Как сделать перерасчет по горячей воде. Расчет горячего водоснабжения: контроль качества и перерасчеты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Разъяснения по порядку перерасчета платы за предоставление некачественных коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению

ГЖИ Кемеровской области разъясняет жителям порядок перерасчета платы за предоставление некачественных коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

КАКИМ НОРМАТИВАМ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ КАЧЕСТВО КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ?

Согласно правилам и нормам предоставления коммунальных услуг, они должны предоставляться потребителям в необходимых объемах и надлежащего качества. В противном случае размер платы за ту или иную коммунальную услугу подлежит уменьшению.

По отоплению температура воздуха в жилом помещении должна быть не ниже +20 °C (в угловых комнатах — +22 °C). При этом допустимое превышение нормативной температуры — не более чем на 4 °C, допустимое снижение нормативной температуры в дневное время не допускается, в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более чем 3 °C.

По горячей воде температура в местах водоразбора должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) допускается не более чем на 5 °C, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C.

НА СКОЛЬКО МОЖНО СНИЗИТЬ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ЗА НЕКАЧЕСТВЕННО ОКАЗАННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?

Если температура подаваемой горячей воды отличается от указанной, или температура воздуха в жилом помещении не соответствует нормативам, то это считается услугой ненадлежащего качества.

Согласно закону, за каждый час и градус отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15 % (k=0,0015).

Что касается горячего водоснабжения, то за каждый час и за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,1 % (k=0,001).

А в случае, если температура горячей воды в точке разбора ниже 40 °C, то за каждый час такой её подачи оплата потребленной воды должна производиться по тарифу за холодное водоснабжение.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ПЕРЕРАСЧЕТА ОПЛАТЫ ЗА НЕКАЧЕСТВЕННО ОКАЗАННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?

Важно понимать, что перерасчёты за некачественно оказанные коммунальные услуги, производятся только при соблюдении всех требований законодательства по порядку установления факта предоставления таких услуг. Так, в первую очередь жителям следует обратиться к поставщику коммунальных услуг – это может быть ресурсоснабжающая организация либо управляющая компания. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги можно передать письменно в форме заявления () или устно, оно должно быть зарегистрировано аварийно-диспетчерской службой организации. В течение двух часов с момента получения обращения её сотрудники обязаны провести обследование жилого помещения и произвести температурные замеры, результаты которых должны быть занесены в специальный акт установленного образца. Он составляется в нескольких экземплярах по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, один из актов передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя.

Если поставщик коммунальных услуг отказывает собственникам, оформить документ они могут самостоятельно. В таком случае акт подписывается двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома и передается в управляющую компанию.

Вместе с актом, свидетельствующим о несоответствии температурного режима нормативным показателям, собственнику необходимо заполнить заявление с требованием о перерасчёте за некачественно оказанную коммунальную услугу (). Таким образом, эти два документа являются основанием для уменьшения размера платы за отопление.

Чтобы определить период перерасчёта, после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗВОДИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕРЫ ТЕМПЕРАТУРЫ В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ?

Чтобы определить температуру в помещении, ее замеряют на внутренней стене каждой комнаты на расстоянии одного метра от наружной стены и полутора метров от пола.

Диапазон измерения и допустимая погрешность измерительных приборов должны соответствовать требованиям в соответствии с которыми предельное отклонение составляет 0,1 °С. В противном случае, при измерении бытовым термометром погрешность измерения такого прибора в 1-2°С может привести к ситуации, при которой «перегрев» при его наличии не выявится, соответственно последствий в виде перерасчета не наступит.

ПРИМЕР ПЕРЕРАСЧЁТА ОПЛАТЫ В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОТОПЛЕНИЮ

Площадь квартиры – 54м2;
Норматив потребления — 0,017925Гкал/м2;
Стоимость 1Гкал – 703,38 руб. /м2;
Кол-во дней в месяце -30 дн. ;
Кол-во дней, когда температура превышала норму – 7дн.;

Отклонение температуры от нормы и предельно допустимых отклонений — на 3 градуса (температура в квартире 27°C при допустимых показателях в 24°C);

Снижение за каждый градус и каждый час когда произошло нарушение составляет – 0,15% (0,0015).

