Жанры декаданса. Бытовой жанр в искусстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Книга в живописи» - Там, где жгут книги, там и людей побросают в огонь». Натюрморт со свечей и книгами. 2002. Джузеппе Арчимбольдо (1527/30 - 11 июля 1593). Факт сам по себе интересный. Андрияка С.Н.(род.1.07.1958). Прошло совсем немного времени, и в печах концлагерей оказались люди. Жан-Батист Симеон Шарден. Костры из книг запылали по всей Германии.

«Значение цветов» - Горло и щитовидная железа. «Радуга жизни» 12 цветов хроматического круга. Грипп и клаустрофобия. Отчаяние. Психология и цвет: г. Балаково 2010. Julia Tishinskaja. Истощение нервной системы. Воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Бессоннице. Как голубой цвет - обладает антисептическими свойствами, как зеленый гармонизирует.

«Композиция» - В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Текст и изображение как элементы композиции 8.Многообразие форм графического дизайна. О. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта. Цвет. Засечками называют дополнительные элементы.

«Рисование слона» - Как нарисовать слона? Этап 4: И в самую последнюю очередь – глаза, клыки и хвостик нашего слоника. Поэтапное рисование. Этап 2: Далее мы рисуем хобот и ноги слона. Возьмите в руки карандаш. Этап 5: Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии. Вы не знаете, как нарисовать слона? Теперь можно обвести слона поярче и даже красиво разукрасить.

«Направления в живописи» - Вы помните ли то, что видели мы летом? Представители. Преобладают мотивы отчаяния, неверия в человеческие силы. «Долой логичность и ясность! Т. Паунд, Ф. Кайзер, И. Толлер, М.Пруст. Критический реализм. Писатель – беспристрастный исследователь. И в небо щерились уже куски скелета, Большим подобные цветам.

«Живопись 20 века» - П. П. Кончаловский. Розы, 1955 г. Новаторство во всех областях искусства – таков главный лозунг авангарда. Автопортрет,1912 г. Футуризм. Предмет: МХК. Фовизм. Аристарх Васильевич Лентулов. Пьер Булез. Кубизм. Пикассо. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет».

Всего в теме 14 презентаций

История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие Кузьмина Светлана

Декаданс

Декаданс

Термин «декаданс» (франц. decadence – упадок) охватывает кризисные явления духовной и общественной жизни, отмеченные настроениями неприятия окружающей реальности, индивидуализмом, чувством безнадежности, тоской по идеалам, обостренной чувствительностью к преходящим мгновениям бытия, эмоциональной напряженностью переживаний необратимости смерти. Для многих поэтов и художников Серебряного века было характерно особое умонастроение, связанное с «концом века», исчезновением четких ориентиров и правил в сфере морали, ощущением «конца» традиционного искусства и начала всеобщей деградации, упадка. Такой тип мирочувствования получил название «декаданс», или «декаденство». Понятием «декаденство» обозначаются различные течения в искусстве и литературе конца XIX – начала XX в., для которых были характерны отрицание общепринятой «мещанской» морали, культ красоты как самодовлеющей и самодостаточной ценности, сопровождающийся эстетизацией греха и порока, противоречивыми переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею.

Декаданс был эстетической программой и этической установкой в творчестве французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо. Во Франции издавался журнал «Декадент» (1886–1889), основанный Анатоль Байу, в котором понятие декаданса связывается с упадком вкуса и нравов, болезнью пессимизма, вырождением, психологически изощренным и искусственным, аномальным . Понятие «декаданс» стало одним из основных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти». В русской поэзии рубежа XIX–XX вв. к декадентскому крылу относится поэзия С. Надсона, К. Фофанова, М. Лохвицкой, воплотившая некоторые предсимволистские тенденции. Д. Мережковский говорил о декадентстве как об эпохе разочарования и пересмотра эстетических норм. Тяготение к смерти, ее воспевание обнаруживаются в поэзии Ф. Сологуба, упоение собственной личностью – в раннем творчестве И. Северянина, воспевание «мимолетностей» – у К. Бальмонта.

Ф. Сологуб писал о принципиальном одиночестве человека, его «вечных» страхах: «Мы – пленные звери, / Голосим, как умеем. / Глухо заперты двери, / Мы открыть их не смеем». Ф. Гофман в статье «О религии искусства» создал негативный портрет русского декадентства, выявляя такие черты, как «пустословие», «бессодержательность», «мистический мир», «зачарованность смертью», «оторванность от всего мира», эстетизация ужаса, страха, одиночества. Н. Бердяев считал, что декадентство – симптом «душевной болезни» времени. «Декадентство, – писал философ, – есть отражение бытия <…> в нем есть тоска по бытию, но нет реальности бытия» .

