Вводная лекция. Основные законы построения и развития животного организма Принципы организации тела человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ОСНОВЫ МОРФОЛОГИИ

Движение как перемещение тела в пространстве (локомоция) является важнейшей формой двигательной активности и адаптации организма человека. Оно отличается от других видов движения большей интенсивностью воздействия на вегетативные функции и биоэнергетику организма. Для человека характерны четыре вида локомоций: ходьба, бег, прыжки, лазанье. Их комбинации обеспечивают все многообразие двигательной деятельности человека.

Для количественного выражения локомоций используют термин локомоторная активность. Под ней понимается количественный эквивалент локомоций (в виде преодоленного пути, энерготрат и т.д.), отнесенный к единице времени. Термины: двигательная, физическая, мышечная активность используются в качестве синонимов локомоторной активности, поскольку именно эта форма движений превалирует над остальными.

Независимо от используемых методических подходов к оптимизации физических нагрузок, несомненно, базой является индивидуальная морфо-функциональная характеристика организма человека в целом и отдельных его сегментов, в частности.

В системе обучения специалистов (физическая культура и спорт) сложилось принципиально новое направление - функциональная анатомия или, правильнее, анатомия локомоции (движения). Оно принципиально отличается от классической системной анатомии, которая используется для подготовки других специалистов. Функциональная анатомия рассматривает организм человека как единую, саморегулируемую систему состоящую из:

· систем реализации локомоции (опорно-двигательный аппарат);

· систем обеспечения локомоции (циркуляция, пищеварение, дыхание и др.);

· систем координации и регуляции (нейрогуморальная и сенсорная).

«Комплексный учебный материал по анатомии и морфологии человека» подготовлен для студентов факультетов физической культуры и спорта в соответствии с требованиями стандарта специальности. Он включает основные термины и понятия, которыми должен владеть специалист в области физической культуры и спорта. По сути, представленный конспект является «стандартом знаний».


ТЕМА 1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Морфология человека - наука, изучающая строение и формы человеческого тела в связи с их функцией и развитием. Она включает такие морфологические науки: цитологию, гистологию, анатомию.

Разделы морфологии человека:

Человек (Homo sapiens ) относится к типу хордовых (Chordata), подтипу позвоночных (Vertebrata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates).

Организм человека представляет собой сложную биологическую систему, состоящую из функционально специализированных элементов (клеток), которые объединены благодаря существованию прямых и обратных, центральных и периферический связей, и которая функционирует в режиме самоорганизации и саморегуляции .

Выделяют пять уровней организации организма:

· клеточный - клетка является наименьшей структурной единицей живого, основой развития, строения и жизнедеятельности всех животных и растительных организмов;

· тканевой - ткани в многоклеточном организме - это структуры, состоящие из функционально специализированных клеток, близких по происхождению и предназначенных для выполнения определенных функций в организме;

· органный - органы - это структуры, имеющие стабильную форму, строение, иннервацию и кровоснабжение, положение и предназначенные для выполнения определенных функций;

· системный - системы - это объединение близких по строению и функции органов в организме человека, предназначенных для обеспечения его полноценного функционирования;

· организм - это индивидуальная самоорганизующаяся и саморегулируемая биологическая система.


Общие принципы организации тела человека:

Тело человека состоит из: головы, шеи, туловища и двух пар конечностей.

Анатомическое положение человека в пространстве - вертикальное без опоры на верхние конечности (видовое отличие человека).

Тело человека построено согласно законам симметрии:

По отношению к фронтальной плоскости (поверхности тела)- передняя (вентральная) и задняя (дорзальная);

По отношению к сагиттальной плоскости (половины тела) - правая и левая;

По отношению к горизонтальной плоскости - верх и низ.

Полости тела - это анатомические образования, в которые погружены и функционируют жизненно важные органы и системы организма:

- дорзальная полость (задняя) - расположены органы центральной нервной системы;

- вентральная полость (передняя ) - помещены все внутренние органы.

Вентральная полость состоит из:

Грудной полости и средостения;

Брюшной полости и забрюшинного пространства;

Полости таза.


Области тела - это участки поверхности тела, имеющие стабильную анатомическую структуру, границы, и на которые возможно проецировать подлежащие органы и системы.

Разделы морфологии человека:

1.Общая морфология - изучает общие закономерности строения организма человека на разных уровнях организации.

2.Частная морфология - изучает вопросы строения отдельных органов и систем организма в тесной взаимосвязи с выполняемыми ими функциями.


Особенности морфологии спорта:

1.Основной генетически определенной функцией тела человека является функция движения.

2.Локомоция - это высшая форма двигательной функции человека - перемещение в пространстве.

3.Для реализации локомоторной функции в организме человека генетически предопределены:

Системы реализации движения - двигательные сегменты (опорно-двигательный аппарат);

Системы обеспечения движения - дыхательная, циркуляции, кроветворения и др.;

Системы регуляции и координации движения - нейрогуморальная.

Двигательные сегменты тела человека:

Верхняя конечность и плечевой пояс (парный сегмент);

Нижняя конечность и плечевой пояс (парный сегмент);

Позвоночный столб.

Подготовка спортсмена - это система формирования в организме человека устойчивых функциональных систем (по Анохину) обеспечения локомоторной функции для достижения определенных целей.

Тренировка (тренинг) - этот комплекс педагогических приемов, направленных на формирование устойчивых функциональных систем посредством воздействия на вторую сигнальную систему человека.

Дрессировка (дрессура) - это комплекс педагогических приемов воздействия на первую сигнальную систему (подкорковые структуры), которая используется при подготовке животных.

Важнейшие из них:

1) Закон исторического развития, заключается в том, что все нынеживущие организмы независимо от уровня их организации и местообитания прошли длительный путь своего исторического развития (филогенез );

2) Закон единства и организма и среды. Сеченов. Гласит, что организм без внешней среды, которая поддерживает его существования, невозможен.

3) Закон целостности и неделимости, гласит, что каждый организм является единым целым и неделимым, в котором все его части находятся в тесной генетической, морфологической, функциональной взаимосвязи и взаимозависимости;

4) Закон единства формы и функции. Каждый орган в организме обладает несколькими функциями, из которых в ходе исторических преобразований только одна получает преобладающее значение, а другие исчезают. При всех этих преобразованиях в одинаковой степени участвуют и строение органа и его функциональные отправления, т.е. форма и функция образуют неразрывное целое.