1. Стоимость за отопление в месяц составит: 54м2 х 0,017925 Гкал/м2 х 703,38 руб. = 680,84 руб.;
2. Начисление за период, в котором было установлено нарушение 680,84 руб/30 дн. х 7дн. = 158,86 руб.;
3. 3℃ х 0,0015 х 7 дн. х 24 час. х 158,86 руб. = 120,1 руб.;
Сумма к оплате: 680,84 руб. — 120,1 руб. = 560,74руб.

Таким образом, платеж в данной ситуации будет снижен на 18%

Обратим внимание, что в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг также указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании:

– в ночное время (с 0.00 до 5.00) – не более чем на 5 °C;

– в дневное время (с 5.00 до 00.00) – не более чем на 3 °C.

Однако эти положения никоим образом не снижают температуру, представляющую собой показатель качества горячей воды. Отклонение от установленных требований (температура ниже 60 и выше 75 °C) означает предоставление услуги ненадлежащего качества (см. Решение ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394).

Если у исполнителя коммунальных услуг есть обязанность обеспечить в точках водоразбора (в кранах квартир) температуру горячей воды не ниже 60 °C, логично предположить, что на вводе в дом температура воды должна быть несколько выше (ввиду объективных потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях). Однако, еще раз подчеркнем, в нормативных актах отсутствуют конкретные требования к температуре горячей воды на вводе в дом. Поэтому в судебных разбирательствах идет речь о требованиях к РСО об обеспечении температуры горячей воды на вводе в дом не ниже 60 °C.

Когда управляющий МКД имеет право на перерасчет стоимости горячей воды?

В соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация может потребовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования данной энергии.

В силу пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения при установлении в договоре порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки РСО коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.

Законодательство отдает безусловный приоритет осуществлению учета поставляемых коммунальных ресурсов с помощью счетчиков, устанавливаемых, как правило, на границе балансовой принадлежности сетей РСО и абонента (исполнителя коммунальных услуг). Поэтому при наличии исправного ОПУ, введенного в эксплуатацию надлежащим образом, фиксирующего показатели температуры воды, отчеты о параметрах коммунального ресурса, по данным ОПУ, являются достаточным доказательством поставки горячей воды ненадлежащего качества. Если РСО не опровергнет сведения, указанные в этих документах, подобных отчетов вполне достаточно для установления факта поставки ресурса ненадлежащего качества и проведения перерасчета (постановления АС УО от 11.01.2017 № Ф09-10932/16 по делу № А60-59444/2015, АС СКО от 29.03.2016 № Ф08-484/2016 по делу № А32-23685/2014).

Этот вывод согласуется с пп. «в» п. 111 Правил предоставления коммунальных услуг, в силу которого датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы ОПУ, ИПУ или иным средством измерения, предназначенным для этих целей и используемым в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. В этом случае не требуется соблюдение исполнителем коммунальных услуг порядка установления факта предоставления некачественных услуг в соответствии с разд. Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Если же ОПУ горячей воды, фиксирующий температуру теплоносителя, отсутствует (дом не оснащен ОПУ, введенным в эксплуатацию в установленном порядке, либо оснащен ОПУ, который не измеряет температуру воды, а фиксирует расход теплоносителя и количество тепловой энергии), факт поставки горячей воды ненадлежащего качества должен быть подтвержден совокупностью документов. В частности, требуется соблюдение порядка, изложенного в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг:

– фиксируется факт обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу (п. 105, 106, пп. «б» п. 111);

– с потребителем согласуются дата и время проведения проверки, РСО уведомляется о предстоящем проведении проверки качества коммунальной услуги, если причины оказания потребителю услуги ненадлежащего качества неизвестны исполнителю (п. 108);

– проводится проверка, результаты которой оформляются актом (п. 109). В рамках проверки устанавливаются факт оказания услуги ненадлежащего качества (акт замера температуры в точке разбора в жилом помещении), а также причина (акт замера температуры на вводе в дом).

Сводные таблицы и расчеты, составленные УК в одностороннем порядке, в отсутствие актов проверок качества коммунальной услуги не будут приняты судом в качестве доказательств (Постановление АС ЦО от 20.10.2016 № Ф10-2735/2016 по делу № А14-6593/2015).

Обратим внимание, что нормативные акты не связывают установление факта поставки некачественного ресурса с фактом перерасчета исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений платы за некачественную услугу (Постановление АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015), хотя такое условие может быть включено в договор ресурсоснабжения на основании соглашения сторон и тогда должно соблюдаться.

