Лампада описание. Зачем перед иконой зажигается лампадка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одним из главных символов неугасимой веры человека в Бога считается церковная лампада.

В далекие времена христиане освещали ей темные пещеры, где собирались местные жители для совершения Божественных служб. Там же они скрывались от возможных нападений со стороны врагов и преследователей.

Позднее лампадки стали использовать в качестве убранства церквей и храмов, а также для проведения различных церковных таинств.

Простыми словами, лампада представляет собой видоизмененную свечу, пламя которой не угасает продолжительное время. В зависимости от габаритов, методов использования и применения выделяют несколько видов лампадок:

  • настольные и настенные;
  • подвесные – встречаются только в церквях и храмах;
  • гасимые;
  • неугасимые (с непрерывным горением) – располагаются возле икон, мощей святых, почитаемых святынь;
  • для церковных шествий – используются короткие свечи широкого диаметра, вставленные в продолговатый сосуд, что способствует долгому и равномерному горению;
  • для домашнего использования.

Основными составляющими светильника являются резервуар для парафина, подставка любой формы, и находящийся на ней хрустальный цветной стаканчик. Красный – используется на пасху, синий или бесцветный – во время Великого Поста, зеленый – ежедневно.

Значение церковной лампады

Тлеющая лампада символизирует очертания Божественного света, исходящего с небес. Светящиеся атрибуты храмов никогда не применялись для прямого назначения. Они олицетворяют духовность, заставляют верующего человека задуматься о самом сокровенном.

Начинаются размышления о том, что сделано в этой жизни и сколько еще предстоит совершить, о смысле существования и загробном мире. В такие минуты наступает просветление, и открываются все плохие деяния, за которые обязательно нужно покаяться.

Лампада, горящая перед образом святого, означает искреннюю благодарность ему за прощение и спасение души. Кладбищенские огоньки означают своеобразную молитву о прощении грехов умершего. В домашней обстановке светильник указывает на соблюдение правил Божьего закона.

Стоит отметить: нельзя подходить к лампаде с плохим настроением и закрытым сердцем. Человек должен быть настроен на общение с Богом. То, что в этот момент происходит в душе, считается особенно ценным.

Как сделать лампадку

Изготовить ее своими руками совсем несложно. Для начала нужно определиться с основой. Это может быть какая угодно жестяная банка, например, из-под кофе или печенья. Расцветка тоже может быть абсолютно любой.

Итак, с чего начать:

  1. Приготовьте проволоку средней жесткости и стержень шариковой ручки.
  2. Поверх проволоки крестообразно положите стержень. Обмотайте его проволокой, чтобы получилась спираль, а каждый завиток плотно прилегал друг к другу.
  3. Достаньте стержень, а получившийся держатель расположите точно по центру банки со стороны отверстия. Выступ за пределы основы не должен превышать 0,5 см.
  4. По бокам банки проколите шилом маленькие дыры, через которые будет проходить держатель.
  5. Протяните его через отверстия, загнув выступающие концы.

Для изготовления фитиля понадобится небольшой кусочек медицинского бинта, который нужно разрезать на две равные части. С одной стороны завязываем образовавшиеся полоски в узел, хорошо скатываем и перевязываем.

Протаскиваем тонкой проволокой фитиль в держатель, вытащив 2 см, и вырезаем верхний узел. Затем наполняем лампадку маслом и аккуратно поджигаем.

Когда можно зажигать лампадку дома перед иконами

Несмотря на то, что лампада является мощным символом обращения к Богу, молиться дома можно и без нее. Если все же решили зажечь церковный светильник, то не нужно придавать этому какое-то сверхъестественное значение.

Многие ошибочно утверждают, что пламя является священным, а дым обладает магической силой. На самом деле, поджигать лампадку – старая хорошая традиция, не содержащая в себе никакого сакрального смысла.

Используют ее в дни церковных праздников, при воскресных Богослужениях, во время ежедневных молитв, даже в обычные дни не воспрещается ее применение.

