Менеджер в спортивной индустрии. Менеджмент в спортивной школе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

I.Создание спортивной школы. Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в заявительном порядке.

3 слайд

Описание слайда:

Учредителем спортивной школы как учреждения дополнительного образования в соответствие со статьей 11 закона «Об образовании» могут быть: органы государственной власти отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения отечественные и иностранные общественные и частные фонды граждане Российской Федерации и иностранные граждане

4 слайд

Описание слайда:

II.Организация деятельности ДЮСШ. ДЮСШ возглавляет директор Формой самоуправления ДЮСШ являются общее собрание и тренерский совет Директор самостоятельно определяет и утверждает структуру ДЮСШ, ее штатный состав, назначает на должность и освобождает от должности работника ДЮСШ

5 слайд

Описание слайда:

III.Организация учебно-тренировочного процесса. ДЮСШ организует работу с обучающимися в течение календарного года, начало окончание которого зависят от специфики вида спорта.

6 слайд

Описание слайда:

Основными формами учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ являются: Групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия Работа по индивидуальным планам Медико-восстановительные мероприятия и медицинский контроль Тестирование Участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах Инструкторская и судейская практика учащихся

7 слайд

Описание слайда:

IV.Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава ДЮСШ На этапе начального подготовки – стабильность контингента занимающихся; количество учащихся, зачисленных в учебно-тренировочные группы На учебно-тренировочном этапе – уровень физической подготовленности и спортивных результатов На этапе спортивного совершенствования – результаты выступления спортсменов-учащихся на региональных и российских соревнованиях На этапе высшего спортивного мастерства – результаты выступления спортсменов на республиканских, международных соревнованиях, количество учащихся, зачисленных членами, стажерами в сборную команды РФ

8 слайд

Описание слайда:

V. Планирование и учет работы ДЮСШ Планирование работы в ДЮСШ осуществляется посредствам разработки и систематического ведения следующих основных документов: 1)Годового плана учебно-тренировочной, воспитательной и организационно-хозяйственной работы спортивной школы. Составляет директор школы. 2)Годовых планов работы с группами, расписания занятий, календаря и программы спортивных соревнований и спортивных праздников. Составляет заведующий учебной частью и старшим тренером ДЮСШ. 3)График прохождения учебного материала по циклам, месяцам и неделям подготовки или рабочих планов подготовки. Составляются старшим тренером. 4)Годовых индивидуальных планов подготовки спортсменов – кандидатов в сборные команды РФ. Составляются тренерами спортсменов. 5)Поурочных планов-конспектов. Составляются тренерами групп.

9 слайд

Описание слайда:

Учет работы ДЮСШ ведется при помощи следующих документов: Журналов, табелей и дневников учебно-тренировочной работы тренеров Книги регистрации детей, прошедших начальное обучение Учетных карточек спортсменов Протоколов соревнований Дневников спортсменов Книги рекордов ДЮСШ по возрастным группам Врачебно-контрольных карточек спортсменов Протоколов педагогических советов школы Методических разработок тренеров по обучению и тренировке Приказов и распоряжений по ДЮСШ Отчетов о проведении лагерных и учебно-тренировочных сборов Годовых отчетов директора, старших тренеров и врача ДЮСШ Официальной переписки

Номенклатура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их цели и задачи

В России продолжает функционировать эффективная си­стема подготовки спортивного резерва, которая складывалась на про­тяжении последнего полувека. Основу ее составляют детско-юношес­кие спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно-технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

На базе Закона "Об образовании" всœе перечисленные спортив­ные школы включены в номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ее дополняют детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) и структурные подразделœения физкультурно-спортивной направленно­сти домов детского творчества и т.п.

Известно, что понятие "спортивные резервы" в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в делœе воспи­тания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства.

В более узком понимании "спортивные резервы" - ϶ᴛᴏ спортсме­ны, достигшие определœенного уровня спортивного мастерства и охва­ченные современными организационно-методическими формами под­готовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов. Сегодня принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв – перспективные в возрастном плане спортс­мены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Οʜᴎ должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных меж­дународных соревнованиях.

