Приемы организации учебного места первоклассника в школе. Организация обучения первоклассников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поступление в школу - не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для него мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс общение со сверстниками и педагогами. В случае дезадаптации школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни. Первый год учебы в школе требует от ребенка мобилизации всех ресурсов и активизирует проблему его сопровождения сквозь «тернии» образовательного процесса .

В литературе по проблеме сопровождения ребенка в период адаптации в качестве ее основного критерия принято рассматривать успешность школьника в учебной деятельности.

Однако мы считаем, что работа по организации адаптации первоклассника не ограничивается помощью в овладении учебными навыками. Ведь ребенок, придя в первый класс, вынужден привыкать к непривычным для себя нагрузкам, прежде всего статическим, к новому социальному окружению, правилам и традициям, которые приняты в данной школе, наконец, к системе оценивания его труда.

В первые дни в школе обучение первоклассников строится на доступном практически всем детям дошкольном материале: игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. Домашние задания в первом классе не задаются.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представлены два структурных элемента: оргмомент и основная часть.

Оргмомент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе котopoй лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

  • * задания разной степени трудности;
  • * специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитиебольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
  • * предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Итак, в последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижения при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных способностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.

Наиболее существенным для педагогической деятельности является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем, чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.

Задания диагностики должно максимально учитывать особенности и возможности 7-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.

Для исследования педагогической готовности первоклассников к школе можно использовать методику Л.Е. Журовой. Данная диагностика включает в себя пять заданий, предложенных детям на рабочих листах, в ходе котopoй выявляется умение передавать форму фигуры, ориентироваться на плоскости (листе бумаги), способности правильно понимать высказывания, сравнивать множества по числу элементов, умение копировать заданный образец.

Для выявления психологической и эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе можно использовать методику А.Е. Хасанова «Готов ли я стать школьником». Ребенок отвечает на 12 вопросов, определяющих отношение к ситуации школьного обучения.

Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников - анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников». В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из уровней школьной мотивации.

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты их ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

Кроме того, психолог может использовать специальные методы диагностики для определения готовности ребенка к школьному обучению.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:

  • 1) уровня психического развития;
  • 2) наличия необходимых навыков и умений;
  • 3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

Особенности интеллектуального развития

Особенности развития мышления

протекание мыслительного процесса, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений

установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей

затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений

особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного

состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления

индивидуальные качества мышления

Особенности развития памяти

протекание запоминаний и воспроизведения

значение волевой установки в запоминании

развитие зрительной и слуховой памяти

соотношение образной и словесной памяти

состояние оперативной слуховой памяти

Особенности развития фонематического слуха

понимание детской обращенной речи. Речевое общение

состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности

нарушение речи. Общее недоразвитие речи

Развитие математических представлений

умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом)

выполнение элементарных операций с предметами

владение представлений равенства, «больше», «меньше»

Особенности развития эмоционально-волевой сферы

Особенности эмоций

эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения

индивидуальный эмоциональный статус

Особенности волевой регуляции

волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установки. Работоспособность, инициативность

Особенности развития мотивационной сферы личности ребенка

Особенности мотивации отношения к школьному обучению

интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания. Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность мотивов школьного обучения.

До начала психологической диагностики психологу необходимо тщательно ознакомиться с характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при выполнении трудовых поручений и т.д.).

Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к психологу необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в контакт с ребенком.

В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

При обучении первоклассников в их первые дни обучения в школе необходимо придерживаться следующих методических приемов и предложений:

  • - создать методическую копилку игр, которые помогли бы во время перемены снять статическое напряжение, испытываемое детьми во время урока. Важно подобрать игры, которые будут травмобезопасны, позволяющие задействовать различные группы мышц, снять усталость;
  • - регулярно проводить во время урока физкультминутки, подбирая такой материал, чтобы он вызывал оживление, улыбку;
  • - разрешить детям при появлении признаков усталости встать из-за парт или сесть так, как им удобно;
  • - в первые три месяца сократить продолжительность урока до 30 минут, затем постепенно увеличивая ее;
  • - оборудовать кабинет для первоклассников с игровым пространством, игрушками, ковром на полу, где можно полежать и отдохнуть;
  • - до начала учебного года провести беседу с родителями на тему «Учебные нагрузки первоклассника, режим дня» и «Развитие ребенка до поступления в школу», ознакомить их с рекомендациями по организации дня, рабочего места, системе питания первоклассника;
  • - создать благоприятные эргономические условия в классной комнате. Снизить напряжение помогут красивые растения, чистота и порядок в классе.

