Субъекты и методы реализации социальной политики. Функции и модели социальной политики государства Роль и возможности субъектов социальной политики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

2.1. Социальная политика

как система социальной ответственности

Социальная политика может быть рассмотрена как система взаимо­действия множества элементов, основными из которых являются ее субъ­екты. Под субъектами социальной политики понимаются те элементы общественной системы (социальные институты, организации, нефор­мальные объединения и формы коллективности, индивиды), которые играют определяющую роль в осуществлении социальной политики в целеполагающем, организационном, функциональном и ресурсообеспе-чивающем плане, то есть те общественные структуры, которые непо­средственным образом участвуют в определении целей, в организации, реализации и финансировании социальной политики, ее конкретных программ и мероприятий.

Реализуемая данными субъектами социальная политика есть вопло­щаемая социальная ответственность, то есть ответственность за социаль­ное состояние общества в целом и его отдельных социальных парамет­ров. Социальная ответственность представляет собой особый вид соци­альных отношений между социальными акторами, характеризующийся специфическим типом взаимозависимости, основанной на необходимос­ти исполнения вчаимоиаправленных обязательств и договоренностей.

И контексте социальной политики социальную ответственность можно определим, как особый вид отношений между элементами об­щественной системы, выражающихся в их способности брать на себя и реализопывать социальные обязательства.

Социальные обязательства можно трактовать как заданные внеш­ним либо внутренним образом функции, связанные с реализацией ос­новных социальных ценностей и целей социальной политики, возника­ющих в отве"1 ii;i актуализированные социальные потребности общест-ва. Среди таких целей-ценностей социальной политики в первую оче-


редь следует назвать обеспечение социальной безопасности, социаль­ной солидарности, социальной справедливости, социальной стабиль­ности, социальной помощи, социального благополучия, социального баланса, развития человеческих ресурсов. В конкретном виде социаль­ные обязательства выражаются в обязательствах по созданию необхо­димых материально-технических, финансовых, организационно-управ­ленческих, нормативно-правовых, кадровых условий, необходимых для непосредственной реализации перечисленных целей-ценностей соци­альной политики в определенных формах и пространственно-времен­ных параметрах.



Общественные структуры и субъекты общественной системы, кото­рые принимают на себя и реализуют социальные обязательства, могут быть названы субъектами социальной политики или субъектами со­циальной ответственности.

Субъекты социальной ответственности могут быть представлены социальными субъектами различного вида и характера корпоративнос­ти. Всех их можно разделить на две группы: государственные субъекты социальной политики (социальное государство) и негосударственные (социальное общество). Каждая из этих групп включает в себя множе­ство конкретных субъектов социальной ответственности, непосредст­венно реализующих определенный спектр социальных обязательств в локальной области. Социальное государство объединяет в себе субъ­екты социальной ответственности, включенные в систему институтов государственной власти и управления. Негосударственные субъекты, напротив, представлены институциализированными и неинституциали-зированными субъектами социальной ответственности, не входящими в систему государственной власти и управления и осуществляющими свои социальные функции вне и независимо от государства. Так, в со­став социального государства входят государственные органы законо­дательной и исполнительной власти федерального и регионального уров­ня, органы местного самоуправления (в части исполнения государст­венных социальных обязательств), специализированные (ведомствен­ные) государственные органы управления социальной сферой и их под­ведомственные предприятия и учреждения. К негосударственным субъ­ектам социальной политики относятся предприятия и учреждения раз­личной формы собственности в части их корпоративной социальной политики, неправительственные ассоциации и общественные органи­зации (институты третьего сектора), местные сообщества, неформаль­ные структуры коллективности, семья и сети социальной поддержки.

В своей социальной активности государственные и негосударствен­ные субъекты социальной политики тесно связаны, так как имеют еди­ный объект - собственное общество в части его социальных отношений и coi (иального потенциала. В конкретном виде объект социальной по­ли гики имеет сложный и дифференцированный характер, он может вы­ступать в качестве всей совокупности граждан соответствующего сооб­щества, либо в качестве отдельных социальных групп или определен­ных категорий населения, либо в качестве отдельных категорий семей и отдельных индивидов. Объект социальной политики может быть мно­гослойным и параллельно выступать в разнообразных формах, что оп­ределяет одновременную реализацию различных способов взаимодей­ствия с ним субъектов социальной политики.

В процессе реально осуществляемой социальной политики субъект и объект социальной ответственности взаимно задают и определяют друг друга, так как содержание и характер социальных обязательств, воспро­изводящихся в обществе, детерминируются характером и содержанием актуализированных в данном обществе социальных потребностей. Связь же между субъектом и объектом социальной ответственности носит спе­цифический характер - характер политики как целенаправленной, пре­образующей деятельности, связанной с мобилизацией и использовани­ем различных видов общественных ресурсов. Следовательно, социаль­ная политика предстает как целенаправленная, преобразующая деятель­ность, связанная с воспроизводством, мобилизацией, использованием, перераспределением и развитием социальных ресурсов.

Потенциальные субъекты социальной ответственности могут при­нимать на себя и реализовывать социальные обязательства доброволь­но, то есть на основе собственного, самостоятельно принятого решения или сделанного выбора, на основе интерпретации данных обязательств в качестве собственного интереса. Кроме этого, социальные обязатель­ства могут вменяться тем или иным общественным субъектам в соот­ветствии с действующим в данном обществе законодательством или системой неправового нормативного регулирования. В этом случае реа­лизация социальных обязательств может не осознаваться субъектом в качестве собственного интереса.

