Золотые правила оздоровления академика болотова. Болотов В.А., Сериков В.В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(12.01.1854–5.04.1900)

Детские и юношеские годы

Василий Васильевич Болотов родился в селе Кравотынь Тверской губернии, 31 декабря 1853 года. Его отец, Василий Тимофеевич Болотов, служил причетником Троицкого собора в городе Осташкове. За несколько месяцев до появления сына на свет он утонул в озере Селигер. После этой трагедии вся тяжесть материального содержания и первоначального воспитания сына легла на плечи вдовы, матери Василия, Марии Ивановны (в девичестве — Вишняковой). К моменту трагедии ей было 27 лет.

Семья жила очень бедно, практически выживала. Мать Василия зарабатывала средства изготовлением просфор для местной церкви и шитьем для крестьянок.

До девяти лет она обучала сына сама. Мария Ивановна обладала исключительной памятью. В свое время она самостоятельно выучилась грамоте. По-видимому, неординарной способностью к образованию и самообразованию Василий был обязан именно ей.

Трудно представить, но в зрелости В. Болотов владел двадцатью языками, в том числе "мертвыми", знал иврит, арамейский, персидский и другие. Наизусть цитировал Гомера, Цицерона. Помимо любимой истории, которую, можно сказать, он знал в совершенстве, он увлекался археологией, математикой, астрономией. В своё время уровнем его знаний в области точных наук восхищался такой выдающийся русский ученый как Дмитрий Менделеев. Отец Сергий Булгаков ставил В. Болотова в пример студентам Богословского института в Париже. Но что не менее удивительно, авторитетный западный историк А. Гарнак, чтобы читать сочинения В. В. Болотова в оригинале, готов был штудировать и штудировал русский язык.

Поскольку Василий был сыном младшего клирика, он имел право на получение среднего духовного образования за казенный счёт. Это право, конечно же, было реализовано. В 1863 году он поступил в Осташковское духовное училище. На каникулы Мария Ивановна забирала его к себе. Скудость их семейного бюджета была до того ощутимой, что добираясь до сына, мать не имела возможности нанять перевозчика с лодкой и была вынуждена пользоваться обходным, береговым, пешим маршрутом, протяженностью в 35 километров.

Обучение в духовной семинарии, духовной академии

По выпуске из училища, в 1869 году, Василий поступил в Тверскую духовную семинарию. В процессе обучения он демонстрировал настолько неординарные успехи, что удивлял и студентов, и преподавателей. Особенно хорошо Василию давались древние и новые языки. Однажды митрополит Филофей, присутствуя на экзамене, так изумился ответам Василия, что вынужден был осенить себя Крестным знамением.

По окончании семинарии, в 1875 году, Василий продолжил учёбу в Санкт-Петербургской духовной академии, на церковно-историческом отделении. В академии помимо прочих дисциплин, он продолжал заниматься активным изучением языков, в том числе древних.

По оценкам современников, в академии он не просто был первым студентом, а на голову превосходил всех своих однокурсников. Рассказывают, что даже преподаватели, излагая учебный материал, нет-нет да и посматривали в сторону В. Болотова, не морщит ли он от несогласия лицо. Собственно, ещё в студенческие годы Василию предложили преподавать самому. С третьего курса он фактически исполнял роль экстраординарного профессора, что было необычным даже для лучших учащихся.

В июне 1878 года В. Болотов защитил кандидатскую, а в октябре 1879 года и магистерскую диссертацию.

Научная и преподавательская деятельность

Спустя непродолжительное время после смерти профессора Чельцова Василий Болотов занял кафедру древней церковной истории, на которой затем проработал всю оставшуюся жизнь: поначалу, с ноября 1879 года, в качестве доцента, потом, с октября 1884 года, в качестве экстраординарного профессора, наконец, с сентября 1896 года в звании ординарного профессора.

Надо сказать, что при всем восхищении, уважении со стороны окружающих Болотов не тянулся к внешнему благополучию. Жил он достаточно скромно. Главным его богатством были, конечно же, книги. В качестве увлечения он любил переплетать их в разноцветные корешки.

По мере возможности Василий Васильевич приезжал на свою малую родину, к матери, ходил с ней в местную церковь. Вообще же он всячески старался держать с ней сыновнюю связь. Пребывая в родном селе, профессор любил купаться в чистой озерной воде, а вечера посвящал занятиям.

