Индейская свеча и дакотский очаг. Дровяной примус

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Обновлено 29.11.2019

Индия – это страна запахов. И как только вы переступите борт самолета, поток запахов будет преследовать вас всегда и везде. Откуда же столько насыщенных ароматов, от которых невозможно укрыться ни в одном уголке Индии? Всему виной индийские благовония или ароматические палочки.

Где используют благовония и для чего они нужны?

Местные жители используют благовония в своей жизни уже очень много лет. Ранее Они использовались для различных ритуалов и церемоний в виде кореньев, листьев, душистых цветов, эфирных масел, а также жмыха. Их бросали в священный огонь для того чтобы умилостивить богов и богинь.

Благовониями очищали пространство своих домов. Так же в древности и в наше время в Индии их используют во . Казалось бы, какая может быть польза от ароматов? На самом деле они очень благотворно влияют на человеческий организм, но не так как лекарства. Да, одним ароматом не вылечишь запущенную простуду или проблемы с кишечником, не говоря уже о более серьезных болезнях таких как болезни сердца, печени, легких и многих других.

При покупке индийских благовоний стоит учитывать их качество не стоит думать, что если они из Индии, то самые что ни наесть качественные. Но если мы говорим о качественных ароматах, то можно подчеркнуть, что все же они какой-никакой эффект оказывают.


Вред и польза аромапалочек, что нужно учесть при покупке

Итак, какая же польза от ароматических палочек? Индийские благовония источают невероятные экзотические запахи. Это может быть приятный, мягкий аромат ванили, или мускуса, сладкие, пряные, мятные, свежие, их огромное количество.

Современные производители позаботились о том, чтобы люди при покупке могли выбрать тот аромат который им нравится. Наполняя помещение любимым человеку ароматом, сандаловые палочки создают приятную атмосферу. Очищают сознание, приводят мысли в порядок, восстанавливают, успокаивают, создают дух умиротворения. Особенно часто используются во время и других .

Читайте на нашем сайте:

Рикши в Индии

Но не стоит забывать, что аромапалочки, так же могут нанести и вред вашему организму. Если при покупке благовоний вы не учли их качество, то результат не заставит себя ждать. Низкокачественные палочки источают слишком резкий аромат, который можно почувствовать не раскрывая упаковки. Конечно же такой товар покупать не желательно, так как наверняка в составе благовоний присутствуют искусственные ароматизаторы.

В идеале, качественные благовония изготавливаются из природных компонентов таких как: сандал, масла, ароматические травы, цветы, специи, коренья, а также листья деревьев.

Отсюда конечно же вывод, что не стоит покупать палочки с такими ароматами, например, как клубники, ванили или розы.

Такие индийские благовония могут привести к заболеваниям дыхательных систем, головным болям, а также вызвать аллергию, нарушить ваш сон. Аллергию так же может вызвать слишком частое их использование. Так что не стоит переусердствовать.

Конечно же основным показателем при покупке ароматических палочек будет их цена. Благовония с низким ценником конечно же оставляют желать лучшего, потому что в их составе использованы искусственные ароматизаторы.

Так же стоит учесть, что благовония бывают с основанием в виде бамбуковой палочки, и безосновные. Безосновные намного лучше потому, что они источают чистый, натуральный аромат.

Виды благовоний

Благовония бывают различные и способы их производства тоже. Существуют как традиционные, так и современные. От этого зависит, то где и как они будут применяться.

  1. Индийские благовония с бамбуковой основой . Это самые распространенные виды. Они состоят из бамбуковой палочки и смеси из угольной пыли и иногда каких-нибудь трав. Само собой, такой вид палочек не отличается особым качеством и применяют их в плохо пахнущих грязных помещениях. Помимо этого, угольные благовония выделяют слишком много дыма который зачастую искажает аромат который мы ожидали почувствовать.
  2. Стружечные благовония. Они более приближены к натуральным и при их изготовлении чаще используют натуральные масла. Они обладают ярко выраженным цветочным запахом. Чаще всего такие благовония используют в храмах.
  3. Безосновные . Положительное качество такого типа – это конечно же отсутствие бамбуковой основы. Аромат чистый, натуральный. В отличии от остальных видов, они очень хрупкие. Чаще всего такой тип благовоний используется в буддийских монастырях и храмах .
  4. Пластилиновые благовония. Они очень популярны в Индии, так как источают интенсивный аромат и способны окурить помещения с большой площадью. Минус – они сильно дымят.

