Что такое цех в средневековье кратко. Цеховая организация ремесла

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

При поточно-цеховой системе производства молока кормление и уход за животными соответствует их продуктивности и физическому состоянию. В ее основу положено равномерное распределение случек и отелов коров в течение года, а также перемещение животных внутри комплекса технологическими группами в соответствии с изменениями физиологического состояния и уровня продуктивности. При данной системе на комплексах создаются четыре цеха:

ü сухостойных коров;

ü раздоя и осеменения;

ü производства молока.

В цех сухостойных коров животные поступают за 60 дней до отела. В этот период исключают стрессовые ситуации, обеспечивают хорошую подготовку к отелу и обильное кормление (в 1 кг сухого вещества корма 0,87 к.ед. и 130 г переваримого протеина). При кормлении стельных сухостойных коров учитывают, что при переходе к интенсивному росту (7-8 месяцев) плод очень чувствителен к недостаткам кормления. Во время сухостоя кроме роста плода в организме коров накапливаются резервные питательные вещества. Нормы кормления зависят от плановых надоев и живой массы коров. Если приросты массы тела ниже 800-900 г в сутки, к нормам дополнительно дают 1-2 к. ед. ежедневно. Основа рацио­нов - объемистые корма, за 7-10 дней до отела исключают дачу силоса и сенажа, за 2-3 дня - концентратов. На каждые 100 кг жи­вой массы должно приходиться 2,0-2,1 ЭКЕ.

Цех отела состоит из следующих секций: предродовой, родовой, послеродовой и профилактория для телят.

В предродовой секции коровы находятся 10 дней до отела.

В родовую секцию коров переводят за сутки до отела. Для получения здоровых телят строят закрытые боксы 3 х 3,5 м. Содержат коров без привязи на глубо­кой подстилке. Через 40 мин. после рождения теленок начинает ходить и получает молозиво матери. Количество боксов для отелов должно составлять 1,5-2% от общей численности коров на ферме. Перегородки в денниках делают сплошными высотой 1,7 м. Ден­ники оборудуют кормушками и автопоилками. Корову вместе с теленком содержат в деннике 4-5 дней.



В послеродовую секцию коров переводят через сутки после отела и начинают раздой. Содержат на привязи 15 дней, кормят сеном и концентратами в виде болтушки.

Профилакторий предназначен для телят до 20-дневного возрас­та.

В цех раздоя и осеменения коровы поступают через 15 дней после отела и содержатся до 80 дней. За этот период их раздаивают и осеменяют. Коров делят на 3 группы: высокопродуктивные, средней продуктивности и низкопродуктивные. Основные корма в цехе раздоя – сено и силос. Дачу концентратов дифференцируют в зависимости oт молочной продуктивности.

В цехе производства молока путем правильного кормления и содержания обеспечивают поддержание удоев на высо­ком уровне, нормальное течение стельности, своевременный запуск коров в конце лактации. В этом цехе коров содержат 180- 200 дней. Для раздачи кормов используют мобильные раздатчики КТУ-10, ленточные транспортеры ТВК-80Б. При привязном со­держании коров доят в стойлах с использованием молокопровода, при беспривязном - в доильно-молочных залах. Доят на доильных установках "елочка", "тандем" и др. Удаление навоза при беспривязном содержании проводится с помощью дельта-скрепера, бульдо­зера, через решетчатые полы, при привязном содержании - скреб­ковыми транспортерами (ТСН-160). Для поения используют автопоилки АП-1, АГК-4А.

Технология доения

Применяют два способа доения коров - ручной и машинный.

Машинное доение. Коров доят в определен­ное время. При доении в стойлах за 1 ч до начала доения коров поднимают, убирают навоз, рассыпают подстилку и проветривают помещение.

Процесс машинного доения включает следующие технологические операции: подготовку вымени к доению, надевание доильных аппаратов на вымя коровы, контроль за ходом доения, машинное додаивание и снятие аппаратов с вымени.

Освоение каждым оператором техники машинного доения, знание физиологии молокообразования и молоковыведения являются необходимыми условиями производства максимального количества высококачественного молока.

Доильные установки.

По назначению различают доиль­ные установки:

Стационарные для доения в стойлах коровника в переносные ведра и молокопровод;

Станочные различных типов для доения животных в доильных залах;

Передвижные для доения коров на пастбище.

На молочных фермах для доения коров в стойлах применяют два типа стационарных доильных установок:

Со сбором молока в переносные доильные ведра;

Со сбором молока в молокопровод.

В переносные ведра доят коров с помощью доильных установок АД-100Б, и ДАС-2В, - в молокопровод - с помощью установок АДМ-8А-1 на 100 коров и АДМ-8А-2 на 200 коров. Для доения коров на пастбищах и в летних лагерях выпускается уста­новка УДС-ЗБ.

Любой доильный аппарат состоит из четырех доильных стаканов, резиновых молочных и воздушных трубок. Основные узлы доильной установки: вакуумный насос с двигателем; вакуумный трубопровод; приборы для регулирования режима работы и доильный аппарат.

Принцип действия доильных аппаратов основан на прерывис­том высасывании молока из вымени под действием переменного вакуума. Доильные аппараты работают циклично, включая в себя два или три последовательно повторяющихся такта: сосания, сжатия и отдыха. Период времени, в течение которого совершаются эти 2-3 такта, называется пульсацией, или рабочим циклом доения. В зависимости от количества тактов в цикле до­ильные аппараты бывают двухтактные, выполняющие такты соса­ния и сжатия (ДА-2 «Майга», «Стимул», «Импульс»), и трехтакт­ные, имеющие еще и такт отдыха (ДА-ЗМ, «Волга»).

Во всем мире большинство животных доят в залах на доиль­ных установках «тандем», «елочка», «карусель», «параллель». Все доильные установки комплектуются, как правило, одними и теми же доильными аппаратами с разной степенью автомати­зации.

При доении в стойлах переносными аппаратами со сбором мо­лока в ведра оператор за 1 ч выдаивает 16-18 коров, в молокопро­вод - 20-25, на установке «тандем» - 27-30 и на «елочке» - 35- 40 коров.

В доильных залах всех типов при обслуживании животных вы­полняют следующие автоматические операции: контроль за пере­мещением коров; идентификацию; регистрацию надоев с помо­щью электронных счетчиков молока; доение со снятием доильно­го аппарата; дезинфекцию вымени после доения.

Интервалы между дойками каждой коровы должны быть не менее 5 ч и не более 12 ч.

Подготовка вымени заключается в следующем: сдаивают первые 2-3 струйки молока (продолжительность 5-6 с), обмывают вымя чистой теплой водой (40-45°С) или 0,5%-м раствором дезмола (10-15 с), вытирают чистым полотенцем (6-8с), проводят массаж (15-25 с).

Массаж вымени коров - это комплекс механических раздражителей, направленных на достижение полноценного рефлекса молокоотдачи, что способствует более полному и быстрому перемещению молока в молочные цистерны и увеличивает интенсивность доения на 16-40%, удой - на 16-23%, содержание жира в молоке - на 0,2%.

