Дид игры по развитию речи своими руками. Дидактическая игра для детского сада своими руками

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Я работаю в группе с детьми, имеющими нарушения слуха. Эти малыши в силу основного заболевания с большим трудом идут на контакт со взрослыми, не имеют опыта практического общения со сверстниками. Большинство слабослышащих детей имеет нарушения со стороны формирования мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения их рук часто неловки и несогласованны, ведущая рука не выделяется, нарушена способность одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень и т.п.

Большие трудности возникают у глухих детей при различении многих цветовых оттенков, т.к. они обычно не владеют соответствующими речевыми обозначениями. Основная наша задача, как педагогов коррекционных групп, состоит в том, чтобы сформировать у детей с нарушениями слуха поисковые способы ориентировки при выполнении задания, предложенного взрослым. Для ее решения мы используем игры и упражнения, в которых дошкольники действуют путем проб и экспериментирования. Эти игры развивают у малышей внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие. Большинство игр мы делаем своими руками. Во взаимодействии с детьми мы используем дидактические игры как во время фронтальной, подгрупповой, так и во время индивидуальной работы с воспитанниками. К концу дошкольного возраста большая часть детей с нарушениями слуха, находящихся с 2-3 лет в специальных коррекционных детских учреждениях, достигают уровня развития зрительного восприятия, близкого к норме.

Предлагаю вниманию коллег игры-самоделки , направленные на формирование у детей 3 – 6 лет представлений о цвете, форме, величине предметов, на развитие у них способов восприятия целостного образа предмета, совершенствование мелкой моторики, тренировку внимания, памяти и мышления.

Примеры игр:

Игра «Комната куклы Тани»

Игра «Найди пару»

Игра « Домики для мячей»

Игра «Собери пирамиду»

Игра «Овощи – фрукты»

Игра «Большие и маленькие»

Игра «Разложи по цвету»

Игра «Петелька»

Игра «Собери картинку»

Игра «Шнуровка»

Игра «Сладкие ягоды»

Игра «Собери бусы»

Игра «Разрезные картинки»

Игра «Разноцветные горошины»

Игра «Разноцветные палочки»

Игра «Комната куклы Тани»

Цель. Учить детей выполнять простые игровые действия с куклой, познакомить с названиями мебели. Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследовании формы предмета. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и пособиям.

Оборудование. Дом куклы с мебелью, таблички.

Словарь. Дом, кукла сидит, стоит, лежит, спит, стол, стул, диван, кровать, шкаф, окно, зеркало, лампа.

Ход игры.

Воспитатель вносит дом куклы и вместе с детьми рассматривает обстановку комнаты. Взрослый показывает мебель и таблички к ней, демонстрируя названия предметов обстановки. Далее педагог обращает внимание детей на хозяйку комнаты – куклу Таню, показывает, как та встречает гостей. Воспитатель воспроизводит простые игровые действия с куклами. После этого детям предлагает поиграть самостоятельно.

Затем взрослый собирает таблички и предлагает двум детям найти табличкам место. Выигрывает тот, кто выполнит задание без ошибок.

Примечания. Возьмите большую коробку из-под обуви и оклейте ее обоями, это будет основа дома для куклы. Из бросового материала изготовьте мебель и предметы домашнего обихода. Посуду и вазы можно сделать из фольги.

Игра «Найди пару»

Цель. Учить подбирать предметы разных пропорций по образцу,закреплять знания основных цветов спектра, развивать внимание, память.

Оборудование. Изображения шарфов и варежек, выполненные из картона разного цвета.

Словарь. Шарф, варежки,

Ход игры.

Воспитатель вносит в группу кукол в разноцветных шапочках и предлагает детям подобрать им одинаковые по цвету варежки и шарфы. Плоскостные изображения шарфов и варежек раскладываются на столе врассыпную. Кукол сажают на стулья вокруг стола. Воспитатель показывает детям, как подбирать теплые вещи для кукол. Затем предлагает выполнить задание самостоятельно, одев свою куклу. В игре могут принять участие несколько человек. Тогда задание выполняется на скорость, кто первым соберет комплект для своей куклы.

Игра « Домики для мячей»

Цель. Учить детей сравнивать круги по величине, находить одинаковые предметы (такой — не такой), упражнять в сопоставлении предметов по цвету, побуждать ориентироваться на два признака одновременно (цвет и величину), отвлекаясь от третьего (формы).

Оборудование. Картонная рамка-вкладыш с прорезями для больших и маленьких кругов четырех цветов, картонные круги, соответствующие прорезям по форме и цвету.

Словарь. Мяч, большой, маленький, синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель кладет перед игроками рамки с прорезями и вставленными туда кругами. Это коробки с мячами. Мячи большие и маленькие, разного цвета. Каждый мяч находится в своем домике. Взрослый рассматривает объекты, сравнивает их, объясняет. Затем воспитатель «неловко» поворачивает коробку, круги падают и рассыпаются. Детям предлагается собрать мячи в свои домики. Выигрывает тот игрок, который соберет свою рамку первым.

Игра продолжается несколько раз со сменой участников.

Примечания. Оборудование изготовлено по принципу предыдущей игры.

Игра «Собери пирамиду»

Цель. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки, соотносить размер прорези и вкладки.

Оборудование. Доска с прорезями для вкладывания овалов разной величины; картонные овалы, по величине соответствующие прорезям.

Словарь. Большой, маленький, синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель с двумя детьми рассматривает образец пирамидки с прорезями, берет по одному вкладышу (овалу), находит для вкладыша нужную по размеру прорезь и вставляет овал в ячейку. Далее детям предлагается выполнить задание самостоятельно. В случае затруднения воспитатель снова показывает образец действия. Игра продолжается до полного сбора пирамидки. Затем детям предлагается выполнить задание самостоятельно от начала до конца.

Выигрывает тот игрок, который соберет пирамиду первым.

Примечания. Вырежьте из картона овалы. Получится трафарет пирамидки, который следует наклеить на твердое основание. Вырезанные овалы покрасьте в основные цвета и покройте лаком на водной основе для прочности.

Игра «Овощи – фрукты»

Цель. Учить детей раскладывать игрушечные овощи и фрукты на тарелки с учетом цвета, формы, названия; соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в выделении количества предметов по табличке. Сформировать представления о понятиях «Овощи», «Фрукты».

Оборудование. Две пластиковые тарелки, цифры от 1 до 5, игрушечные овощи.

Словарь. Яблоко, груша, помидор, морковь, апельсин, овощи, фрукты, красный, зеленый, желтый .

Ход игры.

1 вариант.

Воспитатель показывает настоящие овощи и фрукты, затем сравнивает их с мягкими поделками — игрушками, уточняет названия (показ табличек). Педагог выкладывает перед ребенком, сидящим напротив, все овощи и фрукты и дает задание: например, положить на тарелку все круглые, или все красные овощи, или все яблоки и т.д. Остальные дети наблюдают за его действиями. Затем каждый участник получает тарелочку и задание положить на тарелку все круглые овощи и фрукты (и т.д.). Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

2 вариант.

Взрослый демонстрирует ребенку цифру 1 и просит положить на тарелку столько же морковок (огурцов и т.д.). Если ребенок затрудняется, то воспитатель помогает ему, раскладывая его рукой, считает вместе с ребенком, используя таблички. Если ребенок хорошо справился с заданием, то его можно усложнить, например: «Положи 2 огурца и 3 апельсина».