Читайте на нашем сайте:

Попрошайки в Индии

Как ими пользоваться


Все достаточно просто. Но до начала использования ароматических палочек важно позаботиться о так называемых подставках. Для бамбуковой палочки нужен горизонтальный держатель (на фото слева), а для безосновного варианта (конуса) нужен другой тип держателя (на фото справа). Крайне важно иметь возможность быстро проветрить помещение, если вы вдруг почувствуете, что запаха вам слишком много.

На сегодняшний день использование благовоний в жизни индийцев считается обыденным, так же как сон и прием пищи. И что таить, все мы прекрасно понимаем, что аромат благовоний прекрасно перекрывает неприятные запах которые присутствуют на улицах Индии.

Возможно Вас заинтересует:




  • Это деревянное устройство, с помощью которого в полевых условиях можно как приготовить пищу, так и отапливаться или освещать себе дорогу. По легенде было увидено и заимствовано у североамериканских индейцев колонизаторами Христофора Колумба. Оттого и получило название индейская свеча, а сейчас его еще называют — деревянный примус, шведский огонь, финская свечка и тому подобное. Об особенностях изготовления и разжигания такой финской свечки и пойдет речь ниже.

    Для такой финской свечки, как на фото ниже, диаметром 8 см и длиной 10 см, на изготовление потребуется порядка 15-20 минут, а работать она будет в течении 30-35 минут. В течении этого времени, вследствие хорошего КПД, этот деревянный примус позволяет вскипятить до 2,5 литров воды. А вообщем в таких небольших размерах это изделие спорно и на любителя. Гораздо эффективнее для работы финской свечки будет диаметр от 12 см при длине от 18 см. Однако в данном случае размеры были выбраны исходя из того, что в наличии был только нож . Сделать что то большее было бы им возможно, но несколько затруднительно.

    Сорт дерева из которого будет изготовлен деревянный примус особого значения не имеет. Однако следует помнить, что например ель или во время горения «стреляют» и дают много искр, поэтому использование такой финской свечки для обогрева будет не совсем удобно и комфортно. Береза горит хорошо и жарко, не «стреляет», но пламя у нее немного коптит, особенно в конце горения. Больше всего подойдет сухая осина, которая горит ровным и бесцветным пламенем. В любом случае, при изготовлении индейской свечи надо использовать по возможности, как можно более сухое, но не гнилое дерево.

    Особенности изготовления деревянного примуса, индейской свечи, финской свечки.

    Внешние пропорции финской свечки зависят от предполагаемого использования — например для приготовления пищи больше всего подойдет короткая, но толстая, для освещения — длинная и тонкая, чтобы ее было удобно носить. А вот для отопления — толстая и длинная, она будет гореть несколько часов. Сам процесс изготовления деревянного примуса очень прост. Сначала отпиливаем заготовку нужной длины.

    Раскалываем деревянный кругляк пополам и затем половинки еще раз пополам. Хочется заметить, что раскалывать заготовку на четыре части вовсе не обязательно. Чем меньше будет щелей тем позже именно по этим щелям индейская свеча прогорит. Однако вырезать сердцевину из двух половинок заготовки долго, более нудно и труднее, чем срезать углы четвертинок.

    Вырезаем сердцевину из четвертинок и делаем на них насечки, чтобы получилось вот так.

    Крепко соединяем проволокой деревянные четвертинки нашей будущей финской свечки, добиваясь как можно более плотной подгонки их друг к другу, и набиваем середину мелкими кусочками бересты, лучиной или оставшимися от строгания опилками так, чтобы при этом не был перекрыт свободный проход воздуха по каналу, иначе не будет тяги. Если есть возможность, то индейскую свечу следует устанавливать на камни или полешки, чтобы у ее нижнего конца был небольшой зазор для доступа воздуха. Если нет, то следует заранее вырезать в нижней части заготовки небольшой боковой воздуховод.

    Небольшое видео готовой финской свечки.

    Особенности разжигания деревянного примуса, индейской свечи, финской свечки.

    Разжигаем изготовленный деревянный примус. При этом следует учитывать, что если основной очаг огня сосредоточить в верхней части канала индейской свечи, то она будет гореть долго, но слабым пламенем, а если разжигать свечу снизу, то она сгорит быстрее, но пламя будет сильным. Сам процесс разжигания требует некоторых навыком и практики, но с каждым разом будет получаться все быстрее.

    Небольшое видео разжигания деревянного примуса.

    Регулировка силы пламени деревянного примуса, индейской свечи, финской свечки.