В процессе доения (4-6 мин) внимательно следят за поведением коров и поступлением молока через смотровое устройство доильного аппарата. При уменьшении потока молока проводят машинное додаивание задних долей вымени, одновременно проводят заключительный массаж четвертей вымени, помогая удалить молоко из альвеол. Машинный додой проводят не более 30 с. Нельзя передерживать доильные стаканы на сосках - это вызывает у коров болевые ощущения, торможение молокоотдачи, травмируются соски, что при­водит к заболеванию коров маститами. После завершения выдаивания коровы соски смазывают антисептической жидкостью. Затем молокопроводящие пути освобождают от остатков молока и проводят санитарную обработку всего доильно-молочного оборудования.

Контрольные дойки. Для оценки коров по продуктив­ности и продолжительности выдаивания долей вымени про­мышленность выпускает доильный аппарат ДАЧ-1 (ЗТ-Ф-1), который можно применять на всех типах доильных установок.

Важным все время увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. С VII-XIII вв. в связи с увеличением покупательной способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок.

Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки, В этот период углубляется специализация ремесел, расширяется ассортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной.

Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, в выделке суконных тканей, и в Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. в Европе были изготовлены механические часы, в XIII в. – большие башенные часы, в XV в. – карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения, сыгравшая значительную роль в развитии производительных сил западного общества.

Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников. В городах могли быть десятки и сотни цехов различной хозяйственной ориентации – ведь специализация производства проходила не внутри цеха, а между цехами.

Так, в Париже было более 350 цехов. Важнейшей безопасностью цехов было также определенное регламентирование производства с тем, чтобы не допустить перепроизводства, поддерживать цены на достаточно высоком уровне; цеховые власти, учитывая объем потенциального рынка, определяли количество выпускаемой продукции.

В течение всего этого периода цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей.

Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одна из которых хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера.

Цехи вырабатывали жесткие требования к материалу, из которого изготовлялся товар, к орудиям труда, технологии производства. Все это обеспечивало стабильность работы и гарантировало отличное качество продукции. О высоком уровне средневекового западноевропейского ремесла свидетельствует тот факт, что подмастерье, хотевший получить звание мастера, обязан был выполнить выпускную работу, которая называлась «шедевр» (современное значение слова говорит само за себя).

Цехи также создавали условия для передачи накопленного опыта, обеспечивая преемственность ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали в становлении единой Европы: подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам; мастера, если их набиралось в городе больше, чем требовалось, легко перебирались на новые места.

С другой стороны, к концу классического Средневековья, в XIV-XV вв., цеховая организация промышленного производства все очевиднее начинает выступать как тормозящий фактор. Цехи все более обособляются, останавливаются в развитии. В частности, стать мастером многим было практически невозможно: реально получить статус мастера мог лишь сына мастера или его зять.

Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой «вечных подмастерьев». Кроме того, строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Поэтому цехи постепенно исчерпывают себя, и к концу классического Средневековья появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура.

Мануфактура предполагала специализацию труда между работниками при выполнении какого-либо изделия, что значительно повышало производительность труда, который, как и раньше, оставался ручным. На мануфактурах Западной Европы работали наемные работники. Наибольшее распространение мануфактура получила в следующий период Средневековья.

Городское ремесло и его цеховая организация Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. «Приличное его положению существование,- а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое...» (К. Маркс, Процесс производства капитала в кн. «Архив Маркса и Энгельса», т. II (VII), стр. 111.) являлось целью труда ремесленника. Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация - объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы - цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде). Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, Маркс и Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества (См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр 23 и 50-51.). Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй (См. Ф. Энгельс, Марка; в кн. «Крестьянская война в Германии», М. 1953, стр. 121.). Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье. Он срастался с этими средствами производства, по выражению Маркса, «как улитка с раковиной» (К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 366.). Традиционность и рутина были характерны для средневекового ремесла, так же как и для крестьянского хозяйства. Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочето инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье - мастером. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников, опасной для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка и относительно незначительного спроса. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д. Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья. Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. «...Феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность (Корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность или профессию.), феодальная организация ремесла» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр. 23.). Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время. Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае боленни или смерти члена цеха.

Борьба цехов с городским патрициатом Борьба городов с феодальными сеньорами привела в подавляющем большинстве случаев к переходу (в той или иной степени) городского управления в руки горожан. Но не все горожане получили право принимать участие в управлении городскими делами. Борьба с феодальными сеньорами велась силами народных масс, т. е. прежде всего силами ремесленников, а пользовалась её результатами верхушка городского населения - городские домовладельцы, землевладельцы, ростовщики, богатые купцы. Этот верхний, привилегированный слой городского населения представлял собой узкую, замкнутую группу городских богачей - наследственную городскую аристократию (на Западе эта аристократия носила обычно наименование патрициата) захватившую в свои руки все должности в городском управлении. Городская администрация, суд и финансы - всё это находилось в руках городской верхушки и использовалось в интересах богатых горожан и в ущерб интересам широких масс ремесленного населения. Особенно ярко это сказывалось в налоговой политике. В ряде городов на Западе (в Кёльне, Страсбурге, Флоренции, Милане, Лондоне и др.) представители городской верхушки, сблизившись с феодальной знатью, вместе с нею жестоко угнетали народ - ремесленников и городскую бедноту. Но, по мере того как развивалось ремесло и крепло значение цехов, ремесленники вступали в борьбу с городской аристократией за власть. Почти во всех странах средневековой Европы эта борьба (как правило, принимавшая очень острый характер и доходившая до вооружённых восстании) развернулась в XIII-XV вв. Результаты её были неодинаковы. В одних городах,в первую очередь таких, где большое развитие получила ремесленная промышленность, победили цехи (например, в Кёльне, Аусбурге, во Флоренции). В других городах, где развитие ремесла уступало торговле и ведущую роль играли купцы, цехи потерпели поражение и победихелем из борьбы вышла городская верхушка (так было в Гамбурге, Любеке, Ростоке и др.). В процессе борьбы горожан с феодалами и цехов с городским патрициатом формировалось и складывалось средневековое сословие бюргеров. Словом бюргер на Западе первоначально обозначали всех горожан (от немецкого слова «burg» - город, откуда и французский средневековый термин «bourgeois» - буржуа, горожанин). Но городское население не было единым. С одной стороны, постепенно складывался слой купцов и состоятельных ремесленников, с другой стороны - масса городского плебейства (плебса), в которую входили подмастерья, ученики, подёнщики, разорившиеся ремесленники и прочая городская беднота. В соответствии с этим слово «бюргер» утратило прежнее широкое значение и приобрело новый смысл. Бюргерами стали называть уже не просто горожан, а лишь горожан богатых и зажиточных, из которых впоследствии выросла буржуазия.


