Проклятие смоковницы: жестокость или притча? Толкования на Мф Притча о смоковнице толкование.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

47. Притча о бесплодной смоковнице

Земная жизнь дана нам не для того, чтобы мы жили в свое удовольствие и как нам вздумается, но чтобы потрудиться, угодить Богу и принести Ему те плоды, которые Он ждет от нас. Эта простая истина содержится в Евангельской притче о бесплодной смоковнице.

Некоторый человек имел виноградник, в котором была также посажена смоковница, по-нашему инжир. Смоковница не приносила плодов несколько лет подряд. И вот хозяин сказал садовнику: сруби ее, зачем она зря землю занимает? Но садовник любил свои деревья и стал упрашивать хозяина: подожди еще год, я ее удобрю и окопаю, посмотрим, может быть, тогда принесет плод? Если же нет, то через год срубишь ее.

Притча эта имеет сразу несколько смыслов. Напрямую она, конечно, относится к израильскому народу, изображенному здесь под видом смоковницы. Однако она может иметь и другое толкование, в соответствии с которым виноградник - это Церковь Христова, а смоковница - каждый член Церкви, каждый христианин. Хозяин виноградника - Бог Отец. Садовник - Христос. Таким образом, эту притчу мы должны применить к себе. Каждый из нас - смоковница, посаженная в Божием саду, то есть в Церкви. Как от дерева требуется, чтобы оно приносило хозяину плоды, так от каждого из нас Господь ждет, чтобы мы приносили Ему те плоды, ради которых Он нас создал и привел в Свою Церковь. Под плодами следует понимать христианские добродетели: любовь к Богу и к людям, милосердие, кротость, смирение, великодушие, мужество, щедрость. Если мы приносим это, то Господь радуется о нас, как радуется хозяин сада, глядя на усыпанные прекрасными плодами деревья. Господь - очень милостивый хозяин, Он готов терпеть и ждать, даже если мы приносим совсем мало плодов. Однако, когда христианин совершенно перестает приносить плоды добрых дел, а плодит только колючки зла, тогда Бог Отец говорит Сыну Христу: зачем этот человек зря занимает землю, занимает место в Церкви, - не лучше ли освободить это место для другого, - того, кто будет плодоносным? Однако Христос, Который Сам стал человеком и умер за спасение людей, всегда ходатайствует за них перед Небесным Отцом и Своим милосердием как бы связывает Его правосудие. Он упрашивает Отца подождать, пока Он Сам создаст все условия для того, чтобы человек исправился и принес плоды. Эта доброта и забота Христа видны из того, что садовник в притче собирался удобрить смоковницу. Ведь смоковницы в южных странах обычно не удобряют, они растут там сами по себе, нередко прямо на обочине дороги. Если же садовник хотел ее удобрить, то это значит, что он действительно любил и жалел это бесплодное дерево, так что готов был сделать для него то, чего обычно никто не делает. Так поступает и Христос: Он готов создать человеку все условия для духовного роста, лишь бы человек исправился и принес плоды. Если же и после этого он не исправляется и нет никакой надежды, что он изменится к лучшему, тогда уже угрожает ему посечение, как бесплодному дереву…

Есть и еще одно возможное понимание этой притчи - в отношении всего человечества. В соответствии с ним виноградник - это мир, смоковница - человеческий род, хозяин - Бог Отец, садовник - Христос. Как каждый отдельный человек, так и все человечество в целом должно приносить Богу те плоды, которые Он ждет от него, - плоды святости и праведности. Пока мир рождает святых, он будет стоять. Но когда среди людей совершенно иссякнет остаток святости и праведности, тогда Господь прекратит существование этого мира, ибо оно не принесет уже добрых плодов, но послужит лишь для умножения зла.

Итак, время земной жизни дано нам, братия и сестры, для того, чтобы мы принесли Богу плоды праведности и христианского совершенства. Эту цель мы всегда должны иметь перед собой и ради нее должны подвизаться. Обрадуем же этим Господа нашего, сделаем Ему приятное, принесем угодные Ему плоды добродетельной жизни. Ведь тогда и нас Господь сделает участниками в Его радости, тогда и мы, по слову Евангелия, войдем в радость Господа нашего, в радость, не имеющую конца. Аминь.

