Предмет методы и основные функции политологии. Методы и функции политологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

4. Роль политического образования в современном обществе

Термин «политология» образован из сочетания двух греческих слов: politikos – политика и logos – слово, понятие, учение. Таким образом, политология в буквальном значении этого термина – учение, наука о политике . В чем же специфика предмета политологии, каково устройство современной политической науки и как она возникла, зачем нужна политология и какие методы познания она использует, какую роль политические знания и культура играют в жизни человека и всего общества?

1. Предмет и структура политологии

Существуют различные и даже прямо противоположные взгляды на политику как объект и предмет политологии. Тем не менее большинство исследователей предметом политической науки считают политику как сферу взаимодействий по поводу публичной, политической власти. Основными участниками этих взаимодействий выступают отдельные индивиды, различные социальные группы, общности и их политические институты. К последним относятся институты публичной власти, прежде всего государство, а также политические партии и группы интересов. Следовательно,политологию в широком смысле словаможно определить какнауку о политической власти и ее взаимодействии с обществом и индивидом.

Политика представляет собой многосложное общественное явление. Поэтому политическая наука включает в себя широкий круг самых разнообразных субдисциплин, исследующих различные специфические аспекты политики и ее взаимоотношений с обществом. В современной науке о политике можно выделить три органично взаимосвязанных уровня (направления) знаний: философский, общенаучный и частнонаучный.

Философская наука о политике , или политическая философия, исследует наиболее глубокие основы политики, ее природу и значение для человека, изучает ценностные аспекты политических отношений, формулирует политические идеалы и цели, важнейшие пути их достижения, а также общие критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов общественных групп и всего человечества, определяет смысл основных политических категорий и разрабатывает теорию познания политики.

Общая наука о политике , илиполитология в узком смысле слова,изучаетполитику как целое, ее внутренние структурно-функциональные и динамические характеристики, политические институты и механизмы, субъекты политики, их политическую идеологию и политическую культуру.

Система частных наук о политике представлена субдисциплинами,изучающими отдельные стороны политической действительности и занимающими промежуточное положение между политологией и другими науками. Среди них можно выделить следующие политические науки:



Политическая история , которая изучает политические события, институты и идеи прошлого в их хронологической последовательности и взаимосвязях. Без знания прошлого невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. Поэтому любые серьезные политические исследования предполагают обращение к истории.

Политическая социология , которая исследует взаимодействие политики и общества, влияние социальных структур, групповых интересов, общественного мнения на политическую жизнь и обратное воздействие политики на социальную среду.

Политическая психология, которая изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него скрытых, подсознательных побуждений, установок, эмоций и воли, а также обратное воздействие политики на психологию личности, группы, общества.

Политическая антропология, которая выясняет зависимость политики от родовых качеств человека (биологических, социальных, интеллектуальных, культурных, религиозных) и обратное влияние политического строя на личность.

Политическая география, которая изучает взаимовлияние географических факторов и политики. Она подразделяется на геополитикуи электоральную географию. Геополитика исследует взаимосвязь политики государств с их пространственным положением (например, близость к океану, соседство с сильным государством), территориальными, климатическими и другими природными факторами. Электоральная география изучает влияние территориального распределения избирательных округов на формирование доминирующих предпочтений избирателей, проживающих в том или ином округе.

Политическая астрология, которая занимается выяснением влияния космоса, например, расположения звезд, фаз Луны, солнечной активности на политические события и массовое политическое поведение.



Результаты политических исследований на философском уровне и в рамках частных научных дисциплин аккумулируются в политологии как общей науке о политике . Специфическое содержание ее предмета – институты, субъекты и идеи в политическом сообществе – определяет интегральный характер этой дисциплины. Общая политическая наука объединяет и синтезирует выводы других наук о политике, создавая тем самым целостную систему знаний об этой сфере жизнедеятельности общества.

Таким образом, политическая наука – не отдельная научная дисциплина, а специфический научный комплекс, включающий в себя три уровня знаний о мире политики. Каждый из этих уровней отражает специфический аспект политики как общего объекта и решает свои задачи. Политическая философияслужит мировоззренческой и общеметодологической базой политических исследований. Политология дает интегральную научную картину политики. Частные политические науки развертывают учение о тех или иных аспектах политики.

Политология как общая политическая наука подразделяется на теоретическую и прикладную политологию. Теоретическая политология представляет собой общую теорию политики , которая развертывается в серию специальных теорий: теория политической власти, теория политической системы, теория политического процесса, теория принятия политических решений и осуществления политического курса, политическая идеология, теория политической культуры, теория политического развития и трансформации, теория международной политики. Каждая из данных теорий является, в свою очередь, общей по отношению к входящим в ее состав более частным теориям. Например, теория политической системы включает в себя теорию политических режимов, которая развертывается в теории тоталитаризма, авторитаризма и демократии, а, скажем, теория политической модернизации и транзитология являются составными частями теории политического развития и т. д.

Прикладная политология изучает непосредственно наблюдаемую политическую ситуацию во всем богатстве ее проявлений . Предметное содержание прикладной политологии включает в себя исследование поведения и взаимодействий конкретных субъектов политики, технологических аспектов организации органов власти и других политических институтов, разработку технологий формулирования и достижения политических целей, например, предотвращение или разрешение социальных конфликтов, формирование позитивного политического имиджа, успешное проведение избирательных кампаний, а также подготовку практических рекомендаций и краткосрочных прогнозов участникам политического процесса.

Различия между общей политической теорией и прикладной политологией относительны. Фундаментальные теоретические положения и выводы могут иметь практическое значение, например, использоваться при разработке основных направлений реформирования политической системы общества. В свою очередь, проверенные практикой выводы прикладных исследований нередко служат для формулирования положений теоретической политологии. Таким образом, теоретическая и прикладная политологии функционально дополняют и обогащают друг друга, составляя единое целое.

2. Становление и развитие политической науки

Политика существует столько, сколько существуют государства – примерно пять тысяч лет. И все это время человеческое сознание пытается в той или иной форме отобразить и осмыслить мир политики. В становлении и развитии политической мысли можно выделить три самых общих этапа.

Религиозно-мифологическая форма осмысления политики (II – I тыс. до н.э.). На этом этапе у древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и государства, которые передавались от поколения к поколению в виде мифов.

Философско-этическая трактовка политики (середина I тыс. до н.э. – XVI в.). В этот период политика еще не становится самостоятельным предметом научного анализа. Политические идеи были органично вплетены в ткань философских размышлений об общественном благе, о красоте и морали. Ведущими философами, которые внесли в этот период ощутимый вклад в исследование политики, были Конфуций, Платон и Аристотель. Основное внимание уделялось изучению общественного предназначения политики и власти, разработке политических идеалов, нравственных критериев оценки политики, изучению и классификации «хороших» и «дурных» форм правления.

