Что такое причастия и деепричастия, их отличительные признаки и суффиксы. Причастие и деепричастие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ЗАДАНИЕ 17: Предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Задание 17 из ЕГЭ по русскому языку посвящено предложениям с обособленными членами предложения (определениями, обстоятельствами, приложениями и т.д.). Наибольшее количество ошибок связано с постановкой знаков при употреблении причастных (ПО) и деепричстных (ДО) оборотов. Чтобы не допускать ошибок, следует действовать по алгоритму.

АЛГОРИТМ.

1. Найдите все причастия и деепричастия.

2. Найдите те слова, от которых зависят причастия и деепричастия.

3. Определите границы оборотов (при помощи вопросов).

4. Подумайте: нет ли в предложении однородных оборотов (т.е. тех, которые зависят от одного слова).

Что полезно помнить о ПРИЧАСТИЯХ.

КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ, ДЕЛАВШИЙ, СДЕЛАВШИЙ?

2. Причастия обозначают признак по действию . Ребёнок ИГРАЕТ - он ИГРАЮЩИЙ; ИГРАЛ - ИГРАВШИЙ; книгу ПРОЧИТАЛИ - она ПРОЧИТАННАЯ и т.д.

3. В предложении причастие зависит от СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (или др.части речи в роли существительного; например, от местоимения).

4. Запомните суффиксы причастий .

Действительные причастия настоящего времени: АЩ, ЯЩ; УЩ, ЮЩ . ДумаЮЩий, клеЯЩий, ищУЩий.

Действительные причастия прошедшего времени: ВШ, Ш . ДумаВШий, клеиВШий, искаВШий.

Страдательные причастия настоящего времени: ИМ; ЕМ/ОМ . ЧитаЕМый, гонИМый.

Страдательные причастия прошедшего времени: ЕНН, НН, Т . ПостроЕННый, прочитаННый, покрыТый.

Что полезно знать о ДЕЕПРИЧАСТИЯХ.

1. Отвечают на следующие вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ, СДЕЛАВ? КАК?

2. Деепричастия обозначают добавочное действие . Человек шёл, ОГЛЯДЫВАЯСЬ по сторонам; учёный прочитал рукопись, внимательно ИЗУЧИВ пометки автора и т.д.

3. В предложении деепричастие зависит от ГЛАГОЛА.

4. Запомните суффиксы деепричастий .

Деепричастия несовершенного вида: А, Я . ДелаЯ, работаЯ, слышА, кричА, держА.

Деепричастия совершенного вида: В, ВШИ, ШИ . СделаВ, увидеВ, опустиВШИсь, решиВШИсь, испёкШИ, засохШИ, заперШИ.

Такие суффиксы редко, но тоже встречаются: УЧИ, ЮЧИ . БудУЧИ, едУЧИ, играЮЧИ.

Что полезно знать об ОБОРОТАХ.

1. Оборот - это причастие/деепричастие + зависимые слова.

2. Определить границы оборота будет легче, если вы задаёте вопросы от главного в обороте слова (от причастия или деепричастия) к словам вокруг него.

3. Деепричастный оборот (или одиночное деепричастие) в заданиях из ЕГЭ мы выделяем знаками ВСЕГДА.

4. Причастный оборот в заданиях из ЕГЭ мы выделяем знаками тогда, когда он стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО (главного) слова.

Старый ШТУРМАН, ПЕРЕНЁСШИЙ на своём долгом веку немало штормов, не растерялся в незнакомой ситуации.

Если причастный оборот стоит ПЕРЕД ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ словом, то знаки мы не ставим.

НЕ РАСТЕРЯВШИЙСЯ в этой ситуации ОСТАП уклонился вправо.

Рассмотрим несколько примеров из задания 17.

1. Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

1. Взлетев, очертив - деепричастия.

2. Взлетев КАК? неожиданно высоко. Взлетев НАД ЧЕМ? над равниной. Неожиданно высоко взлетев над равниной - деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифр 1 и 3 ставим запятые.

3. Очеритив ЧТО? пространство. Пространство КАКОЕ? над горизонтом. Очертив пространство над горизонтом - тоже деепричастный оборот. Ставим знак в цифре 4.

