Первый этап модернизации. Третий этап модернизации Общая логика процесса модернизации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Этапы и проблемы модернизации России

13. Политическое развитие общества

§ 13.3. Этапы и проблемы модернизации России

Россия является страной неорганической модернизации. Страна складывалась в зоне рискованного земледелия, столкновения двух мировых религий, двух типов цивилизации, в зоне, не освоенной предшествующими цивилизациями, в стороне от мировых торгово-информационных коммуникаций. Необходимость выживания и развития православной державы в этих условиях требовала максимальной концентрации и централизации ресурсов в руках жесткой, авторитарной власти. Для создания условий развития России, реализации конкретного минимума естественных прав граждан субъекты государственной власти использовали различные заимствованные социально-политические технологии. В этом процессе необходимо выделять следующие этапы.

Восточно-православный (от крещения Руси до конца XVII в.). Модернизация осуществлялась на основе заимствования социально-политических технологий Византии, Востока и приоритетного использования торгово-экономических связей между странами Востока и Юга.

Западный. Переориентация торгово-экономических и культурных связей с Востока на Запад. Заимствование политических технологий и принципов социальной организации с Запада. Частные интересы элиты становятся доминирующими (начало XVIII в. и до 1917 г.).

Советский. Попытка модернизации страны на основе восточной модели цивилизационного развития и воспроизводства, традиционных общинно-патриархальных моделей жизнедеятельности в рамках всего государства. Безусловное доминирование общего интереса над частным.

Постсоветский. Предпринята попытка создать условия ускоренного развития на основе активного внедрения западных принципов социальной организации общества и технологий управления.

Особенностью модернизации России являются последовательные попытки использовать заимствованные технологии производства и управления на всех этапах исторического развития. Государственная власть для реализации заимствованных технологий должна создавать мощные бюрократические структуры контроля над процессом внедрения этих технологий (например, реформы Петра I, Александра II, В.В. Путина). Основная проблема модернизации заключается в том, что любая бюрократия в условиях сильной авторитарной власти, политически неграмотного населения начинает перерождаться, работать сама на себя, тем самым препятствуя развитию общества. Янош Корнаи – авторитетный специалист в области экономики и страстный защитник свободной экономики – считает, что общий подход, используемый во всех странах, вовлеченных в процесс преобразований, включает в себя неразрывно связанные между собой следующие моменты: 1) сдвиг в отношениях собственности (приватизация); 2) комплекс мер, необходимых для стабилизации, либерализации и макрорегулирования (макроэкономическая стабилизация); 3) политическую поддержку этих изменений.

Концепция среднесрочной программы возрождения России делает ставку на самоуправление и самоорганизацию экономики, ускоренную либерализацию и финансовую стабилизацию при целенаправленной государственной поддержке стратегически важных секторов экономики (энергетика, авиастроение, судостроение, железнодорожный транспорт, космос, оборона, информационные технологи). Сторонники программы либерализованной и открытой экономики 2020 считают, что соблюдение этих условий автоматически приведет к изменениям структуры производства, созданию конкурентной среды, появлению инновационной экономики.

Основными задачами современного этапа модернизации являются поиски механизмов рационализации деятельности бюрократии и создания систем общественного контроля над деятельностью органов власти; развития систем представительной власти на основе принципов разделения полномочий и ответственности; поощрения созидательной активности граждан при сохранении ценностей социальной стабильности общества.

1. Аузан, А.А. "Колея" российской модернизации / А.А. Аузан // Общественные науки и современность. - 2007. - № 6. - С. 54-60.
2. Баталов, Э. Без мандата: (политический кризис в России) / Э. Баталов // Свободная мысль. - 1999. - № 10. - С. 21-30.
3. Грачев, Г.В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях / // Полис. - 2000. - № 3. - С. 151-156.
4. Грачев, Г.В. Психология манипуляции в условиях политического кризиса / Г.В. Грачев // Общественные науки и современность. - 1997. - № 4. - С. 106-115.
5. Громыко, А. Образы империи в российской истории / А. Громыко // Свободная мысль. - 2007. - № 11. - С. 163-177.
6. Евстигнеева, Л.П. Теория экономической трансформации как исследовательская программа / Л.П. Евстигнеева, Р.Н. Евстигнеев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 5-17.
7. Крючкова, П.В. Оценка регулирующего воздействия и модернизации системы государственного регулирования / П.В. Крючкова, А.Е. Шаститко // Общественные науки и современность. - 2006. -№ 4. - С. 21.
8. Поцелуев, С.П. Ритуализация конфликта (По материалам "рельсовой войны" 1998 г.) / С.П. Поцелуев // Полис. - 2004. - № 3. - С. 83-94.
9. Российский милитаризм - препятствие модернизации ("круглый стол") // Общественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С. 55-66.
10. Тихонова, Н.Е. Россияне на современном этапе социокультурной модернизации / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2006. - № 1. - С. 33-45.
11. Туронок, С.Г. Информационно-коммуникативная революция и новый спектр военно-политических конфликтов / С.Г. Туронок // Полис. - 2003. - № 1. - С. 24-38.
12. Яхнин, Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) / Е.Д. Яхнин // Вопросы философии. - 2006. - № 5. - С. 165-175.

Теории политической модернизации

Теория политической модернизации в политической науке начала формироваться в 50-60-х гг. XX в. Ее создатели опирались на теоре­тическое наследие известных исследователей XIX- начала XX вв., в частности М. Вебера (выдвинувшего идею развития европейской ци­вилизации в направлении от традиционного общества к современно­му на основе рационализации поведения), Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма (предложившего концепцию эволюции от обществ с «механической солидарностью» к обществам с «органической солидарностью» на ос­нове разделения труда). В качестве теоретической базы, на которую опирались теоретики модернизации, выступали также основные поло­жения структурно-функционального анализа, представления струк­турных функционалистов об общественном развитии.

Особый вклад в разработку теории модернизации внесли работы Г. Алмонда и Д. Пауэлла «Сравнительная политология. Подход с по­зиций "концепции развития"»(1966), Д. Аптера «Политика модерниза­ции» (1965), С. Липсета «Политический человек» (1960), Л. Пая «Ас­пекты политического развития. Аналитическое исследование» (1966), Д. Растоу «Мир наций» (1967), Ш. Эйзенштадта «Модернизация: про­тест и изменение»(1966), С. Хантингтона «Политический порядок в меняющихся обществах»(1968) и другие. В своем развитии теория модернизации прошла условно три эта­па: 50-60-е гг., 60-70-е гг. и 80-90-е гг.

Теория модернизации «образца 50-60-х гг.» основывалась на та­ком методологическом допущении, как универсализм. Развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Признавалось наличие национальных особеннос­тей, однако считалось, что они имеют второстепенное значение.