Рационально-научная форма познания политики (с середины XVI в. по настоящее время). Родоначальником этого этапа принято считать классика политической науки, итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, который:

1) выделил политику из философии и этики в предмет самостоятельного научного исследования;

2) обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность, поскольку уподобил политику объективному, природному явлению, обладающему собственную логикой и закономерностями;

3) дал четкое определение политики как деятельности, направленной на борьбу за власть, ее удержание, укрепление и использование;

4) поставил в центр политического анализа реальные проблемы власти и государства;

5) разработал комплекс методов борьбы за власть и ее удержание.

Вместе с тем Макиавелли полностью отделил политику от морали. Он полагал, что политика не может основываться на нравственных принципах. Человек должен быть праведным в частной жизни, в отношениях со своими родственниками, друзьями, а в политике его поступки диктуются объективной логикой противоборства общественных интересов. Эта логика обязывает политику исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Более того, Макиавелли утверждал, что ради великой и благородной цели в политике можно использовать любые, в том числе безнравственные, средства. Поэтому осуждать аморальные действия политиков столь же наивно и смешно, как гневаться на извержение вулкана или на землетрясение.

После Макиавелли политические исследования длительное время (примерно до начала XIX столетия) осуществлялись в основном на уровне политической философии. В этот период основное внимание уделялось разработке проблематики власти, государства и гражданского общества. У истоков этого процесса стоял Томас Гоббс, разработавший договорную теорию образования государства, которая пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. Теория общественного договора дала толчок оформлению двух противоположных в развитии политической мысли направлений – этатистскому и либеральному.

Этатистскую, государственническую традицию, начало которой положили еще Конфуций и Платон, окончательно оформил Т. Гоббс. Теория общественного договора была использована им для обоснования необходимости абсолютистского (неограниченного) государства. Граждане, по Гоббсу, заключают между собой договор, согласно которому они в обмен на закон и порядок отказываются от всех своих естественных прав в пользу абсолютной власти суверена. В дальнейшем идея государства как всеобъемлющей силы так или иначе логически вытекала из теоретических конструкций Ж. Ж. Руссо, И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, В. Ленина, В. Зомбарта, К. Шмитта и других мыслителей.

Либеральную, антиэтатистскую традицию основал другой английский философ, родоначальник идеологии либерализма – Джон Локк. Он разделял идею общественного договора, но вкладывал в нее совершенно иной смысл. Либеральный принцип индивидуальной свободы как высшей ценности требует ограничения власти государства. Поэтому, согласно Локку, граждане отказываются лишь от некоторой части своих естественных прав, например, от права наказывать за преступления, и передают их государству, единственная функция которого состоит в эффективной защите всех остальных естественных и неотчуждаемых прав человека: «на жизнь, свободу и собственность». Такая трактовка общественного договора привела Локка к идеям правового государства и разделения властей. После него либеральное направление активно развивают Д. Юм, Ш. Л. Монтескье, И. Кант, И. Бентам, Дж. Мэдисон, А. де Токвиль, Д. С. Милль.

Развитие публичной политики, возникновение партий, утверждение парламентаризма, расширение избирательного права, а также накопленный теоретический и эмпирический материал позволили политической науке в конце XIX – начале XX в. оформиться в качестве самостоятельной дисциплины. Появляется множество специальных теорий, посвященных исследованию демократии, государства, политических партий, элит, неформальных политических процессов. Значительный вклад в создание современной политической науки внесли А. Бентли, Дж. Брайс, М. Вебер, В. Вильсон, Г. Моска, Р. Михельс, Ч. Мерриам, В. Парето и ряд других выдающихся теоретиков.

Первенство в конституциализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины оспаривают немцы и американцы. В Германии существует точка зрения, что формальным началом политологии является образование в этой стране в первой половине XIX в. правовой школы. Однако более распространенной является американская позиция, согласно которой политическая наука получает свое официальное оформление в 1857 г., когда Ф. Лейбер открывает в Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) кафедру политической теории и истории. В 1880 г. на базе этой кафедры Дж. Берджес создает Школу политической науки, которая стала готовить научные и преподавательские кадры. Учебные и исследовательские политологические центры появляются в других американских университетах, что позволило в 1903 г. учредить Американскую ассоциацию политической науки, которая насчитывает сегодня 16 000 человек. Аналогичные центры стали возникать в странах Западной Европы. Так, в 1871 г. в Париже создается Свободная школа политической науки, ныне – Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. открылась Лондонская школа экономической и политической науки.

Процесс выделения политологии в самостоятельную отрасль знания завершается в первой четверти XX в. С 1948 г. действует Международная ассоциация политической науки. В этом же году ЮНЕСКО рекомендует курс политологии для изучения в высших учебных заведениях. Основной вклад в развитие современной политической науки внесли такие теоретики, как Г. Алмонд, Р. Арон, Х. Арендт, С. Верба, Р. Даль, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Д. Истон, Г. Ласки, Г. Лассуэлл, А. Лейпхарт, Х. Линц, Т. Парсонс, Дж. Пауэлл, К. Поппер, Дж. Сартори, С. Хантингтон, Ф. Шмиттер, Й. Шумпетер. Современная политология является одной из самых авторитетных и престижных академических дисциплин в мире. Мнение профессиональных политологов существенно влияет на разработку и принятие политических решений в государствах и международных организациях.

В 1955 г. была создана Советская ассоциация политической науки, которая в 1961 г. вступила в Международную ассоциацию политической науки. Однако в СССР политология не признавалась в качестве самостоятельной научной дисциплины. Более того, ее третировали как «буржуазную лженауку», «продажную девку империализма». Причины такого отношения были просты. Во-первых, политология, как одна из наиболее рационалистских гуманитарных дисциплин, по определению не могла выполнять функцию обслуживания интересов иделогизированного коммунистического режима, который любую общественную науку рассматривал в качестве служанки своей идеологии.

Во-вторых, за долгие годы своего существования политическая наука накопила множество идей, принципиально несовместимых с идеологией марксизма-ленинизма, – приоритет прав и свобод человека, гражданское общество, верховенство права, разделение властей, свободные выборы, многопартийность, идеологический плюрализм и т. д. Поэтому в СССР политология была не просто не нужна, но и вредна для тоталитарного режима.

В-третьих, серьезным препятствием на пути развития политологии являлся догматизм коммунистических доктринеров и изолированность советского обществознания от мировой общественно-политической мысли. Политические исследования если и велись, то только в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС и теории государства и права.

Политология в СССР получает право на существование лишь в период перестройки. На рубеже 90-х гг. политическая наука обретает официальный статус научной дисциплины и начинается ее преподавание в высших учебных заведениях. Одними из первых это сделали страны Балтии. В их вузах политология появилась еще во второй половине 80-х. С 1991 г. курс политологии читается в высших и некоторых других учебных заведениях Беларуси.

3. Функции и методы политологии

Вопрос о функциях , или назначениях политической науки, – это вопрос о том, что хорошего и полезного она может дать обществу и отдельному человеку. Политология выполняет семь основных функций.

1. Описательная функция. Накопление и описание в определенных понятийных рамках фактов политической действительности, внешних (то есть существующих на уровне явления) характеристик объекта политического исследования.