Методика перерасчета

Из положения пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения прямо следует, что снижение стоимости коммунального ресурса ненадлежащего качества рассчитывается в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг. К такому же выводу арбитры приходят на основании выводов, сделанных в Решении ВС РФ № АКПИ13-394: в отсутствие какого-либо иного акта, регулирующего отношения, связанные с изменением размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, управляющий МКД вправе требовать от РСО уменьшения оплаты в случае поставки в дома ресурса, не соответствующего требованиям СанПиН, в том же порядке, который установлен для перерасчета платы за услугу для конечных потребителей (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Алгоритм перерасчета

Согласно п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением 1 к настоящим правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Введем обозначения.

Размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, – Рi , а размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества (то есть фактически сумма снижения), – Δ . Продолжительность предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в расчетном периоде – t . Общая продолжительность предоставления коммунальной услуги в расчетном периоде с учетом правила о непрерывном и бесперебойном предоставлении услуги по горячему водоснабжению равна длительности расчетного периода.

Изложенный выше порядок расчета платы (абз. 2 п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг) может быть представлен так (допустим, что в месяце 31 день):

Δ = Рi х t / 31 дн.

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В данном расчете используются такие показатели:

– размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло отступление от допустимых отклонений температуры горячей воды (Рi1);

– процент снижения размера платы (%), принимает значения «0,1» при отступлении в 3 °C, «0,2» при отступлении в 6 °C и т. д.;

– период отступления от допустимых отклонений температуры суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX правил (t1), определяется в часах.

Таким образом, сумма снижения размера платы может быть рассчитана по следующей формуле:

Δ = Рi1 х % х t1

Как видим, эта формула отличается от приведенной в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг. Однако норма п. 5 приложения 1 имеет приоритет как специальная. Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой.

Приведенные формулировки далеки от совершенства, о чем свидетельствуют разнообразные варианты толкований, а также многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу. Неясности имеются по первым двум множителям.

Размер платы, к которому применяется процент снижения

Первый показатель формулы – величина, доля от которой и образует сумму снижения размера платы (Рi1). В пункте 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сказано, что это плата за расчетный период, в котором была снижена температура горячей воды. Какой расчетный период здесь имеется в виду?

В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В Письме Минрегиона РФ от 04.06.2007 № 10611-ЮТ/07 приведен пример расчета, из которого понятно, что имеется в виду плата именно за календарный месяц. Кстати, формулировки действующих Правил предоставления коммунальных услуг фактически ничем не отличаются от формулировок утративших силу правил в рассматриваемой части (п. 5 приложения 1). Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.

Между тем в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что размер платы за расчетный период (месяц) должен быть уменьшен на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. То есть необходимо исчислить размер платы за каждый день оказания некачественной услуги.

Кроме того, в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 особо отмечено: п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима. Если допустить, что в качестве показателя Рi1следует принять размер платы за месяц, даже при недолгих и несущественных отклонениях температуры горячей воды от стандарта размер снижения достигнет этого самого размера платы и потребитель будет освобожден от оплаты горячей воды ненадлежащего качества в данном месяце. Именно это обстоятельство ставят во главу угла многие арбитры, когда принимают расчет РСО исходя из размера платы за день и отвергают расчет управляющего МКД исходя из размера платы за месяц.

Например, в Постановлении АС ВВО от 14.10.2016 № Ф01-3504/2016 по делу № А39-6742/2014 отмечено: предложенная УК методика снижения размера платы за некачественный ресурс, согласно которой процент снижения размера платы за горячее водоснабжение определяется суммарно за месяц и умножается на размер платы за горячее водоснабжение за такой месяц, фактически направлена на освобождение УК от оплаты стоимости потребленного некачественного ресурса, что недопустимо. Так, при поставке горячей воды температурой с отклонением в 18 °C ниже нормативной в течение каждого часа на протяжении девяти дней месячная плата за горячую воду, если принимать методику УК, будет равняться нулю. Из буквального толкования п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один день. Такое мнение разделяют многие арбитры (см. постановления АС ЗСО от 25.10.2016 № Ф04-4511/2016 по делу № А45-26014/2015, АС ДВО от 04.04.2017 № Ф03-6488/2016 по делу № А24-495/2016, АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, от 06.02.2017 № Ф09-11636/16 по делу № А71-4808/2015).