Ближний резерв – молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определœении ближнего спортивного резерва учи­тывается комплекс показателœей, определяющих дальнейший рост спор­тивных результатов, а также возможность успешного выступления на юниорских, юношеских первенствах мира, Европы и других между­народных и всœероссийских соревнованиях. В характеристике ближне­го резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модель­ным характеристикам.

Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся опре­делœенным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивных училищах олимпийского резерва.

Спортивная подготовка детей, подростков, юношей и девушек осу­ществляется в соответствии с такими принципами спортивной трени­ровки, как направленность на максимальные достижения; углубленная специализация и индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности нагрузки и тенденция к "предельным" нагрузкам: волнообразность динамики нагрузок; цикличность трени­ровочного процесса.

На базе охарактеризованной выше философии Федеральные ор­ганы государственного управления физической культурой и спортом в стране и органы образования сформулировали конкретные задачи спортивных школ на этапах многолетней подготовки. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призва­на способствовать:

Самосовершенствованию;

Формированию здорового образа жизни;

Профессиональному самоопределœению;

Развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

Достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортив­ных школах (табл. 2).

Таблица 2. Этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах и детско-юношеских клубах

Условные обозначения: + - основная функция; х - по решению учредителя; * - в неспециализированных отделœениях СДЮШОР.

В нормативно-правовых основах, регулирующих деятельность спор­тивных школ, указывается, что перед спортивными школами, деятель­ность которых направлена на развитие массового спорта͵ на этапе на­чальной подготовки ставятся задачи привлечения максимально воз­можного числа детей и подростков к систематическим занятиям спор­том, ориентированным на развитие их личности, утверждение здоро­вого образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи:

Улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие;

Повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований про­грамм по видам спорта;

Профилактики вредных привычек и правонарушений.

Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного совер­шенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача при­влечения к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабиль­ных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

Современная система спортивных школ объединяет около 4000 школ различного типа, принадлежащих 9 ведомствам и спортивным общест­вам, и охватывает всœе регионы России. На развитие массового спорта ориентировано около 3000 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), на подготовку высококвалифицированных спортсменов - 920 специализированных школ. В спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки систематически занимаются более 2 млн. детей, подростков, юношей и девушек, из которых 34,5 тыс. - спортсме­ны высокого класса. Доля занимающихся массовым спортом и спортом высших достижений соответствует социальным нормам и нормативам по физической культуре и спорту Российской Федерации. В спорте высших достижений задействовано 2,1% от общего количества занимающихся и около 10% тренеров. В спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки трудятся около 40 тыс. штатных специалистов.

Деятельность спортивных школ и детско-юношеских клубов фи­зической подготовки как учреждений дополнительного образования регулируется двумя нормативно-правовыми документами: 1) Законом "Об образовании" и 2) документом Министерства образования и Госкомспорта РФ от 25.01.95 ᴦ. под названием "Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ" (№ 96-ИТ от 25.01.95).

Создание спортивной школы. Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителœем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в заявительном порядке.

Учредителями спортивной школы как учреждения дополнительного образования в соответствии со статьей 11 Закона "Об образовании" бывают:

Органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления;

Отечественные и иностранные организации всœех форм собст­венности, их объединœения (ассоциации и союзы);

Отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

Общественные и религиозные организации (объединœения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Статус учредителя (учредителœей) определяет организационно-пра­вовую форму спортивной школы или клуба физической подготовки.

Обобщение опыта свидетельствует, что в настоящее время учредите­лями более 70% спортивных школ России являются органы образова­ния, которые и финансируют свои школы. В спортивных школах орга­нов образования занимается около 80% от общего контингента школ, и на их долю приходится 75 % тренерско-преподавательских кадров.

Для регистрации спортивной школы учредитель представляет в соответствующий регистрирующий орган: заявление о регистрации; решение учредителя о создании спортивной школы; ее устав; документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

Права юридического лица спортивной школы в части ведения ус­тавной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момен­та ее государственной регистрации. Спортивная школа как юридичес­кое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учрежде­ниях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наиме­нованием.

