Круглый стол по дополнительному образованию. Круглый стол «О перспективах развития системы дополнительного образования в России

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Детей в системе Столичного образования»

в рамках городской Конференции

«Модернизация физического воспитания в системе столичного образования»

от 01.01.2001 г.

В настоящее время основной предпосылкой для дальнейшего совершенствования процессов развития сферы физической культуры и спорта стало усиленное внимание государства к улучшению качества жизни и благосостоянию россиян, укреплению здоровья, физического развития детей , духовному воспитанию молодежи, к вопросам создания материально-технической базы, к повышению значимости физической культуры и спорта как инструмента для решения социальных и экономических задач .

На основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», городских целевых программ «Столичное образование» и «Спорт Москвы», образовательные учреждения с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий, средства физического воспитания и виды спорта, а также проводят внеурочную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования, физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта и др.

Перед системой образования поставлена конкретная задача – создавать такие условия обучения, при которых ребенку было бы комфортно и психологически и физически, при которых к каждому обучающимуся и воспитаннику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.


Одной из приоритетных задач своей деятельности мы видим создание целостной системы физкультурных и спортивных мероприятий на разных уровнях, способствующих привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В столичной системе образования растет сеть учреждений с приоритетом оздоровления обучающихся, в том числе и средствами физической культуры. В настоящее время учреждения образования всех типов используют инновационные физкультурно-спортивные технологии укрепления здоровья учащихся; в образовательный процесс внедряются эффективные системы физического воспитания, ориентированные на особенности развития детей и подростков.

Развиваются нетрадиционные виды спорта, увеличивается сеть школьных спортивных клубов , улучшаются показатели физической подготовленности учащихся.

Вместе с тем участники круглого стола отмечают, что несмотря на определенные достижения в развитии физической культуры и спорта в городе Москве, в организации внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию имеются определенные проблемы.

К сожалению, сегодня многие образовательные учреждения не имеют достаточного количества спортивных сооружений, что не позволяет в полной мере решать задачи образования в области развития физической культуры и спорта.

Одним из вариантов решения проблемы представляется использование находящегося в региональной и муниципальной собственности не зависимо от ведомственной принадлежности физкультурно-оздоровительных комплексов для проведения учебной и внеурочной спортивно-массовой деятельности.

Требует совершенствования система проведения соревнований школьных спортивных лиг.

Отсутствуют цели, подходы, преемственность в проведении соревнований ШСЛ с последующим выступлением лучших школьных команд Москвы на соревнованиях Всероссийского и Международного уровней.

Нет тесного взаимодействия и идеологии с Федерациями по видам спорта осуществляемого в рамках взаимовыгодных соглашений.

Отсутствует система выстраивания работы с ДООЦ, блоком дополнительного образования школ, УДОД.

В связи с вышеизложенным, участники круглого стола рекомендуют:

1. Совершенствовать систему межведомственных взаимодействий по развитию физической культуры, массового спорта и школьного физкультурного движения;

2. Обновить содержание и педагогические технологии физкультурно-спортивного образования в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями развития общего образования;

3. Продолжить реализацию программ дополнительного образования детей;

4. Продолжить формирование инфраструктуры образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности, обеспечивающих территориальную доступность;

5. Повышать качество образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности в блоке дополнительного образования;

6. Совершенствовать работу школьных спортивных лиг;

7. Создать единый календарь спортивно-массовых мероприятий независимо от ведомственной принадлежности;

8. Не допускать проведение внеплановых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в течение учебного года.

9. Продолжить развитие сети школьных спортивных клубов;

10. Совершенствовать систему подготовки юных спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентноспособности столичного спорта на Российской и Международной арене из числа обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы;

11. Повысить качество проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

12. Увеличить загрузку школьных спортивных залов, спортивных площадок, межшкольных стадионов во внеурочное время;

13. Совершенствовать работу по мониторингу показателей индекса физической готовности учащихся в блоке дополнительного образования;

14. Создать современные условия для работы педагога дополнительного образования, повысить статус специалиста по физической культуре;

15. Повысить качество преподавания на курсах повышения квалификации и переподготовки работников физической культуры и спорта.

