Аз есмь пастырь добрый. Пастырь добрый

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Книга пророка Исаии.ГЛАВА 53 - 6
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу...

Толкования на Ин. 10:11
Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы

Разве не знаете, разве не веруете всей душой, что Он, Господь наш Иисус Христос пострадал за нас всех, окаянных грешников, что Он Своею Кровью, Своей крестной смертью спас нас? Ведь это основа веры нашей, ведь это все то, что должны мы помнить и вспоминать каждый день. Мы должны помнить, что Он совершил спасение рода нашего, тягчайшей ценой совершил, ценой ужаснейших страданий крестных, ценой Крови Своей Богочеловеческой.

Свт. Лука Крымский

Овечка бедная блуждала,
С дороги верной совратясь.
А близь, разбойники скитались,
Злоумышляя всякий раз.

Овечка бедная, не знала,
Тот омут пагубных сетей.
И в дебрях темных заплутала,
И сбилась с пажити своей.

Тяжка в неволе злая доля,
Где злой пасет овечку раб.
Зачем поддалась уговорам,
Пошла, запуталась в сетях.

Ты думала, что погуляешь,
Что лучше пажить ты найдешь.
Скорбит твой Пастырь о пропаже
И бьет тебя от страха дрожь.

Овечка бедная, слепая...
Подай свой голос, не молчи!
Твой Пастырь за тобой Шагает,
Не плачь, а громче закричи!

И Он Услышит, Не Замедлит!
Придет к тебе сквозь ночи тьму.
И Приведет на Пажить Верных,
Спасет тебя от рабства злу.

Он горевал и Ждал Всечасно,
Зачем ушла гулять одна?
Ведь много темных сил опасных,
Влекут под маскою добра.

Ты не послушалась напрасно,
Не спит день - ночь хозяин злой.
И морит голодом ужасным,
Пытает мукой роковой.

Но Пастырь Верный, Он Не Бросит!
Он Свет во тьме заблудшим всем!
Тебя Простит, в беде Не Бросит!
Спасет из вражеских сетей!

Идет к тебе, Твой Пастырь Добрый!
Тебя Зовет в глухих лесах!
От смерти вечным приговором,
Пришел Спасти тебя ОН САМ!

Он Пастырь Добрый, Пастырь Верный!
Он Жизнь Свою за всех Кладет!
Спасет от вечной смерти пленных.
И к Жизни Вечной Приведет!

Ты видишь Свет - Яснее Солнца!
Ты видишь Свет - Белее Дня!
Нашел тебя Твой Пастырь Добрый!
Не будет больше муки зла!

Беги к НЕМУ! Он твой Спаситель!
Открой души свершенный грех!
Тебя очистит Он от скверны!
Он Жизнь Отдал за жизни всех!

И больше нет твоих страданий!
Ведет тебя на Пажить с Ним!
Где Мир Добра Благоуханный!
Где Вечный, Светлый, Божий МИР!

Толкования на Ин. 10:9
Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет

Только Он, Иисус Христос – Единый Пастырь, только Он есть дверь овцам.

Только входящие этой дверью с глубокой верой в Господа Иисуса Христа, с горячей любовью к Нему, с решимостью идти по пути, на который зовет Он, только те пажить обрящут, только те найдут все то, что необходимо им, как овцам необходима пажить. Только те найдут пажить в Царстве Божием – только они одни войдут во двор овчий.

Запомните, что вам, овцам Христовым, один путь, одна дверь в Царство Божие.

Эта дверь – Сам Господь наш Иисус Христос. Ни в какую больше дверь не входите, всегда чуждайтесь ограды чуждой, живите в ограде Христовой, в ограде Его любви, Его попечения.

На Него все надейтесь – и войдете, и выйдете, и пажить обрящете.

Свт. Лука Крымский
Проповеди. Том III.Слово в день Обрезания Господня.