2. Аналитическая функция.Изучение причин, сущности, характерных особенностей и тенденций развития данного объекта исследования.

3. Функция прогнозирования. Выяснение ближайших и отдаленных перспектив развития изучаемого политического объекта.

4.Оценочная, или аксеологическая функция. Вынесение суждения о приемлемости или неприемлемости политического объекта с точки зрения ценностей и интересов того или иного общественного субъекта, а также с позиций общечеловеческих гуманистических ценностей.

5. Инструментальная функция. Разработка конкретных практических рекомендаций определенным политическим субъектам, экспертиза, консалтинг и т.д. в целях повышения эффективности их деятельности.

6. Идеологическая функция. Обоснование определенных политических решений и действий с точки зрения интересов субъекта, притязающего на политическую власть.

7. Функция политической социализации . Политическое образование, обучение и воспитание, формирование гражданственности, демократического политической культуры населения на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения (см. подробнее § 4.).

Методы , или способы познания , используемыеполитической наукой, можно разделить на три группы.

Во-первых, общенаучные методы , которые используются в любой науке. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, метод аналогии и т.д.

Во-вторых, общетеоретические методы исследования политических объектов , или, как их еще называют, исследовательские подходы . Это:

субстанциональный (онтологический) подход, требующий исследования той первоосновы, которая выражает качественную определенность политики: власть, отношения господства и подчинения, конфликтный характер общественных отношений и т. д.;

критическо-диалектический метод, ориентирующий на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий как источника политических изменений;

институциональный метод, рассматривающий политические институты и нормы в качестве основных единиц политического процесса;

нормативно-ценностный подход, предполагающий исследование и оценку политических институтов и поведения с точки зрения этических ценностей и норм, справедливости, свободы, общего блага и ориентирующий на разработку политического идеала и путей его практического воплощения в соответствии с должным или желаемым;

эмпирический подход, который в отличие от нормативного подхода абстрагируется от идеалов и априорных оценочных суждений и требует обращаться к фактам, исследовать то или иное политическое явление таким, каким оно есть на самом деле;

функциональный метод, требующий изучения зависимостей между политическими явлениями, например, между уровнем экономического развития и политическим строем, между избирательной системой и партийной системой и т. д.;

бихевиористский подход, который, являясь специфическим развитием эмпирического подхода и функционалистских установок, ориентирует на изучение непосредственно наблюдаемого (практического и словесного) политического поведения людей при помощи строго научных, эмпирических методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии и основанных на принципах эксплицитности (четкость исследовательской процедуры) и верификации (проверка опытом);

cоциологический подход, предполагающий выяснение социальной обусловленности политических явлений, влияния на политику экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры;

антропологический подход, который в противоположность социологическому методу требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, обладающего постоянным, инвариантным набором фундаментальных родовых биологических, социальных и духовных качеств;

психологический подход, ориентирующий в отличие от антропологизма на изучение не человека вообще, а механизмов психологической мотивации политического поведения конкретных индивидов и групп;

структурно-функциональный анализ, предполагающий рассмотрение политики как системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенную функцию и выполняет специфические роли, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей и ожиданий системы;

системный подход,рассматривающий политику как целостный, саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» и «выход» системы;

деятельностный метод, ориентирующий на изучение политики как специфического вида деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии и этапы (определение целей, принятие решений, мобилизация ресурсов и т. д.);

исторический метод, требующий изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выяснения связи прошлого, настоящего и будущего;

сравнительный (компаративный) метод, предполагающий сопоставление различных стран, культурных сред по однотипным политическим параметрам, например, политические системы, электоральный процесс, выработка политического курса, государственная политика, выявление их общих черт и особенностей с целью получения более глубокого и разностороннего представления о том или ином политическом явлении и разработки оптимальных путей осуществления политических изменений.

В-третьих, методы прикладной политологии , которые в свою очередь подразделяются на общие и частные. Общие методы определяют направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов прикладного политического анализа. К ним прежде всего относятся:

ивент-анализ (англ. event – событие), рассматривающий политический процесс как поток большого числа политических событий, который с помощью специальных методик можно упорядочить, структурировать таким образом, чтобы за внешним событийным рядом обнаружить объективные тенденции, а тем самым получить возможность выработать объективную оценку, сформулировать и обосновать прогноз развития событий;

ситуационный анализ , или анализ конкретных случаев , ориентирующий на исследование ситуации «здесь и сейчас» (случая, события), выяснение ее причин и особенностей, составление детальной картины и изучение каждого звена причинно-следственного процесса.

К частным относятся методы, используемые в различных комбинациях на отдельных стадиях политического анализа. К ним можно отнести:

статистические методы, основанные на изучении достаточно большого числа и многообразия случаев, дающие возможность измерить связи между определенными переменными (например, «политический режим: демократия или диктатура» и «доход на душу населения»), в том числе такой метод многомерного статистического анализа, как корреляционный анализ, позволяющий отобразить прямые и обратные связи между зависимыми и независимыми переменными, а также факторный анализ, или метод многомерной математической статистики, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим переменным, или факторам;

контент-анализ, предполагающий целенаправленное изучение определенных документов и широко использующий компьютерные технологии, которые позволяют в результате индексирования ключевых слов подсчитать частоту их использования и выбрать информацию из значительных по объему текстов;

Методы опроса , которые могут осуществляться через интервьюирование отдельных граждан, опросы фокус-групп, проведение экспертных опросов или массовых анкетных опросов (например, национальных опросов общественного мнения);

наблюдение , которое может проводиться в виде внешнего наблюдения, то есть отслеживания конкретных событий и их последствий и в виде «включенного» наблюдения, когда исследователь находится внутри изучаемой группы или «погружается» в какую-нибудь конкретную ситуацию;

игровые методы, предполагающие предварительное моделирование ситуации, вариантов ее развития, что позволяет распределить роли, отработать различные модели поведения и принятия решений в нестандартных ситуациях;

биографический анализ лидеров, помогающий понять, почему они ведут себя так, а не иначе и прогнозировать их будущее поведение;

анализ выгод и издержек и другие.

4. Роль политического образования в современном обществе

Утверждение эффективной и стабильной демократии невозможно без коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Только от осознанности выбора и активности большинства граждан зависит учет их интересов в государственных решениях, компетентность и ответственность политических элит.

Ключевую роль в осуществлении этих изменений играет гражданское образование, в том числе демократическое политическое образование . Способность граждан к правильному выбору, принятию рациональных политических решений формируется не столько стихийно, сколько в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта.

Политические знания и культура нужны любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности. Без обладания такими знаниями личность рискует стать объектом манипулирования со стороны более активных в политическом отношении сил.

Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, поскольку это предохраняет его от опасности установления антигуманных и неэффективных форм общественно-государственного устройства. Только информированное гражданское общество может контролировать власть и быть тем самым одним из надежных гарантов демократии.

