История науки и техники периоды развития. Знания и технико-технологические достижения первобытной эпохи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На грани нижнего и верхнего палеолита, около 40 - 30 тыс. лет назад произошел трудно объяснимый радикальный скачок в физическом и, главное, интеллектуальном развитии формирующегося человека: появляется - и с тех пор почти не меняется - человек современного типа - Homo sapiens , начинается история человеческого общества. История "материального производства" первобытного человека не очень богата. Такие изобретения как вкладышевые каменные орудия, лук, стрелы, ловушки, освоение огня были сделаны впервые, труд, возможно, и не создал человека, но обеспечил выживание его в меняющихся природных условиях.

К источникам для изучения первобытных знаний и технологий относятся следующие: археологические- постройки, стоянки, погребения, останки и т.д; письменные - знаковые символы оставленные на стенах пещер, орудиях труда; этнографические - исследование первобытных племен и народностей, живущих в современном мире; антропологические - костные останки людей, структура мышц у животных и птиц и т.д; лингвистические - изучение стадий формирования языка, ономастика. Качественно новым археологическим материалом, появляющимся вместе с новым биологическим видом человека, являются изображения - скульптурные, графические, живописные геометрические знаки , а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе. Освоение этого нового вида деятельности - художественного творчества - величайшее открытие человека.Создание первых "произведений искусства" не являлось искусственной имитацией трудовойдеятельности, а было вызванопотребностью в самовыражении.

С древним искусством, через пиктограммы, связывают появление письменности, развитие речи , всех форм социализации и коммуникации. Первобытное искусство, как и вся первобытная культура в целом, было синкретичным и изображение было органично включено в другие формы жизнедеятельности: миф, ритуал, танец, хозяйственную деятельность. Вместе с тем познавательная функция (помимо других функций) в силу специфики изображения наиболее адекватно представлена именно в изобразительном искусстве первобытного человека. Прежде всего изображения свидетельствуют, что с самого начала человеческой истории, помимо (вне, до и т.д.) науки, возникают концепции мира в высшей степени символические и являвшиеся результатом отвлеченного мышления, в языке описываемые в мифопоэтической форме.

Считается, что первобытное искусство начинается с первых натуралистических изображений на стенах палеолитических пещер - оттисков человеческой руки и беспорядочных переплетений волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки ("макароны" и "меандры" ). Параллельно с этим появляются и схематические тенденции, которые в последнем периоде палеолитического искусства становятся доминирующими, прежде всего в форме геометрических рисунков. В монументальном пещерном искусстве палеолита минеральные краски (в основном красно-желтого участка спектра) служили для нанесения аналогично сгруппированных по счетнокалендарному принципу серий пятен внутри контуров их фигур. Ярким свидетельством тому служат пещерные комплексы с полихромными росписями Альтамиры (на севере Испании), Ляско (Франция), абсолютный возраст которых определяется радиоуглеродным анализом в 15 тысячелетий.


В верхнем (или позднем) палеолите людей современного типа развитие изобразительного искусства имело ряд черт, позволяющих выявить отражавшиеся в них довольно сложные сюжеты мифов о людях, животных, небесных светилах . О развитии солярной символики в этот период свидетельствуюткостяные и каменные круги и диски с радиально расходящимися лучами, круги с точкой в центре. Иногда солярные круги чередуются с полумесяцами как элементы резного орнамента на полукруглых багетах из рога северного оленя. Орнаменты и фрески палеолита в их "космобиологических" мотивах явно обнаруживают календарный подтекст. Произведения первобытного искусства развивались от простых геометрических насечек и узоров на орудиях до ритуальныхстатуэток. В периодмезолитаместо животного в центре внимания первобытного художника занимает человек. Там над всем довлеет предмет, его весомость, материальность, его цвет и объем, здесь все внимание поглощено действием, движением. Композиции наскальной живописи становятся многофигурными. В неолите повсеместно прослеживается тенденция развития изобразительных форм от воспроизведения, имитации и осмысления живых, индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций к явлениям общего порядка, к общей сухой схеме и в конечном счете к знаку.

Эстетическая, познавательная и другие функции искусства постепенно отходят на задний план, уступая местокоммуникативной, идеологической, мемориальной . С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь более общим, емким, теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность.Завершается один из циклов процесса постижения окружающего мира:"Когда дух схвачен, образ отбрасывается".

Человеческое общество в первобытных представлениях выступает как сложное сочетание элементов с космологической телеологией. Для первобытного сознания все космологизовано, поскольку все входит в составКосмоса , который образует высшую ценность внутри мифопоэтического универсума . Существенно, реально лишь то, что сакрализовано (сакрально отмечено), а сакрализовано лишь то, что составляет часть Космоса. Эта всесакральность и "безбытность" составляют одну из характерных черт мифопоэтической модели мира. Люди не выделяли себя из окружающей их природы. Кормовая территория, растения, животные исамо племя -это единое целое. Природе приписывались человеческие свойства, вплоть до кровнородственной организации и дуалистического разделения на две взаимобрачные половины. Для людей характерны свойства природы , вплоть до воспроизведения стихийных явлений. С древним искусством, через пиктограммы, связывают появление письменности, развитие речи, всех форм социализации и коммуникации. Вся первобытная культура в целом, была синкретична, и изображения были органично включены в другие формы жизнедеятельности: миф, ритуал, танец, хозяйственную деятельность . Вместе с тем познавательная функция (помимо других функций) в силу специфики изображения наиболее адекватно представлена именно в изобразительном искусстве первобытного человека. Знаковая, символическая система возникла как потребность в систематизации и передаче знаний, эмоций, а такжекак проявление магическо-религиозной деятельности.

