обет блюсти девство. И если нарушим его, то делаемся повинны, как изменники, как прелюбодеи (преп. Анатолий, 7, с. 123).

Я тебе послал книжку «О девстве» святого Иоанна Златоуста, но, видно, ты не получила. А между тем я ничем не надеялся тебя так утешить, как этою книжкою. Ибо и сам до глубины души тронут ею, зная, как многие из вашей сестры томятся неопределенностью своих ожиданий и надежд, не видя пред собою ничего, кроме скорбей, труда, томления, неясных воздаяний в будущем. А тут, как день, ясно представлены невыгоды брачующихся и красота и высота девства. Прочти эту книжку со вниманием и давай другим для прочтения (преп. Анатолий, 7, с.182).

Телегония - популярная националистическая страшилка для юных девушек. Тем не менее, порой в неё верят взрослые люди. Заключается эта теория в следующем: телегония утверждает, что на потомство женщины влияют все её предыдущие половые партнёры. И особенно - первый мужчина. Это отражается на внешности и характере детей. Короче, не в мать, ни в отца, а в проезжего молодца.
Утверждается это на основе двух-трёх примеров двухвековой давности. Что-то такое произошло с лошадью, собаками и голубями.

Священник русской православной церкви о. Николай (Московское подворье Валаамского монастыря) рассуждает:
«Мне трудно комментировать явление телегонии с точки зрения биологии, однако кажется странным, что одиночные наблюдения, полученные на скоте, автоматически переносят на человека. Человек создан по образу и подобию Божию. Кроме того, если бы телегония среди людей существовала, это могло бы отрицать и таинства Церкви! Как объяснялось бы рождение «телегонического» ребенка у женщины согрешившей, но раскаявшейся и получившей отпущение грехов? Протоиерей В.В. Зеньковский говорил: «В христианстве есть одно важное откровение о человеке - о целительном значении исповеди, в которой отпускаются наши грехи. Ошибки, совершаемые в юности, часто по легкомыслию, не остаются тяжким бременем для человека. И надо признать глубоко вредным заблуждение, что будто бы нет прощения совершенным грехам».
Помимо того, если бы явление телегонии существовало, оно отвергало бы возможность иметь собственных детей людям, женившимся на вдовицах. А в Первом послании к Тимофею святого апостола Павла сказано: «Чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей…».

Не все коллеги с ним согласны. РПЦ официально не признаёт телегонию. Но есть священники, которым она кажется достоверной.
Так протоиерей Николай Головкин размышляет: «С духовной точки зрения, телегония объясняется очень просто: душа влияет на тело. "Гены" - это эмоции, впечатления души матери к зачатому в ней ребенку: если мать о чем-то думает - это обязательно отразится на детях, и обязательно родятся похожими на того, кого она полюбила первый раз, - потому что чувство это очень сильное, практически незабываемое.
Святой Амвросий Медиоланский назвал его "даром первого брака" от Бога. Оно возникает даже при отсутствии физической близости, - именно поэтому раньше девушек прятали в теремах. А теперь девушки видят все... Святой Иоанн Златоуст писал: "Как может быть девственницею та, у которой сожжена совесть?.. Ты не вступала в брак? Но это еще не девство».

Первая любовь и сожжение совести это не синонимы. Получается, даже если девушка ни с кем не спала, но любила парня, уже маячит на горизонте телегония. Пора запирать старшеклассниц в теремах.
Телегонию любят обсуждать язычники и их волхвы, которые предлагают избавить женщин от последствий этого явления магическими обрядами за деньги. Связывают это явление с энергетикой, аурой и прочей мистикой. И дамы бегут за спасением от телегонии к волхвам.

С одной стороны, христианская церковь призывает девиц хранить целомудрие до законного брака. С другой стороны, фантастическая теория этому не подспорье, и апеллируя к ней, можно насмешить тех же девиц, если они более-менее образованны. Разве не хватает здравых аргументов и цитат из святых отцов для пропаганды целомудрия?
А вы верите в телегонию?

В настоящее время, к сожалению, в обществе остаются неоцененными такие качества, как нравственная чистота, скромность. Молодежь желает быть раскрепощенной, независимой, зачастую такие желания носят вульгарный и пошлый оттенок.

Многие даже не знают, что такое целомудрие, под этим понятием подразумевается девственность, целомудрие до брака, то есть невступление девушки или парня в интимные отношения с противоположным полом. На самом деле это не совсем так. Что означает это понятие?

Добродетель целомудрия – это моральное качество, которым должен обладать каждый человек. Синонимами этого слова могут быть чистота, невинность, скромность, благоразумность, благородство.

Википедия говорит, что целомудрие – это обозначение телесной, духовной и душевной чистоты.

В православии это отречение от греховных поступков и мыслей, сохранение чистоты помыслов независимо от внешнего негативного воздействия.

