План-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему: от добрых правил – добрые слова и поступки. Конспект урока "От добрых правил – добрые слова и поступки"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Говорить можно то, что совсем не думаешь, - то, что от тебя хотят услышать. Говорить можно так, чтобы понравиться. Сказать можно красиво и правильно. И все обычно стремятся говорить именно так. Чем лучше человек говорит, тем больший вес он имеет в социуме, причем это касается всех без исключения социальных групп и срезов человеческого общества. Людям, независимо от их положения в социальной и в целом в человеческой иерархии, свойственно «вестись» на красивое, наверное, потому, что стремление к красоте и к гармонии заложено в природе человека. Часто именно «болтунов» выделяют из общей массы и выдвигают (снизу или сверху) на руководящие должности (от бригадира сельхозбригады - до профсоюзного босса, и даже бери выше). Естественно, вовсе не потому, что он больше или лучше работает. Если же кто-то из подчиненных заметит, что его руководитель только говорить и умеет, или же если вышестоящее начальство «болтуна» (его клиенты, ученики, воспитанники, подопечные) вдруг захочет (захотят) усомниться в своем выборе, «болтун» в девяносто случаев из ста сумеет оправдаться и отмыться от обвинений в свой адрес.

Короче говоря, слова - великое дело. Не зря вначале было Слово. Слово - один из главных инструментов в достижении любой цели, в том числе меркантильной, поскольку грамотно используя имеющийся у него словарный запас, человек может себя преподнести в самом лучшем для себя свете, и это позволит ему выгодно себя «продать», заработать больше денег, влюбить в себя и т.д.

Однако слова имеют и другое, обратное свойство. Выше рассматривались только случаи, когда человек использует СВОИ слова, в СВОИХ интересах, для СЕБЯ, по отношению к СЕБЕ. В подобных ситуациях другие люди, в последствии обманувшиеся в его словах, тоже могут пенять только на самих себя: ну, не увидели, не рассмотрели, не поняли - бывает.

Обратным свойством слов является их реальное воздействие на других людей, ведь, как говорится, словом можно и возвысить, и убить. Когда учитель хвалит своего ученика, у последнего появляется стимул достигнуть еще больших высот. Когда же человек сознательно и намеренно говорит другому человеку те слова, которые по сути перечеркивают этого другого человека и способны включить механизм его самоуничтожения, это уже тот случай, когда слова из инструмента созидания (и не важно созидания чего именно, к примеру, строительства карьеры - почему бы нет) превращаются в орудие возмездия. Именно здесь проходит тонкая, многими невидимая грань между словами и поступками.

Безусловно, людям можно, а иногда и нужно говорить «правду» о них. Не зря мы взяли слово «правда» в кавычки. У каждого - своя правда, ведь даже школьнику известно, что именно точка сидения определяет угол зрения. При этом самым важным вопросом является вопрос, какую цель ставит перед собой человек, лупя эту самую «правду-матку». Если от всей широты души, бескорыстно и искренне любя, с единственной целью, чтобы «стимульнуть», - это один случай. Тогда это тоже можно рассматривать в какой-то мере как созидание . Если же специально для того, чтобы опустить (обычно это люди делают, чтоб тем самым возвеличить себя, повысить свою значимость, причем преимущественно в собственных же глазах - есть такое защитное свойство практически у любого человеческого организма) или, того хуже, уничтожить - из-за открытого неприятия, непонимания или банального чувства соперничества, с которыми никакая безусловная любовь часто не в силах справиться, то это уже совсем другое дело. Это уже самая настоящая война. А любая война, даже самая маленькая и победоносная, - это слезы, разрушения и невинные жертвы. Так слова превращаются в поступки. Таким образом люди раскрывают свою глубинную суть, свое истинное содержание (о котором, кстати, они сами, до поры до времени, могут и не подозревать), потому что слова - зеркало ума человека, а поступки - зеркало его бессмертной души.

Вежливые поступки и слова.

Цели:

1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

3. Развивать речь.

4. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Задачи урока:

1. Привитие интереса к чтению, литературе.

2. Развивать познавательную активность, актерские способности.

3. Способствовать развитию речи учащихся.