При организации социально-психологической адаптации первоклассников могут быть задействованы следующие приемы и формы работы:

  • 1. Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут запомнить, поэтому все педагоги и работники школы обязаны носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.
  • 2. Рассказ о себе. «Раскрыть» каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах помогут адаптационные тренинги.
  • 3. Вхождение в коллектив. Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т.п.), необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.
  • 4. Заочное знакомство. Дети часто стесняются подойти и завязать знакомство, вступить в игру с понравившимся им одноклассником. Это гораздо легче сделать, пообщавшись вначале по телефону или электронной почте. В первые же учебные дни предлагается детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с этими неприятными чувствами.
  • 5. Общее дело. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела. Необходимо продумать их перечень, направленность, целесообразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.

Процедура социометрии позволяет установить статус ребенка в группе, его симпатии и антипатии при выборе партнера по общению. Результаты социометрии использую как основу для работы с детьми, которые не являются успешными в общении.

Будущие первоклассники получат блестящую возможность присмотреться друг к другу, установить контакты, если для них организована воскресная школа.

Доверие к педагогу, отсутствие скованности, страха перед учителем придет при организации неформально общения с ним. Адаптацию проходит не только ребенок, но и вся семья. Поэтому можно предложить родителям новую школьную традицию - семья может пригласить педагога в гости. В подобной ситуации не только педагог имеет возможность познакомиться с ребенком и его родителями, но и семья может ближе узнать учителя. Поход в гости предполагает общение на территории ребенка, а значит в более комфортных для него условиях. Это позволит ребенку полнее раскрыться, а впоследствии - легче принять особенности школьного общения.

Комплекс организационной адаптации первоклассников включает в себя следующие мероприятия:

  • 1. Создание буклетов, где будет помещена информация о школе, её традициях, истории, правилах внутреннего распорядка, даны контактные телефоны лиц, отвечающих за ключевые позиции школьной жизни. Буклеты предполагается дарить родителям первоклассников, когда они приносят заявление о приеме ребенка в школу.
  • 2. Создание сайта «Моя родная школа», где будут публиковаться материалы о важных школьных, традициях, о проблемах школы.
  • 3. Сегодня важно объяснять как родителям, так и детям причины принятия тех или иных административных решений. Важно, чтобы ребенок и семья не только подчинялись требованиям школы, но и понимали их.
  • 4. Оценка - новое явление в жизни первоклассника. Важно, чтобы ребенок правильно реагировал на нее. Помочь адаптировать ребенка к оценке могут родители, однако их необходимо нацелить на подобную работу, подсказать им эффективные приемы восприятия оценки. Эта работа проводится в первые дни сентября.

Современная начальная школа не только для ребенка, но и для его родителей . Легко и успешно овладеть программой, не прибегая к их участию в учебном процессе, вряд ли возможно. Для родителей, заинтересованных в успехе своего ребенка нужно проводить индивидуальные консультации.

Серова Юлия Сергеевна

учитель начальных классов МБОУ ООШ №3

Как организовать первоклассника!

Букет цветов в твоих руках.
И ранец новый за плечами,
В глазах волненье и восторг,
Сжимаешь крепко руку маме.
Сегодня главный праздник твой,
Ты первый раз шагаешь в школу,
Ты - первоклассник, ты - большой!
Теперь всё будет по-другому.

Илона Грошева

Нет, я решительно не знала, что мне делать с этими беспомощными первоклассниками. Выпустив четвертый класс, я сама оказалась вдруг беспомощной: первачки плохо воспринимали то, что я им говорила, постоянно отвлекались. Я писала планы уроков, но выполнить их в полном объеме не могла.