Впрочем, встречаются и случаи, когда арбитры прислушиваются к пояснениям Минстроя и признают верным расчет на основе размера платы за месяц (см., например, Постановление АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2184/2016 по делу № А03-21553/2014).

Таким образом, управляющим МКД можно порекомендовать обратиться в Минстрой за разъяснением порядка расчета снижения размера платы за горячую воду ненадлежащего качества и, заручившись документом, подкреплять им свою позицию в суде. При этом нужно быть готовыми к тому, что суд отвергнет данный подход со ссылкой на то, что разъяснения не являются нормативными актами.

Кстати, если выбран показатель размера платы за день, при наличии ОПУ его целесообразно считать по фактическому объему потребления воды за сутки, зафиксированному счетчиком. В отсутствие ОПУ расчет следует провести арифметически: общий объем ресурса, поставленного в дом и принимаемого к расчету, нужно разделить на число дней в месяце.

Процент снижения размера платы

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы снижается на 0,1%. При этом тут уже указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора не более чем на 5 °C в ночное время и не более чем на 3 °C в дневное время. На основании буквального толкования приведенной нормы плата за горячую воду не снижается, если температура воды не была ниже 55 °C в ночное время и 57 °C в дневное время. Соответственно, при снижении температуры днем еще на 3 °C (то есть до 54 °C) размер платы снижается на 0,1% за каждый час, при снижении до 51 °C – на 0,2% и т. д. Данная позиция поддержана арбитрами (постановления АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, АС ДВО от 24.05.2016 № Ф03-976/2016 по делу № А24-1520/2015).

Однако в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 указано, что установление в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг допустимых отклонений от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, фактически означает изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды, являющегося противоэпидемической мерой. Такое правовое регулирование противоречит указанным выше нормам законодательства и влечет признание оспариваемой нормы недействующей в приведенном истолковании. Отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества. В части условий и порядка изменения размера платы рассматриваемая норма продолжает действовать.

Поэтому процент снижения размера платы должен быть применен за любое отклонение от норматива, то есть при понижении температуры горячей воды днем до 57 °C процент снижения составит 0,1%, при понижении до 54 °C – 0,2% и т. д. Данный вариант представляется более логичным и справедливым. Известно, что суды поддерживают и его.

Значит, опять же управляющему МКД в обоснование своих требований целесообразно привести более выгодный расчет, будучи готовым отстаивать перед судом позицию о недопустимости снижения температуры горячей воды по сравнению с нормативным показателем.

Второй момент, связанный с расчетом процента снижения, заключается в том, можно ли его определять как число, не кратное 0,1. Дело в том, что при снижении температуры горячей воды не на 3 °C, а меньше некоторые эксперты рекомендуют определять процент снижения с учетом десятых долей, пропорционально отношению величины отклонения температуры к «шагу» в 3 °C. Например, если температура горячей воды днем составила 55 °C, процент снижения может быть рассчитан как 0,167% (5/3 х 0,1%). Правильно ли это? Из формулировки п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг вряд ли можно сделать такой вывод. За каждые 3 °C отступления размер платы снижается на 0,1%. Из буквального толкования нормы можно сделать вывод о соотношении температуры воды и величины процента снижения.

Кстати, такой подход продемонстрирован в Письме Минрегиона РФ № 10611-ЮТ/07. А в Постановлении АС УО от 28.10.2016 № Ф09-9955/16 по делу № А71-5017/2015 отмечено, что расчет УК является некорректным, поскольку включает в себя десятые доли градуса.

О коммунальном ресурсе на содержание общего имущества

С 2017 года было введено понятие коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества. В рамках Правил заключения договоров ресурсоснабжения требования к качеству коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, не отличаются от требований к качеству коммунального ресурса, приобретаемого в целях предоставления коммунальных услуг потребителям. Поэтому управляющий МКД вправе требовать перерасчета в отношении всего объема ресурса, поставленного в дом, составляющего предмет договора с РСО. Это утверждение верно, даже если между РСО и потребителями сложились прямые договорные отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, а управляющий МКД лишь приобретает у РСО ресурс, потребляемый при содержании общего имущества.