Издревле существовали две формы несельскохозяйственного производства - ремесленное и кустарное. Ремесленное производство - труд на заказ (форма современной услуги), когда наличествует известный гарантирован-

ный рынок сбыта. Кустарное производство - работа на открытый рынок (современная форма массового производства). Первоначально ремесла создавались в деревнях. В европейские города ремесла проникли только в 11 - 15 вв., что в деревне сопровождалось переходом от натуральной ренты к денежной. (Древние города представляли поселения оседлых земледельцев, места концентрации представителей господствующих классов, культурно-политические и религиозно-культовые центры, в последующем - центры торговли). Ведущей формой существования ремесел стала цеховая организация. Цех - городская профессионально специализированная община (организационно отличая от неспециализированной сельскохозяйственной общины), или марка. Первоначально цехи возникли в городах Италии, а в 11 - 12 вв. - и во Франции, Германии, Англии... В городах Киевской Руси образовывались мастерские, дружины, артели. В цехи стали организовываться не только ремесленники, но и купцы (гильдии), розничные торговцы, музыканты, врачи, садовники и пр. В Индии европейским цехам (в отдаленном смысле) соответствовали организационно не оформленные касты, которые не были институциями (напротив, цех имел печать и кассу). Цеховое собрание мастеров или отдельный мастер являлись собственниками средств производства. Мастер был прежде всего работником, а затем уже организатором производства. Чтобы стать мастером - единоличным владельцем или пайщиком цеха, подмастерье должен был скопить достаточный капитал и, кроме того, изготовить так называемый "шедевр". Несмотря на господствующие коллективные, бригадные формы труда, зачатки наемного труда явственно проступают в цеховой организации. Процесс перехода к капиталистическим отношениям претерпел две стадии. Сначала - борьба за освобождение граждан от сеньориального режима. В этот период проходят "коммунальные революции". Автономия цехов в средневековой Франции была уже, чем в Германии, но затем Франция начинает опережать Германию в общественно-экономическом развитии (чтобы в наше время снова отойти на вторые роли)... Цеховая система начинает распадаться в 16 в., вытесняясь индивидуальными собственниками орудий производства - ремесленниками, затем мануфактурой, фабриками и заводами. Любопытно, что мануфактура в плане рыночных форм повторяет кустарное производство, но исторически развилась из ремесленничества. Технологические преимущества коллективного труда были "перекрыты" частнособственническим интересом. В результате петровских реформ 18 в. в России была воссоздана цеховая организация ремесел. В Германии остатки цеховой системы сохранились до конца 19 в. Затем "эстафету запаздывания" опять перехватила Россия в формате советского социализма. Цеховой устав 14-15 вв. запрещал предпринимательство (что повторилось в период советского социализма).
Отличительная особенность цеховой системы - отсутствие полноценного собственника, который бы обладал правом распоряжения частной собственностью. Цех (средства труда) вообще не подлежал продаже. "Осколками" цеховой структуры в наше время являются различные академии наук и академии искусств, союзы писателей, институт профессиональных союзов и

даже экономические школы, тяготеющие к тому или иному университету. ("Профсоюзы - школа коммунизма" - не случайный лозунг, брошенный В.И. Лениным, ибо отражал истинное - ретрофеодальное место социализма в истории). Цех может служить прообразом одной из современных форм хозяйствования - закрытого акционерного общества, а "цеховое принуждение" - ретроспективным аналогом монополии, установленной на сбыт произведенного товара.

Еще по теме Цеховая система отношений собственности:

  1. ТЕМА 1.2. СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  2. Правовые формы отношений собственности Первобытнообщинная собственность
  3. Экономические принципы отношений собственности Эффект хозяйского отношения к имуществу
  4. Роль доходов от собственности и предпринимательской деятельности и доходов от трудовой деятельности в системе распределительных отношений при переходе к рынку

объединения одной или нескольких родственных специальностей для защиты своих интересов и обеспечения за членами цеха монополии на сбыт и производство ремесленных изделий. В России цеховое устройство было введено в 1722 г. и отменено в 1917 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦЕХИ

объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными произ- водителями, в городах феод. общества. В ист. науке длит. время термин Ц. употреблялся только применительно к истории Зап. и Центр. Европы, где Ц. достигли наибольшего развития, а также к истории Польско-Литовского гос-ва и послепетровской России (см. ниже - Ц. в России). Однако в совр. ист. науке (особенно в советской) термин "Ц." нередко распространяют на орг-ции гор. ремесленников всех феод. стран (включая страны Азии и Сев. Африки). Цехи в странах Зап. Европы (нем. Zunft, Amt, Gilde, Handwerk, Zeche, Einung; франц. corps de metier, corporation; англ. Guild, Craftguild; итал. arte, corporazione) возникли на раннем этапе формирования ср.-век. города - во Франции, Англии, Германии в 11-12 вв. (в Италии, возможно, еще раньше); полного развития в большинстве стран Зап. Европы они достигли в 13-14 вв. В это время в большей части городов (но не во всех) ремесленники основных специальностей объединились в Ц. (Ц. кузнецов, оружейников, ткачей, сукновалов, пекарей, мясников, плотников, кожевников и т. д.); при этом членство в Ц. не распространялось автоматически на всех лиц данной специальности, а приобреталось в индивидуальном порядке. В Ц. существовала определенная социальная иерархия: мастер, подмастерье, ученик. Мастера самостоятельно вели свое х-во - работали в своей мастерской, были собственниками орудий труда, сырья и произведенных товаров; только мастера были полноправными членами Ц. Работники, к-рых нанимал мастер (подмастерья), и ученики не были полноправными членами Ц. Чтобы стать мастером, нужно было отбыть определенный срок ученичества (в разных городах и Ц. колебавшийся от 2-3 до 7 и более лет) и нек-рое время проработать подмастерьем. Подмастерья находились в зависимости от мастеров и эксплуатировались ими. Возникновение Ц., обусловленное общностью интересов ремесленников как мелких производителей, было выражением свойственной всей обществ. структуре феод. общества (и особенно отчетливо выраженной в зап.-европ. варианте феодализма) корпоративности. Завоеванные жителями зап.-европ. города вольности и права самоуправления облегчали как объединение ремесленников в Ц., так и их деятельность. Осн. функции Ц.- экономические. В большинстве случаев Ц. вели борьбу за установление т. н. цехового принуждения (нем. Zunftzwang), т. е. признания за их членами монопольного права на произ-во и сбыт данного вида ремесл. изделий в пределах города или его округи, что было вызвано в осн. узостью рынка, характерной для экономики феод. общества, ограниченностью спроса на ремесл. изделия. Ц. осуществляли также регламентацию производства и сбыта ремесл. изделий с целью создания более благоприятных условий для хоз. деятельности членов Ц. и для устранения конкуренции в их среде. В цеховых уставах определялись время и условия работы мастеров и подмастерьев, качество сырья, из к-рого должны были изготовляться ремесл. изделия, технология производств. процесса, качество, объем готовых изделий (напр., ширина, плотность, окраска, отделка шерстяных тканей), место и условия закупки сырья и сбыта готовых товаров, сроки и условия ученичества, количество подмастерьев и станков, к-рые мог иметь в своей мастерской каждый мастер, и др. Ц. стремились защитить ремесленников от эксплуатации со стороны сеньоров, купцов, ростовщиков. Несмотря на уравнительные тенденции цеховой регламентации, мелкое товарное произ-во открывало определенные возможности для имуществ. расслоения. В крупных гор. центрах, особенно в отраслях, связанных с производством большого количества ремесл. изделий на экспорт (Флоренция, Гент, Брюгге), это расслоение достигло значительных размеров уже в 13-14 вв. Внутри Ц. выделялись более и менее зажиточные мастера. Происходило расслоение и между Ц., объединявшими ремесленников различных специальностей: нек-рые Ц. превращались фактически в организации предпринимателей, раздававших работу ремесленникам из других Ц. (особенно яркий пример - Ц. Лана и Калимала во Флоренции). Подобно другим ср.-век. корпорациям, Ц. распространяли свое влияние на все стороны жизни их членов: наблюдали за соблюдением ремесленниками определенных правил поведения, организовывали взаимопомощь и совместные празднества, являлись ячейками гор. ополчения, имели своих "святых" покровителей и выступали совместно в религ. процессиях и т. д. Каждый Ц. имел свою эмблему с изображением орудий труда, цеховую печать, кассу. Ц. обычно добивались права самим решать свои внутр. дела под общим надзором гор. властей (иногда имели и свой суд). Органами управления в Ц. были собрания полноправных членов Ц., существовали выборные должностные лица - старшины и присяжные. Нередко старшины назначались сеньором города или др. гор. властями, однако и в этих случаях члены Ц. активно участвовали в управлении Ц.- собирались на общие собрания, утверждали цеховые уставы и др. Ц. принадлежала видная роль в социальной борьбе внутри города. Защищая интересы широких слоев ремесленников, Ц. возглавили борьбу против гор. патрициата и в ряде городов (обычно там, где существовало высокоразвитое ремесло, являвшееся преобладающей отраслью гор. экономики), свергнув власть патрициата, захватывали в свои руки управление городом (Флоренция, Кельн, Гент и др.). Однако плодами победы обычно пользовались лишь наиб. богатые и влият. Ц. Конкретные формы Ц.- их орг-ция, функции и т. д.- были чрезвычайно многообразны и изменялись в соответствии с особенностями социально-экономич. и политич. строя отдельных стран; они зависели также от экономич. характера города (от преобладания в нем пром-сти или торговли), от отрасли пром-сти, в к-рой возникла цех. орг-ция, и т. д. Существовали Ц., не имевшие подмастерьев (напр., в Италии), не требовавшие ученичества (напр., нек-рые брюссельские Ц.). Большие различия между Ц. существовали в степени их самостоятельности в отношении к гор. властям и к гос-ву. В одних случаях Ц. пользовались широкой автономией и управлялись выборными лицами, в др. были поставлены под строгий надзор гос. органов или гор. властей (как правило, в централизованных гос-вах автономия Ц. была уже, чем в децентрализованных,- напр., во Франции уже, чем в Германии). Имелись существенные различия в распространенности Ц. в различных странах или даже в различных р-нах и городах (напр., в Сев. Франции цеховое ремесло было более распространено и Ц. достигли большего развития, чем в Южной). Ц. на первоначальной стадии развития играли прогрессивную роль. Они укрепляли экономич. и правовое положение ремесленников; предписания Ц. о соблюдении определенных правил технологии произ-ва, об обучении учеников, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали развитию техники и повышению проф. мастерства ремесленников. Существование и широкое распространение Ц. в их наиболее развитых формах было одним из главных условий быстрого экономич. подъема стран Зап. Европы в 12-15 вв. Однако в 16-18 вв., в условиях генезиса капитализма, Ц. становятся тормозом на пути экономич. развития: поддерживая и охраняя мелкое ремесл. производство, они препятствовали развитию новых капиталистич. форм хозяйства. Ведущая роль в технич. и экономич. развитии перешла к новым формам произ-ва - домашней капиталистич. промышленности и мануфактуре. В этот период происходил упадок и разложение цеховой системы. Существенно менялись организация Ц. и их функции. Резче обозначилась социальная грань между мастерами и подмастерьями. В условиях конкуренции с более передовыми формами пром-сти цеховые мастера стремились сохранить свое положение путем превращения в замкнутое привилегированное сословие и все более затрудняли вступление подмастерьев в члены Ц., требуя от них уплаты больших вступит. взносов, выполнения особых сложных работ (т. н. шедевр) и т. д.,- происходил процесс "закрытия" или "замыкания" Ц. Усилилась эксплуатация подмастерьев. Все это привело к обострению борьбы мастеров и подмастерьев, к превращению союзов подмастерьев в организации борьбы против мастеров (см. Компаньонажи). Подмастерья и ученики фактически превращались в наемных рабочих, имевших очень проблематичные шансы когда-либо возвыситься до положения мастера. Ц. в значит. степени утратили права самоуправления и подвергались постоянному и мелочному контролю и фискальной эксплуатации со стороны государства. С установлением развитых капиталистич. отношений, повлекшим за собой признание принципа свободного капиталистич. предпринимательства и конкуренции, цеховая система разрушалась даже в тех отраслях пром-сти, где еще сохранялось мелкое ремесл. произ-во. Во Франции Ц. были уничтожены в 1791, во время Великой французской революции, в Германии все ограничения свободы ремесл. деятельности со стороны Ц. были отменены рядом законов на протяжении 19 в. (окончательно в 1868). Истории зап.-европ. Ц. посвящена огромная литература. В 19 - первых десятилетиях 20 вв. большое место в ней заняла проблема происхождения Ц. Сходясь в признании того, что образование Ц. было связано с развитием ср.