Икона богородицы всевидящее око значение. Икона "Всевидящее око": описание и происхождение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Празднование: 11 июня.

Икона Божией Матери "Недремлющее Око"

В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско-Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая «Недремлющее око». Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий.
Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца. Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн.5:2). Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы «Недремлющее око» имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.


Икона Божией Матери "Недремлющее Око"

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А.В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной.
Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью. Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами. Другие украшения на сей иконе - три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой.


Икона Божией Матери "Недремлющее Око"

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Недремлющие Око» молятся при бессоннице детей.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Недремлющее Око»

О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевныя язвы наша греховныя; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас, с верою к Нему прибегающих, от тяжкаго сна греховнаго и от всех навет вражиих, да спасет души наша, яко Человеколюбец.
Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Икона «Спас Недремлющее Око»


Икона «Спас Недремлющее Око»

Икона «Спас Недремлющее Око» - чудотворная икона пожертвована монастырской часовне в городе Рыбинске дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина. Известен также другой древний чудотворный образ Божией Матери «Недремлющее Око», находившийся ранее в городе Угличе в Богоявленском монастыре.

На иконе изображён юный Иисус, возлежащий на красном (цвет Воскресения) ложе. Путь Его страданий ещё не начался. С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается к Нему Богородица. Справа стоит ангел и держит крест. Жертва ради спасения людей должна свершиться. Юный Спаситель не забывает об этом, чему соответствует надпись под изображением: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Книга Песнь песней: 5, 2).


Икона «Спас Недремлющее Око»

Copyright © 2015 Любовь безусловная

«Всевидящее око» – икона, значение которой тесно связано с культурной историей России. Сюжет ее достаточно молод для русской православной иконографии. Изредка заимствовался из западной иконописной традиции в конце 17 века, стал встречаться чаще лишь в конце 18 столетия под влиянием моды на масонство.

Самостоятельным изображением стал только к началу века девятнадцатого – но так и не признан каноническим: священники не рекомендуют делать его центром своей духовной жизни.

Возможно потому, что это слишком уж древний, языческий пласт сознания образ способен затронуть в неподготовленном человеке. Что безошибочно уловили различные масс-медиа: именно этот образ чаще других можно увидеть в руках или на буклетах оккультистов, «экстрасенсов», «магов» и «колдунов».

Что означает икона «Всевидящее око Божие» в Православной Церкви

Между тем, образ переводит в зрительный план сразу два основополагающие представления о Боге:

  1. Значение для человека: Господь уподобляется дневному светилу как источник всякого света на земле во всех его символических смыслах – зрению, теплу, жизни, любви, знанию, духовному прозрению, познанию.
  2. Восприятие мира людей Богом: способ божественного ведения - это всепроникающее зрение. Интересно, что именно зрительное восприятие формирует этимологическую основу любого человеческого языка, а значит и наше мышление вообще. Так что зрение – это витальность, жизнь духа вообще.

Центр иконы образуется рисунком вписанного в сферу изображения Иисуса, окруженного словами «Очи мои на верныя земли посадити и с собою». Он испускает сияние и четыре крупных луча, вытянутыми треугольниками, пересекающих вторую и третью окружности, порождаемые центром.

Следующее поле — своеобразная гипербола зрения: четыре глаза на божественном лике с венчающей сферу молящейся Богородицей образуют фигуру равнобедренного треугольника. По границе пишут слова радости праведной души, устремленной к Богу, из первой строчки знаменитой Честнейшей.

Речение очередного окружия дает библейскую метафору священного света, преображающего земное и спасающего от тьмы смерти и греха: «Угль Исайи проявляй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая». Здесь исходящие от Спасителя световые лучи завершаются визуальными воплощениями евангельских авторов либо их традиционными условными обозначениями. Это божий эмиссар Матфей, летящий орлом в небо Марк, кроткий телец Лука и духом лев Иоанн.

Заключающая все предыдущие (и рождаемая первой!) сфера четвертая воссоздает усыпанный звездами небосвод, отмеченный присутствием трех серафимов Их может быть изображено и четверо (двое по низу – с рукописями). Горящие любовью к Создателю, они славословят: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

Венчает композицию окружие без нижнего сегмента – «Небо небес», где трое шестокрылых ангелов благословляют Саваофа. Испускаемый им Святой Дух голубем опускается на голову молитвенно воздевшей ладони Богоматери. Творец заключен в сияющий ореол, надписанный словами мольбы о ниспослании божественного сияния.

Окруженный облаками, со святым духом на груди в виде кроткого голубя, Господь восседает на символизирующей надежду для людей радуге и его подножие — пламенный ангел с величественно распахнутыми крыльями.

Сакральный изобразительный сюжет словно исполнен сиянием. Является при этом одной из сложнейших изографических композиций: неподготовленному его приходится «читать». То есть рациональное начало должно говорить слишком сильно, заглушая непосредственность религиозного восприятия.

А вот геометрическая организация художественного пространства бросается в глаза сразу: сфера, заключенная в треугольник, образуемый кругами-точками с изображениями евангелистов и Саваофа. А геометрические фигуры эти широко универсальны: слишком легко в них помещается сакральное значение из самых разных духовных практик. Например, достаточно привычные современному образованному человеку египетский глаз Ра или третье око верховного индуистского божества Шивы.

