Древнеегипетская история. Взгляд мировых религий на происхождение человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Древнего Египта

Культура

Страны Древнего Востока

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые - египтологи - считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы:

настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта - родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тыс. до н. э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.

Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

История страны уходит в фантастически древние времена, ее додинастический период начинается в 5 200 году до нашей эры, в 3 000 году до н. э. его сменяет период правления династий фараонов, который длится до VII века н. э., то есть государство Египет существует уже не менее семи тысяч лет. Но как появилась эта древняя страна? Откуда пришли ее жители? Правда, ли что Египет основали сами атланты?

У ученых на этот счет есть несколько удивительных теорий.

От Библии до Геродота

Теория о библейском происхождении древних египтян опирается на историю о том, что предками народа были сын Ноя Хам (который дал начало всему темнокожему населению Земли) и его сын Мицраим. Согласно тексту Библии Мизраим пришел на берега Нила из Месопотамии со своими детьми и поселился на них.

Древнегреческий философ Платон считал, что именно атланты являются предками фараонов и египтян. Его представление, очевидно, основывалось на том, что как народ египтяне сформировались из двух народов: техену - темноволосые, темеху - обладатели светлых волос и кожи. Как считал востоковед Игорь Дьяконов, представление Платона имело под собой почву: темноволосое население было племенами берберов, спустившихся по течению Нила с юга. Но откуда пришло белое население?

Греческий историк Геродот считал египтян народом, родственным колхам. Свои догадки он строил, исходя из внешней похожести людей: по его мнению, и те и другие смуглы и курчавы. При этом он указывал, что в Колхиде, которая располагалась в причерноморских предгорьях Кавказа, о египтянах знают больше, чем в Египте о колхах.

Черные или белые?

В самой Африке всячески поддерживается теория, что древние египтяне были исключительно неграми, то есть изначально это была высокоразвитая цивилизация людей с черным цветом кожи. Сторонники этой теории упирают на скульптурные портреты фараонов и знати. Например, в пользу теории приводят статую Аменхотепа III, лицо которого действительно носит черты негроидной расы. В пользу теории говорят и мумии, в чьей коже много пигмента меланина, а так же то, что египетский язык весьма схож с языком народа волоф, который живет на территории Синегала и Гамбии.

Существует противоположная теория о том, что египтяне были белыми, а чернокожие находились при них только в качестве солдат, слуг и рабов. Американский египтолог Дж. Глиддон, живший в XIX веке, считал, что, скорее всего, египтяне не были темнее, чем, например, евреи, финикийцы или арабы.

Древние семиты или евроафриканцы?

В XX веке ученые вернулись к новому прочтению Библии, и родилась еще одна теория о том, что египтяне - это потомки древних семитов, обитавших на полуострове Сомали еще до того, как там появились люди с черной кожей.

Антрополг из Италии Джузеппе Серги выдвинул гипотезу о том, что египетский народ породили хамиты, которые представляли собой смешение трех рас: хамитов, средиземноморцев и нордидов, из которых светлоокими были только нордиды. Предками египтян, по мнению итальянца, стали хамиты и средиземноморцы. Эта теория снискала большую популярность в зарубежной науке.

Без Месопотамии – никуда

Эта же библейская история, которую многие ученые хорошо знали, породила в умах ученых гипотезу о том, что египетская цивилизация возникла в результате завоевания Северной Африки Месопотамией, и египтяне не были коренным народом Африки.

Теорию подтвердили результаты раскопок: англо-австралийский ученый Грэфтон Смит в начале XX века обнаружил, что останки людей, живущих в Египте в додинастический период, сильно отличаются от тех, которые жили позже, во времена правления династий. Сравнив керамические изделия, статуэтки, элементы архитектуры, он выдвинул гипотезу о том, что первая династия фараонов была основана после вторжения Месопотамии, жители которой, подчинив себе автохтонное население Северной Африки, дали толчок к появлению цивилизации.

Точку поставят генетики

По подсчетам современных ученых территорию раннего, додинастического Древнего Египта заселяло 35% темнокожих людей, 30% были европеоидами, остальные имели смешанный тип расы.

В 2017 году в журнале «Nature Communication» были обнародованы результаты работы немецких ученых, которые провели исследования генома девяноста египетских мумий, сравнили их с ДНК современных египтян и эфиопов, и выяснили, что ДНК мумий довольно сильно отличается от ДНК народа, ныне живущего в Египте. У современных египтян на 20% больше африканской крови, чем у древнеегипетской знати, а современные эфиопы вообще имеют совсем другой генетический «портрет».

Древние египтяне оказались близкими родственниками тех, кто ныне живет на Ближнем Востоке и в Леванте, то есть в восточной части Средиземного моря. Доля африканской ДНК у древних египтян составила всего 6–15%, в то время как современные египтяне имеют 14–21 % африканской ДНК. Предположительно, такое «обновление» произошло семьсот лет назад.