В период с 1896 по 1897 год В. В. Болотов замещал кафедру Догматического Богословия, читал лекции по курсу исторического изложения догматов.

Наряду с преподавательской деятельностью в 80-90 годах профессор занимался и гражданскими делами: исполнял обязанности присяжного заседателя, принимал деятельное участие в подготовке экспедиций в Эфиопию (как переводчик и консультант).

Роль В. В. Болотова в переводе дипломатической переписки с эфиопских языков была отмечена государством досрочным присуждением ему чина действительного статского советника.

В феврале 1890 года Василий Васильевич удостоился премии митрополита . Так были оценены его фундаментальные труды по церковной истории Эфиопии и Египта.

В 1892-1893 годах он участвовал в качестве авторитетного эксперта в работе комиссии по проблематике соединения старокатоликов с православными христианами. Плодом его участия стало составление 27 тезисов о Святом Духе. Надо сказать, что точка зрения В. Болотова по этому вопросу не всеми была принята за эталон.

В 1893 году Василий Васильевич был избран членом-корреспондентом Императорской Академии Наук.

В мае 1896 года В. В. Болотов получил степень доктора церковной истории, за совокупность трудов. Вообще-то, как ответственный и целеустремленный ученый, он планировал написать докторскую диссертацию, а потом защититься. В качестве темы для исследования думал взять два еретических направления V века, выражавщих два радикальных, взаимно противоположных подхода к вопросу о Лице Господа Иисуса Христа: несторианство и монофизитство.

Однако в то время церковное руководство не приветствовало занятий профессоров академий глубоким научным анализом еретических заблуждений. Что оставалось делать Василию Васильевичу? Согласиться на любую другую тему для диссертации, лишь бы одобрили? Он выбрал другое: отказался писать лишь бы писать. В конце концов члены Ученого совета, испытывая некоторое моральное неудобство от этой ситуации, настояли на присуждении ему докторской степени.

Летом того же года у Василия Васильевича развилась опухоль на ноге. Вероятно, она образовалась в результате сидячего образа жизни профессора и вследствие его привычки класть во время работы ногу на ногу, а сверху — множество книг. Несмотря на мучительность болезни В. Болотов находил в себе силы для иронии: успокаивая мать в нежных письмах он ободрял её, говоря, что одна больная нога всё же лучше, чем две. В этот период его навещали друзья и товарищи, в том числе иностранные ученые.

В 1893 году Василий Васильевич был избран членом-корреспондентом Императорской АН.

В последний период жизни состояние В. В. Болотова было отягощено серьёзными болезнями: он страдал от хронического малокровия, печеночной и почечной недостаточности. В 1899 году умерла его мать. Эта утрата ещё больше подточила здоровье учёного. В. Болотов пережил Марию Ивановну всего на несколько месяцев. Несмотря на то, что по складу души он не стремился к уединённой аскетической жизни, семьи он так и не образовал.

Последнее время Василий Васильевич работал в комиссии по реформе календаря, созданной при Русском астрономическом обществе. Эту комиссию возглавлял Д. Менделеев.

5 апреля 1900 года сердце В. Болотова остановилось. Архимандрит рассказывал: «Умирал в полном и ясном сознании профессор Петроградской Духовной Академии Василий Васильевич Болотов, знаменитый ученый, человек с колоссальными знаниями и со смиренной верой в сердце. Умирал, напутствованный в вечность Исповедью и Причастием, и последние его слова на земле были восторгом души его пред открывшимся духовному взору блаженством: “Как прекрасны последние минуты… как хорошо умирать… иду ко Кресту… Христос идет… Бог идет…”». Его тело предали земле на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Творческое наследие

В. В. Болотов оставил после себя множество ценнейших научных трудов. Сочинениями этого учёного восхищались его современники. На сегодняшний день многие из его работ не только не утратили актуальности, но и считаются непревзойденными.Среди прочих особого внимания заслуживают такие произведения как ; ; ; ; .

