Определение понятия «общество». Основные признаки общества

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Любой только появившийся на свет младенец моментально становится членом общества с соответствующими правами и правилами. Но чем же является это общество, в которое входим все мы? Понятие это довольно широкое и включает в себя множество аспектов. Общество - это своеобразная система, в которой люди взаимодействуют и общаются, а также делятся на разные группы в зависимости от признака, объединяющего их.

Вконтакте

Одноклассники

Истоки возникновения

Первое сообщество возникло ещё в первобытные времена, когда люди объединялись, чтобы вместе выжить. Таким образом создавались целые кланы со своей иерархией, которые занимались общим делом и нередко находились в состоянии войны с другими общинами. Чтобы благополучно развиваться, необходимо было бороться за пищу и территорию, а потом делить их. Кроме того, поводами для конфликтов могли выступать различия в религии или межрасовые предрассудки.

От этой далёкой первобытной общины и произошло так сильно отличающееся от него, на первый взгляд, современное общество.

Определение в словарях

Общество - это настолько широкое понятие, что этим словом можно называть абсолютно разные группы людей. Так, им можно назвать детей, которые занимаются в кружке макраме, и в то же время всё население целой планеты также объединяется под этим широким понятием. Всё дело в том, что всех членов социума объединяет их взаимодействие. Так, люди, совершенно разные по мировоззрению, цвету кожи, характеру, вынуждены поддерживать социальные отношения и мирно уживаться друг с другом.

И не зря «общество» является однокоренным со словом «общаться» . Оно не могло бы образоваться без этого нехитрого действия. Если бы люди были лишены необходимости говорить друг с другом, каждый мог бы жить поодиночке, но это совершенно неэффективно. Каждый человек в обществе имеет свою роль. Яркий пример тому - разница профессий.

Другим примером является организация, фирма или компания, поскольку людей, работающих на каком-либо производстве, объединяет общая цель - выпуск качественной продукции. Именно поэтому каждому учреждению присваиваются названия формы хозяйственной деятельности, которые характеризуют собственность с юридической точки зрения и указывают на характер взаимоотношений работающих там людей.

Наиболее известный и полный словарь был создан В. И. Далем. Кроме того, существует специальный словарь, посвящённый толкованию именно обществоведческих терминов, автором которого является Н. Е. Яценко. Итак, какое толкование обществу дают эти авторы?

Словарь Н. Е. Яценко

Словарь В. И. Даля

Как ни странно, но в этом популярном толковом словаре нет определения общества как такового. Его лексикограф трактовал глаголом «общать» - то есть соединять, объединять что-либо или кого-либо, а также самому общаться и взаимодействовать. При этом можно смотреть с другим человеком на одну и ту же вещь с разных точек зрения и всё же соединяться в одно целое объединение.

Структура общества

Общество не может существовать без социума и социальных взаимодействий. Его можно представить как единый организм, для нормального функционирования которого необходима слаженная работа всех членов. А это означает , в нём можно выделить отдельные системы и структуры, включающие в себя следующие категории:

  • институты;
  • слои общества;
  • общности;
  • социальные группы.

На все эти категории распространяется действие внешних факторов. В каждом социуме вполне закономерно появление индивидуума, который будет развивать и менять взгляды группы людей. Это может привести как к незначительным отклонениям от первоначальных устоев, так и к изменению истории целых народностей.

Они играют очень важную роль в развитии любого объединения, поскольку устанавливают связи и взаимодействия не только внутри одной группы, но и между несколькими сообществами.

Характерные признаки

Общество обладает характерными признаками и особенностями, выделяющими его из других организаций групп людей. К таким характеристикам относятся фундаментальные особенности, которые будут описаны далее.

Отношения и связи

Итак, общество в самом простом смысле - это взаимодействие его членов между собой, приводящее к возникновению социальной структуры. Это взаимодействие осуществляется как между отдельными людьми, так и между группами, ячейками и тому подобными элементами социума.