Другой проповедник девятнадцатого века Игнатий Брянчанинов утверждает, что эта добродетель заключается в отказе от «блудных дел», сладострастия, двусмысленности в делах, разговорах, мечтах.

Он призывал всех христиан больше молчать, помогать немощным и калекам и самое главное – постоянно думать об адских муках и смерти, которые нас ожидают. По его мнению, стать целомудренным можно через послушание – Богу, родителям, закону, мужу.

Полезное видео: 14 причин хранить целомудрие

Подведем итоги

Целомудрие является даром Божьим, это неиссякаемый источник мира и радости. Человек не может только своими силами и стараниями приобрести ее, она подается по милости Божьей, поэтому будем неустанно просить об этом Всевышнего.

Вконтакте

Целомудрие можно было бы занести в Красную книгу добродетели, если бы таковая существовала.

В современном обществе такие понятия, как благородство, невинность, целомудрие воспринимают, скорее, как пережитки прошлого, и только христианство поддерживает ценность чистоты души и целостность разума, которые не запачкались страстями.

Целомудрие в современном обществе

Целомудрие является всеобъемлющим словом, в состав которого входит:

Русский язык, богатый синонимами, называет безукоризненных, безупречных, здравомыслящих людей целомудренными, если им присуща честность, непорочность и скромность. В это понятие входит и девственность, которую сравнивают с девичьим цветом, неиспорченностью.

В толковом словаре под редакцией Ушакова целомудренность приравнивается к добродетели и строгости в отношении нравов, это нравственная чистота.

На заметку! Более точное и приемлемое понятие в современном обществе дается в словаре Даля, где целомудренным назван человек, как мужчина, так и женщина, который сохранил девственность до вступления в брачные отношения и сумел жить чистой, непорочной семейной жизнью.

В здоровом обществе, где ценится понятие чистоты, достоинства и чести, целомудрие является положительной характеристикой человека, умеющего поставить в жизни рамки, самозапрещающие вхождение в нее всего, что может ослабить противостояние злу.

Что такое целомудрие в православии

В массовом сознании целомудренность связывают с отказом от сексуальных отношений вообще, это уход в монашество , или же хранением чистоты как до брака, так и во время него. В дохристианском периоде людей, согрешивших в блуде, привязывали за руки и ноги к земле и забрасывали камнями. Вспомним блудницу, которую привели к Иисусу для суда. Священники требовали казни, и только мудрое и милостивое повеление Христа спасло женщину от смерти.

Также читайте:

Многие родители и их дети заблудились, что означает, приняли блуд, как норму, в этом вопросе. Почему-то некоторые мамы позволяют сыновьям физически развлекаться на стороне, но в невестки они хотят принять только девственницу.

Вне брака целомудрие связано с хранением девства, а в браке – с хранением супружеской верности

Царство Небесное не приложится к тем, кто ограничивает себя только в еде, соблюдая посты, но не ведет целомудренной жизни, в основе которой находится стыд впасть в разврат.

Только укоренившееся понятие целомудренной жизни может защитить и укрепить душу христианина. Для воцерковленного христианина важно понимать, что «хочу» и «можно» не всегда применимы к целомудренным людям. Нельзя желать тела другого человека, перед которым у тебя нет никакой ответственности, отсутствует уважение, двигаясь одними инстинктами, тогда человек сравним со скотиной.

Нельзя только иметь человека, его надо любить! Блуд стирает все грани приличия, в мире признается право на демонстрацию чувств геями и лесбиянками, за этот грех были сожжены Богом города Содом и Гоморра.

Истинную любовь, которая всему верит и все покрывает (Кор.13) заменили похотливыми желаниями, убрав из жизни понятие целомудренности и невинности.

Учение Христово явило миру истинность девства на примере Пречистой Девы Марии, поведении святых. Жизнь по заповедям Божьим и исполнение указаний Христа становится целомудренной, защищенной от греховных мыслей и дел.

Важно! Каждый христианин может покаяться в блуде и прилепиться к девственной жизни истинного христианина.

Святые отцы о целомудрии

Многие люди слово «целомудрие» воспринимают, как понятие невинности. Однако, это слово описывает не просто физиологическое состояние человека, девственного, верного в супружестве, оно намного шире. Понять целомудренность без знания религиозных основ практически невозможно, только Библия дает четкое понимание греха и праведности, которое можно приобрести в послушании.

У католиков это понятие выражается в безбрачии священников - целибате.

Монахиня Нина, в мире известная как Крыгина, определила целомудрие, как целостное отношение к жизни, приправленное мудростью.

По словам Иоанна Лествичника, это слово объединило все добродетели.

В записях Святителя Игнатия Брянчанинова целомудренность является уклонением от всяких греховных помыслов и дел, куда входят сладострастные беседы, произношение скверных выражений.