Так, примерами добровольного осуществления социальных обяза­тельств может служить деятельность общественных организаций, реа­лизующих на добровольных началах программы социальной помощи. В качестве примера вмененных социальных обязательств может быть названа практика обязательных социальных отчислений, которые в со-


ответствии с действующими законами должны делать предприятия в различные социальные фонды, что напрямую и непосредственно не свя­зано с их производственными интересами (это может стать одной из причин уклонения от данных платежей или ухода в «тень»).

В зависимости от специфики и степени корпоративности субъекта социальной политики выделяются несколько уровней реализации его социальной ответственности:

индивидуальная социальная ответственность, субъектом которой выступает отдельный индивид, конкретный человек, член общества, коллектива, семьи, выполняющий ряд социальных обязательств само­стоятельно, за счет своих собственных средств и ресурсов по отноше­нию к себе либо к другим (к членам своей семьи, коллектива);

коллективная социальная ответственность, субъект которой высту­пает в виде малой или средней социальной группы, коллектива, реали­зующего посредством совместного участия своих членов социальные обязательства либо по отношению к себе (к членам данной группы, кол­лектива), либо по отношению к внешним агентам и группам лиц, при­чем данные социальные обязательства реализуются собственными уси­лиями коллектива за счет аккумулированных им ресурсов (пример -социальные обязательства, реализуемые трудовым коллективом пред­приятия по отношению к своим членам);

общественная социальная ответственность, где субъектом явля­ется все общество, реализующее социальные обязательства по отноше­нию к своим гражданам либо по отношению к представителям других обществ. В этом случае общество инициирует создание уполномочен­ных общественных структур (специализированных социальных инсти­тутов и организаций), реализующих от его (общества) имени социаль­ные обязательства, в качестве которых в первую очередь выступают институты государства и гражданского общества.

В зависимости от направленности социальной ответственности мож­но выделить следующие ее виды:

внутренняя социальная ответственность, предполагающая реали­зацию субъектом своих социальных обязательств только по отношению к себе самому (например: личная ответственность индивида за уровень своего благосостояния; социальная ответственность коллектива пред­приятия по отношению к своим членам; реализация на уровне государ­ства программ социальной помощи семьям, имеющим детей);

внешняя социальная ответственность, предполагающая реализа­цию субъектом социальной ответственности социальных обязательств

Но отношению к другим лицам, коллективам, организациям (например: трудоспособный член семьи обеспечивает ресурсы для удовлетворения социальных потребностей нетрудоспособных членов; промышленное предприятие осуществляет шефство над социальным учреждением (дет­ским домом); развитое государство финансирует программы борьбы с бедностью более слабому государству).

Приведенные примеры показывают, что внешние и внутренние виды социальной ответственности могут реализовываться на всех ее уровнях -индивидуальном, коллективном и общественном. Данные виды соци­альной ответственности не являются взаимоисключающими и в опти­мальном варианте взаимно дополняют друг друга.

Таким образом, социальная политика как система имеет плисубъ-ектный характер. А вся совокупность социальных обязательств, воспро­изводящихся в обществе, может быть распределена между государст­венными и негосударственными субъектами различным образом.

2.2. Социальное государство

Социальное государство - понятие, характеризующее тип современ­ного государства с точки зрения его взаимоотношения с обществом. Данный тип предполагает активное вмешательство государства в соци­ально-экономические процессы с целью регулирования социальных от­ношений. 11осредством регулирования социальных отношений социаль­ное государство оказывает существенное влияние на процессы осуще-ствления социальной мобильности и формирования сбалансированной стратифицированной структуры общества. Такое влияние со стороны социальною государства простирается в сторону удержания общества it рамках уравновешенной социальной структуры, исключающей высо­кую степень социальной дифференциации, социального расслоения и социального неравенства, что обеспечивается за счет регулирования процессов распределения и перераспределения общественных ресур­сов между всеми членами общества и обеспечения высокого уровня благосостояния всех групп населения.

Человечество прошло достаточно долгий путь в своей истории до тех пор, пока собственно социальные функции государства приобрели масштабный характер и стали доминирующими. Поэтому и социальная политика как направление деятельности государства, и само социаль­ное государство - явления относительно молодые. Первые признаки того, что станет характерным для современных социальных государств, мож-


но отметить лишь в конце XIX в., когда канцлер Германии О. фон Бис­марк создал в своей стране первую общественную систему обязатель­ного социального страхования. Именно с этого периода берет начало процесс формирования собственно социального государства, то есть государства, в деятельности которого начинают выделяться и приобре­тать доминирующее значение социальные функции, связанные с регу­лированием социальных процессов и социальных отношений.

Впервые понятие «социальное государство» было введено в науч­ный оборот в середине XIX в. немецким государствоведом и экономис­том Лоренцом фон Штейном, который в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии пришел к выводу о том, что «государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти», так как именно в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших обездоленных классов до уров­ня богатых и сильных заключается идея государства. Государство долж­но «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием разви­тия другого, и в этом смысле мы говорим об общественном или соци­альном государстве»".