При рождении человек попадает в общество людей, а также группу своей семьи. Затем он начинает входить в социум своих ровесников в детскому саду и школе. Со временем количество таких групп увеличивается. Личность входит в общество по признаку заинтересованности в общем деле, профессии, любимому делу. Причём эти группы не всегда отвечают потребностям отдельного человека, так что не всегда то объединение людей, в котором мы находимся, подходит нам и удовлетворяет нашим потребностям. Так, происходит вследствие несовершенства разделения общего потока людей на меньшие группы.

Тем не менее человек общается в своей группе по определённым правилам. Они могут быть как открытыми, так и не гласными. Однако, это не значит, что человек не может повлиять на них или изменить. В группе можно занять более низкое, чем хотелось бы, или более высокое по сравнению с остальными положение. Это приводит к определённому неравенству членов группы.

Добиться одинакового положения всех членов группы не представляется возможным. Это только перед законом все должны быть равны, а, например, в группе по интересам всё равно кто-то будет занимать лидирующую позицию вследствие большего таланта либо более твёрдого характера. Такие позиции можно выявить в любом социуме - семье, политической партии, рабочем коллективе.

Типы общества в зависимости от науки

Есть специальная наука - обществознание, нацеленная на изучение рассматриваемого здесь понятия. Но кроме него, есть и другие науки (психология, философия и тому подобные), активно использующие термин общество. Википедия рассматривает значение этих определений также для межпредметных и субдисциплин антропологии.

Обществознание

Насколько бы ни было широким рассматриваемое здесь понятие, в нём можно выделить несколько исторических типов в качестве классификации. Они будут рассмотрены далее:

Социальная антропология

Социальное общество - это основная форма существования человечества, включающая в себя механизмы саморегулирования. Чаще всего в социологии его делят по типам исходя из уровня их развития. Социологом Д. Ленски была составлена следующая классификация:

  • группа охоты и собирательства - общность, в которой впервые были разделены обязанности;
  • аграрное простое общество - это группа людей, у которой отсутствует отдельный лидер, ей управляющий;
  • аграрное сложное - группа людей, в политической структуре которых есть люди, занимающиеся управленческой деятельностью;
  • индустриальное - социум, занимающийся производственной деятельностью;
  • особое, которое нельзя отнести ни к одному из вышеперечисленных типов.

Также в социологии пользуются термином виртуальное общество, оно функционирует в интернете, что характерно для современного века технологий.

Поскольку обществом также называют совокупность всех людей на планете, важно понять как представляют его развитие. Предполагается, что первые племена, сплотившиеся ради выживания, выбирали территорию, на которой вели оседлую жизнь. Развиваясь, они превращались в деревни, а потом города. Из последних же вырастали целые государства. Впоследствии людьми были выработаны законы и определённые нормы поведения, которым должна была следовать группа индивидуумов. Люди могли заслужить определённый статус и повысить своё положение в коллективе.

Политическая антропология

Эта субдисциплина классифициру ет общество по политической структуре на следующие типы:

  • племя;
  • вождество;
  • государство.

Притом сила этих типов в первую очередь будет зависеть от окружения других групп людей, которые могут быть настроены дружественно либо враждебно. Обычно более изолированное общество является защищённым от посягательств и живёт более мирно.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что общество - живой организм , где каждый член выполняет важную роль и влияет на развитие остальных индивидов и жизнь организации в целом.

(Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8-го класса. М., 2007, с. 9-16, §1)

1. Понятие общества.

В понятие «общество» вкладывается зачастую весьма различное содержание. Во-первых, это группа людей, объединившихся для общения и (или) деятельности. Подобное определение подразумевает любой коллектив, от первобытной родовой общины до фан-клуба, но незначительный по масштабу. Напротив, в широком, философском смысле слова, это понятие объединяет всё человечество в отличие от животных, растений и неживой природы (О.- это обособившаяся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей).

Употребляя термины «феодальное общество» или «индустриальное общество», мы подразумеваем некий исторический этап развития, характерный для различных стран и народов. А вот под «гражданским обществом» философы и политологи понимают сферу социальных отношений, связей, групп, независимых от государства. (В таком обществе граждане способны самостоятельно отстаивать свои общие права и интересы, решать проблемы местного значения и влиять на правительственную политику в государственном масштабе). И если раньше в состав «общества» включали только его элиту, то теперь это всё население страны.