Сегодня во всех развитых демократических странах существуют специальные учреждения политического образования, которые помогают решить эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации – телевидение, радио, газеты, которые обычно дают только поверхностную картину событий и возможность гражданам самостоятельно и критически анализировать полученную информацию.

Особенно необходимо массовое политическое образование в переходном обществе . В этом смысле очень полезен пример ФРГ. После окончания Второй мировой войны союзники в рамках процесса денацификации заставили местную немецкую администрацию ввести в школах Западной Германии изучение основ демократического государственного устройства. Сегодня в этой стране существует поддерживаемая государством разветвленная система политического образования во главе с Федеральным центром. Политические знания распространяют не только учебные заведения (школы, университеты и т.д.) и средства массовой информации, но и получающие государственные субсидии фонды политического просвещения, которые формально существуют при политических партиях, но фактически не зависят от них.

Хотя современное политическое образование в демократических странах мира достаточно плюралистично как с точки зрения своего содержания, так и форм организации образовательных институтов, в целом оно базируется на общих принципах , имеющих фундаментальное значение и для переходных обществ. Это:

1) общественный консенсус в отношении фундаментальных ценностей и норм и, прежде всего, признание свободы и достоинства каждой личности, ее естественных и неотъемлемых прав как высшей ценности общества;

2) деидеологизация , отказ всяких официальных, государственных идеологий, идейно-теоретический плюрализм, свободное соревнование идейных платформ и взглядов;

3) департизация , отказ от монополизации руководства гражданским образованием со стороны какой-либо одной политической силы, партии, равноправное участие различных, в том числе и оппозиционных, партий и неправительственных организаций в осуществлении образовательных программ;

4) добровольность , свобода выбора идей и убеждений, что не исключает обязательности усвоения политических знаний определенными категориями населения (молодежь и те категории служащих, для которых политическая образованность является необходимым условием их профессиональной компетентности).

В процессе гражданского образования должны быть заинтересованы и государство, и общество. Однако взаимодействия государства и общества в организации образовательного «всеобуча» достаточно вариативны для разных стран. Если государство и общество объединены общими целями и интересами и государство поддерживает образование граждан, приобщение их к демократическим правилам и процедурам, то этот процесс происходит с наименьшими потерями.

Если общество оказывается слишком апатичным и атомизированным и в силу этого неспособным организовать процесс гражданского образования, то ему на помощь приходит государство, правящая элита, осознающая ответственность задач, стоящих перед ней.

Возможен вариант, когда общественные силы достаточно подготовлены для организации гражданского образования. В таком случае государство пытается не мешать этому процессу.

И, наконец, государство может оказаться контрагентом гражданского образования, препятствовать и пресекать попытки общества организовать обучение граждан, так как его интерес к демократии в лучшем случае не простирается дальше попыток установления лишь ее внешних атрибутов без глубинных изменений массового сознания. В этом случае приобретение гражданами навыков активной само деятельности становится сложным, затяжным и противоречивым процессом.

В Беларуси гражданское образование осуществляется, к сожалению, в условиях последнего варианта. Забота о формировании в Беларуси деидеологизированной системы демократического политического образования, основанного на идее национального ценностного консенсуса, должна стать общим делом государства и гражданского общества. Однако деятельность правительственных учреждений образования все сильнее ориентируется на внедрение государственной идеологии, что ведет к воспроизводству в массовом сознании консервативно-советских идеологем, несовместимых с ценностями и стандартами демократического мира.

Однимиз главных препятствий на пути перехода Беларуси к демократии является преобладание в массовом сознании и поведении традиционалистской, патриархально-подданической культуры, отображающей низкий гражданский статус личности и пренебрегающей автономией человека и общества по отношению к государству.

Продвижение Беларуси по пути к гражданскому обществу и демократии станет успешным и необратимым только в том случае, когда граждане овладеют основами гражданской культуры поведения, когда будет происходить постоянное политическое информирование населения, когда люди поймут и оценят важность демократического порядка, научатся принимать осознанные решения на выборах, коллективно решать общие проблемы, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, демонстрировать терпимость к политическим оппонентам, готовность к компромиссу и партнерству, когда, наконец, у большинства граждан сформируется чувство белорусской идентичности, принадлежности к общей Родине – Республике Беларусь.

Инициатором и сподвижником в распространении граждан­ских знаний и развитии компетенций являются преимущественно неправительственные организации (НПО), а также негосударственные вузы, демократические партии и независимые СМИ. Организации «третьего сектора» Беларуси накопили значительный опыт гражданского образования и просвещения. Образовательные программы выходят на более широкие слои общества. Все более многообразными становятся и формы такого образования: семинары по различным проблемам, организуемые партиями и НПО; образовательные кружки, лектории, народные университеты для широких слоев населения; школы и семинары для отдельных категорий граждан – журналистов, молодых политиков, женщин, учителей и др. Именно от целенаправленных и скоординированных усилий структур гражданского общества зависят перспективы формирования в Беларуси массовой политической культуры гражданского типа.


Тема 2. Политика как общественное явление

Политология - многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы. Политология использует методы исследования.

МЕТОДЫ – это совокупность приемов, способов построения научного знания и его применения в исследовании тех или иных явлений, т.е. как, каким образом политологи добывают знания по своему предмету.

Политология специфических методов познания взаимодействий не сформирована. На сегодня она использует методы и приемы смежных наук. В силу того, что политология развивалась на Западе в рамках юриспруденции она использует ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД, т.е. рассматривает политическую жизнь через призму таких инструментов, как: право, государство, партии, объединения, группы давления, конституция, правительство и т.д.

Американская политология базируется на исторической науке и поэтому оперирует ИСТОРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ, т .е. политические процессы рассматривает через связи с прошлым, настоящим и будущим, эволюций политических институтов и норм в процессе социальных изменений.

В XIX веке на политическую мысль сильное влияние оказала Социология, в результате чего формируется СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД . Толчком послужила работа Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке», где рассматриваются процессы в политике через экономические, социальные, идеологические, культурные и другие отношения.

Под влиянием Чарльза Мерриама 1874-1953 гг., а также Гарольда Лассуэлла, в 30-х годах ХХ века формируется БИХЕВИОРИСТСКИЙ МЕТОД , т.е. рассмотрение политических взаимоотношений, ведется в контексте поведения конкретной личности, слоя, класса, этноса и т.д. Этот МЕТОД получил название ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ. Начинают использоваться количественные и качественные показатели, применяются математические методы, статистические данные, анкетные опросы, моделирование, деловые игры и т.д.

С бихевиоризмом тесно связан ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД и ПСИХОАНАЛИЗ , исследующий поведение через анализ побуждений, желаний, страстей и пороков индивидов. Этот метод впервые использовал Н.Макиавелли. Однако углубленное его исследование принадлежит З. Фрейду и Фрёнду.