    Силу пламени деревянного примуса достаточно просто регулировать перекрытием подачи воздуха снизу. Для приготовления достаточна высота пламени в 8-10 см. При использовании финской свечки в качестве факела, ее, даже сильно горящую, можно держать в руке, дерево хороший теплоизолятор.

    Небольшое видео горения деревянного примуса..

    При полной блокировки доступа воздуха снизу индейской свечи, она переходит в режим интенсивного тления, что удобно для подогрева уже готовой, но остывшей пищи. Кроме того индейскую свечу не обязательно дожигать от начала и до конца. Как только необходимость в ней отпадает она просто гасится путем перекрытия доступа воздуха одновременно снизу и сверху. А вот для примера, такой же самый деревянный примус, но сделанный в более крупных размерах.

    Этот вид костра ещё называют Финской или Таёжной свечкой , позволяет использовать всего лишь одно полено или чурбак для многократного приготовления или разогрева пищи в походных условиях. Крайне экономичен и эффективен в плане расходования топлива.

    Самое важное найти сухое бревно и отпилить от него ровный кусок - полено длинной полметра. Лучше, чтоб оно было не менее 12-ти см в диаметре, и максимум – 30.

    Если использовать свечу планируется для приготовления пищи, то лучше брать короткие, но толстые заготовки. Тогда можно будет ставить посуду непосредственно на свечу, а сама она будет устойчиво стоять на основании.

    Если же важно освещение, то тут лучше взять заготовку подлиннее и потоньше. А если требуется отопление, то надо брать и толстую и длинную заготовку. Такая свеча может гореть много часов.

    Желательно без сучков, что бы его можно было расколоть достаточно ровно.

    Сорт дерева не имеет большого значения, но следует помнить, что смолистые деревья – «стреляют» и дают много искр. Использовать свечу из елки и сосны не рекомендуется для обогрева. Береза горит жарко и не стреляет, но пламя у нее сильное и надо быть осторожным. Кроме того, в коре березы много дегтя и пламя немного коптит, особенно в конце горения. Практически идеальная свеча получается из хорошо высушенной осины. Горит она исключительно ровно, пламя легкое и бесцветное.

    В любом случае, хорошо использовать сухостой (но не гнилушку). В противном случае, свечу или ее заготовку придется долго сушить.

    • Раскалываем топором полено вдоль на четыре (или 8 , если полено очень толстое) части, желательно одинаковых.
    • Вырезаем из каждой части середину. Немного и понемногу. Состругиваем.
    • Складываем расколотые части полена вместе, оставляя щель в пару сантиметров. Если есть проволока, то можно их и связать. Но не плотно.
    • В центр полена закладываем немного березовой бересты и и того, что вынули из середины. Поджигаем. Хорошо помогает жидкость для разжигания углей.
    • После того, как свеча разгорится, в центре ее звезды образуется небольшой кратер – зона горения, своеобразная топка. В нее, кстати, как в самовар, можно подкладывать дополнительное топливо – древесный уголь, щепки, мелкие шишки и пр. Это значительно продлевает срок жизни свечи.
      Величина пламени и горения легко регулируется путем сдвигания и раздвигания четвертинок (или восьмушек) полена, но это в том случае, если не использовалась проволочная стяжка.
    • После того, как в кратере образовалась устойчивая зона горения, можно приступать к приготовлению пищи. Как видно, собственно зона горения весьма не значительна и располагается строго под посудой. Для посуды не требуется никаких специальных подставок, подвесок и подпорок. Она просто ставится на свечу, как на обычную газовую конфорку, например, или примус. Пламя лишь изредка пробивается сквозь пропилы. Котелок на такой конфорке вскипает буквально через считанные минуты.
    • После приготовления пищи, свеча гасится. И впоследствии может быть использована многократно. Одна такая свеча позволит вам приготовить в походе пищу множество раз.

    В принципе у этих Финских (Индейских , Таёжных ) свечей есть множество вариаций – например, бревно не раскалывается на части, а делаются 4~8 продольных пропила не до конца бревна.

    Здесь указан простейший вариант.

    ________________________________________________________________________________________________

    Среди проблем, которые сопутствуют любителям походов, рыбалки и пикников есть проблема быстрого приготовления пищи или обогрева с использованием минимального количества топлива. В безлесной местности или зимой на льду костер не разведешь. Не разложишь его и в палатке и даже в непосредственной близости от нее. Костер прожорлив, не очень эффективен и отличается стабильностью горения. То полыхает, то еле тлеет, дрова «стреляют», искры во все стороны. Выручает в этих случаях какие то специфические или специальные способы сжигания топлива, особенно подручного, т.е. дров.