… Когда в наступившей тишине, которую с трудом удавалось установить вдруг падал портфель, ручка или пенал, класс взрывался. Всем непременно нужно было узнать, кто уронил, что именно упало и что за этим последует. Через эти школьные моменты жизни, наверное, проходили многие начинающие учителя начальных классов.

Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы работы учителя.

Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый вид деятельности, учителю необходимо, прежде всего, изучить его стартовый уровень.

Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.

Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В., М.И. Лисина и др.). Кроме того, рассматривается соотношение понятий "школьная зрелость" и "готовность к школе", а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская).

Педагогика и психология накопили множество вариантов объективного изучения готовности детей к школьному обучению.

Опыт работы, изучение научной литературы, посещение большого количества уроков у разных учителей позволили мне выделить некоторые организационно – методические приемы, с помощью которых в сравнительно короткие сроки можно достичь хороших результатов в организации детского коллектива.

Одним из направлений в развитии педагогической мысли, основанной на применении ненасильственных методов воздействия на личность, является педагогика стимулирования. Она – наследница прогрессивных традиций мирового опыта гуманистического воспитания, восходящих от Ф.А.Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо (на Западе), П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других (в России).

Наиболее успешно реализуется в работе прием поощрения . Его можно распространять на одного ученика, группу учеников, целый класс.

Поощрение полезно сочетать с перечислением недостаточно сформированных у детей правил: посадки, письма, чтения и других. С одной стороны, это делается как бы попутно, без выделения на уроке специального времени, с другой - такое упоминание о правилах находит моментальный отклик в действиях учащихся.

Правила в данном случае выполняются с большим желанием и интересом.

Можно применять поощрение с целью профилактики возможных нарушений при выполнении различных действий, недостаточно усвоенных детьми.

Например, учитель говорит: «Сейчас я посмотрю, кто из вас быстро и бесшумно откроет учебник». Флажок на парте или у рабочего места, наклейка цветочка, смайлика и др. на обложке тетради – такое поощрение носит уже предметный характер.

Поощрение часто используют во время игры. Например, детям предлагается игра «Кто подарит этот букет». Смысл ее в следующем. Каждый цветочек букета и ваза вырезаются из цветной бумаги или из открытки. В процессе урока или всего учебного дня они вручаются наиболее отличившимся учащимся. В игре «Кто построит этот дом?» в качестве поощрения детям также раздаются детали дома (крыша, стены, окна, дверь и т.д.). В аналогичной игре «Кто станет альпинистом?» ученики получают часть горы - это может быть просто треугольник, разрезанный на несколько частей.

В конце урока ученики, получившие, какой либо поощрительный предмет выходят к доске и сами (или с помощью учителя) собирают предмет на доске. Из кусочков, розданных детям, появляется гора, и юных альпинистов поздравляют с восхождением на нее. На уроке такую игру полезно проводить, когда объясняется сложный учебный материал.

В течение всего учебного дня игра обычно используется в конце недели, четверти или праздничные дни. Игровой процесс является прекрасным стимулом и дисциплинирует учащихся в наиболее сложные периоды учебы.

В своей работе для организации первоклассников я часто использую прием: счет команда. В работе с малышами он позволяет быстро организовать их на выполнение различных подготовительных или итоговых работ (вход в класс и выход из него на перемену, подготовка к уроку, к окончанию учебных занятий и т.п.)

Вот, например, как можно организовать работу при сборе ученических тетрадей;

на счет «раз» - закрыть тетрадь;

на счет «два» - взять ее в руки;

на счет «три» - сложить две тетради вместе, передав, их ученику сидящему справа или слева;

на счет «четыре» - передать тетради впереди сидящему ученику.

Если ученики сидят за отдельными партами, то они передают тетради впереди сидящим на счет три.

Из личного опыта работы было замечено, что прием сила голоса , (его интонационная окраска) оказывают удивительное влияние на малышей. Много раз я замечала, что у учителей, говорящих громко, в классе бывает шумно и на перемене дети начинают покрикивать друг на друга, невольно подражая учителю.