В самом распространённом среди социологов значении общество - это социальная организация данной страны (или этноса), т.е. не просто совокупность населения, но и его структура, система взаимоотношений и связей. Следует отделить «общество» от политической организации данной страны - государства. Не стоит, между прочим, путать государство и с территорией, на которой оно действует - собственно, страной. Хотя очень часто политики, чтобы придать себе веса, вещают от имени всей страны - и государства, и общества, сознательно смешивая понятия географические, политические и социальные.

2. Признаки общества.

Заметим, что последнее определение общества подходит и к тем человеческим коллективам - роду, племени, союзу племён, - которые в древности ещё не «доросли» до создания государства. Однако если эта организация в некоторой степени самодостаточна и имеет «своё лицо», перед нами - общество. Вот его признаки:
- оно не является частью более крупной системы;
- браки заключаются между представителями данного объединения;
- оно пополняется преимущественно за счёт детей, рождённых в подобных браках;
- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
- у него есть собственное название и собственная история;
- оно обладает собственной системой управления;
- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов), которую называют культурой.

3. Сферы общества.

Что же собой представляет современное общество в этом значении? Существуют разные методы его структуризации или модели, способствующие более подробному анализу.

Во-первых, можно выстроить всевозможные слои или социальные группы по вертикали, сверху вниз, в зависимости от их богатства или близости к власти, иными словами - от их экономического и политического влияния. Тогда общество предстанет перед нами пирамидой, наверху которой - богатая и властная элита, в основании - «серое» большинство, и средний класс - между ними.

Во-вторых, можно представить общество как совокупность институтов, удовлетворяющих его важнейшие потребности в рамках сложившихся социальных норм (институт - лат. «установление»). Важнейшие социальные институты - это семья (с функцией воспроизводства населения), производство (создание материальных благ), государство (регулирование общественных отношений, охрана правопорядка и суверенитета и мн. др.), образование (накопление и передача опыта), религия.

Но самый распрастранённый подход предлагает нам изучать общество по его сферам (подсистемам): экономической, политической, социальной и духовной.

Экономика включает в себя производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Политика объединяет институты, участвующие в решении важнейших проблем общества. Прежде всего, это государство - со всей его разветвлённой структурой органов власти - и партии, поскольку к политической сфере относится всё, что связано с борьбой за эту власть, за влияние на принятие стратегически важных решений. Зрелое общество имеет отрегулированные механизмы смены власти и политической борьбы.

Социальная сфера охватывает отношения между различными общественными группами, классами, слоями. Если бы общество можно было рассматривать само по себе, отдельно от экономики и политики, то эта его ипостась и была бы социальной сферой. Однако данный термин употребляется и в более узком смысле: например, чиновник называет подобным образом систему общественного транспорта и коммунальных услуг, образования и здравоохранения. Здесь «социальная сфера» - совокупность общественных учреждений, обслуживающих наши потребности. Ещё более узкое значение данного словосочетания - система общественной помощи незащищённым слоям населения (пенсионерам, безработным, инвалидам, сиротам и т.д.). Когда мы слышим о несовершенстве социальной сферы и её недостаточном финансировании, речь идёт о двух последних значениях термина.
И уж в последнюю очередь мы вспоминаем о духовной сфере! А сюда включена и наука, и образование, и все сокровища искусства вместе с музеями и библиотеками, а также религия и прочие формы интеллектуаль¬ной деятельности.

Разумеется, деление общества на сферы в некоторой степени условно: в реальной жизни все части этой сложной системы взаимосвязаны и переплетены между собой.

4. Мировое сообщество и глобализация.

В заключение нужно сказать, что общество - как социальная организация страны - в определённом смысле уже уходит в прошлое. Разве наше российское общество, так же как амери¬канское или японское, не является частью более крупной системы - мирового сообщества? Глобализация - процесс исторического сближения народов и превращения человечества в единую политическую систему, - всё шире охватывает страны и континенты. Начавшись в эпоху Великих географических открытий, побуждаемая капиталистическим развитием индустриальных стран, она связала мир вначале экономически, а теперь создаёт общее политическое, правовое и культурное пространство. Люди разных стран и континентов обсуждают одни и те же новости, слушают одну и ту же музыку, «болеют» за «своих» на всемирных спортивных состязаниях, отстаивают права, сформулированные ассамблеями ООН, и требуют определённых политических решений от своих представителей в Совете Безопасности, Евросоюзе, НАТО и десятках других международных организаций.

