Каким человеком был твардовский. Творческий и жизненный путь твардовского александра трифоновича

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(1910-1971) русский поэт

Твардовский Александр Трифонович никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений:

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла.

Но так же, как и многие его современники, он прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы.

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленской земле. Его отец в прошлом был кузнецом, возможно, от этого и пошло то сочетание своеобразной основательности и непоколебимой принципиальности, которое всегда было свойственно характеру Твардовского. Трифон Гордеевич, отец поэта, был человеком незаурядным. Тяжким трудом он сумел скопить небольшую сумму денег, которой едва хватило, чтобы сделать первый взнос в банк и купить в рассрочку болотистый участок земли. Стремление вырваться из нищеты, знание грамоты и даже определенная начитанность выделяли его из среды крестьян, которые то шутливо, то иронически называли Трифона Гордеевича «паном».

Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В тридцатые годы его отец был «раскулачен» и выслан из родной деревни. Об этих тяжелых годах ярко рассказал в своих мемуарах брат поэта Иван Трифонович. Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей сам обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию.

Будущий поэт стал активным сельским комсомольцем, а с 1924 года начал посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях, которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах сельских жителей ореол защитника. А в 1925 году в газете «Смоленская деревня» появилось и первое стихотворение Александра Твардовского - «Новая изба». Однако писать стихи он начал еще раньше и однажды показал их своему учителю, который, таким образом, стал первым критиком будущего поэта. Как впоследствии вспоминал сам Твардовский, учитель весьма неодобрительно отозвался о его стихотворных опытах по той причине, что стихи очень понятны, тогда как современные литературные требования диктуют, чтобы «ни с какого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано». Мальчику очень хотелось соответствовать литературной моде, и он упорно старался писать так, чтобы было непонятно, о чем написано. К счастью, ему не удалось этого добиться, и он в конце концов решил писать так, как получалось. Первое опубликованное стихотворение Александра Твардовского, конечно, было далеко от совершенства, однако в нем уже проявились те черты, которые характерны для всей его поэзии. Он писал просто и доходчиво о том, что ему было близко. В двадцатые годы он находился под влиянием поэзии Н. Некрасова, что как бы предопределило гражданский пафос его первых стихов.

Окрыленный успехом, Александр Трифонович Твардовский собрал все свои, как ему казалось, «подходящие» стихи и отправился в Смоленск, к поэту Михаилу Исаковскому, который в то время работал в редакции газеты «Рабочий путь». Их первая встреча стала началом большой творческой и человеческой дружбы, которая продлилась до конца жизни обоих поэтов. Тогда в Смоленске собралась целая группа молодых поэтов, которые пришли в областные газеты из разных деревень. Михаил Исаковский был старше их всех, к тому же он был уже признанным в области поэтом и как мог старался помочь своим молодым коллегам в их творчестве.

Впоследствии, Александр Твардовский отмечал, что писал он тогда очень плохо, его стихи были беспомощны и подражательны. Но самым губительным для него и для других его сверстников-поэтов был недостаток общей культуры и образования. Когда Твардовский приехал в Смоленск, ему было уже восемнадцать лет, а образование - только неполная сельская школа. Вот с таким багажом он и вступил в поэзию.

После того, как в журнале «Октябрь» появилось несколько его стихов и кто-то из критиков отметил их в своем обзоре. Твардовский приехал в Москву, однако реальность оказалась не такой блестящей, как это представлялось издалека. В Москве, как и в Смоленске, было трудно устроиться на работу, и редкие публикации не спасали положения. Тогда Александр Твардовский вернулся в Смоленск и решил серьезно заняться своим образованием. Его приняли в педагогический институт без вступительных экзаменов, но с обязательством за год изучить и сдать все предметы за среднюю школу. Он не только выполнил свое обязательство, но и в первый же год догнал своих однокурсников.

В смоленский период Александр Трифонович Твардовский очень живо вникал во все процессы, которые происходили в то время в деревне. Уже шла коллективизация, его семья пострадала, но, сочувствуя родителям, он не сомневался в необходимости перемен.

Александр Твардовский часто ездил в колхозы в качестве корреспондента газет, собирал материал, писал статьи, рассказы. Тогда же он задумал написать большое произведение, и вскоре появилась его поэма «Путь к социализму», озаглавленная так по названию колхоза, о котором шла речь. Несмотря на то, что по рекомендации Эдуарда Багрицкого поэма была издана в «Молодой гвардии» и получила положительные отзывы критики, она была откровенно неудачной. Как признавал сам Твардовский, эти стихи были как «езда со спущенными вожжами, утрата ритмической дисциплины стиха, проще говоря, не поэзия». Эту и вторую свою поэму «Вступление», которая была издана в Смоленске в 1932 году, он впоследствии рассматривал как неизбежные ошибки юности. Первой же большой и по-настоящему удачной работой становится его лирический цикл «Сельская хроника», которым Твардовский и заявил о себе в литературе как о талантливом перспективном поэте.