Социальное значение религии - одна из наиболее актуальных тем сегодня. Многочисленные споры о позитивной или негативной роли церкви в современной России многооднократно возникали и возникают на форумах. В Интернет-сообществе обсуждаются аргументы защитников и ниспровергателей религии. Достаточно сильным, хотя и несколько избитым аргументом против религии многие признают недостатки служителей различных церквей. Хотя этот довод «contra» и обладает логическим изъяном: на общее переносится свойство частного - он один из самых излюбленных. Лично я убежден в определяющем положительном значении Христианства для формирования всей современной цивилизации, включая культуру, науку, право. Без католической церкви не было бы Возрождения. Без православия не было бы России, какой мы ее знаем и любим, будучи русскими людьми. Без реформации не было бы фундаментальных прав и свобод человека и гражданина. Однако этот текст не о святом подвижнике, не о мудром старце, не об ученом богослове и не о просвещенном иерархе. Этот текст о пастыре, к которому, скажем прямо, не хочется подходить за благословением. Просматривая разные сайты в Сети, я случайно наткнулся на сайт одной достаточно новой, в меру ортодоксальной, но весьма амбициозной церкви, относящейся к уважаемому древу евангелических протестантских церквей. Совершенно случайно, я увидел среди изображений вновь назначенных пастырей Церкви, как будем ее называть, до боли знакомое лицо. Под фотографией прочитал биографию прекрасного, пусть еще достаточно молодого служителя, но который в ближайшем будущем явно обещает прославить Церковь. Как следует из содержания опубликованной на сайте биографии, сей блестящий пастырь происходит по отцовской и материнской линиям из уважаемого, известного своей западной культурой, образованностью, аккуратностью и пунктуальностью народа. Имеет два высших образования: юридическое и управленческое. Владеет несколькими иностранными языками.Длительное время достойный служитель шел по пути, приведшего его к духовному совершенству. Более десятка лет отдал действенному служению людям на ниве службы в правоохранительных органах. Награжден государственными и ведомственными наградами. Прекрасный семьянин. Примерно в середине своего материального служения с будущим пастырем произошло духовное преображение. Будучи крещен в православной церкви (несмотря на свое не совсем русское происхождение), находясь в длительной служебной командировке за пределами нашей многострадальной Родины (боюсь подумать, с каким риском для жизни) в одной тихой, аккуратной, в меру западной столице, известной островерхими шпилями своих нерусских церквей, он неожиданно для себя открыл новый мир духовности, свободной от затхлой ортодоксии, открытой к Человеку и избавленной от излишней обрядности. В течение последующего десятка лет наш герой жил двойной жизнью. С одной стороны, он продолжал идти по пути воина, с другой жил Духом. Спустя год после своего пробуждения он утвердился в новой для него вере, пройдя соответствующий обряд. Он обучался в двух духовных учебных заведениях зарубежом. Осуществлял общественное служение в Церкви (что это значит конкретно, в биографии не раскрывается). И, наконец, одной общиной, уже на территории России, лишенной должного душепопечения, примерно год назад призван к служению в качестве пастыря. На сайте можно просчитать тексты проповедей служителя, его статьи по вопросам практического богословия, как больше душ залучить в Церковь для их вящего назидания в праведности, и даже духовные стихотворения. Конечно, духовные стихотворения нашего героя отдают дилетантизмом и далеки от изящных, хотя и макороннических рондо отцов иезуитов эпохи барокко или мощных гугенотских гимнов Религиозных войн. Однако в произведениях нашего героя чувствуется искреннее, доходящее до крестьянской бесхитростности, подлинное религиозное чувство. Я узнал в духовных песнях нашего героя, ритмы других поэтических произведений, которые он в свое время любил читать наизусть после выпитого литра водки или виски во время дружеских попоек. Я помню, как он однажды пытался приобщить к изящной словесности падших женщин… Во время пьянок наш герой любил приписывать свои корни к другому западному народу. Прославившемуся в истории крылатыми конными рыцарями, сколь гордыми и любящими Отчизну, столь же легкомысленными и мечтательными.Его проповеди очень сильно перекликаются с идеями, которые он исповедовал во время своего деятельного служения в миру. Так, в одной его проповеди красной нитью проходит идея обязательности для верных прозелитов посильного материального воспомоществования духовным лицам, и чем больше, тем лучше. В другой звучит прекрасная идея о материальной реализации идей, хотя, казалось бы, невозможных на практике, но реальных для истинного духовного делания. Позитивного мышления, то есть. Превращения воды в вино. Превращения красивых словес в деньги. И в этих проповедях я узнал его всего. Он, действительно, работал в правоохранительных органах. На моих глазах уходил из органов он дважды. Оба раза плохо. Первый раз его подчиненные сели за покушение на мошенничество в особо крупном размере (по существу, вымогательство взятки с введением взяткодателей в заблуждение), сам он проходил свидетелем, а его жена (адвокат) была защитником одного из обвиняемых. Не верьте никогда адвокатам, также как не верите следователям и прокурорам. Особенно не верьте бесплатным адвокатам – адвокатам по назначению, а, тем более, адвокатам по дружбе, если муж адвоката – свидетель.Второй раз по нему проходила проверка на предмет возбуждения уголовного дела. Якобы наш герой, пьяный, покуражился над гастарбайтером. Здесь его жена отказалась выступить в роли адвоката. Она выступила в качестве свидетеля, дала пояснения, что муж не пьет вообще, потому что диабетик. Оговор. Отказ в возбуждении уголовного дела. На этой работе будущий служитель Церкви начал брать деньги в долг. Не давайте в долг друзьям деньги. Можете потерять или деньги, или дружбу. А можете и то, и другое. Конечно, он не имеет никаких государственных наград. Хотя на его парадном мундире еще в органах коллеги видали планки двух орденов, которые молодые офицеры могут заслужить только Кровью. А старые – долгой беспорочной службой длиной почти в жизнь. Дипломированный юрист, специализировавшийся в римском праве. А сколько дипломов продано в переходах метро? Второй точно настоящий, но получен с учетом первого, в рамках второго (или третьего?) высшего образования.Знание иностранных языков? Сдать ведомственный экзамен для получения надбавки для нашего героя было не решаемой проблемой. Хотя он искренне верил в свои лингвистические способности и попытался его сдать. На своем якобы «родном» языке он не знал слова «школа». И не был он в длинной служебной командировке в тихом нерусском городе, где в 1990-2000 годах происходили схватки разведок, слабое подобие великих шпионских войн Холодной войны. Конечно, не было никакого духовного пробуждения. Не было утверждения в реформированной вере, богословских штудий и общественного служения. Да, наш герой жил богатой духовной жизнью. Он искренне изучал восточные медитации. В синагоге он одевал кипу и пытался убедить клириков, что он принял Гяур. Приехав домой, к кипе прикрутил «коловрат». Купил полный набор казачьей униформы и любил в нем фотографироваться. Изучал теории еврейского заговора.Отдал дочь в православную воскресную школу, а сам изучал католическую литературу и заявлял на трезвых глазах, что любой Папа Римский – очередная реинкарнация Святого Петра. На сайте можно посмотреть фотографии его прихожан, простых искренних людей, небогато одетых. Как этот человек может им рассказывать о Боге, Добре, Истине?Александр Минкин в одном своем посте написал, что бывает «нравственное помешательство». Но в отличие от психиатрии XIX века современная наука не признает существование такого диагноза. Что можно написать в заключение? Не верь, не бойся, не проси! Да еще:"А кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Евангелие от Матфея, глава 74).Я убежден: Святое Евангелие следует понимать исключительно в духовном смысле.