В чем помогает молитва перед иконой «Всевидящее око Божие»

За этим сюжетом христианской живописи не закреплено традиционных молитв и славословий. На первое место выступает именно внутренняя устремленность молящегося: обращение должно быть прежде всего искренним, идущим от сердца.

В горе или радости, с просьбой или благодарностью, лик позволяет говорить с Создателем так, будто Он в этот момент глядит прямо на тебя.

Заключение

Пусть и неканонический, лик не расходится со словами Евангелия, приписывающим Господу зрение и всеведение. Так к чему суеверно бояться и замечать прежде всего масонское влияние? Не лучше ли отдать должное еще одной попытке человеческого сознания приблизиться к непостижимому совершенству Творца?

В го-ро-де Ры-бин-ске, в мо-на-стыр-ской ча-совне, устро-ен-ной неда-ле-ко от вок-за-ла Ры-бин-ско-Бо-ло-гов-ской же-лез-ной до-ро-ги, на-хо-дит-ся древ-няя чу-до-твор-ная ико-на, име-ну-е-мая «Недрем-лю-щее око». Ее по-жерт-во-ва-ла дочь зна-ме-ни-то-го про-по-вед-ни-ка, про-то-и-е-рея Ро-ди-о-на Пу-тя-ти-на, ко-то-рый пи-тал к этой иконе осо-бен-ное бла-го-го-ве-ние вслед-ствие се-мей-ных пре-да-ний. Об-раз име-ет 10 верш-ков в ши-ри-ну и один ар-шин в вы-со-ту; пи-сан он на по-лотне, на-кле-ен-ном на де-ре-вян-ную дос-ку; жи-во-пись его при-над-ле-жит к ита-льян-ско-му сти-лю. Пре-свя-тая Де-ва изо-бра-же-на в по-ло-ви-ну ро-ста; Она си-дит пе-ред сто-лом в ком-на-те с по-до-бран-ной на ле-вой сто-роне за-на-ве-сью тем-но-зе-ле-но-го цве-та. Гла-ва Ее по-кры-та бе-лым по-кры-ва-лом, из-под ко-е-го вид-не-ют-ся во-ло-сы. Пре-чи-стое ли-цо Ее и пе-чаль-ный взор опу-ще-ны до-лу и об-ра-ще-ны к ле-жа-ще-му Бо-гом-ла-ден-цу. Ле-вая ру-ка Бо-го-ма-те-ри, по-ко-я-ща-я-ся на сто-ле, под-дер-жи-ва-ет гла-ву Ее, а пра-вая спя-ще-го Бо-гом-ла-ден-ца. Гла-за Пред-веч-но-го Мла-ден-ца за-кры-ты, а гла-ва Его об-ра-ще-на в пра-вую сто-ро-ну; пра-вая ру-ка по-ко-ит-ся на пра-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри, а ле-вая на со-гну-том ко-лене Его ле-вой но-ги; сред-няя часть те-ла по-кры-та бе-лой таф-той. Вни-зу ико-ны на-хо-дит-ся сле-ду-ю-щая над-пись: «Аз сплю, а серд-це Мое бдит» (). Эта над-пись сви-де-тель-ству-ет, что на-име-но-ва-ние ико-ны «Недрем-лю-щее око» име-ет сим-во-ли-че-ское зна-че-ние: она ука-зы-ва-ет на то, что Спа-си-тель и Его Пре-чи-стая Ма-терь все-гда неусып-но пе-кут-ся о на-шем спа-се-нии.