Затем каждый участник игры получает задание положить на тарелку столько овощей, сколько цифрой указывает взрослый. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Примечания. Овощи и фрукты можно сшить из цветной клеенки, используя старые надувные круги и игрушки. Эти предметы надо туго набить ватой или синтепоном, стараясь придать им похожую форму.

Игра «Большие и маленькие»

Цель. Учить детей различать предметы по величине; формировать представления об относительной величине предметов. Научить располагать в порядке убывания величины три-четыре предмета. Учить расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

Оборудование. Карточки с изображением большого предмета, предметы маленького размера (целые), части большого предмета.

Словарь. Большой, поменьше, маленький, наименования предметов и игрушек.

Ход игры.

1) Педагог раскладывает большие карточки, дает ребенку по одному предмету маленького размера. Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине. После этого закрепляется результат в слове, дается графическая табличка – «большой», «маленький».

2) Педагог дает ребенку одну карточку с изображение предмета и предмет такой же величины, разрезанный на части. Взрослый предлагает собрать из частей целый предмет путем накладывания частей на картинку – образец.

После первоначального знакомства с оборудованием можно провести игру-соревнование между 2 – 3 детьми «Кто быстрее соберет картинку» или «Кто первым разложит картинки от самой большой до самой маленькой».

Примечания. В качестве изображений можно использовать картинки из сети Интернет или старые открытки. Для прочности все маленькие детали желательно закатать в пленку или покрыть лаком.

Игра «Разложи по цвету»

Цель. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Коробка с разноцветными выемками, предметы-вкладыши соответствующего цвета, мешочки по количеству участников.

Словарь. Названия цветов спектра.

Ход игры.

Воспитатель вносит коробку и мешочки с одинаковым количеством разноцветных вкладышей. Дети по очереди достают вкладыши из своего мешочка, рассматривают их и находят в коробке ячейку такого же цвета. Каждый вкладыш попадает в свою ячейку. В случае неправильного выбора игрок пропускает ход. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других закончатся вкладыши.

Примечания. Основа для игры — коробка из-под конфет с круглыми ячейками. Ячейки разделите на сектора по цветам. На дно каждой ячейки приклейте метку из цветной самоклеящейся бумаги. В качестве вкладыша используйте пластиковую капсулу от шоколадных яиц, выкрасив ее краской.

Игра «Петелька»

Цель. Учить детей совмещать петельку с одежным крючком, действовать последовательно, подбирая пары к указанным предметам.

Оборудование. Настенное панно с крючками, парные предметы, снабженные петельками.

Словарь. Дай, на, бери, повесь.

Ход игры.

Педагог вешает на крючок настенного панно один предмет. Предлагает желающим найти пару и повесить такой же предмет рядом. То же происходит и со второй парой предметов, так до конца. Затем детям предлагают выполнить задание самостоятельно, соревнуясь со сверстником. Выигрывает ребенок, первый справившийся с полученным заданием.

Примечания. предметы с петелькой я изготовила из ткани. Они получились мягкие и приятные на ощупь.

Игра «Собери картинку»

Цель. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины, учить составлять изображение предмета из отдельных частей, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.

Оборудование. Карточки с изображением простых знакомых предметов, части предметов соответствующие изображениям на карточках.

Словарь. Собери картинку, помоги, наименования предметов.

Ход игры.

Перед игроками на столе кладут одну карточка. Воспитатель предлагает участникам рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На перовом этапе дети могут накладывает части предмета на карточку. Позднее можно усложнить задание: выкладывать картинку на столе, держа карточку – образец перед собой. Выигрывает ребенок, первый справившийся с полученным заданием.

Игра «Шнуровка»

Цель. Учить детей продевать тесьму в отверстия по подражанию действиям взрослого; продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия пространства.

Оборудование. Планшеты из ДВП с нанесенными на них изображениями сказочных персонажей, зверей, веселых человечков с отверстиями для шнуровки.

Словарь. Дорожка, веревка, шнур, названия игрушек и имена сказочных персонажей.

Ход игры.

Педагог рассматривает с детьми картинки:

1) В домиках живут зайцы. Они хотят попасть домой, но отсутствуют дорожки для передвижения.

2) Дети хотят съехать с горы, но нет ската.

3) Мальчик ловит рыбу, но у его удочки нет лески.

4) Идет дождь, зайка спрятался под грибом.

5) Мальчик несет шарики домой. Шары без веревки и тропинки к дому нет.

Взрослый предлагает участникам игры помочь персонажам, дополнив картинки недостающими изображениями, выполненными при помощи шнуров. Воспитатель объясняет, как это сделать, конец веревки продевает в дырочку: «Вот и получилась дорожка к домику и хорошая леска к удочке, к шарам привязали ниточки»; «Дождик идет рядом с грибком, зайка не промок». Воспитатель обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз – и каждая веревка протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Дети выполняют задание по образцу. При затруднении взрослый помогает им.

Впоследствии можно предложить детям две одинаковые картинки для соревнования в продевании шнуровки. Выигрывает ребенок, первый справившийся с полученным заданием.

Примечания. Сюжет картинки, размещенный на планшете, может быть любым. Для изготовления планшетов необходимо вырезать из ДВП одинаковые прямоугольники и оклеить их пленкой любого цвета. Наметьте карандашом место для будущих отверстий. Просверлите отверстия при помощи дрели. Наклейте изображения персонажей на основу. В качестве веревок для продевания можно использовать белые шнурки для обуви.

Игра «Сладкие ягоды»

Цель. Учить детей осуществлять выбор цвета по образцу, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, поддерживать эмоционально – положительное отношение детей к совместной игре.

Оборудование. Подносы основных цветов – 4 шт., изображения фруктов и ягод, выполненные из картона таких же цветов – по 10 шт. каждого цвета.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель вносит плоскостные изображения фруктов, рассматривает их с детьми, обращает внимание на цвет. Раскладывает подносы на столе перед играющими. Затем предлагает игрокам по сигналу отобрать изображения ягод и фруктов такого же цвета, как и поднос. На зеленый поднос – крыжовник, на красный – вишни, на синий – сливы, на желтый – яблоки.

Примечания. Подносы, фрукты и ягоды изготовлены из картона, раскрашены и покрыты лаком для прочности.

Игра «Собери бусы»

Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки основных цветов.

Словарь. Бусы, веревка, кукла, синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения – бусы. Педагог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Воспитатель приносит коробку с колечками и веревочками. Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка – красные колечки, синяя веревочка – синие колечки и т.д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут.

Выигрывает ребенок, первый справившийся с заданием педагога.

Примечания. Разноцветные веревочки можно сделать, подобрав цветные шнурки или окрасив белые шнурки. Косточки больших счетов станут отличными бусинами. Покрасьте их краской четырех основных цветов, дайте просохнуть и можно собирать разноцветные бусы.

Игра «Разрезные картинки»

Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Оборудование. Разрезные картинки из 4-х частей. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Словарь. Собери, яблоко, мяч, неваляшка, матрешка.

Ход игры.

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, неваляшка, мяч и т.п.). Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: машина и неваляшка), которые они сравнивают с изображением.

Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.

Игра «Разноцветные горошины»

Цель. Учить детей сравнивать предметы по цвету, выбирать из общей массы предметов круги (горошины) одного или двух цветов, раскладывая их в корзины с соответствующей меткой.

Оборудование. Две корзинки, выполненные из раскрашенного картона, круги основных цветов.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Педагог вносит куклу, которая рассыпала разноцветные горошины по столу. Взрослый предлагает игрокам собрать горошины нужных цветов в свои корзины, оставив лишние. Кукла радуется и благодарит детей, правильно выполнивших задание. Выигрывает ребенок правильно выполнивший задание первым.