Смысл жизни и ее цель человек видел именно в ритуале , основной общественной и экономической деятельности человеческого коллектива. Здесь нужно понимать и так называемый прагматизм первобытного человека , который ориентирован на ценности знакового порядка в гораздо большей степени, чем на материальные ценности, хотя бы в силу того, что последние определяются первыми, но не наоборот. Прагматичность ритуала объясняется прежде всего тем, что он является главной операцией по сохранению "своего" Космоса, управлению им, проверке действенности его связей с космологическими принципами (степень соответствия). Отсюда - первостепенная роль ритуала в мифопоэтической модели мира, установка на операционализм для тех, кто пользуется этой моделью. Только в ритуале достигается высший уровень сакральности и одновременно обретается чувство наиболее интенсивного переживания сущего, особой жизненной полноты, собственной укорененности в данном универсуме.

Коллективные формы труда, родовое ведение хозяйства , строительство "родовых" жилищ, семейных жилищ, приводит к необходимости перераспределения продуктов питания, орудий труда, и т.д. Начинает создаваться структурно - организационная модель общества.

Достижения в хозяйственной жизни - получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений - делали человека независимым от окружающей природы . В период, продолжавшийся с X по III тыс. до н.э. произошли коренные изменения в материальной и духовной жизни людей, что позволило выделить этот этап и назвать - неолитическая революция. Неолитическая революция характеризуется переходом от охоты к скотоводству , от собирательства к земледелию, освоению новых технологических операций, при формировании новых социальных отношений в обществе. В процессе доместикации растений и животных человек приспосабливал их к своим потребностям и одновременно изменял свою деятельность, т.е. после периода собирательства и охоты пришло время земледелия и скотоводства . С разведением животных начался период смешанной сельскохозяйственной деятельности . В этот период произошло разделение людей на земледельцев и скотоводов, создавших различные культуры. Развитие техники и общественной жизни в земледельческих культурах вело к зарождению первых цивилизаций . Излишки продукции земледелия позволяли развивать специализацию и кооперацию внутри коллектива, что приводило кразделению труда , неизбежному при выполнении тяжелых работ непосильных для одной семьи. К основным ступеням древнего общества можно отнести: появление, накопление и специализация простых орудий труда ; использование и получение огня ; создание ; изобретение лука и стрел ; разделение труда на охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие; изготовление изделий из глины и обжиг на солнце и огне; зарождение первых ремесел: плотничье дело, гончарное, корзиноплетеночное; выплавка металла и сплавов сначала меди затем бронзы и железа ; производство из них орудий труда; создание колеса и повозок ; использование мускульной силы животных для перемещения; создание речных и морских простых транспортных средств (плотов, лодок), а затем судов.

Суммируяосновные достижения в доцивилизационный период можно утверждать, что люди обладали: технологией основных форм деятельности, обеспечивающих поддержание жизни (охота, собирательство, скотоводство, земледелие, рыболовство ); знанием повадок животных и избирательностью в выборе плодов; природоведческими знаниями (свойства камня, их изменения с нагревом, виды древесины, ориентация по звездам); медицинскими знаниями (простейшие приемы залечивания ран, хирургические операции, лечение простудных заболеваний, кровопускание, промывание кишечника, остановка кровотечения, использование бальзамов, мазей, обработка укусов, прижигание огнем, психотерапевтические действия);элементарной системой счета , измерением расстояний с помощью частей тела (ноготь, локоть, рука, полет стрелы и т.д.); элементарной системой измерения времени с помощью сопоставления положения звезд, разделение времен года, знанием явлений природы; передачей информации на расстояния (дымом, световыми и звуковыми сигналами).

К основным достижениям материального и технического прогресса древнего общества можно отнести: использование и получение огня; создание сложных, составных орудий труда ; изобретение лука и стрел; изготовление изделий из глины и обжиг на солнце и огне; зарождение первых ремесел; выплавка металла и сплавов; создание простейших транспортных средств .

техника философия общественный ясперс

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в своей книге «Возникновение технологии», опубликованной в конце XIX века, писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается, прежде всего, как необходимая принадлежность культа. ...Египтяне, например, ненамного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для разжигания священного огня… Колесо было великим изобретением, весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами... Итак, вся техника этой эпохи, - заключает автор, - имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной».

Техника давно привлекала внимание мыслителей. Понимая технику как искусство производить вещи воплощающее в себе человеческое знание и подражающее природе, Платон считал ее обязательной для строительства оборонительных стен, корабельных верфей, храмов и других сооружений. Особое внимание при этом он уделял тому, что техника должна быть основана на знании. «Мы нуждаемся в таком знании,- говорит в своих «Диалогах» Платон, - в котором сочеталось бы умение что-то делать и умение пользоваться сделанным... Ведь здесь искусство изготовления и искусство применения существуют порознь, хотя и относятся к одному и тому же предмету». Аристотель писал, что «из существующих предметов одни существуют по природе, другие - в силу иных причин». Эта причина заключена в труде, в процессе которого «в предметах искусства мы обрабатываем материал ради определенного дела, а в природных телах он имеется в наличии как нечто существующее». Совершенно очевидно, что для Аристотеля техника - это искусство извлекать из природы ее потенциальные возможности для человеческого существования. Конечно, рассуждает далее он, в том, что создано при помощи искусства, т.е. техники могут быть ошибки. Но применение искусства - непременное условие создания новой вещи. В этом Аристотель видел отличие человека от прочих иных живых существ.

Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники. Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности. Степин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Центр, 1995. - 59 с.

Античная наука была комплексной по самому своему стремлению максимально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого философски предмета научного исследования. Специализация еще только намечалась и, во всяком случае, не принимала организованных форм дисциплинарности. Понятие техники также было существенно отлично от современного. В античности понятие "тэхнэ" объединяет и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о "тэхнэ". Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. «В античном мышлении, - писал один известный исследователь - «тэхнэ» не имело никакого теоретического фундамента. Античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку, технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла». Арзаканян, Ц. Философия техники как новая область знания/Ц. Арзаканян// Вестник высшей школы.-1990.-№4.-С. 58.