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

ПРИТЧА О СМОКОВНИЦЕ (Лк. XIII, 4-9)Или те 18, каких задавила башня, когда завалилась, полагаете ли вы, что они больше того заслуживали из всех жителей Иерусалима?Нисколько. Но если не обдумаетесь, все точно так же погибнете.И сказал им такую притчу: у одного человека росла в саду

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

О Бесплодной Смоковнице «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу, сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в

Из книги Из глубин греха в отчий дом: Проповеди, интервью, доклады автора Малин Игорь

ПРИТЧА О СМОКОВНИЦЕ (Евангелие от Луки 13:6–9) В Евангелии есть притча, которая часто читается в Церкви под Новый Год. Это притча о смоковнице. Из года в год мы перечитываем эту притчу. Многие из нас знают ее наизусть. И, наверное, каждый из нас может сказать: «Эта притча

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Притча о бесплодной смоковнице Во многих притчах Иисус Христос говорил о долготерпении и милосердии Божием, о том, что Отец небесный не желает погибели грешника, но желает исправления его, и всегда готов принять кающегося.«Один человек, – говорил Он, – имел в саду своем

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Об иссохшей смоковнице Незадолго до Своей крестной смерти Спаситель шел из Вифании со Своими учениками. Дорогой Он почувствовал голод и подошел к смоковнице, которая росла недалеко от дороги, чтобы посмотреть, нет ли на ней плодов. Но на ней кроме листьев ничего не было.

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

Напоминание о покаянии и притча о бесплодной смоковнице Лк. 13, 1–9 В это время совершилось в иерусалиме кровавое событие, которое дало господу случай об ратиться к слушателям с предостережением о неотложной нужде покаяния. При огромном стечении народа в храме на великие

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

47. Притча о бесплодной смоковнице Земная жизнь дана нам не для того, чтобы мы жили в свое удовольствие и как нам вздумается, но чтобы потрудиться, угодить Богу и принести Ему те плоды, которые Он ждет от нас. Эта простая истина содержится в Евангельской притче о бесплодной

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Письмо 272 бесплодной жене, о детях Глубоко скорбишь о том, что не имеешь детей. Сетуешь на мужа, считаешь его виновником. Дерзаешь роптать и на Творца. Не бери грех на душу, покорись воле Божией. Ибо дитя по Его воле родится, а родители лишь проводники благой воли Творца. В

Из книги Впервые в Библии автора Шалев Меир

Притча о бесплодной смоковнице (Лука 13:6-9). Под образом хозяина виноградника в этой притче разумеется Господь Бог, который ждет покаяния еврейского народа, представленного в притче под образом бесплодной смоковницы. Садить смоковницу в винограднике необычное дело, но в

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

«Ни бесплодного, ни бесплодной» Как я уже сказал, смех Сарры и Авраама родился из их обоюдной печали. Но ее печаль была иной и более сильной, чем его. В отличие от Сарры, Авраам не был бесплоден и уже родил сына. Его слова, обращенные к Богу: «Хотя бы Измаил был жив пред лицем

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Притча о смоковнице. 13.28-31 - «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

ГЛАВА 27. Обличение фарисеев и законников на обеде у фарисея. Наставления ученикам. Беседа о любостяжании. Притча о богаче. Притчи о рабах, ожидающих возвращения господина своего, и о благоразумном домоправителе. Речь Иисуса по поводу известия о казни Пилатом галилеян.

Из книги автора

Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике Служение Иисуса приходило к концу. Ему надлежало

Из книги автора

Проклятие бесплодной смоковницы Переночевав в Вифании, Христос на другой день рано утром опять пошел с апостолами в Иерусалим. По дороге Он почувствовал голод и, увидев у дороги покрытую листьями смоковницу, подошел к ней, чтобы подкрепиться ее плодами. Смоковница

(Евангелие от Луки 13:6-9)

6 . И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

7 . и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

8 . Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -

9 . не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.


Истолкование:

Давайте я сначала постараюс ь объяснить образы, которые показаны в этой притче. В этой притче господином виноградника показан сам Бог. 1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой -- виноградарь. (От Иоанна 15:1 ) }. Бог имел у винограднике посажанную смоковницу. Смоковница это плодовитое дерево, которое приносит плоды. Людей можно сравнить из смоковницей. СМОКОВНИЦА, СМОКВЫ (Ис. 34:4, Вт 8:8, Мф. 21:19, Ин 1:48, От 6:13 и др.) хорошо известное дерево и плоды, которыми в древности изобиловала Иудея и на которые делаются нередко указания в Свящ енном Писании. Плоды смоковницы, или смоква в естественном виде походит на грушу. Смоковница распространяет свои ветви в высоту и в ширину и листья оной широки (Быт 3:7) . В одном из видов смоковницы, по словам естествоиспытателей, они доходят до 4 и 5 футов в длину и до 3 в ширину, потому-то тень смоковницы высоко ценилась на Востоке, и выражение "сидеть под смоковницею" иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар 4:25, 4 Пар 18:31, Ин 1:48) . Одно из особенных свойств смоковничного дерева состоит в том, что плод является на нем без всякого признака цветения и даже прежде листьев. По сему-то смоковницу с листьями, но без плода, в пасхальный период можно было признать за бесплодную смоковницу по времени года (Мф. 21:19) . Цветение смоковницы служило одним из ранних признаков наступающего лета (Песн. 2:13, Мф. 24:32) . Истребление смоковничных деревьев считалось одним из величайших наказаний Божиих (Иер. 5:17, 8:13, Иол. 1:7,12) . Смоквы, растущие на означенном дереве в течение десяти месяцев года, разделяются на три вида:

