Как учить языки для лучшего запоминания. Полезные приемы и технологии для запоминания новых английских слов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Тренировка памяти
> Как запоминать иностранные слова

Одно из основных условий хорошего владения иностранным языком - большой словарный запас. Хорошим уровнем знания языка считается освоение более 15 тысяч слов, а владение 50 тысячами слов считается уже отличным уровнем.

Существует огромное количество различных методик для изучения иностранных языков, в том числе предназначенных и конкретно для запоминания иностранных слов. Мы в этой главе коснемся как раз этой проблемы. К чему же можно свести основные рекомендации по улучшению (увеличению скорости и прочности) запоминания иностранных слов?

Метод MBBO

Первая рекомендация или первый метод (метод МВВО) особенно важен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на новом языке. Бесспорен тот факт, что когда идет оживленный разговор (особенно, если в беседе одновременно участвуют более двух человек), важно быть близким к тому, чтобы думать на этом языке, иначе вы и ваши собеседники будете ощущать дискомфорт, беседа может затянуться и т.д.

Быть близким к тому, чтобы мыслить на языке, означает, что, обладая достаточным запасом слов, надо уметь автоматически составлять фразы, а значит, время на вспоминание самих слов сводится к нулю. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы потеряете качество самопроизвольности, необходимое для того, чтобы свободно общаться на иностранном языке. Конечно, самопроизвольность может прийти (и придет) при длительном опыте общения, но как же ускорить этот процесс?

Прежде всего запомните, что главное для этого НЕ запоминать иностранное слово как перевод родного слова. Необходимо сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. То есть не надо запоминать, повторяя много раз, например, butter - (бата) - масло, butter - масло, масло - butter..., делая акцент голосом то на английском слове, то на его переводе (как чаще всего и происходит процесс заучивания иностранных слов). Вместо этого надо визуально представить образ (картинку) самого масла, и, удерживая его перед глазами, повторять одно лишь иностранное слово: butter, butter, butter, butter...

В этом случае в вашей памяти будет связываться непосредственно уже само понятие "масло" с английским "butter", его обозначающим. Таким образом "butter" становится понятием, а не просто переводом, который, кстати, при обычном механическом заучивании может легко подмениться другим - ведь для него в этом случае не существует, так называемой, чувственной, материальной основы, а только набор букв. Другими словами, перевод необходим вам только для того, чтобы знать, что представлять.

Еще лучше, если вы будете не только визуализировать образ запоминаемого слова, но и подключите к запоминанию другие органы чувств (слух, осязание, обоняние и т.д.). То есть сможете применить метод соощущений. Хорошо бы еще вспомнить что-нибудь особенное из своего личного, индивидуального опыта, связанное с этим словом.

В случае с "маслом" я бы предложила представить, как вы, например, проводите указательным пальцем по чуть подтаявшему куску сливочного масла, чувствуете его мягкость, температуру, видите дорожку, которая осталась на куске масла от вашего пальца. Затем можете представить, как вы облизываете палец, чувствуете вкус масла; можно представить, как вы отрезаете маленький кусочек масла, опять же ощутив его твердость или мягкость, съесть этот кусочек, осознавая при этом все свои ощущения. Можно представить пятно от масла на одежде или полотенце.

Можно попробовать услышать, как оно шипит на сковороде или с каким звуком оно падает на пол. Ведь наверняка хотя бы раз в жизни оно у вас или на ваших глазах падало, оно же скользкое. Можно представить кашу с еще не растаявшим кусочком масла или вспомнить мудрое замечание о том, что если падает бутерброд, то он обязательно падает маслом вниз, и улыбнуться. Хорошо бы вспомнить что-то из своей жизни, связанное с маслом, например, как однажды оно растаяло в вашей сумке... Короче, представляйте то, что вам ближе. При этом надо постараться вспомнить и почувствовать как можно больше из того, что у вас связано с тем или иным понятием.