5) Закон гомологичных рядов, заключает в том, что, чем ближе генетические виды, тем точнее и резче проявляется сходство рядов морфологических и физиологических признаков. Является основой сравнительной анатомии.

6) Закон экономии места и материала. Все органы и системы в организме построены так, что при минимальной затрате «строительного материала» они способны выполнять максимальную работу.

7) Закон наследственности и изменчивости.

8) Основной биогенетический закон. Анатомия изучает организм в течение всей жизни, т.е. от оплодотворения до смерти (онтогенез). Онтогенез – индивидуальное развитие организма. 2 этапа: 1) пренатальный (от момента оплодотворения до рождения); 2) постнатальный (после рождения до смерти). Пренатальный период имеет 3 периода: зародышевый, предплодный и плодный. Постнатальный включает 6 периодов: неонатальный, молочный, ювенальный (возрастной), период полового созревания, период морфофункциональной зрелости и герантологический период.

Основные законы (принципы) строения организма:

1) Биполярность (одноосность) – наличие двух противоположных полюсов тела (головы –краниальное направление; хвоста – каудальное направление);

2) Сегментарность (метамерия) – тело разделено на отдельные метамеры (участки = сегменты), которые повторяются один за одним вдоль продольной оси. Это позволяет облегчить изучение скелета или какой-либо системы.

3) Антимерия (двусторонняя симметрия = биллатериальная) – зеркальное сходство правой и левой половины тела, т.е. тело животного вдоль продольной оси делится срединной плоскостью (planum medianum). Органы расположенные по обе стороны от этой плоскости называются антимерами (почки, легкие). Не только органы, так же конечности, височные кости, верхнечелюстные кости и т.д. Непарные органы и кости как правило лежат в срединной плоскости и ею разбиваются на 2 одинаковые половины. Пример: затылочная кость, язык, спинной мозг, головной мозг, все позвонки.

4) Закон трубкообразного построения . Все системы и аппараты животных развиваются в виде трубки (нервная, пищеварительная, выделительная). Результат отражения закона экономии места и материала.

Остеология – наука о костях. Общая характеристика аппарата движения. Костная система. Строение костей и их классификация.

Аппарат движения включает скелетную (пассивную) часть и мышечную (активную) часть. Обе части аппарата движения имеют общее происхождение из среднего зародышевого листка (мезодермы) и тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Костная система (скелет животного), функции которого заключаются в следующем:

1) Механическая функция:

a. Являются прочным остовом тела, выполняя надежную защиту и нормальное функционирование всех органов (спинной мозг, головной мозг, легкие, сердце);

b. Скелет – это система рычагов, которая обеспечивает динамику и статику;

2) Биологическая функция.

a. В костях депо минерализации (кальций, фосфор).

b. Служит вместилищем костного мозга (функция кроветворения)

Каждый скелет имеет свои отличительные признаки. По отдельным костям можно сказать о возрасте, минерализации и т.д.

Количество костей варьирует от 200 до 280.

Масса костей по отношению к массе тела 7-15%. На скелет конечностей – 50%, туловище – 30% , голова – 20%. 1/3 – скелет грудной конечности, 2/3 – грудная конечность.

Химический состав и физические свойства костей . В свежих костях 50% воды, 15% жира, 12% - органика, 23% - неорганика. На грудину – 30% жира. Молодые кости мягкие и эластичные, т.к. содержат больше органических веществ (оссеин, обеспечивает костям гибкость и эластичность). В старости минеральных веществ больше, кости становятся менее эластичные и более хрупкие.

Строение кости как органа . Васкуляризация (кровоснабжение). Снаружи кость покрыта надкостницей (periosteum ), имеет 2 слоя: 1) поверхностный (волокнистый слой), состоит из плотной соединительной ткани и богат кровеносными сосудами и нервами, поэтому кость в организме имеет слаборозовую окраску и очень чувствительна. Этот слой особенно развит там, где крепятся связки и сухожилия. 2) внутренний (камбиальный) слой. Имеет более нежное строение, беден сосудами, но имеет много остеобластов за счет которых в молодых костях идет рост в ширину, а во взрослом организме восстановление дефектов и сращение после переломов.

Под надкостницей располагается компактное вещество.

Сентября

Компактное вещество, которое одевает кость, единица – остеон – система легких трубочек, вставленных друг в друга и скрепленных между собой, расположены вдоль силы сжатия, испытываемой при нагрузках. Этот слой наиболее выражен в диафазах, к эпифазам истончается.

Губчатое вещество (substantia spongiosa) из перепончатых костных пластинок? Содержащих мелкие ячейки и заполненные костным мозгом.

Костный мозг (medulla osteon) – красный и желтый. Красный костный мозг в губчатом веществе тела позвонков, ребер, грудины и эпифизов длинных трубчатых костей, в костях основания черепа. Желтый костный мозг в диафизах длинных трубчатых костей, состоит из жировой ткани с частичками кроветворения.

Каждая кость снабжена кровеносными сосудами, которые входят со стороны надкостницы через питательные отверстия (foramen nitricum).

Классификация костей:

1) По происхождению:

a. Первичные (2 стадии развития: соединительно-тканная, костная) (покровные кости черепа – резцовая, верхнечелюстная, носовая, лобная, теменная, межтеменная). Ключица, нижняя челюсть.

b. Вторичные (3 стадии: соединительно-тканная, хрящевая, костная). Большинство костей.

2) По форме:

a. Длинные (os longum)

i. Дугообразные (ребро);

ii. Трубчатые (длина > ширины и толщины). Называются так, потому что в средней части диафиза формируется полость для костного мозга; выполняет функцию рычагов и защитную.

b. Короткие (os breve) длина = ширина. Кости запястья и заплюсны (так, где большая подвижность сочетается с большой нагрузкой, выполняют амортизацию). Сизамовидные кости (коленная чашка)

c. Плоские (os planum) образуют стенки полостей и поясов конечностей. Функция защитная. Имеют просторные поверхности для прикрепления мышц (таз, лопатка, крышка черепа);

d. Смешенные (os irregulare). Позвонки, клиновидная кость.

e. Воздухоносные кости (os pneumaticum). Имеют в теле пазуху, заполненную воздухом (верхнечелюстная, лобная и клиновидная пазухи). Могут сообщаться с носовой полостью.