В целом модернизация представлялась как процесс развития в направлении от традиционного общества к современному. Большин­ство авторов теории модернизации в 50-60-х гг. исходили из идеи технологического детерминизма. Они считали, что в основе общест­венного развития лежит прогресс в экономике и технологии, ведущий к повышению жизненного уровня и решению социальных проблем (необходимо отметить, что в этот же период создавались теории ин­дустриального общества, основанные на сходных допущениях; эти теории развивались в трудах У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла и др.). Бла­годаря научно-техническому прогрессу происходит «осовременивание» общества путем перехода от традиционных ценностей и общественных структур к современным, рациональным ценностям и струк­турам.

Наиболее развитой, «современной» страной представители тео­рии модернизации считали США, за которыми выстраивались евро­пейские страны. Однако отсталые страны также имели шанс достичь уровня «современности» передовых держав. Теория модернизации объясняла пути и способы решения этой задачи. Для этого выясня­лось, насколько «отсталые» общества соответствуют «идеалу», выяв­лялись некоторые национальные особенности и намечались пути ре­шения проблем.


Таким образом, одной из основных черт теории модернизации пер­вого этапа был телеологизм и евроцентризм (точнее американоцентризм). Об этом свидетельствуют и некоторые определения модерниза­ции, родившиеся в этот период. В частности, один из крупных исследо­вателей Ш. Эйзенштадт определял модернизацию следующим обра­зом: «Исторически модернизация - это процесс изменения в направ­лении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. - на южноамериканский, азиатский и африканский конти­ненты». Схожее определение дает и В. Мур: «Модернизация являет­ся всеохватывающей трансформацией традиционного домодернистского общества в социальную организацию, которая характерна для передовых, экономически процветающих западных наций, характери­зующихся относительной политической стабильностью».

Благодаря этим особенностям теория имела большую приклад­ную значимость: ее положения, например, с успехом применялись для обслуживания внешней политики США.

Эти особенности обусловили и специфику взглядов исследовате­лей на содержание политической модернизации как части общего процесса «осовременивания». Политическая модернизация на пер­вом этапе развития теории сводилась к следующему:

Демократизация развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, созда­ние представительных органов власти, разделения властей, введение института выборов);

Изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными).

Представители теории политической модернизации выделяли благоприятные и неблагоприятные факторы этого процесса в развива­ющихся странах. Среди благоприятных называлось успешное соци­ально-экономическое развитие стран «третьего мира», а также актив­ное сотрудничество с развитыми государствами Западной Европы и США. Среди неблагоприятных отмечались сохранение элементов тра­диционного общества, нежелание правящих элит поступиться своими интересами ради обновления страны, неграмотность, отсутствие ра­ционального сознания у большинства населения, существование тра­диционных социальных слоев и традиционного сектора производства. В ходе модернизации должно было, по мнению сторонников данной теории, происходить постепенное устранение неблагоприятных фак­торов.

Политические события 60-х гг. продемонстрировали несовершен­ство теории модернизации и необходимость ее дальнейшей доработ­ки. Эти события вызвали волну критики, в рамках которой условно можно выделить два направления:

1) радикальная критика модернизации, осуществляемая в основ­ном представителями развивающихся стран, а также левого движения 60-х гг. в Западной Европе. По их мнению, теория модернизации оправдывала колонизацию. Они выступали против западной экспансии, за антимодернизацию (против мо­дернизации по западному образцу);

2) критика модернизации, развиваемая в рамках «теории отста­лости», представителями которой были в основном левые радикалы западных и некоторых развивающихся стран. Они критиковали теорию модернизации за упрощение картины развития, за то, что данная теория недостаточно учитывала специфику рассматриваемых обществ, особенности культу­ры и не объясняла механизм торможения насаждавшихся но­вых отношений, институтов и т.п. Эти исследователи счита­ли, что модернизация по западному образцу ведет к консер­вации отсталости, зависимости, нарушению экономической структуры, разрушению экологической среды и социальным конфликтам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные этапы модернизации Китайской Народной Республики

Данная тема исследования весьма интересна, во-первых, по причине стремительного и успешного развития Китая на мировой арене. Экономическая модернизация как основная сила прогресса страны - это и есть приоритетное направление реформ, которые происходят в нашей республике. По этой причине пример успешного развития модернизационных процессов в КНР может быть для нас полезен в проведении национальных реформ внутри страны. К тому же понимание специфики политической культуры Китая создаст благоприятные условия для дальнейших взаимовыгодных отношений между КНР и Казахстаном.

Экономический подъем в Китае стал одним из наиболее важных событий в мире в конце прошлого века. За 30 лет системно-структурных и социально-экономических преобразований в условиях социализма с китайской спецификой КНР добилась грандиозных успехов в социально-экономическом развитии и создала высококонкурентоспособную экономику, которая и в условиях глобального кризиса обеспечивает высокие темпы экономического роста.

На данном витке развития, когда многие страны стоят на пути модернизации и реформ, специфический опыт Китая привлекает внимание благодаря не только своим особенностям, но и предварительным итогам модернизации, поставившей это государство в первую пятерку мировых лидеров по многим показателям. Опыт проведения политики модернизации в КНР вызывает огромный интерес, основанный на реальных достижениях Китая в кратчайшие, по историческим меркам, сроки в контексте сопоставления китайской модели с реформами в странах постсоветского пространства и других государствах.

Если мы хотим понять модернизацию Китая лучше, мы должны рассматривать ее как процесс изменений, долгосрочный переход от одного состояния общества к другому. Что касается модернизации Китая, то это процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу. В то же время мы должны учитывать, что модернизация Китая происходила в определенной среде, не схожей с западной.

Когда мы говорим о понятии «модернизация» в Китае, многие люди считают его новой концепцией. Э то неправильно. Период перехода Китая к современности, его интенсивной модернизации в научной литературе относят к первой половине XX в. - 1900-1950 гг. Это время китайского становления современности. Китайское государство этого периода рассматривается как субъект линейного развития страны, многотысячелетней истории Китая, в ходе которой формировалась специфическая китайская идентичность . На самом деле, понятие «модернизация» в Китае впервые появилось в 1919 году, во время «Движения Четвертого мая», когда некоторые интеллектуалы начали говорить о будущем Китая. Они, используя понятие «модернизация», выразили надежду на реализацию модернизации в Китае. На тот момент они имели в виду переход от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу, как современный Запад. С того момента «модернизация» стало ключевым словом в газетах и журналах того времени. Позже это понятие исчезло и вновь вошло в употребление в 30-е годы, когда Япония вторглась в Китай. В 1975 году премьер Чжоу Эньлай использовал это понятие в своем докладе и призвал китайское правительство реализовать «Четыре модернизации»: в области промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники. После окончания культурной революции Китай начал использовать концепцию модернизации снова, как лозунг и как задачи, которые должны быть достигнуты .