Примечания. Корзины и круги (горошины) вырезать из плотного картона, покрасить гуашью и покрыть лаком на водной основе с двух сторон.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.

Постепенно количество палочек увеличивается.

Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.

Литература:

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил

Лебедева Елена Николаевна, воспитатель ГДОУ ТО – коррекционный детский сад компенсирующего вида № 1, город Тула.

Сказка "Репка" на прищепках.МК от меня

Предлагаю смастерить вам для своих малышей сказку "Репка".Такой способ на прищепках развивает фантазию малышей,внимание,они могут самостоятельно переставлять героев местами,развивает моторику и тактильное восприятие малыша.Ведь смысл в том,что прищепки легко прицепляются друг к другу.
Собственно,что я говорю,давайте попробуем вместе создать сказку и вы сами всё увидите!
Для работы понадобится:
Картон с изображением персонажей(я скопировала их из интернета и зеркально отобразила рисунок,чтобы персонажи были видны с 2-х сторон,это позволяет собрать вокруг себя несколько детей и никто не останется безучастным),ножницы,прищепки 8 шт(я взяла деревянные-чистый материал,но можно какие угодно),клей(я пользовалась термоклеем,он у меня был под рукой,но можно любой использовать какой клеет бумагу к дереву).Всё действие вместе с распечаткой героев займёт максимум час.

Вырезаем всех наших персонажей И приклеиваем героев сказки,клеем к основанию прищепки с двух сторон.
!!!Внимательно смотрите перед тем как наклеите в правильную ли сторону располагаются персонажи!!!


Для театра можно ещё взять коробку и наклеить изнутри на дно сторон фон сказки и землю,поставить коробку и на её фоне производить все действия.
Закончили делать и тут началась сказка.....

1.

2.

Дидактические игры своими руками

Макет «Домашние животные»

был изготовлен из бросового материала (картона и газетных трубочек), для детей дошкольного возраста.
Ознакомиться с мастер-классом по изготовлению макета можно
Цель: закрепить представления о домашних животных.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
Формировать умения различать животных и их детенышей.
Формировать навык составления короткого рассказа о животных.
Развивающая:
Развивать у детей память, мышление, воображение.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Макет "Дворик мельника"

Назначение: макет предназначен для непосредственно образовательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для украшения интерьера.
Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально – познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.
Задачи:
1. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессии мельника.
2. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.

Дидактическая игра: «Накорми колобка»


Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу)

«Рыболов»


Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в зависимости от возраста детей. Я предлагаю свои варианты с детьми младшей, средней группы.
Ребенок ловит удочкой рыбку.
1."Какого она размера, цвета"
Цель: упражнять детей в определении размера рыбки; закреплять знания цвета.
2."Где, что растет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Овощи", "Фрукты".
3."Кто, где живет"
Цель: учить классифицировать предметы по темам "Домашие, дикие животные"
4."Где чья мама" (нужны дополнительные карточки с изображением животных)
Цель: учить подбирать домашних и диких животных, правильно их называть.
5."Четвертый лишний"
Цель: учить классифицировать предметы по темам.

"Гвоздики и резиночки"


Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.
Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.

Игра "Веселые гномики".



Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
Первый вариант.
"Какого гномика не стало".
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.
Второй вариант.
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.
Третий вариант.
Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

«Тактильные крышечки»


для игры я взяла:
- крышечки из-под бутилированной воды;
- разнофактурные ткань, мех, наждачную бумагу, кожу, бисер;
- клей.
Ход работы:
- вырезала из различного материала кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеила их.
Как играем:
- Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и попросить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой и т.д.
- "Найди пару"
- "Найди не похожие крышечки" (например, мех и кожа)
- "Угадай на что (кого) похоже"
- "Угадай, кто я" (рыжий мех - лиса, наждачная бумага - ежик, гладкая кожа - лягушка)

Развивающая игра «Квадратики с секретом»



Цель: обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, мелкую моторику.
Осязание или тактильное восприятие играет важную роль в развитии. И связано с развитием воображения, образного мышления и творческих способностей речи у детей. А тренировка мелкой моторики пальцев рук стимулирует своевременное развитие речевых навыков.
Каждый «квадратик» сшит из непрозрачной ткани. Это плоская подушечка размером 6х6, внутри которой находится картонный каркас, а в центре – один маленький предмет. «Квадратиков » с одинаковыми предметами внутри должно быть парное количество. Эта игра многофункциональная.
Первый вариант «Найди пару». Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару.
Второй вариант. Нужно разделить «квадратики» на две кучки так, чтобы в каждой не было одинаковых. Первую кучку разложите на столе, а «квадратики» из второй раздайте игрокам поровну. Свои «квадратики» игроки кладут перед собой. Взрослый становится ведущим, но тоже может принимать участие в игре. Ведущий берет «квадратик», ощупывает его и описывает его содержимое словами. Например, говорит, что там большой гладкий камень. Игрок, у которого есть парный «квадратик», берет его себе. Выигрывает тот, кто первым получит пару для каждого из своих «квадратиков».

Развивающая игра «Конфетки»


Цель: учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «конфетки», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Слух не менее важный инструмент постижения окружающего мира, чем зрение и осязание. Умение слышать и различать звуки тоже нуждается в постоянной тренировке. Чем лучше ребенок слышит, тем быстрее он научится понимать смысл того, что ему говорят и тем быстрее речевое общение станет для него эффективным способом получения новых знаний.
Каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Первый вариант «Найди такую же». Играют двое. «Конфетки» раскладывают на столе, игрок берет одну любую «конфетку» и гремит ею, а затем берет еще одну и тоже трясет. Больше двух «конфеток» брать нельзя. Если звук разный, то игрок кладет каждую на прежнее место, а ход переходит к следующему игроку. Если звук одинаковый, то игрок забирает обе конфетки себе, и получает право сразу сделать еще один ход. Игра продолжается, пока на столе не закончатся «конфетки».
А это подобная игра "кофеткам", пособие сделано из шоколадных яиц и обклеено термопленкой

Игра для развития мелкой моторики"Коробочка с сюрпризом"

Дидактические игры учат детей различать основные цвета, величину и форму предметов. У детей развиваются творческие способности, любознательность, наблюдательность, формируются навыки самостоятельной деятельности.

Развивающая игра для детей

"Цветочная поляна"

Сделать игру несложно. Берем любую картонную коробку. Делаем отверстия в ней, вырезаем горлышки от бутылок и вкручиваем их в коробку. Затем вырезаем цветочки основных цветов - зелёного, красного, синего, жёлтого и подбираем крышечки тех же цветов.


Цель: закрепление цвета; развитие моторики рук, навыки счета.

Вариации игр могут быть различными, например:
. подобрать цветочки по цвету их серединок;
. выложить цветочки одного определённого цвета;
. сосчитать, сколько цветочков того или другого цвета






Игры с прищепками

Следующее пособие также помогает ребёнку научиться владеть своими пальчиками - прищепки. Да, да, самые обыкновенные прищепки. Один совет - выбирайте пластиковые прищепки не слишком тугие, чтобы малышу было удобно ими пользоваться. Слишком тугие прищепки могут отбить желание в них играть. Для того, чтобы играть с ними было веселее, предлагаю вам сделать несложные цветные шаблоны из картона. К таким заготовкам прищепки можно подбирать по цвету, а из готовых фигурок разыгрывать сказку.