    Я уже описывал два варианта т.н. индейской свечи, «классической» и современной. (Индейская свеча или деревянный примус и Индейские Свечи или костер без кострища) Увы, обоим вариантам присущи некоторые неустранимые недостатки. У классической индейской свечи это довольно высокая сложность изготовления. Поди-ка найди готовую сухостоину со слабой сердцевиной… А колоть чурбак, выдалбливать и главное – снова плотно соединять половинки в походных условиях тоже мало интересное занятие. Второй вариант для своего изготовления вообще требует цепной пилы. Тут даже ножовка не подойдет - пропилы должны быть широкими, что бы воздух проходил. Почти столярная работа… И оба варианта отличаются невысокой стабильностью горения, достаточно быстро пламя выходит из под контроля. Порой не успеваешь и пищу приготовить. Да и миниатюрными их не назовешь. Не всегда требуется такое сильное пламя. Вобщем, требуется нечто более стабильное и предсказуемое, контролируемое, возможное в различных «весовых категориях».

    Человечеству уж тысяч несколько как известен мангал. Условно - какой-то сосуд, в котором горят или тлеют угли. Для того что бы к зоне горения поступал окислитель (воздух, вернее кислород в нем имеющийся), сосуд или делают очень плоским, или в его стенках делают отверстия. Но мангал тоже не самое лучшее решение для похода. Требует специфического топлива - углей. А кинешь туда просто дров - превращается в банальный костер.

    Нельзя ли найти компромисс, подумал я, который не имел бы серьезных недостатков, а сочетал бы в себе достоинства индейских свечек и мангала? Оказалось можно! И решение оказалось чрезвычайно простым.

    Мангал имеет корпус, но не имеет стабильности горения обычного топлива (дров). Свечи имеют некоторую стабильность горения, но отсутствие корпуса делает их и пожароопасными, и стабильность эту ухудшают. А что если сделать корпус для индейской свечи? Тогда самая трудная часть - соединение расколотого чурбачка нам не потребуется. Да и саму свечу можно будет «собрать» из просто обычных полешек. Для того, что бы горение дров было контролируемым, стабильным по интенсивности и долгим, надо ограничить доступ кислорода в зону горения. Его количество определит и интенсивность горения.

    Для эксперимента я подобрал консервную банку по форме «более высокую, чем широкую». Т.е. похожую на высокий стакан. Что бы сделать ее «мангалом» я пробил несколько отверстий для доступа воздуха. Только не с боков, а в дне, причем именно по центру дна, но не по всей площади. Нужно было сделать так, что бы отверстия в дне совпадали с каналом для воздуха в индейской свече. Делать просто круглое отверстие я не стал, что бы угольки потом не вываливались из банки. (Емкость банки примерно 350-400 мл. всего!)

    Натолкал в банку небольших чурочек (да и чурочками их назвать можно с натяжкой, в палец толщиной и 10 см длиной), потом вынул центральную. Образовался канал для воздуха как в классической индейской свече. Сунул туда немного бересты, поджег… Через несколько минут «печка – свечка» горела ровным пламенем и горела минут так 20-25! Пламя было достаточно стабильным по интенсивности, практически без дыма, невысоким и ровным. И так пока практически все дрова не сгорели и не превратились сначала в горсту углей, а потом щепотку золы. И времени и мощности было более чем достаточно что бы разогреть банку консервов и вскипятить кружку кипятка и чай заварить. А печка-то - в кармане поместиться может! И топлива требуется «горсть щепок» в прямом смысле слова!

    Ободренный успехом я сделал печку побольше. Взял 3-х литровую жестянку и так же в ее дне проделал отверстия. После этого расколол небольшой чурбачок, выдолбил в нем сердцевинку, вставил в печку и прижал обе половинки друг к другу расклинив их другими щепками. Разжег…

    после Рождества 2012 было тепло и дождливо. и мы отправились в лес.
    дождливо было уже третий день. да и перед НГ полмесяца было мокро у нас.
    просто насобирать дров в лесу - явно не получилось бы.
    поэтому я решил сделать "индейскую свечу" и "дакотский очаг" из толстеньких полен.
    для стоянки выбрали мы вот это место:

    вот какая была слякоть:

    ПРЕИМУЩЕСТВА "Индейской свечи".
    - если идет дождь, который может загасить огонь,
    - если дров мало,
    - когда грунт представляет собой жидкое месиво,
    - когда вокруг все дрова мокрые,
    то это наилучший выбор для 1-2 раз приготовить еду.