Профессор Восточно-китайского педагогического университета Ли Хунту в своей статье «Модернизация Китая: исторический обзор» разделяет модернизацию Китая на четыре периода, так сказать предлагает четыре различные модели модернизации для каждого периода. Проследим эти сложные ступени и различные процессы.

1. 1840 -1 910 гг . Это первый период и начало модернизации Китая. Ее целью было спасти страну от западного вторжения. Как нам известно, после промышленной революции Великобритания стремилась создать коммерческие отношения с Пекином, но все попытки не увенчались успехом. В 1840 году Британия победила Китай в первой опиумной войне, и Китай был вынужден открыть свои двери Великобритании и другим западным странам. Китай, получивший сильное поражение в опиумной войне, столкнулся с ситуацией, когда Китай уже не «центр мира» и уже не имел былую мощь, в то время как Великобритания и другие западные страны были могущественными. Китай начал понимать, что, для того чтобы победить Запад и сделать страну сильной, единственным решением было учиться у Запада. Таким образом, династия Цин решила начать реформы и развивать промышленность и технологии.

2. 1911 -1 949 гг . Это вторая модель модернизации, соответствующая изменениям от реформ в рамках федеральной системы династии к буржуазной революции. Когда военно-морской флот Китая потерпел поражение от своего соседа Японии в 1894-1895 годах в китайском Северном море, это был большой шок для Китая: Как большая страна, которая развивается в течение пятидесяти лет, может быть побеждена небольшой страной? Были выявлены основные причины. И одной из причин было то, что династия Цин проводила реформы в рамках федеральной системы династии, в то время как реформаторы в действительно не хотели изменить древний режим. Поражение против Японии показало, что невозможно было сделать Китай сильным, придерживаясь древнего режима, и что династия Цин не может проложить путь к модернизации. Радикальная группа была убеждена, что революция была абсолютной необходимостью. Это означало, что старый режим династии Цин должен был быть изменен и что должна быть создана новая политическая система. Они отвернулись от японской модели к французской и американской моделям, надеясь изменить традиционный Китай революционным путем.

Благодаря упорной работе, с 1912 по 1937 годы экономика страны не только восстановилась, но и возросла. Т от период называется в Китае «Золотой век» . Но эта благоприятная ситуация остановилась, когда в 1937 году Япония вторглась в Китай и резко нарушила процесс экономического роста в течение восьми лет. Сегодня, когда мы размышляем об этом периоде, мы не можем не поднять тот вопрос, что если бы не было в течение долгих восьми лет войны с Японией (1937-1945), Китай добился бы экономического роста сравнимого с промышленно-развитыми странами? Конечно, историю уже не переписать, и мы можем лишь строить свои догадки. После восьми долгих лет войны против Японии были еще три года гражданской войны (1946-1949), в которой две стороны, Гоминьдан и Коммунистическая партия, боролись друг с другом за власть. В конечном итоге коммунисты выиграли эту войну, и была создана новая страна. Она была основана на рабочем классе и крестьянстве, в отличие от Гоминьдана, который упор делал на буржуазный, или капиталистический класс. Это также означало, что Китай впервые с 1840 года восстановил национальное единство и суверенитет. Одним словом, Китай вступил в новую эпоху модернизации.

3. 1949 -1 976 г . г. Это уже третья модель, соответствующая переходу от капиталистической к социалистической модернизации. После победы в гражданской войне новые лидеры столкнулись с трудной ситуацией. Китай все еще являлся бедной и отсталой страной, хотя ее промышленность развивалась с середины XIX века. Там не было никакой реальной промышленной революции, как в Англии. Если даже и были какие-либо знаки и символы современности, то они были ограничены в больших городах, таких, как Шанхай. Таким образом, экономическое развитие стало первой задачей для нового Китая. Какую дорогу коммунистическое руководство выбрало чтобы добиться развития? В то время, коммунистическое руководство, отказавшись от западной модели, выбрало советскую модель развития. Лозунгами дня были такие слова, как «Учиться у Советского Союза», «СССР сегодня это завтра Китая». Тем не менее история показала, что советская модель имела серьезные недостатки, такие, как идеализированная централизованно-направленная плановая экономика, ее ошибочное мнение, что рыночная экономика это непременно капиталистическая, отмена частной собственности. Одним словом, она создала «социалистические» догмы, которые позже обернулись против социализма, нанося вред для эффективной модернизации.

В сентябре 1976 года умер основатель Китайской Народной республики Мао Цзэдун, и к власти фактически был возвращен один из виднейших представителей прагматического крыла в китайской компартии Дэн Сяопин, ученик и наследник незадолго до этого умершего в январе того же года премьера Чжоу Эньлая.

С возвращением Дэна к активной деятельности именно он постепенно стал определять дальнейшее направление развития КНР и идеологическую ситуацию в стране. Он провозгласил конец культурной революции. Это положило конец социалистической модели модернизации. Модернизация Китая вступила в новую эру.

4. С 1976 года по настоящее время. Это четвертый период модернизации. Факты показали, что социалистическая модернизация Мао или антикапиталистическая модернизация не дало желаемых результатов и что она не была естественной. Столкнувшись с трудностью ситуации, Дэн Сяопин принял меры по реформированию режима. Для того чтобы сделать это, он призвал к «освобождение ума» от старых догм и ошибочного понимания социализма. Первоочередной задачей вместо ведения «классовой борьбы », бывшей для Мао Цзэдуна основой политики, было объявлено развитие производительных сил страны .

Выбор общей стратегии модернизации правительством КНР был обусловлен главным образом тремя основными целями, значение которых могло меняться в течение более, чем 20 лет реформ: 1) необходимость удержать власть в руках правящей партии, ориентируя население на достижение реалистичных целей, связанных с постепенным выходом из состояния крайней бедности; 2) необходимость создать широкую базу поддержки в рамках бюрократического аппарата для высших эшелонов правящей партии (той их части, что поддерживала реформы); 3) необходимость повышения внешнеполитической роли и военной мощи КНР для обеспечения в будущем борьбы за природные ресурсы и рынки сбыта экспортной продукции .

Модель развития, применимая для достижения указанных целей, не могла быть заимствована в полном объёме в других странах . Поэтому правительство КНР применило модель параллельного развития различных экономических укладов при сохранении доминирующей роли госсектора, что обеспечивалось сильным бюрократическим аппаратом, сохранившимся от периода Мао, но получившим новые ориентиры и задачи.

Из вывода об отсутствии единой модели Дэн Сяопин, опасавшийся, что идеологический диктат и жесткий детерминизм марксистской модели будут сдерживать проведение реформ, вывел необходимость увязывать социалистическое строительство с уровнем экономического развития страны и ее историческими условиями. Сопоставление с внешним миром позволило Дэн Сяопину выделить характерные особенности Китая, отличавшие его от остальных стран (низкий уровень экономического развития, огромное отставание от развитых стран, большое население, дефицит пахотной земли) и не учтенные в марксистских схемах, и оправдать, таким образом, проведение в Китае «модернизации с китайской спецификой», «модернизации китайского типа».