Ранние смоквы (Песн. 2:13) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса (Иер. 24:2). Так пророк Осия употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. "Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я oтцoв ваших", - говорит он (Ос 9:10) . В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. Пророк Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии: "Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть" (Наум. 3:12) .

Летние смоквы, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве и их можно хорошо сохранять.

Зимние смоквы являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их собирают даже в после зимние время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше чем первые, продолговатые, и обыкновенно бывают темного цвета.

Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв (1Цар 25:18) . Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но кроме того они также признавались полезными при врачевании различных болезней. Пророк Исаия сказал: "возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву (царя Езекии), и он выздоровел" (4Цар 20:7) .

Бог пришел у виноградник чтобы собрать плодыи пришел искать плода на ней, и не нашел;

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Евангелие от Иоанна 15:1-6 ).

Дерево, которое не приносять плод, срубают и бросают в огонь. 10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Евангелие от Матфея 3:10) .

Давайте представим себе такую картину. Например, у нас есть свой сад или плодовитое дерево. И вот мы дождались время урожая. А наше дерево не принесло плод. Что же мы будем делать с ним? Я думаю, что каждый человек сказал бы: « Давай я срублю это дерево, которое не приносит плод. Его можно использовать для обогрева дома, больше с него ни какой пользы нет!»

Деревья приносят разные плоды, одни приносят хорошие плоды, а другие плохие плоды. Не возможно чтобы было все наоборот. 17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.(Евангелие от Матфея 7:18) .

Деревья распознаются по плодам. 33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. (Евангелие от Матфея 12:33) .

В новом завете Иисус Христос видел смоковницу . 19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. (Евангелие от Матфея 21:19) . Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов, и время года показывало, что время собирания смокв уже наступило; Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Бог хочет, чтобы мы приносили много плода. 8. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. (Евангелие от Иоанна 15:8 ) .

2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни…, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. (Откровение 22:2) .

Обратите внимание, что господин хотел срубить смоковницу . 7. и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? (Евангелие от Луки 13:7) . Господин хотел получить какую то пользу с смоковницы. В притче сказано, что Он три года ждал от смоковницы плодов. Господин принимает решение: с рубить смоковницу. Но дальше в притчи за смоковницу заступаетсявиноградарь.

8. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -

9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий _год_ срубишь ее.

(Евангелие от Луки 13:8-9).

Мы видим, что виноградарь не хотел, чтобы господин срубал смоковницу. Виноградаря в этой притчи можно сравнить с Иисусом Христом. Виноградарь в притче делает все для того, чтобы смоковница принесла плоды.Обкапывает смоковницу, удобряет землю навозом. Виноградарь дает еще один шанс, чтобы смоковница принесла плоды. Иисус Христос есть наш ходатай перед Богом. Он пострадал за всех нас, умер на кресте и в третий день воскрес. Иисус Христос, как виноградарь в этой притче просит у Бога, не срубить смоковницу. Иисус Христос дает нам с вами шанс исправится на протяжении года. Какой чудный и милостивый наш Иисус Христос. Не желает смерти грешника! Хочет, чтобы все спаслись. От нас самых зависит наше спасение! Бог желает, что бы мы принесли обильный плод.

Нашу с вами жизнь можно сравнить из смоковницей. Каждый из нас отдельно растет как дерево. Бывает очень часто, что мы приносим худые плоды. Доброе дерево должно приносить добрые плоды. Если Иисус Христос является нашим виноградарем, то мы соответственно должны приносить добрые плоды, угодные Богу. Давайте задумаемся, что означает плод? Плоды можно сравнить с делами каждого человека. В библии написано, что каждый человек будет судим по своим делам. Если мы хотим жить с Богом вечно, мы должны делать добрые дела, приносить плод. 16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. (Евангелие от Иоанна 15:16) . Бог нас нашел и избрал. Надо помнить нам, что мы все блуждали в этом мире. Бог избрал нас еще, когда мы были грешники. И как часто бывает больно Нашему Небесному Отцу, когда Он не находит у нас плода. Давайте будем справляться! Бог дал нам все необходимое для нас. Нам остается лишь принести обильные плоды, чтобы приобрести вечную жизнь с Иисусом Христом.