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте - например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего - в самых различных областях науки и техники.

Философского осмысления техники в те времена занимались Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Паскаль и другие мыслители. Однако, несмотря на солидный запас философских знаний о технике философии техники как специфической области философского знания еще не было. Отмечая это обстоятельство, Н. А. Бердяев писал: «Поразительно, что до сих пор не была создана философия техники и машин, хотя на эту тему написано много книг. Для создания такой философии уже много подготовлено...».

Техника прошла в своем развитии долгий исторический путь, включающий в себя ряд этапов, среди которых можно выделить четыре основных: этап зарождения техники, ремесленную технику, машинную технику и современную (информационную) технику.

На первом из указанных исторических этапов техника носила ещё сугубо случайный характер. Исторически первые средства или орудия, как подчеркивали Л. Гейгер и Л. Нуаре, случайно находились, а не изобретались преднамеренно. Следовательно, на самом раннем этапе своего существования первобытный человек ещё не знал изготовления орудий в собственном смысле слова.

Только по истечении огромного отрезка исторического времени, исчисляемого тысячелетиями, употребление случайно находимых естественных предметов в качестве орудий, становилось настолько постоянным, привычным, укоренившимся и автоматизированным актом, что древнейшие люди по аналогии и путем подражания научились приготовлять орудия для целесообразного использования.

Древнейший человек, работая методом «проб и ошибок», случайно наталкивался на нужное решение и поэтому можно сказать, что новое средство, скорее, само «находило» человека, чем он - его.

На первом историческом этапе формирования и развития техники арсенал технических средств был весьма скромным, а набор операций (умений и навыков) по их изготовлению и применению был весьма простым, элементарным. Ввиду этого умением не только использовать, но и изготавливать эти простые и даже примитивные орудия фактически обладали все взрослые члены первобытного человеческого коллектива.

На первом историческом этапе существования техники темпы её развития были крайне низкими. Поэтому этап зарождения и становления техники был самым длительным и продолжался, по-видимому, сотнями тысячелетий. Он охватывал собой весь доисторический период существования человечества и завершился только с появлением древних цивилизаций в Месопотамии, Египте, Индии и Китае, где начинает складываться новый этап в развитии техники - этап так называемой ремесленной техники.

На втором историческом этапе развития техники технические изделия становятся сравнительно многочисленными и гораздо более разнообразными, а технология их изготовления - достаточно сложной. Именно поэтому уже не всякий человек может, как это было раньше, сам изготовить необходимые для своей работы орудия. Использование некоторых наиболее сложных орудий требует теперь соответствующей, более или менее серьёзной подготовки. Ещё более серьёзной подготовки и длительной выучки требует теперь занятие собственно ремеслом, т.е. изготовлением самих орудий и производством утвари и услуг.

Следовательно, развитие техники шло по пути дифференциации и узкой специализации технической деятельности, которые привели к образованию отдельной социальной прослойки, специально занимающейся этой деятельностью - ремесленников. Дорофеев Д.Ю. Актуальные проблемы современной философии/ Д.Ю.Дорофеев. - СПб.: СПб ГУТК им. проф. М.А.Бонч-бруевича, 2005.- 36с.

Одна из важнейших особенностей ремесла, отличающая его от других, более развитых форм технической деятельности, заключается в том, что при нем орудие труда ещё выступает простым дополнением или придатком к человеку, который поэтому продолжает оставаться главным действующим лицом всего технического процесса.

Другое существенное отличие ремесла как особой формы технической деятельности состоит в том, что оно основывается не на науке, не на теоретическом расчете, а на традиционных знаниях, на передаваемых от поколения к поколению (от отца к сыну и т.д.) практических навыках и умениях. Ремеслом можно было овладевать только эмпирическим путём.

Второй исторический этап в развитии техники продолжался тысячелетиями и в историческом плане завершился лишь с наступлением эпохи Возрождения, а ещё точнее - с началом эпохи Нового времени в Европе.

В основе машинной техники лежит уже инженерная деятельность, которая ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание.

Переход от мануфактуры к промышленному производству, который ознаменовался превращением средства производства из орудия в машину, привел к широкому внедрению в производство и использованию в производственном процессе машинной техники. Это, в свою очередь, резко повысило спрос на инженерную деятельность. Появляется острая потребность в научно-методической, профессиональной подготовке инженеров.

Итак, машинная техника, как боле высокий этап в развитии техники, не могла складываться иначе, чем на строго научной основе, на базе теоретического и прикладного естествознания. Другой существенный признак машинной техники, отличающий её от техники ремесленной, состоит в том, что мускульная сила человека как движущее начало всего технического процесса заменяется какой-либо из сил природы (силой животного, ветра, воды, пара, электричества и т.д.).

В период машинной техники движущим началом технического прогресса выступает уже преобразованная в машину сила природы. Это значит, что имевшая место в ремесленном производстве непосредственная связь человека с орудием разрывается, и отношения между ними при промышленном производстве становятся опосредованными природными силами. В результате собственно техническая функция и функция сугубо исполнительная, которые ранее соединял в себе и одновременно выполнял один и тот же человек (ремесленник), оказываются теперь разделенными. И в самом деле, указанные функции в машинной технике выполняются уже разными людьми: инженерами (проектировщиками и конструкторами) и рабочими (исполнителями).

Среди всех существенных признаков информационной техники как нового этапа в историческом развитии техники, который начал складываться примерно с середины ХХ столетия, прежде всего, необходимо выделить следующие. Во-первых, при информационной технике не только мускульная сила человека, но и его интеллектуальные способности заменяются природными силами, связями и процессами.