Не имея возможности отказаться от символов революции и действовавшего социального проекта, Дэн Сяопин тем не менее постарался придать марксизму сугубо инструментальный характер, сократив его значение как императивного идеала, официально закрепив положение о «практике как критерии истины» и призвав на 3-м Пленуме ЦК 11-го созыва в декабре 1978 года «раскрепостить сознание», освободиться от господствовавших догм. С этого момента, как официально считается в КНР, начались современные реформы.

Официальной идеологией в КНР во время проведения преобразований государственного масштаба была объявлена теория строительства социализма с китайской спецификой. Политика реформ получила наименование, закрепленное в Конституции КНР -«социалистическая модернизация»: «Наша страна находится на начальном этапе социализма. Основной задачей, стоящей перед нацией, является концентрация усилий, направленных на социалистическую модернизацию в соответствии с теорией социализма с китайской спецификой» . Социалистическая модернизация в КНР представляет собой китайскую модель модернизации особого типа, базирующуюся на теории строительства социализма с китайской спецификой, которая является результатом осуществленного правящей политической элитой Китая синтеза марксистских представлений о развитии общества, конфуцианских социально-политических представлений о гармоничном общественном развитии (в частности о построении общества «малого благоденствия» - «сяо кан»), а также капиталистических техник и методов в области экономического реформирования. По нашему мнению, конфуцианская концепция, отвергнутая Мао Цзэдуном, была впоследствии выбрана Дэн Сяопином исходя из определенных политических целей, которые позволили не только вернуть КНР авторитет культурного лидера восточноазиатского региона, но и заложили основу для будущего мирного объединения страны, поскольку концепция «сяо кан» традиционно близка и понятна для граждан обоих берегов Тайваньского пролива.

Вступление Китая в 1978 г. на путь экономических реформ и открытости после десяти лет культурной революции, вызвавшей кризис в народном хозяйстве и задержавшей почти на два десятилетия социально-экономическое развитие страны, показало целесообразность использования рыночных механизмов и широкомасштабного сотрудничества с внешним миром для построения конкурентоспособной экономики.

Однако китайский опыт модернизации еще раз продемонстрировал, что переход от социалистической экономики к рынку сопряжен с огромными трудностями. Незавершенность и ограниченность реформ стали причиной трудно разрешимых проблем, которые стоят на пути перехода китайской экономики к реальному рынку. По мнению специалистов, основная угроза дальнейшей модернизации китайской экономики исходит от государственного сектора. В нем трудится 125 миллионов человек из 170 миллионов, занятых в промышленном производстве. При этом большинство государственных предприятий являются убыточными. Коррупция, присущая в особенности административной экономике, разъедает все эшелоны власти, несмотря на смертные казни и длительные тюремные заключения. Не прекращаются в различных регионах этнические и социальные конфликты. Более 100 миллионов бездомных крестьян кочуют от одной провинции к другой в поисках работы и пропитания .

Осуществление политики социалистической модернизации в КНР продолжается, а значит, руководству КНР приходится сталкиваться и разрешать новые практические и научно-теоретические трудности и противоречия. Таким образом, анализ возникающих проблем, применение новых методов для их решения позволяет выделить такие характеристики китайской модели модернизации, как гибкость и быструю адаптацию к новым условиям.

Кроме того, хотелось бы выделить вектор и динамику дальнейшего развития модернизации в КНР. По нашему мнению, несмотря на то, что китайское руководство определило экономическую сферу в качестве основы социалистической модернизации, неизбежно проведение политических реформ, которые медленно и постепенно осуществляются в китайском обществе. Помимо перечисленных выше изменений в этой сфере, можно также попытаться спрогнозировать дальнейшие перспективы реформ в политической сфере КНР.

На новом историческом этапе Китаю потребовалось внести ряд изменений как на теоретическом, так и на практическом уровне в политику модернизации государства, отвечающих условиям XXI века, однако все они основываются не на отказе, а на совершенствовании созданной в КНР сбалансированной системы устойчивого социализма без смены строя. При этом реформирование всех систем проходит в духе сохранения национальных традиций, а не копирования каких-либо образцов и моделей развития.

Для современного Китая, уже достигшего значительных успехов на пути модернизации, настало время уравновешивания экономических достижений с балансом политической системы, для чего ему необходима долгосрочная мирная и стабильная обстановка как на региональном уровне, так и на международной арене в целом.

Безусловно, модернизация отразилась на изменении и преобразовании характера китайской нации, внеся много нового в политику, экономику страны, ее культуру и духовные ценности. Однако это происходит постепенно на основе идеологической концепции гармоничного развития, без ломки общественного сознания. Таким образом, именно китайская модель модернизации может послужить примером для многих развивающихся стран мира, ставящих своей целью поступательное развитие на основе экономических достижений, повышения благосостояния своих граждан и политической стабильности.

На вопрос, что же получится в результате китайской модернизации -социализм или капитализм, наилучший ответ дал Дж. Арриги в своей книге «Адам Смит в Пекине». Он выделяет капиталистический путь развития, который характерен для Запада, и некапиталистический рыночный путь развития в Китае. Последний идейно восходит к А. Смиту . Этот путь был в Китае в XVII в ., и он же реализуется там сегодня, как утверждает Арриги. Он говорит, что, если Китай не построит капитализм, это не будет означать, что он построил социализм. Если же он не построит социализм, это не будет означать, что он построил капитализм . Не исключено, что именно здесь произойдет рекатегоризация привычных понятий, и термин «капитализм», введенный В. Зомбартом в 1902 г ., исчезнет, как и гораздо ранее предложенный термин «социализм».

Литература

экономический модернизация индустриальный

1. Федотова В.Г. Теорема Томаса китайской модернизации // Вопросы философии. - 2012. - №6. - С. 17-22.

2. LI Hongtu China"s modernization: a historical survey w1.ens-lsh.fr/colloques/chine 2004/ china_modernization.html

3. Конституция КНР, Преамбула. - Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 1982.

5. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае. - М., 2011.

6. Голубович А., Фундобный С., Орлов А. Опыт модернизации в КНР. Арбат капитал, 2010.

7. Арриги Дж. Адам Смит в Пекине. Что получил в наследство XXI век. - М.: Институт общественного проектирования, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этапы формирования "китайского экономического чуда". Реформы аграрного сектора, характеризующиеся предоставлением экономических свобод субъектам хозяйствования. Дисбалансы экономического роста Китайской республики и становление новой модели развития.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Определение понятия промышленного переворота как перехода от мануфактурного производства к машинному, изменение структуры общества от аграрного к индустриальному. Технические предпосылки возникновения фабричной промышленности в США в 50-60-е гг. XIX века.