-век. города и гор. ремесла, историки расходились во мнениях о том, какие правовые институты и организации послужили отправной точкой развития Ц., в связи с чем сложились различные теории их происхождения: из рим. коллегий, из объединений вотчинных ремесленников (разновидность вотчинной теории - К. В. Нич, Р. Эберштадт и др.), теория организации Ц. гор. властями с целью контроля над ремеслом (Ф. Койтген), теория самостоят. образования Ц. в результате свободного объединения ремесленников под влиянием новых потребностей гор. жизни (Г. Белов и др.) (последняя теория получила в совр. ист. науке широкое признание). Мн. историки и экономисты 19 в. (напр., К. Шенберг) идеализировали Ц. первого периода их развития (до 16 в.), считая, что в это время им были чужды такие явления, как резкое имуществ. расслоение в среде мастеров, жестокая эксплуатация подмастерьев, дух грубой исключительности, проявившийся в стремлении затруднить прием новых членов в Ц., и т. д.; по их мнению, все эти явления обнаруживаются лишь на следующей стадии развития цех. строя, знаменующей его упадок (в 16-18 вв.). Историки другого направления, в настоящее время преобладающего, указывают, что в более мягкой форме эти явления (в частности, стремление затруднить прием новых членов, требование выполнения шедевра, вступительные взносы и др.) были свойственны Ц. уже в 13-15 вв., что эгалитарные тенденции цеховых статутов этого времени лишь частично отражали реальную ист. действительность. Организация городских ремес- ленников в странах Азии и Северной Африки. Экономич. положение гор. ремесленников Китая, Японии, Индии, гос-в Средней Азии, Ирана, арабских стран, Османской империи и т. д., в эпоху средних веков и в начале нового времени во многом было схоже с экономич. положением гор. ремесленников феод. Европы: в большинстве случаев они также являлись экономически самостоятельными мелкими производителями, работали на ограниченный рынок, жили в условиях социальной действительности, порождавшей корпоративную обособленность отд. социальных групп, и т. д. Результатом было возникновение в этих странах особых отраслевых организаций гор. ремесленников. Однако они не достигли той степени развития, что зап.-европ. Ц., не обладали такими правами самоуправления, как последние, и играли значительно меньшую роль в истории своих стран. Об организациях гор. ремесленников стран Азии и Сев. Африки см. в статьях Дза, Эснаф, Хан. Лит.: Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 25 (ч. 1-2) (см. предм. указатель); Кулишер И. M., История экономич. быта Зап. Европы, М.-Л., 1931; Грацианский Н. П., Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях, Казань, 1911; Стоклицкая-Терешкович В. В., Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV веках, М.-Л., 1936; ее же, Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси, в сб.: Средние века, в. 3, М., 1951; Рутенбург В. И., Очерк из истории раннего капитализма в Италии..., М.-Л., 1951; Полянский Ф. Я., Очерки социально-экономич. политики цехов в городах Зап. Европы XIII-XV вв., М., 1952; Стам С. М., Экономич. и социальное развитие раннего города (Тулуза XI-XIII вв.), Саратов, 1969; Сванидзе A. A., Ремесло и ремесленники средневековой Швеции, М., 1967; Below G. Von, Die Motive der Zunfbildung im deutschen Mittelalter, "HZ", 1912; Lipson E., The economic history of England, v. 1, 8 ed., L., 1945; Valsecchi F., Comune e corporazion? nel medio evo italiano, Milano, 1949; Pirenne H., Les villes et les institutions urbaines. 2 ?d., t. 1-2, P., 1939; Coornaert E., Les corporations en France avant 1789, P., 1941; Martin Saint L?on E., Histoire des corporations de m?tiers. Depuis leurs origines Jusqu´б leur suppression en 1791, 4 ?d., P., 1941; Wernet W., Kurzgefa?te Geschichte des Handwerks in Deutschland, 5 Aufl., В., 1969; The Cambridge economic history of Europe, v. 2-3, Camb., 1952-63 (библ.). Ю. А. Корхов. Москва. Цехи в России. Вопрос о наличии цеховой организации ремесленников в ср.-век. Руси является спорным. Еще в 1852 В. Н. Лешков выдвинул мнение о существовании ремесл. корпораций на Руси, однако оно не получило тогда поддержки в лит-ре. В сов. лит-ре тезис о корпоративном характере гор. ремесла в древней и ср.-век. Руси был выдвинут M. H. Тихомировым и Б. А. Рыбаковым, к-рые указали на специализацию ремесленников, их совместные поселения в слободах и сотнях, специализацию торговли в рядах по видам изделий, наличие патрональных церквей, корпоративных пиров-братчин и нек-рых др. косвенных признаков, свидетельствующих о наличии каких-то организаций у ремесленников в городах Киевской Руси, Новгороде и Пскове в 14-15 вв. Хотя "прямых указаний источников на существование в рус. городах... ремесленных корпораций с оформленными уставами в нашем распоряжении нет", но "общая обстановка развития городского ремесла (степень дифференциации, техническая оснащенность, участие ремесленников в городском самоуправлении, ожесточенная классовая борьба) позволяет сопоставлять наиболее крупные русские города XIV-XV вв. с городами Западной Европы, для которых на этом этапе характерно развитие ремесленных корпораций" (Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, 1948, с. 775-76). В. В. Стоклицкая-Терешкович отмечала, что "неправильно представлять себе цеховую организацию всех стран, городов и отраслей промышленности по типу немецкой цеховой организации, наиболее исследованной и известной... Огромное значение имеет... характер государственной власти и структуры, в особенности степень государственной централизации. В централизованных государствах автономия цеха, как общее правило, уже, чем в децентрализованных" ("Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси", см. сб. "Средние века", в. 3, 1951, с. 102). А. М. Сахаров, изучавший сев.-вост. рус. города 14-15 вв., пришел к выводу, что "... какие-то элементы цеховой организации должны были иметь место всюду, где господствовал феодализм. Поэтому возможно предположить наличие этих элементов и в русских городах", но вместе с тем "...в России XIV-XV вв. в конкретно-исторической обстановке напряженной борьбы с татаро-монгольскими захватчиками и непрерывного усиления централизующейся великокняжеской власти, не создались условия для существования цехов в их развитых и законченных формах" ("Города Северо-Восточной Руси XIV-XV веков", 1959, с. 143). С образованием единого Российского государства на протяжении 16-17 вв. происходило усиление господства феод. гос-ва над городом и длительное время сохранялся значит. удельный вес феод. владений. В этих условиях корпоративные организации ремесленников в виде слобод и сотен имели крайне ограниченную сферу своего развития; градации мастерства в среде дворцовых ремесленников были установлены гос. властью, а их привилегированное положение искусственно отделяло их от массы гор. ремесленников. Элементы цехового устройства ремесла в ср.-век. Рус. гос-ве были жестоко регламентированы гос. властью и подчинены интересам феод. гос-ва. Дух крепостнич. отношений глубоко проникал в гор. жизнь, в т. ч. повлиял на организацию гор. ремесла. Сравнения нек-рых иностр. путешественников рус. ремесленных объединений с Ц. основаны на чисто внешнем сходстве нек-рых элементов ремесл. организаций и не отражают действительного характера этих объединений (П. И. Лященко). В 1722 Петр I учредил цеховое устройство ремесла в России в целях более полного использования цеховых организаций для удовлетворения казенных потребностей в качестве обязательной повинности. В Ц. принимались свободные люди, а также крепостные, отпускавшиеся владельцами на заработки. Срок ученичества был установлен в 7 лет, нахождения в звании подмастерья - не менее двух лет. Как вхождение в цех, так и присвоение звания мастера требовали выполнения определенного квалификационного задания. В 1785 было предписано создание "подмастерских управ", в к-рые избирались выборные подмастерьями лица для участия в решении дел, касавшихся подмастерьев, но практически это никакого значения не имело. Положение подмастерьев и учеников в крепостнич. и капиталистич. России было бесправным. В условиях капитализма цеховая форма организации ремесла открывала простор для произвола хозяев-мастеров и ничем не ограниченной эксплуатации подмастерьев и учеников. Цеховая орг-ция была упразднена с победой Вел. Окт. социалистич. революции. Лит.: Пешков В. Н., Очерк древних русских законов о ремесленной и заводской промышленности, "Москвитянин", 1852, No 23; Тихомиров M. H., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Лященко П. И., История народного хозяйства СССР, 3 изд., т. 1, М., 1952; Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, М., 1948; Пажитнов К. A., Проблема ремесленных цехов в законодательстве русского абсолютизма, М., 1952; Сахаров А. М., Города Северо-Восточной Руси XIV-XV вв., М., 1959; ПСЗ, т. 6 (No 3708), т. 7 (No 4624), СПБ, 1830. А. М. Сахаров. Москва.