Целомудрие – это строгая нравственная и телесная чистота, уклонение от блуда, разврата

В понятие добродетели входит хранение своих чувств, куда входит зрение, слух и осязание, в чистоте и скромности.

Чтобы стать целомудренным, человеку необходимо научиться:

  • молчанию и безмолвию;
  • пребыванию в размышлениях о рае и аде;
  • отказу от блудных фантазий;
  • служить бедным и сиротам.

В записках Святого Амвросия Медиоланского приводится три формы этой добродетели - целомудренности: вдовства, мужа и жены, девственности.

Святой Амвросий пишет, что это добродетель не для восхваления, а как дар богатства христианской дисциплины.

Высказывание священника РПЦ, архимандрита Иоанна Крестьянкина, покинувшего этот мир в 2006 году звучит гимном чистоте, он называет эту добродетель красотой души, наполненной правдой, духовным здоровьем, что выражается в благоразумии и мужестве противостоять злу мира.

Ныне правящий русский священнослужитель Павел Гумеров в проповедях призывает прихожан хранить в чистоте не только глаза, но и разум, ибо греховные помыслы и мысли покрывают грязью, как душу, так и сердце.

Помимо служителей о чистоте нравов писали и великие писатели, публицисты и драматурги. Представитель французской философии Альбер Камю, утверждал, что в разнузданности человек теряет смысл бытия, и только целомудрие способно вернуть человечеству смысл жизни.

Прекрасно выражение французского драматурга XVIII века Пьера Огюста Карон де Бомарше о том, Божьи Небеса всегда покровительствуют невинным, чистым душой людям.

Священное Писание призывает к целомудрию и чистоте

Как взрастить целомудрие

По словам Иоанна Кассиана, без жизненной позиции, основанной на смирении, находящемся в сердце, нельзя облачиться в целомудренность. Мы можем заставить себя усилием воли соблюдать посты, голодать, постоянно трудиться и пребывать в молитвах, но никогда нельзя приобрести чистоту, ибо она дается только Творцом по Его великой милости.

Только Спаситель может освободить от страстей, видя постоянное пребывание в подвиге веры и смирения. Для приобретения этой добродетели христиане должны жаждать чистоты, как жадный человек преодолевает все ради богатства, а влюбленный, который готов побороть все препятствия на пути к любимой. Также необходимо бороться и со страстями.

О страстях:

Только ненасытное желание стать непорочными в глазах Творца и Спасителя, готовность пожертвовать пищей, питьем и даже сном, отказаться от коварных обольщающих мыслей, может наполнить христианина целомудрием.

Этот подвиг можно совершить только по благодати милости Всевышнего Бога. Чтобы достичь целомудрия, нужна не строгость по отношению к себе, а любовь к Богу и способность наслаждаться собственной искренней чистотой.

Сегодня опубликовано очень много рассуждений святых отцов на тему таинства брака, его чистоты и предназначения. Но современный мир со стремительной скоростью меняется, и христианские традиции при создании семьи отходят на второй план. Что же с православной точки зрения важно в добрачных отношениях?

Основной фундаментальной ценностью считается такая добродетель, как целомудрие. Протоиерей Игорь Прекуп высказывался, что «воздержание до брака имеет смысл не только для верующих пар» и что у Церкви достаточно аргументов, чтобы убедить в полезности целомудрия.

Наверное, стоит разобраться в понятии данной добродетели. «Но что есть целомудрие? — говорил И. Прекуп в одном интервью. — В некоторых молитвословах, например, в контексте рекомендаций по приготовлению к причащению супругам предписывается накануне «хранить целомудрие». А в остальное время? Можно расслабиться и во все тяжкие… в смысле свободы от целомудрия? Тут мы сталкиваемся с некоторой прижившейся в массовом сознании понятийной путаницей, из-за чего понятие целомудрия сужается до воздержания от половой близости. Даже о добрачном воздержании говорят: «Хранить целомудрие до брака». А после?.. В чине венчания новобрачным тоже испрашивается целомудрие. Неужели в упомянутом суженном смысле?

Разумеется, нет. Встречающееся также чуть более широкое понимание целомудрия: скромное поведение, чистота помыслов, отвергающая плотские, опять же, искушения, - тоже не раскрывает сути явления.

Конечно же, целомудрие побуждает хранить себя от нечистых помыслов и брезгать не только плотскими грехами, но и непристойными разговорами и развлечениями. Но оно не сводится к этому.

«Целомудрие» - перевод греческого слова σωφροσυνη <софросини> от σως <сос> - здоровый, целый и φρονεω <фронео> (от φρην <фрин> - ум) - мыслить, думать, обладать умом , откуда φρονησις <фронисис> - мышление, разум, рассудительность, образ мыслей . То есть целомудрие означает целостный разум, сознание, мышление, в противоположность расколотому сознанию - шизофрении (σχιζω <схизо> - раскалывать, разрывать ), не в психиатрическом только, а в более глубоком, сущностном понимании (кстати, этиология шизофрении до сих пор не установлена).