Почему тухнет лампада


Возможными причинами недолгого горения или постоянного затухания пламени являются следующие факторы:

  • сильный сквозняк в помещении;
  • отсутствие масла;
  • наличие в составе фитиля синтетики вместо х/б материи;
  • образовавшаяся корка нагара;
  • слишком толстый или тонкий фитиль.

Как правильно зажигать лампадку

  1. Вставленный в поплавок фитиль протягивают до середины и окунают в масло тем краем, который потом нужно будет поджечь.
  2. Вытягивают за сухую сторону так, чтобы край фитиля выделялся на 2 – 3 мм;
  3. Поплавок располагают таким образом, чтобы фитиль полностью погрузился в масло.
  4. Поджигают лампаду пламенем от освященной церковной свечи (спичкой или зажигалкой это делать запрещено).

Почему коптит лампада

Основной причиной сильной копоти является неправильно сделанный фитилек. Его размер не должен превышать спичечную головку. Если он значительно больше, рекомендуется укоротить его, тогда огонь уменьшится, и копоть прекратится.

Главное – не делайте из своего жилища подобие церкви с постоянно горящими лампадами. Все-таки дома нужно не только молиться, но и просто жить. Поэтому достаточно одного-двух мест для их использования.

Подвешенный перед иконой небольшой сосуд с фитилем и горючим маслом. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь

  • лампада - лампада I ж. Небольшой сосуд с фитилем на поплавке, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконами у православных и католиков. II ж. устар. Лампа, светильник. Толковый словарь Ефремовой
  • лампада - ЛАМП’АДА, лампады, ·жен. (·греч. lampas). 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами (церк.). «Перед кивотом... теплилась золотая лампада.» Пушкин. 2. Светильник (·поэт.). «Близок день, лампада догорает.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  • ЛАМПАДА - ЛАМПАДА (от греч. lampas, род. п. lampados) - светильник перед иконами у православных и католиков. Большой энциклопедический словарь
  • лампада - Лампады, ж. [греч. lampas]. 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами (церк.). Перед кивотом… теплилась золотая лампада. Пушкин. 2. Светильник (поэт.). Близок день, лампада догорает. Пушкин. Лампаду честного труда дыханье смерти погасило. Фет. Большой словарь иностранных слов
  • лампада - См. лампа Толковый словарь Даля
  • лампада - орф. лампада, -ы Орфографический словарь Лопатина
  • лампада - Лампада, лампады, лампады, лампад, лампаде, лампадам, лампаду, лампады, лампадой, лампадою, лампадами, лампаде, лампадах Грамматический словарь Зализняка
  • лампада - сущ., кол-во синонимов: 9 кандило 1 лампа 75 лампадка 8 лампадочка 4 рюмка 23 светильник 27 светильня 9 стакан 16 стопка 25 Словарь синонимов русского языка
  • лампада - -ы, ж. 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой. В детской было полутемно. Слабо мерцала розовая лампада у образа. Куприн, Сказка. 2. трад.-поэт. Светильник, лампа. Малый академический словарь
  • лампада - ЛАМПАДА -ы; ж. [от греч. lampas (lampados) - факел, светильник] 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой. В углу слабо мерцала л. у образа. 2. Трад.-поэт. Светильник, лампа. Толковый словарь Кузнецова
  • лампада - Алая (Бальмонт). Бесстрастная (Рылеев). Краснеющая (Лермонтов). Полуночная (Бальмонт). Полусонная (Фет). Прозрачная (Брюсов). Робкая (Гиппиус). Тихая (Гиппиус, Фруг). Трепещущая (Лермонтов). Тусклая (Рылеев, Фруг). Словарь литературных эпитетов
  • лампада - лампа́да народн. также ланпа́да, ланпа́та, укр. лампа́да, др.-русск., цслав. ламъпада λαμπάς. Из ср.-греч. λαμπάδα от λαμπάς, -άδος; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 112; ИОРЯС 12, 2, 252; Бернекер 1, 689. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • Лампада - На языке богослужебных книг православной церкви настоящего времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • лампада - Заимств. в др.-рус. эпоху из ср.-греч. яз., где lampada < lampas, род. п. lampados. См. лампа. Этимологический словарь Шанского
  • В христианской вере очень много предметов несут большую смысловую нагрузку. Не исключение и лампада. Это символ неугасимой веры человека в Бога. Кроме того, светильник, горящий в доме перед иконами, означает, что ангел-хранитель оберегает этот дом и находится на месте. Живой огонь настолько плотно вошел в жизнь верующих, что трудно представить себе церковь без мерцающего пламени свечей и лампад.

