Вхожу я в темные храмы какие. «Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» Александра Блока

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Стихотворение Александра Блока «Вхожу я в темные храмы» написано осенью 1902 года в период, когда поэт ищет свой идеал Женщины и, ему кажется, находит его в образе Менделеевой. Эту работу автора можно назвать стихотворением-ожиданием, в нём виден взгляд в будущее и томление от таинства сегодняшних отношений.

Что каждый из нас ждёт от Любви? Кто-то пытается найти в ней новый источник страсти, другой желает быть покорённым красотой своей избранницы, третий (не дай Бог) преследует чисто меркантильные цели. Блок желает понять сущность женщины и овладеть ей до последней капли. Поэта не интересует часть, он желает целого и томиться в ожидании того, сбудутся ли его надежды.

Дрожь ожидания в храме

Строки пишутся на фоне влюблённости и автор желает, чтобы любовь, именно эта любовь, сохранилась в его сердце навсегда. Вместе с тем он боится краха, он страшится, что удастся получить только часть, остальное останется неизведанным и отношения с Прекрасной Дамой будут неполными.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.

Кто и что войдёт, когда скрипнет дверь? Будет ли это полная взаимность или мечта так и останется сном? Велика ли граница между желанием и достижением?

Между образом и реальностью

Второй мотив для переживаний Александра – это совмещение образа и реальности. Поэт создал из Менделеевой образ, который может развеяться, когда откроются двери взаимности. Автор желает, чтобы реальность была по максимуму приближена к созданному образу и боится их несовпадения. Сложный вопрос – создав образ идеальной Дамы, Блок пытается перенести его в реальность без потерь. Только так, только целое, никаких торгов и уступок.


Только образ, лишь сон о Ней.

Темные храмы, в которые входит поэт в начале стихотворения – это знак таинства будущего, знак надежды. В темноте не всегда можно разглядеть глазами, тут важно видеть сердцем. Помните Маленького принца:

Глаза слепы. Искать надо сердцем.

Выбор сделан

Блок делает свой выбор в пользу женщины, которую любит, но не знает о границе взаимности и боится растворения образа в церковных сумерках реальности. Тёмный храм является лучшим местом для ожидания, так как тут рядом Бог и он наставит, он подскажет и поможет. Если не будет взаимности, то останутся «улыбки, сказки и сны» - с ними больно, но это лучше, чем полная пустота в сердце.

Сомнения и страхи ожидания видны во всём стихотворении, кроме его финала, где герой делает свой однозначный выбор:

Но я верю: Милая - Ты.

Даже если она сейчас далеко, даже если не думает о нём и редко вспоминает – это не может помешать выбору, так как образ всегда рядом с героем, и он делает выбор.

Художественная составляющая

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» наполнено флюидами раздумья, ожидания и решения. Элементы художественной выразительности, эпитеты и метафоры наполняют пространство между строками и делают из четырёх столбиков настоящий шедевр блоковской лирики. Стиль повествования размеренный, даже несколько монотонный, но он помогает передать торжественность момента выбора и муки героя перед порогом принятия решения.

В строках видно настоящее отношение Блока к любви, просматриваются духовные идеалы поэта, где на первом месте в тронном зале жизни находится Любовь. Именно через Любовь человек может прийти к Богу и обрести счастье на земле.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.

Аудиозапись стихотворения

Дополнить ощущения от прочтения стихотворения поможет прочтение строк от А Кутепова.

Имя Александра Блока известно многим, а его творчество популярно даже среди современной молодежи. Пожалуй, это связано с особенным «блоковским» стилем. Начинал автор писать стихи в лучших традициях символизма, его лирические произведения считают близкими с музыкой по «стихийности распространения». Автор глубоко погружался в осмысление социальных реалий, религиозного течения. Перед ним возникал страшный и свирепый мир, в котором приходилось выживать человеку. В этом и заключалась трагедия его современников.

Блок на удивление ярко умел сочетать простой быт с мистикой. Повседневность и отрешенность в одном стихотворении - это так характерно для автора и его символизма. И, анализируя стихотворение «Вхожу я в темные храмы», все это можно увидеть.

План анализа

Для произведения анализа стихотворения «Вхожу я в темные храмы» можно воспользоваться обычным планом. Это поможет акцентировать внимание на нужных моментах:

  1. Автор, история и время создания, название стихотворения.
  2. Жанр произведения, тема, идея и о чем в нем идет речь.
  3. Композиция и лирический герой.
  4. С помощью каких художественно-литературных средств автор раскрывает главную мысль в произведении.
  5. Размер стиха и мнение читателя.