Зампред комитета СФ по образованию и науке Лилия Гумерова провела круглый стол «О реализации Концепции развития дополнительною образования детей в субъектах РФ»
Гумерова. Изменения в законе позволили увидеть что мы имеем. Нормативно-подушевое финансирование.
Предусмотреть преференции для предприятий которые поддерживают дополнительное образование.
Московский институт открытого образования кафедра педагогики внеурочного образования Любовь Николаевна Буйлова. У нас нет типовых программ а есть общая позиция педагогов дожжен разработать. Количество программ дополнительного образования растет но это не значит что меняется их качество Не все педагоги обладают навыками разработки программ. Законодательно закреплено понятие образовательная программа. Новый регламент дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование по выбору учащегося и не имеет федерального стандарта. Реализуем на многочисленных вебинарах они размещены на YouTube. Не нужно педагогу определять новизну программ. А мы требуем чтобы искал сравнивал. В регионах нужно организовать многоуровневую помощь педагогам. В меру своих сил и возможностей мы оказываем помощь регионам. Разработка сетевых и дистанционных программ. И конечно заниматься повышением квалификации.
Иванов, Самара. Вывести дополнительное образование из школы чтобы там проходило общее образование. С 1 сентября вступает в силу стандарт педагогов дополнительного образования. Работают педагоги без высшего педагогического образования, а инженеры технари. Чтобы был у педагогов дополнительного образования такой же статус учителя.
Ростовская область. Если школа передает в дополнительное образование часы учащихся то передает и финансы. Школьный автобус не может использовать дополнительное образование. Как посчитать детей задействованных в нашем образовании.
Ставрополь. Просьба не спешить с введением нормативно подушевого финансирования доработать. В шести городах наш центр, пять филиалов.
Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александр Эдуардович Страдзе. Ни в коем случае не снимаем ответственность за развитие дополнительного образования, но и регионы тоже должны. Выделите приоритеты и решайте вопрос. Допобразование на предприятии это и есть преференции. Оно в будущем будет востребовано. Вопрос с нагрузкой в Минспорте Минобре Минкульте нагрузка разная. Научить ребенка играть на арфе 20 человек нельзя, педагог будет работать с одним. Я работал тренером по плаванию там одного нельзя он будет грустный. Лучше работать в коллективе 20 человек. Огромное спасибо за портал Одаренные дети. Мы создаем государственный ресурс по одаренным детям. Конечно путевки в детские центры больная проблема. Орленок Артек Смена работают на полную мощность, в этом году 67 тыс бесплатных путевок по сравнению с 53 в прошлом году. Среди всех это мало. Астрономия даже черчение огромная площадка для допобразование. Допобразование должно быть востребовано и вариативно. Должны обладать отечественными средствами оборудованием игрушками.
Гумерова. Вы человек слова. Большая работа, финансирование вдвое увеличилось. Больше 11 млн охвачено. Кто-то станет чемпионом мира а кто-то просто научится следить за своим здоровьем. Создание открытой понятной системы учета детей и повысить качество дополнительного образования. С детским музыкальным образованием все будет хорошо.
Л.М. Согласно источнику в Думе, бесплатное детское музыкальное образование закрывают, пока сокращают. В парламенте заверяют что все будет хорошо, но в теме допобразования музыкальные вопросы не звучат. Подозрительно что это делается параллельно с ликвидацией полковых оркестров в составе программы подавления патриотизма.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО НАУКЕ, ОБРАЗОВАНИЮ И КУЛЬТУРЕ
ул. Б.Дмитровка, 26, Москва, 103426
ПРОЕКТ
Рекомендации по итогам «круглого стола» на тему «О реализации Концепции развития дополнительною образования детей в субъектах РФ»
Заслушав и обсудив вопросы реализации Концепции дополнительного образования детей в субъектах РФ, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Совету Федерации Федерального Собрания РФ:
1.1. Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных развитие системы дополнительного образования детей.
1.2. Поддержать проект федерального закона № 984375-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей», обеспечив его экспертно-правовое сопровождение.
2. Правительству РФ:
2.1. Продолжить работу по реализации плана мероприятий на 2015 -2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