Обществознание - 6 класс

Технологическая карта урока.

Соответствует ФГОС.

Учитель: Гильфанова Рамиля Рафаэловна

Школа: МБОУ «Сармановская СОШ» Сармановского муниципального района РТ

Учебный предмет: обществознание

Тема урока: Что такое общество?

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ознакомление учащихся с многогранностью понятия «Общество»; развитие учебно-исследовательских умений учащихся; воспитание чувства сопричастности к жизни общества.

Задачи:

Предметные УУД

1. Получить новые знания об устройстве общества

2. Выделять существенные признаки общества.

3.Показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.

Метапредметные УУД

1. Познавательные - владеть смысловым чтением, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.

2. Регулятивные - определять цель и проблему деятельности.

3.Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Личностные УУД - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Межпредметные связи: Опора на знания по истории Древнего мира (5 класс)

Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Этап «Постановка цели и задачи урока»

1. Учитель задает вопросы классу:

Вы живете в обществе, а задумывались ли вы о том, что такое общество? Дайте определение с вашей точки зрения.

Обратите внимание, не кажется ли вам, что некоторые определения противоречат друг другу?

На доске учитель условно (символами) может отобразить различные точки зрения.

В чем эти противоречия?

2.Учитель просит определить тему урока

3.Учитель и дети формулируют и записывают проблему: Общество-это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов.

Отвечают на вопросы, дают несколько определений

Определяют тему урока, формулируют проблему, ставят цель и задачи.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем во время беседы, вступают в диалог с учителем

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Этап «Актуализация знаний»

Учитель применяет побуждающий к теме диалог вопросами:

Вспомним, как развивалось общество с течением времени, тот материал, который мы изучали с вами на уроках истории древнего мира в 5 классе.

Какие мы знаем древние общества, государства?

Что нам особенно запомнилось из истории древнего мира?

Каковы были основные занятия людей?

На какие группы делились общества?

Кто и как управлял людьми?

Культура какой цивилизации запомнилась вам больше всего?

А современное общество, в котором мы живем, отличается от изученного вами в 5 классе на уроках истории?

Вот давайте и определим, из каких элементов состоит современное общество.

Отвечают на поставленные вопросы

Устанавливать аналогии для понимания закономерности

Вступают в диалог с учителем и другими учащимися

Излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами, выдвигать контраргументы в дискуссии.

Определять проблему в деятельности, контролировать правильность ответов обучающихся

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонение от эталона, осуществлять взаимоконтроль

Этап «Открытия нового знания»

1.Организует работу с текстом §1с.7-10 «Понятие общества»

2.Устройство общества всегда вызывало большой интерес у людей. Многие ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно воспроизвести человеческое общество.

Внимательно прочитайте название второго пункта §1 с.10. и предположите о чем он сможет нам рассказать?

Как ты понимаешь, что означает слово «сфера»?

Проверьте свои предположения, прочитав текст «Сферы жизни общества» с. 10-11. Совпали они или нет и в чем?

Сделайте выводы.

Учитель обобщает выводы учащихся:

Итак, мы сделали

вывод о том, что

А. общество состоит из 4 сфер, областей.

Б.Мы узнали названия этих сфер.

В.Эти сферы взаимосвязаны между собой.

А теперь давайте посмотрим, что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.

Работа в четверках «Проверь себя »

(перед детьми раздаточный материал: пронумерованные цветные вырезки из газет и журналов, фотографии, представляющие собой разные стороны жизни общества, таблички с названиями сфер общественной жизни.)

1.Задача – разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр.

3.Выявить ошибки

Читают текст, сравнивают определения учебника с теми определениями. Которые дали в начале урока. Записывают определение в тетрадь.

Выдвигают предположения, читая текст, сравнивают свои предположения с написанным.