В некоторых случаях при анализе стихотворения «Вхожу я в темные храмы» вместо мнения читателя описывают значение произведения в творчестве автора. Но при необходимости это можно указать и в первом пункте. А теперь за дело.

О создании произведения

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» было создано 25.10.1902. Неизменным автором является Александр Блок. Это произведение поэт сочинил в период, когда ожидал встречи с Л. Менделеевой, своей будущей женой. К тому же в это время Блок начинает увлекаться философскими мыслями Владимира Соловьева. Соловьев говорил о том, что избавиться от эгоизма и познать красоту мира можно, лишь влюбившись в женщину и отыскав в ней божественное начало. Эта мысль очень импонировала Блоку.

Идея Бессменной Женственности стала ключевой в его работе. Эти идеи и ожидание долгожданной встречи были положены в основу создания стихотворения.

О чем идет речь в стихотворении

Проводя анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы», сложно что это лирическое произведение, где любовная лирика сочетается с духовной. Основная его тема - ожидание той единственной, Изумительной Дамы. Лирический герой томится в муках: он не уверен действительно ли та, которую он так отчаянно ждет, его идеал. Действительно ли она будет для него всем: Миром, Музой, Светом?! Но, тем не менее, продолжает ждать, потому что по-настоящему любит. Именно поэтому он ходит в храмы, так как чувство любви для него нечто святое, бесценное и вечное, но в то же время нечто таинственное и загадочное.

Основная композиция

При анализе стихотворения «Вхожу я в темные храмы» внимательно нужно посмотреть на композиционную структуру. Вначале герой описывается место, в котором находится лирический герой, - храм. Он является местом гармонии, света и любви, соответственно, образ героини приравнен к чему-то божественному.

Вторую строфу можно считать кульминацией свидания. Используя своеобразные краски и символы, автор указывает на готовность лирического героя пожертвовать всем ради Прекрасной Дамы. Но он никак не заявляет о себе, а лишь издали готов присматривать за ней, о чем говориться в третьей строфе. Здесь Дама называется «Величавой, Вечной Женой», что говорит о более высоком происхождении, нежели у самого героя. Но ему не нужно слышать ее голос и совсем не обязательно ее видеть. Достаточно просто знать, что она присутствует где-то рядом.

Средства художественного выражения

Произведение «Вхожу в темные храмы» Блока пропитано мистикой и символизмом. Чего только стоит эпитет «темный храм». Ведь храм - это символ чего-то светлого, но, назвав его темным, автор погружает читателя в мир таинственной загадочности. Помимо этого, стоит обратить внимание на другие не менее значимые эпитеты: «бедный обряд», «отрадны черты», «ласковы свечи».

Общую концепцию стихотворения автор дополнил удачными метафорами: «бегут улыбки, сказки и сны», «глядит образ». В строках произведения также отмечается инверсия, к примеру, «вхожу я», что придает всему стихотворению своеобразной торжественности. В свою очередь восклицательные предложения ярко подчеркивают, насколько сильно герой ждет свою Бессменную, Прекрасную Даму.

Размер стихотворения и общее впечатление

Стихотворный размер «Вхожу я в темные храмы» способствует торжественному звучанию произведения, придавая ему мятежности и беспокойства. Здесь чередуются напевные и прерывистые интонации, к тому же практически невозможно определить один стихотворный размер. Первая строка по ритму напоминает ямб, вторая очень близка к анапесту, а размер третьей похож на амфибрахий. Только при анализе «Вхожу в темные храмы» можно понять, что это тонический стих - дольник.

Весь талант поэта можно отчетливо увидеть в одном произведении. Ощутить его философию и мировоззрение. Сила повествования, беззаветность чувств рисуют в воображении некоего рыцаря, что готов вечно ждать свою Даму. И его осчастливит лишь возможность знать, что она рядом, ведь ее образ, такой недостижимый и возвышенный, нельзя очернять грубыми чувствами. Трепетное отношение к возлюбленной, торжественность момента, который позволит ее увидеть, и отчаянное ожидание, видимо, поэт показал намного больше, даже не подозревая об этом. И невозможно понять это произведение по-другому, ведь здесь нет никаких скрытых мотивов: только символы и беззаветная искренность.

Символистическое творчество поэта Александра Блока испытало влияние русского философа Владимира Соловьева, особенно его идеи «Вечной Женственности». Поэтому первый поэтический сборник Блока назывался «Стихи о Прекрасной Даме». Этот образ навеян воспоминаниями о Средневековье, рыцарстве.