Однако известность к нему пришла только после публикации в 1936 году поэмы «Страна Муравия». Сюжет поэмы напоминает историю Дон-Кихота, только у Александра Твардовского вместо странствующего рыцаря в путешествие отправляется мужик, не желающий вступать в колхоз. Он едет по стране на своей лошаденке в надежде найти место, где нет колхозов. Такого места он, конечно, не находит и, насмотревшись на счастливую жизнь колхозников, возвращается домой уверенный, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхозов. Трудно сказать, кривил ли Твардовский душой, когда создавал этот миф о новой деревне и возросшем благосостоянии крестьян, - ведь он не мог не видеть и отрицательное, что сопутствовало коллективизации. Однако в поэме все выглядит пристойно и благополучно. Даже сама природа в его стихах радуется и вносит свой щедрый дар в коллективный труд:

Дышат грудью запотелой

Желтогривые овсы.

За распахнутым окном.

На просторе луга

Лошадь сытая в ночном

Отряхнулась глухо.

Теперь Александр Трифонович Твардовский приезжает в Москву уже как признанный поэт. К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Его стихи и поэмы охотно печатают журналы, их одобрительно воспринимает критика, и поэт вполне доволен своей жизнью. К чести Твардовского следует отметить, что он и раньше, и теперь не прерывает связей со своей семьей, часто бывает в родном доме, хотя и рискует получить ярлык «сына врага народа». Однако эта участь его каким-то образом миновала.

В 1939 году поэт заканчивает МИФЛИ, и его призывают в армию. В то время он еще не знал, что снимет шинель только после Победы. За шесть лет своей армейской жизни Александр Трифонович Твардовский прошел несколько войн. Он принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, после этого - в финской войне и, наконец, в Великой Отечественной. С 1940 года и до самой Победы поэт не прерывает своих литературных занятий и работает над «Фронтовой хроникой». Ее герой - еще не солдат, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла и выросла поэма «Василий Теркин». Ее замысел возник у Александра Твардовского еще во время финской войны, когда он вместе с группой других писателей, работавших в газете «На страже Родины», решил завести в газете «уголок юмора» и придумал фельетонный персонаж - Васю Теркина, который имел у бойцов огромный успех. Но только пройденные им тяжелые военные дороги превратили Теркина в настоящего народного героя. Интересно отметить, что новая поэма Твардовского заслужила похвальный отзыв даже такого взыскательного критика, как Ивана Алексеевича Бунина , который к тому же был категорично настроен против советской власти.

Военные впечатления легли в основу и следующей поэмы Александра Твардовского - «Дом у дороги», которая вышла в 1946 году. В противоположность «Теркину» в ней звучит мотив неизбывной печали и скорби о потерях. В том же, 1946 году поэт создает своеобразный реквием погибшим - стихотворение «Я убит подо Ржевом».

В послевоенное время Александр Твардовский продолжает работать над крупными произведениями и создает свою главную в этот период поэму - «За далью - даль». В ней поэт стремится к честному разговору с читателем, но уже прекрасно понимает, что это невозможно. С 1954 года он начинает работать над следующей своей поэмой - «Теркин на том свете», пародийным продолжением «Василия Теркина», которую заканчивает в 1963 году. Она была опубликована и получила первые отзывы, но потом о ней замолчали, как будто ее и не существовало. Аналогичная судьба постигла и другую поэму Твардовского - «По праву памяти», которая была завершена в 1969-м, но в СССР опубликована лишь в 1987 году. Понимая, что рассказать правду о прошлом ему не дадут, Твардовский прекратил работу над этой поэмой. Последние годы жизни он посвятил лирической поэзии. Однако и в ней чувствуется, что он намеренно уходит от когда-то любимой им социальной темы и не пишет о том, что его волнует, только потому, что его мысли все равно не дойдут до читателя. Поэт чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность.

Военные и послевоенные годы во многом изменили мировоззрение Александра Трифоновича Твардовского, другой стала и его гражданская позиция. Он увидел, каким стало то будущее, которое в двадцатые-тридцатые годы представлялось ему светлым и справедливым. И поэт как мог пытался отстаивать свои идеалы и свою позицию.