Отсюда целомудрие - это целостное мировосприятие, дающее цельную картину жизни: ценностной и этической иерархии, взаимосвязанности событий и причин, смысла всего существующего и происходящего.

Цельность - это еще и художественный термин. Первое, с чего начинается обучение академическому рисунку или живописи, - цельное видение модели (постановки) и цельное же отображение на листе. Дилетанта характеризует дробность в процессе работы (глазик уже весь до ресничек и бличков проработан, а больше на листе ничего и нет), тогда как профессионала - цельность: образ как бы проявляется постепенно и одновременно, и только мало-помалу какие-то участки прорабатываются более детально, а прочие остаются на своей начальной стадии, будучи лишь слегка намеченными, но у работы законченный вид, потому что она - цельная.

Известный преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств П. П. Чистяков (учитель Репина, Серова и многих других выдающихся русских художников) уделял огромное внимание цельности. «Рисуйте правый контур, а смотрите в левый», - советовал педагог. «Рисуешь глаз - смотри на пятку».

Так вот, целомудрие аналогично цельному видению художника. Только с той разницей, что художник держит в едином охвате модель со всеми пропорциями, пятнами, линиями и акцентами, а целомудренный взгляд - всю реальность бытия, и, всматриваясь в нее, постепенно всё лучше и лучше различает детали, держа их постоянно в соотношении, сопоставляя по значимости и выстраивая в русле этого видения свою жизнь.

Противоположность целомудрию - такой взгляд на мир, когда какая-то одна ценность (даже неважно, насколько высокая, но не Бог) занимает всё поле зрения или неоправданно большую часть. Человек как бы утыкается носом в это и ничего просто не в состоянии увидеть. Целомудрие же - это как бы взгляд орла с высоты своего полета: и пространство огромное обозревает, и детали мельчайшие видны ему.

Целомудрием обусловлено видение всех аспектов бытия в их взаимодействии как некой системы, которая структурно устремлена к Богу - Первопричине бытия. Этой добродетелью обеспечивается трезвость ума и формирование всех добродетелей, начиная с основы основ - смирения. А то, что в понимании смысла целомудрия на первый план выдвинулся сексуальный аспект, - ничего удивительного: сексуальное влечение (будь то в своем возвышенном варианте - влюбленности, будь то в низменном - скотской потребительской похоти) - настолько мощная сила, что разум как магнитом каким-то притягивается и утыкается в предмет страсти, становясь неспособным видеть всё происходящее в совокупности составляющих частей. Тогда как целомудрие позволяет человеку, любящего кого-либо или что-либо, не впасть в идолопоклонство, не перестать стремиться любить Бога всем существом, а себя и ближнего как Его образ, и, что важно, любить свою вторую половину в первую очередь как ближнего.

Еще немного занимательной этимологии. Однокоренным со словом σωφροσυνη является слово σωτηρια <сотирия>, которое происходит от глагола σωζω <созо>, последний же одного корня с тем же прилагательным σως - здоровый, целый , как и σωφροσυνη. Отсюда σωτηρια означает оздоровление как освобождение от болезни, от порчи . Спасение понимается как восстановление когда-то разрушенного человеком союза с Богом. Если мы говорим о спасении, тем самым соглашаемся, что нам есть от чего спасаться, что состояние вне этого пути - состояние погибели, как следствие богоотступничества. Если мы говорим о спасении как об исцелении в христианском понимании, то имеем в виду исцеление духовное, оздоровление человеческой природы от поразившего ее насмерть греха и его последствий и дарование ей способности к вечной жизни.

Поэтому, понимая под погибелью радикальное повреждение человеческой природы в грехопадении прародителей, лишившее род человеческий жизни вечной («вечной» не столько в смысле бесконечности, сколько вечной качественно, как присущей вечному Богу и невозможную вне тесного единения с Ним), под спасением понимаем восстановление этого единства путем возрождения в жизнь вечную в Таинстве крещения и дальнейшего целенаправленного оздоровления богоподобной души в течение всей земной жизни.

Целомудрие (в широком, описанном выше, понимании) - основа нашего спасения. Целомудренные отношения выражаются не только в хранении добрачной чистоты и не столько во взаимно добровольном, согласованном уклонении « друг от друга... для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7: 5) в браке, сколько в отношении к близкому человеку как личности во всех областях жизни (целомудрие, скорее, как раз проявляется в чуткости, побуждающей оказывать « должное благорасположение» (1 Кор. 7: 3), откликаясь на радость или скорбь второй половины, пренебрегая своими удобствами, усталостью, занятостью, тревогами).


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Рассказать друзьям