Это случилось за несколько дней до казни на Голгофе. Последнюю неделю своей земной жизни Иисус провел в Иерусалиме, вместе с учениками. Под вечер он уходил ночевать в пригород - на Елеонскую гору. Вот что говорится в Евангелии: "По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла" (Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 18-19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя "еще не время было собирания смокв" (глава 11, стих 13). На первый взгляд кажется, что Христос ни за что наказал дерево - ведь оно же не виновато в отсутствии плодов. Тем более, какой вообще смысл искать на нем плоды, если не сезон? Неужели это было просто сделано от раздражения, от досады?

Смоковница - плодовое дерево, больше известное нам под названием инжир. Родина смоковницы - Малая Азия и Средиземноморье. Дерево достигает 11 метров в высоту, хотя на каменистых почвах оно часто растет в виде кустарника. Согласно Библии, после грехопадения Адам и Ева сделали себе одежду именно из листьев смоковницы (книга Бытия, глава 3, стих 7). В символике Ветхого Завета смоковница - образ мира и Божественного благорасположения.

Чтобы понять какое-либо место в Библии, надо знать контекст. Говорится ли где-то еще о смоковницах? Да, такие места есть. Примерно за полгода до того Христос рассказывал такую притчу: "Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: "вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?" Но он сказал ему в ответ: "господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее" (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9).

В Своей проповеди Иисус часто использовал притчи, особенно если обращался к простому народу. Как можно было иначе открыть людям величайшие тайны духовного мира, не опираясь на понятные каждому бытовые реалии? К тому же эти реалии зачастую служили для иудеев религиозными символами. Виноградник и смоковница понимались не только как сельскохозяйственные культуры. В Ветхом Завете Израиль называется "виноградником Господа" и "смоковницей". Также это дерево символизировало мир и Божие благословение израильскому народу. Большинство толкователей Евангелия полагают, что в этой притче подразумевается своеобразный диалог между Лицами Пресвятой Троицы - Богом Отцом (хозяин виноградника) и воплотившимся Сыном Божиим (виноградарь) о судьбе ветхозаветного Израиля, представленного в образе смоковницы. Три года смоковница (Израиль) не может принести плода. Почему именно три года? Именно столько времени проповедовал Иисус израильтянам, прежде чем рассказал эту притчу.

Какой же плод должна была принести "смоковница"? Стержень Ветхого Завета - подготовка людей к встрече с Мессией, Который избавил бы Израиль от греха. Однако ко времени проповеди Иисуса это избавление часто понималось очень упрощенно. Не как избавление от власти греха, а как достижение политической независимости от Римской империи, то есть избавление от власти язычников. Поэтому большинство религиозных лидеров Иудеи не узнали и не приняли Того, Кого так долго ждали и они сами, и их отцы и деды... Покаянное обращение к Богу и вера в спасение через Богочеловека, Иисуса Христа - вот плод, которого ждал Господь от иудеев. И в первую очередь - от их вождей и учителей.

Итак, Иисус просит Отца немного повременить и не срубать бесплодное растение. После этого служение Христа продолжалось еще полгода, и все это время Он, как и раньше, "удобрял", "окапывал" и "возделывал" окаменевшие человеческие сердца - не принесут ли плод? И вот на пороге крестных страданий, видя упорное неверие вождей Израиля, Христос произносит суд.

Но форма суда была опять же образной, притчевой, только на сей раз притча прозвучала не в словах, а в действиях. Но в каких? Иисус не жег огнем неуверовавших иудеев, не превращал их в соляные столбы - а иссушив смоковницу, продемонстрировал им их перспективы, если, конечно, не покаются. Причем сделал это так, что действие проклятия стало очевидным фактом, а не только строгим словом. Это предупреждение стало реальностью только сорок лет спустя, в 70-м году. Император Веспасиан тогда утопил в крови восстание иудеев, почти полностью разрушил Иерусалим, Иерусалимский Храм и уничтожил даже номинальную государственность иудеев. Поэтому и предупреждение Христа было столь сильным не из-за раздражения и гнева, а потому что Господь очень хотел предотвратить надвигающуюся трагедию.