Я специально так долго перечисляла, что можно представить себе в связи лишь с одним понятием. Мне важно, чтобы вы осознали все многообразие того, как можно "прочувствовать" слово "butter" - (бата) (как, впрочем, и любое другое иностранное слово). На самом деле визуализация, применение метода соощущений и автобиографических воспоминаний занимает совсем не много времени, как это может показаться, не больше 1,5-2 минут, а эффект Дает ощутимый. Главное при всей этой "процедуре" - ни на секунду не забывать повторять и желательно вслух: butter, butter, butter... Те же операции применимы и для запоминания глаголов, и для прилагательных и для других частей речи, главное, уметь выделять существенные стороны в запоминаемых словах.

Почему же этот метод так эффективен? Дело в том, что он схож со схемой формирования понятий на родном языке у ребенка. Мама говорит ребенку: "Возьми стул". Одновременно она показывает ему рукой на него, поясняя, что именно надо взять. Ведь пока для ребенка слово "стул" - пустое место, набор звуков. Но вот он берет его, несет, чувствует габариты, вес, материал, из которого он сделан, запах дерева или ткани, видит его форму и т.д. Потом опять возникает ситуация со стулом, мама просит: "Подвинь стул".

Это может быть уже совсем другой стул, и нужен он для того, чтобы на него встать и достать что-то, а не сесть, но мама же опять назвала этот предмет стулом, и малыш все больше и больше узнает о понятии "стул", знакомится с его функциональным применением. Он сопоставляет существенные признаки и постепенно наступает такой момент, когда у ребенка понятие "стул" уже сформировано. Теперь ему уже больше не надо показывать рукой на него, он знает и сам, что такое стул. (По аналогии с этим, в ситуации изучения иностранных слов, когда сформировано именно понятие, у вас больше не возникнет необходимость тратить время на вспоминание или заглядывать в словарь.)

Вы тоже можете представить себя ребенком, познающим мир, и, знакомясь с очередным иностранным словом, проделывать с ним все те операции, о которых я говорила выше, добиваясь постепенно, чтобы это слово превратилось для вас в понятие. Запоминая слова таким способом, вы сможете добиться их автоматического появления у вас в памяти в нужный момент, то есть вы будете близки к тому, чтобы думать на языке. Этот метод я условно называю Методом взаимодействия всех ощущений, сокращенно МВВО.

*** Упражнение 15.

Свяжите звучание английских слов с соответствующими им понятиями, используя метод МВВО. Как это делать? Напомню, надо связывать иностранное слово, например, WINDOW - (виндоу) не с его переводом - словом "ОКНО", а с "окном" как понятием, другими словами, с образом окна, к тому же с бразом, полученным при взаимодействии всех ощущений.

Итак, не переставая повторять (и лучше вслух) window, window, window..., вы должны одновременно представить себе окно, постараться вспомнить и услышать звон разбитого окна или любой другой звук, связанный с ним, например, его дребезжание при сильном ветре. Представьте, как вы дотрагиваетесь до окна, осознайте свои ощущения от прикосновения. Вспомните, какую-нибудь ситуацию из личной жизни, связанную с окном, лучше приятную или смешную и т.д. Не забывайте повторять запоминаемое иностранное слово с интервалом 3-5 секунд.

Вот английские слова, их транскрипция и перевод.
Постарайтесь применить по отношению к каждому из них МВВО.

SUGAR (ШУГА) - САХАР
STOMACH (СТАМОК) - ЖЕЛУДОК
GRASS (ГРАС) - ТРАВА
INK (ИНК) - ЧЕРНИЛА
PILLOW (ПИЛОУ) - ПОДУШКА
BENCH (БЭНЧ) - СКАМЬЯ, ВЕРСТАК
MIRROW (МИРА) - ЗЕРКАЛО
MUSHROOM (МАШРУМ) - ГРИБ
CLOUD (КЛАУД) - ОБЛАКО
CURTAIN (КЁТН) - ЗАНАВЕС

В литературе, посвященной изучению иностранных языков, достаточно часто можно встретить еще два метода запоминания слов, чем-то перекликающихся с МВВО. И хотя по эффективности они значительно уступают МВВО, мы все же остановимся коротко и на них.