Права на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ образовательным учреждениям, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке ли­цензии (разрешения). В лицензии, выдаваемой учреждению дополнительного образования, фиксируются предельная численность контингента обучающихся в школе, контрольные нормативы и срок дей­ствия этой лицензии.

Основой государственных гарантий получения детьми России возможности заниматься в спортивной школе является государствен­ное и муниципальное финансирование.

Организация учебно-тренировочного процесса. Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года, на­чало и окончание которого зависят от специфики вида спорта. Основ­ными формами учебно-тренировочного процесса в спортивной шко­ле являются:

Групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

Работа по индивидуальным планам (обязательна на этапах СС и ВСМ);

Медико-восстановительные мероприятия и медицинский кон­троль;

Тестирование;

Участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;

Инструкторская и судейская практика учащихся.

В целях повышения эффективности работы спортивных школ Госкомспорт России утвердил "Типовой план-проспект учебной програм­мы для ДЮСШ и СДЮШОР.

Зачисление в спортивную школу осуществляется на добровольной базе по заявлению желающего заниматься спортом в установлен­ном для соответствующего вида спорта возрасте и не имеющего для этого медицинских противопоказаний. Комплектование учебных групп производится с учетом выделœенных в таблице этапов подготовки.

"Нормативно-правовые основы" устанавливают минимальную наполняемость учебных групп и максимальный объём учебно-трениро­вочной работы (часов в неделю) дифференцированно по этапам подго­товки занимающихся. Регламентируются и порядок перевода занима­ющихся в спортивной школе на последующий год обучения, и этап многолетней подготовки. С этой целью установлены критерии оценки деятельности спортивных школ на этапах многолетней подготовки, которые подробнее будут рассмотрены в последнем разделœе главы.

Самоуправление в спортивной школе. Статья 35 Закона "Об образо­вании" устанавливает, что управление государственными и муници­пальными образовательными учреждениями, к числу которых отно­сятся и спортивные школы, строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Исходя из принципов единоначалия и самоуправления, спортив­ную школу возглавляет прошедший соответствующую аттестацию ди­ректор, назначаемый ее учредителœем.

Формами самоуправления в спортивной школе как учреждении дополнительного образования являются педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, тренерские советы отделœений и дру­гие формы.

Рис. 3. Организационная структура управления спортивной школой

В организационную структуру спортивной школы входят заведую­щий учебной частью, старший инструктор и инструктор-методист, бух­галтер и врач школы, обслуживающий персонал (рис. 3).

В структуру спортивной школы входят также администрация и обслуживающий персонал спортивных сооружений, находящихся на балансе или в непосредственном подчинœении школы.

Организационная структура спортивной школы нормативно закрепляется в ее штатном расписании. Штатное расписание - ϶ᴛᴏ перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей в организации с указанием ее структурных подразделœений, а также должностных окладов по штатной должности. Штатное распи­сание спортивной школы определяется ее администрацией самостоя­тельно, исходя из целœей и задач, объёма учебно-тренировочной нагрузки, финансовых возможностей и других факторов.

Должностные обязанности работников спортивной школы регламентируются соответствующими тарифно-квалификационными характеристиками и должностными инструкциями. В качестве примера можно привести тарифно-квалификационную характеристику замес­тителя директора спортивной школы:

Заместитель директора спортивной школы (примерная должностная инструкция)

Должностные обязанности. Организует учебно-тренировочную, вос­питательную и методическую работу в спортивной школе. Несет от­ветственность за организацию учебно-тренировочного процесса, ком­плектование школы, отбор и спортивную ориентацию занимающих­ся, повышение квалификации тренеров-преподавателœей по спорту. Обеспечивает проведение внутришкольных спортивных соревнований. Принимает меры по совершенствованию методики обучения и трени­ровки спортсменов-учащихся. Осуществляет контроль за содержани­ем учебно-тренировочного процесса, выполнением спортсменами-учащимися требований учебных программ, качеством знаний, умений и навыков, уровнем физического развития и подготовленности, свое­временным прохождением ими углубленного медицинского осмотра. Возглавляет работу по пропаганде физической культуры и спорта͵ обоб­щению и внедрению передового опыта работы.