Учащиеся работают с заданием, работают с текстом.

От каждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок. Я считаю…, мы пришли к выводу….,мы допустили ошибку….потому, что..,итд)

Заслушивают другие группы

Осуществлять анализ материала, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.

Осуществлять анализ, выделять главное в тексте. Доказывать или опровергать свою гипотезу, делать выводы

Самостоятельно вычитывать информацию по заданию или выбранным самостоятельно основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать информацию, систематизировать её.

Анализировать, какая группа допустила большее количество ошибок. Почему?

Сопоставляют свое определение с определением учебника

Осуществляют монологическую речь.

Организует работу в группе

Осознано строить свое речевое высказывание

Осознанно строить свой монолог, доказывать свое суждение.

Преодолевать конфликт, договариваться с людьми.

В ходе выступления одних учащихся, остальные контролируют правильность и полноту анализа.

Контролируют выразительность речи обучающихся.

Самостоятельность и взаимопомощь выполнения задания в группах

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль

Осуществлять контроль, обнаруживатьотклонение от темы.

Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями её реализации в т.ч. во внутреннем плане. Обнаруживать отклонение от эталона. Вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок.

Этап «Применения нового знания»

Первичное закрепление

На интерактивной доске небольшой тест, ответы на который нужно записать от групп.

Вторичное закрепление

Домашнее задание:

Для всех учащихся: § 1.

Репродуктивный уровень: в. 1–2.

Конструктивный уровень: в. 3.

Творческий уровень: составить рассказ на тему «Путешествие
в античное общество»

Участвуют в выполнении теста

Выполнить контроль усвоенного, видеть чужие ошибки, исправлять

«Спикеры» групп выполняют по 1 заданию на интерактивной доске.

Рефлексия своих действий.

Прослушивать ответы «спикеров» групп

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности

Учитель может устроить это в виде блиц - опроса.

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Что вам понравилось?

Что вам не понравилось?

Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Отвечают на блиц-опрос

Критически оценивать свою деятельность на уроке

Излагать свое мнение

Строить правильные высказывания

Выслушивать мнение других

Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.

Понятие «общество» и его система.

Типы обществ и их эволюция.

Понятия «общество» - самое важное для всех социальных дисциплин, включая социальную философию, философию истории, социологию, историческую науку, или историологию, политическую экономию, культурологию и др. Поэтому в нем необходимо детально разобраться. Обращаясь к анализу смысла слова «общество», мы сразу же сталкиваемся с тем, что оно имеет не одно, а множество значений. Иначе говоря, существует не одно понятие общества, а несколько разных понятий, но выражаемых одним словом, что очень усложняет дело.

Важнейшим признаком общества считается его устойчивость, связанная с интеграцией и стабильностью. Причину этой устойчивости социологи объясняют по-разному. Э. Дюркгейм считал, что устойчивость достигается благодаря единству воли, коллективному сознанию, которое способствует обузданию человеческого эгоизма. Р. Мертон считал, что устойчивость достигается благодаря фундаментальным ценностям, которые усваивает большинство населения, и благодаря этим ценностям происходит регуляция поведения и соблюдение норм совместной жизни. Э. Шилз считает, что устойчивость достигается благодаря воздействию власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру. Все это говорит о том, что однозначно определить факторы устойчивости нельзя.

На ранних этапах развития человеческого общества она достигалась за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства, соседства, основанные на привычке, влечении, эмоциональной основе. По мере роста населения устойчивость связей не могла обеспечиваться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры, которые обладали более устойчивыми социальными связями и отношениями. Социальные структуры общества формировались на основе межличностных контактов, составляя устойчивые взаимодействия и отношения. Постепенно шел отбор наиболее оптимальных принципов и норм регулирования совместной жизни, которые позволяли наиболее эффективно решать собственные задачи. Например, институт денег позволял регулировать товарообмен, институт семьи - брачные отношения, социально - профессиональные общности поддерживают разделение труда.

Все они поддерживают преемственность, без которой трудно было бы обеспечить устойчивость общества. Устойчивость обеспечивается социальными структурами при условии, что они легитимны. Легитимность заключается в том, что большинство населения считают их наиболее целесообразными и поддерживают.