4. Главное слово для обоих ДО - глагол ИСЧЕЗ. Где он стоит относительно оборотов - для нас не важно. ДО всё равно обособляются.

Ответ: 134.

2. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

1. Пройдя и почувствовав - деепричастия.

2. Пройдя ЧТО? не один десяток вёрст. Это деепричастный оборот.

3. Почувствовав ЧТО? сильную усталость. Это тоже деепричастный оборот.

4. Главное слово для обоих ДО - глагол ПРИЛЁГ. Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 1 и 2, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 3 знак нужен, потому что в предложении ДО следует выделять знаками.

4. Стоявшей - причастие. Стоявшей КАК? сиротливо. Стоявшей ГДЕ? на берегу степного пруда. После цифры 4 идёт ПО. Он зависит от слова ВЕТЛЫ (ветлы КАКОЙ? стоявшей...). Т.к. ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова, запятую ставим (в цифре 4).

3. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

1. Создавшей и верившей - причастия.

2. Создавшей ЧТО? совершенно неповторимый поэтический мир. Это причастный оборот.

3. Верившей КАК? свято. Верившей ВО ЧТО? в свою музу. Это тоже причастный оборот.

4. Главное слово для обоих ПО - Марины Цветаевой. Марины Цветаевой КАКОЙ? Создавшей... и верившей... . Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 2 и 3, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 1 знак нужен, потому что ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова.

4. Вокруг было только торжественное море (1) посеребрённое луной (2) и (3) усеянное звёздами (4) небо.

1. Посеребрённое, усеянное - причастия.

2. Псеребрённое ЧЕМ? луной. Это причастный оборот. Он зависит от существительного МОРЕ. Море КАКОЕ? посеребрённое луной. Причастный оборот стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова, и поэтому мы должны выделить его запятыми.

3. Усеянное ЧЕМ? звёздами. Это причастный оборот. Он зависит от существительного НЕБО. Небо КАКОЕ? усеянное звёздами. Причастный оборот стоит перед ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ словом, и поэтому мы НЕ выделяем его запятыми.

4. Обратите внимание, что между оборотами стоит союз И. Многие решат, что он соединяет именно два оборота, и потому они являются однородными. Но это не так. Эти обороты однородными быть не могут, поскольку зависят от разных слов. Союз И соединяет слова МОРЕ и НЕБО. Именно поэтому мы рассматриваем эти обороты отдельно друг от друга. В первом случае мы оборот знаками ВЫДЕЛЯЕМ, а во втором случае мы оборот знаками НЕ ВЫДЕЛЯЕМ.

Задание 1 #4286

Заслышав такой неистовый стук в ворота (1) Феня (2) столь напуганная часа два назад (3) и все ещё от волнения (4) не решавшаяся лечь спать (5) была испугана теперь вновь почти до истерики.

Заслышав - деепричастие. Заслышав такой неистовый стук в ворота - деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифры 1 должна стоять запятая.

Напуганная - это причастие. Столь напуганная часа два назад - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “Феня”. ПО стоит после него, значит, на месте цифры 2 должна стоять запятая.

Не решавшаяся - причастие. Все ещё от волнения не решавшаяся лечь спать - причастный оборот. Он также относится к определяемому слову “Феня” и стоит после него. ПО в этом случае обособляется, поэтому на месте цифры 5 должна стоять запятая.

Между двумя ПО стоит союз “и”, они являются однородными членами предложения, соединенными сочинительной связью, поэтому на месте цифры 3 запятая не ставится.

Ответ: 125

Задание 2 #4287

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Проезжающие по большой орловской дороге (1) молодые чиновники и другие незанятые люди до сих пор ещё могут заметить огромный деревянный дом (2) совершенно заброшенный (3) с провалившейся крышей и (4) наглухо забитыми (5) окнами (6) выдвинутый на самую дорогу.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Проезжающие - причастие. Проезжающие по большой орловской дороге - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова/слов. Определяемые слова - чиновники и люди. ПО стоит перед ними, поэтому запятая на месте цифры 1 не ставится.