Взгляды Штейна получили широкую поддержку и содержательное развитие среди прогрессивных ученых-экономистов и социологов Гер­мании в конце XIX - начале XX в. Их воззрения концентрировались вокруг идеи расширения традиционных функций государства и осуще­ствления широких социальных реформ, в результате которых государст­во оказалось бы способным не только на правовую защиту частной соб­ственности и стихийным образом складывающегося социального поряд­ка, но и на материальную и моральную поддержку низших классов, по­вышение их жизненного уровня, расширение их прав и свобод, интегра­цию их в государство и общество, а за счет этого предотвращение воз­можностей роста их протестного поведения, опасностей политических и социальных революций. Распространение подобных концепций заложи­ло новые для того времени традиции в понимании взаимоотношения го­сударства и рынка, государства и общества, в соответствии с которыми государство должно было активно вмешиваться в хозяйственные и соци­альные отношения с целью их регулирования и упорядочения.

1 Цит. по: Гончаров ПК. Социальное государство: сущность, мировой опыт, россий­ская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 20.

Идеи социального государства утверждались и получали практичес­кую реализацию в разных странах в различное время с неодинаковой скоростью и в многообразных формах. Постепенная трансформация в сторону социализации государства в виде поэтапных серийных неболь­ших изменений привела к преобразованиям фундаментального харак­тера, затронувшим основы функционирования государства, и пересмо­тру его предназначения в обществе. Зародившись из спорадических дей­ствий и актов, разрозненных традиционных и вновь воспроизводящих­ся социальных мероприятий, социальная деятельность государства со временем приобрела систематизированный и масштабный характер и превратилась в постоянное участие государства в регулировании и раз­витии социальных явлений и процессов.

Современный арсенал социальных функций государства, уровень их организационно-правовых форм, масштабы и результаты его регулиру­ющего воздействия в обществе позволяют определять социальное го­сударство как закономерный результирующий этап глобальной соци­альной трансформации и особый тип развитого государства, берущего на себя максимальную ответственность за социальные процессы и со­циальное развитие в обществе. Занимая одно из главных мест в системе регулирования социальных отношений, социальное государство высту­пает в качестве основного субъекта социальной политики, определяя условия гармонизации отношений государственных, общественных ин­ститутов и отдельных граждан.

Основным признаком деятельности социального государства стано­вится расширение его социальных функций посредством использова­ния множества рычагов воздействия на социально-экономическую сфе­ру. В качестве основной социальной функции социальное государство призвано следить за разумным ходом саморегулирования экономики и распределением доходов между всеми категориями и слоями населения, не допуская сильных разрывов в их уровне и тем самым высокого рассло­ения общества. С помощью мер регулирующего воздействия, поддержи­вающих частную инициативу и ответственность граждан, социальное го­сударство стремится обеспечивать справедливость в сочетании частных интересов и интересов всего общества через механизмы рынка.

Основные способы государственного вмешательства в социальную
сферу концентрируются вокруг ключевых групп воздействия, в их чис­
ле следующие: ^

нормативно-правовое регулирование, направленное на создание нор­мативно-правовой базы, регламентирующей характер социальной дея-


тельности всех субъектов общественных отношений, включая регламен­ты минимальных параметров обеспеченности и качества социальных услуг, а также вменяемые государством социальные обязательства. Пра­вовое поле социальной политики не только упорядочивает реализацию различными хозяйствующими акторами социальных функций, но и со­здает институциальные основы стимулирующего пространства в соци­альной сфере;

финансовое регулирование, предполагающее использование механиз­мов субсидирования, льготного налогообложения и кредитования как сред­ства стимулирования вовлечения частного и общественного секторов в производство социальных услуг, поддержку социальных инициатив и в самостоятельное решение социальных проблем своих работников, а так­же как средства воздействия на уровень цен и доходов населения;

перераспределение доходов, осуществляемое через налогово-бюджет­ную систему и систему обязательного социального страхования, оказы­вающие прямое влияние на общий уровень социального баланса и со­циальной солидарности в обществе;

производство социальных услуг, при котором государство берет на себя активную роль в качестве производителя социально значимых услуг, фор­мирует государственный сектор в отраслевом комплексе социальной сфе­ры, где на основе государственной собственности и бюджетных ресур­сов, при прямом управленческом воздействии осуществляется деятель­ность подведомственных государству предприятий и учреждений соци­альной сферы, вступающих в конкуренцию с рыночными агентами 2 .

К основным институциальным механизмам государственного регу­лирования социальных отношений относятся следующие:

регулирование доходов, заработной платы, занятости и безработицы;

поддержка частной инициативы и малого предпринимательства;

системы социального страхования и социальной помощи;

системы социального и пенсионного обеспечения;

государственные системы образования, здравоохранения, культуры.

В современных условиях понятие «социальное» по отношению к государству включает в себя следующие обстоятельства:

Обязательство государства заботиться обо всех слоях населения и особенно о группах, находящихся в более слабом экономическом по­ложении;

2 См.: Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: I Icpc-ходный период и дальнейшее развитие. М., 1997. С. 63-64.

Обязанность государства уравновешивать противоположные соци­
альные интересы и предоставлять возможность всем гражданам вести
достойную человеческую жизнь;

Обязательства и полномочия государства создавать социальный
порядок;

Влияние новых и различных форм и интересов на собственность,
включая ее перераспределение;

Обязательства индивида принимать участие в решении общих за­
дач, проблем совместной жизни 3 .