    реферат , добавлен 14.12.2012

    Реформы хозяйственной системы в китайской деревне, системы управления промышленностью и финансовой системы. Переход общества на путь социалистической плановой товарной экономики. Сохранение товарно-денежных отношений как средства взаиморассчетов.

    реферат , добавлен 30.10.2009

    Понятие аграрного сектора, его особенности и роль в экономике страны. Изучение направлений государственной политики в области сельского хозяйства. Анализ состояния агропромышленного комплекса и пути развития сельского хозяйства Республики Башкортостан.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2014

    Общая характеристика инвестиций как долгосрочного вложения капитала. Основные особенности развития рынка инвестиций в России, представленного предприятиями, инвесторами, зарубежными компаниями. Сравнение инвестиций России и Китайской Народной Республики.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Анализ развития экономики КНР за последние 30 лет. Общая характеристика основных отраслей экономики страны после Второй мировой войны. Проблемы и итоги "большого скачка" и "культурной революции". Современный этап социально–экономического развития Китая.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    Разновекторность аграрного и сельского развития в Украине, необходимость и предпосылки ее преодоления. Государственная политика сельского развития на базе общин; цель, пути и средства социоэкономической модернизации отечественного аграрного сектора.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2012

    Суть и составляющие процесса модернизации. Деньги для модернизации и роль государства в ней. Эндогенная, эндогенно-экзогенная и экзогенная модернизация. Структура российского экспорта и импорта. Участие банков в финансировании российской модернизации.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2012

    Состояние и проблемы промышленного развития. Промышленность как одна из ведущих отраслей экономики, образующая фундамент научно-технической трансформации и развития, социального прогресса общества. Приоритетные направления модернизации промышленности.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2010

    Диагностика базовых индикаторов развития Республики Дагестан и Республики Адыгея. Основные барьеры на пути модернизации и экономического роста. Цели создания региональных кластеров. Предложения по улучшению социально-экономического положения регионов.

Политическая модернизация общества является необходимым осознанным процессом систематизации, классификации и формализации идей гражданского порядка с целью проектирования на этой основе оптимальной стратегии социального развития. Ключевыми понятиями модернизации являются «согласованность ветвей власти», «устойчивый процесс социального развития», «опорные социальные ориентиры». Сегодня нельзя строить власть «на авось». Жизнь требует нового подхода, объединяющего частные теории и концепции. Философия нашей концепции опирается на идеи Востока и Запада. На Востоке основной задачей власти является обеспечение общественного порядка. В обществах Запада обсуждается дилемма «демократия либо авторитаризм». В целом главной проблемой философии политики стал вопрос измерения властных функций всех сфер общественной жизни. Мы предлагаем властные измерения проводить методом объединения отдельных свойств демократической и авторитарной стратегий. В этом состоит наша идея синтеза оптимальной динамической стратегии социального развития.

Разберем основы европейской стратегии, которая выросла из морали протестантских общин: «будь нетерпим к ошибкам окружающих, будь прилежен, будь бережлив». Принципиально, эта мораль способна сплотить общину под руководством сильного лидера, но не выдерживает проверки по критерию «то же самое» в разных ситуациях. Единый подход к оценке «то же самое» предложил Лука Пачоли в форме бухгалтерского учета. Это был первый в истории этап модернизации общества, построенный на контроле на недоверии, давший инерционную устойчивость бюрократизму, демократии, индивидуализму, достигший своего апогея в XIX веке и пришедший в упадок к ХХI веку.

Первая успешная система отношений «на недоверии» реализована в Конституции США в форме противодействия ветвей власти. На протяжении 150 лет Конституция была главным продуктом экспорта США и стимулятором внешних инвестиций. В итоге смысл демократической модернизации свелся к тотальному применению принципа взаимного недоверия и проявился в социальных ориентирах: контроль ошибок, воспитание прилежности, сохранение собственности. В.И. Ленин назвал эти отношения «войной всех против всех». Макс Вебер в кн. "Протестантская этика и дух капитализма" именует эти отношения западным капитализмом, основанным на признании субъектов хозяйствования, повсеместном применении бухгалтерского учета и отчетности, развитии методов анализа, рациональном управлении, протестантской этике.

Второй исторический этап модернизации реализован в СССР в форме централизованного планирования, ядро которого составляет контроль исполнения ГОСТов. Этот этап был оформлен системой социальных ориентиров: контроль исполнения ГОСТов, воспитание исполнительной дисциплины, выполнение плановых заданий. Принцип этой системы, - приумножение общественной собственности (ст.131. Конституции СССР 1937), а ориентир для подражания, - структура отраслей развитых стран.

Третий исторический этап объединительной модернизации общества осуществляется сегодня через контроль доверием на отношениях согласия, он имеет цель приумножения собственности на основе развития креативных инициатив населения, опираясь на конституционное право трудиться по способностям (ст.41, Конституции СССР 1977 г.; ст.34, Конституции РФ 1993г.) и содержит социальные ориентиры: контроль инициативы субъекта, воспитание ответственности, компетентная деятельность.

Первый из упомянутых исторических этапов модернизации общества представляет социальный коридор, в котором порядок возникает в результате непрерывного поиска равновесия между противоборствующими ветвями власти. Здесь формальный порядок можно выразить системой однородных алгебраических уравнений, где интенсивность контроля ошибок такая, какая необходима для обеспечения прилежности и сохранения собственности; соответственно, подобные уравнения можно выразить для прилежности и сохранения собственности. Полезность такого режима контролируется и направляется общественными организациями и СМИ. Идеология первого этапа модернизации успешно освоена в США, чем привлекла инвесторов всего мира. Безграничный доступ к дешевым кредитам позволил США развиваться 150 лет.

Советская модернизация шла под лозунгом «догнать» структуру отраслей развитых стран. Успех здесь возникал за счет ножниц между статичным тарифным нормированием и динамичным техническим нормированием. Идеология не имела глубоких моральных и нравственных традиций, поэтому советская модернизация была обречена. Вторая мировая война затормозила гибель режима до конца 20-го века. Сегодня советский режим канул в Лету, хотя идея подражания новациям является полезной и нуждается в локальном исполнении.

Третья историческая волна объединительной модернизации возникла из необходимости сгладить издержки прежних этапов, где мораль и нравственность отдалились от реальности, где люди в массовом порядке утратили эстетическое начало и инициативное принятие самостоятельных решений, ушли от социальной активности, стали «лишними» в обществе. По данным интернета число «лишних» россиян приблизилась к 100 млн. Важно, что не общество их забраковало, но они сами сделали протестный выбор. Мы исследовали этот современный негативный социальный феномен на примере Чернобыльской АС, где в результате аварии исчезли социальные ориентиры и работники потеряли потребность и способность принимать решения. В таких экстремальных ситуациях люди страдают навязчивыми страхами и бессонницей. Организационно мы укрепили в коллективе ЧАЭС социальные ориентиры. Работники стали более адекватными, у них появилась потребность принимать решения, нормализовался сон, исчезли страхи. Наш вывод: сущностью человека является эстетика опережающего ориентирования в форме согласованного единства социальных ориентиров; при большом рассогласовании ориентиров человек теряет связь с социумом, отказывается принимать решения. Согласование ориентиров возвращает человеку адекватность.