    История

    Первые лампады - это в первую очередь светильники. Само слово греческого происхождения. Буквальный перевод - «светильник, горящий перед святыми». Изначально их действительно использовали для освещения в темных пещерах первые христиане. Там они правили свои богослужения, прячась от возможных преследователей.

    Постепенно лампады стали важнейшей деталью убранства храма и атрибутом некоторых церковных обрядов. В помещении практически любой церкви в дневное время достаточно светло, но невозможно найти здание без горящих свечей или лампад. Это вызывает в душах верующих людей определенный настрой на общение с Всевышним. Неважно, с какой целью посещается храм: помолиться за здравие или упокой души, покаяться или поблагодарить Бога. Входящий сюда обязательно зажжет свечу, символ веры в Бога.

    Значение

    В церквях нет случайных вещей, любой предмет несет свою смысловую нагрузку. Огонек свечи в бронзовом подсвечнике или лампадке является своеобразным символом молитвы. В домашнем обиходе горящий светильник рассматривается как присутствие в доме Божьего Закона.

    Лампада, расположенная непосредственно перед образами икон, не что иное, как выражение искренней благодарности святым за их жертву. Они отдали свои жизни ради спасения и прощения грехов других людей.

    На кладбище нередко можно встретить горящие огонечки. Обычно их зажигают на первый, третий, девятый и сороковой день после похорон. Это своеобразная просьба о милости и прощении грехов усопшего перед Богом. Многие приносят лампадки, когда навещают своих близких в этом месте скорби.

    Устройство

    По сути, лампада - это усовершенствованная свеча. Один из вариантов представляет собой емкость с парафином, обычно стеклянный (хрустальный) стаканчик, на подставке. Многоразовое использование обеспечивает простая замена горючего материала. Это характерно для настольных изделий. Подставка металлическая с каемкой и фигурными ножками, нередко украшенная веры. Стаканчики сменные, разных цветов:

    • красные - для пасхального времени;
    • зеленые - для ежедневного использования;
    • синие, фиолетовые или бесцветные - для Великого Поста.

    Снабжаются фитилями. Они могут быть разной конструкции:

    • Тонкая пластинка с маленьким отверстием посередине для фитилька. Она помещается на поверхность масла, один конец фитиля находится над пластиной (по длине не более одной-двух спичечных головок), второй опущен в масло.
    • Греческая конструкция представляет собой поплавок из пробки, в который насквозь воткнут твердый фитиль.

    Принцип работы одинаков. Конструкция обеспечивает максимально комфортные условия для продолжительного поддержания пламени. В лампадах для крестного хода используют широкие короткие свечи. Они вставляются в сосуд продолговатой формы, сверху закрывающийся жестяной крышкой с отверстиями. Такая форма позволяет гореть пламени долго и ровно.

    Виды

    Изделия можно разделить на несколько видов. Это зависит от размера, места использования и расположения:

    • подвесные или церковные лампады используются исключительно в храмах или церквях;
    • настенные;
    • настольные;
    • гасимые;
    • неугасимые - ставятся перед иконами, мощами святых, какой-либо особо почитаемой святыней, в них обязательно поддерживают непрерывное горение;
    • для крестного хода;
    • для домашнего обихода.

    Размер зависит от объема масла, который можно залить в светильник. Большими считаются с объемом от 100 до 500 миллилитров. Такие обычно освещают иконы в храмах или церквях. В домашних условиях отлично себя зарекомендовали небольшие, объемом 30-50 мл.

    Лампада подвесная не используется в быту, это больше ритуальный предмет, играющий важную роль в православной вере. Ее используют на крещении, погребении, венчании, крестном ходе. Изготавливают из латуни, меди, мельхиора, серебра.