Обратим внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают перерасчет платы за некачественные коммунальные услуги, под которыми понимаются услуги, предоставленные в помещении (при управлении домом УК, ТСЖ). Одновременно действующее законодательство (в том числе Правила содержания общего имущества) не детализирует порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения и тем более не предусматривает порядок перерасчета данной платы в случае, если горячая вода, используемая в рамках деятельности по содержанию общего имущества, была недостаточной температуры. Поэтому представляется, что в настоящее время нет оснований для проведения перерасчета платы за горячую воду для потребителей в целях содержания общего имущества, если на вводе в дом ОПУ зафиксировал недопустимо низкую температуру воды и (или) установлен факт предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в жилом помещении) ненадлежащего качества.

Об отпуске горячей воды по двухкомпонентному тарифу

В ситуации, когда для РСО установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, МКД оснащен ОПУ, учитывающим объем теплоносителя и количество тепловой энергии, соответствующим закону представляется расчет с РСО по показаниям ОПУ без учета норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды. Подробнее об этом можно прочитать в материале С. Н. Козыревой «Объем сверхнормативного потребления на ОДН при двухкомпонентном тарифе на ГВС». При этом с потребителями коммунальных услуг управляющий МКД должен рассчитываться исходя из указанного норматива, поскольку это прямо предписано формулой 23 из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

К сведению: известны случаи, когда управляющему МКД удалось отстоять использование норматива на подогрев воды в расчетах с РСО (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/2016) и, напротив, использование фактического объема тепловой энергии по показаниям ОПУ в расчетах с потребителями (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 № 10АП-119/2017 по делу № А41-58445/2016, оставлено без изменения Постановлением АС МО от 11.05.2017 № Ф05-4667/2017).

Поскольку ОПУ фиксирует фактический объем потребления тепловой энергии на подогрев воды, именно он должен быть оплачен в адрес РСО. Применять какие-либо механизмы снижения стоимости ресурса в связи с отклонением температуры горячей воды нелогично. Вспомним, в соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Здесь закреплен принцип оплаты фактически потребленной энергии.

Напротив, поскольку в соответствии с формулой 23 плата за горячую воду для потребителей рассчитывается исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды (который устанавливается с учетом обеспечения надлежащей температуры горячей воды), потребители могут претендовать на снижение размера платы за горячую воду, если ее температура отклонялась от стандартной, в соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Аналогичным образом, если МКД не оснащен ОПУ, который фиксирует объем тепловой энергии на подогрев воды, и в расчетах с РСО используется норматив расхода тепловой энергии, управляющий МКД имеет право на снижение стоимости горячей воды.

Согласно толкованию норм действующего законодательства, данному ВС РФ, нет допустимых отклонений от нормативной температуры горячей воды в точке водоразбора. Любое отклонение указывает на ненадлежащее качество коммунальной услуги. То же самое справедливо в отношении показателей качества коммунального ресурса в точке поставки. Перерасчет для УК осуществляется точно так же, как и для потребителей, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Правоприменительная практика выявляет несколько спорных вопросов по применению данной методики. Ключевой момент: процент снижения следует применять к размеру платы за день, а не за месяц. Добавим, что при двухкомпонентном тарифе в случае наличия ОПУ, учитывающего объем тепловой энергии в горячей воде, нет оснований для перерасчета платы за некачественную горячую воду для управляющего домом.

Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период.

99. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги.

100. Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.

Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом или нежилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается:

исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги - для жилых помещений;

исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил, - для нежилых помещений.

Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги отопления рассчитывается только в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии или когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.

101. При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам.

(см. текст в предыдущей редакции)

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

102. При применении двухставочных тарифов плата за коммунальную услугу снижается:

а) при проведении ремонтных и профилактических работ, которые влекут перерывы в предоставлении коммунальных услуг и продолжительность таких перерывов не превышает сроки, установленные в приложении N 1 к настоящим Правилам, - только в отношении переменной составляющей платы за коммунальную услугу, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления соответствующего вида коммунального ресурса;

б) при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, в том числе в связи с проведением ремонтных и профилактических работ, - в отношении всех составляющих платы за коммунальную услугу.

103. Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Открыть полный текст документа

Горячая вода и отопление должны быть в каждом многоквартирном воде. Но не всегда достаточно просто их присутствия, нужно чтобы услуги предоставлялись на высоком уровне. Если услуги будут качественными, то это станет залогом нормальной жизни, безопасности.

Существуют санитарные нормы, горячую воду должны предоставлять в соответствии с ними . Стоит серьезно задуматься о том, а соответствует ли температура воды в вашей квартире нормам СанПиН.