1. Наверняка вы уже слышали о том, что ко всем предметам, каким только возможно, полезно прикреплять бумажки (своего рода бирки) со словами, их обозначающими на изучаемом языке. (Шкаф, стол, полка, стекло, окно, чайник, полотенце, вешалка, лампа, календарь, провод, шторы и т.д.) Считается, что, встречаясь часто глазами с этими предметами и, соответственно, со словами, вы быстро и твердо их усвоите.

Достоинство этого метода в том, что, используя его, вы тоже запоминаете иностранное слово не как перевод родного, а сразу как образ-понятие. Но ограниченность этого метода видна невооруженным глазом. К скольким предметам вы сможете прикрепить такие бирки? К 100-200, не больше. В вашем распоряжении будут только те предметы, которые окружают вас дома и на работе.

А как же быть с остальными? Существенный недостаток этого метода и в том, что при его использовании работает только зрение, и не оказывает свое положительное влияние взаимодействие всех органов чувств. К тому же такой механизм заучивания новых слов не закреплен в детском опыте. Как вы уже знаете, понятия на родном языке формируются у ребенка совершенно иным способом.

Хотя если сначала применить по отношению к запоминаемым словам метод МВВО, а затем к некоторым предметам прикрепить бирки, то они, возможно, послужат хорошим напоминанием, повторением уже усвоенного. Таким образом, это скорее не метод запоминания иностранных слов, а хороший метод их повторения.

2. Другим широко распространенным методом запоминания иностранных слов является метод запоминания их с помощью картинок, на которых нарисованы основные значения слов. Существует бесчисленное множество словарей в картинках, наборов карточек разного объема и разной степени художественности. К этим словарям и карточкам обычно прилагаются различные рекомендации по их применению.

Этот метод действительно популярен во всем мире. И популярен он не зря. Его эффективность по сравнению с обыкновенным заучиванием слов очевидна. Но не трудно заметить, что он является лишь первой частью описанного выше метода МВВО, частью, которую условно можно назвать "визуализация". То есть рассматривание картинки с изображением значения слова является своего рода аналогом мысленного представления слова в МВВО.

Важно отметить, что тем, у кого не получается представлять образы слов мысленно, карточки с их изображением будут даже необходимы. Карточка поможет сформировать внутренний мысленный образ слова. Они могут послужить как бы отправным пунктом для всей дальнейшей работы по активизации других ощущений, связанных со словом. Карточки (в отличие от словарей) удобны еще и тем, что с ними возможно большое количество вариантов упражнений.

И все же собственный образ запоминаемого слова предпочтительнее, чем чужой (в данном случае, художника), поскольку формирование понятия происходит эффективнее все же на основе именно личного опыта, а ваш образ предмета может существенно отличаться от такового у художника. Однако есть слова, визуальный образ которых не возникает так уж сразу в вашем сознании. Таковыми могут оказаться абстрактные понятия, а также слова, обозначающие предметы, которых вы никогда не видели - не только в реальности, но и на картинке. В этих случаях картинка художника поможет вам в формировании визуального образа.

Еще одна известная рекомендация по запоминанию иностранных слов состоит в том, что слова целесообразно запоминать в составе фраз. Таким образом, чтобы лучше запомнить слово, его надо включить во фразу. Например, для слова "butter" достаточно составить фразу "Don"t eat much butter!" (Доунт um мач батэ) (Не ешь много масла!) или "I like bread with butter very much". (Ай лайк брэд виз батэ вэри мач). (Я очень люблю хлеб с маслом.) Теперь убедитесь, что фраза составлена грамматически верно. После этого ее надо несколько раз произнести вслух, представить ситуацию, описываемую фразой. Очень помогает запоминанию пропевание фразы на какой-нибудь известный мотив.

Способ запоминания в контексте хорош тем, что вы не только выучиваете новое слово, но и лишний раз повторяете уже известные вам слова, из которых составлено предложение, а также использованные в нем грамматические правила. Немаловажно и то, что при частом использовании этого метода уменьшается страх разговора на иностранном языке и вырабатывается соответствующий навык, навык употребления знакомых слов в фразах - необходимое условие свободного общения на изучаемом языке. (Наверняка вы встречали людей, которые знают много слов языка, но говорить на этом языке боятся, а часто просто не в состоянии.)