2.2. Рассмотреть вопрос о выделении субсидий из федерального бюджета субъектам РФ для развития материально-технической базы ресурсных центров дополнительного образования.
2.3. Рассмотреть вопрос о создании Федерального ресурсного центра по подготовке педагогических кадров для инновационных направлений в системе дополнительного образования.
3. Министерству образования и науки РФ:
3.1. В целях совершенствования деятельности по развитию системы дополнительного образования детей проработать вопрос о ежеквартальном проведении селекторных видеосовещаний с представителями субъектов
РФ.
3.2. Решить вопрос о разработке и внедрению единой методики расчета показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста».
3.3. Продолжить работу по повышению квалификации (переподготовке) руководящих и педагогических работников на базе федеральных ресурсных центров развития дополнительного образования по инновационным дополнительным общеобразовательным программам.
3.4. Разработать и внедрить единые критерии оценки качества деятельности организаций дополни тельного образования детей.
3.5. Сформировать национальный банк дополнительных общеобразовательных программ технической направленности, обобщив опыт их реализации в субъектах РФ. Содействовать распространению лучших практик, моделей и методик обучения.
3.6. Продолжить практику проведения всероссийских конференций, семинаров по развитию дополнительного образования детей.
3.7. Содействовать развитию профессионального мастерства педагогов в сфере воспитания и дополнительного образования.
3.8. Содействовать участию субъектов РФ во всероссийских конкурсах профессионального мастерства педагогов в сфере воспитания и дополнительного образования («Сердце отдаю детям», «Воспитать человека» и др.).
3.9. Инициировать разработку образовательных программ бакалавриата и специалитета образовательных организаций высшего профессионального образования «Педагог дополнительного образования»
3.10. Разработать и внедрить механизмы нормативно-правового регулирования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ.
3.11.В целях развития кадрового потенциала системы дополнительного образования обеспечить мероприятия по выявлению и распространению передового педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей.
3.12. Разработать и внедрить современные инструменты контроля и оценки качества дополнительного образования детей, включая общественную экспертизу с участием потребителей и работодателей.
3.13. Продолжить работу по методическому обеспечению системы дополнительного образования детей, обратив особое внимание на детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
3.14. Провести мониторинг эффективности организации и сопровождения отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ОЗВ, в субъектах РФ.
3.15. Совершенствовать механизмы формирования профильных и специализированных смен и направления детей в федеральные государственные образовательные учреждения «Всероссийский детский центр «Орленок» и «Всероссийский детский центр «Океан», федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный детский центр «Артек».
3.16.Организовать и провести для субъектов РФ семинары (в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий) по вопросу применения Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшей деятельности.
4. Органам государственной власти субъектов РФ
4.1. Организовать проведение оценки доступности, качества и удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) предоставляемыми дополнительными общеобразовательными программами.
4.2. При реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности обратить внимание на использование дистанционных образовательных технологий, в том числе в области программирования, робототехники.
4.3. Обеспечить создание региональных «ресурсных центров» для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополни тельные общеобразовательные программы различной направленности.
4.4. Осуществлять мониторинг выполнения плана мероприятий на 2015 -2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, представлять соответствующий доклад в Минобрнауки России.
4.5. Активизировать работу по реализации мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере организации дополнительного образования детей по программам технической направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся.
4.6. Разработать и обеспечить реализацию «дорожных карт» по внедрению в деятельность образовательных организаций профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования».
Председатель Комитета З.Ф. ДРАГУНКИНА