Одним из первых стихотворений стало «Вхожу я в темные храмы…» Ритм, мелодия, монотонность и одновременно торжественность звучания невольно подчиняют себе читателя. Это состояние соответствует и внутреннему настрою лирического героя: он входит в высокий храм (не просто церковь!), настроен на встречу с Прекрасной Дамой, о которой говорит как о чем-то высоком, недостижимом.

Все слова, какими она названа, могут прозвучать вполне обыденно, если не видеть, как они написаны. А написаны они все с прописной буквы, кроме того, каждому предшествует эпитет, придавая словам-названиям тожественность и величавость: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена. Такой прием должен увести читательское воображение от представлений об обычной любимой женщине к мысли о божественном, неземном, вечном. Она сон, святая и при этом Милая - эпитет, вряд ли относящийся к божеству.

Земное и божественное переплелись, так появилось «двоемирие». В стихотворении Блока есть реальность, то есть видимый, ощущаемый мир: храм с высокими колоннами, смутно мерцающие красные лампады возле икон, нарядных, с золочеными ризами. Другой мир - недостижимый, божественный. Но одна деталь кажется чужеродной в поэтическом словаре стихотворения - это «скрип дверей». Однако она оправдана, потому что передает ощущение самого «скрипа» как помехи, мешающей созерцанию и ожиданию. А может быть, «скрип» связывает два образа и два ожидания в одно? Небесная Вечная Жена снизойдет и откроется духу человека через озарение, но Милая может войти только через реальную дверь.

Дрожь при звуке скрипящей двери - не раздражение от помехи, а знак нетерпения и робости влюбленного, надеющегося увидеть свое земное божество. Одно переходит в другое и трудно различить, где реальность, а где мечта и что это значит:

Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны...

Эти слова и образы не поддаются предметной расшифровке, но они действуют своим звучанием, эмоциональностью, неуловимым содержанием подтекста стихотворения. В них слышится тихая радость, погруженность в смутное, но прекрасное чувство. В образе Прекрасной Дамы открывается какой-то двойной смысл: она является для героя символом чего-то высокого и прекрасного, о чем читатель не может определенно судить. Все овеяно тайной, загадкой.

Ранние стихи Блока не подвластны логическому анализу, но после чтения «Вхожу в темные храмы...» каждому становится ясно, что сам автор поглощен неясными предчувствиями и ожиданиями, устремлен к вечности больше, чем к непосредственной реальности, живет в мире грез, как и его герой.

Блок был увлечен идеей В. Соловьева: есть неизменный, вечный образ Любви - «Вечная Женственность». Она существует в ином, высшем, нездешнем мире, то сеть нетленна и бестелесна, но она должна спуститься, «снизойти» на землю, и тогда жизнь обновится, станет счастливой и идеальной. Тяготение душ к этому высшему началу и есть любовь, но не обычная, земная, а как бы отраженная, идеальная.

В этой идее философа Соловьева, хотя она религиозна и идеалистична, сохранилась надежда на обновление человечества. Для людей, идеально настроенных, а именно к таким принадлежал юный Блок, важно было, что личность через любовь оказывалась связанной и со всем миром, и с чем-то большим, чем она сама. Личное интимное переживание в свете идеи В. Соловьева приобретало значение всеобщности.

Поэтому Владимир Соловьев с его идеей «Вечной Женственности» оказался близок Александру Блоку, мечтательному и в то же время серьезно думающему о жизни, о ее глубинных основаниях. Увлечение идеями Соловьева совпало с теми годами юности, когда Блок начал чувствовать себя поэтом. Именно в это время он полюбил Любовь Дмитриевну Менделееву, свою будущую невесту и жену. Отвлеченная философия и живая жизнь так смешались и переплелись в сознании Блока, что своей любви к Менделеевой он придавал особый, мистический смысл. Ему казалось, что она олицетворяет соловьевскую идею. Она была для него не просто женщиной, а воплощала Прекрасную Даму – Вечную Женственность.

Поэтому в каждом из его ранних стихотворений можно найти сплав реального и идеального, конкретных биографических событий и отвлеченного философствования. Особенно это заметно в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Здесь и двоемирие, и переплетение иллюзий с настоящим, отвлеченности с реальностью. Практически во всех стихотворениях первого тома действительность отступает перед иным миром, который открыт только внутреннему взору поэта, перед прекрасным миром, несущим в себе гармонию.