На предыдущую |

От чего зависит эффективность обучения иностранному языку? Конечно же, от того, насколько богатым будет ваш словарный запас. О 10 стратегиях и методах быстрого запоминания слов рассказываем в нашей статье.

Данный способ запоминания новых слов нашел плотные ряды почитателей, но и такое же количество противников. Все дело в том, что вторые выражают сомнение в эффективности в скорости запоминания ассоциативной пары. Давайте рассмотрим подробнее.

Начнем, пожалуй, с того, как работает наш мозг при виде написанного слова. В его недрах формируются идеи, образы, картинки и даже чувства, образовывается устойчивая связь между тем, что увидели глаза и тем, что сформировал мозг. Давно хорошо знакомый материал получает связь с новым.

Закройте глаза и представьте себе дерево, пусть это будет раскидистый дуб или стройная березка. А теперь давайте выучим слово «tree», добавьте к своему дереву три листочка. Итак, в голове образ - дерево с тремя листочками, которое теперь в вашей голове навсегда отпечатается, как tree.

Как составить аналогию в контексте целого предложения? Запишите выражение или предложение в центре листа. Записали? От предложения в разные стороны направьте лучи, каждый из которых будет заканчиваться словом, а лучше картинкой. Не задумывайтесь в данный момент над тем, насколько точны и правильны ассоциации, главное - записывайте.

Теперь каждый раз, когда вы услышите одно из слов, у вас в голове восстановится целая ассоциация и визуальный образ предложения.

Совет! Чтобы метод был еще более эффективным, проговаривайте написанное, особенно в том случае, если вы относите себя к категории людей, лучше воспринимающих информацию на слух.

Работа «в паре» - запоминаем словосочетания


Отлично, если вы научились быстро запоминать отдельные слова. Но важно понимать, что английский, также как и иные языки - это не отдельные, разрозненные понятия, это система связей для выражения мысли. Поэтому примеры слов стоит искать в контексте.

Если вы уже завели личный словарик, а мы верим, что он у вас есть, записывайте слова в форме словосочетаний. Для запоминания слова «ugly» запишите «ugly duckling» и сразу же вспомните произведение Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Следующий шаг - это составление не менее 3?4 предложений с выученным словосочетанием.

Запоминаем новые слова с картинками


Как утверждает статистика, более 70 % людей на земле относятся к визуалам, именно поэтому процесс обучения должен быть связан с визуальным восприятием образа. В своем словаре напротив каждого слова, а особенно тех, которые сложно поддаются запоминанию, рисуйте небольшие картинки. Так-так, не стоит роптать о том, что вы не умеете рисовать, это даже к лучшему.

Ежедневно наш мозг получает огромное количество однообразной информации, такие необычные и забавные картинки станут своеобразным «сюрпризом», а сюрпризы очень хорошо запоминаются.

Сочиняйте на здоровье

Большое количество слов сложно запомнить и мы не будем отрицать сей факт. Если вам предстоит заучивание большого массива слов, составьте с ними историю, даже абсурдный рассказ станет вашим надежным помощником.

Давайте приведем пример. Необходимые для запоминания слова: piano, shoes, tree, boy, bird, pencil, bus.

Look! There is a piano, it is sitting under the tree and wearing shoes. As for me, the tree is so strange, little boy has stuck pencil through it. A small bird is sitting on the pencil and looking for a bus.

В переводе текст весьма причудлив и мог бы сойти за неудачную шутку, но наша цель - новые слова, и для этого он вполне годен.


Данный метод подходит для изучения прилагательных, которых в английском языке огромное множество. Для формирования пар вы можете выбирать антонимы или синонимы (слова близкие и противоположные по значению).

Наиболее простой пример, это хорошо знакомые прилагательные: good/bad и bad/bum. Так уж устроен наш мозг, что нами быстрее запоминаются противоположные и схожие вещи, нежели разрозненные одиночные понятия.