. ...и овцы слушаются голоса его,...

И овцы глас его слышат,...

Слушают, повинуются и следуют, потому что знают этот голос. Здесь под овцами разумеются только истинные овцы, достойные того, чтобы их пасти. Подобно тому как тот, кто входит через дверь, есть пастырь, так и те, которые слушаются голоса этого пастыря, суть овцы; все же другие этим самым отделились от стада овец.

. ...и он зовет своих овец по имени...

И своя овцы глашает по имени,...

Это также черта пастыря, указывающая на усердную заботу его о каждой овце. Он не называл бы овец по имени, если бы, вследствие усердной заботы о них, не знал каждой отдельно.

И выводит их.

И изгонит их

– на пастбище; а пастбище для разумных овец есть изучение Слова Божия, питающее их душу.

. И когда выведет своих овец, идет перед ними;...

И егда своя овцы ижденет, пред ними ходит ,

ведя их по прямому пути и охраняя их. Правда, пастухи делают наоборот: они идут позади овец своих; но этот Пастырь употребляет необыкновенный способ, потому что и овцы у Него разумные. Равным образом, когда этот Пастырь посылал учеников Своих, то говорил им: «се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков» (), между тем как пастухи гонят овец туда, где нет волков. Ходит же Он впереди овец Своих, как потому, что первый проложил путь жизни, так и потому, что исполнил то, чему учил других.

. ...а овцы за ним идут,...

И овцы по нем идут,

следуя по стопам Пастыря, идя по тому же самому пути и повинуясь Его законам.

. ...потому что знают голос его.

Яко ведят глас его ,

к которому они привыкли, слыша его в словах знакомого им Священного Писания .

. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа.

Чужие – это те, которые входят не через дверь; и овцы не слушают голоса их, потому, что он отличен от того, который они обыкновенно слышат в Священном Писании , потому что голос этот исходит из собственного чрева их.

. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

Сию притчу рече им Иисус: они же не разумеша, что бяше, яже глаголаше им.

. Я есмь пастырь добрый;...

Аз есмь пастырь добрый;...

Но почему же иудеи не сказали Иисусу Христу, как прежде: «Ты о Себе Сам свидетелствуеши» ()? Потому что тогда они услышали ответ, заставивший их молчать и на будущее время.

И знаю Моих,...

И знаю Моя,...

по предведению, как Бог. И Моисей сказал: «позна Господь сущих Его» (; ), – и апостол Павел тоже: «не отрину людей Своих, ихже прежде разуме» ().

. ...и Мои знают Меня.

И знают Мя Моя

по соображениям своего разума. А узнали Иисуса Христа люди из свидетельства Иоанна Крестителя, из собственных Его дел и из свидетельства Бога Отца, о чем выше уже не раз говорилось. Затем, чтобы показать, что знание Его весьма отлично от знания людей, сравнил Свое знание со знанием Отца, говоря:

. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца;...

Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца;...

Знание разумеет здесь Он по природе, о котором и в одиннадцатой главе Евангелия от Матфея сказано: «никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын» ().

. ...и жизнь Мою полагаю за овец.:

И душу Мою полагаю за овцы ,

т. е. оставляю ее, умираю за овец, потому что они – Мои; а обольститель никогда не пожелал бы умереть за тех, которых он обольстил.

. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора,...

И ины овцы имам, яже не суть от двора сего,...

. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою,...

Сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю,...

Любит за то, что Я умираю за овец Своих, а значит – и Его, – за то, что также человеколюбив, как и Он. Речь идет о Домостроительстве Божием, но указывает вместе с тем и на равенство Иисуса Христа с Богом Отцом. Но неужели прежде Отец не любил Его? Конечно, любил как Сына, как возлюбленного, как исполняющего волю Его. Сам же Отец сказал о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (). Но об этой любви, как всем известной, учил прежде как в других местах, так и в тех, где Он говорил: «Отец бо любит Сына» (); а теперь Он говорит о любви к Нему Бога Отца за то, что Он умирает за людей.

. ...чтобы опять принять ее.

Да паки прииму ю.

И здесь греческий оборот с «да» (ἵνα ) означает не цель, а только имеющее произойти следствие. Не для того только полагает душу Свою, чтобы опять принять ее; но Он полагает ее за мир, а принимает ее для того, чтобы показать, что Он – Бог.

. Никто не отнимает ее у Меня,...

Никтоже возмет ю от Мене ,...

против Моей воли, т. е. никто не предал бы Меня смерти, если бы Я не пожелал.

. ...но Я Сам отдаю ее.

Но Аз полагаю ю о Себе

добровольно, как Человеколюбец. Словами этими указывает на Свою крестную смерть и Воскресение из мертвых.

. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.

Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю.

Имею власть, как всемогущий и всесильный Бог. Значит, напрасно трудились бы злоумышленники, если бы не пожелал умереть; хотя впоследствии некоторые безумцы и говорили Ему с упреком: «иныя спасе, Себе ли не может спасти» ()?

. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Сию заповедь приях от Отца Моего ,

чтобы положить душу Свою за овец, чтобы умереть за мир. Умертвили же Иисуса Христа иудеи за то, что Он учил народ, что привел его от мрака к свету, от греха к добродетели, от смерти к жизни. Сказав выше: «сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю» (), указал этим на Свою добровольную смерть, а этими словами: «сию заповедь приях от Отца Моего» , Он показал, что умирает по воле Отца. Если же Иисусу Христу нужна была заповедь, то каким образом Он говорил: «Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю» ()? и прежде: «Аз есмь пастырь добрый» ()? Такому ведь не нужна заповедь? Но заповедь Отца здесь указывает ни на что другое, как только на полное согласие Иисуса Христа с Богом Отцом. Приведенные изречения объясняют только планы Божественного Домостроительства и употреблены ради немощи слушателей, как часто мы уже об этом говорили.

. От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?:

Распря же паки бысть во Иудеех за словеса сия. глаголаху же мнози от них: беса имать и неистов есть; что Его послушаете?

По мнению иудеев, одержим был бесом и безумствовал потому только, что Он говорил о том, что выше человека; между тем как отсюда они должны были бы узнать, что Он Бог.

. Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?:

Инии глаголаху : сии глаголи не суть беснующагося; еда может бес слепым очи отверсти?

Для совершения этого чуда нужна была сверхъестественная сила, поэтому они и заключали, что этого чуда не мог совершить одержимый бесом. теперь не изобличает Своих хулителей; достаточно Он ответил им прежде, когда они сказали: «не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши» ()? Притом же иудеи не говорили прямо пред Ним эти оскорбительные слова, а пустословили так между собою. Поэтому, молчанием Своим научил нас не отвечать на те оскорбления, которые не высказываются прямо против нас. И Он не только не обратил внимания на эти слова иудеев, но был совершенно непамятозлобен то отношению к ним, как это будет ясно из последующего. Можно и другим способом истолковать это: Иисус Христос замолчал, потому что видел, что защищают Его те, которые были не согласны с поносившими Его, и потому что не достойны были даже слова Его те, которые дерзнули так поносить Его после столь великого чуда.

. Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления,...

Быша же [тогда] обновления во Иерусалимех,...

т.е. праздник обновления храма. Иудеи каждый год торжественно праздновали тот день, в который окончена была Зоровавелем постройка второго храма, после возвращения иудеев из плена вавилонского.

Была зима.

И зима бе.

Такая же зима была и во внутреннем состоянии иудеев, вследствие неверия их. Указано на время праздника, потому что праздновалось окончание постройки и первого храма; но этот праздник совершался поздней осенью.

. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

И хождаше Иисус в церкви, в притворе Соломони.

Значит и Он присутствовал на празднике.

. Тут Иудеи обступили Его...

Обыдоша же Его Иудее,...

надеясь в словах Иисуса Христа найти какой-нибудь предлог для того, чтобы схватить Его. Так как иудеи не могли обвинить Иисуса Христа за Его дела, то они стараются найти повод к этому в Его словах. Они не оставили своей злобы против Спасителя, но Он всегда был и есть незлобив.

. ...и говорили Ему:...

И глаголаху Ему:...

притворно, коварно.

. ...долго ли Тебе держать нас в недоумении?...

Доколе душы нашя вземлеши...

колеблешь, держишь в недоумении между верою и неверием?

. ...если Ты Христос, скажи нам прямо.

Аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся.

прямо, пред всеми. Хотя иудеи хорошо знали, что уже говорил об этом, – почему еще раньше они и сделали такого рода постановление: «аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет» (), – однако теперь они опять с притворным благорасположением спрашивают, как бы желая слышать, почему это так говорил о Себе. Когда начнется речь по этому поводу, думали иудеи, Иисус Христос опять скажет о Себе что-либо великое, и для них представится повод схватить Его, как выше было сказано. Но Спаситель, хотя знал такой их умысел, однако и теперь не обличил этих искусителей, научая нас не во всем изобличать тех, которые злоумышляют против нас, но многое великодушно терпеть. Не сказал также Иисус Христос иудеям: каким образом вы спрашиваете Меня, как будто достоверного свидетеля, когда свидетельство Мое вы отвергли, говоря: «Ты о Себе Сам свидетелствуеши, свидетелство Твое несть истинно» (), – Меня, которого вы называли нарушителем закона, противником Божиим, обольстителем, грешником, самарянином, одержимым бесом, безумствующим и многими другими именами, – Меня, на которого бросаете камни, которого преследуете и желаете убить? Ничего такого не сказал им и показал Себя непамятозлобным, научая этим прощать нанесенные прежде обиды, – но весьма кротко отвечает Он на предложенный вопрос. Обрати внимание на то, как изворотливы и спорливы были иудеи. Когда Иисус Христос обращается к народу и учит словом, они говорят: «кое знамение являеши нам» ()? А когда Он совершает чудеса и доказывает Свои слова делами, то говорят: «аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся» . Когда слова учат, они требуют дел, а когда вопиют дела, требуют учения, по злонамеренности своей всегда перескакивая к чему-либо противоположному. Но так как совершенно неразумно – требовать свидетельства на словах в то время, когда так красноречиво говорили о Нем дела, то смотри, как отвечает : с одной стороны, Он показывает, что иудеи спрашивают Его не для того, чтобы научиться, так как они не веруют, – а с другой, указывает на то, что дела Его говорят о Нем еще больше, чем слова.

. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите;...

Отвеща им Иисус: Рех вам, и не веруете;...

Относительно того, о чем вы Меня спрашиваете, Я уже говорил вам, и не только словом, но и делами, но вы не верите. Напрасно, поэтому, вы так заботливо спрашиваете Меня.

. ...дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите,...

Дела, яже Аз творю о имени Отца Моего, та свиделствуют о Мне. Но вы не веруете,...

Свидетельствуют о том, что Я Христос. Опять прибавляет слова: о имени Отца Моего, чтобы не показалось, что Он противится Богу. Слово «имя» (ὀνόμα ) некоторые понимали здесь в смысле Божества, другие – в смысле силы, третьи – в смысле всемогущества, так как Отец называется Богом, а также всесильным, всемогущим и другими именами. А что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну. Так как иудеи притворялись в том, что они поверят одним только словам Иисуса Христа, то Он спокойно показывает им, что они поступают с хитростью и как бы так говорит: если вы не верите делам, то каким образом поверите словам?

. ...ибо вы не из овец Моих,...

Несте бо от овец Моих,...

Я, как истинный пастырь, исполнил со Своей стороны все, что свойственно истинному пастырю, а вы сами отторглись от родства с овцами Моими.

. ...как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

Якоже Рех вам. Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут.

Об этом сказано выше.

. И Я даю им жизнь вечную,...

И Аз живот вечный дам им,...

И об этой жизни часто уже говорилось и приводилось толкование.

. ...и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

И не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея ,

никто из тех, которые могут нападать на овец. Словами: «от руки Моея» , указывал на Свою силу и могущество, а вообще сказал это потому, что иудеи сговорились: «да, Аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет» (). Он утверждает, что напрасно они трудятся. Похитить из всесильной десницы того, кто сам не желает этого, никакой враг не может; но он может обольстить того, кто сам сбился с прямого пути и сам отдался ему; и это зависит не от мощной десницы , а от небрежности самовольно отлучившегося.

. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех;...

Отец Мой, иже даде Мне, болий всех есть;...

больше всех тех, которые могут злоумышлять против овец. Слова: "даде Мне" опять-таки употреблены только для объяснения планов Домостроительства.

. ...и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

И никтоже может восхитити их от руки Отца Моего.

А чтобы не показалось, что , как бессильный, требует Себе помощи от Отца, Он присоединил:

Я и Отец – одно.

Аз и Отец едино есма.

одно по силе; а если Они одно по силе, то значит и по Божеству, и по существу, и по природе. Словами: "Аз и Отец" – указал на два Лица, на различие Ипостасей; а словами: «едино есма» – на единство Божества, на тождество существа, природы и могущества.

. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

Взяша же камение паки Иудее, да побиют Его

за то, что назвал Себя Сыном Божиим по природе: такой смысл имели слова Его – «едино есма» . Смотри, как уличены были иудеи, приступившие к Иисусу Христу с вопросом не для того, чтобы научиться, а чтобы только найти повод к новому нападению на Него, – как выше было сказано. Но зачем же подал им повод для этого? Он хотел, чтобы они сами себя изобличили в том, что искушали Его и против Него злоумышляли. Кроме того, не во всем же должно было сообразовываться с таким или другим состоянием иудеев, но нужно было говорить им иногда и чистую истину.

. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего;...

Отвеща им Иисус: многа добра дела явих вам от Отца Моего;...

дел, которые показывают Мое равенство с Отцом.

. за которое из них хотите побить Меня камнями?:

За кое их дело камение мещете на Мя?

За какое дело, которое не показывает Моего равенства с Отцом? Мои дела ясно говорят пред всеми о Моем равенстве с Отцом, если бы Я Сам даже молчал.

. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Отвещаша Ему Иудее, глаголюще: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога.

Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство. Значит, иудеи признавали дела Иисуса Христа добрыми; а если дела Его хороши, то они свидетельствуют о том, что Он не произносит хулы, называя Себя Богом, потому что это дела Бога, а не простого человека.

. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

Отвеща им Иисус: несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте?

Законом, в этом месте, назвал книгу Псалмов, так как изречение это находится в Псалтири. Эта книга тоже есть закон, потому что и она заключает в себе Богодухновенные слова, потому что и она руководит и наставляет людей.

. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

Аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание, – егоже Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь.

«Разоритися», т. е. потерять свою силу, быть отвергнутым. «Святи», т. е. предопределил, избрал. как бы так говорит: если Бог назвал богами тех, которые были людьми, то каким образом вы говорите Мне: «хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь» , – Мне, Которого Отец предопределил, избрал и послал в мир? Говорит о Себе с некоторого рода уничижением. Здесь Он, так сказать, понижает Свою речь, чтобы смягчить и успокоить гнев иудеев; а затем переходит опять к более возвышенному.

. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим,...

Аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры; Аще ли творю, Аще и Мне не веруете, делом [Моим] веруйте,...