3) По топографии. Кости шеи, головы, туловища, хвоста – объединяется в осевой скелет. Кости конечностей – периферический скелет.

Фило- и онтогенез скелета. Наиболее примитивное строение внутренний скелет имеет у кишечнополостных, у которых он представлен бесклеточными соединительнотканными перепонками. У членистоногих особое значение приобретает хитиновый скелет, выполняющий защитную функцию и служит для прикрепления мышц. У круглых червей скелет представлен системой пластинок, тяжей или перепонок. У головоногих моллюсков соединительнотканный остов в области головы, спины, основания плавников замещается более плотными структурами, напоминающими хрящ. У ланцетника только хорда имеет более упругое строение, а остальной скелет представлен волокнистой соединительной тканью, которая является предшественницей всем остальным тканям, участвующим в образовании внутреннего скелета позвоночных.

Преобразование перепончатого скелета в хрящевой (хрящевые рыбы) , затем в косный (костистые рыбы, земноводные, птицы и млекопитающие) связано с тем, что животные приспосабливаются к более сложным условиям жизни.

В процессе онтогенеза кости проходят 3 стадии своего развития и формирования. На ранних этапах эмбрионального развития из мезодермы образуется соединительно-тканный или перепончатый остов, представленный перепончатыми костями. Последующие изменения характеризуются постепенным замещением соединительно-тканной основы хрящевой тканью с образованием хрящевой кости. На третьем этапе идет замещение хрящевой ткани на костную, которое может идти двумя путями: или изнутри хрящевой кости (эндохондральный тип окостенения) или с ее поверхности (перихондральное окостенение).

Скелет конечностей представлен двумя парами конечностей (ossa membri thoracia et pelvini). В них выделяют пояс грудной конечности и пояс тазовой конечностей (cingulum…) и скелет свободного отдела.

Плечевой пояс представлен лопаткой (os scapula) и слабовыраженными коракоидом и ключицей. Лопатка плоская, почти треугольной формы. Лежит сбоку грудной клетки косо. Вентрально соединяется с плечом, образуя плечевой сустав. Это самая узкая ее часть. Это примерно 1-2 ребро. Дорзально к холке лопатка расширяется. Все это и косое расположение ее позволяет при быстрых движениях воспринимать сильные толчки от тазовых конечностей. Туловище опирается на лопатку главным образом в участке закрепления вентрального зубчатого мускула (зубчатая шероховатость). Ость лопатки заканчивается акромионом (собака и рогатый скот) и нет его у лошади и свиньи. Степень развитости его зависит от необходимости большей или меньшей отведения конечностей в сторону (абдукция). Чем оно свободнее, тем сильнее выражен акромион соответствующими мышцами. На дорсальном крае есть хрящ, который наиболее выражен у копытных, а у свиней и собак в виде полоски.

Ключица (clavicula) сохранена иногда в виде пластинки в дистальной трети шеи.

Коракоид в виде небольшого отростка находится на надсуставном бугорке лопатки с медиальной стороны. Наиболее выражен у лошадей.

Свободный отдел представлен плечевой костью и называется этот отдел (stylopodium – один луч).

Кости предплечья (локтевая и лучевая) . Называется отдел – zeygopodium – два луча.

Кисть – autopodium.

На тазовой конечности, тазовый пояс представлен парной тазовой костью (2 os coxae = os pelvis). Вентрально обе кости (тазовые) безымянные соединяются симфизом, который в молодом возрасте представлен хрящевой тканью, а затем окостеневает. Таз образуется путем сращения подвздошной, седалищной и лонной костей. На месте сращения видна вертлужная впадина, которая с головкой бедра образует тазобедренный сустав и запертое отверстие для сосудов, нервов и мышц. Тазовые кости, соединяясь вентрально между собой, а дорсально с кретцом образуют тазовую полость (cavum pelvis). Она имеет конусовидную полость с вершиной, направленной каудально, кроме собак (у них каудально расширяется). Боковые стенки таза образуют подвздошные и седалищные кости. Крыша (свод) таза представлен крестцом и первыми хвостовыми позвонками. Дно (основания таза) представлено лонными и седалищными костями.

Свободный отдел тазовой конечности. Зейгоподий – голень (малоберцовая и больше-берцовая), стилоподий – бедро. Автоподий – стопа.

Сентября

Филогенез конечностей

У хордовых исходной формой является мышечная боковая складка в водной среде в дальнейшем редуцируются в парные грудные и брюшные плавники.

У хрящевых рыб плавники располагаеются в горизонтальной плоскости, размер их увеличивается, усиливается хрящевая основа, которые потом преобразуются в скелет поясов конечностей. Постепенно плавники направляются под наклоном, идет замена хряща на косную ткань.

У амфибий в связи с адаптацией к наземному образу жизни, Плавники превращаются в ноги, делятся на пояса и свободные конечности. Основные движения – боковые изгибы туловища и хвоста. В дальнейшем плечевой пояс подразделяется на дорсальный отдел (лопатку) и вентральный отдел (коракоид и ключицу) причем коракоид более развит. Тазовый пояс имеет наиболее развитый вентральный отдел (седалищная и лунная кость), а дорсальный развит слабо.

В дальнейшем дифференциация конечностей стала возможной в связи с поворотом конечности из поперечной плоскости в боковую, отрыва тела от земли и подведение их под туловище. Эти преобразования приводят к большему развитию дорсальных отделов поясов и превращение конечностей в активные органы движения. В нагрудных конечностях, в связи с развитием лопатки редуцируется коракоид и ключица.

Череп (cranium)

2 отдела: головной (carebrale) и лицевой (viscerale)

Граница между лицевым и мозговым отделом это поперечная плоскость проведенная через орбиту. Образовывается 6 непарными и 13 парными костями. В молодом возрасте кости соединяются фиброзно-соединительной тканью в виде швов, которые постепенно окостеневают. Соотношение отделов зависит от развитости зубов и от развития головного мозга.

Функции черепа:

1) Черепа является вместилищем головного мозга и защищает его, образуя черепную коробку с черепной полостью. На голове располагаются органы чувств, которые защищены костной основой:

a. Орбита костная (для глаз). У крупных орбита замкнутая (слезная, скуловая, лобная, височная). У мелких животных орбита не замкнутая;

b. Лабиринт решетчатой кости. Содержит обонятельный анализатор;

c. Каменистая кость. Крепится ушная раковина. Остов равновесно-слухового анализатора;

2) На голове начинается дыхательная трубка и пищеварительная. Через большое затылочное отверстие спинной мозг переходит в головной.