Заброшенный - причастие. Совершенно заброшенный - причастный оборот. Определяемое слово - “дом”. ПО стоит после определяемого слова, поэтому он обособляется. Запятые нужно поставить на месте цифр 2 и 3.

Забитыми - причастие. Наглухо забитыми - причастный оборот. Определяемое слово - “окна”. Оно занимает позицию после ПО, поэтому не обособляется, запятые на месте цифр 4 и 5 не нужны.

Выдвинутый - причастие. Выдвинутый на самую дорогу - ПО. Определяемое слово - “дом”, оно стоит перед ПО, поэтому на месте цифры 6 должна стоять запятая.

Ответ: 236

Задание 3 #4288

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полностью разорившись (1) отправился он в Петербург (2) искать себе места (3) и умер в нумере гостиницы (4) не дождавшись никакого решения.

Необходимо найти все причаcтия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Разорившись - деепричастие. Полностью разорившись - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется, поэтому на месте цифры 1 должна стоять запятая.

Не дождавшись - деепричастие. Не дождавшись никакого решения - деепричастный оборот. На месте цифры 4 должна стоять запятая.

Ответ: 14

Задание 4 #4289

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если бы хотя один сделал свои заметки сплошь на всю книгу (1) не пропуская ни одного листа её (2) и принялся бы читать её (3) взявши в руки перо (4) и положивши перед собою лист почтовой бумаги (5) и после прочтенья нескольких страниц припомнил бы себе всю жизнь свою и все происшествия (6) случившиеся перед его глазами.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Не пропуская - деепричастие. Не пропуская ни одного листа её - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется. На месте цифр 1 и 2 должны стоять запятые.

Взявши (взяв) - деепричастие. Взявши в руки перо - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется. На месте цифры 3 должна стоять запятая.

Положивши (положив) - деепричастие. Положивши перед собою лист почтовой бумаги - ДО, он всегда обособляется. На месте цифры 5 должна стоять запятая.

Между двумя ДО стоит союз “и”, они являются однородными членами предложения, соединёнными сочинительной связью, поэтому на месте цифры 4 запятая не ставится.

Случившиеся - причастие. Случившиеся перед его глазами - причастный оборот. Определяемое слово - “происшествия”. Оно стоит перед ПО, в этом случае ПО обособляется. На месте цифры 6 должная стоять запятая.

Ответ: 12356

Задание 5 #4290

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Таким образом одевшись (1) покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам (2) озарённым тощим освещением из (3) кое-где мелькавших (4) окон.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Одевшись - деепричастие. Таким образом одевшись - деепричастный оборот. ДО всегда обособляется. На месте цифры 1 должна стоять запятая.

Озарённым - причастие. Озарённым тощим освещением из кое-где мелькавших окон - причастный оборот. Определяемое слово - “улицам”. ПО стоит после определяемого слова, поэтому он обособляется. На месте цифры 2 должна стоять запятая.

Мелькавших - причастие. Кое-где мелькавших - причастный оборот. Определяемое слово - “окон”. ПО стоит перед ним, следовательно, не обособляется. На месте цифр 3 и 4 запятые не нужны.

Ответ: 12

Задание 6 #4291

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нехлюдов оделся в вычищенное и (1) приготовленное на стуле (2) платье и вышел в столовую с огромным дубовым буфетом и таким же большим раздвижным столом (3) имевшим что-то торжественное в своих (4) широко расставленных в виде львиных лап (5) резных ножках.

Необходимо найти все причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты) и определяемые слова (те, от которых обороты зависят). Для причастия (ПО) это обычно существительное. Для деепричастия (ДО) - глагол.

Приготовленное - причастие. Приготовленное на стуле - причастный оборот. ПО обособляется, если стоит после определяемого слова. Определяемое слово - “платье”. ПО стоит перед ним. На месте цифр 1 и 2 запятые не нужны.

Имевшим - причастие. Имевшим что-то торжественное в своих широко расставленных в виде львиных лап резных ножках - причастный оборот. Определяемое слово - “столом”. ПО стоит после определяемого слова, следовательно, обособляется. На месте цифры 3 должна стоять запятая.