Во-вторых, на информационном этапе своего исторического развития техника еще в гораздо большей степени становится «органом человеческого мозга» и «овеществленной силой знания», что в частности выражается в синтезе науки, техники и производства.

В-третьих, в непосредственной связи с этим стоит и такой признак информационной техники, как возрастающая вовлеченность техники и науки в экономический оборот, их коммерциализация.

В-четвертых, информационная техника отличается более глубокой дифференциацией инженерной деятельности, в структуре которой достаточно отчетливо обозначаются границы между такими его элементами, как изобретение, проектирование и конструирование. Некоторые аспекты или функции проектирования, конструирования и даже собственно изобретательской деятельности «передоверяются» компьютерам, то есть их выполнение переходит от человека к машине.

В-пятых, участие и роль человека в непосредственно технолого-производственном процессе (и особенно, потребность в его исполнительных в данном процессе функциях) крайне минимизируются, что повлечет за собой такие серьезные последствия как:

  • - крайне узкую специализацию;
  • - превращение непосредственного исполнителя в незначительную частицу машинного механизма;
  • - существенное пополнение рядов безработных.

В-шестых, информационная техника ещё больше и острее выявляет негативные стороны научно-технического прогресса. Дело в том, что темпы развития техники на современном этапе её существования настолько ускоряются, что направленность, а стало быть, и последствия этого развития чаще всего становятся непредсказуемыми. Митчем К. Что такое философия техники? / Карл Митчем; Пер. с англ. под ред. В.Г. Горохова. - М.: Аспект-пресс, 1995. - 77 с

Вопросы к зачету по дисциплине «История науки и техники»:

  1. Роль науки и техники в истории человека. Основные этапы развития.
  2. Знания и технологические возможности доисторической эпохи
  3. Неолитическая революция
  4. Первое знакомство человека с металлами
  5. Развитие науки и техники в цивилизациях Древнего Востока (Египет, Междуречье, Инд, Китай)
  6. Техника и технологии в античных государствах
  7. Становление науки и научные достижения античной эпохи
  8. Научно-технические знания арабско-мусульманского мира (VII-XII вв.)
  9. Развитие науки и техники в раннесредневековой Европе, Византии и Древней Руси
  10. Наука и техника эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)
  11. Научная революция XVII века: этапы, направления, ученые, достижения
  12. Эпоха Просвещения и рождение современной науки
  13. Основные закономерности развития науки и техники в XVIII-XIX вв.
  14. Промышленный переворот: от мануфактуры к машинному производству
  15. Классическая наука (XVIII-XIX вв.)
  16. Уровень развития и достижения в техники в конце XIX начале ХХ вв.
  17. Становление «Неклассической науки» и революция в естествознании
  18. Роль науки и техники в Первой и Второй мировых войнах
  19. Научно-техническая революция второй половины ХХ в.
  20. Наука и техника конца ХХ – начала ХХI вв.

Темы контрольных работ к курсу «История науки и техники»:

Тема 1. Технологии и изобретения первобытного человека

Литература

Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968.

Тема 2. Неолитическая революция

Литература

Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984.

Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980.

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

Бродянский Д.Л. История первобытного общества. Владивосток, 2003.

Булкин И.Ю., Емельянов А.В. История материальной культуры и науки. Саратов, 2005.

Васильев Л.С. Генеральные очертания исторического процесса // Философия и общество. М., 1997. № 1. С. 89-155.

Виргинский В.С. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., 1993.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

Камардин И.Н. Техника первобытного общества: Учебное пособие по дисциплине «История техники». Пенза, 2006.

Ковалевская В.Б. Конь и всадник. М., 1977.

Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. М., 1979.

Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1982.

Решетов А.М. Основные хозяйственно-культурные типы ранних земледельцев.// Ранние земледельцы. Л.,1980. с. 34-42.

Семенов С.А. Происхождение земледелия. Л., 1974.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Томас Г. Древний человек. М., 2002.

Черный А.А. История техники: Учебное пособие. Пенза, 2005.

Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. М., 1989.

Тема 3. Наука и техника в цивилизациях Древнего Востока

Литература

Андрианов Б.В. Земледелие наших предков. М., 1978.

Булкин И.Ю., Емельянов А.В. История материальной культуры и науки. Саратов, 2005.

Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 1925.

Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: иллюстрированная энциклопедия. В 3-х т. М., 1998.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники (с древнейших времен до середины 15 века): Пособие для учителя. М., 1993.

Древняя Индия: страна чудес // Исчезнувшие цивилизации. М., 1997.

Египет: земля фараонов // Исчезнувшие цивилизации. М., 1997.

Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989.

Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

Из истории науки и техники Китая. М., 1955.

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1-2. М., 1983, 1988.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Камардин И.Н. Развитие техники в древнем мире: Учебное пособие по дисциплине «История техники». Пенза, 2006.

Мао Изо-бэнь. Это изобретено в Китае. М., 1959.

Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989.

Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий до становления машинно-фабричного производства / Отв. ред. С.В. Шухардин. М., 1979.

Целлар К. Архитектура страны фараонов: жилища живых, усопших и богов. М., 1990.

Церен Э. Библейские холмы. М., 1986.

Черный А.А. История техники: Учебное пособие. Пенза, 2005.

Шумер: города Эдема // Исчезнувшие цивилизации. М., 1997.

Тема 4. Технические достижения в античном мире

Литература

Боровой С.В. История науки и техники. М., 1984.

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: иллюстрированная энциклопедия. В 3-х т. М., 1998.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники (с древнейших времен до середины 15 века): Пособие для учителя. М., 1993.

Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Камардин И.Н. Развитие техники в древнем мире: Учебное пособие по дисциплине «История техники». Пенза, 2006.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Криш Э.Г. Сокровища Трои и их история. М., 1996.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Нефедов С.А. История древнего мира. М., 1996.