Общая характеристика лицевого отдела черепа. К нему относятся кости, которые служат скелетом носовой и ротоглоточной полости. С поверхности на лицевом черепе различают костные основы различных областей:

1) Костная основа носовой области (region nasalis), располагается дорсально и является продолжением костной основы вперед лобной области;

2) Костная основа резцовой области (резцовая кость);

3) Костная основа щечной области (верхнечелюстная кость основная);

4) Костная основа жевательного мускула (нижнечелюстная кость);

5) Костная основа небной области (резцовая кость, верхнечелюстная и небная). Позади нее открывается вход в глотку и костная основа области хоан .

Лицевой отдел находится впереди снизу по отношению к мозговому отделу и в нем различаются 2 отдела: нижний более длинный – остов полости ротоглотки и верхний более короткий – остов носовой полости. Границей между ними является костное, твердое небо, которое для носовой полости является дном, а для ротовой – крышей. Оба отдела сходятся к резцовой области в тупую верхушку. Особенно это хорошо видно у свиней, которая дополняется хоботной костью (пятачек).

Общая характеристика черепной полости (cavum cranium). Делится на 2 неравномерно развитых отдела: отдел ромбовидного мозга (малый мозг), меньше по объему, вмещает продолговатый и задний мозг; отдел большого мозга служит вместилищем для среднего, промежуточного и конечного мозга. Границей отделов является свисающий костный намет (tentorium osseum) межтеменной кости. На дне черепной полости границей является мышечный бугорок, между телами затылочной и клиновидной костей. В обоих указанных отделах выделяют 2 отдела:

1) Верхняя стенка (= свод = крыша = черепная покрышка = calvaria), которая образуется сзади вперед чешуя затылочной кости, теменная, межтеменная кости, лобные и часть чешуи височной кости; слезная и скуловая лежат на границе мозгового и лицевого отдела. Характерной особенностью крыши черепа является то, что на всей поверхности со стороны мозга находятся пальцевые вдавления (impressionis digitalis) – они являются отпечатками извилин полушарий мозга и мозжечка.

2) Дно мозгового отдела, в состав которого входят тело затылочная и клиновидная кость. Для этих костей характерно то, что их можно отнести к смешенным непарным костям.

Видовые особенности черепа в целом:

Лошадь. Череп сравнительно более или менее легкий с очень развитой лицевой частью и тяжелой нижней челюстью, что связано с питанием животного. Хорошо развита носовая кость и носовая полость, верхнечелюстные пазухи (гайморовы), скуловой гребень, мозговой отдел мал, обтекаемой формы, хорошо развиты височный ямки, орбита замкнутая, большие рваные отверстия, т.к. слабо развит барабанный пузырь. Каменистая кость самостоятельная.

КРС. Череп тяжелый, массивный, угловатый. Черепная покрышка обширная и ровная, по бокам несет мощные роговые отростки. Межтеменная кость смещена назад, на затылочную область. Рваные отверстия щелевидные. Верхняя челюсть не несет резцовых зубов. Нижняя челюсть развита слабо.

Свинья. Череп массивный, клиновидный и как бы «присобран» для рытья рылом (курносый). Имеет сильно расширенную и вогную сзади затылочную область. Черепная покрышка и лицевая часть сверху вогнутые. Мозговой отдел мал, орбита не замкнутая.

Собака. Череп легкий, с развитой мозговой частью, орбита не замкнутая и маленькая слезная кость. Круглая голова, короткая и широкая – брахицефалы; продолговатая голова, длинная и узкая – долихоцефалы; промежуточная форма – мезатоцефалы.

Артрология (синдесмология) – учение о соединении костей.

Типы соединения костей

Непрерывные и прерывные соединения.

Непрерывные соединения (сращения) – наиболее древние по происхождению, и, в основном, встречаются там, где требуется значительная прочность и ограниченная подвижность, обеспечивающая защиту органов, упругость соединения, эластичность и гибкость.

Типы непрерывных соединений:

Фиброзные соединения. Наличие между соединяющимися костями плотной соединительной ткани:

1) Синдесмоз – соединение костей посредством плотной соединительной ткани (простой синдесмоз, когда соединение костей за счет коллагеновой соединительной ткани: межкостные связки и мембраны; эластический , при помощи эластической соединительной ткани: желтые связки);

2) Посредством швов (sutura). Характеризуется той или иной формой краев, соприкасающихся костей: плоский (гладкий = sutura plana: носовая кость); чешуйчатый (sutura squamosa: теменная с височной кости); зубчатый (sutura serrata: носовые кости с лобными); листочковый (sutura foliata, разновидность зубчатого, но отдельные зубцы более глубоко внедряются: крылья клиновидной кости с лобной и теменной костями); расщепленный шов (sutura схиндилезис, острый край одной кости вклинивается в расщепленный край другой: носовой отросток резцовой кости с верхнечелюстной костью).

3) Вкалачивание (gomphosis) – зубы в лунках на верхнечелюстной, нижнечелюстной и резцовых костях.

Хрящевые соединения характеризуются наличием между костями хрящевых прослоек:

1) Синхрондроз – между костями гиалиновый хрящ (реберные хрящи, суставные поверхности всей костей), с возрастом замещается костной тканью;

2) Симфиз – между костями волокнистый хрящ (кости таза, межпозвоночные диски).

Мышечные соединения (synsarcosis) между костями мышечная ткань (лопатка с туловищем).

Костное соединение (synostosis) замещение хрящевой или плотной соединительной ткани на костную.

Прерывные соединения (сочленение) посредством суставов. Встречается там, где нужна значительная подвижность. В каждом суставе обязательно должны присутствовать: суставные поверхности, суставная капсула, суставная полость, суставная (синовиальная) жидкость, заполняющая полость сустава.

В сустав могут входить различные включения: диски, мениски, которые укрепляют сустав и обеспечивают конгруэнтность (совмещение) и обеспечивают строго определенные функции.

Суставные поверхности (facies articularis) покрыты суставным (гиалиновым) хрящем, толщина от 0.2 до 0.5 см, который обеспечивает совмещение. В основном встречается гиалиновый хрящ, иногда может быть волокнистый. А так же обеспечивает скольжение и уменьшение трения (очень упругий).