Слово по составу


Для разбора слова по составу придется вспомнить школьную программу, но недолгое воспроизведение в памяти таких понятий, как суффикс, приставка и корень существенно облегчат вам процесс изучения новых слов.

Приведем в пример слово «microbiology», совершенно необязательно быть полиглотом, чтобы понимать, что приставка «micro» говорит о чем-то маленьком, а суффикс «-logy» на латыни обозначает науку. И вот уже выстаивается цепочка - наука, изучающая что-то маленькое, «bio» - живые существа, а значит, перед нами слово, обозначающее науку о микроскопических организмах.

Догадаться о переводе новых слов можно, изучив значение наиболее распространенных приставок и суффиксов. К числу первых относятся ir-, im-, micro-, dis-, con-, un-, il- (имеют как правило отрицательное или противоположное значение), вторых -ly, -able, -ive, -tion, -ent.

  • Il- - употребляется со словами, начинающимися с согласной l:

    Logical - illogical (логичный - нелогичный); legible - illegible (разборчивый о почерке - неразборчивый).

  • Ir- - употребляется со словами, начинающимися с согласной r:

    Responsible - irresponsible (ответственный - безответственный); replaceable - irreplaceable (заменимый - незаменимый).

  • Im- - как правило употребляется перед прилагательными, начинающимися с согласной р:

    Polite - impolite (вежливый - невежливый); personal - impersonal (личный - безличный).

Выберите правильно время

Психологи, которые трудятся над исследованием процессов запоминания, давно вывели наиболее оптимальную схему заучивания нового материала.

Использовать новое слово необходимо сразу после знакомства с ним, затем спустя 10 минут, через час, через сутки и обязательно спустя неделю. После этого вероятность забыть слово сводится к минимуму.

Стикеры и карточки - отличное решение для изучения слов


Возможно следующая идея вам придется не по душе, но она обязательно сделает ваше обучение веселым и занимательным. На все, что есть в вашей квартире наклейте стикеры с английскими названиями. Таким образом вы выучите не только огромный массив лексики, но и научитесь быстро воспроизводить графический образ.

У метода есть один, но весьма существенный недостаток - он ограничивается темой «Дом».

Если вы не хотите себя ограничивать, замените стикеры на карточки, с обратной стороны которых будут записаны слова. На свое усмотрение слова могут быть разделены на тематики или по иному удобному для вас принципу.

Несомненным преимуществам можно назвать то, что ваш обучающий материал всегда будет под рукой и окунуться в процесс обучения вы сможете даже в долгом путешествии.

Народный фольклор для пополнения словарного запаса

Хотите учить новые слова не только быстро, но и весело, используйте поговорки, пословицы, небольшие стишки и скороговорки. Все это - отличный способ расширить словарный запас и сформировать правильное произношение. Кроме того, у вас появляется отличная возможность познакомиться с культурой народа, язык которого вы с таким старанием изучаете.


Помните игру «Снежный ком», где к каждой строчке добавлялось новое слово, такими стихотворениями полнится и английский язык, например, всем хорошо известный «The house that Jack built». Данный метод запоминания слов не только расширяет словарный запас, но и тренирует память.

Слушаем и читаем

И конечно же, не забывайте о той лексической нагрузке, которую несет за собой чтение и прослушивание текстов. Преимущество чтения в том, что расширение словарного запаса становится необходимостью, а запоминание происходит благодаря многократному повторению слов в тексте. Поэтому выбирайте для себя интересные книги, которые бы вы читали с удовольствием.

Аудиолингвистический метод придется по душе тем, кто относит себя к категории аудиалов и хорошо запоминает информацию, воспринятую на слух. Преимущество просматривания фильмов и прослушивания текстов в том, что вы быстро избавитесь от акцента, однако было бы несправедливо не отметить недостаток - отсутствие визуального образа слова в памяти.

Видео с советами о том, как запоминать новые английские слова:

Учишь-учишь эти слова, а толка никакого! Через пару дней всё забывается.

Используйте научный подход к запоминанию! Представляем вам три научно обоснованных методики, которые позволят быстро и надолго запоминать иностранные слова.