Оборудование: слайды, карточки со словами и словосочетаниями, интерактивная доска, диск с музыкой, диск с мультфильмом.

Литературный ряд:

    стихи “Ежели вы вежливы”, И. Никольская “Невежливая вежливость” , О. Дриз “Добрые слова”,мультфильм В. Сутеева «Мешок с яблоками», стихотворение «Четыре глаза»,рассказ, стихотворение Л. Николаенко «Доброта» Музыкальный ряд: музыка Шаинского.

Ход урока.

Презентация

I. Организационный момент.

1. Вступление. Пригласительный билет.

2. Учитель: Много интересного ждет вас сегодня на классном часе . Сегодня мы отправимся в страну “Доброты и вежливости”. Мы поплывем туда на корабле. Слайд 1 (корабль)

Но чтобы попасть на корабль мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.

Дети: называют вежливые слова и садятся. Слайд 2 (слова)

(здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)

Учитель: А что такое вежливость? Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Первое море, которое мы должны переплыть – “Море милосердия”.

Слайд3 (море)

Учитель. Пока мы будем плыть посмотрим мультфильм, который называется «Мешок с яблоками». (просмотр мультфильма)

Беседа по прочитанному.

Учитель . Зачем заяц пошел в лес? Кому он нес яблоки? Велика ли семья у зайца? Кого встретил заяц на обратном пути? Как он отнесся к зверям? Что так рассмешило ворону? Что вы можете сказать о зайце? (добрый, милосердный)

Учитель. Вот какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов в словаре русского языка : " Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь, из сострадания, человеколюбия". (на слайде3 слова)

1 ученик : Будь милосердным. Помогай тому, кто находится в беде, кому нужна твоя помощь. Не отказывай тем, кто в тебе нуждается. Забудь о себе, чтобы помочь другому. Дари добро, не надеясь на благодарность. Человек живет не для одного себя, а для тех, кто рядом с ним. БУДЬ МИЛОСЕРДНЫМ.

Мы переплыли море и оказались неожиданно в «Заливе «зла». Телеграмма! СОС с залива Добра. “Подумай-ка” Слайд4.

Текст телеграммы “Помогите! Будьте добры! Наш залив захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас пожалуйста замените противоположными словами её служителей.” Слайд 5

ГРУБОСТЬ

НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ

ДЕРЗОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ

Учитель: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро

А теперь послушайте стихотворение "Четыре глаза".

Сквозь стекла Саша посмотрел -
И день как будто посветлел.
Но только снял он стекла,
Как все кругом поблекло.
В очках и небо голубей,
Просторнее и выше,
И виден каждый воробей,
Усевшийся на крыше.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат: - Скажи, зачем
Тебе четыре глаза?

Учитель. Ребята, а в вашем классе были подобные случаи? Кому должно быть действительно стыдно в этом стихотворении? Почему? Вот мы с вами и определили следующее правило человеческих отношений.

2 ученик : Ненависть – сродни убийству. Убить можно и словом, взглядом, молчанием. Если сердишься на другого человека и хочешь сказать ему грубое слово – заглуши в своей душе злобу и помирись с ним. Неблагородно за обиду платить обидой. НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА.

Учитель Ребята, мы освободили залив от зла, теперь он стал «Заливом добра!»

Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста

Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится быстрей земля

Если рядом будет доброта

Доброта с годами не стареет

Доброта от холода согреет

Если доброта живет на свете

Счастливы и взрослые и дети!

Учитель. А теперь давайте послушаем стихотворение Л. Николаенко "Доброта".

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

Учитель: Многим в жизни мы обязаны своим родителям. И сколько бы вам ни было лет, вам всегда нужны родители. И чем больше ваша любовь к ним, тем радостнее и светлее становится жизнь. Скажите. А учителя и окружающие вас взрослые люди похожи на ваших родителей? Чем? Какое же правило вы должны еще всегда помнить?

3 ученик : Люби, уважай и помогай своим родителям. Словами и делами старайся радовать их. Уважай взрослых. Будь терпеливым и снисходительным к пожилым людям. УВАЖАЙ РОДИТЕЛЕЙ.

Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Физминутка «Рыбки плавали».