Суставная капсула (capsula articularis) закрепляясь по краям суставных хрящей образует герметически замкнутую полость. Состоит из 2 слоев: наружного слоя (фиброзного), который выполняет защитную функцию и синовиального слоя, который вырабатывает тягучую жидкость (синовию), которая облегчает скольжение суставных поверхностей, служит питательной средой для суставного хряща и в нее же выделяются продукты обмена веществ хрящевой ткани.

  • I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов
  • II Основные этапы и главные сражения Великой Отечественной войны (2 часа)


  • Санкт-Петербург

    РАЗДЕЛ 1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий.

    1.1. Цели и задачи учебных занятий:

    Основной целью курса является знакомство и освоение студентами общих закономерностей организации человеческого организма, его основных систем и органов. Курс имеет ярко выраженную биологическую направленность, поскольку в процессе проведения курса человек рассматривается не столько как высшее существо на Земле, а как представитель биологического сообщества (в частности как представитель приматов – одного из самых древних отрядов среди современных млекопитающих). Необходимо представлять не только, как устроен тот или иной орган или система органов человека, знать основные анатомические понятия и термины, но и понимать, почему они так устроены, какова их взаимосвязь, как это сформировалось в эволюции человека. Эти идеи были заложены в трудах выдающегося Российского анатома П.Ф. Лесгафта, многие годы работавшего в Санкт-Петербургском университете.

    Для биологов также очень важным является введенные в курс элементы антропологии – науки об анатомических вариациях и приспособлениях органов к определенным функциональным нагрузкам. Большое внимание уделяется вопросам морфологической изменчивости органов, как проявление общебиологических законов эволюции и изменчивости живых организмов. В курсе также даются основные сведения о микроскопической анатомии ряда органов - сведений, предшествующих курсам гистологии и цитологии. Тем самым создается преемственность и последовательность в формировании у студентов представления о разных уровнях организации живых организмов (и человека в частности)



    Заключительная часть курса посвящена рассмотрению вопросов происхождения и эволюции человека. Приведены современные палеотологические и молекулярно-генетические данные о предках современного человека, путях его расселения по Земле и положении в Природе.

    Поставленная цель достигается путем выполнения следующих задач:

    Дать студентам представление об общих и частных особенностях организации

    человеческого организма

    - сформировать у студентов биологический и эволюционный подход к пониманию

    принципов организации и функционирования основных систем и органов человека.

    - заложить основы анатомической и медицинской терминологии и ознакомить с

    современными методами анатомических и микроанатомических исследований

    - уметь применить полученные знания при изучении других биологических дисциплин,

    тем или иным образом связанных с человеком

    Сформировать современное понимание сложных вопросов происхождения человека

    Требования к подготовленности студентов к освоению содержания учебных занятий

    Студенты должен иметь подготовку в объеме базовых курсов средней школы по анатомии и физиологии человека, зоологии и общей биологии

    Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

    1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися:

    Студент должен быть ознакомлен:

    - с современными знаниями о строении человеческого организма, его основных

    функциональных систем и органов

    С задачами и проблемами современной анатомии и медицины

    С азами микроскопической анатомии органов, как элемент преемственности при дальнейшем изучении курсов гистологии и цитологии

    Студент должен знать:

    - строение человеческого организма

    Принципы организации, особенности и элементы функционирования органов и систем органов человека

    Основные этапы эволюционного развития человека

    Студент должен уметь:

    - анализировать анатомические данные и микроанатомические препараты

    Знать основные латинские названия органов и их частей

    Уметь применять полученные знания при решении мультидисциплинарных задач в области анатомии, сравнительной зоологии и микроскопической анатомии

    Уметь применять полученные данные в различных жизненных ситуациях

    Студент должен владеть следующими навыками :

    Способностью чтения и анализа представленных анатомических схем, рисунков, фотографий и муляжей

    Использовать полученные знания по морфологии человека при изучении других биологических дисциплин для интегрированного понимания процессов, происходящих в организме человека.

    Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

    Активные формы учебных занятий

    Изучение натуральных анатомических препаратов, плакатов и таблиц по строению человека

    1.5.1. Изучение и зарисовка анатомических препаратов по остеологии (учения о скелете)

    1.5.2. Изучение и зарисовка анатомических препаратов по ЦНС человека

    Интерактивные формы учебных занятий

    1.5.3. Знакомство с методами анатомических и микроанатомических исследований (по материалам пособий и СD – диска)

    1.5.4. Изучение схем и фотографий различных органов и их частей (по материалам пособий и CD- диска)

    1.5.5. Работа с анатомическими препаратами (с использованием учебных материалов и пособий)

    1.5.6. Работа с микроскопом по изучению микроанатомии основных систем органов человека (с использованием учебных материалов и пособий)

    1.6. Структура и содержание учебных занятий

    Организация учебных занятий

    Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
    Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость
    лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя в т.ч. с использованием методических материалов текущий контроль промежуточная аттестация
    Очная форма обучения
    1курс 1 семестр 3,0
    ИТОГО

    1.7. Структура и содержание учебных занятий

    Раздел 1. Общая морфология человека .

    Тема 1. Введение.

    Введение в морфологию человека. Предмет, методы и задачи современной морфологии человека. Краткий исторический очерк истории мировой и отечественной анатомии.

    Работы П.Ф. Лесгафта – как основоположника теоретической и функциональной анатомии и их значение в общебиологической подготовке студентов. Уровни организации человеческого организма: системный, органный, тканевой, клеточный.

    Тема 2. Основные закономерности строения человека

    Основные законы строения, роста и развития человека. Человек – как представитель приматов (основные признаки и особенности строения важнейших систем человека).

    Конституция человека – определение и основные типы конституции человека. Связь конституции человека с его физиологическими и психическими особенностями. Анатомическая изменчивость – структурная основа жизнедеятельности организма. Формы и законы анатомической изменчивости.

    Прочитайте:
    1. APUD – СИСТЕМА (СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ)
    2. II. Организация хирургической службы в России. Основные виды хирургических учреждений. Принципы организации работы хирургического отделения.
    3. III. Медицинская психология; лечение психических расстройств; организация психиатрической помощи.
    4. IV. Организация и проведение противоэпидемических противохолерных мероприятий
    5. V2: Кости нижней конечности, их соединения. Особенности строения стопы человека. Рентгеноанатомия суствов нижней конечности. Разбор лекционного материала.