Должен знать: нормативные и методические документы, опре­деляющие направления развития физической культуры и спорта

в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в органи­зации занятий физической культурой и спортом и подготовки спор­тивных резервов; опыт передовых спортивных школ; основы граждан­ского и трудового законодательства; основы экономики, организации труда и управления; правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы в физкультурно-спортивных организациях не менее 5 лет.

Тарифно-квалификационные характеристики заместителя ди­ректора спортивной школы определяются на базе характеристик директора. Должностные оклады заместителœей устанавливаются на 10-20% ниже оклада соответствующего руководителя.

Заработная плата. Месячные ставки заработной платы тренеров спортивных школ как государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования определяются по Единой тарифной сет­ке с учетом различных надбавок или по нормативам за одного занима­ющегося.

Экономическая и предпринимательская деятельность спортивной школы. Спортивная школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Она имеет самостоятельный баланс и расчетный счёт в банковских учреждениях. Деятельность спортивной школы (клуба) финансируется ее учредителœем в соответствии с дого­вором между ними.

Спортивная школа вправе привлекать дополнительные финансо­вые средства за счёт предоставления платных услуг, а также за счёт добровольных пожертвований и целœевых взносов физических и юриди­ческих лиц, в т.ч. иностранных. Спортивная школа вправе вес­ти любые виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ее уставом.

Менеджмент в спортивной школе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Менеджмент в спортивной школе" 2017, 2018.

Номенклатура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их цели и задачи

В России продолжает функционировать эффективная си­стема подготовки спортивного резерва, которая складывалась на про­тяжении последнего полувека. Основу ее составляют детско-юношес­кие спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно-технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

На основе Закона "Об образовании" все перечисленные спортив­ные школы включены в номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ее дополняют детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) и структурные подразделения физкультурно-спортивной направленно­сти домов детского творчества и т.п.

Известно, что понятие "спортивные резервы" в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в деле воспи­тания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства.

В более узком понимании "спортивные резервы" – это спортсме­ны, достигшие определенного уровня спортивного мастерства и охва­ченные современными организационно-методическими формами под­готовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв – перспективные в возрастном плане спортс­мены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных меж­дународных соревнованиях.

Ближний резерв – молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего спортивного резерва учи­тывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спор­тивных результатов, а также возможность успешного выступления на юниорских, юношеских первенствах мира, Европы и других между­народных и всероссийских соревнованиях. В характеристике ближне­го резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модель­ным характеристикам.

Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся опре­деленным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивных училищах олимпийского резерва.

Спортивная подготовка детей, подростков, юношей и девушек осу­ществляется в соответствии с такими принципами спортивной трени­ровки, как направленность на максимальные достижения; углубленная специализация и индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности нагрузки и тенденция к "предельным" нагрузкам: волнообразность динамики нагрузок; цикличность трени­ровочного процесса.


На основе охарактеризованной выше философии Федеральные ор­ганы государственного управления физической культурой и спортом в стране и органы образования сформулировали конкретные задачи спортивных школ на этапах многолетней подготовки. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призва­на способствовать:

Самосовершенствованию;

Формированию здорового образа жизни;

Профессиональному самоопределению;

Развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

Достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортив­ных школах (табл. 2).

Таблица 2. Этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах и детско-юношеских клубах

Сегодня среди студентов наблюдается интерес к индустрии спорта и специальностям, связанным с ней. Это связано с развитием международного рынка услуг в сфере спортивного бизнеса. Интерес к спорту возрастает и у рекламодателей, инвесторов и журналистов. Россия была отмечена международным спортивным сообществом, которое доверило проводить в стране ряд крупных международных спортивных мероприятий. Для их организации была проделана титаническая работа: строительство, а затем управление спортивными объектами, встреча и размещение иностранных болельщиков, организация церемоний и стартов на высочайшем уровне, подготовка личного и тренерского состава, развитие спортивной медицины… Аналитики прогнозируют рост потребности в профессиональных кадрах в данной области, так как уже сегодня ощущается их острая нехватка. Это значит, что выпускники такой специальности должны с легкостью найти достойно оплачиваемую работу.