Из равенства и тождества дел Своих с делами Отца, доказывает равенство и тождество Свое с Отцом.

. ...чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем ,

что во Мне созерцается Отец. Ибо Я – не иное что, а то же, что Отец, только пребывающий Сыном, – и Отец – не иное что, а то же, что Я, только пребывающий Отцом. Поэтому, кто знает Сына, тот знает и Отца, и кто знал Отца, тот узнал и Сына. Или иначе: Сын пребывает в Отце, как красота образа в первообразе, а Отец пребывает в Сыне, как красота первообраза в образе; причем, Сына мы называем образом Отца не простым, обыкновенным, а во всем подобным Ему.

. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.

Искаху убо паки яти Его; и изыде от рук их, и иде паки на он пол Иордана, на место, идеже бе Иоанн прежде крестя, и пребысть ту.

Когда совершал какое-либо великое чудо, то уходил, избегая похвалы и одобрения народа, а когда говорил о Себе что-либо великое, то уходил, избегая гнева и зависти иудеев, чтобы дать возможность им в Свое отсутствие успокоиться. Теперь же Иисус Христос ушел в то место, где прежде крестил Иоанн, чтобы присутствующие вспомнили знамение, происшедшее во время Его Крещения, и свидетельство о Нем Иоанна Крестителя, – и таким образом уверовали в Него; что действительно и случилось. Смотри:

. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.

И мнози приидоша к Нему и глаголаху , яко Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго, вся же, елика рече Иоанн о Сем, истинна бяху.

Смотри, как сами присутствующие рассуждали между собою. «Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго» , а сотворил много; значит, Он больше Иоанна. Затем они берут во внимание и другой признак превосходства, именно: все, сказанное Иоанном об Иисусе Христе, было истинно, подтвердилось самыми делами; а Иоанн говорил: «Грядый же по мне креплий мене есть» (Иисус Христос часто удаляет слушателей от дурного сообщества. Так делал Бог и в Ветхом Завете, исправляя и наставляя евреев в пустыне, вдали от египтян.


Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 9-16).

Сегодня мы празднуем память великого Пастыря, святителя Иоанна Златоуста, непревзойденного в слове, неутомимого в трудах на ниве Господней, неустрашимого защитника словесных Христовых овец. Он стал примером для православных пастырей на все времена, а его творения - неиссякаемым источником боговдохновенной мудрости для всех поколений христиан. В день памяти святителей Церковь предлагает Евангельские слова Христа об овцах и пастырях, чтобы мы могли размышлять о теме нашего спасения во Христе.

У одного доброго господина было много овец, о которых он нежно заботился, подавая им все необходимое, и эта его любовь держала их вместе на изобильных пастбищах. Однажды злой человек научил их уйти искать свободы и чего-то лучшего, и тогда они перешли единственную запретную черту, рассеялись по миру и одичали. У них появилось много свободы, но они столкнулись с лишениями, жестокостью и несправедливостью, и многие из них превратились в хищных зверей, пожирающих друг друга. Но всегда оставались среди них кроткие овцы, которые помнили голос доброго господина и жили надеждой на то, что они снова с ним соединятся.

Овцы, как вы догадались, это души человеческие, в которых не угас огонь божества, которые живут по изначально заложенному в них закону добра. Нравственный закон, совесть, способная различать добро и зло, - есть голос Бога в сердце каждого. И эти внутренние ограничения были слабой оградой от зла, которая объединяла их в чаянии грядущего Доброго Пастыря.

И вот, этот Избавитель приходит на землю и собирает Своих овец. Он ограждает их двор от зла рвом предписаний Ветхого Завета и высокой стеной новозаветных заповедей, а внутри устраивает изобильную духовную трапезу. Войти в этот двор Христов, в Его Церковь, можно только одним путем, через преддверие веры и любви. Сам Господь входит через эту дверь в каждое сердце, и «придверник» - внутреннее духовное чувство - отворяет Ему, потому что Христос свой для души и сроден ей. Овцы узнают Его голос, голос любящего Отца, они исполняются радости и готовы идти за Ним, куда бы Он ни пошел. А чужого, проникающего во двор иными путями ради своей выгоды, чтобы обмануть, украсть и убить, они боятся, потому что его льстивый и жестокий дух, дух эгоизма и своекорыстия глубоко чужд им.

Наш добрый Пастырь говорит нам: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет ». В Церковь мы входим через Христа, через дверь смирения и послушания, и здесь наша свобода ограничивается заповедями и служением другим. Это дает нам надежную защиту от зла и возможность исцелиться и окрепнуть, питаясь духовным млеком. Но этой же дверью смирения и любви мы и исходим в мир вслед за своим Пастырем: «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его » (Ин. 10, 4). Когда мы со Христом, нам ничего не страшно, никакие соблазны. Он делает нас духовно свободными и ведет на пажити творения добра. Любящий не связан законом и не нуждается в ограде заповедей, ибо справедливо сказано: люби и делай, что хочешь. Сама любовь оградит его от греха, который есть попадание мимо цели, и кратчайшим путем проведет ко спасению.