СКОЛЬКО СЛОВ НУЖНО ЗНАТЬ?

Для начала разберемся, сколько слов нужно выучить, чтобы начать понимать большую часть иностранной речи, да и самому высказывать свои мысли. Пятилетний ребенок, проживающий в англоговорящей стране употребляет 4 000 - 5 000 слов, а выпускник университета - около 20 000 слов. Однако человек, изучающий английский язык, как иностранный, владеет словарным запасом в объеме всего 5 000 слов, несмотря на несколько лет обучения.

Но есть и хорошие новости : словарного запаса в 2 000 слов достаточно для того, чтобы понимать 80% иностранной речи. К данному выводу пришли исследователи на основании анализа Брауновского корпуса (Brown Corpus).Лингвистическим корпусом называют совокупность текстов на различные темы.

Интересно, что после того, как вы выучили 2 000 слов, пополнение словарного запаса на каждую последующую 1 000 слов позволяет увеличить объем понимаемого текста всего на 3-4%.


КАК БЫСТРО ЗАПОМНИТЬ СЛОВО?

Первый вопрос, который интересует всех, как быстро запомнить иностранные слова?

Ученые пришли к выводу, что быстрее запоминается информация, которая имеет эмоциональную окраску . Соответственно, хорошей идеей является изучение слов посредством игр, загадок, фильмов. Понравилась песня - не поленитесь посмотреть перевод непонятных слов. Эти слова навсегда будут ассоциироваться с понравившейся песней, а значит, оставят эмоциональный след в памяти.

Отличный прием - мнемоника. Создавайте красочные ассоциации - это позволит запомнить даже труднопроизносимые слова. Пример использования: слово weatherпохоже на русское слово ветер, строим в голове пару ветер-погода, навсегда запоминаем, что weather переводится погода. Существуют специальные справочники, в которых можно найти различные мнемонические приемы для запоминания английских слов. Однако лучше придумывать подобные ассоциации самостоятельно, поскольку наши ассоциации и эмоции строго индивидуальны.

КАК ТАК ЖЕ БЫСТРО НЕ ЗАБЫТЬ СЛОВО?

Итак, вы выучили пару сотен слов, но через неделю в памяти осталось порядка десяти из них. В чем проблема? Это объясняется существованием краткосрочной и долгосрочной памяти. Механизмы краткосрочной памяти позволяют сохранять информацию на 15-30 минут, затем же, заметив, что данная информация не находит применения, мозг избавляется от нее, как от чего-то ненужного. Как же дать понять мозгу, что эти слова нам очень даже нужны? Ответ - многократное повторение. Тут как с собакой Павлова: лампочка загорается - слюна выделяется. Однако выделяется она только после 5-10 раз повторений цепочки еда + свет. Если при зажигании света перестать подавать еду, в мозгу собаки разрушится ассоциация зажигающейся лампочки с едой, и слюна перестанет выделяться.

Так сколько же раз нужно повторить слово, чтобы оно стабильно перешло из кратковременной в долговременную память?

Немецкий психолог Герман Эббингауз разработал Кривую забывания, которая характеризует объемы потерянной информации с течением времени при отсутствии повторения. В течение первых 20 минут после изучения слов мы будем помнить уже 60%, а в течение 1 часа мы потеряем более 50% информации. Затем с течением времени будет стираться все больше информации, и к 3 дню в памяти останется лишь 20% информации. Таким образом, если пропустить хотя бы один день в повторении - забытых слов уже не вернешь.

Вывод очевиден: без повторения никуда . Используйте слова в речи, придумывайте рассказы с использованием новых слов, играйте на своем смартфоне в карточки хотя бы по паре минут в день - все это позволит сохранить изученные слова. Иначе время, затраченное на их первоначальное изучение, просто уйдет впустую.

Предлагаем использовать следующий график повторений:

  • Через 10-15 минут после изучения слов;
  • Через 50-60 минут;
  • На следующий день;
  • Через 1 день;
  • Через 2 дня.

Вот после этого большая часть информации закрепится на всю жизнь.

КАК БЫСТРЕЕ ВЫРАЖАТЬ МЫСЛИ?