В 20-х г. ХХ века на волне критики эмпирических методов происходит становление СИСТЕМНОГО МЕТОДА ил и подхода. Авторство данного метода принадлежит Т. Парсонсу. Суть его заключается в том, что данный способ познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Основным понятием системного подхода выступает СИСТЕМА, которая обозначает определенный материальный или идеальный объект, рассматриваемый, как сложное, целостное образование. В виду того, что любая система, образование, которые находятся в определенной среде, то системный подход должен учитывать связи и отношения с окружением. Второе требование данного метода – учет того, что каждая система выступает подсистемой иной, большей системы, и наоборот, следует выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как система.

Наиболее древний метод, которым пользовался еще Аристотель, является СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД. С уть данного метода – рассмотрение различных идей, взглядов, систем с целью их сходства и различия. Аристотель пришел к мысли соотношения форм и сути правления. Позднее Г.А. Алмонд, Дж. Пауэлл пришли к мысли о создании нового направления, т.е. Сравнительной политологии.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД – рассматривает политические события и явления в их взаимосвязи, развитии и совершенствовании.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД – это набор различных предметов, средств, позволяющих наиболее точно и понятно выявить общественные явления посредством социологических исследований, интервью, анкетирования, социально-политических экспериментов, статистики и т.д.

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ МЕТОД – изучение политических процессов через деятельность людей, выявление причинно-следственных связей, принятие решений и их реализация.

cуществует ряд других методов: нормативный, антропологический, структурно-функциональный и т.д.

Одним из основных направлений является исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические институты. Политические институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

Другим направлением является исследование политических процессов и явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практического применения.

Третьим направлением является исследование: политического сознания, политической психологии и идеологии, политической культуры, политического поведения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всеми этими явлениями.

В качестве самостоятельного направления можно выделить политические исследования внешнеполитической деятельности государства и международного политического процесса.

Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе - существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

Структурно-функциональный подход . В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социо- логи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.

Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом все теоретические разработки так или иначе направлены на решение практических задач.

Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и решения возникающих политических и социальных проблем.

Функции политологии

Функция (от лат. functio - исполнение) - назначение, обязанность. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семей- ныс отношения в обществе; функция политических институтов - управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии - исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.

Основными функциями политологии являются:

познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;

диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;

прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;

организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;

управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;

инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;

идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;

прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

#5билет


Похожая информация.


Предмет политологии. Исходя из дословной интерпретации термина политология, ее предметом является социальный феномен политики. Впервые предмет самостоятельной политической науки сформулировал Н. Макиавелли, который трактовал его как власть во всех ее проявлених. Такого же мнения придерживался и знаменитый американський политолог Г. Ласуэлл, который писал: «Когда мы говорим о науке в сфере политики, мы имеем в виду науку о власти».

В то же время, в современной науке отсутствует единый подход к определению предмета политологии. Некоторые авторы, в том числе известный американский политолог С. Липсет, утверждают, что политология является лишь одной из наук о политике (наряду с политической социологией, политической философией и др.) и уделяет основное внимание устройству политических институтов и их влиянию на общество, то есть изучает институциональные аспекты политики. В то же время, большинство авторов сходится во мнении, что предмет политологии включает в себя весь комплекс знаний о политике как социальном феномене .

В пользу такого определения предмета политологии говорит ее многоуровневый характер . Современная политология проводит исследования на трех уровнях: теоретическом (общая теория политического развития общества), практическом (научный анализ политических явлений) и эмпирическом (описание конкретных политических событий).

Методы политологии. Как и любая другая самостоятельная отрасль научного знания, политология имеет свою систему методов исследования. Можно выделить три основных группы методов политологии:

1. Общелогические методы, к которым принадлежат анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и мысленный эксперимент.

2. Эмпирические методы, которые направлены на сбор первичной информации о событиях и явлениях политической жизни (наблюдение, интервью, анкетирование, социологический опрос).

3. Общетеоретические, ведущее место среди которых занимают социологический, системный, сравнительный, бихевиористский (поведенческий).

На последней группе методов стоит остановиться подробнее. Социологический метод направлен на выяснение зависимости протекания политических процессов от других сфер и явлений общественной жизни. Социологический метод в ХІХ – начале ХХ в.стал активно применяться К. Марксом и его последователями, которые обуславливали развитие политической сферы общественной жизни социально-классовыми конфликтами и уровнем развития производительных сил (экономики). Также социологический метод лег в основу концепции групп интересов А. Бентли, который трактовал политику как сферу соперничества групп интересов, то есть объединений граждан, преследующих свои цели путем давления на политическую власть. Активное применение социологического метода при анализе политических явлений привело к появлению новой отрасли научного знания – политической социологии, которая делает ставку на изучение социальных субъектов политики (политических элит, лидеров, групп интересов) и анализе поведенческих аспектов политической жизни.

Системный метод предполагает анализ политики как единого, целостного механизма, все элементы которого взаимосвязаны. К анализу политики системный подход впервые применил известный американский социолог Т. Парсонс. Данный метод лег в основу концепции политической системы общества, которая в середине ХХ ст. была предложена классиками американской политологии Д. Истоном и Г. Алмондом.

Сравнительный (компаративистский) метод направлен на сопоставление однотипных политических явлений с целью выявления их общих черт и специфических особенностей. Данный метод использовался еще древнегреческим ученым Аристотелем, который вместе со своими учениками провел сравнительный анализ политического устройства более 150 греческих государств-полисов. Активное использование сравнительного метода привело к формированию самостоятельной подострасли политической науки – сравнительной политологии, которая занимается сравнительным анализом политических систем современного мира.

Бихевиористский (поведенческий) метод направлен на изучение политического поведения отдельных индивидов. Основатели бихевиорисского направления в политических науках Ч. Мериамм и Г. Ласуэлл исходили из того, что групповые формы политической активности обусловлены действиями отдельных лиц, политическое поведение которых определяется эмоциями, психическим состоянием, волей. Бихевиористский метод лег в основу, так называемой, Чикагской школы политологии, расцвет которой пришелся на начало – середину ХХ в.

Функции политологии. Как и другие науки гуманитарного цикла,политология выполняет ряд важнейших функций, среди которых:

1. Гносеологическая (познавательная) функция, которая заключается в научном познании политической сферы общественной жизни. Объективное и комплексное изучение политической реальности открывает путь к поискам путей оптимизации функционирования политической системы и прогнозированию дальнейшего протекания политических процессов.

2. Функция рационализации политической жизни. Данная функция предполагает поиск оптимальных моделей протекания политических процессов с целью оптимизации функционирования политической системы и политических институтов. Неслучайно приоритетными задачами современной политической науки является поиск путей преодоления наиболее острых социальных конфликтов, оптимальных моделей модернизации политических систем развивающихся стран, методов решения глобальных проблем человечества.

3. Прогностическая функция, которая направлена на определение перспектив развития политических процессов. В современной политологии наработана целая система методов и принципов прогнозирования, которые позволяют делать кратко (до 1 года), средне (до 5 лет), долго (до 15 лет) и дальнесрочные (более 15 лет) прогнозы. Следует отметить, что многогранность и противоречивость современной политической жизни крайне усложняет политическое прогнозирование. Так, сегодня можно констатировать, что выдвинутые такими известными учеными, как Д. Белл или Ф. Фукуяма, политические прогнозы об установлении демократии в глобальном масштабе, выходе на ведущие позиции в политической жизни интеллектуальной элиты и деидеологизации мирового сообщества не сбылись.