Проклятие бесплодной смоковницы - это притча в действии. Так уже бывало в истории Израиля, древнееврейские пророки использовали такую форму проповеди. Иеремия перед лицом народа возлагал себе на шею узы и ярмо и посылал такие же узы к царям других народов - в знак того, что все они будут служить Вавилонскому царю Навуходоносору (книга пророка Иеремии, глава 27). Иезекиль ставил перед собой кирпич, который символизировал Иерусалим, и вел против него осаду, тем самым показывая иудеям, что город будет осажден Вавилонским царем. Он же, по слову Господа, прилюдно снаряжался в путь, делал в стене отверстие и выносил через него свои пожитки, изображая этим, что после взятия Иерусалима Навуходоносором народ Божий ждет переселение в плен (книга пророка Иезекииля, главы 4 и 12).

Но все равно кое-что остается в притче непонятным. Почему Иисус вообще подошел к дереву, если время плодоношения еще не наступило? Дело в том, что смоковница (нам привычнее название инжир) обладает характерной особенностью. Плоды на ней появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли еще обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но...

Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями. Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков - то есть знали, какой плод ждет от них Господь. И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то уж Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию.

Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов - она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод. Так и Христос "пришел к своим и свои Его не приняли" (Евангелие от Иоанна, глава 1, стих 11). В Иерусалимском Храме продолжали совершаться красивые и пышные богослужения, потоками текла кровь жертвенных животных. Но после пришествия на землю Богочеловека, после Его крестной жертвы эти ритуалы стали абсолютно бесполезны для жаждущих утолить голод богооставленности. Действительно, если Иисус - это Бог, то уже не нужны никакие жертвенные бараны.

В историческом плане проклятие смоковницы - это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, что отвергли Его. Но Священное Писание - это не архив чудес и высоконравственных проповедей, не музей проклятий и благословений. Все, что делал евангельский Христос, Он продолжает делать и поныне - любить тех, кого не любит никто, прощать тех, от кого отвернулись все, исцелять от душевных и телесных недугов людей, про которых говорят, что они обречены... Но, как и две тысячи лет назад, порой Он встречает на Своем пути бесплодные смоковницы. Только теперь они покрыты листьями не ветхозаветных, а уже новозаветных заповедей. Заповедей, усвоенных формально, не изменивших человеческое сердце... Поэтому евангельский рассказ о проклятии Христом бесплодной смоковницы служит внеисторическим и вневременным напоминанием всем поколениям христиан, что на месте бесплодного растения может оказаться любой человек.

Роман Маханьков

  1. "Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев; ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И... Петр говорит ему: Равви! посмотри, смоковница, которую ты проклял, засохла" (Мк 11:12-14,21).

    За что проклинает Иисус смоковницу?
    Чего он ждал от нее - ведь, как рассказывает другой евангелист, Марк (11:13), "еще не время было собирания смокв" ?

  2. Может быть, Он ждал того, что было обещано мудрецами - свежий плод "во всякое время"? Возможно, Иисус, проклиная дерево, отказавшееся плодоносить в соответствии со словами мудрецов, проклинает старую иудейскую мудрость, символом которой оно является. Проклинает за то, что эта мудрость не сдержала своего обещания, за то, что действительность не соответствует ей.
  3. "Проклятие смоковницы Господь изрек в присутствии одних учеников, и только ученики были свидетелями ее засыхания. Изгнание торгующих из храма было совершенно явно, его наблюдали члены Синедриона и вожди духовной жизни иудейского народа. И тем не менее, оба события связаны не только внешне, но и внутренне. Мы должны понимать их, как символические акты, иначе говоря, как притчи в действии. И именно проклятие смоковницы, совершенное в присутствии одних учеников, дает ключ к такому пониманию обоих событий. Символические акты нам известны из Ветхого Завета. Так, по повелению Господню, Иеремия, пред лицом народа, возлагал себе на выю узы и ярмо и посылал такие же к царям других народов, в знак того, что все они будут служить Навуходоносору, царю Вавилонскому (Иер. 27:1 и слл.), а Иезекииль ставил перед собою кирпич, который должен был изображать Иерусалим, и вел против него осаду (Иез. 4:1 и слл.). Он же, по слову Господню, снаряжался в путь перед лицом Израиля, делал отверстие в стене, выносил через него свой скарб, и тем говорил народу, что его ожидает переселение и плен (Иез. 12:1 и слл.).