Рыбки плавали, ныряли

В теплой светленькой воде

То сожмуться, разожмуться

То зароются в песке

Учитель . Наш корабль подплыл к берегу острова, где находится наша Страна «Добра и вежливости» Слайд 7.

Мы попали сразу на аллею “ Аллея приветствий ” Слайд8. Мы выходим на берег, под ногами горячий песок, идем по песку, выходим и слушаем стихотворение.

Ученик читает стих.

Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.

Стих “Добрые слова” О. Дриз (читает ученик).

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
“Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

. Блиц-вопрос "Доскажи словечко".

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…

Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 4 класс !
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова…. (здравствуй)
А слово - то какое –
Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он "как торпеда"
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова… (извините)
А слово - то какое –
Очень дорогое!

Он про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо)
Слово – то какое –
Очень дорогое!

Учитель : мы вспомнили слова приветствия.

Перед нами дворец «Вежливости» Слайд9.

Ученики читают стихотворение “Невежливая вежливость ” И. Кульская

Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:
- С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Иринку,
Да как дернет за косынку;
- Ты куда, Ирина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты, – вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

Вопросы:

1. Какие вежливые слова произносил Петрусь?

2. Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?

3. Что бы вы ему посоветовали?

Мы продолжаем наше путешествие по “Дворцу вежливости” Перед нам зал «Извинений» Слайд 10.

Стих. Юсупова “Простите!” (читает ученица)

Вопрос учителя. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?

Игра “Вежливо-невежливо”.

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете.

Учитель:

1. Поздороваться при встрече

2. Толкнуть и не извиниться

3. Свистеть. кричать, шуметь в школе.

4. Уступить место старшим.

5. Не вставать на обращение учителя.

6. Помочь подняться по лестнице.

7. Попрощаться уходя.

“Гостиная правил” Слайд 11.

Давайте послушаем рассказ Л. Н. Толстого (читает учитель).

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: "Кто разбил?"

Мальчик затрясся от страха и сказал: "Я". Отец сказал: "Спасибо, что правду сказал".

Почему папа не наказал мальчика? Давайте представим, что мальчик скрыл правду от отца. Как бы происходили события дальше? Как можно озаглавить этот рассказ? (Правда всего дороже)

4 ученик : Не лги. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи. Правда всего дороже. НЕ ЛГИ.

Учитель. Следующее правило мы сможем с вами вывести, если найдем ошибки в рассказе.

Проверь себя. Читает ученик.

После соревнований Игорь сказал Виктору: "Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Видик посмотрим". "Ладно, - ответил Виктор, - приду".Часов в 7 Игорь уже перестал ждать товарища. Вдруг резко и сильно зазвенел звонок. Виктор прошел в комнату. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола. "Это отцу подарили. На память". "Здорово сделано". А мачты из дерева что ли? – Виктор нажал посильнее и мачта слабо хрустнула. Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полу исписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам. Туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате."Ну, я пошел, пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку надо обстругать. Отдам как-нибудь". И гремя сапогами, он помчался по лестнице.

Вопросы.

Какие ошибки вы заметили? (дети перечисляют) С этим рассказом можно соотнести следующее правило.

5 ученик : Нельзя брать того, что дано другому, что тебе не принадлежит. Довольствуйся тем, что у тебя есть. Никто не может иметь всего. Если хочешь взять чужую вещь, спроси разрешения. НЕ БЕРИ ЧУЖОГО.

Учитель. Вам нравится играть? Тогда давайте немного отдохнем и поиграем. Мне нужен самый смелый и решительный ученик из класса.

Задание: нужно расхвалить себя перед зеркалом. (ученик выполняет задание)

Учитель. Скажите, почему вашему другу было так сложно выполнить это задание? А почему вы так смеялись, когда ваш друг пытался расхвалить себя перед зеркалом?

И это не случайно. В вашей жизни существует еще одно негласное правило, с которым нас познакомит …….

6 ученик : Будь скромным. Не надо считать себя выше другого человека, не хвастайся. Всегда осуждается тот, кто страдает себялюбием, гордыней. НЕ ГОРДИСЬ.

Наш классный час подошел к концу. Слайд 12.

Подведем итоги: -

Итак, свод законов человеческих отношений прост:

1.Будь милосердным.