Содержание статьи

ГИЛЬДИИ И ЦЕХИ (нем. Gilde, средневерхненем. Zeche – объединение), в широком смысле – различного типа корпорации и ассоциации (купеческие, профессиональные, общественные, религиозные), созданные с целью защиты интересов своих членов. Гильдии существовали уже в ранний период истории Месопотамии и Египта . В Китае гильдии долгое время господствовали в экономической жизни. Корпорации торговцев и ремесленников, занятых одним видом деятельности, были широко распространены в Древней Греции , а также в эллинистических империях, существовавших в юго-западной Азии и Египте. В эпоху Римской империи объединения, известные как collegia, распространились по всему Средиземноморью. Гильдии охватывали все ремесла, самые мощные объединяли корабельщиков и паромщиков в приморских городах. В эпоху поздней Римской империи гильдии сделались объектом государственной регламентации. Членство в них стало принудительным, поскольку закон требовал, чтобы сыновья продолжали дело отцов. В античную эпоху все гильдии преследовали как социальные, так и экономические цели. Они функционировали как органы помощи нуждающимся и похоронные общества. Имелись особые посвятительные церемонии и иные обряды религиозного характера.

После падения Западной Римской империи система collegia, находящихся под государственным надзором, сохранялась в Византийской империи . Выдвигалось предположение (впрочем, весьма спорное), что некоторые римские collegia продолжали существовать в ряде итальянских городов на протяжении всего Средневековья. Вопрос о происхождении купеческих гильдий, появившихся в 11 в., как и относящихся к более позднему времени ремесленных цехов по-прежнему остается предметом научных дискуссий. Различные историки усматривали их корни то в римских collegia, то в таких раннегерманских институтах, как правоохранительные «гильдии благочиния» или питейные сообщества, то в «экономическом микрокосме манора» или в возникавших в приходах благотворительных обществах.

Социальные и религиозные функции.

В деятельности купеческих гильдий и ремесленных цехов большую роль играли общественные и религиозные мотивы, хотя на первом плане всегда оставались экономические интересы. Даже в том случае, когда гильдия вырастала не из религиозного братства, с течением времени она принимала такие функции, или же ее члены образовывали ассоциированное общество или братство с этой целью. Из взносов членов гильдии создавался общий денежный фонд, средства от которого шли на помощь больным и нуждающимся, вдовам и сиротам, а также на устройство пристойного погребения членов. Нередко в честь святого покровителя данного ремесла устраивались пышные и продуманные до мелочей религиозные церемонии. Братья наставлялись жить в любви и взаимопомощи, а доброе имя объединения поддерживалось строгими правилами и мерами наказания для нарушителей. Цехи играли важную роль в общегородских празднествах, их члены участвовали в шествиях по улицам в традиционных костюмах, предназначавшихся для торжественных поводов. Многие гильдии отвечали за постановку мистерий (например, на праздник Тела Христова), в которых воспроизводились библейские сюжеты или сцены из человеческой истории – от творения до Страшного суда.

Купеческие гильдии.

В Северной Европе купеческие гильдии сложились на полвека раньше ремесленных цехов. Своим возникновением они обязаны оживлению торговли и росту городов в 11 в. С целью самозащиты и в общих коммерческих интересах купцы объединялись на торговых путях в караваны. Такого рода союзы, поначалу создававшиеся на время, постепенно приобретали характер постоянно действующих – либо в городах, куда караваны направлялись, либо по возвращении в родной город. К 12 в. купеческие гильдии фактически полностью монополизировали торговлю в городах, что в первую очередь характерно для Италии, Франции и Фландрии.

Члены гильдий и городские власти.

Поначалу членство в купеческих гильдиях было добровольным, но со временем независимые торговцы оказались не в состоянии конкурировать с гильдиями, и возникшая в итоге монополия получала признание со стороны феодальных вельмож и королей, а также других городов. Поскольку в гильдию теперь входили все богатые купцы, она была в состоянии оказывать значительное влияние на городское управление. Купеческая гильдия была в первую очередь коммерческой организацией, которая располагала квази-юридическими правами в отношении своих членов, а также имела характерные общественные и религиозные функции.

Союзы купеческих гильдий.

Иногда с целью установления контроля над общим для них внешним рынком купеческие гильдии объединялись в широкие союзы, получившие в Северной Европе название «ганза» (от нем. Hanse – союз, товарищество). К такому типу объединений относилась лига городов Фландрии, занятая главным образом закупкой шерсти в Англии. Еще большее влияние приобрел знаменитый Ганзейский союз (или Ганза), объединивший северонемецкие города в 14–16 вв. Он держал в своих руках всю торговлю на Балтийском и Северном морях и располагал монопольными привилегиями в других местах. Могущественные итальянские купеческие гильдии (в частности, венецианские), занимавшиеся внешнеторговыми операциями, напоминали торговые компании, возникшие в более позднее время в Англии и Северной Европе. Грузоперевозки строго регламентировались государством, а непосредственно торговлей занимались члены гильдии.

Если оставить вне поля зрения крупные города, вовлеченные в обширную внешнюю торговлю зерном, шерстью и другими товарами, где рано зародились капиталистические отношения, большинство городов Северной Европы имели незначительные размеры и были ориентированы лишь на внутренний рынок. Жители окрестных сел и деревень привозили в город сельскохозяйственные продукты и сырье на продажу, платили пошлину за место на рынке, а на вырученные деньги закупали продукты городского производства. Купцам из других городов местные власти разрешали продавать оптом лишь то, в чем нуждался город, а также покупать и экспортировать излишки городской продукции. За это купцы были обязаны платить пошлины, если не имели соответствующих льгот, выданных им родными городами.

Правила торговли.

Важно было исключить конкуренцию между собственными членами и не позволить более способным и энергичным купцам вытеснить с рынка более слабых торговцев. Поэтому принимались очень строгие меры против снижения цен и всякого рода нечестных методов конкуренции вроде скупки или придержания товаров, монополизации товара, перепродажи по более высоким ценам и др. Впрочем, несмотря на штрафы и прочие наказания вплоть до тюремного заключения, гильдии так и не смогли искоренить эти запрещенные приемы обогащения. Тогда было введено правило, что все, кто входит в гильдию, должны получать долю от любой сделки, заключенной членом гильдии. В некоторых городах это распространялось только на тех членов гильдии, которые находились в городе в момент заключения сделки. Регулируя цены и обеспечивая за всеми членами приблизительное равенство возможностей, гильдии препятствовали появлению класса посредников.

Ремесленные цехи.