Пастырь - это полная противоположность разбойнику и вору, потому что он не ищет выгоды от овец, но готов отдать и саму свою жизнь ради их блага. Есть еще и наемник, который, как и пастырь, заботится о благе стада, но с той разницей, что для него это работа ради вознаграждения. Овцы для него не свои, им не движет любовь, готовая на жертву, и потому, когда возникает опасность, он сразу убегает. Он боится за свою жизнь и оставляет овец в опасности, тем самым удаляясь и от Самого Христа, Который остается с ними. Много было в истории истинных пастырей, которые своими трудами и писаниями заградили путь в Церковь ересям и заблуждениям, есть они и сейчас, но даже если никого не останется, самый главный Пастырь всегда с нами. Христос и поныне обращается к сердцу каждого, и «всякий, кто призовет имя Господне, спасется » (Рим. 10, 13).

Эта притча напоминает священникам, что «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец », а без этого остается одна видимость, которая улетучивается в сложной ситуации. Где есть любовь, в критический момент появляются великие силы и дерзновение, а где ее нет, предательский страх отнимет и последние крохи самообладания. Образ овцы - это напоминание христианам о качествах, угодных Господу: о здравом духовном чувстве, беззлобии, смирении и послушании пастырям. Настоящие овцы часто бывают пастырями, потому что в мире, куда выводит нас Господь, много заблудших овец, а истинные пастыри, прежде всего, сами должны быть овцами. Но никто из нас не должен быть наемником на службе у Христа, Который отдает всего Себя. И хотя допустимо поначалу трудиться ради награды, будем стремиться к бескорыстному служению, чтобы добро стало природой, а любовь потребностью. Христос полагает жизнь за овец, и мы будем учиться жертвовать малым ради ближнего. Тогда мы станем достойными последователями Спасителя и наследуем жизнь, причем «с избытком» - блаженную вечность, и будет одно стадо и один Пастырь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.

Храм царицы Александры Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 26 ноября 2015

Добрый Пастырь – один из древнейших иконографических типов, изображение Господа, которое создавалось христианами, начиная с первых десятилетий новой эры. На образ повлияли античные традиции изобразительного искусства, и в работах первых христианских художников Добрый Пастырь представал красивым и весёлым безбородым юношей. В средние века такая интерпретация была забыта.

В европейские христианские церкви возвращение сюжета произошло в эпоху Ренессанаса, когда к теме Доброго Пастыря обратилось светское искусство, а следом изображение обрёло своё место и в религиозной жизни, хотя и не получило широкого распространения.

В византийской традиции в качестве основного иконографического типа был выбран образ Пантократора, поэтому в древней русской иконописи Добрый Пастырь вряд ли встречался. Самые ранние изображения Доброго Пастыря, созданные русскими иконописцами, относятся к XVIII веку.

Античные прообразы Доброго Пастыря

На иконографию образа Доброго пастыря оказало серьёзное влияние античное искусство, и прежде всего два классических изображения персонажей древнегреческой мифологии.

1. Орфей – пастух, музыкант, прекрасный певец древнегреческой мифологии , который наверняка знаком большинству читателей по легенде о походе в мир мёртвых за женой Персефоной. Однако это далеко не единственное, чем он был знаменит в античном мире. Согласно сохранившимся письменным источникам Орфей также был основателем одной из первых античных философских школ, которая получила название орфеизм.

В традиции античного искусства Орфей изображался в образе пастуха, окружённого животными или стадом овец. Согласно эллинистическим традициям Орфей представал перед зрителями молодым, сильным и красивым юношей, часто босиком и с посохом в руке. Несомненно, что этот тип изображения был воспринят христианскими художниками первых веков.

2. Гермес Криофор, то есть несущий агнца, являлся одним из воплощений бога Гермеса. Обычно вспоминают о том, что Гермеса почитали как божество торговли и обмана, но в действительности функции Гермеса были намного шире и значимее. Он входил в пантеон наиболее известных и почитаемых богов как покровитель пастухов и путешественников, как проводник душ умерших в подземное царство, как учитель и покровитель всевозможных наук. В Танагре существовал храм, посвящённый Гермесу Криофору, который обнёс ягнёнка вокруг города и тем самым спас его от эпидемии, так что Гермесу приписывали функции целителя и защитника от болезней.

Скульптурные изображения представляли божество молодым юношей атлетического сложения с ягнёнком на плечах. Именно такой образ Иисуса использовали и христианские художники первых веков, что создаёт подчас проблемы идентификации изображений той эпохи: нет элементов, позволяющих однозначно определить, языческий ли это образ или христианский. Некоторые исследователи полагают, что такое сходство защищало христиан в годы первых гонений, ибо истинный смысл образа был понятен только им самими, а гонители удовлетворялись сходством изображения с языческим божеством.

Несколько общих мотивов, вероятно, повлияли на выбор именно этих прототипов для образа Иисуса Христа. И Орфей, и Гермес обладали способностью спускаться в мир мёртвых и возвращаться оттуда живыми. Оба покровительствовали пастухам и выступали в роли учителей. Оба пользовались любовью как добрые сущности, призывающие к духовному совершенствованию. Оба спасали людей от гнева богов.

Ранние изображения Доброго Пастыря

Самые ранние образы Доброго Пастыря сохранились в катакомбах Рима. Их датируют I-II веками, и первые христиане создавали эти изображения не в качестве молитвенных образов. В Библии неоднократно встречаются запреты на изображение Бога, потребовалось несколько веков на разработку концепций христианского искусства и определению места иконы в нём. Для ранних христиан образы Доброго Пастыря не были изображениями самого Иисуса Христа. Возможно, мотивами создания этих изображений была простая необходимость обозначить место сбора, а также естественное желание украсить его, превратить подземелье в подобие храма. Добрый Пастырь служил символическим напоминанием о Спасении.