Игра "Кто что ест"

Главной целью всех игр с прищепками является развитие мелкой моторики, но у этой игры есть и ещё одна - познакомить малыша с некоторыми животными и их элементарным рационом.


Фигурки животных из картона

Из картона вырезаем фигурки животных. В запланированных местах прорезаем кружочки под размер пальцев ребёнка. Предлагаем ребёнку вставить пальчики в фигурку зверюшки. С такими игрушками можно и сказки разыгрывать и пальчики развивать.



Пальчиковый театр "Варежка"



Тактильные крышки

Сделать их очень легко. Вам понадобятся пустые крышки от детского питания и разнофактурные кусочки ткани. Вырезаем по два одинаковых кружочка ткани и приклеиваем их к крышкам. Чем больше крышек и кусочков ткани, тем интереснее будет играть. Вариантов игры может быть много. Самый лёгкий - просто трогать пальчиками крышечки. Далее можно складывать часть крышек в специальный мешок. Одну даём потрогать ребёнку и просим на ощупь найти в мешочке такую же


Развивающая мягкая книга

http://www.bensound.com

Очень понравилось видео о том, какую развивающую книгу можно сделать своими руками. Замечательная идея для маленьких детей!

Игра в детском саду - неотъемлемая часть жизни ребят. Игра и обучает, и развлекает, и мирит, и успокаивает. Каждый воспитатель стремится сделать развивающую игровую среду своей группы насыщеннее и богаче. Какие же игры наиболее актуальны в разных возрастных группах и как изготовить их, не затратив много времени и сил?

Проведение игр в детском саду

Феномен игры привлекал внимание педагогов и психологов во все времена. Поначалу игру ребёнка считали действием, направленным единственно на получение удовольствия, радости, служащим для развлечения и забавы. Но серьёзные научные исследования ведущих специалистов в области педагогики и детской психологии доказали: игра - это мощный инструмент, которому под силу решить самые сложные задачи образования, воспитания и развития малышей. Мало того, недостаток игр и игровых действий ведёт к самым неприятным последствиям: торможению интеллектуальных процессов, трудностями в социализации, даже возникновению стресса у детей.

В дошкольных образовательных учреждениях игры сопровождают малышей почти всё время: в первую и вторую половину дня, в разные режимные моменты, на занятиях и прогулках. Это помогает не только выполнить программные требования, но и способствует укреплению физического и психического здоровья воспитанников.

Игра жизненно необходима ребёнку, почти так же, как сон и еда

Содержание и задачи игровой деятельности в разные периоды детства

Поскольку психология детей раннего (третий год жизни), младшего (четвёртый-пятый) и старшего (шестой-седьмой год) дошкольного возраста имеет свои особенности, то и организация игр в эти периоды преследует несколько различные задачи, которые расширяются и усложняются по мере взросления детей.

Особенности игровой деятельности детей третьего года жизни

На третьем году жизни ведущей деятельностью ребёнка ещё остаётся предметная, на смену которой постепенно приходит игровая, поэтому основой игр служат разнообразные практические действия с предметами. Сюжетные игры начинают своё становление с отобразительных - отражающих увиденное ребёнком в реальном мире. Основные виды игр в этом возрасте таковы:

  • Сюжетно-отобразительные - на основе повторения действий взрослых:
    • «Кукла заболела»;
    • «Угостим кукол вкусными пирожными»;
    • «Оденем куклу Дашу на прогулку»;
    • «Покатаемся в машине».
  • Игры-имитации на основе стихотворений, песенок, сказок:
    • «По лесной лужайке разбежались зайки»;
    • «Я люблю свою лошадку»;
    • «Птички летают, чистят пёрышки, клюют зёрнышки».
  • Строительные - дети с помощью воспитателя сооружают по образцу несложные конструкции и обыгрывают их, используя маленькие фигурки животных, пупсов, машинки:
    • «Диванчик и столик для кукол»;
    • «Горка и качели»;
    • «Домик для собачки»;
    • «Дорога и мостик».
  • Режиссёрские - ребёнок не берёт на себя роль, а управляет действиями игрушек и озвучивает их:
    • куколка покатилась с горки, упала, плачет: «А-а-а!», надо её пожалеть;
    • собачка и котик сидят возле домика, попили молока из мисочки, зашли в домик, уснули в нём и т. д.
  • Дидактические - знакомят детей с игровыми задачей и правилами, которые следует выполнять, чтобы достичь результата:
    • Предметные. Обычно это игры на закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). В них используются всевозможные матрёшки, башенки, втулочки разных цветов и форм, бусы для нанизывания, пирамидки, шарики, цветные прищепки, игрушки:
      • «Разложи шарики по цвету в коробочки»;
      • «Сложи пирамидку»;
      • «Грибочки и ёлочки»;
      • «Подари солнышку лучики».
    • Настольно-печатные. Это крупная мозаика, кубики, картинки:
      • «Найди детёныша»;
      • «Сложи картинку»;
      • «Найди пару».
  • Игры с водой и песком:
    • «Следы на песке»;
    • «Песочная мельница»;
    • «Ловись, рыбка!»
  • Подвижные - способствуют развитию физических качеств, ловкости, быстроты, навыков ориентировки в пространстве, совершенствуют координацию движений:
    • «Бегите за мной»,
    • «Пройди и не задень»,
    • «Кто первый поднимет флажок».
  • Пальчиковые - способствуют развитию мелкой моторики и ловкости пальцев, развивают речь, учат координировать действия обеих рук:
    • «Сварим кашку»,
    • «Ду-ду-ду, дудочка»,
    • «Этот пальчик - дедушка».
  • Игры-драматизации - дети, используя маски или элементы одежды из уголка ряжения (платочки, шапочки, переднички), перевоплощаются в персонажей сказок и мультфильмов.

Задачи игровой деятельности в раннем возрасте (согласно образовательной программе «Детство»):

  1. Развивать игровой опыт каждого ребёнка.
  2. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности.
  3. Поддерживать первые творческие проявления детей.
  4. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.
  5. Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в играх эстетической направленности.

Для раннего возраста характерны:

  1. «Игры рядом» - дети ещё не взаимодействуют друг с другом, но могут делиться со сверстниками игрушками, демонстрируют товарищу результат игры, интересуются его действиями.
  2. Зависимость хода игры от взрослого - самостоятельно малыши ещё не способны задумать сюжет игры и поддерживать её развитие, обеспечивать обогащение новыми элементами.
  3. Малое включение фантазийных, воображаемых элементов - используется увиденное в реальной жизни, испытанное на личном опыте.
  4. Одушевление неживого, присвоение несуществующих свойств предметам - не на основе фантазирования, но из-за недостатка сведений о явлениях и предметах. Дети «кормят» любимую машинку кашей из тарелки в самостоятельной режиссёрской игре, могут «посадить» зайчика на дерево, так как ещё не знают, что зайцы не умеют лазать по деревьям. В таких случаях не стоит исправлять детей, прерывать игру. Малыш имеет право проявлять свою фантазию, даже если она основана на нехватке жизненного опыта. Но воспитателю стоит провести с ним игру, которая отображает реальные свойства предметов: «Покатаем машинку по дорожке, вот она везёт кубики, вот мы их разгружаем», «Зайчик скачет по лужайке, а белочка сидит на ёлочке и грызёт шишку. Они увидели друг друга, белочка спрыгнула вниз, и зверята играют».