Не касаясь чисто индивидуальных, личностных качеств у учителей, методические пособия показывают лишь те приемы, которые легко можно использовать любой учитель. Но даже они оказываются достаточно действенными, особенно на начальном этапе формирования классного коллектива, столь необходимого для успешной организации учебных занятий. Поэтому в своей педагогической деятельности использую методы и приемы оказания помощи первоклассникам в период адаптации разработанные педагогами и психологами.

Игры-знакомства для установления межличностных отношений, игровая деятельность в учебное и внеурочное время.

Индивидуальная помощь каждому ученику, хвалим за конкретный результат, поддерживание положительного отношения к учению:

  • динамичный экран настроения;
  • физкультминутки, точечный массаж по методу (А.А. Уманской), пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук;
  • развивающие занятия педагогами класса и психолога школы;
  • рекомендации родителям.

Используя, эти приемы в комплексе могу, сказать, что результат организованности в моем классе к началу второй четверти находится на уровне выше-среднего, но моя работа на этом не заканчивается, поэтому буду продолжать работать над улучшением результата.

Считаю, что очень важно учить ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Например, сравниваем его ранние работы с работами сегодняшнего дня и вместе обсуждаем пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.

Но, не смотря ни на что, именно здоровье определяет успешность обучения и организацию наших детей. Важно создать для ребенка все условия, обеспечивающие полноценный отдых, питание, обучение.

Литература

1 . Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., 2004.

2. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1.

3. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУРГУ, 2000.

4. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Нечаева Н.В. Методика « Развитие устной речи»

6. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа, 2005, № 5.

7. Чутко Н.Я. Методика «Раскрашивание фигур»


МБОУ СОШ п. Малиновский

Закона «Об Образовании» РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001года № 196;

Требований государственных образовательных стандартов;

Письма Минобразования России от 25 сентября 2000 г. №2001/11-13 «Об организации обучения в первом классе в адаптационный период»;

Письма Минобразования России от 20.04.2001г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Данные рекомендации по организации учебного процесса в адаптационный период помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статистического напряжения школьников при одновременном выполнении программ по всем предметам.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы сказано: «...в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статистического напряжения школьников, рекомендуется на четвертых уроках использовать не классно – урочную, а иные формы организации учебного процесса.

Согласно учебному плану в 1 классе учебная нагрузка составляет 21 час в неделю. Первыми часами рекомендуется проводить уроки чтения и русского языка (период обучения грамоте).

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физкультуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков – игр, уроков – экскурсий, уроков – театрализаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

Классный руководитель ежедневно в течение 1 четверти заполняет в соответствии с расписанием и тематическим планированием форму по организации учебной деятельности (приложение 1). Данная форма хранится в классном журнале в период заполнения. При завершении адаптационного периода, по окончанию 1 четверти классные руководители сдают данную форму заместителю директора по УВР.

-организация уроков математики.

Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (до числовой период). Дети в этот период учатся проводить наблюдения над предметами, сравнивать, классифицировать по признакам, получая количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникативных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их обще логическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, книгам и т.д. На уроках могут использоваться игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке.

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и на уроках-играх и уроках-экскурсиях.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

    Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Найди свою группу», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.

    Пространственные представления, взаимное расположение предметов: на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

    Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе.

-организация уроков окружающего мира

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые важны для успешного познания окружающего. Замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, т.к. эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, выстроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр. Подвижные игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки осени: экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли, в огороде».

2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево».

3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с правилами поведения в школе.

Тематика экскурсий может быть различная: «Наш огород», «Дорога от школы до …» (особое внимание обращается на правила дорожного движения, на места опасного перехода).

Ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте.

4. Здоровье: подвижные игры: « Чистота - залог здоровья», «В гостях у Мойдодыра» и др.

-организация уроков изобразительного искусства

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает произведение, сколько выражает свое состояние. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

Прогулки и экскурсии в парк с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, сбора природных материалов для художественных занятий;

Игры (тема урока «Игра в художника и зрителя»)

Разнообразие форм деятельности и полнота впечатлений на уроках ИЗО способствует снятию напряжения.