Очень хочется, чтобы иностранные слова лились из уст, не требуя чрезмерного напряжения мозга и нескольких минут на формулирование фразы. Существует возможность ускорить формирование иностранной речи - это развитие мышечной памяти. Под мышцами здесь подразумеваются мышцы нашего артикуляционного аппарата. Эти мышцы, как и мышцы ног при катании на велосипеде или мышцы пальцев рук пианиста, обладают памятью, позволяющей совершать автоматизированные движения практически бессознательно.

Для того, чтобы мышечная память сформировалась, важно при изучении слов произносить их вслух, делая движения языком и губами. Также полезно одновременно представлять образ изучаемого предмета. Со временем вы уже не будете задумываться, какое слово произнести - мышцы сделают это автоматически.

Таким образом, правильная организация работы мозга по формированию краткосрочной, долгосрочной и мышечной памяти позволит быстро и надолго пополнить свой словарный запас.

Удачи в обучении!

Лука Лампариелло

Итальянский полиглот. Знает 11 языков, среди них - немецкий, русский, польский, севернокитайский. Лампариелло стал известной личностью в сообществе людей, изучающих языки. В настоящее время проживает в Риме.

Поиск ассоциаций - это процесс, в ходе которого новую информацию связывают с уже существующими знаниями.

Один фрагмент информации может иметь тысячи ассоциаций с воспоминаниями, эмоциями, переживаниями и отдельными фактами. Этот процесс естественным образом протекает в мозгу, но мы можем взять его под осознанный контроль.

Для этого вернёмся к вышеупомянутым словам: «ген», «клетка», «синапс», «скелет»… Если мы будем запоминать их по отдельности, то скоро всё забудем. Но если выучим эти слова в контексте предложения, нам будет намного легче сложить их вместе в уме. Подумайте над этим 10 секунд и попробуйте связать эти четыре слова.

У вас может выйти нечто схожее: «Гены влияют на развитие столь разных элементов, как скелет, синапсы мозга и даже отдельные клетки». Все четыре слова теперь объединяет общий контекст - как фрагменты в пазле.

Подходите к таким упражнениям прогрессивно. Сначала пробуйте совмещать группы слов, которые объединяет определённая тема вроде физики или политики. Затем пытайтесь построить более сложные ассоциации между несвязанными словами. С практикой у вас будет получаться всё лучше.

3. Повторение

Более ста лет назад немецкий физик Эббингауз пришёл к выводу, что мы забываем информацию по определённой схеме, названной им «кривой забывания ». Мы отлично помним всё, что недавно выучили. Но эта же информация исчезает из памяти за считаные дни.

Эббингауз открыл механизм борьбы с этим феноменом.

Если новую информацию повторять через точные промежутки времени, забывать её будет всё сложнее. Через несколько интервальных повторений она закрепится в долгосрочной памяти и, скорее всего, останется в голове навсегда.

Вам нужно регулярно повторять старую информацию, параллельно работая с новой.

4. Запись

Древние римляне говорили: «Слова улетают, написанное остаётся». То есть, чтобы запомнить информацию, нужно зафиксировать её в постоянном формате. Когда вы учите новые слова, записывайте их или набирайте на клавиатуре, чтобы сохранять и возвращаться к ним позже.

Столкнувшись с новым полезным словом или фразой во время разговора, просмотра фильма или чтения книги, заносите их в смартфон или ноутбук. Таким образом, вы сможете повторять записанное при любом удобном случае.

5. Применение

Используйте выученное в содержательных беседах. В этом заключается суть последнего из базовых методов эффективного изучения слов.

Исследователи из Монреальского университета Виктор Буше (Victor Boucher) и Алексис Лафлёр (Alexis Lafleur) обнаружилиHonor Whiteman. Repeating words aloud to another person increases memory recall . , что употреблять слова в разговоре эффективнее с точки зрения запоминания, чем произносить их вслух для себя.

Иначе говоря, чем больше вы общаетесь с другими людьми, тем лучше работает ваша лингвистическая память и тем быстрее растёт уровень владения языком. Поэтому всегда используйте выученный материал в реальных беседах. Этот метод многократно улучшит ваши навыки и даст опыт использования новых и давно заученных слов.