Расставленных - причастие. Широко расставленных в виде львиных лап - причастный оборот. Определяемое слово - “ножках”. ПО стоит перед определяемым словом, поэтому не обособляется. На месте цифр 4 и 5 запятые не нужны.

Окончившие - это причастие. Окончившие важные домашние занятия - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово “все”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 1 и 2 должны стоять запятые.

Поговорившие - это причастие. Поговорившие со своим доктором о погоде и о небольшом прыщике - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “все”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 2 и 4 должны стоять запятые.

Вскочившем - причастие. Вскочившем на носу - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “прыщик”. ПО стоит после него, значит, на месте цифр 4 и 5 должны стоять запятые.

Показывающих - это причастие. Показывающих большие дарования - причастный оборот. ПО обособляются, когда стоят после определяемого слова. Определяемое слово - “все”. ПО стоит после него, значит, на месте цифры 6 должна стоять запятая.

Ответ: 12456

Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.

Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.

Что такое обособление?

В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и деепричастные обороты.

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Выделение запятыми одиночных деепричастий

Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:

  1. Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
  2. Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.

Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:

  1. Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
  2. Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
  3. Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.

Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложении

Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:

  1. Таня примеряла тапочки не торопясь.
  2. По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.

В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо".

Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").

Как образуется деепричастный оборот?

Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.

В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.

Примеры деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:

  1. Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
  2. Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
  3. Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
  4. Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
  5. Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.

Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?

Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:

  1. Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
  2. Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
  3. Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
  4. Обособление деепричастий и обособление обстоятельств - это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.

В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:

  1. Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
  2. Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
  • деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
  • деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов - деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно . Не смущаясь - это деепричастие, а откровенно - наречие.

Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.

От чего следует отличать деепричастия

Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.

Выделяют следующие наречия:

  • припеваючи;
  • крадучись;
  • шутя;
  • молча;
  • сидя;
  • стоя;
  • лежа и другие.

Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия.

Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.

Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).

Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?

Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:

  1. Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие - не изменяемая словоформа.
  2. Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
  3. Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и - ом-(-ем-), -им-- -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

  1. Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот. Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим .
  2. Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.
  3. Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
  4. Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.

Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.

Синтаксис русского языка – это совершенная и стройная система. Основными ее единицами принято считать словосочетания и предложения. Среди последних наиболее часто употребляющимися являются предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Что такое причастный оборот, школьники обычно усваивают легко, а о деепричастном обороте стоит поговорить подробно. Что это за конструкция, в чем ее особенности, как правильно составить с ней предложение?

Деепричастный оборот (ДО) – это синтаксическая единица, которая включает в себя такую часть речи, как и зависимые от него слова. Указанная часть речи, как составляющая оборота, указывает, что подлежащее выполняет не только основное, но и добавочное действие.

Этот главный член чаще всего выражается самостоятельными частями речи, например, именем существительным либо местоимением.

Деепричастие включает в себя признаки глагола и , поэтому логично, что к нему необходимо задавать вопросы обстоятельства: Как? Каким образом? Где? и т. п.

Можно для удобства задавать специальные вопросы: Что делая? Что сделав? На эти же вопросы отвечает и оборот.

Как член предложения деепричастный оборот является обстоятельством. При синтаксическом разборе подчеркивается штрих-пунктирной линией. Характеризуя конструкцию, необходимо указать, что предложение осложнено обособленным обстоятельством.

Примеры конструкций, включающих в свой состав ДО:

  1. Покинув север наконец, пиры надолго забывая, я посетил Бахчисарая в забвенье дремлющий дворец. (А. Пушкин)
  2. Вскочив на коня, князь поскакал в поле, пересек мост через Каю, а за ним, гремя оружием, полетели его холопы. (А. Толстой)
  3. Она проговаривала слова собственной роли, когда выходила из комнаты, то кланялась в пояс, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила одобрение Марфуши. (А. Пушкин).

Деепричастный оборот изучается в классическом курсе русского языка по школьной программе в 7 классе. Ниже приведем варианты упражнений.