Генетикам удалось установить внешний облик людей, живших в древнем Египте. Оказалось, что они имели светлую кожу, темные глаза и не употребляли в пищу молоко, так как совершенно не переносили лактозу. Осталось лишь одно - понять, откуда пришло все население Ближнего Востока.

Египтяне относятся к народам, чьи достижения поражают ученых и историков. Их цивилизация была одной из самых могущественных и в то же время остается загадочной до сих пор. Многие тайны не раскрыты, однако, благодаря письменности, египтяне сумели донести до современных людей информацию о жизненном укладе, особенностях быта и своей истории.

История

Египет относится к одной из древнейших цивилизаций. Первые поселения возникали вдоль долины реки Нил, богатой плодородными землями. Появление государств датируется 4 тысячелетием до н.э. Постепенно сформировались два могущественных государства, которые принято называть Верхним и Нижним Египтом. Они регулярно сталкивались друг с другом в военных сражениях, а в 3 тысячелетии до н.э. Верхний Египет сумел одержать победу, что ознаменовало объединение страны.
Отличительной особенностью Древнего Египта стала власть, позволившая добиться процветания. Во главе стоял фараон, происхождение которого обожествляли. Он не только повелевал страной, но и участвовал в крупных военных походах.
Именно военные походы позволили египетской цивилизации стать великой. Одним из самых важных походов стало завоевание юга, где всегда было много рабов и золота.
Добравшись до Нубии, расположенной на юге, египтяне сумели завоевать страну, которая открыла им доступ к тропической Африке с ценными породами древесины, разнообразным скотом, домашней птицей и тысячами людей, которых можно было обратить в рабство.
Египтяне продвигались и на восток. Там они сумели захватить Синайский полуостров, взяв медные рудники, Палестину, Финикию с важными торговыми путями. Наладив торговые отношения с Малой Азией, египтяне смогли получать серебро, ценившееся по тем временам гораздо выше золота. Помимо военных столкновений, египтяне успевали проводить исследования местности. Финикийцы, присягнувшие на верность египетскому фараону, смогли исследовать побережье Красного моря, Гибралтарский пролив и часть африканского континента.
Регулярные войны не могли приносить только успехи, поддерживать армию было довольно сложно, поэтому однажды египетское владычество стало терять силу, а проигранное сражение у Пелусия оказалось судьбоносным для всей цивилизации.

Жизнь

Жизнь египтян полностью зависела от фараона. Не имело значения происхождение человека - даже люди из знатных родов подчинялись воле правителя и не имели собственности. Каждому купцу выдавалась грамота, позволявшая распоряжаться скотом, домом, вещами, которые он мог обменивать или продавать. Без этой грамоты человек терял право на распоряжение каким-либо имуществом. Египтяне пользовались деньгами в редких случаях, обязательно составляя договоры, в которых указывались сумма, наименование товара и конкретные объемы. Важной частью жизненного уклада египтян была коллективизация. Благодаря ей они смогли достигнуть больших высот и создать архитектурные шедевры. Многие дела люди делали сообща, что позволяло развиваться обществу.
Величайшей ценностью считали семью. Типичный египтянин ни при каких обстоятельствах не желал покидать родственников, поэтому уход на войну считался наказанием. Авторитет отца требовал полного подчинения сына, однако для ребенка мать была важнее всего. Об этом факте свидетельствуют записи писцов того времени. Сын обязан был чтить мать, ограждать ее от любой обиды. В противном случае он мог навлечь на себя недовольство богов. Общество, разумеется, полагалось на мужчин - матриархат отсутствовал. Однако роль женщины оставалась велика, поскольку ей было дано право получать образование и применять полученные знания. До нас дошли истории о великой Нефертити, царице Неситанебташу. Женщины часто создавали копии манускриптов, которые сохранились и представлены в современных музеях. Манускрипт Зуча можно лицезреть в Британском музее. Женщине было дозволено распоряжаться собственным имуществом наравне с мужчиной, заключать сделки.
Египтяне редко вступали в брак по принуждению. Родители участвовали в выборе невесты или жениха, часто приглашали свах, однако окончательное решение всегда было за супругами. Женщины и мужчины жили в согласии, спрашивая совета друг у друга. Мудрец Птаххотеп писал, что жену нужно ценить, кормить, защищать, радовать. Важно избегать ссор, жестокости. Женщина должна процветать в доме мужчины.
Писцы также подмечали, что женщиной командовать нельзя, затевать спор опасно, поскольку это сеет хаос в семейных отношениях. Настоящий хозяин дома всегда стремится соблюдать порядок.
Дети в рабских семьях начинали трудиться уже в 5 лет, об игрушках могли мечтать только выходцы из состоятельных семей. В богатых семьях детям дарили питомцев: птиц, ужей.