4. Прикладная (инструментальная) функция обуславливается возможностью политологии искать средства для достижения конкретных политических целей. Реализация данной функции находит проявление, прежде всего, в разработке различных политических технологий.

5. Функция политической социализации. Данная функция состоит в формировании у гражданина политических знаний и поведенческих установок, наличие которых позволяют быть полноценным субъектом политической жизни. Функция политической социализации направлена на формирование качеств индивида, как гражданственность, патриотизм, толерантность, способность рационально оценивать политические процессы и принимать оптимальные решения.

В науке о политике используется системный подход, бихевиористический метод, сравнительные методы, метод принятия решений и т.п.

Рассмотрим более подробно методы политологии. Многие авторы (10) рассматривают три группы методов политологии.

Первая – общие методы исследования (подходы).

Социологический подход. Предполагает выяснение зависимости политики от общества и прежде всего влияния на нее экономики, социальной структуры, идеологии и культурной сферы. В своих крайних формах социологический подход представлен в марксистской трактовке политики, как надстройка над экономическим базисом или в теории заинтересованных групп А. Бентли, который рассматривал политику как сферу соперничества различных социальных групп, преследующих свои интересы.

Культурологический подход может рассматриваться как частный случай социологического, ориентирован на выявление зависимости политических процессов от культуры, прежде всего политической.

Нормативный или нормативно-ценностный подход. Предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости. Он нацеливает на разработку идеала политического устройства. Этот подход связывает политику с этикой, вносит в нее моральное начало.

Функциональный подход. Требует изучения различных зависимостей между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например, взаимосвязей между уровнями экономического развития и политическим режимом, между политической активностью населения и географией его расселения. Этот метод блестяще применял Н. Макиавелли, считавший политику опытной, реальной наукой.

Бихевиористский подход. Требует применения к политике методов, используемых в естественных науках и эмпирической социологии.

Изучение политики должно происходить посредством конкретного исследования многообразного поведения индивидов и социальных групп.

В основании этого метода лежат следующие положения, сформулированные в 1880 г Вудро Вильсоном, американским ученым:

1. политика имеет личностное измерение, а сама личность выступает главным объектом исследования;

2. психологические мотивы лежат в основе политического поведения личности;

3. в политологии могут использоваться достижения других наук, так как модели (образцы) поведения людей могут быть сходными в различных ситуациях и видах деятельности;

4. политические явления и процессы измеряются количественно, появляется возможность использования математических и статистических методов.

Структурно-функциональный анализ. Предлагает рассмотрение политики как целостной системы, имеющей сложную структуру, каждый элемент которой выполняет свои особые функции, направленные на удовлетворение потребностей системы в целом. Деятельность элементов системы запрограммирована общей структурной организацией.



Системный подход. Был детально разработан Т. Парсонсом и Д. Истоном в 50-60-х годах 20 в. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного сложного социального организма, системы, находящихся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политическая система стремится к самосохранению, выполняя по мнению Д. Истона две важнейшие функции: а) распределение ценностей и ресурсов в обществе; б) обеспечение принятия гражданами этого распределения в качестве обязательного.

Институциональный подход. Ориентирует на изучение институтов осуществления политической деятельности, а именно государства, партий. заинтересованных групп и т.п.

Антропологический подход. В отличии от социологического требует изучения зависимости политики от социальных факторов, а от природы самого человека, как родового существа, имеющего своеобразный набор потребностей и интересов.

Психологический подход. Подобно антропологическому исходит их необходимости опираться в политических исследованиях на человека, но не как представителя рода, не человека вообще, а конкретного индивидуума, личности.

Этот подход ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов, психологических мотиваций.

Центральное место в этом подходе занимает психоанализ, разработанный З. Фрейдом, который, в свою очередь, ставит в центр исследований бессознательные психологические процессы и мотивации, оказывающие активное воздействие на политическое поведение.

Социально-психологический подход. Ориентирован на изучение зависимости политического поведения людей от их включения в социальные группы.

Деятельностный подход рассматривает политику как вид деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии. Этапы: определение цели деятельности, принятие решений, организация масс, мобилизация ресурсов на их осуществление, регулирование деятельности, учет и контроль, анализ результатов и т.п.

Критическо-диалектический метод ориентирован на критический анализ политики, выявление противоречий как источника самодвижения и самоорганизации.

Сравнительный подход предполагает сопоставление политических явлений и процессов – партий, политических систем с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения оптимальных форм политической организации общества.

Субстанциональный (онтологический) подход ориентируется на выявление первоосновы политики, какой обычно считают власть, господство и подсинение, деление общества на друзей и врагов.

Исторический подход требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего.

Вторая группа – общелогические методы.

Поскольку все эти методы студенты изучали ранее в курсе «философия» «логика» и других, то ограничимся лишь их беглым перечислениям. Это, прежде всего, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, эксперимент, прогнозирование и другие общенаучные методы.

Третья группа – методы эмпирических, прикладных исследований. Эти методы студенты уже изучали в курсе «социология», поэтому тоже их просто перечислим: опрос, анализ документов (качественный и количественный), наблюдение, эксперимент и другие.

Наука о политике с XIX века преподается во Франции, Германии, США.

Объем преподавания:

Политические теории (включая их истории);

Политические институты;

Партии, группы, общественное мнение;

Международные отношения

Специфика преподавания политической науки в США в том, что основное внимание уделяется анализу деятельности правительства, реализации принципов конституции и т.д. В Западной Европе в основном принята модель американских университетов. Однако там больше внимания уделяется на связи этой науки с государством, указывается служебный характер этой науки по отношению к потребностям господствующего класса, его идеологии и внутренней политики государства. В социалистических странах научный коммунизм. В Югославии с 1948 г. В Польше тоже богатые традиции.

Функции политологии. Каждую научную дисциплину создают два основных элемента:

1) теоретическая часть, содержащая сетку категорий и утверждений;

2) эмпирическая, содержащая результаты использования этих категорий в реальности.

В состав науки о политике входят две основные части:

1) теория политики, понимаемая как система специфических утверждений, создающих картину действительности;

2) эмпирическая часть или конкретные результаты исследований общественной действительности в виде конкретных описаний, явлений и прогнозов.

Различают две основные группы функций:

I. функции по отношению к общественной политической практике. Это функции, реализованные за пределами науки;

II. функции по отношению к общественной научной практике. Это функции в рамках науки.

Первые делятся на:

а) инструментально-реализующая;

б) идеологическая;

Инструментально-реализующая состоит в предоставлении участникам и субъектам политики знания об общественной ситуации и средствах успешного воздействия на нее.