В 1950 году Александр Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но уже через четыре года его сняли, а еще через четыре, в 1958 году, вернули обратно. Именно в это время «Новый мир» становится центром, вокруг которого группировались писатели, стремившиеся к честному изображению действительности. Тогда же Твардовский сумел напечатать знаменитую повесть «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына и добивался публикации его романа «Раковый корпус». Несмотря на то, что Александр Твардовский и сам имел немалую власть и влияние (был и членом правления Союза писателей СССР, и кандидатом в члены ЦК КПСС), ему постоянно приходилось испытывать на себе все усиливающееся давление консервативных сил. В 1970 году он был в очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Всего через полтора года после этого поэт умер. Как писал позже один из историков, «смерть Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны».

: платформа открытых данных - 2011.

  • Твардовский Александр Трифонович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.
  • «Бой идет не ради славы»: В Москве открыли памятник А. Твардовскому. Top.rbc.ru.
  • Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925-1935). - М.: Советский писатель, 1987. - С. 6.
  • Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925-1935). - М.: Советский писатель, 1987. - С. 7.
  • Твардовский А. Т. Новая изба // Из ранних стихотворений (1925-1935). - М.: Советский писатель, 1987. - С. 19.
  • Михаилу Исаковскому, земляку, а впоследствии другу, я очень многим обязан в своем развитии.

    Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925-1935). - М.: Советский писатель, 1987. - С. 10.
  • Специальности у меня никакой не было. Поневоле пришлось принимать за источник существования грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций.

    Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925-1935). - М.: Советский писатель, 1987. - С. 11.
  • Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925-1935). - М.: Советский писатель, 1987. - С. 19-267.
  • Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925-1935). - М.: Советский писатель, 1987. - С. 12.
  • Месяцы фронтовой работы в условиях суровой зимы сорокового года в какой-то мере предварили для меня военные впечатления Великой Отечественной войны.

    Твардовский А. Т. Автобиография // Из ранних стихотворений (1925-1935). - М.: Советский писатель, 1987. - С. 15.
  • Память народа:: Документ о награде:: Твардовский Александр Трифонович, Орден Отечественной войны II степени (неопр.)
  • Память народа:: Документ о награде:: Твардовский Александр Трифонович, Орден Отечественной войны I степени (неопр.) . pamyat-naroda.ru. Дата обращения 28 декабря 2015.
  • Подпись:

    Цитаты в Викицитатнике

    Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский (8 (21) июня 1910 - 18 декабря 1971) - русский советский писатель, поэт , журналист. Главный редактор журнала «Новый мир » (1950-1954; 1958-1970).

    Приказом ВС 3-го Белорусского фронта №: 480 от: 30.04.1945 года специальный корреспондент газеты 3-го БФ «Красноармейская правда», подполковник Твардовский А.Т. награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за улучшение содержания газеты (написание очерков о боях в Восточной Пруссии) и повышение её воспитательной роли.

    Послевоенные поэмы

    «Новый мир»

    Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире », особенно после XXII съезда КПСС , журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества », органом легальной оппозиции советской власти.

    В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти » (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете » пересмотрел своё отношение к Сталину и сталинизму . В это же время (начало 1960-х) Твардовский получил разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича » Солженицына .

    Новая направленность журнала (либерализм в искусстве, идеологии и экономике, прикрывающийся словами о социализме «с человеческим лицом») вызвала недовольство не столько хрущёвско-брежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистов-державников » в советской литературе. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь » (главный редактор В. А. Кочетов , автор романа «Чего же ты хочешь?», направленного в том числе и против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и «патриоты-державники».

    После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк », газета «Социалистическая индустрия ») была проведена кампания против журнала «Новый мир». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит , систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена. Записка КГБ «Материалы о настроениях поэта А. Твардовского» от имени Ю. В. Андропова была направлена 7 сентября 1970 года в ЦК КПСС .

    В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма . Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю. Например, в 1964 году в августовском номере была опубликована большая подборка стихотворений воронежского поэта Алексея Прасолова .

    Вскоре после разгрома «Нового мира» у Твардовского обнаружился рак лёгких . Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7) .

    Семья

    Увековечение памяти


    Прочие сведения

    • В соавторстве с М. Исаковским , А. Сурковым и Н. Грибачевым написал стихотворение «Слово советских писателей товарищу Сталину», прочитанное на торжественном заседании по случаю семидесятилетия И. В. Сталина в Большом театре 21 декабря 1949 года .