--организация уроков технологии

Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных интересов процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления…), формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

1.Экскурсии «Красота окружающей среды», «Образы родного края», «Сказочные животные» и др. помогут развивать умения видеть образы в окружающих предметах, формировать художественный образ на уроках труда.

2. Экскурсии по сбору природного материала: «Природа-художник и скульптор», «Что нам дарит природа».

3.Экскурсии могут включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки, желудя и др.» «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».

4. Уроки на свежем воздухе с играми и конкурсами, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка?», «найди листочки, напоминающие по форме перо птицы».

5.Уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок.

-организация уроков музыки

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры: песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться образно-игровые приемы:

Пластическое интонирование;

Музыкально-ритмические движения;

Разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация адаптационного периода в первом классе

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных. Специальной дополнительной работы учителя и психолога требует устранение трудностей обучения, возникающие у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.

Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.

Организация обучения

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом (столом) в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения ребенка. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, парную и групповую работу на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.

Продолжительность учебного года для первоклассников – 33недели. Каникулярное время в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем, что учебный год делится на 4 неравные по продолжительности четверти, организуются дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов в середине 3 четверти (февраль) с целью профилактики переутомления.

Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 мин. каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 мин. урока. Исключения могут составлять уроки физической культуры, ритмики и т.п.

Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по 4 часа (три урока, динамическая пауза и одно нетрадиционное занятие, оно заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми) согласно Письму МО РФ от 20.04.2001 № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока.

Продолжительность перемен между уроками не менее 15 минут, большой перемены после 2 урока – не менее 40 минут. На этой перемене организуется питание учащихся в помещении школьной столовой (10-15 минут) и динамическая пауза (прогулку на свежем воздухе или подвижные игры в помещении) . Длительность динамической паузы не мене 40 минут.

Недопустимо в первом классе введение дополнительных часов на факультативы, на занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении что соответствует СанПин . Последнее особенно важно, так как эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки и её продолжительности.

Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе начальной школы исключена система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).

Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ребенка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» «Давай послушаем других» и т.д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; в день можно провести только одну контрольную работу.

Домашние задания в первом классе не задаются согласно Письму МО РФ от 25.09.2000 г. № 202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». Учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются.

Приложение 1

Организация учебной деятельности в 1 ___ классе ___________ уч.год

Классный руководитель _________________________________

Дата

Предмет

Тема

Форма организации

Инструкция

Идеальный вариант, естественно, если у ребенка есть отдельная комната. В этом случае пространство следует разделить на зоны: игровая зона, рабочая зона и зона сна. Для рабочей зоны лучше всего подходит место у окна. Чтобы ребенок во время работы не отвлекался на происходящие на улице события, стол нужно поставить справа. Стены вокруг рабочего места нужно оформить в спокойных нейтральных тонах, яркие пестрые акценты будут постоянно отвлекать внимание ученика. В интерьере рабочей зоны не должно быть ничего лишнего, только все необходимое для учебы. Кроме стола и стула нужны стеллаж для книг, навесной шкафчик или полка. Не стоит располагать навесную мебель прямо над столом - это создаст ощущение дискомфорта. На этой стене лучше обустроить ученический органайзер в виде пробковой доски и нескольких кармашков из ткани неяркого оттенка для всяких школьных мелочей. А такие отвлекающие факторы, как любимые игрушки, компьютер и телевизор, должны находиться далеко за пределами рабочей зоны. Если же в комнате нет другого места для компьютера, тогда стоит приобрести угловой стол и расположить монитор в стороне, а не на рабочей поверхности.

Что же делать, когда квартира маленькая и нет детской? В этом случае в общей комнате нужно выделить место для рабочего уголка, где бы ребенок мог уединиться. Создать комфортное закрытое пространство можно с помощью разного рода выдвижных перегородок, стеллажей, и даже шкафа. В данной ситуации главное обеспечить для ребенка тишину и спокойствие во время работы.