Помпеи: исчезнувший город // Исчезнувшие цивилизации. М., 1997.

Словарь античности. М., 1989.

Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий до становления машинно-фабричного производства / Отв. ред. С.В. Шухардин. М., 1979.

Удивительные Эгейские царства // Исчезнувшие цивилизации. М., 1997.

Черный А.А. История техники: Учебное пособие. Пенза, 2005.

Тема 5. Наука античной цивилизации

Литература

Античная цивилизация. М. 1973.

Боровой С.В. История науки и техники. М., 1984.

Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: иллюстрированная энциклопедия. В 3-х т. М., 1998.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники (с древнейших времен до середины 15 века): Пособие для учителя. М., 1993.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

История древнего мира: Ч. II. Греция и Рим // Под ред. А.Г. Бокщанина. М., 1981.

История древнего Рима // Под. ред. В.И. Кузищина. М., 1993.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Нефедов С.А. История древнего мира. М., 1996.

Рожанский И.Д. Античная наука. М. 1980.

Словарь античности. М., 1989.

Тема 6. Научное и техническое познание арабского Востока

Литература

Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: иллюстрированная энциклопедия. В 3-х т. М., 1998.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники (с древнейших времен до середины 15 века): Пособие для учителя. М., 1993.

Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

Ермаков Ю.М. От древних ремесел до современных технологий. М., 1992.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий до становления машинно-фабричного производства / Отв. ред. С.В. Шухардин. М., 1979.

Черный А.А. История техники: Учебное пособие. Пенза, 2005.

Тема 7. Наука и техника Европы и Византии в Средние века

Литература

Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: иллюстрированная энциклопедия. В 3-х т. М., 1998.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники (с древнейших времен до середины 15 века): Пособие для учителя. М., 1993.

Диль Ш. История Византийской империи. М., 1948.

Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

Ермаков Ю.М. От древних ремесел до современных технологий. М., 1992.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

История Византии. Т. 1-3. М., 1967.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Культура Византии. IV первая половина VII века. М., 1984.

Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X-XI вв. М., 1977.

Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966.

Монтгомери У.У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Нефедов С.А. История средних веков. М., 1996.

Очерки истории арабской культуры. М., 1982.

Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий до становления машинно-фабричного производства / Отв. ред. С.В. Шухардин. М., 1979.

Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

Черный А.А. История техники: Учебное пособие. Пенза, 2005.

Тема 8. Научная и техническая мысль в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)

Литература

Боровой С.В. История науки и техники. М., 1984.

Буровик Н.А. Родословная вещей. М., 1991.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники (с древнейших времен до середины 15 века): Пособие для учителя. М., 1993.

Данилова И. Е. От средних веков к Возрождению. М., 1975.

Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.

Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992.

История Европы. Т. 3. От средневековья к новому времени. М., 1993.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. М., 2001.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Маркевич В. Е. Ручное огнестрельное оружие. СПБ, 1994.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Нефедов С. А. История средних веков. М., 1996.

Прочко И. С. История развития артиллерии с древнейших времен до конца XIX века.

Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988.

Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий до становления машинно-фабричного производства / Отв. ред. С.В. Шухардин. М., 1979.

Черный А.А. История техники: Учебное пособие. Пенза, 2005.

Тема 9. Научная революция XVII века

Литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Боровой С.В. История науки и техники. М., 1984.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986-1991. Т. 1-3.

Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

Ермаков Ю.М. От древних ремесел до современных технологий. М., 1992.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

История механики с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1971.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987.

Копелевич Ю. Х. Возникновение научных академий. Л., 1974.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий до становления машинно-фабричного производства / Отв. ред. С.В. Шухардин. М., 1979.

Черный А.А. История техники: Учебное пособие. Пенза, 2005.

Шишаков В. А. Галилео Галилей. М., 1974.

Тема 10. Эпоха Просвещения и рождение современной науки

Литература

Боровой С.В. История науки и техники. М., 1984.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986-1991. Т. 1-3.

Буровик Н.А. Родословная вещей. М., 1991.

Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники 16-19 веков: Пособие для учителя. М., 1984.

Дери Т.К., Вильме Т.А. Краткая история технологии с древнейших времен до 1900 г. Оксфорд, 1960.

Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

Евдокимов В.Д., Полевой С.Н. От молотка до лазера. М., 1987.

Ермаков Ю.М. От древних ремесел до современных технологий. М., 1992.

Запарий В.В., Личман Б.В., Нефедов С.А. Технологическая интерпретация новой истории России // Регион-Урал, 1999, № 12.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

История Европы. Т. 4. Европа нового времени. (XVII-XVIII века). М., 1993.

История механики с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1971.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Лилли С. Люди, машины и история. М., 1970.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий до становления машинно-фабричного производства / Отв. ред. С.В. Шухардин. М., 1979.

Черный А.А. История техники: Учебное пособие. Пенза, 2005.

Шершов А. П. История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней. СПБ, 1994.

Тема 11. Промышленный переворот (вторая половина XVIII – конец XIX вв.)

Литература

Боголюбов А.Н. Механика в истории человечества. М., 1978.

Боровой С.В. История науки и техники. М., 1984.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986-1991. Т. 1-3.

Буровик Н.А. Родословная вещей. М., 1991.

Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники 16-19 веков: Пособие для учителя. М., 1984.

Данилевский В. В. Очерки истории техники XVIII-XIX вв. М.-Л., 1934.

Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

Евдокимов В.Д., Полевой С.Н. От молотка до лазера. М., 1987.

Ермаков Ю.М. От древних ремесел до современных технологий. М., 1992.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

Зомбарт В. Техника эпохи раннего капитализма. М. 1925.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Манту П. Промышленная революция в Англии в конце XVIII в., М., 1937.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Пионеры машинной индустрии. М.-Л., 1937.