К сожалению, у многих потребителей, далеко не всегда температура воды является соответствующей. Это приводит к ряду неудобств, а также может создавать риски для здоровья жильцов . Именно поэтому стоит серьезно относиться к подобным проблемам.

ВНИМАНИЕ! Негативные последствия могут сказаться на вашей жизни. Если не обратить внимания на проблему, то виновные лица не понесут никакой ответственности.

Норматив подачи воды в квартиры

Температура воды в домах должна соответствовать Госту , это не считается роскошью, — это норма. Горячая вода является важной составляющей жизни каждого человека.

Но не редко происходит так, что коммунальная служба не исполняет взятых на себя обязательств, не обеспечивает нужный нагрев воды в системе. Нужно понимать, что все услуги коммунальщиков оплачиваются жильцами в полноценной мере .

Именно поэтому вы имеете полноценные права на то, чтобы выдвигать соответствующие требования. Многие жильцы задаются вопросом о том, почему наблюдаются подобные нарушения.

ВНИМАНИЕ! Важно понимать, что недостаток нагрева воды представляет собой массу неудобств бытового характера. Вы платите деньги за пустоту, ведь в квитках числится именно горячая вода.

Каждый житель многоэтажки знает о том, что горячая вода стоит в несколько раз дороже, по сравнению с холодной . Именно поэтому многим не хочется переплачивать за некачественные услуги.

При этом сегодня практически везде стоят счетчики. Это удобно, — люди используют столько горячей воды, сколько им требуется, при необходимости разбавляют ее холодной водой. Если использовать горячей воды меньше, то и платить много не придется. Но если изначально из крана поступает не горячая, а теплая вода, то это доставляет сильное неудобство .

Но в таком случае жильцы все равно платят за воду, как за горячую. Поэтому и стоит знать температуру, какая должна быть горячей воды. В подобной ситуации не хочется переплачивать ни за что, но необоснованная плата — это еще не самая большая проблема.

Стоит сказать о более серьезных рисках, с которыми приходится сталкиваться потребителям. Вода, которая подается с несоблюдением параметров может вызвать проблемы со здоровьем .

В особенности в такой квартире могут пострадать люди с ослабленным иммунитетом . И в нашей стране, и в других разработаны законодательные документы, которые и определяют температуру воды в квартире. Если ориентироваться на эти требования к воде в квартирах, то качество водоснабжения будет на высоте.

Какие документы диктуют нормы?

Стоит перечислить документы, в которых прописаны нормативы подачи воды в квартиры, актуальные для нашей страны. В России это:

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. В частности это СанПиН 4723-88.
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных и жилых домах. Они утверждены Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.

Именно по данной документации определяется, какой должна быть температура воды для домов.

ВАЖНО! Нормативная база в жилых домах указывает, что температура на выходе должна равняться от 60 до 75 градусов. Именно такая температура должна отмечаться в трубах горячего водоснабжения, но нормы далеко не всегда соблюдаются.

Но делается небольшое уточнение, которое представляет собой своеобразное исключение из правил. Если в доме используется закрытая система теплоснабжения, разводка выполнена из оцинкованных труб, минимальная температура должна равняться 50-60 градусам ТОЛЬКО на время ремонта и устранения аварий

Верхний предел — 60 градусов. Именно такие условия прописываются в договорах на обслуживание дома и поживающих в нем жильцов.

Так норматив температуры в жилом доме должен достигаться максимум через 2 минуты после того, как было осуществлено включение воды . Если температура не достигла необходимых значений, то это уже нарушение установленных правил. Норма в многоквартирном доме должна соблюдаться в любом случае.

При этом горячее водоснабжение многоквартирного дома предоставляется на одинаковых условиях, как в летнее, так и в зимние время. Оговариваются некоторые отклонения, которые могут наблюдаться из-за особенностей времени суток . Но они являются незначительными.

В дневное время допускается отклонение от указанного значения на 3 градуса . Нужно учитывать, что отклонение может наблюдаться как в большую, так и в меньшую стороны. В ночное время, с 0 часов до 5 часов, отклонение может составлять до 5 градусов .

Что делать, если температура не соответствует?

Потребителям важно знать, куда именно можно обратиться и что вообще делать, если норма температуры имеет серьезные отклонения.

Для начала нужно просто позвонить в диспетчерскую УК или ЖКХ и сообщить о том, что вода имеет несоответствующую температуру. Ведь такое могло произойти из-за аварии в сети.