Понятие, суть и задачи профессии «спортивный менеджмент»

Для того чтобы понять, как стать спортивным менеджером, необходимо сначала рассмотреть суть данной специальности. Она включает в себя теорию и практику эффективного управления предприятиями спортивной культуры в условиях современного рынка. Объектом изучения являются организации спортивной направленности (множество ФСО - спортивных школ, клубов, команд, стадионов, центров, федераций и т.п.), деятельность которых направлена на предоставление физкультурно-спортивных услуг. Сам спортивный менеджментнацелен на управление внутренними и внешними отношениями субъектов и объектов ФСО. Его сущность - целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемый объект для достижения нового запланированного качественного состояния последнего. Общая цель - обеспечить эффективное функционирование ФСО на современном рынке, а задача - познание закономерностей их функционирования и социального развития в обществе, а также разработка механизма эффективного управления этими процессами.

Функции спортивного менеджера

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что не всегда ими становятся но обязательно люди, увлекающиеся спортом и занимающиеся им хотя бы на любительском уровне. Возможно, человек, который мог бы стать успешным управленцем банка, стал спортивным менеджером, и все потому, что он неравнодушен к спорту и в детстве занимался в спортивной секции. Вообще, как профессия спортивныйменеджментпоявился с утверждением должности руководителя ФСО. Для этой специальности важно владеть искусством научного управления спортивной организацией. Отдельные элементы такой деятельности присущи и тренерам, и преподавателям физической культуры.

Но полномочия менеджера как управленца намного шире. Его функции:

  • принятие ответственных решений по направлению деятельности ФСО и распределению ресурсов;
  • сбор информации о ее распространение в виде фактов и нормативных установок, разъяснение персоналу политики, ближайших и перспективных целей;
  • формирование внутренних отношений, мотивация, координация, представительство во внешних отношениях с другими организациями.

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что искусство менеджмента заключается в умении использовать принципы, методы и технологии управления в конкретном случае. Ему необходимо обладать специфическими умениями по производству и использованию спортинвентаря, установлению взаимосвязей между физическими нагрузками, диетой и т. п. Итак, традиционно в состав функций входят: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль и анализ. Кроме того, работа спортивным менеджером предполагает подопечных, физкультурно-спортивную работу с населением, подготовку высококвалифицированных спортивных кадров в своих видах и резервного состава, проведение соревнований и зрелищных мероприятий, научно-методическое обеспечение физвоспитания, организация производственных ресурсов спорттоваров, международные связи.

Принципы спортивного менеджмента

Когда будущий студент планирует поступление в ВУЗ, он задумывается над выбором профессии. Многие спортсмены ищут специальность, близкую к спорту, и приходят к мысли: «Как статьспортивным менеджером, и что для этого нужно?» Прежде всего необходимо побольше разузнать о самой деятельности такого специалиста. В сфере менеджмента спорта и физической культуры существуют свои принципы и правила, положения и нормативные документы, которые необходимы для осуществления управленческого процесса. К ним относятся принципы:


Методы управления

Профессиональная подготовка спортивных менеджеровпредполагает изучение которые делятся на:

  • организационные;
  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Для достижения высокого профессионализма необходимо уметь формировать психологический климат, давать положительную оценку индивидуальным достижениям каждого сотрудника. Именно такой уровень предполагает подготовка спортивных менеджеров, так как важно быть социально и психологически грамотным специалистом, владеющим методами:

  • проведения совещаний, приучения и упражнения;
  • убеждения, одобрения и поощрения, осуждения и наказания (созидающие и тормозящие методы).

Выбор методов зависит от целей, типа организации и конкретной ситуации. Эффективность применения тех или иных методов требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска и обучения.

Специализации

Стоит отметить, что под данной профессиональной подготовкой подразумевают разные специализации с общим названиемспортивный менеджер. Обучениесогласно выбранного направления осуществляется после общей подготовки по программе соответствующего учебного заведения. Типы специализации спортивных менеджеров постоянно развиваются. Наряду с общим, выделяют функциональный менеджмент. Вот основные специализации:

Стили

Каждый профессионал имеет свой стиль деятельности. Не исключение испортивный менеджер. Обучение профессиональному стилю возможно теоретически, а его устойчивое формирование происходит уже с опытом на практике. Согласно теории менеджмента, управленческие отношения делят на демократические и авторитарные. Соответственно формируется :

  • авторитарный - чрезмерная централизация власти, жесткая регламентация деятельности;
  • демократический - использует мотивацию и убеждения;
  • либеральный.