Прочко И.С. История развития артиллерии с древнейших времен до конца XIX века.

Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий до становления машинно-фабричного производства / Отв. ред. С.В. Шухардин. М., 1979.

Черный А.А. История техники: Учебное пособие. Пенза, 2005.

Тема 12. Классическая наука: основные закономерности развития в XVIII-XIX вв.

Литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Боровой С.В. История науки и техники. М., 1984.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986-1991. Т. 1-3.

Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники 16-19 веков: Пособие для учителя. М., 1984.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870-1917 гг.: Книга для учителя. М., 1988.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 до 1900 гг.) М., 1934.

Тема 13. Достижения в технике конца XIX начала ХХ вв.

Литература

Белъкинд Л.Д., Конфедератов И.Я., Шнейберг Я.А., Веселовский О.Н. История энергетической техники. М., 1960.

Богаевский Б.Л. История техники. М.-Л., 1936.

Боголюбов А.Н. Механика в истории человечества. М., 1978.

Боровой С.В. История науки и техники. М., 1984.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870-1917 гг.: Книга для учителя. М., 1988.

Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

Евдокимов В.Д., Полевой С.Н. От молотка до лазера. М., 1987.

Ермаков Ю.М. От древних ремесел до современных технологий. М., 1992.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

Зворыкин А. А., Осьмова Н. И., Чернышев В. И., Шухардин С. В. История техники. М., 1962.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

История Первой мировой войны. Т. 1-2. М., 1975.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Кузнецов Б. Г. История энергетической техники, М.-Л., 1937.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Черный А.А. История техники: Учебное пособие. Пенза, 2005.

Шершов А.П. История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней. СПБ, 1994.

Тема 14. Наука в конце XIX – начале ХХ вв.

Литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Боровой С.В. История науки и техники. М., 1984.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870-1917 гг.: Книга для учителя. М., 1988.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Семенов Н.Н. Наука и общество. М., 1973.

Энштейн А. Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.

Тема 15. Роль науки и техники в Первой и Второй мировых войнах

Литература

Боровой С.В. История науки и техники. М., 1984.

Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870-1917 гг.: Книга для учителя. М., 1988.

Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

Евдокимов В.Д., Полевой С.Н. От молотка до лазера. М., 1987.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

Зворыкин А.А., Осьмова Н.И., Чернышев В.И., Шухардин С.В. История техники. М., 1962.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Черный А.А. История техники: Учебное пособие. Пенза, 2005.

Тема 16. Научно-техническая революция второй половины ХХ в.

Литература

Боровой С.В. История науки и техники. М., 1984.

Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

Евдокимов В.Д., Полевой С.Н. От молотка до лазера. М., 1987.

Ермаков Ю.М. От древних ремесел до современных технологий. М., 1992.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

Из истории советской космонавтики. // Памяти академика С.П. Королева. М., 1983.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Кикоин И.К. Рассказы о физике и физиках. М., 1965.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Чернин Л.С. Первые шаги в будущее: генная инженерия растений. М., 1990.

Тема 17. Основные направления науки конца ХХ века

Литература

Бируля П. Ядерный штурм. М., 1980.

Боген Т. Современная биология. М., 1974.

Евдокимов В.Д., Полевой С.Н. От молотка до лазера. М., 1987.

Ермаков Ю.М. От древних ремесел до современных технологий. М., 1992.

Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2003.

Из истории советской космонавтики // Памяти академика С.П. Королева. М., 1983.

История науки и техники. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. СПб., 2006.

Кедров Б.М. О великих переворотах в науке. М., 1986.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989.

Манн Л. Транспорт, энергия, будущее. М., 1987.

Микроэлектронная технология и ее влияние на общество. М., 1987.

Надеждин Н.Я. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 2006.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

Современная научно-техническая революция. Историческое исследование. М., 1974.

Размер: 110 Кб

Описание к данному материалу отсутствует

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Литература Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. М., Ларичев В.Е. Мудрость змеи. Первобытный человек, Луна и Солнце. Новосибирск, Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М., Происхождение вещей: Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В. Смирновой. М., Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., Шухардин С.В. История науки и техники: Учеб.пособие. Ч. 1. М., 1974.


Начало изготовления орудий труда. Происхождение человека В 1959 г. Луис Лики в Олдувайском ущелье (Танзания) нашел очень примитивные каменные орудия из гальки; в 1960 г. там же вместе с галечными орудиями были обнаружены останки существа, которое Л. Лики считает творцом этих орудий и поэтому назвал его «homo habilis» («человек умелый»).


Человек умелый, судя по найденным останкам, датирующимся 2,5 млн. лет назад, существовал более полумиллиона лет. Человек умелый – по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки (орудия олдувайской культуры) – неоднократно находили вместе с останками этого существа.




Ашёльская культура (1,7 - 0,1 млн. лет назад) Орудия ашёльского типа стали меньше, изящнее аббевильских. Ашёльские «мастера» стали обрабатывать камень многочисленными мелкими, легкими и частыми ударами (ретушь), придавая рабочей части ручного рубила более гладкую поверхность. Предполагается, что представители ашёльской культуры уже 700 тыс. лет назад поддерживали огонь, но ещё не умели его добывать.


Мустьерская эпоха или средний палеолит (неандертальцы) Возникновение мустьерской культуры датируются примерно 300 тыс. лет назад, закат культуры связывают с похолоданием и исчезновением неандертальцев около 30 тыс. лет назад. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одно площадочные нуклеусы (ядрина), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.).


Совершенствование технологии Наряду с ударной ретушью, применявшейся в ашёльский период, в мустьерскую эпоху была изобретена контр ударная ретушь. Новый способ состоял в том, что выделываемое орудие опиралось на каменную или костяную основу (наковальню), а по нему наносился удар деревянной колотушкой. Удар, переданный через орудие наковальне, возвращался орудию, и с его обрабатываемой части, обращенной к наковальне, отлетали чешуйки камня. В результате на лезвиях орудий появлялась тонкая и тщательная ретушь.