Задание: Перепишите в тетрадь, расставляя запятые в нужных местах, подчеркните ДО.

Задание: Внимательно прочтите инструкцию к упражнению. Перепишите предложения, исправляя допущенные грамматические ошибки.

Задание: Вставьте пропущенные знаки препинания. Выберите из скобок подходящие по смыслу деепричастия.

    1. Я прозябал хулиганом (гоняя, гонявши) голубей и (играя, игравши) в городки с моими сверстниками, которых в околотке проживало великое множество.
    2. Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я (облизываясь, облизнувшись) смотрел на кипучие пенки.
    3. (Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно я посмотрел в окно и обратил внимание что от вчерашней непогоды не осталось и следа.
    4. (Приезжая, приехав) во Владивосток я прямо прибыл с вокзала к своим тетушке и дядюшке.

Запятые в предложениях с ДО

В предложении деепричастный оборот всегда обособляется, то есть выделяется на письме запятыми.

Правило просто запомнить, поскольку существует только три вида постановки запятых:

  • Во-первых, ДО может стоять в начале предложения, и в этом случае знак препинания ставится после него.
  • Во-вторых, ДО может стоять в середине, тогда запятые ставятся с двух сторон.
  • В-третьих, ДО может заканчиваться предложение. Если так, то знак необходимо поставить перед ним.

Важно знать! Иногда деепричастный оборот может быть представлен фразеологизмом. В этом случае оборот не обособляется. Например: Он несся через лужи сломя голову.

Употребление деепричастного оборота в предложении

Построение предложения с деепричастным оборотом нередко вызывает у школьников проблемы. Для того чтобы не допускать речевых ошибок, необходимо помнить, что деепричастие в предложении обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее. Другими словами, подлежащее – это лицо, которое должно выполнять и главное, и добавочное действие.

Например: Поднявшись из забоя, шахтер еще долго щурился, глядя на закат.

Учитывая грамматическое значение деепричастия, не рекомендуется употреблять его в составе оборота в описанных ниже случаях:

  • Односоставное безличное предложение. Например: Смотря передачу, мне не спалось.
  • Сказуемое в предложении выражено страдательным причастием краткой формы.
  • Основное действие, выражаемое глаголом, и добавочное действие относятся к разным лицам. Например: Бегая без перерыва по школьному стадиону, у мальчика стали подкашиваться ноги.

Как найти деепричастный оборот в предложении правильно? Для этого необходимо выполнить ряд условий:

  1. Во-первых, найти деепричастие. Его формальным показателем являются морфемы -а/-я, -в/-ши/-вши.
  2. Во-вторых, определить сказуемое и от него задать вопрос, так как ДО всегда относятся к глаголу-сказуемому.
  3. В-третьих, деепричастный оборот на письме выделяется запятыми, а в устной речи выделяется интонационно.

Как правильно составить деепричастный оборот и предложение с ним

Грамматически верное построение предложения с ДО – дело нелегкое. Чтобы избежать ошибок, необходимо соблюдать правила:

  • К подлежащему и ни к какому другому члену предложения не может относиться действие, выражаемое деепричастием.
  • В предложениях со страдательным оттенком нельзя употреблять деепричастные обороты.
  • В предложениях, где глагол-сказуемое выражен формой будущего времени, нежелательно употреблять деепричастный оборот.

  • Высунувшись в окно, с меня слетела шляпа.
  • Выходя из квартиры, гражданин был напуган неожиданным лаем собаки.
  • Принявшись за приготовление ужина, я обязательно посмотрю вечерний выпуск новостей.

Важно! Редко употребление деепричастного оборота уместно в односоставной конструкции, но в случае, когда главный его член – инфинитив. Например: Планируя урок, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Место деепричастного оборота в предложении строго не регламентировано. Но в ряде случаев нужно соблюдать строгий порядок:

Если ДО ставится перед сказуемым, то он должен обозначать то, что было раньше по отношению к значению сказуемого. – Собрав тетради, девочка положила их на стол учителя.

После сказуемого должен находиться ДО, значение которого последующее действие. – Кипяток брызнул, ошпарив мне ногу.