Декаденты заменяют мистику мистификацией, трансформируют религиозные переживания в эстетические, используют неклассические способы познания мира, гипертрофически интересуются «дьявольским», сатанинским, магическим, колдовским, оккультным, воспевают грех во всех его проявлениях как наиболее очевидное проявление «слишком человеческого». Черты декаданса можно обнаружить во многих произведениях символистов. В. Розанов подчеркивает, что «декадентство – это ultra без того, к чему бы оно ни относилось; это утрировка без утрируемого; вычурность в форме при исчезнувшем содержании: без рифм, без размера, однако же и без смысла поэзии – вот decadence» . В. Брюсов писал: ««Декадентов» единит не стиль, но сходство и сродство мировоззрений» . Различные названия декадентского мироощущения – индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм – подчеркивают особый эмоционально-психологический склад представителей декаданса, кризисность сознания, ощущение общего неблагополучия, отсутствие четких ориентиров и связей с реальностью. Наиболее ощутимыми декадентскими настроениями были пронизаны 1910-е гг. Свидетельница собраний на «Башне» Вяч. Иванова – центра «нового искусства» символистов и образования «Цеха поэтов», куда вошли акмеисты, Е. Кузьмина-Караваева вспоминала: «В этот период смешалось все. Апатия, уныние, упадочничество – и чаяние новых катастроф и сдвигов. Мы жили среди огромной страны словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоту, – в нашей среде сосредоточилась вся мировая культура – цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своею, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира, в этом смысле были гражданами вселенной, хранителями великого культурного музея человечества. Это был Рим времен упадка. Мы не жили, мы созерцали все самое утонченное, что было в жизни, мы не боялись никаких слов, мы были в области духа циничны и нецеломудренны. <…> Глубина и смелость сочетались с неизбывным тленьем, с духом умирания, призрачности, эфемерности» .

Отвергая все общечеловеческие императивы, сомневаясь в общепризнанных правилах, в том числе и религиозных догматах, декаденты безбоязненно экспериментировали во всех областях человеческого духа. В некотором смысле своей радикальностью и смелостью культурная революция Серебряного века подготовила духовную почву революции социальной.

И. Бунин – противник декаданса и модернизма с возмущением писал: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой, чему только не подражали, каких только стилей и эпох не брали, каким богам ни поклонялись? <…> Мы пережили и декаданс, и символизм, и натурализм, и порнографию, и богоборчество, и мифотворчество, и какой-то мистический анархизм, и Диониса, и Аполлона, и «пролеты в вечность», и садизм, и приятие мира, и неприятие мира, и адамизм, и акмеизм… Это ли не Вальпургиева ночь» .

И в то же время декадентское искусство, принципиально отрицая возможность оптимистического взгляда на жизнь в целом, искало оригинальные творческие решения, яркую и парадоксальную образность, способную воплотить утонченные идеи, упадническое умонастроение при интересе к неординарным явлениям, архаике и современной мировой культуре. «Декадентское бытие формировало личности, обладавшие яркими, неординарными характерами и захватывающими судьбами», – отмечает современный исследователь Ю. Зобнин . Неправомерно отождествлять декаданс и символизм как литературное направление.

2. Вымирающие виды: прибалтийский декаданс - Я верю в величие нашей нации. - Вы хотите сказать - в предприимчивость и напористость? - В них - залог развития. - Мне милее упадок. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» В конце февраля 2015 года на лентах информационных

(от франц. decadence или от лат. decadentia – упадок) – направление в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., отличающееся сопротивлением общественной «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, которая часто идёт наряду с эстетизацией греха и порока, двойственными переживаниями отвращения к жизни и искусного наслаждения ею. Декаданс – одно из центральных понятий в критике культуры Ф. Ницше, который связывал декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти». Период декаданса пропитан безнадёжностью, разочарованием, упадком жизненных сил и эстетизмом.

Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах - стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, - одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

Декаданс в живописи – явление само по себе довольно противоречивое, оно так и не сумело оформиться в какое-то конкретное направление. Искусство декаданса не имело ничего общего с искусством энергии и юности. Тем не менее, упадок, аморализм, эстетизм, а также тоска по былым временам способствовали созданию выдающихся произведений. Именно недовольство «банальным прогрессом», культом наживы дикого капитализма и привели к открытию новых горизонтов в творчестве. Здесь можно отметить индивидуализм художника Обри Бердслея, его способность к виртуозным стилизациям, которые сделали его графические произведения шедеврами, а их искусственный характер лишь подчёркивает оторванность сюжетов от натуры. Представителями декаданса были такие живописцы: Арнольд Беклин, Макс Клингер, частично Михаил Врубель и Борисов-Мусатов, а также Обри Бердслей, Густав Моро, Франц фон Штук, Эдвард Мунк, Н. К. Калмаков. Критика в отношении полотен декадентов неоднозначна. При посещении галереи создаётся впечатление, что оказываешься в сумасшедшем доме, поскольку их искусство было отражением того непонимания общественности, которое в результате оказало влияние на их психическое состояние.