Представляется, педагогическая личностно ориентированная парадигма вызвана необходимостью устранить разногласия между эстетическим началом человека и устаревшими элементами этической практики, что проявилось системным кризисом идеологии, разрушением советской государственности, кризисом педагогической науки и требует обретение человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры. На этом пути возникла потребность создать и запустить механизмы, направленные на скорейшую координацию факторов образовательного процесса.

Предлагаемый курс подготовки организаторов модернизации образовательного процесса посвящен механизмам систематизации, классификации и координации факторов образовательного процесса путем объединения трех исторических этапов модернизации. Содержание модернизации, - это систематизация социальных ориентиров граждан и приведение их в соответствие информационному уровню, общественному характеру, потребностям развития общества. Образование, как авангардная отрасль экономики, находится на переднем рубеже модернизации. Локомотивом здесь является новая личностная парадигма - ведущая тенденция педагогического сознания 21-го века. Согласно личностно ориентированной парадигме нуждаются в уточнении такие категории: базовые цели политики, собственность, свобода, равенство, социальные ориентиры человека, критерии согласования социальных ориентиров, - что входит в круг инструментов модернизации общества.

Делай добро и говори об этом

ВКО №5, 2009 г.

В.Буренок доктор технических наук, профессор

Единственным общим правилом модернизации вооружения и военной техники должно быть обеспечение приемлемых значений критерия «эффективность-стоимость»

Когда облик перспективного образца нового поколения не очевиден, то в этом случае поэтапная модернизация с одновременной оценкой возможных «технических прорывов» является наименее рисковым путем формирования этого облика.

Одним из способов поддержания требуемой оснащенности организационно-штатных формирований вооружением, военной и специальной техникой (ВВСТ), сохранения или достижения высокой эффективности как отдельных образцов ВВСТ, так и системы вооружения в целом, является модернизация. Особенно актуально это направление совершенствования ВВСТ в современных условиях, когда недостаток ассигнований сдерживает разработку нового поколения вооружений, а предыдущее поколение морально устарело.

Cуществующие энциклопедические издания при рассмотрении понятия «модернизация» делают акцент на собственно конструктивной доработке ВВСТ.

Например, в «Военной энциклопедии» под модернизацией понимается обновление устаревшей военной техники путем усовершенствования конструкции отдельных ее частей, изменения состава оборудования в целях улучшения тактико-технических характеристик (ТТХ) и (или) повышения эксплуатационных и технологических качеств) без изменения целевого назначения этой техники (Военная энциклопедия. М.: Воениздат, 2001. том 5. с. 190).

Необходимо отметить, что придание образцу ВВСТ «современного вида» (последнее и является значением термина «модернизация») не сводится к тривиальному совершенствованию его конструкции по принципу «там, где накоплен научно-технический задел», например, замене двигателя на более мощный, установке радиоэлектронного оборудования, созданного на новой элементной базе, установке более эффективных приборов разведки и наблюдения и т.п.

Любой образец ВВСТ имеет свое целевое предназначение, «встроен» в систему вооружения, количественно и качественно ориентирован на противодействие противостоящей системе вооружения вероятного противника и т.д., поэтому совершенствование его конструкции и изменение значений ТТХ должно осуществляться с учетом этих факторов.

То есть, если рассматривать модернизацию в более широком смысле - то это сложная научная проблема, требующая системного решения с учетом результатов анализа боевых задач, для решения которых образец предназначен, достигаемой эффективности их решения существующими и модернизированными образцами, места и роли модернизированного образца в системе вооружения, его взаимосвязей и взаимовлияния с другими элементами системы вооружения, затрат на проведение мероприятий по модернизации, возможных вариантов конструктивного совершенствования образца, возможностей предприятий оборонной промышленности по проведению собственно конструктивных доработок (производству модернизированного) образца ВВСТ и т.п.

Следовательно, если методически правильно выстроить последовательность действий по модернизации ВВСТ (в широком понимании), то она будет выглядеть следующим образом:

1. Формирование требований к системе вооружения и отдельным образцам ВВСТ на долгосрочный период.

2. Определение соответствия уровня ТТХ существующих образцов требованиям на этот период.

3. Формирование возможных вариантов модернизации образцов ВВСТ для выполнения указанных требований.

4. Определение типа модернизации с учетом состояния ВВСТ, находящегося в войсках: модернизация техники строя, производство модернизированных образцов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

5. Военно-экономический анализ вариантов модернизации (по критерию «эффективность - стоимость») и выбор предпочтительных (рациональных).

6. Разработка конструкторской документации на проведение модернизации ВВСТ по рациональному варианту.

7. Осуществление доработки существующих образцов (техники строя) на предприятиях промышленности, либо производство модернизированных образцов.

НЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ОБРАЗЕЦ, ЕСЛИ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИВЕДЕТ К УВЕЛИЧЕНИЮ (ИЛИ СОХРАНЕНИЮ НЕДОПУСТИМО БОЛЬШОЙ) НОМЕНКЛАТУРЫ ВВСТ, ЕГО ЗИПА, ВЫЗОВЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ СОХРАНЕНИЯ УСТАРЕВШИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И РЕМОНТНЫХ МОЩНОСТЕЙ, УСЛОЖНИТ БОЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, РЕМОНТ И ХРАНЕНИЕ, УВЕЛИЧИТ КОЛИЧЕСТВО ВОЕННО-УЧЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ТЕМ САМЫМ УСЛОЖНИТ ПОДГОТОВКУ ЭКИПАЖЕЙ (РАСЧЕТОВ) И Т.Д.

Формирование требований к системе вооружения ВС РФ в целом и образцам ВВСТ осуществляется в рамках разработки единой системы исходных данных (ЕСИД) для программно-целевого обеспечения военно-технической политики России. ЕСИД в качестве одного из важнейших блоков включает военно-стратегические и оперативные исходные данные (ВСОИД).

ВСОИД с системных позиций определяют требования к системе вооружения ВС РФ в целом, к системам вооружения видов ВС (родов войск), отдельным важнейшим комплексам вооружения. Такой подход к разработке требований является очень важным, поскольку позволяет избежать ошибок ведомственного подхода к определению уровня характеристик, достичь сбалансированности в развитии всех элементов системы вооружения.

Вторым важнейшим блоком ЕСИД являются макроэкономические исходные данные, на базе которых формируются ресурсные ограничения на развитие как системы вооружения ВС РФ в целом, так и систем вооружения видов ВС и родов войск.