Образование


Образование могли позволить себе дети из свободных семей. В семьях фараона детей обучали на дому. Часто преподаванием занимались жрецы, которые оценивали способности к обучению и природные таланты. Даже ребенок из бедной семьи мог позволить себе обучение, а благодаря талантам, стать значимым членом общества. В Древнем Египте насчитывалось немало прославленных воинов, жрецов и политиков, произошедших из семей скромного достатка.
Школы давали возможность изучить письменность, научиться читать, познать арифметику. Египтяне изучали рыночные цены, особенности сельскохозяйственного дела. Обучение воинов происходило в конюшнях фараона, где непременно познавались азы верховой езды, ведения боя, тактика и командование.
Девочки обычно обучались дома, физические наказания к ним не применялись. Использование телесного наказания имело необходимость в случае непослушания или отсутствия должной концентрации.
Выбор профессии для египтян был крайне важен. Самой престижной считалась государственная служба, ведь она не требовала больших усилий и могла приносить хороший доход. В частном секторе людям приходилось много работать. Даже предприниматели того времени, располагавшие мастерскими, ткацкими и прачечными, справлялись с трудом.
Самой значимой в египетском обществе считалась работа писца. Все просто: человеку не нужно было беспокоиться о доходах и одновременно прилагать много усилий. Такой взгляд обосновывался относительно хорошими заработками и малой нагрузкой. Многие отцы говорили своим сыновьям, что если они станут писцами, то никогда не проклянут свое ремесло. Любой пахарь изнывает, а писец всегда процветает. Такой подход в результате стал хрестоматийным.

Одежда


Самым распространенным материалом для пошива одежды служил белый лен. Пояса делали из кожи, а сандалии - из тростника. Историки отмечают, что на протяжении нескольких веков одежда мужчин и женщин была очень открытой. Люди не смущались своих тел, считая наготу естественной. Из одежды сельские жители использовали только набедренные повязки. Среди знатных египтянок были распространены полностью прозрачные платья, соединяемые с помощью бретелей. Наиболее распространенным цветом являлся белый, иногда носили одежды красного и желтого цветов. Фараоны носили юбки и большие короны. Позднее появились плащи и туники. Вопреки расхожему мнению, фараоны не обновляли одежду постоянно. Ее часто стирали, пользуясь глиной в качестве мыла.
Обувь египтяне не любили. Ее редко надевали даже представители знати. Она была нужна лишь для долгой дороги или путешествий в горы. Греки и римляне на заключительном этапе существования египетской цивилизации завезли закрытые туфли. Сандалии, которые носили египтяне, изготавливались из папируса. В доме носить обувь запрещалось. Даже фараоны ходили босыми, а следом за ними шли носильщики обуви. Соблюдение погребального обряда подразумевало оставление обуви в комплекте вещей, которые будут нужны для загробной жизни. Удивительно, но самыми роскошно одетыми в Египте всегда оставались статуи богов. Их пальцы украшали пластинами из чистого золота, на ногах и руках закрепляли золотые браслеты, даже ногти покрывали ляпис-лазурью. Считается, что накладные ногти были изобретены именно в Древнем Египте.
Сами египтяне тоже любили украшения. Они придавали им мистический смысл. Излюбленными украшениями оставались кольца: соломенные, стеклянные и золотые. На кольцах изображали богов и богинь, жуков-скарабеев.
Много внимания египтяне уделяли волосам. В жарком климате приходилось постоянно стричься, однако бороды и усы египетские мужчины очень любили, поэтому использовали накладные. В какой-то момент в моду вошли тонкие и аккуратные пучкообразные бороды, которые носили даже женщины. Среди них была царица Хатшепсут.
За волосами было трудно ухаживать, поскольку у большинства египтян они были жесткими. Поэтому люди стриглись коротко, предпочитая пользоваться париками из овечьей шерсти. Женщины пользовались заколками, лентами, носили диадемы. Даже современная мода потакает египтянам, популяризируя знаменитые прически в стиле фокстрот.
Практически все египтяне мылись регулярно. Даже беднякам были доступны пруды с чистой водой. После омовения обязательно использовались мази и масла, чтобы тело благоухало. Женщины и мужчины красили волосы в черный, скрывая седину. Красота тела воспринималась, как нечто сакральное и важное, поэтому каждый египтянин уделял ей много внимания.

Культура


Древний Египет подарил миру великое наследие. Умы египтологов и историков до сих пор будоражит древнеегипетский пантеон богов во главе с верховным божеством, олицетворяющим солнце, Ра. Именно с ним отождествлялся фараон.
Египтяне верили в бессмертие души, поэтому во время обрядов погребения брали с собой те вещи, которые должны были, по их мнению, непременно пригодиться в загробной жизни. Величайшими гробницами были пирамиды, где находились усыпальницы правителей.