Важнейшей отличительной чертой общества является его автономность и высокая степень саморегуляции. Автономность общества заключается в его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и представлять им широкие возможности для саморазвития и самоутверждения.

Саморегуляция общества достигается тем, что общество управляется и регулируется внутренними структурами, на основании собственных норм и принципов поведения, без вмешательства извне.

Кроме того, любое общество развивается через обновление и преемственность. Это достигается за счет того, что каждое новое поколение людей, включается в сложившуюся систему отношений и подчиняется общепринятым правилам и нормам.

Таким образом, общество - это не механическая сумма индивидов, а совокупность социальных связей и социального взаимодействия, поддерживающих и развивающих их институтов и норм.

Исходя из важнейших признаков общества, можно дать следующее определение: общество - это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей, живущих на данной территорией, обладающих автономностью, и устойчивостью к саморегуляции на основе биологического, экономического и культурного воспроизводства.

Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)

Не будем останавливаться на житейских, обыденных значениях этого слова, когда о человеке говорят, например, что он попал в дурное общество или вращается в великосветском обществе. Лишь упомянем об использовании слова «общество» как в быту, так и в науке для обозначения тех или иных общественных и прочих организаций: «Общество соединенных славян», «Южное общество», «Философское общество», «Общество охраны памятников истории и культуры», «Общество взаимного кредита», общества любителей кошек, собак, акционерные общества и т.п.

Если оставить все это в стороне, то выяснится, что в философской, социологической и исторической литературе термин «общество» используется, по меньшей мере, в пяти, хотя и связанных между собой, но все же разных смыслах.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Общество и индивид. Что более важно и ценно? Этот вопрос волновал человеческий ум давно, и уже эпоха античности ответила на него. Высказыванию Протагора «Человек есть мера всех вещей» противостояла идея Платона о приоритете общественного целого над личностно-частным.

Видение личности как главной ценности нашло развернутое подтверждение в идеологии либерализма: индивид предстает как самодостаточное существо, наделенное неотчуждаемыми правами - «правами человека», а общество - как нечто производное от неограниченной деятельности свободных индивидов.

В других идеологиях отношение к личности более сдержанное. Так, консерватизм рассматривает «права человека» как нечто вторичное по отношению к его обязанностям: роль человека как средства предшествует его статусу как самоценности. Социализм решение всех общественных и личностных задач допускает лишь при наличии направляющей и организующей роли социального целого. При этом речь может идти о самоценности личности, запрограммированной этим целым, соответствующей его идеалу личности. Национализм и клерикализм также отрицают в той или иной форме самоценность индивида.

Различие в выводах о соотношении личности и общества отражает многообразие социально-исторических ситуаций, многообразие групповых и личностных интересов, мировоззренческих ориентаций. На сегодняшний день развитие человеческого общества идет в направлении индивидуализации. Запад в этом отношении является лидером. Но с идеей, что западная модель приемлема для всего человечества, согласны не все.

Одно несомненно: главным богатством грядущего постиндустриального общества будет информация.

Значение человеческого фактора в историческом процессе растет. Общественный прогресс обусловлен развертыванием именно личностного потенциала. Поэтому ставка на свободу самоценности личности оправдана даже с позиций социального целого. Однако индивид должен соотносить свои действия с благом общества. На презумпции высоконравственной личности построена идеология либерализма. Это личность, руководствующаяся категорическим императивом Канта - «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Суверенная, свободно действующая личность воплощает, тем не менее, тотальность социального бытия.

Здесь речь идет об идеале либерализма. В действительности встречается множество частичных или полных несовпадений устремлений и действий индивидов с интересами общества, и оно вынуждено в той или иной мере ограничивать суверенность и свободу личности. Корректируется и принцип самоценности индивида: он дополняется положениями о его обязанностях по отношению к обществу, о необходимости соответствия некой нормативной модели личности. В случае крайнего обострения ситуации, когда действия индивидов грозят самому существованию социального целого, происходит отказ от принципа самоценности личности, от его «прав человека» и провозглашается приоритет общественного интереса над личным. Ценность индивида рассматривается лишь как ценность средства по отношению к обществу.