Охота Эти данные основаны на подсчете костей животных, убитых 55 тысяч лет назад и найденных на летней лагерной стоянке Зальцгиттер-Лебенштадт в Германии: а - Северный олень, 72%. б - Мамонт, 14%. в - Бизон, 5,4%. г - Лошадь, 4,6%. д - Шерстистый носорог, 2%. е - Другие животные, 2%.




Захоронения неандертальцев а - Тело умершего в позе спящего. б - Тело ориентировано в направлении восток-запад. в - Голова повернута в южном направлении. г - Каменная подушка. д - Сожженные кости. е - Орудия из камня. ж - Подстилка из лесного хвоща. з - Цветы.


Поздний палеолит 35 – 12 тыс. лет назад – наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошел относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская археологические культуры.


Технологические инновации этой эпохи включали существенные изменения в производстве каменных инструментов, которые привели к появлению каменных лезвий. С их помощью обрабатывали кожи, кость и рог. Кроме тяжелых копий появились легкие метательные дротики и гарпуны. Для рыбной ловли был изобретен рыболовный крючок, а для изготовления одежды - иглы с ушком.


Обработка камня методом отжима Прижимая заостренное орудие к внешнему краю кремневой заготовки, откалывали мелкие отщепы с ее нижней стороны. а - Заостренная палка или кость. б - Обрабатываемое изделие. в - Прокладка из коры на каменной рабочей плите (наковальне). а - Кремниевый нож, тыльная сторона которого обработана методом отжима. б - Кремниевое скребло, округленное с одной стороны методом отжима. в - Долотообразный резец для обработки рога, кости или дерева. г - Маленькое сверло для прокалывания отверстий в коже, дереве, кости или роге. д - Костяная игла с ушком, проколотым маленьким сверлом.


Охота 1. Так использовал копьеметалку кроманьонский охотник (слева). а - Копьеметалка. б - Копье. 2. На правом рисунке видно, насколько это увеличивало дальность метания копья. а - Обычно охотник может метнуть длинное копье на 64 м; фактически расстояние, на котором можно поразить добычу, составляет 13,7 м. б - Копьеметалка помогает метнуть копье на 137 м; с ее помощью можно поразить жертву на расстоянии 27,4




Искусство Искусство кроманьонцев прошло четыре стадии развития. Для первого периода (32-25 тысяч лет назад) характерны изображения животных и других объектов, большей частью плохо нарисованные на маленьких предметах, которые люди носили с собой. Ко второму периоду (25-19 тысяч лет назад) относится раннее пещерное искусство, включая отпечатки рук, а также гравированные и нарисованные силуэты животных с дугообразно изогнутыми спинами. Третий период (19-15 тысяч лет назад) явился вершиной пещерного искусства, что можно видеть по прекрасно выполненным, динамичным рисункам лошадей и туров в пещере Ласко на юго-западе Франции и по другим образцам рельефной скульптуры. Для четвертого периода (15-10 тысяч лет назад) особенно характерны изображения на мелких предметах, а также символические знаки и великолепно выполненные в реалистической манере изображения животных в пещерах Альтамира в Северной Испании и Фон-де-Гом во Франции.


Мезолит Около 15 тыс. лет назад завершился ледниковый период. Изменение климата привело к тому, что вымерли многие виды животных (мамонт, шерстистый носорог, овцебык и др.), на которых раньше охотился человек. В результате человек вынужден был охотиться на сравнительно более мелких животных и птиц.


Вкладышевые орудия Переход к охоте на мелких животных и птиц потребовал создания более совершенных орудий. В период мезолита были изобретены и достигли широкого распространения вкладышевые орудия. Основу вкладышевых орудий делали из дерева или кости, а рабочую часть составляли из набора небольших каменных, чаще всего кремневых пластинок, получивших название микролитов.


Микролиты Микролиты изготовляли из небольших пластин (иногда из небольших по размеру отщепав). С призматических или конических нуклеусов с правильным охранением скалывали пластины длиной 7-10 см и шириной около 0,5 см. Края пластин часто были такими острыми, что их можно было использовать без дополнительной обработки – ретуши.




Лук и стрелы Первым составным и довольно сложным вкладышевым орудием был лук со стрелами. Древнейшие простые луки делали из одной согнутой палки, концы которой стягивались тетивой из сухожилий животных. На одном конце лука тетива была прикреплена узлом, на другом надевалась с помощью петли.


Рыбная ловля Наряду с охотой интенсивное развитие получает рыболовство. Наиболее эффективным способом была ловля рыбы с помощью сети, появившейся в этот период. Сети плелись из ниток, изготовленных из коры волокнистых растений. Сети представляли собой кошельковые неводы.


Доместикация Важнейшим достижением мезолита стало приручение животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. К 10-7 тыс. лет до н. э. в Иране, Ираке и в Южном Прикаспии население начало переходить к приручению овец, коз, баранов и крупного рогатого скота. К концу мезолита (9-7 тыс. лет до н. э.) население Ближнего и Среднего Востока начало переходить к земледелию. Дикорастущие в этих районах ячмень, пшеницу и другие злаки человек начал окультуривать и употреблять в пищу. С увеличением запасов зерна очень остро встала проблема сохранения урожая от грызунов. Для этого человек приручил дикую кошку.




Новые знания Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т.д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей.