Можно выделить несколько основных принципов, раскрывающих сущность социального государства:

Принцип экономической свободы человека и доверия к саморегу­
лирующей роли рынка;

Принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за
создание условий для упорядочения экономической и социальной
жизни;

Принцип социальной солидарности, которая представляет собой
особый тип взаимоотношений между различными социальными груп­
пами, индивидами, организациями и институтами, имеющими раз­
личные статусные позиции в системе общественного взаимодейст­
вия, выражающейся в их взаимозависимости, взаимоподдержке, вза­
имообеспечении и взаимопомощи и реализующейся в том числе че­
рез систему перераспределения ресурсов, а также путем наибольшей
загрузки трудоспособных для обеспечения помощи менее трудоспо­
собным;

Принцип социальной справедливости, которая является производ­
ной от равенства возможностей для реализации своего потенциала каж­
дым членом общества и выступает в качестве приближающегося к оп­
тимуму соотношения между деянием и воздаянием, трудом и вознаг­
раждением, заслугами людей и их признанием, а также в виде обеспече­
ния реального равноправия в обществе;

Принцип социальной безопасности, которая предполагает созда­
ние условий, обеспечивающих возможности для каждого члена обще­
ства реализовывать свои материальные, социальные и духовные потреб­
ности на удовлетворяющем их уровне в благоприятном социальном кли­
мате и в сочетании индивидуальных и общественных интересов;


Принцип доминирования социальной политики как политики, про­
водимой государством по отношению ко всему населению, над другими
видами государственной политики;

Принцип равной возможности участия каждого члена общества в
управлении государственной и общественной жизнью.

Сущностной характеристикой социального государства, принципи­ально отличающей его от всех досоциальных форм, служит высокая сте­пень социальной ответственности государства, обеспечиваемая за счет реализации перечисленных принципов. В современном обществе госу­дарство - основной актор и регулятор социальных процессов и отноше­ний. Оно занимает главное место в системе социального регулирова­ния, так как государственные органы формируют общую концепцию и основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную и правовую основу, реализуют широ­кий спектр социальных полномочий по отношению к своим гражданам 4 .

Идея социального государства, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйства, заключает­ся в политическом и правовом упорядочении жизни общества на прин­ципах гуманизма, в выполнении комплекса социально-защитных функ­ций, в создании условий для развития гражданского общества. Совре­менная идеология гуманизма базируется на принципах всеобщего при­знания неотъемлемых фундаментальных прав человека - права на чело­веческое достоинство, на свободное развитие личности, права на само­определение, личную и солидарную ответственность граждан за свое материальное благополучие.

Основные факторы, определяющие степень социальности госу­дарства:

Первостепенность социальных ценностей в официальной идеоло­
гии государства;

Обеспечение реальных равных прав, равных условий и гарантий
для свободного устройства каждым членом общества своей жизни, со­
провождающихся наличием личной ответственности каждого за свою
судьбу;

Наличие механизмов, обеспечивающих социальную сбалансиро­
ванность в обществе, отсутствие разрывов в социальной структуре и
поляризации в уровне и качестве жизни различных групп населения;

"См.: Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика: Политико-правовое положение трудящихся в Европейском Сообществе. М., 1996. С. 53-54.


4 См.: Бурждалое Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. М., 1996. С. 14.

Наличие условий для самообеспечения экономически активной
части населения и развитых систем социальной помощи слабым;

Присутствие сильных демократических политических институтов;

Наличие административных условий и правового пространства для
свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и
субъектов социальной ответственности, их экономическая и социаль­
ная эффективность;

Обеспечение условий для развития гражданского общества и мест­
ного самоуправления;

Как результат - высокий уровень благосостояния, качества жизни
населения и развития человеческих ресурсов.

Социальное государство - особый тип развитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной безопасности и защищенности граждан посредством активной деятельности государ­ства по регулированию социальной, экономической и других сфер жиз­недеятельности общества, установлению в нем социальной справедли­вости и солидарности 5 .

Социальное государство представляет собой закономерный этап в развитии человеческой цивилизации и является сознательно конструи­руемым политико-правовым и социальным образованием, позволяющим обеспечить равномерное распределение общественных ресурсов, до определенной степени равнозначные стартовые условия граждан, спо­собствуя тем самым социальной стабильности и социальному согласию в обществе 6 .

2.3. Негосударственные субъекты социальной политики

Государство ограничено в возможностях по удовлетворению соци­альных потребностей и решению социальных проблем, воспроизводя­щихся в обществе. Поэтому его дополнением в системе социальной по­литики выступают негосударственные субъекты, которые могут функ­ционировать в различных сферах общества, обладать различным харак­тером, иметь различную степень институциализации и отличаться спо-

5 См.: Гончаров U.K. Социальное государство: сущность,..мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 27.

"См.: Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб., 1999.


собами взаимодействия с объектом. Основным критерием отнесения тех или иных форм негосударственной коллективности к субъектам соци­альной политики, следует считать наличие у них способности иниции­ровать либо брать на себя конкретные социальные обязательства и са­мостоятельно обеспечивать их реализацию, то есть способности к со­циальной самоответственности. Природа негосударственных субъектов социальной политики менее устойчива и более динамична, чем природа структурных элементов социального государства, так как они в основ­ном функционируют по принципу максимальной приспособляемости к социальной среде, к совокупности тех социальных потребностей, кото­рые в ней постоянно воспроизводятся в изменяющимся режиме.