Дети раннего возраста играют рядом, но не взаимодействуют друг с другом

Игра в младшем дошкольном возрасте (4–5 лет)

Младший дошкольный возраст немыслим без игр. Это отражается и в значительном их многообразии по сравнению с этапом раннего детства. Задачи игровой деятельности в этом возрасте усложняются и включают в себя:

  1. Обогащение тематики и видов игр, расширение диапазона игровых действий. На первый план выходит сюжетно-ролевая игра. Дети учатся распределять роли, следовать им, устанавливать отношения в игре, создавать обстановку, используя атрибуты, предметы-заместители, выполнять действия согласно реальным и воображаемым ситуациям.
  2. Развитие творческих способностей, экспериментирования, креативного подхода.
  3. Приучение детей более строгому следованию правилам, умению принимать поражение в соревновательной игре, не смеяться над проигравшим.
  4. Воспитание дружеских, доброжелательных взаимоотношений, умения делиться игрушками, уступать, понимать, что у других детей может быть отличное мнение, которое нужно уважать.

Дети четвёртого года жизни уже учатся делиться игрушками, уважать чужие интересы

Виды игр в младшем дошкольном возрасте:

  • Сюжетно-ролевые - дети участвуют в выборе и обдумывании сюжета игры, способны сохранять интерес к сюжету в течение 12–18 минут, а иногда и дольше, брать на себя и отыгрывать упрощённые роли (врач слушает ребёнка, медсестра сделала укол, мама купила в магазине продукты). Игра сопровождается речевыми пояснениями: «Наши дочки поспали, теперь мы их покормим и поведём гулять». Дети могут использовать готовое игровое пространство (гараж, парикмахерскую, комнату дома), а также изменять и дополнять его, используя предметы-заменители, объединять предметы двух игровых пространств.
  • Режиссёрские - приобретают более сложный сюжет, количество персонажей увеличивается, теперь в игре не один, а два и больше «режиссёров», которые довольно слаженно и дружно строят общий ход игры. Появляется желание демонстрировать свою игру зрителям (воспитателю, другим детям).
  • Импровизация и театрализация - обожаемый вид игр в младшем дошкольном возрасте. Бурное развитие фантазии побуждает ребёнка воображать себя всем, что он видит вокруг, подражать и имитировать. Это закономерно, поскольку игра есть исполнение желаний (по Л. С. Выготскому), а детям в этом возрасте хочется попробовать себя в самых разных ролях: и солнышка, и дождика, и лесных зверят, и героев сказок.

    Для младшего дошкольного возраста характерно быстрое и качественное развитие сюжетно-ролевой игры

  • Игры-экспериментирования - основаны на просыпающемся интересе малышей к окружающему миру и его тайнам. Включают в себя игры:
    • с природным материалом (песком, водой, снегом, льдом);
    • с объектами природы (солнечными зайчиками, мыльными пузырями, ветром);
    • со стёклами (в безопасном виде);
    • со светом и тенью;
    • со звуками;
    • с бумагой.
  • Дидактические - значение их возрастает, они используются на каждом занятии и в прочие режимные моменты, выполняя различные образовательные задачи, способствую развитию мыслительных процессов, речи, внимания, логики.
  • Конструкторские - виды и формы построек значительно усложняются, строительные игры объединяются с другими разновидностями игр (к примеру, строится дом для кукол, в котором потом разворачивается режиссёрская игра «Семья»).
  • Подвижные и пальчиковые - включают в себя более сложные движения и правила, отличаются появлением ведущих ролей, которые может исполнять не только воспитатель, но и ребёнок.

Старший дошкольный возраст - время подготовки к школе

Ведущими психологами доказано, что именно игра способствует быстрому и правильному формированию жизненных компетенций, которые упростят процесс адаптации к школьной жизни и помогут ребёнку в дальнейшем:

  • умение сотрудничать;
  • обучаемость, быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
  • коммуникабельность;
  • умение брать на себя ответственность;
  • умение применять знания на практике;
  • стойкое преодоление трудностей;
  • умение устанавливать связь между событиями.

Учитывая возросшие требования, усложняются и задачи, возлагаемые на игровую деятельность:

  1. Развивать умение задумывать и осуществлять сюжет игры (сначала на основе знакомых сказок и историй, потом с внесением частичных изменений, а к началу седьмого года жизни - создавать новый сюжет, проявляя творчество и фантазию).
  2. Обогащать и расширять круг сюжетов (ферма, банк, музей, супермаркет, турагентство).
  3. Совершенствовать умение соблюдать правила, сообщать своё мнение по ходу и развитию игры, выслушать партнёра, прийти к общему мнению.
  4. Стимулировать активность, самостоятельность и творчество детей, поощрять создание новых правил.
  5. Развивать взаимоотношения между детьми в игре, игровое сотрудничество.

К играм, используемым в младшем дошкольном возрасте, прибавляются фантазирования. В них подражают не реально существующим взрослым с определённой профессией (водитель, космонавт, строитель), а персонажам сказок и легенд, наделённым свойствами, которыми бы хотели обладать и ребята: фее, волшебнику, великану, русалке.

Такие игры имеют большой потенциал в области развития креативности и воображения, но не менее важно и нравственное воспитание. Наделённые особыми способностями герои всё равно должны оставаться добрыми: великан не ломает, а помогает построить красивый город, волшебник делает только добрые чудеса. Если ребёнок в фантазийной игре проявляет агрессию, стремится к разрушению, это сигнал для воспитателя обратиться к психологу.

Приёмы руководства детской игрой в ДОУ

Приёмы организации и руководства детской игрой делятся на три группы. В первую входят те, что связаны с обогащением детей необходимыми знаниями об окружающем мире, деятельности людей, разнообразии профессий и отношений между людьми:

  • экскурсии;
  • наблюдение;
  • встречи с людьми разных профессий;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказ;
  • беседа;
  • показ фотографий, иллюстраций, картин;
  • инсценировки литературных произведений.

Экскурсия дошкольников в аптеку, магазин, банк даст ценный опыт, который дети используют в сюжетной игре

Во вторую группу входят приёмы, которые имеют своей целью непосредственно развивать и формировать игровую деятельность:

  • показ примера воспитателя (как играть, какие действия выполнять), он особенно важен в раннем возрасте;
  • совет - предложение, какой сюжет использовать, какие атрибуты лучше подойдут;
  • напоминание правил, порядка действий;
  • поручение;
  • разъяснение;
  • поощрение.

Третья группа включает в себя приёмы, связанные с изготовлением игровых материалов, оборудования, предметов для игр:

  • показ приёмов конструирования, изготовления поделок;
  • совместное выполнение построек, атрибутов (книг для игрушечной библиотеки, тетрадок для кукольной школы);
  • рассматривание образца;
  • показ схем, таблиц.

Особое значение в старшей и подготовительной группе приобретают игры, связанные с развитием интеллекта, мыслительной сферы:

  • логические;
  • на внимание;
  • память;
  • умение находить нестандартное решение, изменять ситуацию, проявлять творческий подход.

Разнообразие и богатство игровой деятельности детей в первую очередь зависит от воспитателя, от того, творческая ли он натура, увлечён ли своим делом. Ведь именно эти качества помогают педагогу создать в пространстве группы ту самую развивающую игровую среду, которая будет стимулировать развитие ребёнка и побуждать малышей к игре.

Самодельные игры для детей разного возраста

Для самых маленьких детей воспитатель может создать игры своими руками, комбинируя различные предметы, а также используя их в необычном ключе. В большинстве своём это игры на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики. С ростом детей усложняются и игры, игровые пособия могут уже быть предназначены для сюжетно-ролевых процессов, разных видов театрализации и т. д.