Эти ограничения фактически опосредованно определяют масштабы мероприятий и виды модернизации, поскольку ограниченное финансирование как раз и заставляет уделять большее внимание модернизации как сравнительно менее дорогостоящему способу (по сравнению с разработкой и серийным производством новых типов ВВСТ) укомплектования организационно-штатных формирований ВС РФ современным вооружением.

Непрерывно модернизируемый ветеран холодной войны стратегический бомбардировщик В-52 и сегодня весьма эффективенв ходе ведения военных действи й

Следующий этап - определение соответствия уровня ТТХ существующих образцов предъявляемым к ним требованиям. Поскольку ресурсные ограничения в настоящее время являются весьма существенными, важно при выполнении данного этапа определить ключевые направления совершенствования образцов ВВСТ.

Другими словами, нет необходимости принимать решение о модернизации всех существующих образцов ВВСТ (на что, безусловно, не хватит средств), а определить приоритетные (исходя их степени несоответствия значений их ТТХ требованиям или из важности решаемых ими задач).

На этом же этапе необходимо определение перечня ТТХ, которые должны быть улучшены. Решение данной задачи должно начинаться с формирования тактико-технических требований (ТТТ) к модернизируемому образцу исходя из содержания ВСОИД, места и роли образца в современных и перспективных боевых действиях, оценки соответствия существующего уровня ТТХ сформулированным ТТТ и определения путей обеспечения соответствия ТТХ модернизируемого образца тактико-техническим требованиям.

Эта задача является весьма непростой, многокритериальной, поскольку улучшение значений характеристик, как правило, может обеспечиваться многими путями. Например, увеличение дальности стрельбы может достигаться заменой ствола с улучшенной внутренней баллистикой, применением новых порохов с улучшенными энергетическими характеристиками, применением новых типов снарядов и т.п., или комбинированием всех перечисленных способов.

Понятно, что в каждом из случаев модернизации образца ВВСТ должен быть сформирован исчерпывающий перечень вариантов модернизации, каждый из вариантов должен быть оценен с применением методов военно-экономического анализа по критерию «эффективность-стоимость», должна быть проведена оценка реализуемости варианта предприятиями промышленности и на этой основе из всей совокупности выбран оптимальный (рациональный) вариант.

Из приведенного в начале статьи определения следует, что под собственно модернизацией (как совокупностью действий по конструктивной доработке образца ВВСТ) следует понимать следующие виды действий, направленных на предотвращение морального и физического старения образца:

1. Конструктивное совершенствование образца ВВСТ, направленное на повышение уровня основных ТТХ, характеризующих его функциональное предназначение, в целях сохранения (достижения) высоких (требуемых) значений критерия «эффективность-стоимость».

2. Конструктивное совершенствование образца ВВСТ, направленное на повышение эксплуатационных и технологических качеств образца ВВСТ при том условии, что существующий уровень ТТХ обеспечивает сохранение на длительную перспективу высоких (требуемых) значений критерия «эффективность-стоимость».

3. Конструктивное совершенствование образца ВВСТ, направленное на повышение уровня основных ТТХ, при одновременном повышении его эксплуатационных и технологических качеств.

Срок службы В-52 может составить 77 лет.

Ключевым направлением (целью) модернизации является достижение таких значений тактико-технических характеристик, которые обеспечивают выполнение возлагаемых на образец ВВСТ задач с требуемыми (приемлемыми) значениями критерия «эффективность-стоимость».

Другие действия по обновлению устаревшей военной техники (например, повышение эксплуатационных характеристик) имеют смысл только тогда, когда основные ТТХ (характеризующие предназначение образца) соответствуют современным и перспективным требованиям.

Действительно, не имеет никакого смысла улучшать эксплуатационные качества, технологичность производства, ремонта или технического обслуживания образца ВВСТ, если по уровню основных характеристик он не будет способен эффективно выполнять задачи по своему функциональному назначению.

ЛЮБОЙ ОБРАЗЕЦ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ИМЕЕТ СВОЕ ЦЕЛЕВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, «ВСТРОЕН» В СИСТЕМУ ВООРУЖЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕННО И КАЧЕСТВЕННО ОРИЕНТИРОВАН НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОТИВОСТОЯЩЕЙ СИСТЕМЕ ВООРУЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОГО ПРОТИВНИКА И Т.Д., ПОЭТОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕГО КОНСТРУКЦИИ И ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ТТХ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ С УЧЕТОМ ЭТИХ ФАКТОРОВ.

Нельзя считать модернизацией образца действия по восстановлению его технической готовности, предполагающие замену элементов (составных частей, материалов) ранее произведенного образца ВВСТ конструктивно или технологически новыми элементами, когда требования по степени повышения эффективности (уровня ТТХ) не задаются. В данном случае замена может быть обусловлена невозможностью или нецелесообразностью производства таких элементов в их существующем виде.

К сожалению, для Вооруженных Сил России такая «модернизация» осуществляется во многих случаях, что обусловлено распадом существовавших ранее производственных связей и необходимостью воспроизводства составных частей ВВСТ на новых предприятиях, длительным сроком сохранения на вооружении (снабжении) образцов ВВСТ и, соответственно, необратимым моральным старением конструктивных элементов, делающим экономически или технологически неэффективным их производство в неизменном виде.

По некоторым сложным образцам ВВСТ такая вынужденная «модернизация» обходится в 70-80% первоначальной цены образца. Но идти на нее приходится в силу незавершенности разработки новых образцов и необходимости поддержания требуемой оснащенности организационно-штатных формирований.

Уже из самого описания данной проблемы следует, что при завершении разработки новых образцов, переходе к массовому их производству и переоснащению Вооруженных Сил России она исчезнет сама собой.

Модернизация может быть важным направлением формирования облика образца нового поколения, если в результате ряда модернизаций и на основе опыта эксплуатации модернизированных образцов решается следующая совокупность задач:

Формируется научно-технический задел по технике нового поколения;

Создается соответствующая производственная база;

На основе взаимодействия разработчика (производителя) модернизированной техники и ее эксплуатанта определяется конструктивно-технический облик образца нового поколения.

Следует сказать, что решение такой совокупности задач возможно только в том случае, если образец ВВСТ не достиг «потолка» в своем развитии и не требуется переход к принципиально новому его облику, использованию при его создании новых физических принципов.

Данный вариант модернизации является наиболее предпочтительным для сложных образцов (комплексов) ВВСТ, когда облик перспективного образца нового поколения не очевиден и поэтапная модернизация с одновременной оценкой возможных «технических прорывов» является наименее рисковым путем формирования этого облика.

По такому пути пошли разработчики при модернизации танков Т-80. Были созданы модификации Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК, Т-80У, Т-80УК, Т-80АТ. Последняя модификация является по существу новой машиной, которая отличается от танка Т-80 защитой, башней, корпусом, ходовой частью, приборным комплексом, системой управления огнем, управляемым вооружением, трансмиссией с двигателем и др. (Некоторые другие примеры формирования перспективного облика образца ВВСТ в процессе модернизации приведены ниже).