Однако многие критики упрекали поэта в том, что «найденный Блоком миф» заслонил его от противоречий, сомнений и угроз жизни. Чем это грозило поэту? Вслушиваясь в зовы «другой души» и приобщаясь в собственных мечтах к мировому единству, Мировой душе, человек в действительности уходит от настоящей жизни. Борьба души с действительностью и составит содержание всей последующей лирики Блок: он сам объединил свои произведения в три тома и назвал «трилогией вочеловечивания» или «романом в стихах».

  • «Незнакомка», анализ стихотворения

Сочинение

Первую свою книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама.

Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт — роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой — необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ. К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капельки пошлости и приземленности.

Через весь цикл стихов, представляющий своеобразный «роман», проходит мотив идеальной любви-стремления. Реализуется этот мотив в постоянном ожидании героя встречи с героиней и боязнью этой встречей разрушить возвышенность чувства. Особенность этого цикла — в неразделённости двух планов: личного, реального и космически-универсального мифа, о путях земного воплощения Души мира.

Одно из самых ярких стихотворений этого цикла — «Вхожу я в тёмные храмы…». Оно было написано в 1902 году. Мерность ритма, певучая монотонность строк, даже если не вдумываешься в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой тоже высокого наполнения: храм, обряд, лампады. Это стихотворение представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от «противоречий, сомнений и угроз жизни». Этот мотив стремления к свету, к правде, к преображению мира станет одним из ведуших в творчестве А. Блока.

По жанру произведение представляет собой маленькую поэму, так как имеет сюжет: герой находится в храме, ждет свою возлюбленную и переживает сильные чувства, связанные с этим ожиданием. Так реализуется главный мотив цикла стихов — мотив ожидания. Действительно, оно для лирического героя кажется важнее, чем сама встреча:

Там я жду Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

Красные лампады усиливают момент трагичности. Эта трагичность осознается героем и исходит от того, что реальность не соотносится с хрупкой мечтой, тем образом, который живет в сердце поэта:

В тени высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Стихотворение — это сжатая мысль, поэтому по одному слову мы угадываем о целой истории. Так по фразе: «О, я привык к этим ризам // Величавой Вечной жены!» становится понятно, что не первый раз герой ждет свою возлюбленную в этом храме. А перефраза — «Высоко бегут по карнизам // Улыбки, сказки и сны…» — рисует перед читателем сам храм.

Поэт имеет ввиду блики солнца, которые пробиваются через высокие окна под крышей. Этот свет становится символом идеального стремления героя.

Степень переживания персонажа показана в последнем четверостишии стихотворения:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

Здесь говорится о том, что героиня еще не пришла, но будет с минуты на минуту, и любящее сердце уже предчувствует эту скорую встречу.

В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» поражает не столько обилие тропов, сколько цветопись, которую активно использует автор. Так, Блок использует для создания особой атмосферы такие цвета: черный («темные храмы»), красный («красных лампад»), золотой («озаренный… образ», «О, я привык к этим ризам…», «Высоко бегут по карнизам», «свечи»). Как видно, преобладающий цвет — золотой и все его оттенки (пламя свечи, солнце, расшитые золотом одежды), а он, как известно, является символом богатства и процветания. Таким образом, подчеркивается полнота чувства героя и счастье, которое он нашел в любви. А красный и черный как бы указывают на трагичность этого чувства.

Женский образ символичен, у неё множество имён: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая, Она, Милая. Но несмотря на всю её возвышенность, это реальная женщина, как реален и герой.

Звучание стихов Блока вызывает очень сильное эмоциональное и эстетическое сопереживание. За гранью «отношений» героев читаются ещё более глубокие поэтические открытия. Юному Блоку оказалась подвластной мудрость жизни, во всяком случае, в той её части, которая связана с состоянием любви.

Цикл стихотворений «О Прекрасной Даме», в который включено произведение «Вхожу я в темные храмы…», Блок начал 25 января 1901 года и окончил в октябре 1902 года. Обручение влюбленных Александра и Любови состоялось 25.05.1903 года, а 17 августа - венчание.

Краткая история любви

В детстве Люба и Саша, которые жили в имениях неподалеку друг от друга, виделись часто. Но на любительском спектакле, когда Александру было 16 лет, а Любе - 15, они встретились, играя роли Гамлета и Офелии, и Александр увидел в девушке неземное.

Любовь Менделеева не была красавицей. Полноватая фигура, «бегемотистая», по словам А. Ахматовой, круглое лицо со свисающими щеками, маленькие глазки-щелки, нос - уточкой.

Как говорит пословица, «не по хорошу мил, а по милу хорош», так и воспринял ее юный, изысканный, рафинированный Блок, поднял на пьедестал и через всю жизнь пронес глубокое чувство к Любови Дмитриевне.