Идеологическая состоит в выявлении связи определенных состояний вещей с ценностями на которые ориентированны участники политики, а также в воссоздании системы ценностей, исходя из интересов участников политического процесса.

Первая отвечает на вопросы «как» и «почему»? Вторая – «для чего»?

По отношению к общественной научной практике наука о политике выполняет пять основных функций:

1) концептуально-описательная;

2) объясняющая;

3) прогностическая;

4) методологически- оценивающая;

5) интегрирующая.

1. Состоит в предоставлении ученым определенного запаса понятий и категорий (что и как делается).

2. Состоит в предоставлении определенных объяснений явлений и процессов на основе установленных закономерностей (почему делается так, а не иначе).

3. Состоит в конструкции предвидений,

4. Состоит в предложении схем и методов, исследовательских процедур, а также оценок полезности результатов.

5. Состоит в создании возможностей использования достижений других наук.

Имеются и другие классификации функций политической науки. Например, авторы (10, с. 35-36) рассматривают гносеологическую (познавательную) функцию политологии, которая состоит в правильном отражении политической реальности в знании, раскрытии присущих политической сфере связей и закономерностей, что позволяет политологии объяснять и прогнозировать политические явления.

Аксиологическая оценочная функция заключается в оценке политического устройства институтов, событий и поведения людей в политике.

Функция политической социализации, формирования гражданственности, демократической политической культуры населения . Политическая социализация – процесс вовлечения людей в политику, формирования политических знаний, превращения их в политические убеждения, политическое воспитание населения и, в конечном итоге повышение политической культуры масс. Политическая социализация напрямую связана с развитием политического образования и просвещением людей с одной стороны, и реальным участием в политике с другой.

Мотивационно-регулятивная функция политологии напрямую связана с усвоением политических знаний гражданами и оказанием непосредственного влияния на их поведение.

Политические действия на основе выверенных научных знаний и рекомендаций должны стать основой рационализации политической реальности и показателем уровня развития политической культуры.

Функция рационализации политической жизни . Выполняя эту функцию политология выступает теоретической основой политического реформирования, реорганизаций в политической сфере. Она обосновывает необходимость изменения различных политических институтов и процессов, разрабатывает оптимальные технологии управления государством, разрешения возникающих конфликтов и противоречий. Однако не следует забывать, что реальная политика далеко не во всем и не всегда проводится по рецептам политологии, которая не может отразить все богатство политических отношений. Политика это не только знание, но и искусство политического руководства, основанного на организаторских способностях, воле, опыте, интуиции и т.п. Политика не всегда бывает рациональной, часто она иррациональна, является результатом борьбы за власть, политического соперничества, столкновения интересов и амбиций, поиском компромиссов и консенсуса.

— наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

По поводу существования закономерностей в политике существуют две противоположные точки зрения. Так, А. И. Соловьев, не отрицая возможности возникновения в политических процессах относительно устойчивых зависимостей, тем не менее не считает их достаточными для того, чтобы признавать наличие общих закономерностей в политике. Сторонники другой точки зрения (В. А. Ачкасов, В. А. Гуторов, В. А. Мальцев, Н. М. Марченко, В. В. Желто в и др.) считают, что в политическом процессе существуют общие закономерности, такие, как например «закон классовой борьбы К. Маркса», «закон соответствия развитию уровня производства производственным отношениям», «железный закон олигархии Р. Михельса», «законы» бюрократизации С. Паркинсона и др.

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку, изучающую совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. При этом имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономика, политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

В узком смысле под политологией понимается наука, призванная непосредственно исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.

Необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Объект и предмет политологии

Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования. Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

Методы и направления исследования политологии

Политология — многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы.

Одним из основных направлений является исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические институты. Политические институты (от лат.institutum - установление, учреждение) — это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

Другим направлением является исследование политических процессов и явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практического применения.

Третьим направлением является исследование: , политической психологии и идеологии, политической культуры, политического поведения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всеми этими явлениями.

В качестве самостоятельного направления можно выделить политические исследования внешнеполитической деятельности государства и международного политического процесса.

Применение тех или иных методов в политической науке обусловлено ходом ее исторического развития и наличием в «арсенале» человечества конкретных методов исследования.

Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывались на философско-этических (в основном умозрительных) идеях и представлениях. Представителей философско-этического направления (Платон, Аристотель) в большей мере интересовали проблемы не реального государства, а то, каким оно должно быть в идеале. В Средние века, когд в Западной Европе доминировали религиозные концепции, политическая мысль развивалась в рамках теологической парадигмы. Поэтому политические теории и представления интерпретировались как одна из сфер теологии, в которой высшей инстанцией является Бог.

Зарождение гражданской концепции политической мысли (XVII-XVIII вв.) дало мощный толчок для возникновения и развития новых методов исследования политических процессов. В своих трудах Дж. Локк, Ш. Монтескье, Э. Берк заложили основы институционального метода в политологии. В XIX — начале XX в. этот метод был одним из ведущих в политических исследованиях.

Институциональный метод политологии

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партий, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторов политической деятельности и политического процесса. Институционализация — это процесс упорядочения, стандартизации и формализации социальных отношений в определенной сфере жизнедеятельности. Она предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института, что организационное (правовое) оформление социальных отношений, установление общих правил, регулирующих жизнедеятельность людей, обеспечивает предсказуемое поведение субъектов социального взаимодействия. Институциональный метод способствует исследованию процесса институционализации.

В политологии институциональный метод используется для исследования политических институтов с точки зрения их правовой законности и общественной легитимности и взаимной совместимости. При этом концепция институционального соглашения имеет ключевое значение для общественного развития. Нарушение общепринятых институциональных норм или введение новых «правил игры», без достаточных на то оснований, может привести к различного рода социальным конфликтам. Институциональный метод позволяет рассматривать политическую сферу как систему социальных институтов, имеющих свои «институционализированные» структуры и правила функционирования.

С возникновением социологии как науки в середине XIX в. социологические методы начинают применяться и в политических исследованиях. Эти методы широко используются и в настоящее время.

Социологические методы политологии

Социологические методы предполагают выявление социальной обусловленности политических явлений, позволяют раскрыть социальную природу власти, определить политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанные на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологические методы заложили основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный метод политологии

Сравнительный (компаративный) метод использовался еще в античные времена. Так, Платон и Аристотель на основании сравнения различных политических режимов определяли «правильные» и «неправильные» формы государства и конструировали в своих трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства. В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является относительно самостоятельным научным направлением в структуре обшей политической науки.

Суть сравнительного метода заключается в сравнении (сопоставлении) однотипных и различных политических явлений, например политических режимов, партий, движений, политических систем, способов разработки, принятия и реализации политических решений и т. д. Сравнение позволяет выявлять общее и особенное в исследуемых объектах, более объективно оценивать существующие реалии, определять закономерности развития наблюдаемых явлений, находить наиболее оптимальные варианты решения существующих проблем. Так, в мире существует около 200 независимых государств, каждое из которых обладает своими характерными особенностями. Сравнительный метод позволяет из всего многообразия различных ситуаций выбрать в каждом из государств отличные и сходные черты, типологизировать сходные явления, выявить возможные альтернативы, использовать опыт других стран и народов.