А.Т. Болотов – основоположник урбо- и агроэкологии

Среди первых русских экологов Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833) занимает особое место. Как и Карла Францевича Рулье (1814–1858), его можно считать основоположником отечественной экологии. Вместе с тем они «специализировались» в развитии разных областей экологии. Если Рулье занимался преимущественно проб-лемами, которые в настоящее время относят к сфере общей экологии, то Болотов основное внимание уделял сельскохозяйственной экологии, которую сейчас называют агроэкологией, и урбоэкологии, в широком смысле охватывающей планирование и строительство не только городов и сельских поселений, но и городских парков, озеленение усадеб, дворовых территорий, садов и т.д. Не чурался он и проблем, относимых в настоящее время к экологии жилья.

Значение Болотова для формирования и раннего развития сельскохозяйственной экологии в России трудно переоценить. На его опытах, исследованиях, печатных трудах воспитано несколько поколений сельских хозяев, начиная с 70-х гг. ХVIII в. Именно тогда Болотов разработал и изложил принципы рационального сельского хозяйства, ведущегося на экологической основе. Здесь следует подчеркнуть, что русская агроэкология уже тогда развивалась своими путями как в теории, так и на практике.

Но, несмотря на заслуги А.Т. Болотова в развитии экологической науки, его имя, как и имя Рулье, оказалось почти забыто. Во многом это объясняется отсутствием в то время устоявшихся экологических терминов. Оба этих выдающихся ученых даже не могли использовать базовый термин «экология», т.к. сформулировал его и получил все лавры первооткрывателя в 1866 г. Э.Геккель, вложивший в него четкое содержание.

Рулье и Болотов вынуждены были пользоваться собственными, изобретенными ими самими, терминологическими схемами, и только позднее, уже ближе к концу XIX в., появились термины, согласующиеся с теми, которыми пользовались наши ученые. Это обстоятельство никак не способ-ствовало мировому признанию отечественной экологии, и только в середине XX в. за отстаивание ее приоритетной роли взялись наши историки. Эта важная работа продолжается и по настоящее время.

Андрей Тимофеевич Болотов принадлежал к старинному дворянскому роду, основателем которого был Роман Болотов, живший в начале ХVI в. В этом роду были ученые, художники, военные деятели. Отец Андрея Тимофеевича был военным человеком – полковником и по роду службы вел кочевой образ жизни, но несмотря на эти трудности, старался дать сыну хорошее образование, включая знание языков, географии, рисования и т.д. Кроме домашних учителей этим занимались преподаватели пансиона, который содержал учитель кадетского корпуса. Но в 1750 г. отец скончался, а молодой Болотов по дворянскому обычаю тех времен был зачислен в полк в чине сержанта. Начались долгие годы службы. В 1762 г. Болотов был уволен в отставку в чине капитана с формулировкой «для занятий домостроительством и экономией».

Вернувшись в свое имение Дворяниново в 1762 г., он занялся переустройством поместья. Начал с перестройки по собственному плану старого низенького дома с маленькими окнами и соломенной крышей, чтобы сделать его удобным для жилья и работы. До 1769 г. старый дом перестраивался дважды. Новые окна и двери, дополнительные жилые комнаты, переделанные из подсобных помещений, позволили теперь разместить в нем библиотеку с каталожными ящиками и письменным столом, место для изучения растений и т.д.

Переустройство хозяйства касалось и ближайшего окружения дома, включая сад, огород, цветник, помещение для содержания скота и т.д.

Эти работы явились для Болотова лишь началом разработки методов и приемов по перепланировке жилья на экологической основе. И, занимаясь ею в дальнейшем, он, в конце концов, приобрел необходимые навыки и стал неплохим специалистом по экологии жилья.

На двенадцатом году жизни в Дворянинове он получил письмо от князя С.В. Гагарина с просьбой посетить Киясовскую волость, которую предполагала купить Екатерина II, и дать свои рекомендации по ее благоустройству. Болотов составил план села Киясовки и усадебной земли, одновременно подготовив проект расположения новых объектов строительства. В 1774 г. Екатерина II купила волость, а Болотов был назначен управляющим и пребывал им до 1780 г.

Как всегда, освоение территории он начал с дома. Двухэтажная постройка была несуразной, экологически мало приспособленной для жизни. Печи были только на первом этаже и не имели труб: зимой в имении не жили и печи не топили. Болотов предложил использовать подвижные внутренние стены для изменения планировки комнат – прием широко используемый обитателями современных городских квартир.