Немаловажным фактором в модернизации образцов ВВСТ является характер ее проведения. Модернизации могут подвергаться образцы, находящиеся в войсках, а может осуществляться производство модернизированных образцов ВВСТ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса по новой конструкторско-технологической документации.

Безусловно, только в последнем случае в полном объеме могут проявиться преимущества модернизированного образца, поскольку ресурс всех его конструктивных элементов (составных частей) будет полным и наиболее сбалансированным.

Модернизация же так называемой техники строя - это не всегда эффективное вложение средств в повышение эффективности физически изношенного образца. В результате эксплуатации износ конструктивных элементов может быть неодинаковым, и срок службы модернизированного образца будет определяться сроком службы именно этого конструктивного элемента.

Но даже если образец находился на хранении и формально его ресурс очень высок, все равно после модернизации его жизненный цикл будет гораздо меньше, чем у вновь произведенного аналога, поскольку его конструктивные элементы (составные части) подверглись физическому старению в результате воздействия многочисленных факторов (климатических и биологических воздействий, температуры, влаги, коррозии и т.п.).

Подтверждение тому - известные события с самолетами МиГ-29, один из которых разбился по причине коррозии хвостового оперения. При обследовании самолетов, находившихся на хранении и формально являющихся неизношенными (с большим остаточным ресурсом), у них была обнаружена такая же коррозия.

В этом случае возникает вопрос - что же делать с ВВСТ, находящейся в массовом количестве в войсках и имеющих перспективу эксплуатации на длительный период в случае модернизации?

Безусловно, необходима тщательная военно-экономическая оценка целесообразности модернизации каждого из образцов техники строя. У некоторых из них остаточный ресурс может оказаться довольно значительным.

Например, в США за счет проведения мероприятий по модернизации стратегических бомбардировщиков В-52 рассчитывают продлить срок их службы до 2040 г. (минимум до 77 лет), самолетов В-2 - до 2058 г. и т.д.

Командование ВВС США полагает, что самолеты В-2 за счет поэтапных модернизаций будут находиться в строю до 2058 г.

При проведении военно-экономического анализа вариантов модернизации крайне важным является определение сценариев боевого применения организационно-штатных формирований, на вооружении которых будут находиться эти образцы, моделирование боевых действий, формирование на основе их результатов тактико-технических требований к ВВСТ.

Одновременно с этим необходимо учитывать стоимость всего комплекса мероприятий по модернизации образцов ВВСТ, включая проведение опытно-конструкторской работы (ОКР), испытаний и собственно модернизации (производства модернизированного образца, либо доработки существующего).

В свою очередь, смысл модернизации будет иметь место тогда, когда модернизации подвергается значительное количество образцов ВВСТ, а именно такое, когда стоимость ОКР и испытаний не будет превышать 10% стоимости всей программы модернизации (такие показатели диктуются экономической целесообразностью).

Исходя из той же экономической целесообразности считается, что стоимость модернизации одного образца не должна превышать 30-40% его начальной стоимости. Однако в мировой практике имеются многочисленные примеры отступления от этих правил, что, впрочем, диктовалось конкретными целями, преследуемыми в процессе модернизации.

Например, модернизация танка «Абрамс» М1 стоимостью 2,5 млн долл. (в ценах 1990 г.) в вариант M1A1 обходилась в 3,5 млн долл. Повышение характеристик достигалось путем установки 120-мм пушки XM256, доработки приборного комплекса с переделкой баллистического вычислителя на баллистику 120-мм пушки, усовершенствования СУО с лазерным дальномером и тепловизором, применения новых броневых сталей с обедненным ураном, ввода новой системы коллективной защиты с созданием избыточного давления, повышения надежности трансмиссии и ходовой части и некоторых других мероприятий, связанных с изменением бортовых редукторов и частичной внутренней перекомпоновкой танка с уменьшением боекомплекта и др.

НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ О МОДЕРНИЗАЦИИ ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ (НА ЧТО, БЕЗУСЛОВНО, НЕ ХВАТИТ СРЕДСТВ), А СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИОРИТЕТНЫЕ (ИСХОДЯ ИХ СТЕПЕНИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ЗНАЧЕНИЙ ИХ ТТХ ТРЕБОВАНИЯМ ИЛИ ИЗ ВАЖНОСТИ РЕШАЕМЫХ ИМИ ЗАДАЧ)

Фактически в процессе модернизации формировался облик нового танка (сравните с описанными выше мероприятиями по модернизации танка Т-80). Следует отметить, что стоимость танка «Абрамс» М1А2 составляет 4,2 млн. долл. Если вернуться к модернизации стратегических бомбардировщиков В-52, то в результате неоднократной модернизации их первоначальная стоимость также увеличилась многократно, но при этом решались две задачи:

эффективность модернизированного образца увеличивалась до требуемых значений (создавался образец, отвечающий современным требованиям);

осуществлялся (при минимизации технических и технологических рисков) поиск направлений формирования облика перспективного стратегического бомбардировщика на основе опыта боевого применения модернизированных образцов.

Кроме обеспечения требуемых значений критерия «эффективность-стоимость» важным условием модернизации является соблюдение системности решения о модернизации того или иного образца ВВСТ.

Например, нет никакого смысла модернизировать образец, если такое решение приведет к увеличению (или сохранению недопустимо большой) номенклатуры ВВСТ, его ЗИПа, вызовет необходимость сохранения устаревших производственных и ремонтных мощностей, усложнит боевое управление, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и хранение, увеличит количество военно-учетных специальностей и тем самым усложнит подготовку экипажей (расчетов) и т.д.

Например, нецелесообразно модернизировать образцы ВВСТ, смонтированные на шасси тягача АТТ или танка Т-54, так как при этом проявятся многие из перечисленных выше недостатков; образцы, имеющие в качестве базового шасси автомобили типа КрАЗ, производимые на Украине, по причине сложности технического обслуживания, ремонта (в этом случае смысл имеет модернизация образца ВВСТ путем замены шасси на отечественное) и т.д.

Таким образом, модернизация является важной научной и производственной проблемой, требующей комплексного подхода к ее решению. Это весьма многогранный процесс и рассматривать его в следует с использованием методической базы, адаптированной для каждого конкретного случая. Единственным общим правилом должно быть обеспечение приемлемых значений критерия «эффективность-стоимость».

Мероприятия по модернизации вооружения, военной и специальной техники должны проводиться системно - с учетом влияния отдельных образцов на развитие как системы вооружения в целом, так и важнейших ее подсистем, а также с учетом результатов детального военно-экономического анализа всей совокупности мероприятий по техническому оснащению Вооруженных Сил РФ на длительный период.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Рассказать друзьям