Несомненно, на пороге третьего тысячелетия было бы наивно говорить о каком-то заданном едином общественном интересе. В идеале он является некой суммой разнообразных групповых и личных интересов, постоянно меняется и уточняется в ходе общественных дискуссий, тайных и явных компромиссов. Но это в идеале, когда общество функционирует и развивается в нормальном режиме, когда основные интересы социальных групп совпадают, когда правящая элита ответственна, а население политически активно. В условиях социального хаоса, опасности гибели общества в качестве общественного интереса утверждается с определенной долей насилия стратегия наиболее влиятельной и организованной политической силы, сумевшей подчинить общество своей воле.

Такова обычная эволюция соотношения общественного и личного интереса.

На каком этапе этой эволюции находится сейчас Россия?

По сегодняшний день в многочисленных дискуссиях уточняется, стоит ли Россия у порога катастрофы или катастрофа уже наступила. Факт реальной угрозы самому существованию России как социальной системы признан всеми. Общество атомизировано, поведение многих людей анархично: они не желают выполнять никаких обязанностей перед обществом. Границы общества стали прозрачны, сквозь них утекают наиболее ценные общественные ресурсы - людские, финансовые, информационные. С другой стороны, идет беспрепятственное проникновение преступных элементов, контрабанды, наркотиков, разлагающей население информации. Общество не хочет контролировать свои действия. Ни одна из поставленных целей не достигается: «хотели как лучше, а получается как всегда». Политическая элита, следуя своим кратковременным политическим интересам, выявила безответственность и неспособность предложить обществу ответ на вызов обстоятельств. Она сама и организованные ею политические институты оказались дисфункциональны по отношению к обществу.

Большинство населения не доверяет ни политической элите, ни созданным ею институтам власти, хотя в целом оно не отказалось от мечты превратить Россию в «нормальную европейскую страну».

Население погружено в мелкие радости бытия: все хорошо, только денег не хватает - таков лейтмотив общественного настроения. Обещание власти «навести порядок», как показали социологические исследования, понимается, прежде всего, как обеспечение своевременной выдачи зарплаты и пенсий. При этом население, однако, не готово к той сознательной и ответственной гражданской активности, к тем обязанностям личности, без которых «права человека» превращаются в словесную декларацию или, еще хуже, служат прикрытием для антиобщественной деятельности. Усыпленный либеральными СМИ, народ не осознает в полной мере масштаба и тяжести проблем, стоящих перед страной: как показали опросы, оптимистов среди населения примерно в три раза больше, чем среди региональной элиты.

Сама же элита - и центральная, и региональная - находится в двойственном положении. С одной стороны, либеральная идеология оправдывает их комфортное существование - уровень материального благосостояния достиг западных стандартов, нет жесткого политического контроля, а псевдолиберальный хаос открывает возможности для быстрого обогащения. С другой стороны, она начинает осознавать, что необходимо установить в стране порядок, хотя он может лишить их привычного безбедного и безответственного образа жизни, а многих приведет на скамью подсудимых. Для них сохранение общественного хаоса, оправдываемого либеральной идеологией, - это вопрос жизни и смерти. Они хотят под лозунгом «К нормальной европейской стране» привести Россию к стране латиноамериканского типа, где купающаяся в роскоши правящая элита достаточно спокойно воспринимается основной массой нищего населения.

Положение в России требует переноса акцента с интересов личности на интересы социального целого. Как назвать этот функционально необходимый политический режим? Какое идеологическое обоснование он может получить?

Какого-то единого идеологического проекта на сегодняшний день нет. Были попытки представить общество трудящихся, основанное на принципах централизованной экономики и народовластии, или нацию-государство (российскую), или этническую нацию (русскую), или единую веру (православие) и др. Политические силы, выдвигающие эти проекты, заявляют о себе как о патриотах. В левой части спектра патриотических сил доминирует НПСР, где ядром является КПРФ, а в правой части - Русское национальное единство (РНЕ), КПРФ и часть близких ей политических образований уже сумели стать внушительными, самым большим элементом системной оппозиции. Русское национальное единство находится на положении политического маргинала. Либеральные СМИ характеризуют РНЕ как организацию экстремистскую и даже фашистскую. Враждебно к ней отношение и со стороны КПРФ.