В данном случае диспетчер сообщит о том, в какие сроки неполадки будут устранены. Но если никаких аварии нет, то работник должен принять заявку .

ВНИМАНИЕ! При обращении в соответствующие службы отметьте для себя номер заявки, а также запишите фамилию сотрудника, который приходил к вам. Это необходимо, чтобы в последствие не возникло недопонимания.

Если причины несоответствия температуры нормам не известны, то УК должна произвести замер . Это необходимо для того, чтобы действительно выяснить, был ли нарушен температурный режим или нет.

Организация должна направить вам сотрудника, который снимет показания и составит необходимый акт. По данному акту в случае установки слишком низкой температуры можно получить перерасчет .

Важно понимать, что организация должна грамотно выполнять свои обязательства. В противном случае, она может получить штраф, поскольку ее деятельность контролируется другими службами.

Измеряем воду

Если вы просто так будете говорить о том, что температура горячего водоснабжения не соответствует норме, то это не принесет никаких плодов. Нужно вызвать в квартиру сотрудников компании, которая занимается обеспечением вашего дома.

Бывают ситуации, когда отмечаются проблемы с котельной, либо какие-то неполадки имеются на вводе в дом.

Слишком низкая температура должна быть подтверждена работником организации . Для этого он произведет замеры при помощи современного оборудования. Для достоверности замеры должны проводиться в нескольких местах набора воды .

При использовании водопровода, нужно подождать пару минут, пока ода достигнет номинальных значений. До этого момента не рекомендуется проводить измерения.

Чтобы специалист пришел к вам, нужно оставить в УК или ЖКХ заявку. После того, как проведется проверка, проследите за тем, что работник составит акт . Именно такая бумага станет основанием для устранения неполадок и перерасчета.

Стоит разобраться как именно производится замер:

  • Вначале под струю воды помещается специальный стакан.
  • В набранную жидкость помещается термометр до необходимой метки.
  • Нужно подождать, пока показания термометра не станут точными.
  • Показания записываются.
  • Ставятся подписи.
  • Один экземпляр остается владельцу жилища для принятия дальнейших мер.

Выполнение перерасчета

Если было установлено нарушение норм, а в акте его зафиксировали, то нужно настаивать на перерасчете. Не стоит оставлять подобную ситуацию без внимания и переплачивать деньги за то, чего вы не получили.

Организация должна нести ответственность за свои действия и бездействие. Допустимыми являются только минимальные отклонения, которые прописаны в нормативной документации.

При установке нарушений вы можете прийти в УК и требовать перерасчета . Также организация должна устранить причины, которые вызвали подобную проблему.

Кстати, перерасчет совершается именно за тот период, который вам пришлось пользоваться несоответствующей водой. Существует специальная формула, по которой совершается перерасчет.

ВНИМАНИЕ! Размер оплаты за горячее водоснабжение должен снижаться на 0,1 процент за каждые 3 градуса отклонения от установленной нормы.

Если вас интересует горячая вода, сколько градусов, то стоит при измерениях руководствоваться принятыми нормами. Это оптимальное решение.

При серьезном несоответствии не стоит переплачивать за горячую воду. Добейтесь проведения перерасчета за весь период , в который коммунальщики предоставляли вам услуги на несоответствующем уровне.

Полезное видео

Схема распределения горячей воды в многоквартирном доме.

По санитарным нормам горячая вода из крана должна быть от 60 до 75 *С. Если температура воды меньше 60 *С, то нужно требовать перерасчет.

17.03.2011
звоню в диспетчерскую с требованием произвести замеры температуры воды. Согласно постановлению правительства 06.05.2011 N354 "О предоставлении комм. услуг собственникам и пользователям" порядок действий должен быть следующим:

106. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

107. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

108. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

109. По окончании проверки составляется акт проверки. [...] Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

На деле же оказывается, что у ЖЭУ-54 отсутствует подобная практика. Например, не предусмотрен подходящий бланк:
ЖАЛОБА на отказ в перерасчете платы за горячую воду.

17 марта 2011 года по моей заявке в связи с низкой температурой ГВС главным инженером ООО "ЖЭУ-54" Хайретдиновой Х.Х. были произведены замеры температуры горячей воды в ванной и на кухне.

После 5-минутного слива горячей воды, замерялась температура труб. Поскольку в ванной горячая вода в кране поступает из трубы полотенцесушителя, то в акте температура обозначена как "температура на обратке(п\суш): 40.5*С". Замеры горячей воды на кухне в акте обозначены как "температура ГВС на подаче: 50*С".