Важен вид деепричастия. Несовершенный вид этой части речи сочетается с глаголом, который обозначает действие, происходящее одновременно с добавочным. – Смеясь, девочка ловила радужные брызги.

Деепричастия совершенного вида хорошо сочетаются со сказуемыми, значения действия которых предшествует добавочному действию. – Засмеявшись, малышка всплеснула руками.

Полезное видео

Вывод

Теперь вопрос, как найти деепричастный оборот, не застанет ученика врасплох. Грамотное употребление таких конструкций в письменной речи свидетельствует о высоком уровне образованности и позволяет точнее выражать свои мысли.

Класс: 7.

Цели:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о деепричастном и причастном оборотах;
  • отрабатывать умение находить и выделять деепричастный и причастный обороты; предупреждать ошибки в употреблении деепричастного оборота;
  • учиться использовать деепричастный и причастный обороты в речи.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному слову, к родной природе.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

I. Повторение

  • Что называется деепричастным оборотом?
  • Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты?
  • Что называется причастным оборотом? Когда он на письме выделяется запятыми?
  • В чём заключается разница между деепричастными и причастными оборотами?

II. Закрепление

1) Словарная работа

Утрамбовать

  • дайте лексическое значение слову;
  • образуйте от глагола причастия и деепричастия;
  • составьте словосочетание «деепричастие+наречие» с частицей «не», где главным словом является деепричастие;
  • со словосочетанием «утрамбовав плотно» составьте предложение на новогоднюю тему.

2) Орфографический диктант

(Не)прекращающийся снегопад, звук (не)услышан, (не)чувствуя усталости, (не)отчаиваешься, (не)возвращаясь назад, (не)подошедший вовремя, (не)хоженая тропинка, (не)увидишь издали, (не)пуганые птицы, сильно (не)доумевая.

3) Синтаксический разбор предложения

Сияя 3 величавой красотой севера, тихо дремлет ночь, затканная тонким морозным туманом 4 . (Сераф.)

4) Объяснительный диктант

  • Обозначьте графически деепричастный и причастный обороты.

5) Конструирование предложений с деепричастным оборотом

  • Замените глаголы деепричастием. Запишите сразу в изменённом виде, расставляя знаки препинания.
  1. Луна всплывает и серебрит лёд на речке.
    Луна, всплывая, серебрит лёд на речке.
  2. Небо покрывается тучами и приобретает грозный вид.
    Небо покрывается тучами, приобретая грозный вид.
  3. Радость от общения с природой нарастает и переполняет всё существо.
    Радость от общения с природой нарастает, переполняя всё существо.

6) Перфоконтроль

  • Укажите в таблице номера предложений, в которых встретились деепричастный и причастный обороты.
  1. Природа, затаившая дыхание, замерла.
  2. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.
  3. Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.
  4. Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.
  5. Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.
  6. Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.
  7. Замерев, ты услышишь разные звуки.
  8. Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.
№ предл. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
дееприч. оборот + + + + +
прич. оборот + + + + +

7) Редактирование

  • Исправьте (устно) ошибки в употреблении деепричастий.
  1. Задев ветку, она медленно закачалась.
    Задетая ветка медленно раскачалась.
  2. Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
    Неожиданно отпрянув, я уронил шапку.
  3. Испуганная птица, взмахнув крыльями, и полетела.
    Испуганная птица, взмахнув крыльями, полетела.
  4. Я проследив взглядом её полёт.
    Я, проследив взглядом её полёт, скатился с горки.

8) Тест

I. Найдите предложение с причастным оборотом:

  1. Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.
  2. Река, загромождённая белым торосом, слегка искрилась.
  3. Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
  4. Комья снега, лежащие на ветвях, давили их книзу.

II. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

  1. Едва осветив снега, день быстро уходил в сумерки.
  2. Сквозь просветы видны перистые облака, проплывающие высоко над деревьями.
  3. Шторм бушевал всю ночь, неожиданно стихнув к утру.
  4. Давно запряжённые кони продрогли в снегу.