Находящуюся неподалеку сосновую рощу с помощью плановой вырубки деревьев Болотов превратил в парк с аллеями.

Его девизом всегда было пользование природой без ее разрушения. В наши дни этот девиз составил бы основу экологического природопользования. Он предлагал по-хозяйски и бережно относиться к дарам природы, ко всему, что находится в лесу, – ягодам, грибам, птицам, животным. Андрей Тимофеевич считал, что если при этом не выходить за пределы разумного, то природа самовосстанавливается.

А.Т. Болотов разработал строго научную систему лесопользования.

Основы ее – рубить деревья, ухаживать за оставшимися, заводить новые взамен срубленных – он изложил в статье «О рублении, по-правлении и заведении лесов». При использовании лиственного леса на дрова он предлагал делить его на 20 лесосек, а если деревья предназначались для строительства – на 40 лесосек. Тогда, например, ежегодно вырубая по одной лесосеке в строевом лесу, через 40 лет можно получить первую делянку снова готовой к рубке.

В эти же годы Болотов интенсивно развивает экологическое направление в сельском хозяйстве. В статье об улучшении лугов он высказывает важные мысли о том, что «...наилучшим и наинадежнейшим средством почитаю я распахивание лугов и превращение их на несколько лет в пашни, дабы между тем все коренья худых трав могли перевестись, а потом по предследуемому удобрению земли, запускание их опять в луг либо просто, либо подражая примерам иностранным с посевом на них семян луговых и лучших родов трав». По существу Болотов научно обосновывает необходимость луговых севооборотов.

Одним из первых А.Т. Болотов предложил организовывать хозяйство по заданному циклу и как безотходное. Продукция растениеводства должна была реализовываться полностью: солома и гуменные остатки – часть на корм скоту, часть на подстилку; использованная подстилка вместе с экскрементами животных даст прекрасный навоз, который возвратит почве плодородие. Эти предложения Болотова позволяют считать его автором создания безотходных и экологически чистых технологий.

Как всякий талантливый человек, А.Т. Болотов всегда проявлял склонность к изобретательству. Он занимался изготовлением и усовершенствованием сельскохозяйственных орудий труда и инструментов, приспособлений, ускоряющих и облегчающих труд людей на земле.

Для садоводов изобрел устройство для обрезки высоко растущих ветвей, съема плодов. Носилки его конструкции имели ящик, расположенный под ручками. Поставленные на землю, носилки опирались на ящик, а ручки оказывались над ним, что облегчало подъем носилок с земли. Изобретенные им конные грабли обеспечивали подбор колосьев, остающихся на поле после уборки урожая. А.Т. Болотов усовершенствовал мотыгу, приспособления для легкого и сильного уплотнения почвы. Изобрел каток, совок для пересадки растений с комом почвы и т.д. Для медиков – электрическую машину особой конструкции, для рыбоводов – технологию разведения, содержания и отлавливания рыбы с помощью так называемых рыбных каналов.

Андрей Тимофеевич был знаком с геометрией и геодезией, мог сам производить съемки и составлять земельный план, проводить работы, связанные с межеванием земли. В те годы нужных для этого инструментов в продаже не было. Вместе со столяром он изобрел и смастерил астролябию, опубликовав ее подробное описание и рисунок.

Еще одним изобретением был способ измерения расстояния. Замерив у тарантаса длину обода заднего колеса, Болотов пометил на нем точку цветным лоскутом материи, а затем при поездке отсчитывал число оборотов. Подобный принцип отсчета пробега существует и у современных автомобилей.

Одним из главных увлечений Болотова были парки и сады. Он придавал особое значение парковой архитектуре, создаваемой отдельными деревьями и их группами, цветами, водами, лужайками, дорожками – с одной стороны; домиками и беседками, гротами и пещерами, мостиками и арками – с другой.

Он разработал специальную технологию улучшения запущенных садов как плодовых, так и увеселительных (декоративных). Особое внимание он уделял садам с искусственной планировкой и строгой симметрией, которые в его времена назывались регулярными (французскими), но сам предпочитал пейзажные парки.