Игры с прищепками

Малыши очень любят забавные игры с прищепками. Изготовить такие легче всего:

  1. Подбирается основное изображение, на которое будут крепиться прищепки.
  2. Распечатывается, покрывается защитной прозрачной плёнкой во избежание повреждений и загрязнений.
  3. Потом уже по цвету согласно замыслу подбирают и прищепки.

Фотогалерея: шаблоны для игр с прищепками

Игры с крышками от пластиковых бутылок

Крышки можно навинчивать на срезанные и приклеенные на картинку верхние части бутылок с горлышками. Можно проделать в них отверстия и использовать для нанизывания, как крупные бусы, а также раскладывать по цвету.

Фотогалерея: игры с крышками

Предметы для прикручивания крышечек могут быть самыми разнообразными Яркие пластиковые крышечки ещё и легко моются Крышки можно также раскладывать по цветам в стаканчики

Шнуровки

Здесь игровое поле состоит из изображения и деталей, которые нужно к нему «пришнуровать» - прикрепить шнурками или толстыми нитками.

Фотогалерея: картинки для шнуровок

Добрые и милые картинки вроде солнышка можно потом подарить маме Ребёнок должен запомнить - колеса машине нужны Задание прикрепить к яблоньке яблоки можно использовать на занятии о природе Тучка и дождик - хорошая иллюстрация к рассказу о путешествиях Капельки

Пальчиковые куклы

Это пособие для пальчиковых игр не требует материальных затрат и особого труда. Всего лишь нужно распечатать готовые шаблоны персонажей с отверстиями для пальчиков. Дети надевают куклу на пальчики и «ходят» ими, выполняя действия согласно словам игры.

Бумажные куклы с отверстиями для пальчиков сделают упражнение занятной игрой

Существует и второй вариант пальчиковых кукол: они шьются из ткани по типу напёрстков. Использовать их можно для игры, гимнастики, театрализации.

Самодельные пальчиковые куклы по сказке «Репка» увлекут малышей и вызовут интерес к театральной постановке

Сенсорные коробки: разновидности, чем наполнить, какие тематики выбрать

Это инновационное игровое оборудование даёт безграничный простор фантазии как педагога, организующего игру, так и ребёнка. Состоит оно из просторного пластикового контейнера без щелей и отверстий, наполненного:

  • крупным песком;
  • пуговицами;
  • бусинами;
  • мелкими камешками;
  • крупой;
  • всевозможными предметами.

Всё это можно зарывать и откапывать, переставлять по своему усмотрению, компоновать.

Восторг детей, занимающихся сенсорной коробкой, их увлечённость трудно себе представить. Малыши просто счастливы, получив такое пособие в своё распоряжение. Ведь их поле деятельности и разнообразие действий здесь поистине не имеет границ. Сенсорные коробки для детей помладше делают с меньшим числом предметов (8–10), для старших до 20.

Использование сенсорных коробок должно проводиться под строгим контролем воспитателя, чтобы дети не могли проглотить, засунуть в нос или ухо части наполнителя: крупу, пуговицы и т. д. Хранят коробки закрытыми, доступ к ним для детей ограничивают.

Детям раннего возраста предлагают коробки, в которых предметы не объединены темой. Для детей постарше можно придумывать коробки разных тематик:

  • младшая и средняя группы:
    • «У бабушки в деревне»;
    • «Лесные друзья»;
    • «Морские обитатели»;
    • «Приключения в зоопарке»;
  • старшая группа:
    • «Космические странствия»;
    • «В стране фей».

Фотогалерея: сенсорные коробки разных тематик

Сенсорная коробка «У бабушки в деревне» позволит детям обыграть летние впечатления Сенсорная коробка «Дары осени» отлично впишется в занятие, посвящённое временам года А коробка «Пляжный отдых» понравится детям постарше, имеющим представление о море Коробка «Африканские животные» поможет детям освоить знания о фауне жаркого континента Коробка «Космические приключения» подстёгивает фантазию и поощряет интерес к астрономии

Оборудование для сюжетно-ролевых игр своими руками

Конечно, большую часть оборудования и предметов для сюжетных игр приобретают уже в готовом виде, в магазинах. Это всевозможные виды транспорта, конструкторы, коляски, куклы, кукольная мебель и посуда, игрушки, изображающие животных и т. д. Без них создание игровой среды немыслимо.

В специализированных магазинах сейчас можно приобрести и игрушечную аптеку, и супермаркет, и автостоянку. Дети любят эти игрушки и с удовольствием ими пользуются. Но ещё большую радость они испытывают от самодельного игрового оборудования, особенно если сами принимали участие в его изготовлении.

Нынче никого в детском саду не удивишь сюжетно-ролевой игрой «Больница», «Детский сад», «Школа». А вот придумать и воплотить игры «Банк», «Ателье», «Кафе», «Почта» - другой вопрос. Многие воспитатели, особенно молодые, считают, что изготовить оборудование к таким играм очень сложно, однако это не так.

Организация сюжетной игры «Банк»

Для этой игры потребуется такое оборудование и атрибуты:

  • банкомат и кассы;
  • пластиковые карты;
  • денежные знаки;
  • чековые книжки;
  • бланки договоров;
  • телефоны;
  • калькуляторы;
  • «фирменные» элементы одежды работников «банка»:
    • галстуки;
    • платочки;
    • эмблемы.

Банкомат несложно изготовить из больших картонных коробок, как и место кассира. Денежные знаки можно нарисовать вместе с детьми, предварительно рассмотрев настоящие купюры. Отличительной чертой всех купюр является крупное изображение какого-либо объекта в центре (архитектурной памятки, портрета). Учитывая эту особенность, дети могут изобразить на самодельных купюрах символ своей группы (гнома, Белоснежку, колокольчик). Это придаст игре оригинальности: у группы появится своя валюта.

Получить деньги из игрушечного банкомата интересно всем «клиентам»

Следует помнить, что сюжетно-ролевая игра «Банк» сама по себе не принесёт серьёзной пользы, поскольку дети научатся лишь узкому кругу действий (снимать деньги с карточки, брать и выдавать их в кассе). Важно донести до детей, что деньги в банке берут не просто для любых покупок, а чтобы открыть какой-либо бизнес, большое собственное дело: магазин, ферму, строительство.

На следующий день после игры в банк детям стоит предложить поиграть в кафе, ателье, строительство дома, подчеркнув, что деньги на покупку необходимого оборудования (витрины, транспорта, строительных материалов) были вчера взяты в банке.

Через некоторое время игру в банк стоит повторить, изменив игровые задачи - теперь уже «клиенты» не берут, а возвращают кредиты, рассказывая, как заработали прибыль, какое собственное дело открыли, например: Оля, Таня и Катя устроили кафе, изготовили и продали много пирожных и тортов, теперь они возвращают деньги в банк, потому что такой уговор был с самого начала.

О процентах по кредиту дошкольникам говорить рано, им предлагают для игры упрощённые правила: взял и вернул ту же сумму.

Большое значение имеет культурно-эстетическая сторона игры: нужно напоминать детям, что работники банка всегда выглядят аккуратно, приветливы и терпеливы с посетителями. Будет замечательно, если столы «банковских работников» будут украшены цветами, «рекламными проспектами», которые тоже нарисуют сами дети.