    Можно привести и много других примеров. Каждый представляет собою притчу в действии. В таком смысле - и только в таком смысле - надо понимать и проклятие смоковницы. В подробном повествовании Мк. сохранена подробность, опущенная в Мф.: “Еще не время было собирания смокв” (Мк. 11:13). Эта подробность сообщала бы проклятию смоковницы, если бы мы стали понимать его буквально, оттенок искусительного произвола: Господь иссушил смоковницу за отсутствие смокв, которых она и не могла еще иметь. На самом деле эта подробность подсказывает правильное понимание. Соблазн устраняется, если мы толкуем проклятие смоковницы, как символический акт. Смоковница еще в Ветхом Завете была образом Израиля. Поступая по примеру древних пророков, Господь, в образе смоковницы, произнес суд над современным Ему Израилем, не приносящим плода. Он шел из Вифании в Иерусалим, и, когда Он проклинал смоковницу - может быть, на горе Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом, - взоры Его и учеников были устремлены на святой город, расстилавшийся перед ними. Проклятие смоковницы проливает свет и на очищение храма. Господь совершил его, как власть имущий, с полною точностью, как Мессия.

    Но мог ли Он рассчитывать положить конец злоупотреблению? Очищение храма было обличение и свидетельство. Не больше. Как таковое, оно тоже получает символическое значение, и понимать его надо в связи с проклятием смоковницы. Означает ли проклятие современного Израиля его уничтожение? Иссыхание смоковницы оправдывало бы такое толкование. Но, пришедши в храм, Господь не разрушил его, а только очистил. Он прямо назвал его, словами Писания (Ис. 56:7), домом молитвы для всех народов (Мк. 11:17а, ср. Мф. 21:13а, Лк. 19:46а) и даже домом Отца Своего (Ин. 2:16). Только вожди современного иудейства сделали его вертепом разбойников (Мк. 11:17в, Мф. 21:13в, Лк. 19:46в). В сознании учеников, очевидно, правильно понявших мысль Учителя, очищение храма, в его символическом значении, вносило корректив в тот урок, который вытекал из проклятия смоковницы. Осуждение современного иудейства оставляло незыблемым сокровище Ветхого Завета, в его значении основания и для Нового Завета" - из книги Владыки Кассиана (Безобразова) "Христос и первое христианское поколение".

    Последнее редактирование модератором: 2 фев 2010

  4. Когда Христос подходил с учениками к Иерусалиму, то «взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.» (Мф. 21,18-19). Почему Господь, учивший учеников своих прощать, в данном случае вынес столь суровый приговор? Недоумение ещё более усиливается, когда мы у Марка узнаём, что «ещё не время было собирания смокв» (Мк. 11,13). За что же проклинать, если смоковница принести плоды не могла? Или всё же плоды могли быть?
    Некоторую ясность в этот вопрос может внести другой отрывок из Евангелий: «... ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.» (Ин. 4,31-35).
    Сопоставление этих двух отрывков порождает следующие варианты ответа. Первый - Господь, проклиная смоковницу, исполнил волю Отца, и тем самым, утолил всё же Свой «голод». Другой вариант - существует два различных взгляда на одно и то же событие: человеческий и божественный. Глядя на нивы, ученики думали, что самое время сеять, а Господь сказал, что уже наступило время жатвы. Конечно, речь здесь идёт не о простой ниве и не о простой жатве. Буквально понять этот отрывок невозможно. Другое дело, если мы вспомним, что «семя есть слово Божие» (Лк. 8,11). Тогда спутать время сеяния и жатвы нам людям действительно не трудно. Глядя на разорённые храмы, на распространённость многочисленных суеверий, нам кажется, что сейчас самое время сеять - нести другим людям те знания о Боге, которые имеем мы сами. А Господь может сказать: нет, главное для вас сейчас не распространять среди других то, что вы уже знаете и считаете, что уже понимаете. Это дело сеятелей. Жатва же - это понимание и исполнение. Поэтому совершить жатву, т.е. понять то, что сделано (посеяно) другими людьми и что сказано нам в Писаниях Богом нам ещё только предстоит.
    Глядя на нивы, ученики, подобно смоковнице, считали, что до жатвы ещё далеко, для них ещё не время было собирания урожая. А Иисус утверждает иное - время жатвы уже наступило. Также и смоковница должна была принести плоды вовремя, т.е. приурочить их появление к тому времени, когда Господь приближается к ней и ищет плода. Однако, она не узнала «времени посещения» своего (Лк.19,44) и, подобно Иерусалиму, оказалась проклята.
    (http://www.igumen.ru/index.php3?id=60)
  5. Почему Иисус проклял смоковницу?
    А вы задайте себе вопрос – в чём здесь мудрость? С чем уподобим смоковницу.
    Я уподобил смоковницу с молодо девицею, красивою и нарядною, приученной жить только для себя. Придите к ней; она корочки хлеба не даст, кружки воды не предложит. Какой потомство вырастит у неё, и будет иметь она высокого звания – матери. И когда придет власть человека, сыновей Божиих из рода человеческого, их ждёт проклятие и отвержение во внешнее где будет плач и скрежет зубов.
    А ещё уподоблю смоковницу с женою наделённую Богом красотою и имеющей достатка, но не думая о муже и детей ибо она занята своими прелестями. И она оставила свои главное для чего её создал Бог, быть женою и матерю, быть кормилицей и хранительницей очага семейного, у которой в очаге всегда должно что–то быть.
    Ещё уподоблю смоковницу с миром богатых и пресыщенных, которые питаются соками мира сего, сами пребывают в пышностях; вам же не дадут и для нищенской жизни.