В качестве основных негосударственных субъектов социальной по­литики выделяют следующие: общественный сектор, корпоративную социальную политику, местное сообщество, семью и межсемейные сети социальной поддержки.

Общественный сектор включает в себя разнообразные негосудар­ственные организации, которые действуют на принципах самооргани­зации, независимо от государства, выполняя государствозамещающие функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потреб­ностей конкретных социальных групп. Экономико-правовой статус дан­ных организаций заключается в том, что, во-первых, их имущество не находится в частной, государственной или муниципальной собственно­сти, а является собственностью коллективной в ее разнообразных фор­мах; во-вторых, данные организации не преследуют в качестве основ­ной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками. Поэтому их называют неправительственными не­коммерческими организациями (НКО) или «третьим сектором». Эти понятия приняты для обозначения разнообразных институциализиро-ванных негосударственных некоммерческих инициатив социальной на­правленности. Организационно-правовой статус НКО регламентирует­ся на законодательном уровне. Спектр их организационно-правовых форм может быть представлен организациями типа общественных объ­единений, движений, партий, ассоциаций, кооперативов, партнерств, фондов, обществ и прочих.

В настоящее время общественные организации являются не только дополнительной, но и весьма действенной силой в реализации социаль­ной политики. Они выступают в качестве средства преодоления как изъ­янов рынка, так и изъянов государства в социальной сфере. НКО обла­дают способностью максимально активизировать характер деятелыюс-

Ги своих членов в направлении самостоятельного решения возникаю­щих социальных проблем, в результате чего осуществляется процесс превращения нуждающихся из пассивных объектов, ждущих помощи извне, в активных, самостоятельных субъектов 7 .

Традиционными формами активности организаций «третьего секто­ра» являются: 1) социальные движения и организации, представляю­щие интересы конкретных социальных групп (молодежные, женские, детские, ветеранские движения, профсоюзные объединения); 2) инсти-туциализированные инициативы образовательной и культурной направ­ленности, связанные с развитием человеческого потенциала и предо­ставлением социальных и консультационных услуг (национально-куль­турные общества, творческие союзы, научно-образовательные, спортив­ные объединения, клубы по интересам); 3) организации, имеющие це­лью аккумуляцию финансовых ресурсов и инвестирование их в соци­альную сферу (благотворительные организации и фонды).

К числу основных функций, реализуемых институтами «третьего сек­тора» в сфере социальной политики, можно отнести: 1) функцию идеоло­гическую (способность выражать и лоббировать интересы конкретных социальных групп); 2) социозащитную функцию (способность реализо-вывать программы социальной помощи и поддержки); 3) сервисную функ­цию (способность производить и оказывать социальные услуги); 4) функ­цию развивающую (способность содействовать социализации, развитию личностного потенциала и самосовершенствованию граждан); 5) инвес­тиционную функцию (способность привлекать финансовые ресурсы в социальную сферу); 6) функцию интегративную (способность объединять граждан для решения социальных проблем, обеспечивая рост социаль­ной интеграции и социальной стабильности в обществе).

Базовыми принципами, определяющими деятельность НКО в соци­альной сфере, являются самоорганизация и самоуправление, доброволь­ность членства, добровольность и во многом безвозмездность деятель­ности (волонтерство), открытость и общедоступность, ориентация деятельности на социальный результат и социальный эффект.

Организации общественного сектора сегодня выступают в качестве высокостатусных субъектов социальной политики. Важность их соци­альной роли признается современным сообществом, по отношению к ним формируются определенные социальные ожидания, а центр тяжес-

7 См.: Пшеницша О В. Общественные организации как субъект социальной работы // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 135.


ти социальной ответственности все более смещается в их сторону со стороны социального государства.

Корпоративная социальная политика определяется тем, что в обла­сти регулирования социальных отношений современного общества пред­приятия различной формы собственности способны выступать не только в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования в сфере рыночной экономики, но и в качестве институциализированных структур, реализу­ющих непрофильные для них социальные функции независимо от госу­дарства на принципах самоинициативы и самоответственности.

Субъектами корпоративной социальной политики выступают предпри­ятия-работодатели, а основными ее объектами являются работники соот­ветствующих предприятий, получающие возможность за счет реализа­ции работодателем социальных функций удовлетворять большую часть своих социальных потребностей в рамках собственного предприятия.

В системе социальной политики предприятиям-работодателям как субъектам социальной ответственности отводится двоякая, но ключе­вая роль. С одной стороны, они являются поставщиками ресурсов, не­обходимых для реализации государственных социальных обязательств, но с другой - в качестве независимых институтов они способны реали-зовывать дополнительно к государственным собственные пакеты соци­альных обязательств и тем самым выполнять государствозамещающие функции в социальной сфере.

Социальная политика предприятий может быть пассивного и актив­ного типа. Социальная политика пассивного типа имеет место, когда предприятие ограничивается исполнением лишь вмененных извне (за­конодательно установленных) социальных обязательств и самостоятель­но не реализует собственные социальные программы. Корпоративная социальная политика активного типа предполагает, что социальные функ­ции предприятия не ограничиваются исполнением вмененных социаль­ных обязательств, а реализуются через собственные социальные ини­циативы, пакеты социальных программ и мероприятий. Такая политика может быть ограничена лишь внутренней направленностью, когда со­циальные функции предприятия замыкаются на его работниках, а мо­жет иметь и внешний характер, когда предприятие ведет благотвори­тельную, спонсорскую деятельность, поддерживает местные социаль­ные инициативы, инвестирует в социальное развитие территории.