  1. Тотемизм возводился в культ, о чем свидетельствуют головы богов в виде животных. Египтяне почитали львов, быков, коров, ибиса, жука-скарабея. Египтяне стали одним из первых народов, распространивших письменность благодаря изобретению папируса.
  2. Египтяне первыми открыли пчеловодство.
  3. Именно они стали осваивать строительство и обработку камня в больших масштабах первыми.
  4. Иероглифическое письмо, система счета, мумификация - все это тоже заслуги древних египтян.
  5. Культуру Древнего Египта больше всего ценят за архитектуру. Египтяне прежде всего ориентировались на создание усыпальниц, придавая значение загробной жизни. С течением времени египтяне начали осваивать скульптуру, в том числе портретную. Множество статуй хорошо сохранилось до наших дней. Во времена Среднего царства стали активно улучшать оружие, совершенствуя технологию выплавки металла. Налаживалось производство стекла, улучшалась оросительная система для повышения эффективности земледелия.
  6. Египтяне интересовались медициной, анатомией, математикой, астрономией. Известный всему миру Геродот говорил, что именно Египет стал учить нас геометрии.
  7. Египтяне могли хорошо предсказывать солнечное, лунное затмение. Они первыми осознали влияние воздействия Луны на цикл приливов, отливов.

По мнению многих ученых, египетский солнечный календарь считается совершенным среди прочих цивилизаций. В период Нового царства египтяне смогли улучшить мумификацию, научившись бальзамировать тела, довести до совершенства рельеф и орнамент, сделать литературу многожанровой. Период расцвета поэзии и живописи пришелся на правление Эхнатона.

Жилище


Изначально египтяне строили дома из дерева папируса, используя его стебли. Они связывали их веревками, вкапывали в землю для придания прочности конструкции. С изготовлением глины стали появляться кирпичи. Замешивая грязь и землю с водой, египтянам удавалось получить хороший по тогдашним меркам строительный материал. Остальную работу делало солнце, высушивая камни. С наступлением периода Среднего царства египтянам стала доступна технология обжига. Многие дома до сих пор сохранились в отличном состоянии, что объясняется жестким соблюдением норм строительства.
Знать жила в кирпичных домах, богато украшенных занавесками. О высоком положении хозяина дома свидетельствовала штукатурка и красивые росписи, которыми декорировали все помещения. В каждом дворе были бассейн и сад. В доме могло быть несколько спален, приемная, уборная, кладовая и место для омовения. Отдельно предусматривались комнаты для женщин.
Жилища бедняков имели форму глыбы, в которой были вырезаны квадратные окошки. Размещались дома близко друг к другу, образуя узкие переулки. Пол в таком жилище был сделан из земли, а комната всего одна. Редко можно встретить несколько проходных, хотя некоторые располагали жильем со спальней, кухней, кладовой и даже погребом. Непременным атрибутом жилища оставался алтарь, располагавшийся в гостиной.
На строительство жилья влиял прогресс, улучшение технологий позволило египтянам создать дома, которые восхищают многих строителей по всему миру и сегодня. Их прообразы используются в художественной литературе и кинематографе.

Еда


Питание египтян было разнообразным, однако они напрямую зависели от Нила. Во время слабого или чрезмерного разлива наступали неурожайные месяцы. В первую очередь провизией запасались для фараонов, поэтому населению приходилось экономить продукты. Неурожайное время провоцировало грабежи: люди не гнушались вламываться в храмы, нападая на стражников, и были готовы на все, лишь бы достать еды.
В урожайные годы счастью египтян не было предела. Известно, что во времена правления Рамзесов большинство людей питалось разнообразно, о чем свидетельствует богатые запасы в самих усыпальницах фараонов. Это подтверждают и иероглифы, расшифрованные египтологами.
Археолог Энтони Харрис писал, что Рамзес Третий отличался невиданной щедростью, угощая служителей храмов и делая приношения богам.
Самым популярным продуктом в Древнем Египте было мясо. В гробницах часто изображают животных, которых ведут на убой. Самым лучшим считалось мясо быка иоа. Откормленные, они могли достигать огромных размеров. Некоторые животные вырастали настолько, что едва могли ходить. Качество проверки скота было очень строгим, поэтому сохранность продукции не вызывала сомнения.
Охотничий промысел позволял добывать антилоп, газелей, которых в дальнейшем одомашнивали. Развитие животноводства со временем прекратилось, уступив место скотоводству.
Диких животных не только ели, но и приносили в жертву. Например, ориксы - большие антилопы, в основном, преподносились в жертву богам.
Египетский народ чаще употреблял домашнюю птицу. Папирус Харриса свидетельствует, что в общей сложности за время ведения записей было пересчитано почти 20 тысяч перепелок.
Приспособлений для охоты египтяне использовали множество. Они ловили гиппопотамов с помощью гарпунов, птиц - сетями, рыбу - вершами.
Значимым продуктом являлась мука, которую изготавливали из ячменя, полбы или пшеницы. Заготовкой зерна занимались в основном женщины. Обработку производили при помощи мельниц. Мука служила основой для приготовления хлеба. Нетрудно догадаться, что ячмень служил не только основой для выпечки, но и пива. Это был национальный напиток всего Египта, который подавали в харчевнях и употребляли дома.
По свидетельствам Геродота, египтяне любили есть рыбу сырой, хотя иногда прибегали к вялению и засаливали ее. Пищу часто готовили на открытом огне, используя разные приправы. Выкладывая мясо на лепешки, египтяне получали хорошо знакомые современным жителям Средней Азии блюда. Древнеегипетские рецепты подробно изложены на каменных плитах, найденных при археологических раскопках. Однако большинство из инструкций к приготовлению блюд до сих пор не расшифровано. Известно, правда, что египтяне очень любили сладкую выпечку. В качестве начинки могли использовать:

  • фрукты
  • молоко
  • масло.

Историки замечают, что кухня древних египтян была калорийной - часто в блюдо добавлялся топленый жир.

Цивилизация Древнего Египта показала всему миру, что коллективизация способна привести к процветанию. Египтяне относятся к народам, чье влияние трудно переоценить. В наши дни находится немало фактов, удивляющих даже скептиков. Например, сравнительно недавно стало известно, что египтяне первыми изобрели батарейки, способные вырабатывать электричество. Современный Египет является проблематичной страной. Долгое время живя за счет туризма, занявшие его арабы оказались в трудном положении из-за гражданских кризисов и слабой экономики. Древний Египет исчез навсегда, однако память о его былом величии будет еще долго жить.

Конечно, наша статья не была бы полной без упоминания о тайнах народа. Поэтому рекомендуем посмотреть видео о пяти самых интересных загадках Древнего Египта.

В традиционных исторических книгах об облике египтян пишут вот что: «Первые доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, даже худощавые, с чуть удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями и особенно сильными запястьями и лодыжками.

Представители этого исходного типа еще и сегодня встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. ”Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.Что же является для нас основными свидетельствами того, как выглядели древние египтяне?

1. Изображения на стенах храмов и гробниц.

«Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин – в желтоватый. ”

По этой цитате есть одно замечание. Очевидно, что портреты египтян, которые мы находим в гробницах и на стенах храмов, в большинстве своем идеализированные. Художники и скульпторы следовали лишь определенному канону изображения, разработанному еще на заре египетской цивилизации и державшемуся тысячелетиями: отсюда и принятое изображение женщин со светлой кожей, а мужчин с более темной, но это не значит, что так было и на самом деле. Далее, по поводу прямых волос: обычно египтян изображали в париках либо с бритой головой, поэтому судить о том, какие были у них настоящие волосы, по фрескам и скульптурам сложно.
Лица и фигуры тоже были стандартизованы, хотя художники и скульпторы иногда и отступали от канонов, изображая, например, полные животы и удлиненные головы, или более приближенные к реальности лица.
Но всё же фрески могут дать нам определенный образ этнического типа египтянина. Он проявляется в сравнении с изображениями соседей Египта, которые тоже нередко попадаются нам на стенах храмов и гробниц.
Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим западных соседей египтян – светлокожих голубоглазых ливийцев; восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, – высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками; южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми. Встречаются на рельефах черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.

Наглядно иллюстрирует это следующий рисунок:По этому рисунку очень хорошо виден цвет кожи египтян – бронзово-золотистый и классический черный цвет волос. То есть можно предположить, что они не были ни белыми, ни чернокожими, как их соседи, а представляли собой по цвету кожи что-то среднее. На большинстве фресок египтяне изображены именно с таким “кирпичным” цветом кожи. Даже если это канон, я не думаю, что он возник на пустом месте.

2. Свидетельства историков

А как египтян видели представители других народов? Мы можем узнать это из трудов греческого историка Геродота. Упоминание об их внешности есть в его “Истории”.

Геродот сравнивает египтян, эфиопов и колхийцев. Он высказывает предположение, что эти народы родственны, исходя из того, что они похожи друг на друга. Геродот пишет, что и те и другие – темнокожие (μελαγχροες) и курчавые (ουλοτριχες).

Вот этот отрывок, в котором упоминаются египтяне:

Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами . Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более за то основательны следующие доводы.

Мы видим, что изображения египтян и воспоминания Геродота в общих чертах совпадают. Именно такими представляют их себе большинство людей.