    Вводная лекция.

    Предмет и задачи анатомии, ее место в ряду биологических дисциплин, значение для теоретической и практический медицины.

    Современные методы анатомического исследования

    Анатомические принципы структурной организации тела человека.

    Основные этапы онтогенеза человека.

    Анатомия является одной из важнейших медико-биологических дисциплин, поскольку предметом изучения анатомии является человек – самый высокоорганизованный живой организм. В тоже время она является морфологической дисциплиной, так как изучает внешние формы и внутреннее строение всего тела и каждого органа в отдельности. Современная анатомия пытается объяснить причину структуры человеческого тела в связи с его функцией. Вместе с физиологией, анатомия составляет основу или фундамент теоретической и практической медицины.

    Название анатомия происходит от слова «анатемно» (греч.) – рассечение, расчленение . Этот термин обусловлен тем, что первоначальным и основным методом добывания фактов был метод анатомирования человеческого трупа.

    Изучение анатомии человека обеспечивает необходимые условия для усвоения других дисциплин, необходимых для практической деятельности врача.

    На значение анатомии для медицины указывали многие крупные учёные и медицинские деятели.

    «Изучайте азы науки, прежде чем пытаться взойти на её вершины, никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего» - Павлов И.П.

    «Изучение строения тела человека – первооснова медицины» Гиппократ

    «Анатомия – есть наука первая, без неё не может быть врачевания» древнерусская рукопись.

    « Самою высшею для меня наградой я почёл бы убеждение, что мне удалось доказать нашим врачам, что а анатомия не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины» -Пирогов Н.И.

    « без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предрассудки » - Губарев А.П.

    В настоящее время для познания строения не только мёртвого, но и живого человека применяются и другие методы:

    1) Антропометрия, которая позволяет измерить длину и массу тела, выявить их взаимоотношения, определить пропорции тела, тип конституции;

    2) Метод инъекция - заполнение окрашенной массой полостей тела, просветов бронхиального дерева, кровеносных и лимфатических сосудов, полых органов. Он применяется с 16 века. Метод инъекции дополняется последующей коррозией и просветлением органов и тканей;

    3) Микроскопический метод появился с изобретением увеличения предметов с помощью лупы и микроскопа. Благодаря этому методу, удалось выявить сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения сосудов и нервов. Уточнены структуры долек, ацинусов;

    4) Рентгеноскопические рентгенографические методы, которые позволяют изучить прижизненную форму и функциональные особенности живого человека. В настоящее время используется компьютерная томография, ЯМР (ядерная магнитно-резонансная рентгенография), спиральная компьютерная томография. Рентгенография часто дополняется применением рентген контрастных веществ;

    5) Эндоскопический метод исследования (гастроскопия, бронхоскопия, колоноскопия, лапароскопия, цистоскопия, гистероскопия и др.). Он позволяет увидеть с помощью оптических приборов, вводимых через естественные и искусственные отверстия, окраску, рельеф органов и слизистой оболочки;

    Ультразвуковое исследование (эхография), основанное на отражении тканями ультразвука, позволяет определить внешние формы, размеры, толщину стенок исследуемых органов, их внутреннюю структуру.

    Структурная организация тела человека.

    Структурно-функциональной единицей всего живого, в том числе и человеческого организма, является клетка. В теле человека огромное количество клеток. Каждая разновидность клеток отличается по форме, размерам и внутреннему строению, но каждая из них имеет ядро и цитоплазму, окруженную клеточной мембраной. В цитоплазме клеток находятся органеллы: митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы и другие, а также включения белковых, углеводных, липидных и пигментных гранул. Клетки бывают одноядерные и многоядерные. Клетки образуют ткани.

    Ткань – исторически сложившаяся система, состоящая из клеток общего строения, происхождения и функции. Кроме клеток ткань содержит живое промежуточное межклеточное вещество.

    В организме различают4 основные ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную. Каждая из них имеют ряд разновидностей.

    Эпителиальная ткань выполняет покровную (пограничную) и выделительную (секреторную) функции.

    Эпителий покрывает все тело снаружи (кожу) и выстилает внутренние органы и различные полости нашего тела изнутри (слизистую оболочку пищеварительной трубки, дыхательных путей и мочеполовой системы). Эпителий образует выделительные органы (потовые, сальные, молочные, пищеварительные, слизистые, половые и эндокринные железы).

    Для этой ткани характерно то, что она состоит из тесно сложенных друг с другом эпителиальных клеток различной формы, расположенных на базальной мембране.

    Между клетками лишь тонкие прослойки склеивающего межклеточного вещества. Различают однослойный и многослойный эпителий, однорядный и многорядный эпителий.

    Соединительная ткань имеет механическое значение, образуя твердые опорные ткани, за счет которых построен твердый и мягкий остов человеческого тела. Сюда относятся костная, хрящевая и волокнистая (фиброзная) соединительная ткань. Кровь и лимфа также относятся к соединительной ткани и выполняют трофическую функцию. Главное отличие соединительной ткани – это наличие большего количества промежуточного вещества, состоящего из коллагеновых и эластических волокон и основного аморфного вещества. Коллагеновые волокна отличаются высокой механической прочностью. Эластические волокна обладают способностью к растяжению и возвращению к исходной толщине и длине после прекращения действия этой силы.

    Мышечная ткань осуществляет перемещение тела в пространстве, движение крови в сосудах и сокращение стенок внутренних органов. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткани.

    Нервная ткань осуществляют связь организма с внешней средой и обеспечивают целостную функцию всего организма. Она состоит из нервных клеток (нейронов) и нейроглии. Из нервной ткани построены головной и спинной мозг, нервы и нервные узлы.

    Ткани не существуют изолированно, а вместе участвуют в построении тех или других органов.

    Орган – это часть тела, занимающая в организме определенное положение, отличающаяся своеобразной формой, имеющая особое строение и выполняющая присущую ей особую функцию .

    Органы тела принято объединять в системы и аппараты.

    Система органов – это ряд органов, анатомически и топографически связанных друг с другом, имеющих общий план строения, общее происхождение в фило- и онтогенезе и выполняющих одинаковую функцию.

    2.Современные методы анатомического исследования

      Анатомические принципы структурной организации тела человека.

      Основные этапы онтогенеза человека.