Это не означает, что исследователи и политики должны заимствовать удачный опыт других. Такие эксперименты, как правило, приводят к плачевным результатам. Однако проведение сравнения между государствами помогает объяснить то или иное политическое явление и находить способы решения возникших проблем.

Сравнение — это средство приобретения знаний. «Все познается в сравнении», — гласит народная мудрость. Как отдельный человек определяет свое социальное положение и свои индивидуальные качества путем многочисленных сравнений и сопоставлений, так и страна может судить о своем положении в мире путем сравнения с другими странами, и здесь не обойтись без исторических аналогий.

Сравнение способствует росту национального самосознания. Если граждане видят, что в других странах люди живут в более комфортных условиях, то у них могут возникнуть вопросы и претензии к правящей элите своей страны. Во многом по этой причине коммунистический режим в СССР не позволял своим гражданам свободно выезжать из страны: сравнение было явно не в пользу «строителей коммунизма».

Кроме того, сравнение помогает вырабатывать универсальные представления о политических явлениях и мыслить аналитически.

Бихевиористический метод

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению Л. С. Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества — общества, лишенного естественных исторических корней. «Бихевиористский индивид-атом знает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой роли он не чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью, ни какими-либо ценностями. Он чувствует себя свободным игроком , которому важно обставить всех остальных».

Системный анализ в политологии

Системный анализ был разработан представителями естественных наук в 30-х гг. прошлого века. В 40-50-х гг. благодаря трудам Т. Парсонса, Р. Мертона, Дж. Хоманса и других исследователей он находит свое применение в социологии. Начиная с 50-60-х гг. системный анализ используется и в политологии (Д. Истон, Г. Алмонд), хотя сама теория систем разрабатывалась в трудах Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгсйма и других.

Системный анализ, по сути, является альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнего рассматривает политическую сферу как целостную, саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой. Он позволяет использовать общую теорию систем в изучении политических явлений, в том числе и политических конфликтов, упорядочить наши представления о политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия, представить исследуемый объект как единый организм, свойства которого не являются суммой свойств отдельных его элементов. Поэтому любые изменения, происходящие в отдельном элементе системы, могут привести к ее «разбалансировке». Кроме того, системный подход позволяет каждый элемент системы рассматривать как подсистему, наделенную определенными свойствами.

Окружающая социальная среда, в которой развиваются политические события, также может рассматриваться как система или несколько взаимодействующих систем одного класса или нескольких классов. При этом каждый элемент системы любого уровня может одновременно выполнять разные функции по отношению к разным системам или подсистемам.

Синергетический подход в политологии

Одним из методов исследования принципиально новых, случайных, непредвиденных изменений, происходящих в социальных и политических системах, является синергетика. Она пришла в социологию и политологию в конце 70-х гг. XX в. из естественных наук. Суть синергетики в естественных науках заключается в том, что теряющие упорядоченность структуры в физических и химических процессах способны к самоорганизации (И. Пригожин), а нестабильные процессы могут порождать более совершенные субстанции (Г. Хакен). Эти основополагающие выводы открывают новое видение причин и форм развития материи. Суть синсргетичсского подхода в политологии состоит в новом понимании исторического процесса и форм развития социальных, политических, экономических и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Синергетический подход основывается на следующих положениях:

  • историческое развитие человеческой цивилизации связано со случайностью, многовариантностью;
  • разные темпы развития различных систем; возрастание эволюционных ритмов и непредсказуемых флуктуаций в сложных системах;
  • способность системы к самовоспроизводству, к восстановлению разрушенных в ходе изменений структур, к поддержанию собственной идентичности;
  • «сложноорганизованные системы нельзя жестко направлять по пути конкретных трансформаций, необходимо выявлять их собственные тенденции развития»;
  • нелинейность и нерациональность в развитии социума, возможные бифуркации и возникновение хаоса;
  • хаос как созидаюшее начало для конструирования и развития качественно новой организации, нового порядка;
  • самоорганизация как возникновение упорядоченных структур там, где они отсутствовали, как процесс перехода от хаоса к порядку;
  • общественное развитие как непредсказуемая смена состояний общества и его структур в отличие от классического видения развития от одной стадии к другой;
  • сложность выявления субъекта перемен, особенно в условиях бифуркации, так как сложные системы обладают высокой чувствительностью к флуктуациям;
  • избавление от веры в рациональность и достижимость окончательного знания.

Синергетический подход открывает новые возможности в исследовании сложных политических систем. Он позволяет взглянуть на общество (государство) как на саморазвивающуюся систему, в рамках которой происходят слабоконтролируемые или неконтролируемые процессы, которые могут быть и ненаблюдаемыми. В определенной мере синергетический подход дает представление об извечной проблеме нереализованных или неудачно реализованных политических решений: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Теория социального действия

В исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй — М. Вебера.

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Начало нового этапа в развитии теории социального действия связан с трудами известного французского социолога А. Турена. По его мнению, классическая социология рассматривала общество как единое целое. Однако в условиях индустриального и постиндустриального общества различные социальные движения создают проблемные поля и социальные конфликты и сами делают свою историю. Если раньше противники могли апеллировать к «представителю метасоциального порядка» — к справедливости священника или короля, то «теперь не только это священное исчезло, оно оказалось захвачено фундаментальными конфликтами, вместо высшего мира единства создается центральное место социальных конфликтов».

Основными субъектами социального (политического) конфликта становятся не классы и партии, а общественные движения. При этом они не нуждаются в посредниках в лице политических партий и других политических институтов. В условиях быстрого развития средств информации и коммуникации роль посредников существенно снижается. Социальные действия общественных движений приобретают политический характер и направлены против государства (политической системы) как главного политического оппонента. По мнению А. Турена, в современном политическом конфликте преобладающая роль принадлежит реальным субъектам политического действия.

Антропологический метод

Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе — существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

Структурно-функциональный подход. В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социо- логи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма - противоположность функ- ционалистическим теориям, предполагающая консснсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начала формироваться в 50-60-е гг. XX в. в работах таких ученых, как Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер, Р. Мур, К. Болдинг и др. Так, по мнению немецкого социолога Р. Да- рендорфа, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен. Но в отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф считает, что в современных условиях классовый конфликт не ведет к разрушению социально-политической системы общества.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие: метод экспертных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход и т. д.

В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.

Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом все теоретические разработки так или иначе направлены на решение практических задач.

Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и решения возникающих политических и социальных проблем.

Функции политологии

Функция (от лат.functio - исполнение) — назначение, обязанность. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семей- ныс отношения в обществе; функция политических институтов — управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии — исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.

Основными функциями политологии являются:

  • познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;
  • диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;
  • прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;
  • организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;
  • управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
  • инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;
  • идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;
  • прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.
Рассказать друзьям