Конференция «Тенденции развития образования» на протяжении 15 лет является площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития образования на региональном, национальном и международном уровнях. В 2018 году конференция пройдет с 15 по 17 февраля.

2018 год – год 100-летия дополнительного (внешкольного) образования. При этом живой интерес к вопросам его развития в последние годы носит не только “юбилейно-ритуальный характер”. Пожалуй, по числу стратегических инициатив и проектов, принятых в последние годы, дополнительное образование может претендовать на лидерство по сравнению с другими секторами.

Реформы “пришли” в этот сектор позже, но разворачиваются, возможно, более интенсивно. При этом, вероятно, нигде так рельефно не проявилось разнообразие, а в ряде аспектов и противоречия групп интересов в оценках происходящих изменений и задач на перспективу.

Одна часть сообщества восприняла активность государства как возвращение долгожданного внимания и возрождение уникальной системы. Другая решительно связала с дополнительным образованием надежды на преобразование самой системы.

Бизнес и социальные предприниматели увидели перспективы формирования в дополнительном образовании реальной конкурентной среды, которой так и не возникло в других секторах, и задумались о выходе “из тени”.

Совместимы ли эти ожидания? Как новый “проект” дополнительного образования соотносится с “проектом” (возможно не одним), реализованным в СССР и “проектом” конца 90-х? Какие реальные изменения мы наблюдаем, и в какой степени они соответствуют декларированным целям? Действительно ли «инновационными» являются новые модели и что можно сказать об их эффективности? Эти вопросы будут обсуждаться с исследователями, практиками, лидерами проектов.

Ведущий круглого стола: Косарецкий Сергей Геннадьевич, кандидат психологических наук, Директор Центра социально-экономического развития школы Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Участники:

  • Антопольская Татьяна Аникеевна, профессор, доктор педагогических наук, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
  • Голованов Виктор Петрович, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
  • Гончарова Оксана Валерьевна, кандидат педагогических наук, Директор ФГБУ “Всероссийский центр художественного творчества”
  • Крупа Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, Президент Образовательного онлайн-проекта «ГлобалЛаб»
  • Куприянов Борис Викторович, профессор кафедры теории и истории педагогики, доктор педагогических наук ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
  • Павлов Андрей Викторович, кандидат педагогических наук, Руководитель Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования ГБПОУ города Москвы “Воробьевы горы”
  • Попов Александр Анатольевич, доктор философских наук, Заведующий лабораторией ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Генеральный директор АНО “Открытое образование”, главный научный сотрудник, советник директора ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
  • Титова Наталья Александровна, Заместитель начальника Организационно-методического Управления ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва»
  • Янкевич Семён Васильевич, кандидат юридических наук, Директор Центра образовательного права Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Мероприятие завершено

Круглый стол проводится с целью информирования специалистов органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровней, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих дополнительное образование детей о текущих результатах реализации проектов, содействующих достижению показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.*

Организаторы круглого стола:

электронные порталы ПЕРЕМЕНКА.ДЕТИ и ПОЗНАЕМ-МИР.ДЕТИ , при поддержке Министерства образования и науки РФ и Института образования Высшей школы экономики.

Спикеры:

Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования (ЦСЭРШ) НИУ ВШЭ;
Борис Викторович Куприянов, ведущий аналитик ЦСЭРШ НИУ ВШЭ;
Семен Васильевич Янкевич, руководитель Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ ВШЭ.

Вопросы для обсуждения:

Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей;

Приоритетные направления Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы в сфере дополнительного образования детей;

Инновационные практики в сфере дополнительного образования детей.

Место проведения : г. Москва, Потаповский переулок, д. 16/10, ауд. 309

Для очного участия зарегистрируйтесь, пожалуйста, по ссылке . В здании действует пропускная система – не забудьте паспорт.

Для тех, кто не сможет присутствовать очно, будет организована онлайн-трансляция . Регистрация по ссылке .

Контакты:

по вопросам участия – Андрей Васильевич Петлин: 8-962-921-8487;
аккредитация СМИ – Максим Николаевич Петров: [email protected]

* В 2016 год впервые проведен конкурсный отбор на право получения грантов в форме субсидий из федерального бюджета организациям, реализующим пилотные проекты по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям в рамках мероприятия 3.1 «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» задачи 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» ФЦПРО на 2016-2020 годы. Победителями конкурсного отбора стали 16 организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, из 15 субъектов Российской Федерации.

Рассказать друзьям