Поначалу ремесленники допускались в купеческие гильдии, хотя и располагались в социальной иерархии ниже купцов. Гильдии небольших городов вполне удовлетворяли интересы и тех и других, тем более что между купцом и ремесленником не было четких границ. Но в крупных городах развитие торговли и промышленности привело к увеличению числа рабочих и к специализации ремесленников, которые стали объединяться по ремеслам и создавать собственные корпорации по типу купеческих, получившие название цехов. Процесс образования цехов облегчался тем, что люди, занятые одним родом деятельности, имели обыкновение селиться в одном городском квартале или на одной улице, где они держали мастерские и тут же продавали свои изделия.

Происхождение цехов.

Истоки цехов можно обнаружить в религиозных братствах, возникавших в Северной Европе с конца 11 в. Такие братства формировались из прихожан одной церкви для исполнения похоронных обрядов и празднования дня местного святого-покровителя. Вполне естественно, что при встречах члены братства обсуждали и вопросы коммерческого характера, а отсюда легко могла возникнуть ассоциация, основной функцией которой было осуществление надзора над производством продукции в данной отрасли.

Специализация и права.

Купеческие гильдии, которые, как правило, стояли во главе городского управления, обычно были заинтересованы в самоуправлении цехов. Вместе с тем купцы стремились сохранить свою власть над ремесленниками. Однако со временем цехи приобретали самостоятельность. Король или иной правитель мог предоставить тому или иному цеху монопольные привилегии. Такого рода привилегиями пользовались практически все цехи. К 13 в. они сложились во всех городах Северной Европы и Англии, достигнув в течение последующих двух веков пика своего развития. По мере специализации производства от старых цехов отпочковывались новые. Так, например, в текстильной промышленности возникли цехи чесальщиков, сукновалов, красильщиков, прядильщиков и ткачей.

Отношения с городскими властями.

В некоторых странах, особенно в Германии, муниципальные власти сохраняли за собой право регулировать деятельность цехов и назначать их руководителей. В других странах, прежде всего во Франции и в Нидерландах, где города начали развиваться раньше и достигли большей зрелости, цехи всячески добивались полной независимости; они даже старались присоединиться к купеческим гильдиям, чтобы контролировать городское управление. Во многих городах такие права были им предоставлены, а некоторые города, как, например, Льеж и Гент, оказались всецело во власти цехов. Однако ожесточенное соперничество цехов привело к анархии, которая продлилась в Генте до 1540, а в Льеже прекратилась полтора века спустя (в 1684), когда усилиями местного епископа цехи были лишены всякого политического влияния.

Задачи цехов.

Целью цехов было обеспечение монополии в области производства и сбыта продукции. Но монополия была возможна лишь до тех пор, пока продукция предназначалась для местного рынка, и все обстояло гораздо сложнее, когда дело касалось других городов либо ремесленников данного города, не состоявших в цехе. В интересах собственных членов и потребителей цехам было необходимо осуществлять контроль над ценами, заработками, условиями труда и качеством продукции. С этой целью цехи запрещали ночную работу, поскольку плохая освещенность и отсутствие должного надзора могли привести к халатной или недобросовестной работе, а также потому, что внеурочный труд давал преимущество одним цехам перед другими. Цеховики были обязаны работать в помещениях, выходящих на улицу, у всех на виду; трудиться по воскресеньям и в праздники было запрещено.

Регламентация.

Процесс производства, от первичной обработки сырья до получения конечного продукта, был строго регламентирован: все детали оговаривались, на все устанавливались стандарты, ограничен был и объем выпуска продукции. В целях соблюдения равенства и единообразия запрещались любого рода новшества (кроме тех, которые пошли бы на пользу всем членам) – касались ли они инструментов, сырья или технологии. Всякий имел возможность подняться до определенного уровня благосостояния, но не выше того. Такая установка отвечала средневековой концепции общественного устройства, согласно которой каждый должен был удовлетворяться своим положением в социальной иерархии. Эта установка поддерживалась также понятием «справедливой цены» и религиозными догматами. Огромные усилия предпринимались для того, чтобы сохранить в неприкосновенности эту сложившуюся жесткую экономическую структуру. Всякого нарушившего правила ожидало строгое наказание – штраф, тюремное заключение и даже запрет на занятие ремеслом. Само по себе обилие разного рода правил и ограничений свидетельствует о том, к каким хитроумным приемам прибегали некоторые ремесленники, чтобы выйти за рамки регламента.

Состав цехов.

В цехи входили мастера, владевшие мастерскими и торговыми лавками, подмастерья (наемные рабочие) и ученики. В делах гильдии подмастерья имели ограниченное право голоса, ученики вообще не имели права голоса. В период расцвета цехов мастера придавали большое значение воспитанию смены, поэтому способный и трудолюбивый ученик мог рассчитывать на то, чтобы со временем стать мастером.

Обучение.

Любой желающий мог поступить в ученики, чтобы овладеть определенным ремеслом. Но по установившимся правилам в цех принимали только того, кто прошел этап ученичества. Даже сын мастера, имевший право унаследовать дело своего отца, был обязан пройти через этап ученичества, обучаясь ремеслу у своего отца либо другого мастера. Позже сын мастера стал пользоваться преимуществом при вступлении в цех. Ученик жил и работал вместе с мастером на условиях контракта, подписанного родителями или опекунами мальчика. Обычно ученик обязывался быть трудолюбивым и преданным, беспрекословно подчиняться мастеру, хранить его добро и секреты ремесла и во всем соблюдать его интересы. Он также обещал не жениться, пока не окончит обучения, не становиться завсегдатаем таверн и прочих увеселительных заведений и не совершать неблаговидных поступков, способных бросить тень на репутацию мастера. Со своей стороны мастер обязывался обучить мальчика ремеслу, предоставляя ему пропитание, жилище, одежду и карманные деньги, а также осуществлять руководство его нравственностью, прибегая в случае необходимости к наказаниям. Иногда родители ученика платили мастеру за эти услуги. Если случалось, что подросток ударялся в бега, его возвращали в мастерскую и строго наказывали. С другой стороны, сам мастер подлежал наказанию за злоупотребление властью или пренебрежение своими обязанностями.

Требования к ученику.

Как цехи, так и городские власти были заинтересованы в том, чтобы ученики, которые нередко отличались буйством и иными пороками, со временем стали мастерами и добропорядочными обывателями, и поэтому совместно устанавливали правила приема в ученики. Внимание при этом обращалось на факторы различного рода – моральный облик, возраст, срок обучения, количество учеников у одного мастера и т.д. Обычно учениками становились юноши в возрасте от 14 до 19 лет, а срок обучения сильно разнился от места к месту и от эпохи к эпохе. В Англии и в некоторых других странах юноша обычно поступал в ученики на 7 лет. Позже цехи стали намеренно затягивать сроки обучения, чтобы ограничить количество претендентов на место мастера. По тем же причинам мастерам запрещалось держать одновременно больше определенного числа учеников. Делалось это также и для того, чтобы за счет дешевого труда подростков одни мастера не получили преимущества перед другими.

Прием кандидатов.