    Р.Б. Георгий

  6. Как объяснить это 8 летнему ребенку. И еще вопрос от дочери при чтении о смоковнице, почему Иисус проклинает дерево, ведь говорить проклятия грех?
  7. Лопухин:

    Господь знал, что плодов на дереве нет, но эта смоковница, против естественного порядка (в начале Апреля, когда Господь проходил мимо смоковницы, на ней - и вообще на смоковницах - не бывает еще листвы), была украшена листьями. Вот это обстоятельство и подало повод Господу дать вразумление ученикам о подобном же обмане, какой представлял из себя тогдашний Иерусалим и величественное храмовое богослужение, которое только что накануне было предметом внимательного наблюдения Господа. Иерусалим и храм - как бы хочет сказать евангелист - не принесли желанных Христу добрых плодов: для этого еще не наступило время. Со временем и иудейство должно было принести плод веры. Теперь же ему предстояло испить чашу гнева Божия и подвергнуться грозному проклятию Божию (ср. Мф XXIII, 28). - И ученики слышали, т.е. вникали в смысл слов Христовых, который не мог быть для них непонятен после притчи о смоковнице, под которою Господь еще раньше изобразил им печальную судьбу иудейства (Лк XIII, 6-9).

  8. Ну, если восьмилетний ребенок поймет, тогда он богослов с пеленок.
  9. Мир Вам. Не передёргивайте Словами Иисуса Христа. Такое заключени на Его слова дал человек, а людям свойственно ошибаться. И за свои слова, человек сам и ответит. Странно только слышать, от рабы Божьей, что Бог должен давать нам отчёт в своих делах, или словах, не требуя от нас отчёта, за наши дела и слова, и давая нам время на покаяние и исправление своей жизни. Раб не знает, что делает Господин его. Вы рабы греха своего. Это тоже Слова Христа. Храни Вас Бог.

    ___________________________________________
    Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

  10. Вы знаете, даже в мыслях не было "передергивать слова Иисуса". Но спасибо за ваш ответ. Сейчас Евангелие читаем вместе с дочерью, не спеша, по главе в день и все равно возникает много вопросов от ребенка, часть ответов находим на православных сайтах, а часть остается открытыми. Вы уж извините, но теперь как-то и не ловко вопросы задавать.
  11. Есть на Евангелия толкования, к примеру Иоанна Златоустого или других отцов, (можно найти в нете), и чтение Евангелия будет более понятным.
  12. Мир Вам. Простите меня грешного, забыл каким был сам, простите, и рад за Вас, что читаете Евангелие не спеша. Просите у Господа помощи в понимании смысла написанных Им Слов. Размышляйте над ними. А спрашивать не бойтесь, страх не от Бога, но не принимайте советы или ответы людей за Истину. Истину ищите в Евангелии,
    только там Слово Божие. Проси"те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
    Да поможет Вам Бог. Хотел бы Вам написать некоторые афоризмы Сони Шаталиной, у неё аутизм, но.читая её некоторые стихи и афоризмы, мне казалось, она здорова, а я болен, но не принимайте мои рассуждения за Истину. Спаси Вас Бог.

    Мне почему то очень надо
    Стекло бордовое заката
    В оранжевое утро превратить.

    Своею радостью окрасить
    Дома, заборы,
    Плачем и слезами
    Омыть все окна и дороги.
    Весь мусор жизни
    Мощным током крови
    Снести и в своем сердце сжечь.

    И это все не жертва, нет,
    А просто помощь заблудившемуся миру.

    ГРЕХ – короста на душе, отделяющая человека от Бога. 9 лет
    – мысль или действие против образа Божия в себе. 9 лет
    ДУША – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. 8 лет
    МЫСЛЬ – самая мощная после любви сила в мире. 8 лет
    – смелость ума оформлять словами образы. 8 лет
    – то, что отличает мир от хаоса. 8 лет
    СТЫД – огонь, выжигающий грех из души человека. 9 лет
    СТРАХ – возбудитель трусости
    – тормоз на пути к действию
    ЧЕРЕП – маленькая костяная коробка, в скелете в которой заключена Вселенная 8 лет

    __________________________________________________________
    Итак по плодам их узна"ете их.

  13. Вы знаете, даже в мыслях не было "передергивать слова Иисуса". Но спасибо за ваш ответ. Сейчас Евангелие читаем вместе с дочерью, не спеша, по главе в день и все равно возникает много вопросов от ребенка, часть ответов находим на православных сайтах, а часть остается открытыми. Вы уж извините, но теперь как-то и не ловко вопросы задавать.