Дру-гая ико-на с та-ким же на-зва-ни-ем на-хо-дит-ся в го-ро-де Уг-ли-че Яро-слав-ской гу-бер-нии, в Бо-го-яв-лен-ской ча-совне , устро-ен-ной под со-бор-ной мо-на-стыр-ской цер-ко-вью. Она по-жерт-во-ва-на в 1848 го-ду жи-тель-ни-цей Уг-ли-ча А. В. Ле-бе-де-вой, ко-то-рая удо-сто-ве-ри-ла, что сия ико-на очень древ-няя и с дав-них пор счи-та-ет-ся чу-до-твор-ной. Ико-на име-ет бо-лее ар-ши-на вы-ши-ны и 3/4 ар-ши-на ши-ри-ны и пи-са-на на дос-ке ита-льян-ской жи-во-пи-сью. Бо-го-ро-ди-ца изо-бра-же-на си-дя-щей в ком-на-те с ок-ном на пра-вой сто-роне. Гла-ва Ее об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну и по-кры-та до плеч по-кры-ва-лом си-не-го цве-та, из-под ко-то-ро-го вы-би-ва-ют-ся во-ло-сы. Очи Бо-го-ма-те-ри по-лу-от-кры-ты и об-ра-ще-ны к спя-ще-му Пред-веч-но-му Мла-ден-цу. Верх-нее оде-я-ние Ее го-лу-бо-го, а ниж-нее ало-го цве-та. Спя-щий Бо-гом-ла-де-нец по-ко-ит-ся на ле-вом ко-лене и ле-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри; гла-ва Его об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну; ру-ки сло-же-ны под грудь, а но-ги со-гну-ты в ко-ле-нях и опу-ще-ны вниз. Все те-ло Его оде-то в ру-баш-ку бе-ло-го цве-та и по-ло-же-но на раз-вер-ну-тую бе-лую пе-ле-ну, один край ко-то-рой под-нят пра-вой ру-кой Бо-го-ма-те-ри в уро-вень с Ее пра-вым пле-чом. Ико-на укра-ше-на по-зо-ло-чен-ной ри-зой и вен-ца-ми. Дру-гие укра-ше-ния на сей иконе — три се-реб-ря-ные изо-бра-же-ния ног и два се-реб-ря-ных кре-ста по-жерт-во-ва-ны ли-ца-ми, ис-це-лив-ши-ми-ся по-сле мо-лит-вы пе-ред сей ико-ной. Пе-ред этой ико-ной, рав-но как и пе-ред пер-вой, чи-та-ет-ся сле-ду-ю-щая мо-лит-ва Бо-го-ма-те-ри: «О, Пре-див-ная Гос-по-же, Вла-ды-чи-це Бо-го-ро-ди-це! При-и-ми нас, при-па-да-ю-щих к Тво-е-му об-ра-зу; воз-зри недрем-лю-щим оком Тво-им на ду-шев-ные яз-вы на-ши гре-хов-ные; умо-ли серд-цем бдя-ще-го о нас Сы-на Тво-е-го, Хри-ста Бо-га на-ше-го, да из-ба-вит нас с ве-рой к Нему при-бе-га-ю-щих от тяж-ко-го сна гре-хов-но-го и от всех на-вет вра-же-ских, да спа-сет ду-ши на-ша, яко Че-ло-ве-ко-лю-бец».

В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско-Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая «Недремлющее око». Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий. Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца. Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песнь песней, V, 2). Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы «Недремлющее око» имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью. Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами. Другие украшения на сей иконе - три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой. Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».

Среди христианских икон есть известные, особо популярные в народе, а есть и редкие. Но сила их от этого не только не меньше - по своему могуществу такие образа превосходят даже самые известные и намоленные. Об одном из них и пойдёт сейчас речь.

Особенности изображения

Икона «Всевидящее Око» довольно загадочна и не очень понятна обычному верующему человеку. Объясняется это сложным её рисунком, метафоричность и символическое значение которого требуют специального пояснения. В основе сюжета образа лежат библейские пророческие слова о недремлющем Божьем глазе, который надзирает над грешными, Его боящимися, и над теми христианами, которые уповают на Его милость и всепрощение. По сути, икона «Всевидящее Око» в аллегорической форме изображает мироздание с точки зрения христианской идеологии. В ней переданы сущность и самого Господа, и Духа Святого, и Богородицы, и Иисуса. Поэтому образ является всеобъемлющим, глобальным. И если для других икон существуют специальные через которые следует обращаться за помощью к высшим силам, то икона «Всевидящее Око» универсальна по сути. Перед нею можно молиться, как подсказывает сердце, как лежит душа, обо всём, что наболело. Богомольцы в любой ситуации обращаются к Богу, который надзирает над миром с высоты Космоса, всё ведает, над всем наблюдает, во всё вникает. Нет предела знаниям, и даже самый потаённый уголок сердца открыт для глаз Божьих и понятен совершенно.

Композиция иконы

Икона «Всевидящее Око» отражает то идеальное мироустройство, которое должно быть установлено в царстве Божьем. В самом верху изображения находится Христос. Поднятая его рука застыла в благословляющем жесте. Образ Господа заключён в круг, как в Солнце. Усиливают сравнение и расходящиеся лучи. В этом плане икона «Всевидящее Око» значение имеет следующее: Господь - солнце, освещающее и согревающее мир, изливающее на него благодать свою. Далее идёт второй круг, в котором изображены людские лица, - они олицетворяют то самое человечество, на которое Благодать направлена. В третьем круге находится Богородица, молитвенно сложившая руки. В народе, в богословии она олицетворяет заступницу всех страждущих перед строгим судом Божьим. И, наконец, круг четвёртый - икона «Всевидящее Око Божие» содержит и его. Это идейно-смысловой центр композиции. Тут находится сам Спаситель, окружённый ангелами на фоне звёзд - воплощение высшей чистоты и духовности, истины в чистом виде. Оказаться там, рядом с Богом - значит, пройти до конца весь путь испытаний. Господь - начало всего, источник жизни физической и духовной. Христос - свет правды, а Мать Божья - кроткая заступница всего человеческого рода. Таков сакральный смысл образа. Списков иконы «Всевидящее око» существует множество, это знают те, кто прибегает к её помощи.

«Придите ко мне, и я успокою вас!»

При любой беде, нужде, проблеме можно обращаться к иконе. недоразумения с родными, на работе, улаживание конфликтных ситуаций и многие другие невзгоды позволяет наладить икона. Естественно, молитвы должны быть искренними, горячими, страстными, душевными.

Рассказать друзьям