Авторитарным стиль обычно становится тогда, когда по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности менеджер ниже подчиненных и когда подчиненные имеют профессиональную культуру, ответственность и дисциплину.

Демократичным менеджер становится при доверии к коллективу, уважении мнения подчиненных, взаимовыручке и поддержке.

Либеральным менеджер будет при отсутствии перспективы и инициативы, масштабности мышления и ожидании указаний «сверху». Такой руководитель слабо контролирует подчиненных и, как следствие, получает низкую результативность.

Бывает так, что стиль работы может изменяться при смене коллектива, места работы или глубоком самоанализе руководителя.

Категории спортивных менеджеров

В конце XX - начале XXI века такая специальность называлась начальник спортивного клуба или администратор школы и т.п. Сегодня все изменилось, и теперь наименование должности звучит как менеджер спортивного клубаили ФСО. Каждая спортивная организация имеет своих управляющих. Они разного уровня и решают разные задачи. Но традиционно есть категории спортивного менеджмента, которые делят всех управленцев на три группы:

  1. Занимающихся стратегией развития (например, президент футбольного клуба).
  2. Тех, кто сам управляет (например, структурными подразделениями).
  3. Нижний уровень исполнителей (например, администраторы спортивных школ).

Обучение

Обучение профессии «менеджер в спортивной организации» осуществляется во многих вузах. Есть московские и региональные университеты, которые дают возможность получить данную специальность. Более всего в этой сфере известно учебное заведение МЭСИ. Здесь на специальном факультете обучаются профессиональные спортсмены и студенты, увлекающиеся спортом. Их планируемая будущая месячная заработная плата должна составить 80 тыс. руб. И это неплохо. В современном мире спорт - это зрелище. В 2010 г. летом организовали Федерацию спортивных менеджеров России. Спортивный менеджер автор бестселлера «Фитнес — это легко», ведет обучение на спортивного менеджера в бизнес-школе RMA. В свое время он занимал должность фитнес-директора, президента фитнес-центра Olympic Star в Москве, управляющего сетью фитнес-клубов MaxiSport и Reebok, редактором соответствующей рубрики журналов Men’s Health и Men’s Fitness, ведущим спортпрограмм и турниров. Он на протяжении долгих лет занимался фитнесом и работал тренером.

Максим Белицкий, руководитель международной школы спортивного менеджмента МИРБИС

Чем занимается спортивный менеджер

Обыватели порой путают понятия «менеджер» и «агент». Если, например, говорить о футболе, то персональный агент «пристраивает» спортсменов, то есть обеспечивает выгодный контракт и зарабатывает на переходе спортсменов из одного клуба в другой. У спортивного менеджера сфера деятельности шире. Он может работать в профессиональной или любительской спортивной организации или заниматься предпринимательской деятельностью, например, инвестировать средства в развитие частных школ или проведение турниров, в поиск и профессиональный рост талантливых спортсменов, которые потом борются за титул. То есть спортивный менеджер – это человек, который помогает любой спортивной организации зарабатывать деньги, при этом получая бонусы за хорошую работу, либо тот, кто инвестирует деньги в спорт и строит на этом бизнес.

В России специфика такова, что спортивный менеджер помогает клубу стать привлекательным для любой аудитории. Он не только продаёт права спортсмена и добивается адекватной зарплаты, но ещё и способствует развитию спортивной организации в целом. Это может быть менеджер по спонсорству, по маркетингу, по проведению матчей, финансовый менеджер или же менеджер футбольной академии, который «растит» спортсменов, а потом продаёт их в более крупные клубы. В любом случае это человек, который создает возможности для получения доходов.

Не каждый менеджер - спортивный

Получить профессию спортивного менеджера можно в специализированных учебных заведениях, где помимо базовых знаний учитывается и спортивная специфика. Но бывает, что человек с юридическим, финансовым, социологическим, маркетинговым образованием или с образованием в сфере классического менеджмента приходит в спорт, если увлекается им или уже имеет опыт работы в этой сфере. Из таких людей и вырастают спортивные менеджеры, которые целенаправленно приходят учиться на специализированные программы.