3. Скульптуры

В связи с верой, в то, что сохранение образа умершего делает его бессмертным, египтяне делали помимо канонических идеализированных скульптурных изображений и полностью или частично реалистичные портреты современников. Как правило, это портреты августейших особ. Они дают нам более конкретную картину внешнего облика египтян.

Гипсовая маска пожилого мужчины, возможно Эйе (Египетский музей, Берлин)

Гипсовая маска. Эхнатон. (Египетский музей, Берлин)

Царица Хатшепсут (очень интересная деталь – ее везде изображали с таким носом)

Статуя писца.

Как кажется, это наиболее реалистичные скульптуры. Лица очень интересные, даже трудно сказать, к какой расе они относятся.

4. Реконструкции по мумиям

Также увидеть облик древних египтян нам помогает и компьютерная реконструкция по черепу мумий. Конечно, она не на сто процентов передает черты лица, но всё же довольно достоверна. Вот что удалось нарыть в просторах Интернета: как правило, это реконструкции лиц знаменитых правителей Египта.

Тутанхамон:

(в профиль видно, что у него слегка удлинённый череп. Так его изображали и на фресках, и в скульптуре. Такие же удлинёные черепа были у его отца Эхнатона и его дочерей, что натолкнуло многих любителей мистификации на мысль о том, что все семейство Эхнатона – ИНОПЛАНЕТЯНЕ….)))))

вот еще одна знаменитая личность -жена Эхнатона Нефертити (впрочем, о том, принадлежала ли мумия, по которой восстановили ее портрет, Нефертити или кому-то другому, ученые спорят)

Клеопатра (правда, она не совсем египтянка, но все же одна из известных правителей Египта)

Полученное путем компьютерной томографии изображение черепа (слева) и воссозданный облик ремесленника Харвы (справа)

5. Потомки древних египтян

Ну, и наконец, представление о древних египтянах нам могут дать их потомки. Большинство считает, что прямые потомки египтян – это копты. Коптами называется христианское население Египта. “Копт”, собственно и переводится как “египтянин”.

Копты отличаются о других жителей египта внешне – они очень следят за чистотой своей крови и берут в жены только копток или европеек. А посему сохранили древнеегипетский прямой профиль. Составляют около 7% населения Египта и живут бок о бок с мусульманским большинством, и называют Бога Аллахом. Да и церкви в Египте стоят чуть ли не впритык к мечетям.”

Отличить коптов от арабов на улице – практически невозможно. По крайней мере, на первый взгляд. Однако, отличия есть. Прежде всего, их можно отличить по татуировке на правой руке. В целом же, копты – более симпатичные. Да не упрекнут в шовинизме, но это так. Арабы – более грубые и “пухлые”. У коптов же – более благородные и утончённые черты лица. Среди коптских девушек много очень красивых. Ну, вылитая Нефертити! Как на картинке:

И все же не думаем, что лишь коптов можно считать прямыми потомками фараонов. Один коптский священник сказал про современное население Египта: “Все мы – копты, только одни – христиане, а другие – мусульмане”. Мы думаем, что нынешнее население Египта – пришлое и состоит из арабов. По всей видимости, мы думаем так из-за того, что нынешние египтяне практически не говорят на исконном коптском языке, который был преемником собственно египетского языка. Но считать, что коренное население Египта было настолько вытеснено арабами, что большинство его попросту исчезло, было бы неверным.

Гюстав Ле Бон в книге “Цивилизация арабов пишет об арабах Египта:

“Современные египетские арабы представляют собой продукт скрещивания местного населения с арабами, завоевавшими Египет в 640г. под предводительством Амру. Будучи арабами по языку и религии, современные египтяне не являются таковыми по крови. В силу антропологических законов, упомянутых выше, элемент-завоеватель вскоре был растворен в более многочисленном элементе, представленным завоеванным населением.

Промежуточные элементы вскоре исчезли, таким образом, современный оседлый житель Египта, по существу, является сыном египтян времен пирамид. Это видно и по его фигуре, и по его широким плечам, толстым губам, выступающим скулам, и по схожести его с персонажами, изображенными на старинных монументах.”

По сравнению с теогонией и космогонией, мифы о происхождении человека гораздо менее выразительны. Люди родились из слез солярного бога Ра. Он (т.е. бог-солнце) сотворил для их блага небо и землю... Он сотворил воздух, чтобы оживлять их ноздри, ибо они были его подобием, сотворены из его плоти. Он светит на небе, он сотворил для них растения и животных, птиц и рыб, чтобы питать их».

Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сехмет, чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана Хатор, и после превращения в злобную львицу Сехмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.

Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за её живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землёй разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история.

Посмертное путешествие фараона.

«Тексты пирамид» посвящены почти исключительно концепциям посмертной судьбы фараона.