Правы и те и другие. Население, поставленное правящим режимом в экстремальные условия, должно проснуться от политической апатии и оказать сочувствие крайне левым или крайне правым политическим силам. И тому есть причины. Во-первых, население против повторения маразматических явлений позднесоветского периода, слабо верит в то, что коммунисты представляют собой сильную и жесткую власть (подтверждением коммунистического бессилия стал август 1991 г.), опасается очередей, талонов, пустых прилавков. Во-вторых, коммунисты, длительное время входя в систему власти, хотя и в качестве оппозиции, не сумели проявить себя как эффективная политическая сила.

Социальные институты

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т.п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т.д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т.д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т.д.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т.п.).

Литература

Нейл Смелзер «социология» Москва 1994 г. ст. 168.

«Социология» Москва издательство «Мысль» 1990 г.

Человек и общество. Современный мир. Купцова В. И. Москва 1994г.

Российский экономический журнал № 1 1992 г.

Ответ на вопрос о том, что такое общество, на первый взгляд, кажется простым. С одной стороны, речь идет об организованной и самоуправляющейся группе людей, которая связана между собой определенными социальными, этическими, политическими, экономическими и культурными нормами. Последние определяют форму существования социума и тем самым служат гарантией его дальнейшего развития. С другой стороны, общество - это отдельная от другой природы совокупность людей, выстраивающая искусственный мир вокруг себя. В отличие от иного животного, а тем более растительного мира, общество не может самоизолироваться, а потому люди вынуждены искать общие точки соприкосновения, которые мы и называем социальным взаимодействием или социальной организацией.

Структурные составляющие

Таким образом, говоря о том, что такое общество, необходимо выделить несколько компонентов, характерных для всего человеческого общежития:

Ценности - исторически сложившиеся нормы поведения, регулирующие все аспекты социальных отношений, в том числе морально-этические, экономические, политические;

Социальная организация - укоренившиеся практика социального взаимодействия на основе тех или иных факторов развития;

Социальное воспроизводство - общество, несмотря на внутреннюю сегментацию и конфликтность, не стремится к самоуничтожению, стараясь выработать такую модель саморазвития, которая позволила бы ему существовать неограниченно долго в пространстве и времени.

Пространство и время

Однако если брать контекст пространства и времени, то можно выделить отдельные общества, существующие на различных континентах, имеющие совершенно разные ценности и модели социальных практик. Кроме того, по времени выделяют древнее общество, античное общество, средневековое и т.д. И это только с точки зрения европоцентристского понимания история. Поэтому, говоря о том, что такое общество, мы должны понимать, что нужно искать не просто точки соприкосновения и ценностные гарантии безопасного будущего, но и неизменные формы социального взаимодействия. Кстати, в этом смысле неудивительно марксово обращение к анализу способа производства - людей могут разделять культурные, этнические, политические барьеры, территория и даже время, но они всегда зависимы от уровня развития экономики.

Вот почему отвечая на вопрос о том, что такое общество, необходимо прежде всего анализировать его политическую и экономическую структуру. И отсюда уже делать вывод и о социальной и ценностной организации.

Политическая система

Политическая система современного российского общества только формируется. Связано это с несколькими причинами.

  1. Во-первых, до сих пор сохраняется старая, клановая, почти что феодальная модель социальной организации. Политические партии, которые, по идее, должны быть провайдерами интересов социальных групп, фактически не выполняют свои функции.
  2. Во-вторых, слабое представительство социальных интересов заставляет политическую систему искать иные, внесоциальные формы самоорганизации. Политика превращается в элитный проект, предполагающий существование государства только «наверху». Тем самым власть и общество искусственно разделяются.
  3. В-третьих, мощь не определяется развитостью административно-бюрократических структур. Если при максимальных усилиях достигается минимальный результат, то это означает, что политическая система, по крайней мере, не сформирована. Сильное государство как раз то, которое минимальными усилиями достигает максимум результата. При всеобъемлющем участии общества в политике.
Рассказать друзьям