Объяснение в любви состоялось очень странно. На бал в Дворянском собрании 07.11.1902 года поэт пришел с трагической запиской. Она объясняла причины его предполагаемой смерти. Все однако закончилось благополучно. Сборник о «Прекрасной Даме», в котором предпоследним было интересующее нас произведение, поэт уже написал. Сейчас будет проведен анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок, как рыцарь, везде видел только свою Прекрасную Даму.

Сон наяву

В лирическом сюжете крайне мало земного. Оно не касается героя. Перед ним стоит лишь образ таинственный и непостижимый Прекрасной Дамы. Каждое слово и каждый стих наполнены значительностью и медлительностью: герой ничего не слышит. Храмовый бедный обряд не привлекает его внимания, он свершает свой собственный. Его вера - это вера в Святую и Милую. Продолжим анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок закодировал и затемнил свои впечатления о встрече с возлюбленной в Исаакиевском соборе.

Сюжет и композиция элегии

В первом четверостишии лирический герой ожидает появления Прекрасной Дамы, высокая любовь к ней живет и не находит выхода, даже при совершении «бедного» обряда. По сравнению с возлюбленной все бесцветно и мелко.

Его нетерпеливое ожидание встречи так велико, что героя пробирает дрожь даже от скрипа дверей. Не образа храма он видит, а только ее озаренный образ.

Герой одел свою любовь в торжественные праздничные ризы величавой и вечной Жены. Он грезит: для него по карнизам, который расположены на большой высоте, пробегают улыбки и сказки.

Встреча с любовью не возвращает его в обыденный мир, а только еще выше поднимает над ним. Но на этом не окончен анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок ничего не видит, и самое главное - ничего не хочет видеть, кроме отрадных черт.

Изменчивость настроений

Вначале лирический герой спокойно ждет, затем начинает дрожать от нетерпеливых предчувствий встречи, затем успокаивается в мечтательных снах и, наконец, озаряется радостью свидания, ослепленный и оглушенный им.

Любовь - тема стихотворения

Переполненный любовью Блок («Вхожу я в темные храмы…») тематикой делает свои неземные, эфемерные чувства, не вдумываясь в то, что испытывает реальная, земная девушка.

Любимая поставлена на высочайший недостижимый постамент, у которого он слагает посвященные ей стихи и песни. Она свята для поэта, и этого ему достаточно. Это исключительно лирическое любовное стихотворение.

Образы вечной любви

Весь цикл проходит в уточнении образа, созданного воображением лирического героя. Начало стихотворения в полутьме и сиянии лампад и свечей не позволяет увидеть загадочное и неземное видение.

Она во всех стихотворениях принимает поклонение и безмолвствует. В небесной высоте, где она находится, по мнению лирического героя, ей слова не нужны. Пусть до нее долетают его стихи. Анализ «Вхожу я в темные храмы…» (Блок) показывает ее божественную для героя суть: «О, святая», - обращается он к своему идолу, которым она стала для него. У самого героя от пылкой и нежнейшей, но бесплотной любви, все перевернулось в голове.

В христианском храме свою возлюбленную он ставит в центр мироздания, творя кумира. Он, окутывая все полусумраком, заставляет читателя почувствовать аромат ладана, не говоря о нем ни слова. Колеблется и мерцает золотистый неверный свет свечей и красный жертвенный цвет крови лампад, когда, у высокой колонны, герой в ее тени ждет появления Прекрасной Дамы.

Поэтическая фонетика, лексика и синтаксис

В каждой строфе встречается аллитерация «с». Она создает атмосферу тайны и сокровенности. Также каждая строфа несет ассонанс «о», создающий в целом торжественный образ. Мы немного детальнее рассмотрим «Вхожу я в темные храмы…» (Блок), стих поэта. Кроме этого, в стихотворении дважды используются инверсии: «вхожу я, жду я». Глаголам, как сильному выразительному средству, уделена особая роль, которая подчеркивает нетерпение героя. Именно с инверсии начинается первый стих «Вхожу я в темные храмы…». Блок стих усиливает метафорой «темные». Поэт углубляет впечатление от таинственности его чувства.

Завершение

В заключение о поэтике следует сказать, что Блок («Вхожу я в темные храмы…») размер использует широко распространенный в начале XX века. Это трехсложный дольник.

Любовь - чувство экзистенциальное. Самое совершенное сочинение о нем не приблизит к пониманию человека, которого оно никогда не сжигало. Только личный опыт поможет войти в мир любящего и сгорающего от страсти.

Рассказать друзьям