В МИРБИС существуют программы «Международной школы спортивного менеджмента», где эксперты и преподаватели, представляющие ведущие спортивные рынки мира, предлагают очень качественные, ориентированные на практику знания. Но их необходимо адаптировать к реалиям российского рынка. Обычно в подобных программах больше внимания уделяется бизнес-курсу, то есть управленческой и предпринимательской составляющей. Но рассказывают и о таких узких сферах, как маркетинг, спонсорство, event, коммерческая деятельность футбольных академий, а также предпринимательство в спорте. Студенты учатся строить свой бизнес.

Профессия для фанатов спорта

Плюсы профессии спортивного менеджера в том, что начало карьеры, как правило, проходит мягко – можно начать рост с работы в команде небольшого клуба. Кроме того, это идеальная профессия для настоящих фанатов спорта. Часто работать приходят именно те, кто сам играет, болеет, следит за результатами матчей. Так любимое дело становится профессией, а значит, работа приносит удовольствие. Я сам не имею ни менеджерского, ни экономического, ни маркетингового образования, но моя страсть к спорту привела меня сюда, и я успешно работаю уже 14 лет. Находясь «в поле», чувствуешь энергию трибун, видишь драйв на площадке, и каждый день работы – это всё больше и больше положительных эмоций. Это, наверное, одна из самых эмоциональных профессий, и сравнить её можно разве что с шоу-бизнесом.

Нехватка работы – главный минус

Если говорить о клубах и федерациях, то российская спортивная индустрия мало структурирована, и выпускники спортивных вузов могут напрасно потратить время, пытаясь устроиться на работу. Спортивных организаций, которые ориентированы на бизнес, у нас мало, поэтому все финансовые затраты покрывает не сама организация, а государство, крупный бизнес, регионы и т.п. С одной стороны, это порождает непрофессионализм спортивных менеджеров. С другой – сокращаются возможности тех, кто действительно хорошо знает своё дело и хочет зарабатывать деньги на своём участке работы в спортивной организации или в собственном бизнесе. В итоге отсутствует креатив, инновационность, нет движения вперёд. Спорт зачастую не выдерживает конкуренцию за зрителя с другими видами развлечений.

Связи решают всё

Связи играют огромную роль в карьере любого менеджера, и чем более человек коммуникабелен, тем больше у него шансов на успех. Чем больше знакомых – тем активнее работает собственная «воронка продаж». Спортивный менеджер должен быть в постоянном тонусе, общение и налаживание контактов – его основные обязанности. менеджер улучшает свою репутацию и приобретает значимость и привлекательность в глазах сотрудников. С помощью личных договорённостей он способен сократить расходы и привлечь новые доходы.

Как и в любых продажах, спортивный менеджер также должен уметь убеждать своих покупателей в том, что его продукт самый лучший. И связи помогают ему двигаться по карьерной лестнице. Например, в немецкой спортивной индустрии менеджеры постоянно общаются с клиентами на матчах, они знакомятся со зрителями, получая информацию для аналитических данных и для оптимизации деятельности. Общаясь, они получают сведения, например, о том, что потенциальные клиенты могут выкупить спонсорские пакеты или дополнительные места гостеприимства. Главное правило – в любом общении должна быть польза.

Идеальный спортивный менеджер

Главные качества, которыми должен обладать спортивный менеджер – коммуникабельность и напористость. Важна не только общительность, но и знание языков – как минимум английского. Спортивный менеджер – это публичное лицо, и здесь нужно уметь контактировать и с потенциальными клиентами, и со своими подчинёнными, с начальством и другими отделами в спортивном клубе. Также важны и навыки аналитика – умение готовить информационные материалы для других сотрудников спортивной организации. Профессия очень разноплановая и требует большой отдачи, круглосуточной работы мозга, поэтому для спортивного менеджера очень важна .