Добрый Пастырь.
Катакомбы святого Калликста, Рим


Первые изображения Доброго Пастыря – это образ красивого стройного юноши-пастушка в короткой тунике. В руках он держит флейту и/или посох, иногда через его плечо перекинута сумка. Обычно пастушок стоит в свободной позе, протягивая руку к одному из животных. На плечах его лежит ягнёнок, размеры которого подчас непропорциональны по отношению к пастушку. В изображённых рядом с пастухом животных можно узнать не только овец, но и собак. Встречаются варианты сидящего Пастыря, а также образы, в которых Добрый Пастырь предстаёт совсем ребёнком, мальчиком лет семи-девяти.


Добрый Пастырь. Фреска


В первые несколько веков изображение Доброго Пастыря являлось едва ли не единственным типом картины в христианской живописи. Причём сохранились свидетельства, что такие изображения встречались в разных регионах, в том числе и на бытовых предметах. Стилистика живописи отталкивалась, естественно, от античных образов, которыми был пронизан весь цивилизованный мир. Уже в V веке в мозаиках Равенны всё ещё прослеживаются черты античного влияния.


Добрый Пастырь. Мозаика
Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна. 440-е годы.


Отделение христианского искусства произошло вместе с развитием и распространением самого христианства. В IV веке христианство стало государственной религией, и это способствовало разработке новых, более торжественных и очевидно не похожих на античные образцы. Добрый Пастырь уступил своё место Пантократору (Вседержителю), появилось множество других иконографических типов. В эпоху иконоборчества большинство древних образов было уничтожено. А после возрождения христианской живописи Добрый Пастырь лишился примет античности – он стал старше, у него появилась борода, и его «приодели» согласно существующей иконописной «моде».

Добрый Пастырь в Старом завете

Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный (Иез. 34:12)

Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. (Пс. 22:1)

Для современного горожанина не всегда очевидна значимость пастуха для древних деревенских общин, выживание которых зависело от состояния стада. Пастух должен был быть не только, и не столько играющим на свирели беззаботным пареньком, сколько агротехником, ветеринаром, биологом, охотником в одном лице. Пастух часто являлся одним из лидеров общины, самым авторитетным и значимым человеком, чьи слова и решения выполнялись беспрекословно. И в метафорическом представлении Господа как пастыря выбор именно этой роли далеко не случаен. Хотя, разумеется, важна и прямая аналогия человечества с неразумным стадом, которому требуется направляющая сила здорово.

В Старом Завете также много отсылок к жертвоприношениям агнцев, символизирующих собой невинность и чистоту. Пастух Авель приносит в жертву агнца. Лежащий на жертвеннике Исаак подменяется агнцем. Пастух Давид спасает агнца, отбившегося от стада.

Добрый Пастырь в Новом завете

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Ин.10:11-16)

В качестве пастыря Иисус расширяет свои знания и свою власть над овцами. Ведь он знает всех своих овец по имени и зовёт их по именам. Персонализированное обращение, которое свойственно Иисусу как в сборе овец, так и в общении с людьми, внесло в христианство логику индивидуальности веры для каждого верующего. Иисус знает каждого и с каждым может говорить, называя его по имени.

Как пастырь, Иисус готов отдать свою жизнь за своих овец. И в качестве жертвы за своих овец Иисус сам становится Агнцем Божьим, взявшим на себя все грехи мира. В этом ключе икона Доброго Пастыря обретает множественное символическое значение, напоминая как о пастырской роли Иисуса, так и о его жертвенной роли.

Добрый Пастырь на русской земле

В древнем русском православном искусстве, основой которого в сравнительно позднее время стали византийские образцы, образ Доброго Пастыря не встречается. Проникновение образа в русскую живопись произошло в XVIII веке, по всей видимости, через западноукраинские и белорусские земли.

К этому времени в европейской светской живописи распространилась мода на сентиментальные и наивные картины с пасторальным уклоном, и сюжет о Добром Пастыре оказался очень подходящим для творчества в такой стилистике. Наиболее удачные образы часто тиражировались в виде печатных гравюр и распространялись повсеместно. Гравюры попадали в Россию и срисовывались, так как печатное дело не было развито в России в такой же мере, как на Западе. Таким путём пропутешествовал в Россию и образ Доброго Пастыря.


Добрый Пастырь. Икона
Дерево, масло.
Вторая половина XIX века.
Юго-Западные приграничные земли.


Сохранившиеся иконы Доброго Пастыря периода начала XIX – начала XX века свидетельствуют о том, что образ не стал повсеместно почитаемым, но обрёл своих поклонников и изредка заказывался провинциальным художникам. Вероятно, заказчиков подкупала простота сюжета и полусветская манера живописи, характерная для образа.

В современном восприятии Добрый Пастырь по-прежнему покровительствует пастухам и животноводам, а вместе с ними и любителям, и защитникам животных. Доброго Пастыря просят о вразумлении чада родители нерадивых и бродяжничающих подростков. Добрый Пастырь способствует удаче в путешествии и спасает заблудившихся путников. С молитвой к Доброму Пастырю обращаются, когда просят о даровании этому миру добрых пастырей.


Т. Селянинова, 2015, специально для сайта Иконовед



Рассказать друзьям