    Награды и премии

    • Сталинская премия второй степени () - за поэму «Страна Муравия» (1936)
    • Сталинская премия первой степени () - за поэму «Василий Тёркин» (1941-1945)
    • Сталинская премия второй степени () - за поэму «Дом у дороги» (1946)
    • Ленинская премия () - за поэму «За далью - даль» (1953-1960)
    • Государственная премия СССР () - за сборник «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967)
    • три ордена Ленина (1939, 1960, 1967)
    • орден Отечественной войны I степени (30.4.1945)
    • орден Отечественной войны II степени (31.7.1944)
    • орден Красной Звезды (1940) - за участие в советско-финской войне (1939-1940)

    Издания

    • Твардовский, А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца - М.: Воениздат, 1949 / Рис. О. Верейского | тираж не указан.
    • Твардовский, А. Т. Дом у дороги - М.: ГИДЛ (Детгиз), 1959 / Рис. О. Верейского | тираж=75 000 | суперобложка.
    • Твардовский, А. Т. За далью даль - М.: Советский писатель, 1961 / Рис. О. Верейского | тираж=150 000 | суперобложка.
    • Твардовский, А. Т. Тёркин на том свете. - М.: Советский писатель, 1963 / Рис. О. Верейского | тираж=150 000 | обложка, суперобложка.
    • Твардовский, А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца / Изд. подг. А. Л. Гришунин. - М.: Наука, 1976. - 527 с. - (Лит. памятники)
    • Твардовский, А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца - С.-Пб. - М.: Речь, 2015 / Рис. Владимира Гальдяева | тираж=5 000.
    • Твардовский, А. Т. Стихотворения и поэмы / Сост. М. И. Твардовской; подг. текста и прим. Л. Г. Чащиной и Э. М. Шнейдермана. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 896 с. - (Библиотека поэта. Большая серия. Второе изд.)
    • Твардовский, А. Т. Новомирский дневник: в 2 т. / Подгот. текста, коммент., указ. имён В. А. и О. А. Твардовских. - М .: ПРОЗАиК, 2009. - 656+640 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-91631-014-6 .

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Твардовский, Александр Трифонович"

    Примечания

    Литература

    • Любарева Е. П . Александр Твардовский: Критико-биографический очерк. - М.: Сов. писатель, 1957 - 186 с.
    • Выходцев П. С. Александр Твардовский. - М. : Сов. писатель, 1958. - 411 с.
    • Рощин П. Ф. Александр Твардовский. - М.: Просвещение, 1966. - 176 с.
    • Турков А. М . Александр Твардовский. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Худ. лит., 1970. - 173, с.
    • Дементьев В. В . Александр Твардовский. - М.: Сов. Россия, 1976. - 172, с.
    • Акаткин В. М . Александр Твардовский. Стих и проза / Науч. ред. А. М. Абрамов. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 214 с.
    • Кондратович А. И . Александр Твардовский. Поэзия и личность. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Худ. лит., 1985. - 347, с.
    • Акаткин В. М . Ранний Твардовский. Проблемы становления. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1986. - 209, с.
    • Кулинич А. В . Александр Твардовский: Очерк жизни и творчества. - Киев: Выша шк., Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988. - 174, с.
    • Лакшин В. Я . Твардовский в «Новом мире». - М.: Правда, 1989. - 45, с.
    • Трифонов Ю. В. Записки соседа // Дружба народов: журнал. - 1989. - № 10.
    • А. Т. Твардовский и русская литература: [Сб. науч. работ, посвящ. 90-летию со дня рожд. А. Т. Твардовского] / Воронеж. гос. ун-т, филол. фак.; науч. ред. В. М. Акаткин. - Воронеж: Полиграф, 2000. - 246 с.
    • Ильин В. В . Не пряча глаз: Александр Твардовский. Лит. окружение. Твор. связи. - Смоленск: Смядынь, 2000. - 388, с.
    • Ильин В. В . Словник к энциклопедии «Александр Трифонович Твардовский»: Рабочие материалы. - Смоленск: СГПУ, 2000. - 91 с.
    • Лазоркина Н. Ф . Словарь рифм поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». - Смоленск: Универсум, 2001 - 43 с.
    • Александр Трифонович Твардовский. Энциклопедия: Рабочие материалы / Смол. гос. пед. ун-т, каф. лит., теории и методики обучения лит.; ред. совет: Меркин Г. С. (гл. ред.) и др. - Смоленск, 2004. - 456 с.
    • Акаткин В. М . Александр Твардовский и время. Служение и противостояние: статьи / Вступ. ст. О. Алейникова. - Воронеж, 1996. - 258 с.
    • Акаткин В. М . А. Т. Твардовский. Страницы творчества. Работы разных лет: статьи. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2008. - 342 с.
    • А. Т. Твардовский и русская поэма XX века: материалы международной научной конференции / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж: ВГУ, 2008. - 341 с.
    • Твардовская В. А. А. Твардовский в жизни и литературе (письма 1950-1959). - Смоленск: Маджента, 2013. - 480 с. - ISBN 978-5-98156-508-3 .

    Ссылки

    • в библиотеке Максима Мошкова
    • (MP3)
    • на сайте «Хронос»
    • на сайте «Антология самиздата»
    • Лавров В.
    • Варлам Шаламов .
    • Есипов В. // Исследование в рамках гранта РГНФ, проект № 08-03-12112в