Наибольшим потенциалом для реализации активной социальной политики обладают крупные предприятия. Для них данная политика является не только проявлением социальной ответственности внутрен-

него и внешнего типа, но и важнейшим элементом системы корпоратив­ного управления.

Социальный потенциал малого и среднего бизнеса проявляется в том, что данный сектор экономики является сферой активной самозанятости и самодеятельности населения, областью проявления свободы эконо­мического поведения и одновременно - самостоятельной социальной активности и самоответственности граждан. В деятельности малых и средних предприятий, в отличие от крупных, социальные функции не могут быть разъединены в отдельные системы, их экономический рост детерминирует собой социальное развитие его участников, сообществ и территорий.

В целом все основные элементы корпоративной социальной поли­тики, к которым относятся занятость, нормирование, организация, оп­лата и охрана труда, социальное партнерство, социальная защита, до­ступность социальной инфраструктуры, обучение персонала, выступа­ют необходимой системой активных механизмов и задающей средой, без которых невозможно функционирование экономики любого пред­приятия и производительный труд его работников 8 .

2. содержание социальной политики (субъекты и цели)

Определив сущность социальной политики, перейдём к уяснению её содержания, т.е. тех важнейших общественных процессов, которые и составляют социальную политику.

Но предварительно сделаем замечание, цель которого предостеречь читателя. Наряду с научно строгим определением социальной политики, подчёркивающим её сущность, распространены поверхностные определения социальной политики, ограничивающиеся её отдельными содержательными характеристиками, а зачастую и поверхностными формами. Например, часто социальную политику сводят к совокупности мер или мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Нередко ограничивают социальную политику деятельностью государства, забывая о деятельности иных субъектов общества. Или выпячивают лишь некоторые параметры социального положения (например, уровень жизни или занятость). Все подобные недостаточно глубокие представления о социальной политике затрудняют восприятие её существа и проблематики во всей полноте и на уровне общественных закономерностей, а не только на уровне поверхностных проявлений или выхватывания из целостного контекста отдельных свойств и сфер.

Кто реально участвует в социальной политике, т.е. определить круг её реально действующих и социально пассивных субъектов;

Состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп);

Решающие параметры их социального положения;

Их самые важные современные социальные проблемы;

Место государства в социальной политике;

Цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии и программные приоритеты;

Конкретно-историческое соотношение социальных сил",

Сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального развития,

Степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его стабильности и нестабильности (это проблемы социальной безопасности, устойчивости, стабильности).

Субъекты социальной политики

Если в социальной политике, как и во всякой политике определяющим являют ся общественные взаимодействия, то правомерным с точки зрения уяснения со держания будет вопрос о том, кто с кем взаимодействует, кто ведёт социальную политику.

Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития (основные из них были обозначены).

Социальные группы, структурные части народа (общества) - несомненная реальность. Но эти группы могут действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и не осознавать, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Словом, они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики). А могут быть и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (лишь потенциальными, формальными субъектами).

Субъекты социальной политики - это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). «Первородные» (первичные) субъекты - это сами социальные группы. А вторичные (как бы по рожденные первичными для удобства практического действия в политике) - это представляющие их интересы органы, организации и т.п.

К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки - разные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации:

Профсоюз летного состава гражданской авиации;

Союз писателей;

Академию наук, профсоюз горняков.

Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И всё это действующие лица социальной политики, ее субъекты.

Особенностью тоталитарного общества времен СССР была пассивность, формальность многих субъектов. Профсоюзы, комсомол, женские советы, местные советы, но действовали они несамостоятельно. Исполняли предписанное сверху. При такой монополии на власть многие субъекты приобретают декоративный вид, фактически не являются субъектами.

От тоталитаризма Россия пытается теперь уйти к демократии. Если бы это уда лось, возникло бы гражданское общество.

Гражданское общество - тип общественного устройства, отличительный при знак которого - реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе реально действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами.

В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демократии. Диктаторская форма правления существенно деформирует гражданское обще ство, порождает тенденции и опасность его фашизации. В фашистском (тоталитарном) обществе многосубъектность, как уже отмечалось, носит декоративный вид или отсутствует даже формально.

Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.

Соотношение социальной политики и государственной

социальной политики

Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику.

Государственная социальная политика - действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.

В тоталитарном обществе социальная политика суживается до действий тоталитарного режима в социальной сфере. В демократическом обществе социальная политика представляет собой совместную функцию демократического государства и других субъектов гражданского общества. Период перехода от тоталитарного общества к демократическому формирует своеобразную социальную политику переходного периода

Тоталитарное прошлое укоренило абсолютизм государственной власти в про ведении социальной политики при полной пассивности населения в предъявлении прав, осознании интересов, формулировании претензий и требований, в защите своего социального положения. Продвижение к демократии обеспечивается одно временным и согласованным отходом от абсолютизма государственного управления и от пассивности населения. В переходный период постоянно остается соблазн и опасность диктаторских методов «наведения демократии», соразмерные гражданскому бездействию населения. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность послетоталитарного общества - постоянная питательная основа перекосов социальной политики в сторону политически бесконтрольных и социально безответственных действий государственных властей. Облик и содержание социальной политики в этот период могут определяться властями практически це ликом и практически произвольно.