III. Найдите предложение с причастным оборотом:

  1. В застывшем небе гасло последнее облачко, освещённое холодным закатом.
  2. Лиса роется в снегу, разбрасывая вокруг снежную пыль.
  3. Набуянившись за ночь, лес затих, поникнув ветвями сосен.
  4. Слепит глаза морозный жгучий день, рассыпавший скрипучие сугробы.

IV. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

  1. До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.
  2. На солнце ярко сверкнули занесённые снегом избушки.
  3. Пушистые снежинки, легко порхая и кружась, опускались на землю.
  4. Небеса рассыпались снежным пухом, наполняя весь воздух движением.

Ответы: I – 2, 4; II – 1 ,3; III – 1, 4; IV – 3, 4.

9) Творческая работа

  • Сочинение-миниатюра «Новогодний праздник».
  1. Чего ждёшь от этого дня?
  2. Каково твоё настроение?
  3. Что особенное появляется в отношениях членов семьи?
  4. Как воспринимаешь окружающих незнакомых людей?
  5. Что доставляет самое большое удовольствие в этот день?
  6. Чего желаешь всем в этот день?

Опорные словосочетания

Ожидая чего-то необычного, наполненный приятными хлопотами, радость, растущая во мне, улыбающиеся лица, помогая всем, предвкушая всеобщий восторг, любуясь зелёной красавицей, желая всего лучшего.

Просыпаешься 31 декабря, ожидая чего-то необычного. Впереди ещё долгий день, наполненный приятными хлопотами, но радость, растущая во мне, передаётся другим.

Незнакомые люди, улыбающиеся мне, кажутся близкими.

Помогая всем, я не забываю, что на мне лежит самое ответственное дело - нарядить ёлку.

Для меня это огромное удовольствие. Предвкушая всеобщий восторг, стараюсь изо всех сил.

Мама обнимет меня, и мы постоим, любуясь зелёной красавицей. Удивительная, весёлая, немножко сумасшедшая новогодняя ночь закончилась.

Желая всем самого хорошего, засыпаю.

III. Домашнее задание.

§30-36, выписать из предложений художественной литературы 3 предложения с причастным оборотом, 3 предложения с деепричастным оборотом.

Причастия и деепричастия свойственны скорее письменной, нежели устной речи. Поэтому исключительно важно тщательно изучить их функции, свойства и признаки, чтобы научиться писать грамотно, точно, выразительно. Однако не обойтись без трудностей, связанных с их употреблением, потому что данные морфологические единицы часто путают между собой.

Терминология

Причастие – морфологическая единица, особая форма глагола (некоторые учёные-лингвисты выделяют причастие в роли самостоятельной части речи), обозначающая признак предмета по действию. Ему присущи признаки глагола и прилагательного.

Деепричастие – морфологическая единица, особая форма глагола (некоторые учёные-лингвисты выделяют деепричастие в роли самостоятельной части речи, как и причастие), обозначающая добавочное действие при основном действии. Ему присущи признаки глагола и наречия.

Для того чтобы разобраться, в чём они отличаются друг от друга, сначала нужно выделить то, в чём они схожи.

Общие черты, характерные для причастия и деепричастия

Образование обеих глагольных форм требует основу глагола и особые суффиксы . Для причастий: — ущ, — ющ, -ащ, -ящ, -енн, -ённ, — нн, -ом, -ем, -им, — вш, -ш. Для деепричастий: — вши, -ши, -в, -а, -я.

Если в предложении присутствуют зависимые слова, то обе формы могут образовать причастный и деепричастный оборот соответственно. Пример: Мужчина, только что вышедший из комнаты, был когда-то известным фотографом. Причастный оборот: «только что вышедший из комнаты». Выйдя из ресторана, компания закадычных друзей отправилась вниз по улице. Деепричастный оборот: «выйдя из ресторана».