Теоретически обосновывая свои рекомендации по созданию пейзажных (английских) парков, Болотов утверждал, что пейзажный парк требует знаний и таланта, значительной площади, неспокойного рельефа и т.д. При их планировке он учитывал природную красоту места, частные детали естественного ландшафта. Использовал равнины, возвышенности, пригорки, углубления, горы, леса, дубравы и перелески, реки в различных комбинациях. Такой ландшафтный дизайн создавал настроение (приятное, веселое, меланхолическое, торже-ственное, величественное). Все это позволяет считать Болотова одним из основоположников социально-экологического направления, основанного на позитивном воздействии окружающей среды на здоровье и настроение человека.

В разводимых Болотовым декоративных садах всегда было много цветов. Он считал, что они создают неповторимые по красоте и эстетическому воздействию ландшафты.

Его разработка теоретических основ декоративного садоводства включала организацию цветников, подбор цветочных растений, пополнение цветников культурными сортами и дикорастущими растениями. Большое количество его статей было посвящено этой проблеме. А.Т. Болотов написал «Руководство к познанию лекарственных трав», не только заложившее основы русской ботанической терминологии, но и обобщившее изучение отечественной флоры на уровне тех лет.

Особое место в наследии А.Т. Болотова занимают труды по помологии (науке о сортах плодовых и ягодных растений), поч-воведению, метеорологии. Большое внимание он уделял и пропаганде науки. Огромный фактический материал, накопленный им самим и его коллегами-современниками, А.Т. Болотов пытался донести до читателей научных и научно-популярных журналов, в которых он печатал свои статьи, – «Сельский житель», «Экономический магазин», «Труды Вольного экономического общества» и др.

Еще при жизни увидели свет его книги философско-нравственного содержания и художественные произведения. И все же большая часть его произведений осталась в виде рукописей. По подсчетам историков, все произведения А.Т. Болотова, в том числе и рукописные, занимают около 350 томов обычного формата. Но это еще не всё. А.Т. Болотов занимался живописью, руководил Богородицким детским театром, лечил больных травами и минералами, с физиотерапевтическими целями используя созданную им электрическую машину, и т.д. Всего этого хватило бы на десять жизней, но Болотов прожил только одну, хотя и очень долгую. Он скончался 3 октября 1833 г. в своем имении, где и был похоронен.

Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать его известную односторонность, дисгармоничность, когда вместо целостного социокультурного опыта ученики фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь знаниевый компонент. Ориентация на усвоение знаний об окружающем мире берет свое начало в период позднего Возрождения, когда в европейских школах стали отходить от религиозно-тоталитарного образования, в процессе которого неосознанно заучивались религиозные тексты и формировались на этой основе общепринятые нормы поведения. В это же время наметился переход к знаниевой модели, к сознательному усвоению понятий, к стихийно-материалистическому, природосообразному образу мышления.

По мере развития общества образование все более приобретало сциентистскую направленность. Сообщаемые ученикам знания обретали свойства системности. Целостная научная картина мира помогала ориентироваться в нем, что и было доказано последующими успехами цивилизации. Равновесие в отношениях "школы" и "жизни" поддерживалось периодическим обновлением содержания образования, в основном за счет включения в него новых предметных областей, "запрашиваемых" развивающимся производством и общественными отношениями. Иногда в учебные предметы вводились разделы, обеспечивающие связь обучения с жизнью. Так появлялись модели политехнического образования, основ технологий, интегрированных курсов в виде, к примеру, основ граждановедения и т.п.

Однако изменения в социальной, информационной, технологической сферах не могли не привести к становлению типа культуры, для которой односторонне понимаемое знаниевое образование утрачивало свою эффективность и даже целесообразность. Сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе знаниево-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими причинами. Первая из них связана с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой: добывание информации становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы обновления знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий. В этих условиях, как ни парадоксально, знаниевое научение стало утрачивать смысл. Невероятный поток информации, которая устаревает быстрее, чем ученик окончит школу, уже невозможно "втиснуть" в программы. Обучение "вечным истинам", разумеется, необходимо, но без умения обновлять оперативную часть своего культурного опыта ученик не может считаться подготовленным к жизни.

0 0 0 7867

Первый русский ученый-агроном Андрей Тимофеевич Болотов пережил трех цариц, двух царей, восстание Пугачева, нашествие Наполеона, несколько переворотов и крупных войн, дожил до 95 лет лет и оставил после себя сочинений в объеме 350 томов. Накануне 278-летия со дня рождения Болотова мы составили список вещей, вошедших в нашу жизнь, благодаря Андрею Тимофеевичу.