Несмотря на усилия богословов, доктрина не была должным образом систематизирована. В ней есть противоречия, параллельные, а порой и противоположные идеи. Тем не менее, в большинстве текстов говорится о путешествии фараона на небо. Он улетает туда в виде птицы - сокола, цапли, дикого гуся, в виде скарабея или кузнечика и т.п. На помощь ему должны прийти ветры, облака, боги. Иногда фараон поднимается в небо по лестнице.

Во время своего вознесения фараон уже становится богом, совершенно отличным по своей сущности от породы людей. Однако прежде чем оказаться в небесном обиталище на Востоке, именуемом Полем Подношений, фараон должен пройти определенные испытания. Вход защищен озером «с извилистыми берегами», а перевозчик через озеро наделен властью судьи. Чтобы получить место в лодке, следовало выполнить все ритуальные очищения и, прежде всего, дать ответы на вопросы инициатического характера, т.е. ответить стереотипными формулами, которые служили паролем. Иногда фараон прибегал к мольбе или к магии, или даже к угрозам. Он обращался с молитвой к богам (особенно к Ра, Тоту и Гору) или просил у двух сикамор, между которыми ежедневно восходит солнце, разрешить ему войти на Поле Тростников.

На небесах фараона с триумфом встречает Бог-Солнце, и во все четыре стороны света направляются гонцы, чтобы возвестить о его победе над смертью. Фараон и на небесах продолжает свое земное существование: восседая на троне, он принимает знаки почитания от своих подданных и продолжает судить и отдавать приказы. Хотя лишь он один обладает солнцеподобным бессмертием, фараон окружен свитой, прежде всего, из членов своей семьи и высших чиновников.

Прижизненные сакральные функции фараона.

Творец был первым царем, он передал эту функцию своему сыну и наследнику - первому фараону. Эта передача освятила царскую власть как божественный институт. И действительно, жесты и деяния фараона описываются в тех же самых терминах, что и деяния бога Ра. Пример: творение Ра иногда обобщается точной формулировкой: «Он заменил Хаос порядком. И то же самое говорится о Тутанхамоне, который восстановил порядок после «ереси» Эхнатона. Фараон является воплощением маат, слова, переводимого как «истина», но главное значение которого - это «добрый порядок», и отсюда «право», «справедливость». Как воплощение маат, фараон является парадигматическим образцом для всех своих подданных. Дела фараона обеспечивают прочность космоса и государства и, следовательно, непрерывность жизни. Политическая деятельность фараона воспроизводит подвиг Ра: он (фараон) также «отвращает» Апопа - иными словами, следит за тем, чтобы мир не был ввергнут снова в состояние хаоса. Когда на границах появляются враги, они уподобляются Апопу, и победа фараона воспроизводит триумф Ра. В принципе, культовые церемонии должны были проводиться фараоном, но он передавал свои функции жрецам различных храмов. Целью ритуалов, прямой или косвенной, было обеспечение защиты, а значит - неизменности «первоначального творения».

Миф «Об Осирисе и Исиде».

Согласно мифам, во главе пантеона египетских богов стоял бог Солнца Амон-Ра. В мифах рассказывается также о божественной паре - боге земли Гебе и богине звездного неба Нут - у которых родилось четверо детей: боги Осирис и Сет и богини Исида и Нефтида. Египтяне утверждали, что Осирис и его супруга, прекрасная Исида, были их первыми правителями.

Божественная чета передала людям знания о земле, способной давать всходы, посвятила в таинства искусства и ремесла, научила письменности и канонам строительства храмов. Люди получили возможность жить по законам Неба в единстве с Природой. Осирис и Исида приоткрыли им таинства жизни и смерти и смысл их собственного существования. Они пробудили в душах любовь к Мудрости и тягу к познанию. Для людей это было самое прекрасное и счастливое время.

Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошёл только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил её свинцом, а затем утопил его в Ниле.

Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром.

Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Библа. Исида нанялась при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.

Для Сета не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со всей новообретенной мощью он обрушился на него, убил, расчленил труп и разбросал куски по всей стране. Исида собрала их, чтобы вновь воскресить мужа, но обнаружила, что крокодил (рыба) сожрал его фаллос, и заменила его деревянным (глиняным).

Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром. Однако Осирис вернулся из преисподней и подготовил своего сына Хора к отмщению.Хор начал неутомимую и длительную войну против Тифона (Сетха) и его союзников и в конце концов победил их всех, завладев троном отца. Таково содержание мифа, по Плутарху. Версия Плутарха совпадает в основном с мифологическими и религиозными представлениями египтян об Исиде и Осирисе, отраженными в подлинных египетских текстах; правда, тексты эти много богаче, в них представлено большее разнообразие мифологических эпизодов и, может быть, вариантов мифа, оставшихся неизвестными Плутарху или опущенных в его скупом повествовании. Так, например, в рассказе Плутарха нет ни слова о том, что Исида зачала своего сына "Хора-дитя" от уже умершего Осириса, отсутствуют подробности, порой очень интересные, о смертельной схватке между Хором и Сетхом, об оживлении умершего Осириса Исидой, о его мумификации и т. п.