    Нажмите, чтобы раскрыть...


    Вы такая молодец, замечательная мама. :ax:
    Спрашивайте дальше и не обращайте внимания на колкости, со всеми бывает. Игорь писал о том, что всё равно останется масса вопросов, Библию всю жизнь изучают.
  14. Просите у Господа помощи в понимании смысла написанных Им Слов. Размышляйте над ними. А спрашивать не бойтесь, страх не от Бога, но не принимайте советы или ответы людей за Истину. Истину ищите в Евангелии,
    только там Слово Божие. Проси"те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
    Да поможет Вам Бог..

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Не проще войти туда, где уже открыто, найдено, получено? Ведь многие сами стучали, сами искали и не видели открытых ворот. Все читают одно Евангелие, но у каждого и разное понимание оного, потому множество сект, которые до сих пор стучат и ищут и найти не могут, хотя уверены что нашли. Потому хорошо читать Евангелие, размышлять над ним, и свои выводы сверять с толкованиями св. отцев, и их толкования брать за основу, даже если они противоречат нашим логичным (на наш взгляд).

Протоиерей Андрей Чичеринда

Проклятие смоковницы: жестокость или притча?

В первый день Страстной седмицы Церковь напоминает нам о том, как Иисус Христос проклял смоковницу. Зачем Он это сделал? Какое отношение это событие имеет к нам с вами? Комментирует благочинный Николаевского округа в г. Константиновка протоиерей Андрей Чичеринда.

Закончилось время Святой Четыредесятницы и, внимая себе, мы можем увидеть - принесла ли наша душа плоды покаяния, или пост был всего лишь сменой рациона? С сегодняшнего дня началась Страстная седмица, каждый день которой посвящён воспоминанию важных Евангельских событий.

В богослужении Великого понедельника вспоминается евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Притча о проклятии смоковницы вызывает очень много споров. За что Иисус проклял дерево, которому еще не настал срок цвести?

Евангелие от Марка, глава 11, стихи 12-21:

«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он (Иисус) взалкал;
И увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней;
Но пришед к ней, ничего не нашей, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв.
И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от себя плода вовек. И слышали то ученики его.

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
И вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.»

За что Иисус проклял дерево?

Проклятие Иисусом смоковницы (Мф. 21:18-19) - это чудо, на которое часто «накидываются» критики, утверждая, что такой поступок просто недостоин Господа. Один из них даже замечает, что Иисус, мол, «после спора со Своими врагами, ради смеха обратил весь Свой гнев на невинное дерево, которое, впрочем, ничего не потеряло, разве что было лишено листьев и цветов на тот год».

Ведь чаще всего чудеса, совершаемые Иисусом, представляли собой исцеления, помощь людям в несчастьях, неся радость угнетенным сердцам. Когда Он совершал чудеса в области природы - например, в случае усмирения шторма на море - то это все делалось с целью помочь нуждающимся.

Единственным исключением кажется проклятие смоковницы. Небольшое размышление, однако, поможет решить эту трудность.

Во-первых, данное чудо не повлекло за собой боли или страданий. Более того, оно показало апостолам всемогущество их Учителя и дало Ему возможность поведать им о силе веры.

Вот толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского:

Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. Ввиду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, - и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно.

Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость.

Проклятие смоковницы - это одна из притч. Из слов Иисуса ясно вырисовывается проводимая им аналогия бесплодного дерева с грешником, зарывшим данный ему талант в землю. Проклиная смоковницу, Иисус как бы говорит нам: смотрите, чтобы когда вы внезапно предстанете на суд, Я вас нашёл не бесплодными, но с плодами покаяния и добрых дел. А иначе, если вы за свою жизнь не принесёте никаких полезных плодов, то будете под вечным проклятием.

Но возникает второй вопрос. Если бы смоковница вообще никогда не плодоносила, тогда понятно, за что ее прокляли. Но ведь еще не время было собирания смокв
Да. Именно так. Иначе притча-действие не была бы столь глубокой.

Человек (а притча обращена-то к людям!) должен в любое время приносить плоды, не ссылаясь на обстоятельства и время.

Рассказать друзьям