Все зависит, следовательно, от характера государства в переходный период, степени его приверженности интересам страны, народа, от уважения им традиций, достижений, культуры страны, уходящей от тоталитаризма. Реальная возможность проводить практически любую социальную политику делает остро актуальным вопрос об исторической ответственности государственных властей за перемены в социальном положении населения страны в целом и всех составляющих его групп и общностей.

Сведение всего содержания социальной политики к государственной социальной политике имеет историческую причину - привычку мыслить понятиями тоталитарного общества. Такое сведение - распространённый в современной России стерео тип мысли (шаблон, грубая прямолинейность, заскорузлость). Он не безобиден, как и всякая иная негибкость, заскорузлость. От него следует избавляться.

Кто имеет и ставит цели социальной политики?

Следующая содержательная характеристика социальной политики - система целей, которые ставят перед собою активные участники социальной политики (её субъекты). Что такое цели применительно к социальным взаимодействиям? Это желательные результаты общественных перемен. Каждая из социальных групп (классов) представляет себе не только своё сложившееся положение в обществе, но и своё реально возможное изменившееся к лучшему положение. Если социальная группа активно общественно действует (является субъектом социальной поли тики), она осознаёт улучшения своего положения в обществе как цель своих действий. Если социальная группа пассивна, то вместо цели у неё мечта, чаяние, надежда на чудо или на доброго субъекта социальной политики (на государство, например, или на влиятельного деятеля).

В тоталитарном обществе большинство субъектов являются не настоящими, не самостоятельно действующими, декоративными. Реальным субъектом социальной политики является лишь правящая социальная группа (каста), все остальные - разве что объекты социальной политики.

В демократическом обществе, в отличие от тоталитарного, не может быть ситуации фактической односубъектности. А потому не может быть и ситуации, когда в социальной политике на всех её субъектов одна цель. Каждый из реальных субъектов социальной политики имеет свои цели. Множественность социальных целей - это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского (демократического) общества.

В демократическом обществе разнообразие целей является первичным свойством, образующим качественную особенность общества. Это вовсе не игнорирует важную для любого общества проблему единства целей, проблему общественной консолидации, проблему так называемой национальной идеи, проблему единой системы ценностей в обществе. Просто в демократическом обществе все эти задачи стоят и решаются иначе, чем в тоталитарном. В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. И из этого проистекает очень и очень многое и в содержании, и в общественных механизмах осуществления как социальной политики в целом, так и государственной социальной политики.

Определив сущность социальной политики, перейдём к уяснению её содержания, т.е. тех важнейших общественных процессов, которые и составляют социальную политику.
Но предварительно сделаем замечание, цель которого предостеречь читателя. Наряду с научно строгим определением социальной политики, подчёркивающим её сущность, распространены поверхностные определения социальной политики, ограничивающиеся её отдельными содержательными характеристиками, а зачастую и поверхностными формами. Например, часто социальную политику сводят к совокупности мер или мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Нередко ограничивают социальную политику деятельностью государства, забывая о деятельности иных субъектов общества. Или выпячивают лишь некоторые параметры социального положения (например, уровень жизни или занятость). Все подобные недостаточно глубокие представления о социальной политике затрудняют восприятие её существа и проблематики во всей полноте и на уровне общественных закономерностей, а не только на уровне поверхностных проявлений или выхватывания из целостного контекста отдельных свойств и сфер.
Для содержательного раскрытия содержательной политики необходимо охарактеризовать процесс взаимодействия социальных групп в нескольких важнейших аспектах: кто реально участвует в социальной политике, т.е. определить круг её реально действующих и социально пассивных субъектов; состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп); решающие параметры их социального положения:
их самые важные современные социальные проблемы; место государства в социальной политике; цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии и программные приоритеты; конкретно-историческое соотношение социальных сил\ сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального развития; степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его стабильности и нестабильности (это проблемы социальной безопасности, устойчивости, стабильности).
Субъекты социальной политики
Если в социальной политике, как и во всякой политике определяющим являются общественные взаимодействия, то правомерным с точки зрения уяснения содержания будет вопрос о том, кто с кем взаимодействует, кто ведёт социальную политику.
Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп. Устойчивость таких фупп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития (основные из них были обозначены).
Социальные группы, структурные части народа (общества) - несомненная реальность. Но эти группы могут действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и не осознавать, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Словом, они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики). А могут быть и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (лишь потенциальными, формальными субъектами).
Субъекты социальной политики - это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). «Первородные» (первичные) субъекты - это сами социальные группы. А вторичные (как бы порожденные первичными для удобства практического действия в политике) - это представляющие их интересы органы, организации и т.п.
К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки - разные социальнопрофессиональные группы. Они создали свои организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации; Союз писателей; Академию наук, профсоюз горняков.
Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И всё это действующие лица социальной политики, ее субъекты.
Особенностью тоталитарного общества времен СССР была пассивность, формальность многих субъектов. Профсоюзы, комсомол, женские советы, местные советы, но действовали они несамостоятельно. Исполняли предписанное сверху. При
такой монополии на власть многие субъекты приобретают декоративный вид, фактически не являются субъектами.
От тоталитаризма Россия пытается теперь уйти к демократии. Если бы это удалось, возникло бы гражданское общество.
Гражданское общество - тип общественного устройства, отличительный признак которого - реальная многосубьектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе реально действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами.
В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демократии. Диктаторская форма правления существенно деформирует гражданское общество, порождает тенденции и опасность его фашизации. В фашистском (тоталитарном) обществе многосубъектность, как уже отмечалось, носит декоративный вид или отсутствует даже формально.
Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.