19. Наиболее значимые религиозные тексты Древнего Египта (краткая характеристика).

«Книга мёртвых» в Древнем Египте - сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Различные копии Книги Мертвых могут содержать от нескольких и до двухсот глав различного объёма, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее её было бы назвать «Книгой Воскресения», так как её египетское название дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».

Этот религиозно-магический сборник производит впечатление хаотического нагромождения молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в «Книгу мёртвых» проникают элементы морали. По своей сути «Книга мёртвых» является религиозным сборником, поэтому имеющиеся в ней элементы нравственности переплетаются с древней магией. Так, в 30-й главе «Книги мёртвых» покойный заклинает своё сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пёстрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что «Книга мёртвых» составлялась и редактировалась на протяжении ряда веков. Древние тексты традиционно сохранялись до позднего времени, причём их содержание часто становилось непонятным и даже требовало объяснений, которые, например, были добавлены к 17-й главе «Книги мёртвых».

Особый интерес для исследователей представляет 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса над умершим. Тот и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).

Тексты Саркофагов - коллекция древнеегипетских погребальных заклинаний, высеченных на поверхности саркофагов. Впервые данные надписи появились во времена Первого переходного периода. Эти тексты частично позаимствованы из более ранних источников, таких как Тексты пирамид, содержат существенно новые материалы, связанные с повседневными нуждами человека. Это говорит о том, что данные тексты использовались не только королевской знатью, но и простыми богатыми людьми.

Большая часть текстов написанных на саркофагах относится к периоду Среднего Царства. Однако иногда подобные надписи встречаются на стенах гробниц, на поверхности сундуков, канопов, в папирусах и даже на масках мумий. Из-за ограниченности поверхности, на которую наносились тексты, они часто подвергались сокращению.

В отличие от Текстов пирамид, которые сосредоточены в основном на всём божественном, Тексты саркофагов подчёркивают земные элементы загробной жизни, управляемой Осирисом. В Текстах саркофагов Осирис предлагает загробную жизнь каждому, автоматически присваивая умершим имена с приставкой «Осирис». Это подземное царство описывается как место полное ужасных существ, ловушек и опасностей, которые умерший должен преодолеть. Заклинания записанные в Текстах саркофагов, позволяют умершим защитить себя от опасностей и избежать тем самым второй смерти.

Также в Текстах саркофагов говорится о том, что все люди будут судимы Осирисом и его помощниками, согласно делам совершённым людьми при жизни. Тексты говорят об использовании баланса, который стал опорным судебным пунктом в более поздней Книге мёртвых. Тексты напутствуют умершего в том, как избежать таких утомляющих и рутинных занятий как физический труд, используя всевозможные магические заклинания.

Вдобавок ко всему, в этих текстах есть подробное описание страны мёртвых и её жителей.

Тексты Пирамид - древнейшее произведение египетской религиозной и заупокойной литературы, дошедшее до нас. Название они получили по месту своего нахождения: они покрывают стены внутренних помещений пирамид, расположенных в Саккара, некрополе фараонов Мемфиса. Сами тексты скорее всего старше пирамид, и были созданы задолго до объединения Северного и Южного Египта (около 3000 г. до н. э.).

Несмотря на то, что сравнительно небольшое количество текстов пострадало от времени и грабителей гробниц, их чтение, перевод и толкование до сегодняшнего дня создают немало проблем. Тексты очень сложны как в грамматическом, так и в лексическом отношениях, а орфография необычна (из-за своей древности). В них содержится много намеков на неизвестные нам мифы и легенды.

С. Мерсер выделяет среди Текстов Пирамид следующие сюжеты:

· Погребальный ритуал с приношением даров, что связано с представлением о воссоединении частей распавшегося тела, его оживлением и воскресением покойного царя.

· Магические формулы в защиту от бед и несчастий.

· Ритуал поклонения.

· Религиозные гимны.

· Мифические формулы, отождествляющие покойного царя с тем или иным божеством.

· Молитвы и мольбы от имени покойного царя.

· Прославления величия и могущества покойного царя на небесах (славословия).

Долгое время ученые считали, что отдельные тексты пирамид никак друг с другом не связаны. Однако М. Э. Матье в 1947 г.предложила новый порядок чтения текстов (от входа в пирамиду к саркофагу фараона). Также она высказала точку зрения о том, что Тексты Пирамид - это слова единого заупокойного ритуала, которые произносились во время той части этой церемонии, которая происходила внутри пирамиды.

Рассказать друзьям