    ДРОВА . полено потоньше было совсем мокрым изнутри.
    я отпилил полено потолще диаметром около 20 см, оно было на 60% мокрым и сырым,
    но внутри было более-менее годным:

    ТЕЛО ДЛЯ ОЧАГА . я разрубил на 4 части и состругал сухую щепу изнутри:

    связал проволокой и веревкой:

    и сделал ямку для поддува воздуха:

    РАСТОПКА . затем поджег отдельно щепу.
    "по науке" щепу нужно было внутрь запихать и там поджигать,
    но щепа была сыровата и я хотел, чтоб она с достаточным доступом воздуха
    могла разгореться о подсохнуть:

    затем я щепу запихал внутрь полена
    и дал дополнительный импульс в виде зажженной бумаги.
    обратите внимание на лопаточку, вес 50-60 грамм.
    ей я в последующем ещё много полезных дел сделал:

    мы подбросили немного щепок, я дунул несколько раз,
    и минут через 5-15 имели вот что (верх был немного уже, чем низ):

    и поставили воду на чай, подложив палочку сверху под котелок для выхода дыма и создания тяги. вода закипела за 10-15 минут.

    ВАРИАЦИИ "ИНДЕЙСКОЙ СВЕЧИ". если отпилить бревно потолще, то можно и не счесывать внутренности и на обвязывание не заморачиваться:

    если же у вас нет хорошей ножовки , чтобы отпилить полено и нормального топора , то предлагаю ещё более простой вариант. советую смотреть с 02:10

    ещё один плюс: без проблем горит в снегу, в грязи, на болоте .

    ТОПОРЫ . я взял дедовский, весом 800 грамм, у друга был Искарс, около 500 грамм. дедовский зарекомендовал себя лучше: более острый режущий клин и длинее рука позволяли счесывать более толстую щепу. кроме того, расколол я своим топором сосну диаметром 20 см без проблем.

    НОЖОВКИ . было их две любимая в среде выживальщиков "цепная" и моя ненаглядная "Стэнли". цепной вдвоем мы пили бревно раза в полтора дольше, чем я один моей Стэнли. и сил я затратил раза в два меньше:

    пока закипала вода, я решил рядом сделать "дакотский очаг"...

    ПРЕИМУЩЕСТВА "Дакотского очага":
    - скрытность огня ввиду его подземности,
    - скрытность огня ввиду меньшего количества дыма:
    тепло от огня не растекается в стороны, а стенками держится внутри:
    а чем выше температура горения, тем меньше дыма,
    - быстрее готовится еда ввиду удерживания стенками жара внутри,
    - удобно помещать посуду на огонь.

    СХЕМА ОЧАГА .

    РЫТЬЁ ЗАГЛУБЛЕНИЙ . я использовал лопаточку, о которой упоминал выше
    и для выборки земли изнутри взял из дома мисочку китайскую пластиковую за 0,3 бакса весом 30-40 грамм. обратите внимание, под колени я положил мешок для сахара, что на рынке покупается за 0,25 бакса:

    за 10 минут всё было готово. диаметр основного отверстия около 25 см, глубина около 30 см, отверстие для поддува около 15 см:

    РАЗЖИГАНИЕ . щепу я разжег наверху, с помощь американского огнива, которое вставлено в магниевое тело, которое состругивается. из моего опыта, лучше всего от огнива разгорается вата:

    когда мелкие щепочки разгорелись, я всё это на бумажное простыне опустил вниз и подкинул ещё щепы. через пять минут мы имели вот что:

    ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ . когда дрова ещё немного погорели, положили китайскую пароварку, на неё картошечку и укрыли фольгой. а чай закипал на "индейской свече":

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ показал, что "индейская свеча" даст раза в 3 больше
    полезного жара, чем "дакоткий очаг", так как в свече ВЕСЬ жар расходутеся полезно:
    или на нагрев котелка, или же на просушивание и разогрев тела свечи,
    которое подлежит сгоранию.
    в очаге много энергии идёт на нагрев стенок.
    ну, а на открытом костре большая часть вырабатываемой энергии вообще
    сдуватеся прочь ветром.

    а это мы сняли котелок и я завариваю чай.
    зацените силу разгоревшегося внутри пламени))
    и это при том, что 60% полена изначально было мокрым или сырым.

    Рассказать друзьям