Необходимый комплект состоит из ученического стола, удобного стула и какого-либо места для учебников и тетрадей (выдвижные ящики, стеллажи, полки, шкафчики). Будущий школьник обязательно должен принимать участие в выборе мебели для своего рабочего уголка. Можно смело покупать стол и стульчик для ребенка, если: спина удобно опирается на спинку стула; ноги, согнутые под углом, не висят, а стоят на полу; размер рабочей поверхности стола в пределах 60-80 см (глубина), и 120-160 см (ширина); расположение рабочей поверхности стола на уровне груди ребенка. Поверхность стола, расположена под наклоном, будет дополнительным удобством для осанки ученика.

Очень важно правильно продумать освещение рабочей зоны для работы в вечернее время. Естественно, на рабочей поверхности слева должна быть настольная лампа, но всего лишь в качестве дополнительного, но ни в коем случае не единственного источника света! Следует продумать комбинированное освещение комнаты, без резких перепадов, которые способствуют ухудшению зрения. Свет от настольной лампы должен равномерно рассеиваться по рабочей поверхности стола, и ни в коем случае не попадать ребенку прямо в глаза. Грамотная организация рабочего пространства для будущего школьника станет залогом его успешного обучения и позволит избежать серьезных проблем, возникающих в учебном процессе.

Организация обучения первоклассников в адаптационный период

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Что же способствует успешной адаптации первоклассников?

В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по заявлению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Организация режима школьной жизни первоклассников.

Обучение детей в 1-м классе проводиться с соблюдением следующих требований:

    учебные занятия проводятся только в первую смену;

    продолжительность учебного года - 33 недели;

    5-дневная учебная неделя;

    максимально допустимая недельная нагрузка – 20 часов;

    проведение не более 4-х уроков в день

Согласно п. 10.10 Санитарных правил 2.4.2 2821-10, введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010, за № 189, в первом полугодии первого класса используется "ступенчатый" режим обучения:

В сентябре - октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми

В ноябре - декабре - 4 урока по 35 минут каждый,

В январе - мае - 4 урока по 45 минут каждый.

    Согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока), ежедневная физзарядка до занятий . В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также минутки отдыха, релаксации в комплексе с музыкотерапией;

    организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

    организация питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

    дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (февраль);

    в первых классах после третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна, согласно листам здоровья, которые заполняет для каждого класса медсестра.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Для снятия статистического напряжения школьников рекомендуется на четвёртых уроках использовать не классно-урочную систему, а иные формы организации учебного процесса. Уроки-театрализаций, уроки-экскурсий, уроки-импровизаций, т.е. на этих уроков обучение и закрепление учебного материала предлагается проводить в нетрадиционной форме. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, гибко использовав расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 – по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 уроков театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Окружающий мир

Тема урока

Форма проведения урока

Что такое Родина?

Урок-экскурсия

Что мы знаем о народах России?

Урок-викторина

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Что у нас над головой?

Урок-путешествие

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Изобразительное искусство

Тема урока

Форма проведения урока

Изображения всюду вокруг нас.

Урок-экскурсия

Изображать можно пятном.

Урок-сказка

Разноцветные краски

Урок-сказка

Художники и зрители

Урок- виртуальная экскурсия

Технология

Тема урока

Форма проведения урока

Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Урок-викторина

Что такое технология.

Урок- экскурсия в мастерские

Аппликация из природного материала

Урок-игра

Аппликация из пластилина

Урок-сказка

Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть .

Организационный момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение, широко используются дидактические игры с двигательной направленностью.

Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Уровень готовности ребёнка к школе может быть и высоким и очень низким. У некоторых первоклассников не сформированы школьно-значимые функции: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

задания разной степени трудности;

специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие

мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не

большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.) .

В соответствии с требованиями ФГОС на каждого ученика заведено «Портфолио», в котором фиксируются все достижения первоклассника за текущий учебный год.

Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13:

    исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, самолётики, солнышки и т.п.)

    Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников.

    Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше использовать реплики «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других» и др.

    Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

    В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно проводить не более одной контрольной работы.

Всё выше перечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку в промежутке между дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

    Федеральный закона«Об образовании в Российской Федерации»;

    Письмо Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»;

    Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10

Рассказать друзьям