2.Не делай зла.

3.Уважай родителей.

5.Не бери чужого.

6.Не гордись.

Надеюсь, вы не забудете эти правила, которые помогут вам чувствовать себя по-настоящему счастливыми. В заключении послушаем стихотворение

Ручаюсь, ребята
Что хватит вам дел,
Творите добро,
Кто еще не успел –
Любите животных,
Людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте
Своей доброты.
Парадность, безделье –
Гоните их прочь!
Планета в беде! –
Вы должны ей помочь.

Мы побывали с вами в стране «Добра и вежливости». Вы смогли правильно ответить на все вопросы. Так давайте всегда оставаться в такой стране. Будем вежливыми, добрыми и честными

Слайд 13. Давайте произнесем клятву

Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту
Клянемся добрыми мы быть.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду» .
Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Именно под таким девизом в 4-а классе прошёл урок добра по курсу ОРКСЭ.
Цель:
Формирование представлений о значении добра для гармонии и счастья.
Задачи :
Побуждать в детях желание относиться к людям позитивно, ценить их положительные качества;
Укреплять доверительные отношения друг к другу;
Развивать позитивное самовосприятие.
Гимназисты выполняли практические и творческие задания на уроке «Основы светской этики».
Ребята вспоминали разные, добрые сказки. И одной из главных тем сказок была тема добра и зла.
Долгих Кирилл, Волошин Илья, Зяблов Даниил изобразили весёлого и милого кота Леопольда, который всегда мечтает о том, чтобы жить со всеми дружно.
Благодаря добрым сказкам, дети стремятся брать пример с положительного сказочного героя, который посвящает себя борьбе с жестокостью и злом.
Много сказок о добре посвящено животным, где маленьких и беззащитных зверушек оберегают сильные их собратья. Дети особенно любят такие сказки, ведь маленькие животные вызывают у них сострадание и желание заботиться о них.
Медиками и психологами признано целительное действие доброй сказки на психику и нервную систему ребенка.
Черников Николай, Варданян Рената, Вовняков Владислав, Колмакова Екатерина, Набока Андрей, Кучеренко Диана, Быкова Анна показывали нам положительных сказочных героев, которые могли бы быть советчиками в жизни.
Андреева Ксения сама придумала сказку про кота, где доброта и радость шагают рядом.
Сказочные герои Ходько Марии, Карнацкой Дарьи, Герасимовой Алёны и Ткачук Таисии привели нас в яркую и интересную страну невероятных событий и волшебства.
-Давайте жить дружно!- призывала Дубкова Галина вместе со своим сказочным героем.
Ещё девочки приготовили Цветик – семицветик и написали пожелания добра своим одноклассникам.
Борцова Полина, Семёнова Александра, Жикол Елизавета, Ильина Валерия перечислили хорошие качества своих друзей.
Пульвас Ольга, Бойченко Анна, Бабецкая Элина, Буряк Анастасия изготовили цветок с пожеланиями для своих друзей.
Панкратов Дмитрий пожелал всем здоровья и удачи и учиться по всем предметам только на «отлично»!
Очень часто человек стоит перед выбором: добро или зло, как поступить, что сказать?
Очень хочется пожелать вам, ребята, чтобы вы всегда выбирали добрые поступки и слова.
И чтобы вас окружали только добрые о люди, а сами вы шагали по жизни только дорогою добра.

УРОК ПО МОДУЛЮ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

КУРСА ОРКСЭ В 4 КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ОТ ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ»

Работу выполнила

Кукса Марина Анатольевна,

учитель начальных классов

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска Республики Крым

Армянск – 2015

Цели урока :

Образовательные:

Изучить основные этические понятия «добро и зло»;

Сформировать умение применять их;

Научить сопоставлять добро и зло;

Научить устанавливать взаимосвязь между словами и поступками;

Воспитательные:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

Развивать память;

Развивать умения преодолевать трудности;

Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

Формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

Развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Оборудование:

учебник - Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, ромашка и 30 бабочек, мультимедиа-проектор, доска на которой записана тема урока, компьютер, песня «Дорогою добра», презентация со сказочными героями.

Тип урока:

комбинированный.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

2. Сообщение темы урока через постановку проблемы.

Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

А о каком именно вы узнаете, прослушав стихотворение.

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец …. ДОБРОТА .

«Собери предложение».

Ребята, а теперь давайте сформулируем тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока.

«ПРАВИЛ СЛОВА ОТ ПОСТУПКИ - ДОБРЫЕ И ДОБРЫХ».

Молодцы! Итак тема нашего урока: «ОТ ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ»

3. Изучение нового материала.

Интерактивное упражнение «Продолжи предложение»

Доброта – это … (Ответы детей).

В толковом словаре Ожегова можно прочесть следующее определение:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Что значит “добрый человек”? (Добрый – делающий добро другим, отзывчивый);

    Несущий благо, добро, благополучие;

    Хороший, нравственный;

    Безукоризненный, честный.

Работа с учебником (стр.20) – чтение определений

Запись определения в тетрадь.

Подумайте и скажите: По отношению к кому люди должны быть добрыми?

Ответы детей: (По отношению к родным и близким, по отношению к окружающим, по отношению к природе.)

Проблемный вопрос.

Что произошло бы в мире, если бы в нем не стало доброты?

Ответы детей: (Люди стали бы печальны, злые, неприветливые и грубые).

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

1.Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта.

Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.

- А что такое зло? Ответы детей: (Обиды, крик, унижения).

В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Работа с учебником (стр.20) – чтение определений

Запись определения в тетрадь.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра.

У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Какой вывод можно сделать по двум этим понятиям?

Добро и зло – главные этические категории.

Послушайте притчу.

«Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Физкультминутка.

Мы можем весело шагать
По тропе волшебной.
На двух ногах
И на одной скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями побежать бегом
И отдохнуть потом.

4. Обобщение изученного материала.

Работа по учебнику (с. 20).

Работа в группах.

Ребята, вы сейчас разделитесь на группы. Их должно быть 6. Каждая группа должна будет прочитать и раскрыть значение данного ей изречения. Изречения мы возьмем с нашего учебника.

У вас на обсуждение 2 минуты.

1 группа – «Добро – это то, чего все желают». Фома Аквинский.

2 группа – «Между добрыми людьми – все доброе». Цицерон.

3 группа – «Добро – это прекрасное в действии». Ж. - Ж. Руссо.

4 группа – «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим».Ж. Лафонтен.

5 группа – «Намерение причинить зло – уже зло» Сенека.

6 группа – «От злых речей до злых деяний один шаг». Квинтилиан.

Презентация группами своих рассуждения относительно толкования значения изречения.

5. Закрепление изученного материала.

Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.

Сегодня мы будем строить ДОМ «ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫХ СЛОВ И ПОСТУПКОВ».

Чтобы заложить фундамент Дома, нужно выполнить задания.

Задание 1.

Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.

Презентация сказочных героев.

Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.

Фундамент заложили, остались из кирпичиков построить дом.

Чтобы завершения постройки дома, нужно пройти два задания.

Задание 2.

Добрые поступки – главный ключик в значении слова «Доброта».

Я буду загадывать вам загадки.

Если загадка о добром поступке, то в ответ на неё надо хором сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!)” и похлопать.

Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?

Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?

А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?

Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?

Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить кто сможет?

Физминутка.

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Задание 3.

Работа над сказкой «Доброе слово» .

1.Слушание сказки.

Сказка «Доброе слово».

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.

2.Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Обобщение

Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение.

И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

6. Рефлексия.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова - дела важны?
Слова- словами, а дела – делами

Ребята, на доске вы видите плакат с изображение ромашки, а на партах у вас лежат бабочки. Прикрепите цветную бабочку к ромашке, если вы узнали что-то новое и интересное сегодня на уроке, и белую, если вам было не интересно.

(Пока дети выполняют это, звучит песня Дорогою добраиз телефильма «Маленький Мук» (Слова Ю. Энтина , музыка М. Минкова).

7. Подведение итогов урока.

Беседа:

Какая связь между двумя этими понятиями?

Чем похожи доброе слово и добрый поступок?

Ребята, вы очень хорошо потрудились, были активны и красноречивы. Вы молодцы!

Наш урок я хочу завершить стихотворением.

Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!

Рассказать друзьям