    Существуют большие паникадило. Они представляют собой массивную церковную люстру со множеством зажженных лампад и свечей. Их принято зажигать в праздничные дни. Паникадило находится в центре здания и выглядит очень торжественно. Часто украшается хрустальными подвесками, в которых преломляются отблески свечей. Некоторые экземпляры можно сравнить с произведением искусства.

    Масло

    Настоящее масло для лампад - деревянное. Так называют продукт, полученный из плодов маслин, растущих на дереве, а не из трав или семян. Елей считается самым чистым и качественным маслом высшего сорта. При горении не образует нагара, не выделяет совершенно никаких вредных веществ.

    Благодаря своей чистоте и целебным свойствам, елей используется как для помазания больных, так и в обрядах крещения. На протяжении тысячелетней истории христианства именно оливковое масло считалось достойной жертвой Богу.

    Зачем зажигают лампадку

    Бронзовый подсвечник возле иконы вполне может стать альтернативой лампадке. Важна суть горящего пламени:

    • сам огонь является символом ежегодного чуда схождения Благодатного огня;
    • это символ веры;
    • горящий огонь перед иконой - память о святых, сынах света;
    • огонь побуждает к жертвенности;
    • свет очищает от грехов и темных помыслов.

    По церковным законам зажжение лампады возможно только от церковной свечи.

    Что такое "Лампада"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

    Лампада На языке богослужебных книг православной церкви настоящего времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии, а также подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком (в греческой церкви примикирий, ????????????, primicerius, от????? воск или cera свеча). В более обширном смысле Л. назыв. в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами - кандил (см.). Нет достаточных оснований объяснять употребление Л. и других светильников при христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или иудейства, как это делали еще недавно многие археологи. Не говоря уже о необходимости освещать места молитвенных собраний, когда они происходили в темных местах - криптах и катакомбах, и особенно ночью, как это было в первые три века существования христианства, - свет, по учению христианства, имеет особенное символическое значение. Название света, просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю христианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7-8 и др.). Пламя светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних христианских писателей, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Вообще обилие света Л. при богослужении знаменует духовную радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в храме Л. и свечей. Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собой елей для Л. Кроме мест богослужебных собраний, Л. в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых. При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для Л. Иногда вместо столбиков постаментами для Л. служили треножники или канделябры. Л. над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи на могилах, напр. Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest. Многие из Л. в катакомбах и усыпальницах не имели, впрочем, эмблематического значения, а существовали просто для освещения коридоров катакомб. Для домашнего употребления Л., как и в катакомбах, или подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках. Росси думает, что Л. с христианской орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой). Л., подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (=большой люстры, висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный Л. или свечами. Такие короны-Л. или Л.-стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под наз. ?????. (круг). В первобытной церкви Л. делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже - из бронзы. Признаками христианского происхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества. Со времени торжества христианства в римской империи церковные Л. часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского. Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочери имп. Гонория, жены Стиликона. Некоторые древние Л. имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы И. Христа, буквы?. Начиная с VI в. Л. часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка-"доброго пастыря", окруженного овцами, или круга, с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается Л. в фигуре петуха, однажды - оленя, однажды - зайца. На одной древней африканской Л. имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение Л. ранее V в.). Все эти фигуры встречаются почти исключительно на Л. глиняных и терракотовых. Рисунки церковных Л. см. у Мартиньи. "Dictionnaire des antiquites chretiennes" (П., 1889).

    Лампада - ЛАМПАДА, Цы и ЛАМПАДКА, Ци, ж. Небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый... Толковый словарь Ожегова

    Лампада - ЛАМПАДА, лампады, ж. (греч. lampas). 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый П...

    Объясняет иерей Андрей Чиженко.

    По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е. начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения. Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.

    Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова. А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).

    Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего. Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома. Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу. Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему. Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.

    Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу. Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки отделить место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами. Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо. Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.

    Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13). На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой. Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.

    Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.

    Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.

    Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические. Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.

    Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей. Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю. Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.

    От чего хотелось бы предостеречь.

    Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.

    Иерей Андрей Чиженко

    Рассказать друзьям