Достойный кандидат не встречал особых препятствий при вступлении в цех. Таковым считался ремесленник в возрасте 23–24 лет, прошедший полный курс обучения, готовый открыть свою мастерскую и отчислять взносы в казну цеха. Позже от претендента требовалось создать нечто выдающееся (т.н. «шедевр», франц. «произведение мастера»). Если претендент проходил обучение в другом городе, он должен был найти себе поручителей в том цехе, куда собирался вступить. Подмастерье, женившийся на дочери своего наставника, часто становился полноправным партнером своего тестя, а иногда с его помощью заводил собственное дело. Не имея таких преимуществ, подмастерье, чтобы скопить капитал, необходимый для обзаведения собственной мастерской, должен был работать по найму, скитаясь по городам и весям в поисках лучшего заработка. По мере развития производства требовался все больший начальный капитал, и этап подмастерья стал неизбежным, а со временем и обязательным. В Англии, чтобы стать мастером, было необходимо 2–3 года отработать подмастерьем.

Подмастерья.

С 14 в. цехи стали избегать переизбытка конкурирующих мастеров на ограниченном рынке. А поскольку и подмастерья не были в состоянии откладывать из своего нищенского жалованья сколько-нибудь значительную сумму, многие из них так никогда и не переходили в разряд мастеров. В то же время самые предприимчивые мастера начали обходиться без длительного взращивания учеников, предпочитая нанимать подмастерьев, которым поручались особые операции, не требовавшие усиленной подготовки. В результате возник класс постоянных наемных работников и одновременно с ним – наследственная промышленная аристократия, основанная на владении имуществом, возникшим вследствие вложения в производство значительных капиталов. У последней обнаруживается немало сходства с наследственной аристократией, уже возникшей в среде старинных купеческих гильдий. Этот слой ремесленников-капиталистов поначалу заявил о себе в экспортных отраслях, а затем, по мере развития торговли, выделился во всех сферах производства.

Союзы подмастерьев.

Исключение подмастерьев из числа полноправных членов, утрата ими какого бы то ни было влияния на дела цехов привели к тому, что с 14 в. они стали создавать собственные независимые объединения. Особенно активно этот процесс происходил в континентальной Европе, где объединения подмастерьев приобрели даже большее значение, чем «союзы йоменов» в Англии. Формы организации рабочих были различными, но все эти объединения боролись за увеличение жалованья и ограничение эксплуатации, все противостояли развивающейся капиталистической экономике. Многие союзы выработали изощренную систему тайных обрядов, родственную практиковавшимся у вольных каменщиков, что иногда навлекало на них гонения церкви. Союзы подмастерьев прибегали к различным формам борьбы – устраивали забастовки, уличные беспорядки и локауты. В частности, они протестовали против найма иностранцев и работников, не прошедших обучения. В ответ мастера, используя свое влияние на городские власти, официально запрещали союзы подмастерьев и развязывали преследования. Так обстояло во многих городах Фландрии и Италии. Власти пытались воспрепятствовать тому, чтобы подмастерья, находящиеся на постоянной работе, брали работу на стороне, открывали собственные мастерские и держали учеников. Особенно часто трения возникали в тех отраслях, где было занято много наемных рабочих. На каком-то этапе рабочие могли одержать верх, но чаще побеждали противостоящие им силы – союз работодателей, членов цехов и городских властей, которые располагали политической и экономической властью.

Упадок цеховой системы.

В период позднего Средневековья цеха делались все более замкнутыми, членство в некоторых становилось наследственным, они цепко держались за свои привилегии, хотя рост капиталистического производства в других городах уже снизил их значение. Они сохраняли жизнеспособность лишь в масштабах местного рынка, причем лишь там, где пользовались поддержкой властей.

Развитие капиталистического производства.

К началу 16 в. система цехов уже не соответствовала нуждам капиталистического производства, ориентированного на широкий рынок. В преимущественном положении оказались те цехи, которые из ввезенного сырья производили продукцию на экспорт. Они взяли под контроль местных мелких производителей. Так, например, в производстве текстиля во Флоренции и Фландрии капиталисты поставляли ремесленникам шерсть или пряжу, а затем скупали у них произведенные ткани. Мелкие производители, не имевшие доступа к источникам сырья и рынкам сбыта, были низведены фактически до положения наемных рабочих, трудившихся на богатых купцов.

Борьба цехов.

Во второй половине 14 в. по многим областям Европы прокатилась волна городских революций. Во Флоренции низшие цехи производителей, которых в тот момент поддержали массы неорганизованных рабочих, подняли восстание против купеческих гильдий, обладавших властью в городе. В ряде случае эти восстания привели к власти тиранов (в античном значении этого слова), бравших на себя роль поборников народного дела, вроде флорентийских Медичи . Во фламандских городах восстания горожан 1323–1328 привели к власти графов Фландрии, а в конечном итоге – французского короля.

Переход к надомной работе.

Система ограничений и непрекращающиеся конфликты с производителями заставили капиталистов искать новые способы для того, чтобы освободиться от этой зависимости. В конце 15 в. фламандские торговцы текстилем перестали закупать пряжу и ткань в то и дело сотрясаемых беспорядками городах и обратили свои взоры к маленьким городкам и селам, где не слыхали о цехах, а затраты были ниже. Получив сырье и самопрялку, крестьяне и их семьи работали на дому, их труд оплачивался сдельно. Надомная система вполне подходила для уже знакомого крестьянам текстильного производства, не столь сложного для освоения, как другие ремесла. Вскоре система надомной работы стала применяться и в других отраслях производства, из-за чего многие старинные промышленные города начали терять свое значение, так что об их былом величии теперь напоминали лишь величественные здания цеховых собраний.

Исчезновение гильдий и цехов.

В том или ином виде гильдии просуществовали вплоть до 19 в. Даже богатейшие купцы, занятые экспортной торговлей, усматривали пользу в их сохранении. В конце 15 в. английским экспортерам тканей пришлось объединиться, чтобы закрепиться на континенте, где они наталкивались на сильнейшее противодействие Ганзейского союза. Но со временем система гильдий сделалась ненужной. Цехи продолжали существовать в течение нескольких веков, хотя постоянно утрачивали свое экономическое значение. Какое-то время они пытались удерживать монополию в городах, но их притязания на исключительность входили в противоречие с новыми экономическими условиями. Во Франции цехи были распущены в 1791, в ходе Великой французской революции . В Пруссии и других германских государствах они постепенно исчезали на протяжении первой половины 19 в.; в Англии остатки цехов были ликвидированы актами от 1814 и 1835.

Литература:

Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в 13 14 столетиях . Казань, 1911
Рутенбург В.И. Очерк по истории раннего капитализма в Италии . М. – Л., 1951
Стоклицкая-Терешкович В.В. Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси . – В кн.: Средние века, вып. 3. М., 1951
Полянский Ф.Я. Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы 13 15 вв . М., 1952
Левицкий Я.А. Города и городское ремесло в Англии в 10 12 вв . М. – Л., 1960


Рассказать друзьям