Человек со всеми своими многочисленными потребностями и интересами стоит в центре общественных отношений. Его личные интересы и потребности неотделимы от возможностей общества. Только через общество каждый из нас может быть обеспечен питанием и жильем, работой и необходимыми товарами и услугами, образованием, медицинским обслуживанием. Человек также является носителем этнических, классовых, религиозных интересов и потребностей. Эти интересы и потребности направлены на то, чтобы изменить или сохранить его место и роль в обществе [мое 13, с. 55].

Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле воспользуемся толкованием этого понятия Е.И. Холостовой: «Социальную политику можно определить как систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе» .

Социальная политика является одной из самых главных составляющих деятельности общества, поэтому ее объектами могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъекты социальной политики - те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальнойполитики и осуществляет действия по ее реализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы .

Социальная политика осуществляется на разных уровнях с позиции ее объектов: микроуровень - социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своих работников; макроуровень - социальная политика в регионах и государстве в целом; интеруровень - межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, проблем бедности и отсталости некоторых стран. .

С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.

Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу. Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг .

Исключительную возможность для раскрытия сущности социальной политики имеет критерий ее полноценности. В соответствии с ним выделяют сильную и пассивную социальную политику.

Сильная социальная политика ориентирована на результативную последовательную реализацию обоснованных теоретических принципов и намеченных практических мер по удовлетворению социальных потребностей индивидов. Ее черты: обоснованность и согласованность концепции; выбор мер, нацеленных на максимальную реализацию поставленных целей; результативность, ориентация на достижение высокого уровня жизни населения, развитие и совершенствование человеческого потенциала, устойчивое развитие экономической системы.

Демократическое государство, проводящее сильную социальную политику, вырабатывает совместно с другими субъектами приоритеты социальной политики и способствует их осуществлению, обеспечивая своим гражданам реализацию их прав и свобод. Тоталитарное государство проводит имперскую политику внутри страны, ограничивая права своих граждан.

Пассивная социальная политика в условиях демократического государства означает, что государство не в состоянии справиться с выполнением своих конституционных обязанностей. Тоталитарное государство, проводящее пассивную социальную политику, разрушается .

При достижении своей цели социальная политика выполняет две основные функции - стимулирующую и стабилизирующую. Осуществление первой функции заключается в поддержке процесса формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работника в созданном продукте. Стабилизирующая функция социальной политики, предполагает перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой из его социальных групп. Упор соответственно делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.

Взаимодействие указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливает нарастание социальной дифференциации и напряженности в обществе. .

Политика выполняет в обществе ряд важных функций:

Определение целей развития общества;

Выражение интересов социальных групп и общества в целом;

Выявление и разрешение конфликтов по поводу общественных интересов;
- руководство и управление обществом, в том числе распределение в нем общественных благ и ценностей;

Интеграция общества, поддержание и укрепление его целостности;

Обеспечение порядка и стабильности в обществе, определение соотношения между преемственностью и инновациями в общественном развитии.

Участники политических отношений в политологии называются субъектами, или акторами (от англ. глагола to act, действовать). Субъект - это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию. В социально-политических отношениях в качестве субъектов могут выступать отдельные люди, группы, организации, различного рода общности, классы и т.д.

Субъектом политики является социальная единица, которая: а) имеет интерес, б) стремится его реализовать путем использования политической власти и в) способна действовать самостоятельно (для индивида это условие означает наличие соответствующих знаний, умений, мотивации и возможностей, а для групп и общностей - наличие соответствующей программы действий и организационных структур).

Субъекты политики делятся на первичные и вторичные.

Первичные субъекты политики (образовавшиеся по объективным причинам) - это, в первую очередь, индивиды, социальные классы, общности (социальные, территориальные, конфессиональные и др.).

Вторичные субъекты политики (образованные целенаправленно, по воле людей) - организации, учреждения, государства и их структуры, политические партии, общественные организации и движения и т.д. Все вторичные субъекты в той или иной мере представляют первичные субъекты политики.

Важнейшим субъектом политики является государство. Другие участники политической жизни могут вступать и в неполитические отношения. Государство же, в силу выполняемых им функций, является сугубо политической организацией, воплощающей в себе политическое единство человеческого сообщества, проживающего на его территории. На основании сферы деятельности, осуществляемой субъектами политики при помощи государства, можно выделить три вида политики: внутреннюю, внешнюю и международную.

Внутренняя политика распространяется на различные стороны жизни человеческого сообщества, находящегося внутри данного государства.

Внешняя политика охватывает взаимоотношения данного государства с другими государствами и субъектами политики, на которые не распространяется его суверенная власть.

Мировая или международная политика - это более или менее упорядоченные взаимодействия с участием двух и более государств.

В соответствии с масштабами можно выделить три уровня политики.

1. Мегаполитика - это международная и мировая политика.

2. Макрополитика осуществляется в масштабах государств, это сфера деятельности высших или центральных органов государственной власти, а также политических и общественных организации национального масштаба.

3. Мезополитика осуществляется на уровне организаций, учреждений, а также партийных и общественных структур областного, районного или локального масштаба.

4. Микрополитика - это политическое общение людей внутри малых групп, на уровне межличностных отношений.

Рассказать друзьям