Кассир очень вежлив со своим клиентом

Изготовление игры «Почта»

Оборудование к игре «Почта» также изготавливается из подручных материалов:

  1. В сущности, крупных предметов в игре только один или два, это окошки выдачи почтовых отправлений.
  2. Остальное: посылки, открытки, конверты, журналы, газеты - с лёгкостью изготавливается или собирается, у многих родителей дома есть запасы старых открыток и журналов, которыми они с удовольствием поделятся.
  3. С просьбой сшить атрибуты из ткани (сумки и форму почтальона) можно обратиться к мамам-рукодельницам.

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Почта» не потребует больших затрат

Как сделать игру «Ателье»

Оборудование и атрибуты к игре «Ателье» также помогут изготовить отзывчивые родители малышей. Папам вполне под силу сделать «плечики» из проволоки и простейшие манекены, а мамы и бабушки сошьют десяток нарядных платьев. Обрезки ярких тканей и журналы мод дополнят игровую среду. Но как же играть в ателье? Раскраивать и резать ткань детям даже подготовительной группы трудно, да и дороговато выйдет постоянно обновлять игровые материалы.

Создать красивое ателье для кукол помогут родители детишек

Выход прост: примените в игре раскрой и декорирование платьев для бумажных кукол. Пусть дети моделируют, выдумывают фасоны, раскрашивают одежду для кукол - но для бумажных и на бумаге. Обыграть это можно так: «мама» (большая объёмная кукла) привела свою «дочку» (бумажную куклу), чтобы ей сшили нарядное платье.

Маленькие модельеры охотно изготовят бумажную одежду для кукол и украсят её согласно собственной фантазии

Создание мотивирующей среды

Кроме богатой игровой среды, необходимо создать в групповом помещении среду развивающую и мотивирующую к игре. Так, чтобы стимулировать детей к играм, имитирующим профессиональную деятельность взрослых, в зоне сюжетных игр можно разместить фотографии людей разных специальностей в нарядных рамках: пилота, космонавта, моряка, строителя, учителя, хлебороба. Украсит группу и принесёт большую пользу развитию детишек красочное панно «Город мастеров», где будут изображены разнообразные дома, а в их окнах - занятые тем или иным трудом люди (пекарь, швея, цветовод).

Домик, где живут доктор и швея, станет частью Города мастеров

Оборудование для импровизационных, режиссёрских и театрализованных игр

Атрибутами для имитационных и театрализованных служат фигурки сказочных персонажей, а также шапочки и маски различных героев, животных, солнышка, тучек и т. д. Их воспитатель может распечатать, найдя шаблоны в интернете, но может проявить творческие способности и нарисовать самостоятельно. Эти же шапочки и маски можно использовать для подвижных игр. Несложно изготовить собственноручно разнообразные виды театров: варежковый, на конусах, театр коробок, на ложках.

Для режиссёрских игр вполне подойдут наборы некрупных животных, пупсы, куколки, а также мебель и транспорт соответствующего размера. Эти игрушки можно взять из сенсорных коробок и хранить отдельно, в открытых контейнерах, чтобы дети имели к ним доступ.

Атрибуты для режиссёрских игр удобно хранить в пластиковых контейнерах или коробках

Атрибуты для режиссёрских игр не должны иметь опасных мелких частей, также следует регулярно проверять, прочно ли держатся колёса машинок, ручки и ножки мелких пупсов и прочие детали игрушек.

Изготовление дидактических игр своими руками

Для полноценной образовательной деятельности необходимы разнообразные и интересные дидактические игры, соответствующие возрасту детей и способствующие решению образовательных задач. Это игры:

  • по развитию речи;
  • по изучению явлений природы;
  • по формированию математических представлений;
  • по ознакомлению с предметным миром;
  • другие дидактические игры.

Большинство из них - настольно-печатные, воспитатель может изготовить их, использовав текстовый редактор Word или же нарисовать от руки. Они ценны тем, что:

  • могут использоваться на занятии со всеми детьми (фронтально);
  • ярко и эстетично оформлены;
  • преподносят сложный материал в доступной ребятишкам форме;
  • несут также развивающую и воспитательную нагрузку - воспитывают любовь к природе, к животным, бережное отношение к рукотворным предметам, дружеские взаимоотношения (многие требуют работы в паре).

Природоведческое лото «Времена года» (от средней группы)

  1. Необходимо распечатать игровые поля (4 или 8, если играют две подгруппы детей), а также набор карточек с изображением сезонных явлений (жёлтый осенний лист, капель, цветущая ветка яблони, ягоды земляники).
  2. Игровые поля раздаются детям, сидящим вокруг стола, можно давать один лист на стол (на пару детей).
  3. Картинки с сезонными явлениями лежат в центре общего стола или же их показывает и озвучивает воспитатель.
  4. Дети заполняют поля согласно классическим правилам лото. Побеждает тот, кто первым заполнит своё игровое поле.

Фотогалерея: игровые поля «Времена года»

Победителя с «зимним» полем можно попросить прочитать стишок на тему Нового года Игру можно включить в план занятия непосредственно образовательной деятельности по смене времён года Победителя с летней карточкой можно попросить придумать рассказ о лете Можно сыграть несколько раз, меняя поля у детей

Познавательная игра «Живое, неживое, рукотворное» (старшая и подготовительная группа)

Перед игрой с детьми проводится цикл бесед о происхождении предметов вокруг нас. Детям рассказывают, что всё вокруг либо относится к миру природы, либо создано руками людей. Чтобы закрепить эту информацию и проверить, все ли её усвоили, можно провести игру на умение классифицировать предметы по источнику происхождения. Детям раздают игровые поля, на которых изображены объекты-подсказки. Игровая задача состоит в том, чтобы разложить по игровым полям набор картинок в соответствии с тем, относятся они к неживой или живой природе либо сделаны руками людей.

Фотогалерея: игровые поля «Живое, неживое, рукотворное»

Можно проверить, понимают ли дети, что значит «Живое» (растения и животные) «Неживое» - карточки с погодными явлениями и неодушевлёнными объектами По сути, игра проста, но полезна для освоения понятия «Рукотворное» и др

Игра на освоение грамоты «Поймай первый звук» (старшая и подготовительная группы)

  1. Игровые поля состоят из полос, в начале которых указан значок, соответствующий обозначению звука при звуковом анализе (твёрдый согласный - квадрат синего цвета, мягкий - зелёного, гласный звук - красного).
  2. Также детям даётся набор картинок.
  3. Игровое задание: выделить первый звук в слове, определить, какой он (гласный, согласный твёрдый или мягкий) и положить картинку на соответствующую полоску.

В игре «Поймай первый звук» малыши не только учатся делить звуки на гласные и согласные, но и определять твёрдость и мягкость согласных

Игра на освоение грамоты «Две корзинки» (для подготовительной группы)

  1. Воспитатель говорит, что в парке неподалёку от детского сада живут два гнома. Гномы коллекционируют картинки, которые начинаются на первую букву их имени. Друзья прислали им наборы картинок.
  2. Дети должны помочь гномам разложить картинки на две корзины, ориентируясь на первую букву имени.
  3. Детям раздают по одному игровому полю на стол (работа в парах) и наборы картинок в конвертах (по 4 на каждый звук).
  4. Игровые поля содержат изображения двух корзин, на которые при помощи скотча крепится прозрачный кармашек, куда могут вставляться разные буквы. Например, если гномов зовут Кнопка и Ластик, то буквы в кармашках будут «К» и «Л», а картинки в конвертах: кот, конфета, кастрюля, картошка, лиса, лейка, лампа, лист. Игра может иметь большое число вариантов.