    Анатомия является одной из важнейших медико-биологических дисциплин, поскольку предметом изучения анатомии является человек – самый высокоорганизованный живой организм. В тоже время она является морфологической дисциплиной, так как изучает внешние формы и внутреннее строение всего тела и каждого органа в отдельности. Современная анатомия пытается объяснить причину структуры человеческого тела в связи с его функцией. Вместе с физиологией, анатомия составляет основу или фундамент теоретической и практической медицины.

    Название анатомия происходит от слова «анатемно» (греч.) – рассечение, расчленение . Этот термин обусловлен тем, что первоначальным и основным методом добывания фактов был метод анатомирования человеческого трупа.

    Изучение анатомии человека обеспечивает необходимые условия для усвоения других дисциплин, необходимых для практической деятельности врача.

    На значение анатомии для медицины указывали многие крупные учёные и медицинские деятели.

    «Изучайте азы науки, прежде чем пытаться взойти на её вершины, никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего» - Павлов И.П.

    «Изучение строения тела человека – первооснова медицины» Гиппократ

    «Анатомия – есть наука первая, без неё не может быть врачевания» древнерусская рукопись.

    « Самою высшею для меня наградой я почёл бы убеждение, что мне удалось доказать нашим врачам, что а анатомия не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины» -Пирогов Н.И.

    « без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предрассудки »- Губарев А.П.

    В настоящее время для познания строения не только мёртвого, но и живого человека применяются и другие методы:

      Антропометрия, которая позволяет измерить длину и массу тела, выявить их взаимоотношения, определить пропорции тела, тип конституции;

      Метод инъекция - заполнение окрашенной массой полостей тела, просветов бронхиального дерева, кровеносных и лимфатических сосудов, полых органов. Он применяется с 16 века. Метод инъекции дополняется последующей коррозией и просветлением органов и тканей;

      Микроскопический метод появился с изобретением увеличения предметов с помощью лупы и микроскопа. Благодаря этому методу, удалось выявить сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения сосудов и нервов. Уточнены структуры долек, ацинусов;

      Рентгеноскопические рентгенографические методы, которые позволяют изучить прижизненную форму и функциональные особенности живого человека. В настоящее время используется компьютерная томография, ЯМР (ядерная магнитно-резонансная рентгенография), спиральная компьютерная томография. Рентгенография часто дополняется применением рентген контрастных веществ;

      Эндоскопический метод исследования (гастроскопия, бронхоскопия, колоноскопия, лапароскопия, цистоскопия, гистероскопия и др.). Он позволяет увидеть с помощью оптических приборов, вводимых через естественные и искусственные отверстия, окраску, рельеф органов и слизистой оболочки;

      Ультразвуковое исследование (эхография), основанное на отражении тканями ультразвука, позволяет определить внешние формы, размеры, толщину стенок исследуемых органов, их внутреннюю структуру.

    Структурная организация тела человека.

    Структурно-функциональной единицей всего живого, в том числе и человеческого организма, является клетка. В теле человека огромное количество клеток. Каждая разновидность клеток отличается по форме, размерам и внутреннему строению, но каждая из них имеет ядро и цитоплазму, окруженную клеточной мембраной. В цитоплазме клеток находятся органеллы: митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы и другие, а также включения белковых, углеводных, липидных и пигментных гранул. Клетки бывают одноядерные и многоядерные. Клетки образуют ткани.

    Ткань – исторически сложившаяся система, состоящая из клеток общего строения, происхождения и функции. Кроме клеток ткань содержит живое промежуточное межклеточное вещество.

    В организме различают4 основные ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную. Каждая из них имеют ряд разновидностей.

    Эпителиальная ткань выполняет покровную (пограничную) и выделительную (секреторную) функции.

    Эпителий покрывает все тело снаружи (кожу) и выстилает внутренние органы и различные полости нашего тела изнутри (слизистую оболочку пищеварительной трубки, дыхательных путей и мочеполовой системы). Эпителий образует выделительные органы (потовые, сальные, молочные, пищеварительные, слизистые, половые и эндокринные железы).

    Для этой ткани характерно то, что она состоит из тесно сложенных друг с другом эпителиальных клеток различной формы, расположенных на базальной мембране.

    Между клетками лишь тонкие прослойки склеивающего межклеточного вещества. Различают однослойный и многослойный эпителий, однорядный и многорядный эпителий.

    Соединительная ткань имеет механическое значение, образуя твердые опорные ткани, за счет которых построен твердый и мягкий остов человеческого тела. Сюда относятся костная, хрящевая и волокнистая (фиброзная) соединительная ткань. Кровь и лимфа также относятся к соединительной ткани и выполняют трофическую функцию. Главное отличие соединительной ткани – это наличие большего количества промежуточного вещества, состоящего из коллагеновых и эластических волокон и основного аморфного вещества. Коллагеновые волокна отличаются высокой механической прочностью. Эластические волокна обладают способностью к растяжению и возвращению к исходной толщине и длине после прекращения действия этой силы.

    Мышечная ткань осуществляет перемещение тела в пространстве, движение крови в сосудах и сокращение стенок внутренних органов. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткани.

    Нервная ткань осуществляют связь организма с внешней средой и обеспечивают целостную функцию всего организма. Она состоит из нервных клеток (нейронов) и нейроглии. Из нервной ткани построены головной и спинной мозг, нервы и нервные узлы.

    Ткани не существуют изолированно, а вместе участвуют в построении тех или других органов.

    Орган – это часть тела, занимающая в организме определенное положение, отличающаяся своеобразной формой, имеющая особое строение и выполняющая присущую ей особую функцию .

    Органы тела принято объединять в системы и аппараты.

    Система органов – это ряд органов, анатомически и топографически связанных друг с другом, имеющих общий план строения, общее происхождение в фило- и онтогенезе и выполняющих одинаковую функцию.

    Аппарат – это скорее физиологическое объединение органов, выполняющих однородную функцию, но они не имеют топографической связи и общности строения.

    ОНТОГЕНЕЗ.

    Онтогенез – это развитие организма от момента зачатия до смерти .

    В онтогенезе различают 2 периода: пренатальный и постнатальный.

      Пренатальный период – это развитие от зачатия до рождения. Он делится на 2 стадии: эмбриональную и плодную.

      Постнатальный период – это развитие от рождения до смерти. В нём различают возрастные группы от новорожденных до долгожителей.

    Функциональная анатомия костной системы.

      Функции скелета.