Обладают признаками глагола :

  • Вид (совершенный и несовершенный). Пример: глагол совершенного вида «продать». От него образуются причастие совершенного вида «продавший» (какой?/что сделавший?), деепричастие совершенного вида «продав» (что сделав?). Глагол несовершенного вида «танцевать», от него образуются причастие несовершенного вида «танцующий» (какой?/что делающий?), деепричастие несовершенного вида «танцуя» (что делая?).
  • Возвратность/невозвратность (наличие/отсутствие возвратного суффикса -сь/-ся). Пример: возвратный глагол «смеяться», от него образуются возвратное причастие «смеющийся» и возвратное деепричастие «смеясь». Невозвратный глагол «кричать», от него образуются невозвратное причастие «кричащий», невозвратное деепричастие «крича».
  • Переходность (управление беспредложной формой существительного, которая стоит в винительном падеже). Пример: переходный глагол «вкушать» — вкушать скороспелую славу, вкушающий скороспелую славу, вкушая скороспелую славу. Непереходный глагол «влюбляться» — влюбляться в красавиц, влюбляющийся в красавиц, влюбляясь в красавиц.

Чем отличается причастие от деепричастия?

Отнюдь не все глагольные признаки присущи обеим морфологическим единицам.

Глагольные признаки, характерные причастию:

  1. Залог (действительный и страдательный). Пример: глагол «рассказывать», от него образуются действительное причастие «рассказывающий», страдательное причастие «рассказанный».
  2. Категория времени . Пример: глагол «любить», от него образуются причастия «любящий» (настоящее время/ что делающий?) , «любивший» (прошедшее время/ что делавший?).

Глагольные признаки, характерные деепричастию:

  • Залог . Деепричастия могут стоять только в действительном залоге. Некоторые учёные – лингвисты выделяют ещё и средневозвратный залог, который, по сути, является таким глагольным признаком как возвратность.

Признаки прилагательного, характерные причастию:

  1. Род . Пример: глагол «купить» — «купленный галстук», «купленная рубашка», «купленное платье».
  2. Число . Пример: глагол «прикормить» — «прикормленная кошка, «прикормленные кошки».
  3. Форма (полнота и краткость, изменяются только страдательные причастия). Пример: глагол «жарить» — «жареные каштаны», «каштаны жарены».
  4. Падеж (по падежам могут изменяться только причастия в полной форме). Пример: глагол «смущать», от него образуется причастие «смущённый».
  • И.п. (кто?/что?) – смущённый юноша.
  • Р.п. (кого?/ чего?) – смущённого юноши.
  • Д. п. (кому?/ чему?)– смущённому юноше.
  • В. п. (кого?/что?) – смущённого юношу.
  • Т. п. (кем/чем?) – смущённым юношей.
  • П. п. (о ком?/о чём?) – о смущённом юноше.

Синтаксическая функция — определение, примыкает к подлежащему или дополнению. Пример: Заплаканная женщина провожала взглядом удаляющийся поезд. Женщина (какая?) – заплаканная. Аналогичную функцию выполняют причастные обороты, являясь обособленными определениями (если не находится в абсолютном начале предложения; выделяется запятыми). Струи дождя, хлещущие по окнам, мерцали в тусклом свете фонаря. Струи дождя (какие?) – хлещущие по окнам.

Отвечает на вопросы, задаваемые к прилагательному: «какой?», «какая?», «какое?» и т.д. У деепричастия нет признаков прилагательного, зато оно обладает признаками наречия.

Признаки наречия, характерные деепричастию:

  1. Неизменяемость . Деепричастия не могут изменяться по временам, родам, падежам числам, как причастия.
  2. Синтаксическая функция – обстоятельство (обособленное, выделенное запятыми). Пример: Краснея, он признался матери, что прогуливал занятия в музыкальной школе. Он признался матери (как?) – краснея. Аналогичную функцию выполняют и деепричастный оборот(обособленное обстоятельство, выделенное запятыми). Спросив дорогу у проходящего мимо старика, она, наконец, нашла дом, в котором её уже давно ждали. Она нашла дом (как?) – спросив дорогу у проходящего мимо старика.
  3. Отвечает на вопросы, задаваемые к наречию «как?», «когда?», «зачем?» и т.д.

Обобщение

Ключевое отличие данных морфологических единиц состоит в том, какую синтаксическую роль они несут. Также им присущи разные признаки.

Рассказать друзьям