Андрей Тимофеевич Болотов (1738 – 1833)

Но крестьяне не желали есть столь прогрессивный овощ. Их пугало, что картофель размножается в темноте под землей - считалось, что тут не обходится без нечистой силы. Случались даже крестьянские бунты.

Поэтому внедрять картофель было делом весьма рискованным, хоть и цареугодным. К тому же это было время Пугачевского восстания. Болотов написал трактат о разведении и применении картофеля в попытке развеять мифы о его демоничности. А чтобы привить крестьянам любовь к картофелю, Болотов пошел на хитрость. Он ставил у грядок с картофелем караульных, а на ночь охрана снималась. Местные мужички не упускали случая выкопать несколько клубней. Так и начали крестьяне выращивать картошку, научились ее варить и запекать. Однако споры о пользе картофеля не утихали вплоть до начала XX века. Интересный факт: Болотов даже придумал рецепт кофейного напитка из пережженного картофельного крахмала, которым делился с крестьянами и который опубликовал в «Экономическом магазине».


Бульонные кубики и чипсы. Андрей Тимофеевич Болотов обожал путешествовать. И в качестве дорожного провианта начал делать сухие бульоны: выпаривать супы, а полученный холодец заворачивать в тряпицу и высушивать. А еще Болотов придумал высушивать картофельные ломтики, получая что-то вроде чипсов.

Детское образование и литература для детей . До XVIII века в России с учителями и воспитателями занимались только дети знати. Болотов, находясь на военной службе в Пруссии, удивился, насколько там развита, воспитана и обучена детвора и подростки. Возвращаясь в Россию, он пишет философский трактат о том, как одна госпожа обучать детей грамоте решила… Болотов продолжает писать для детей всю жизнь: его перу принадлежат несколько пьес, которые он ставит в домашних театрах. Так в России начала развиваться детская драматургия и литература.


Иллюстрация из книги Андрея Тимофеевича Болотова «Деревенское зеркало». 1798 год.

Систематизация сортов яблонь и груш . По-настоящему первым был Болотов в развитии науки помологии: он описал все известные тогда сорта груш и яблок. Таковых оказалось ровно 660. Все сорта Болотов, будучи прекрасным художником, зарисовал лично своей рукой. В его садах рос 221 сорт яблонь и груш, а доход от продажи яблок в хороший год достигал 3000 рублей. Для сравнения: за 5 рублей в XVIII веке можно было купить корову.

Физиотерапия и гомеопатия. С военной службы в Пруссии Болотов привез в Россию электрическую машину, которой в дальнейшем лечил 43 болезни. А богатую вкраплениями трахита местную породу известняка как Андрей Тимофеевич испробовал для лечения камней в почках, поэтому его, кроме физиотерапевта, можно назвать и гомеопатом.

Градоустроительство и парковое искусство . На замену французскому регулярному парку Болотов создал российский пейзажный парк. Его знаменитому Богородицкому парку, разбитому в Тульской губернии в усадьбе графов Бобринских, завидовал даже столичный Петергоф.

Кодовый замок . Болотов придумал и изготовил деревянный кодовый замок, который открывался благодаря 5 колесикам с литерами. Комбинаций было несколько сотен. Кодовое слово было «фофан». Этот замок хранится в музее-усадьбе Болотова. Он же придумал и внедрил несколько садовых инструментов: конные грабли для сбора остатков жнива на поле, удобные корзины для сбора яблок и многое другое.

Развенчание мифа о ядовитости помидоров. Томаты пришли в Россию из Европы, а туда попали из Америки. В Европе их уже ели и готовили, но в России томаты считались ядовитыми и долго оставались декоративным растениям, которое держали в кадках на подоконниках из-за богатой листвы и симпатичных цветочков. Болотов первый решился попробовать красивые «любовные яблочки», как их тогда называли, после того, как его сын случайно съел спелый томат, и ничего с ним не случилось. Конечно, по сообщениям из Европы, Болотов знал, что эти «яблочки» вполне съедобны и что из них можно делать приятный кисловатый соус. Но одно дело читать новости, а другое дело самому съесть то, что считается ядовитым.

Рассказать друзьям