Может ли спортсмен стать менеджером

Как правило, предприниматель, создающий свою спортивную секцию, нанимает главного тренера или спортивного директора, который отвечает именно за спортивную составляющую. Вместе с тем, сами спортсмены редко становятся хорошими спортивными менеджерами. Я считаю, что им очень сложно перестроиться по окончании спортивной карьеры на другую деятельность, ведь большую часть времени они посвящали тренировкам и выступлениям. При этом многими спортивными организациями управляют , которые не обладают необходимыми знаниями для управления проектами. Из-за чего эти организации терпят финансовые бедствия. Эта проблема характерна не только для России, но и для зарубежных стран. Только четверть бывших спортсменов способна стать спортивными менеджерами.

Но возможно и переобучение: годовые программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и корпоративные программы ориентированы на людей, уже имеющих базовое образование. Поэтому бывшему спортсмену для успешной карьеры менеджера необходимо сначала получить классическое высшее образование, не связанное со спортом.

Спортивный менеджер – часть большой команды

В клубах по игровым видам спорта существует главный тренер, тренерский штаб, а также селекционный отдел и спортивный директор, которые занимаются поиском и привлечением игроков. В клубе также есть штат, который занимается восстановлением игроков, общефизической подготовкой, питанием – это самодостаточная структура внутри спортивной организации. Следующая составляющая системы – это маркетингово-коммерческая структура. Матч продают как продукт: билеты, атрибутику, питание, vip-услуги, спонсоров и т.д. Кроме этого существует административный персонал, который всё это контролирует – офис-менеджеры, юристы, финансисты, служба безопасности и т.д.

В совокупности получается слаженный механизм, который генерирует средства, монетизирует страсть болельщиков, привлекает маркетологов, дизайнеров и размещает рекламу.

В профессиональном спорте команда – это основа системы получения прибыли, ведь чем лучше играет команда, тем больше к ней интерес болельщиков. Разумеется, в силу различных факторов команда не может постоянно выигрывать, но она обязана показывать развитие и играть с самоотдачей, чтобы болельщики это видели. Ведь их страсть – это основной двигатель спортивного бизнеса. Задача спортивного менеджера состоит в том, чтобы настроение болельщика не зависело от результата матча. Для этого нужна доброжелательность персонала, соответствующая обстановка, шоу и меры безопасности.

Карьера в российской спортивной индустрии

В идеале карьера менеджера должна начинаться со стажировок, но у нас в стране в спортивных организациях, к сожалению, их проводят довольно редко. Например, в Германии стажировка идёт в среднем от 3 до 6 месяцев, после этого человек встаёт на первую ступень практической карьеры. Он понимает, чем будет в действительности заниматься. У тех, кто приходит на стажировки, есть шансы закрепиться в этой организации, а может и завести полезные связи. Здесь важно общаться, выполнять все поручения, включать фантазию и пытаться анализировать ситуацию и улучшать её. Конечно, это привлечёт внимание руководства к потенциальному менеджеру.

У каждого есть шанс получить неплохую работу, по крайней мере, на уровне удовлетворения первичных амбиций. Бывает, что в спортивных организациях нет ставок менеджеров, иногда в этом качестве работает один исполнительный директор, который занимается всем и сразу. Тут бывшему выпускнику могут предложить привлечь коммерческих партнёров и работать бесплатно для получения опыта и процентов от сделки. Этот путь распространён, но довольно ненадёжен.

Первая ступень профессионального успеха – это работа в крупном клубе, успешной спортивной организации, которая на виду – в таких футбольных клубах, как «Спартак», «Зенит», «Краснодар» и др. Дальнейшая ступень карьеры – получение солидного заработка, то есть привлечение крупных спонсорских компаний, контрактов. Это работа в коммерческих компаниях, в агентствах, на стадионах чемпионатов мира по футболу, в оргкомитетах, например, в российском отделении FIFA, которое сейчас ведёт подготовку к Чемпионату мира – 2018. А пиком карьеры может стать функционирующий спортивный бизнес или систематический заработок и развитие в коммерческой спортивной организации. Распространено мнение, что в нашем спорте заработок – не показатель успешности. Другое дело – создание и развитие клуба, существующего много лет. Это уже огромное достижение, так как наш спорт пока далёк от бизнеса.

Рассказать друзьям