      Строение кости как органа, строение костного вещества и ткани.

      Химический состав костей.

      Классификация костей.

    Костная система морфологически, функционально и генетически воплощена в скелете. Твердый или костный скелет составляет основу тела и является своеобразной арматурой сложной конструкции организма человека. При изучении анатомии скелет бесподобный немой подсказчик, поскольку по нему легко ориентироватьсяв расположении всех органов.

    Масса скелета составляет 1/5-1/7 часть массы тела, а абсолютные цифры зависят от длины тела.

    Основными элементами скелета являются отдельные кости, количество которых в организме более 200. Скелет выполняет следующие функции.

    1.Функцию опоры для мышц и внутренних органов;

    2.Функцию защиты, образуя полости и каналы, защищающие органы и ткани от механических повреждений. Например, череп – полость, в которой находится головной мозг; в позвоночном канале располагается спинной мозг; сердце и лёгкие защищены грудной клеткой и т.д.;

    3.Функцию локомоции – передвижения. Кости образуют жёсткие рычаги, приводимые в движение мышцами;

    4.Антигравитационную функцию. Кости противостоят силе земного притяжения и помогают сохранять вертикальное положение тела;

    5. Функцию минерального обмена. Скелет является депо минеральных солей, особенно кальция и фосфора;

    6. Кроветворную функция. В костях находится красный костный мозг – кроветворный орган.

    Твердый скелет делится на соматический и висцеральный.

    Соматический скелет состоит из осевого скелета и скелета конечностей. К осевому скелету относятся позвонки, кости мозгового черепа и ребра. К скелету конечностей относятся кости поясов конечностей (ключица, лопатка, тазовая кость) и кости свободного отдела конечностей: плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа.

    Висцеральный скелет объединяет кости лицевого черепа, подъязычную кость и слуховые косточки.

    Каждая кость представляет собой самостоятельный орган, имеющий сложное строение и занимающий определенное место в скелете. Основу кости составляет компактное и губчатое костное вещество. Снаружи кость покрыта надкостницей. Внутри кости содержится костный мозг. Кости, как и все остальные органы, имеют сосуды и нервы. Костное вещество образовано из костной ткани. Костная ткань является разновидностью соединительной ткани. Зрелая костная ткань состоит из костных клеток и межклеточного вещества. В костной ткани имеются 3 вида клеток: остеоциты, остеобласты и остеокласты. Межклеточное вещество состоит из первичных фибрилл оссеина (коллагеновых волокон), микрокристаллов минеральных солей (оксиаппатитов) и аморфного основного вещества, содержащего мукополисахариды и удерживающего воду.

    Из костной ткани строятся пластины и балки, их сложение и взаиморасположение предопределяет конструкцию костного вещества. Оно может быть компактным (плотным) и губчатым. Из компактного вещества состоят тела длинных трубчатых костей. Оно покрывает наружные поверхности (пластинки) всех костей. Компактное вещество состоит из остеонов.

    Губчатое вещество располагается под компактным веществом плоских, губчатых и смешанных костей, а также на концах трубчатых костей. В губчатом веществе нет остеонов, костные пластинки здесь образуют балки. Между ними остаются ячейки, заполненные красным костным мозгом.

    Надкостница участвует в питании кости, за счет нее развивается кость, растет в толщину. Надкостница участвует в формировании новой костной ткани на месте перелома. Она плотно сращена с костью. В ней различают наружная фиброзная мембрана и внутренняя камбиальная мембрана.

    Костный мозг является органом кроветворения, а также местом отложения питательных веществ. Костный мозг находится в костных ячейках губчатого вещества всех костей и в каналах трубчатых костей. Различают красный и желтый костный мозг.

    Красный костный мозг состоит из нежной, ретикулярной (сетчатой) ткани, богатой сосудами и нервами. В петлях этой ткани находятся кроветворные элементы - стволовые клетки крови, дающие начало форменным элементам крови.

    Желтый костный мозг состоит из жировых клеток, что и определяет его цвет. В период роста и развития организма в костях преобладает красный костных мозг. С возрастом он частично замещается желтым. У взрослого человека в норме красный костный мозг находится только в губчатом веществе, а желтый – в каналах трубчатых костей.

    Химический состав костной ткани .

    В костях взрослого человека вода занимает около 50%. 28% приходится на органические вещества и 22% - на неорганические веществаю. Органические вещества придают костям гибкость, эластичность.

    Неорганические вещества придают костям прочность. Это в основном соли Ca,P,Mg. С возрастом количество органических веществ уменьшается, кости становятся ломкими.

    Классификация костей .

    Кости делятся по форме и размерам. Выделяют следующие группы костей:

      Трубчатые – длинные и короткие. Они образуют скелет конечностей. Средняя часть трубчатых костей называется диафизом, а концы – эпифизами. Зона перехода диафиза в эпифиз называется метафизом. На концах этих костей могут быть апофизы.

      Плоские или широкие кости, которые, как правило, выполняют функцию защиты, образуя естественные полости тела, или формируют обширные поверхности для прикрепления мышц. Для них характерно наличие 2-х компактных пластинок, между которыми находится губчатое вещество.

      Короткие губчатые кости находятся в местах наибольшей подвижности тела, совмещающиеся с сопротивлением значительным сдавливающим скелет силам (запястье и предплюсна) они построены из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного.

      Смешанные кости (позвонки) имеют несколько частей, слившиеся между собойи имеющие разную форму, функцию и развитие.

      Воздухоносные (пневматизированные) кости, которые имеют полости, выстланные слизистой оболочкой и заполненные воздухом.

    Развитие костей

    Первичные кости проходят 2 стадии развития:

          Перепончатая

          Костная

    К ним относятся кости крыши мозгового черепа, ключица.

    Вторичные кости черепа проходят 3 стадии развития:

      Перепончатая

      Хрящевая

      Костная

    К ним относятся все остальные кости

    Способы остеогенеза:

      Эндесмальный

      Энхондральный (эндохондральный)

      Периходральный, периостальный

    Аномалии и варианты развития костей

      Добавочное ребро

      Отсутствие ребра

      Ассимиляция атланта с черепом

      Расщепление дуги позвонка

      Сакрализация

      Люмбализация

      Расщепление или отверстие в мечевидном отростке

      Расщепление грудины на всём протяжении

      Отсутствие лучевой кости

    Рассказать друзьям