Теоретические и методологические основы
(Выводы и обобщение)

Современное состояние историко-научной и историко-технической мысли характеризуется наличием множества дискуссионных проблем, которые наиболее ярко проявляются в конкурирующих концепциях развития науки и техники. Вместе с тем нет единого мнения о предмете и методах истории науки и техники. Более того, весьма спорным представляется ключевое понятие дисциплины - "наука" : существует ли она как нечто единое или это конгломерат отдельных научных направлений и соответственно история науки представляет совокупность их историй? В свою очередь существует аналогичная проблема в понимании и истории науки. Не вызывает сомнений, чтоистория науки - это не только история естествознания, но это также и история технических и гуманитарных наук . В будущем это будет единая история науки и техники. Однако сегодня мы только на пути к ней. Еще предстоит найти методы объединения различных дисциплин в естествознании и параллельно с этим методы объединения естествознания, технического и гуманитарного знания в рамках единой их истории.

История науки и техники - самостоятельная, институционно оформляющаяся отрасль исторической науки, дисциплинарное формирование которой происходит в настоящее время.

Особенностями истории науки и техники является: междисциплинарность, комплексность, интегративность, динамизм и универсализм в междисциплинарных коммуникациях.

2. Периодизация в истории науки и техники.

По соображениям дидактики требуется более подробное обоснование некоторой обобщенной и в то же время специфической"научно-технической" периодизации (хотя может быть использована укрупненная общеисторическая периодизация).
Основной момент рассуждений - возникновение науки (классического естествознания). В зависимости от того, как исследователями понимается основное содержание науки, так соответственно и принимается время ее возникновения.

Если под наукой понимать деятельность по получению и обработке знаний , то начало этого процесса лежит в доцивилизационном периоде, в каменном веке , т.е. около 2 млн лет назад,

если науку воспринимаем как форму общественного сознания , как появление доказательного вида знания , то время ее возникновения - Древняя Греция , V в. до н.э.;

наука как социальный институт - Новое время XVI-XVII вв., когда появились работыИ.Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея, И.Ньютона , когда возникло Лондонское королевское общество, Парижская академия наук;

наука как система ретрансляции знаний , как система подготовки кадров , как интеграция исследовательской деятельности и образования - середина XIX в., это связано с деятельностью немецких естествоиспытателей В.Гумбольта, Ю.Либиха и др.;

Периодизация - достаточно условный, но важный профессиональный прием структурирования фактического исторического материала в хронологической последовательности, наибольшую трудность представляют выбор и обоснование критерия периодизации.

В данном курсе, поскольку предметом рассмотрения является мировое развитие науки и техники, представляется допустимым и оправданным использование самой общей исторической периодизации .

Периодизация развития общества с точки зрения приобретения, накопления знаний, освоения технологий производства, орудий труда.

ДОЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

от 40 тыс. лет до н.э - до 4 тыс. лет до н.э.

Палеолит 40 тыс. лет до н. э. - 12 тыс. лет до н.э.
Мезолит 12 тыс. лет до н.э. - 7 тыс. лет до н.э.
Неолит 7 тыс. лет до н.э. - 4 тыс. лет до н.э.

ПЕРИОД ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

4 тыс. лет до н.э. - V век н.э.
Энеолит 3 тыс. лет до н.э. - 2 тыс. лет до н.э.
Бронзовый век 2 тыс. лет до н.э. - 1 тыс. лет до н.э.
Железный век С сер.1 тыс. лет до н.э.
Древняя Месопотамия 4 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры
Древний Египет 4-3 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры
Древняя Индия 3 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры
Древний Китай 2 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры
Древняя Месоамерика XV-XVII век н.э.
Эпоха критской культуры 2 тыс. лет до н.э. - 1200 г. до н.э.
Эпоха минойской культуры XVI-XV вв. до н.э.
Эпоха микенской культуры XVII-XI вв. до н.э.
расцвет XV-XIII вв. до н.э.
Этрусская эпоха I тыс. лет. до н.э. - V в. до н.э.
ЭПОХА АНТИЧНОСТИ
Древняя Греция
Гомеровский период IX-VIII вв. до н.э.
Архаический период V-IV вв. до н.э.
Классический период V-IV вв. до н.э.
Эпоха эллинизма IV-I вв. до н.э.
Древний Рим
Царский период VIII-VII вв. до н.э.
Раннереспубликанский период VI-III вв. до н.э.
Позднереспубликанский период III-I вв. до н.э.
Период империи с 31 г. до н.э. - V в. н.э.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ V - XVII вв.
Раннее средневековье VI - IX вв.
Средний период X - XI вв.
Классическое средневековье XII - XV вв.
ВОЗРОЖДЕНИЕ XIV - XVI вв.
Раннее XIV - XV вв.
Высокое XV - XVI вв.
Позднее 40-е годы XVI в.- первые годы XVII в.
СЛАВЯНСКАЯ ДРЕВНОСТЬ V - IX вв.
КИЕВСКАЯ РУСЬ IX - XII вв.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в.
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII в.
ВЕК ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ XIXв.
СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ 2-ая пол. XIX в. -10-20 -е годы XX в.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

1-ая пол. XX в.
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

50-60 -е годы XX в.- начало XXI в.

3. Знания и технологические возможности доцивилизационного развития человечества.

С разной степенью детализации в теме рассматриваются более ста очагов первобытной культуры всех обитаемых континентов планеты. В настоящее время обнаружены памятники первобытной культуры на территории Австралии, Азии, Африки, Европы.
На грани нижнего и верхнего палеолита, около 40 - 30 тыс. лет назад произошел трудно объяснимый радикальный скачок в физическом и, главное,интеллектуальном развитии формирующегося человека: появляется - и с тех пор почти не меняется - человек современного типа - Homo sapiens, начинается история человеческого общества.
История "материального производства" первобытного человека не очень богата. Такие изобретения как вкладышевые каменные орудия, лук, стрелы, ловушки, освоение огня были сделаны впервые, труд, возможно, и не создал человека, но обеспечил выживание его в меняющихся природных условиях.

Рассказать друзьям