Художники-декаденты не боялись экспериментировать с рассудком, и часто они балансировали на грани. Они шокировали публику новизной и своими представлениями о мире, которые были чужды большинству населения. Эпоха декаданса ознаменовалась такими работами: «Саломея» Обри Бердслея, «Демон сидящий» Врубеля, «Христос в Олимпии», «Приговор Париса» Макса Клингера, «Терновый венок», «Кот в сапогах» Калмакова и другими.

Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Низара - она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер , использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд .

Как литературное движение декаданс - это переходный этап между романтизмом и модернизмом.

Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.

Идеи декадентства

Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, имморализм, отход от общественности, taedium vitae («отвращение к жизни») и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи2011 и др.

Авторы-декаденты

Наиболее яркими представителями декадентства в западной культуре являлись Оскар Уайльд , Ш. Бодлер , Мария Корелли , П. Верлен , Метерлинк , Гюисманс , Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х - 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт , А. Добролюбов , Коневской , Ф. Сологуб , Мережковский , Зинаида Гиппиус , а также «ранний» Брюсов .

Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905. Для Троцкого истоки декаданса кроятся лишь в стремлении части интеллигенции уйти от «бурных социальных противоречий» в мир «чистого» искусства.

Декадентское движение сегодня

В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия».

К декадентам себя относят и многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока, дарквэйва и т. п. стилей2011. Декадансом своё творчество называют группы Агата Кристи (один из их альбомов так и называется «Декаданс»), Dead Can Dance, Оберманекен (их культовый альбом «Прикосновение нервного меха» был включён в книгу Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока»), «Бостонское чаепитие», Кремация Бонифация, «Кабаре Безумного Пьеро», Пикник и др.

Школа Итальянской живописи, которую назовут Брешанская, сформировалась во 2-ой половине 16 века - упадок Возрождения. Название получила от города Бреш, где эта школа и появилась. Художники Брешанской школы были приверженцами и были отличны от других поэтическим восприятием жизни. Основой их живописи были обычные жители, жанровые сцены. Даже религиозные мотивы представлялись в их картинах, как сцены из обычной жизни. Вместе с этим они добавляли в свои картины столько интимности, романтики, независимости, что Брешанская школа стала очень известной в среде художников. Самыми известными Брешанцами стали Дж. Савольдо, А. Моретто, Дж.Б. Морони.

Компания, которая зарекомендовала себя на рынке, Черметком, предлагает оцинкованный лист по самым лучшим ценам. Любой размер листа и количество.

Бытовой жанр в искусстве

Бытовой жанр - это жанр живописи, который отражает повседневную жизнь людей. Повседневные, бытовые занятия, независимо от положения людей в обществе, их сословия - это может быть и монарший замок и бедная изба рыбака, и дворянское поместье и праздник на городской площади. Бытовой очень тесно сплетается с другими жанрами и как единый, без примесей, встречается не так часто. Например, очень часто бытовой жанр переплетается с , портретным, пейзажным, а чаще всего с историческим жанром живописи. В первую очередь, художник, взявшийся за картину в стиле бытового жанра, пытается представить не столько происходящее, сколько настроение и душевное состояние каждого из персонажей. Считается, что изначально бытовой жанр зародился на Востоке около 10 века н.э, в Европе этот стиль стал явно прослеживаться в 17 веке н.э, в России огромный всплеск бытового жанра в искусстве произошёл в половине 18 века.

Декадентство

Декадентство — от французского decadence, от позднелатинского — decadentia - что означает кризис. Декадентством обозначают все кризисные явления культуры 2-ой половины 19 века, начала 20 века. Данные явления сопровождались и были порождены в следствии настроения безнадёжности, неприятия жизни и законов. Декадентство - это упадок сознания, упадок чувства красоты. Позиции декадентства - это настроение революции и борьбы против всех. Декадентство имеет философский подтекст и зачастую это индивидуальное мнение сильных мира сего. Многие приверженцы этого понятия были последователями многих модернистских течений. Художники-декаденты отказывались от обычной живописи, от политических и гражданских позиций и были практически в изгнании перед обществом. Декаденты считают, что искусство должно быть полностью свободным и не иметь никаких ограничивающих рамок. Темами декадентства часто являются смерть, гибель, тоска по духовным ценностям, представление многих ценностей жизни как давно умерших. Очень чётко декадентство проявилось в творчестве многих прерафаэлитов, модернистов и символистов. В России декадентство особо проявило себя после революции 1905-1907 годы в творческих объединениях «Мир искусства» и «Голубая роза».

Рассказать друзьям