Предположим, вы прочитали статью по интересующей вас теме. Можете выбрать из неё незнакомые слова и применить их позже в коротком разговоре с языковым партнёром. Можно отметить и выучить ключевые слова, а затем пересказать с их помощью содержание статьи. Увидите, насколько хорошо вы усвоите материал после беседы.

Мы учим английский язык всю жизнь, знаем правила, но все равно не можем грамотно ответить иностранцу и без мук посмотреть сериал в оригинале. Почему так?

Мы решили разобраться в этой несправедливости и нашли способ, как лучше изучать иностранные слова. Существует универсальная формула запоминания, предложенная немецким психологом Германом Эббингаузом. И она работает.

Почему мы забываем

Мозг бережет нас от перегрузок и постоянно избавляется от ненужной информации. Именно поэтому все новые слова, которые мы учим, сначала попадают не в долгосрочную, а в краткосрочную память. Если их не повторять и не использовать - они забываются.

«Кривая забывания» Эббингауза показывает, что уже через 1 час после заучивания мы забываем более половины информации. А через неделю помним лишь 20 %.

Как помнить все

Чтобы новые слова не вылетали из головы, нужно постараться «поместить» их в долгосрочную память. Зазубривание в этом случае неэффективно, так как мозг не успевает быстро осмыслить информацию и выстроить прочные ассоциативные связи. Чтобы помнить дольше - процесс запоминания лучше растянуть на несколько дней, а то и недель. При этом повторять достаточно по разу.

Практиковать интервальные повторения можно с помощью самодельных карточек или специальных приложений типа: Anki (Android, iOS) и SuperMemo (Android, iOS)

Еще 12 секретов запоминания новых слов

  • Учите осознанно . Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.
  • Определитесь со списком слов, которые нужны для поддержания разговора . Их всего около 300–400. Запоминайте их в первую очередь.
  • Учтите, что лучше запоминаются слова в начале и в конце списка («эффект края»).
  • Переключайте внимание с выбранной темы на другую. Знайте, что похожие воспоминания смешиваются (принцип интерференции) и превращаются в «кашу».
  • Учите противоположное . Если запоминаете day, то рассмотрите и night. Антонимы запоминаются быстрее и проще.
  • Стройте свои «чертоги памяти» . Суть метода в том, что нужно связать заучиваемые слова с конкретным местом. Например, прогуливаясь по комнате, ассоциируйте новые слова с отдельными деталями в интерьере. Повторите несколько раз и покиньте помещение. После восстановите в памяти комнату и вместе с тем выученные с ее подсказками слова.
  • Используйте прием «слова-гвозди» . Суть метода в присоединении заучиваемого слова к уже известному для запоминания. Так, когда вы думаете о «гвозде», вы сможете вспомнить и другое слово. Например, в считалочке: «Раз, два, три, четыре, сосчитаем дыры в сыре», слова «четыре» и «в сыре» связаны друг с другом.
  • Ассоциируйте новые слова с уже известными вам . Например, слово heel (пятка) можно запомнить, вспомнив Ахилла и его ахиллесову пяту. А слово look (смотреть) можно выучить, если вспомнить, как трудно смотреть, когда режешь лук.
  • Сочиняйте рассказы . Если вам нужно запомнить слова в определенном порядке, попробуйте выстроить их в импровизированный рассказ. Важно, чтобы все слова были связаны между собой по сюжету.
  • Пользуйтесь диктофоном. Произносите слова под запись, а потом прослушайте их несколько раз. Этот метод особенно подходит тем, кто лучше воспринимает информацию на слух.
  • Оживляйте и визуализируйте. Пользуйтесь мимикой, когда изучаете эмоции. Двигайтесь, когда учите слова на спортивную тематику. Таким образом вы задействуете еще и мышечную память.
  • Не учите язык по словарю и школьным учебникам. Если вы любите «Игру престолов», попробуйте учить слова по этому сериалу. Так намного интереснее.
Рассказать друзьям