Предусмотренный пунктом 74 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" повторный замер температуры был произведен только 12 апреля. Температура горячей воды в ванной была равной 44*С.

На мое требование перерасчета платы за ГВС, был получен ответ от 11.04.2011 №766 следующего содержания: "согласно акту температура ГВС составляет 50*С, замер температуры в ванной комнате не производился. Температура ГВС соответствует нормативным значениям, перерасчет не производится". Таким образом, кроме всего прочего, в ответе имеет место расхождение с тем, что температура горячей воды в ванной замерялась и была равной 40,5*С

Я не согласился с таким решением и 19 апреля отправил повторный запрос, в котором требовал произвести пересчет согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307. В ответе от 25.04.2011 № 864 были проигнорированы все мои доводы и вновь была только ссылка на пункт 5 Приложения № 1 Правил 307.

Я настаиваю, что перерасчет должен производится согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307, поскольку имеет место нарушение санитарных норм и наличие пункта 5 Приложения № 1 Правил 307 не означает, что управляющая компания имеет право нарушать санитарные нормы.

Так, согласно СанПиН 2.1.4.2496-09 :
1.2 Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
2.4. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 одним из требований к качеству коммунальных услуг в части горячего водоснабжения является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.

То, что такой показатель, как температура воды, относится к свойствам воды, следует из толкования в совокупности положений СанПиН 2.1.4.2496-09 (в частности, пункт 2.1.) и Правил 307 (пункт 6 Приложения № 1).

Согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307 предусмотрено, что отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается, при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Кроме этого требование СанПиН 2.1.4.2496-09 о соблюдении температуры горячей воды не менее 60*С не противоречит, а лишь ужесточает требование положения пункта 5 Приложения № 1 Правил 307, согласно которому температура горячей воды должна быть не менее 50*С для закрытых систем централизованного теплоснабжения.

ПРОШУ:
1) привлечь ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа РБ" к административной ответственности предусмотренной ч.2 ст. 14.4 КоАП и ст. 6.4 КоАП
2) выдать предписание произвести согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307 перерасчет платы за ГВС за март, считая периодом предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества с 17 марта 10:00 до 31 марта 24:00
3) в связи с тем, что ответ на мой запрос от 19 апреля был выписан только 25 апреля, прошу предупредить ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа РБ" о недопустимости нарушения требования пункта 49, подпункта "И" правил 307, согласно которому извещение о при приеме данного требования и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа должно направляться заявителю в течение двух рабочих дней, в противном случае возможно возбуждение административного дела по ч.1 ст.14.8 КоАП
4) в связи с тем, что в СанПиН 2.1.4.2496-09 не предусмотрены нормативы, согласно которым допускалось бы отклонение температуры воды в течение первых минут, прошу разъяснить ООО "ЖЭУ-54", что температура воды должна замеряться без предварительного слива воды.*

* Позже выяснилось, что для замеры температуры воды всё же предусмотрен трех-минутный слив воды

10.05.2011 приезжает целая делегация для замера температуры воды: представитель роспотребнадзора, сотрудник ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ", главный инженер ЖЭУ-54, два важных представителя "Калининского УЖХ".

23.05.2011 приходит ответ из роспотребнадзора:


1.06.2011
УЖХ извещает:

Приходит квитанция:



16.06.2011
на всякий случай пишу заявление с просьбой объяснить как именно был вычислен перерасчет:

В соответствии с пунктом 49 (подпункт "р") постановления правительства РФ "о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23 мая 2006 г. N 307, ПРОШУ не позднее 3 рабочих дней предоставить документы, подтверждающие правильность перерасчета платы за горячее водоснабжение в квитанции к оплате за июнь 2011
21.06.2011 УЖХ отправляет письмо в ЕРКЦ:



21.06.2011
ЕРКЦ выдает справку. Текст плохо читаемый, но суть в том, что размер возврата высчитывался по формуле: (<Тариф горячей воды> - <Тариф холодной воды>) * <Объём горячей воды> * (<количество дней с температурой ниже 60 *С> / <количестве дней в месяце>)


  1. СанПин: http://www.rg.ru/2009/05/22/sanpin-dok.html
  2. Старое постановление: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=114260
  3. Новое постановление:
Рассказать друзьям