Игра «Две корзинки» учит старших дошкольников определять не только первый звук в слове, но и первую букву в его написании

Математическая игра для средней группы «Посчитай и найди нужную цифру»

На трёх (или двух в начале года) полосках изображено определённое количество предметов. Дети считают их и выкладывают нужную цифру в специальном окошке.

В окошке справа дети выкладывают нужную цифру

Игра на внимание для второй младшей группы «Расставь игрушки по местам»

  1. Игровое поле состоит из двух полос.
  2. На верхней нарисованы игрушки (3–5), нижняя часть листа (полка) пустая.
  3. Ребёнок должен расставить изображения игрушек в соответствии с тем, как они стоят в верхней части.

Эта игра развивает память, внимание, воспитывает любовь к порядку

Логические игры и головоломки (для старшей группы)

В каждой группе старшего дошкольного возраста желательно иметь «банк логических игр» в отдельной папке или коробке. Это игры на поиск:

  • последовательности;
  • соответствия;
  • нарочитой ошибки;
  • расхождения в двух изображениях и др.

Это могут быть распечатки заданий из интернета, а также разнообразные разрезные картинки, дощечки с кнопками и другие предметы, которые можно изготовить самостоятельно - часто не просто игры, а полноценные методические пособия для развития мышления и логики. Лучше, если детишки будут заниматься с ними под присмотром воспитателя (а касательно дощечек - это вообще необходимость)

Фотогалерея: примеры логических заданий и игр для детей старшей группы

Ребёнку лучше заниматься логическими заданиями под присмотром педагога Задание «Какой домик следующий?» заставит малыша подумать Задания на логику можно дополнить заданиями на внимательность Многие дети очень любят рисовать, и это ключ к пробуждению их интереса к логическим заданиям Дощечка с кнопками и резинками помогает детям окунуться в мир геометрии Дощечка с кнопками и резинка пригодится и на занятиях по математике

Структура и временной план дидактической игры

Дидактическая игра не имеет строгих временных рамок, но определённая логическая структура у неё есть. С учётом использования учебного времени и степени сложности игрового действия различают игры-миниатю­ры, которые занимают 3–5 минут, игры-эпизоды - 5–10 минут и игры-занятия длительностью до 20 минут.

Структура дидактической игры:

  1. Вступительная часть. Сообщение темы и игровой задачи. Пояснение правил игры. Его не следует затягивать, иначе дети утратят интерес к игре.
  2. Основная часть. Выполнение игровых действий (в раннем возрасте их повторяют 2–3 раза, в младшем дошкольном 3–4, в старшем 5–6 раз).
  3. Заключительная часть. Подведение итогов игры, анализ результатов.

Таблица: конспект дидактической творческой игры-занятия «Оживи фигуру» для детей подготовительной группы

Этап игры-занятия Содержание этапа
Задачи
  • Способствовать развитию воображения, фантазии, умению преобразовывать изображение на основе знаний о форме объектов природы и предметного мира.
  • Совершенствовать навыки рисования фломастерами, восковыми мелками, обрывной аппликации.
  • Развивать мелкую моторику, глазомер, креативность, умение видеть подобие предметов.
  • Воспитывать дружеские отношения, взаимовыручку, умение доводить начатое дело до конца.
Материалы
  • Аудиозапись;
  • альбомные листы бумаги с приклеенными геометрическими фигурами разного цвета (по 1 на лист);
  • цветные карандаши;
  • восковые мелки;
  • фломастеры;
  • заготовки из цветной бумаги:
    • полоски,
    • круги,
    • квадраты,
    • треугольники.
Вступительная часть Воспитатель:
- Ребята, сегодня утром я проходила мимо нашего детского сада и увидела двух волшебниц. Они разговаривали о нас! Мне удалось записать их разговор, послушайте, о чём они спорили.
Аудиозапись.
Первая волшебница: - Мне нравится этот детский садик. Тут ребята такие весёлые, выдумщики, фантазёры, они умеют и знают очень много интересного!
Вторая волшебница: - А я не верю, что они умеют фантазировать, они ещё маленькие! Наверное, они не умеют ни рисовать, ни делать поделки!
Воспитатель:
- Конечно же, я подошла и заступилась за ребят из нашего садика, ведь они и вправду умеют и знают очень много. Но недоверчивая волшебница захотела вас проверить и дала нашей группе трудное задание. Хотите знать, какое? (Демонстрирует воспитанникам листы бумаги с геометрическими фигурами). Она дала мне эти геометрические фигуры и сказала, что только самые-самые лучшие фантазёры и волшебники сумеют превратить их в предметы или даже животных. Как думаете, ребята, сможем ли мы оживить эти фигуры? Как же это можно сделать?
Дети читают стихотворение:
  • Оживить фигуру очень-очень просто.
    Можно сделать гнома маленького роста.
    Ель - из треугольника, из кружка - жучка.
    Или даже яблоко, или червячка.
    Позовём на помощь своё воображение.
    И картинки выйдут всем на удивление.
Основная часть Воспитатель:
- Замечательно! Значит, с работой мы легко справимся. Но давайте вспомним правила игры:
  • на листе можно дорисовывать только части изображения, а не целые предметы;
  • выполнять работы нужно очень аккуратно, чтобы они выглядели красиво и нарядно;
  • тот, кто сделает работу раньше, не шумит, а берёт ещё один листок и делает вторую картинку или помогает соседу;
  • важнее не сделать работу самому первому, а чтобы все ребята справились с ней.

Подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Не боятся пальчики работы»:

  • Наши пальчики играли (фонарики),
    А теперь пора работать (собрать пальцы в замок,сжать и разжать).
    Они работы не боятся (погрозить пальчиком),
    Потрудиться им охота (постукивать кулачком о кулачок).
    Пироги лепить умеют (имитация лепки)
    И на дудочке играют (имитация игры на дудочке).
    И машину они водят (имитация управления рулём),
    И цветочки поливают (льют воображаемую воду из сложенных ладошек).

Вот мы и размяли наши пальчики, можно и задание выполнять. Выбирайте фигуры и приступайте к работе.
Под тихую весёлую музыку дети выполняют работы, оживляют геометрические фигуры, дорисовывая детали или же выполняя их в технике обрывной аппликации.

  1. Из круга можно сделать:
    • рыбку,
    • солнышко,
    • жучка,
    • свинку,
    • цыплёнка,
    • ёжика,
    • яблоко.
  2. Из квадрата:
    • домик,
    • коврик,
    • телевизор,
    • машину с кузовом.
  3. Из треугольника:
    • гнома в колпачке,
    • ёлочку,
    • кораблик,
    • мороженое.
  4. Из прямоугольника:
    • гриб (прямоугольник - ножка),
    • многоэтажный дом,
    • дерево с ветками и листьями,
    • шкаф с полками.
Заключительная часть Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, обсуждает, расспрашивает детей об их замыслах, хвалит за проявленную фантазию.
Детские работы оформляются в виде декоративного фриза и выставляются по низу окон группы, «чтобы их увидела недоверчивая волшебница».
Логическое завершение Логическим завершением занятия является работа воспитателя на следующий день. Педагог приносит в группу яркую коробку и сообщает малышам, что встретила недоверчивую волшебницу. Та увидела красивые картинки, которые «оживили» дети, и поняла, что ребята настоящие фантазёры и мастера. Волшебница просит у детей прощение за свою недоверчивость и дарит им подарки. В коробке находятся медали с изображением весёлого человечка и надписью «Лучшему фантазёру».
Медалей и листов с геометрическими фигурами нужно изготовить с запасом. Поскольку игра проводилась в свободном режиме, как самостоятельная художественная деятельность, некоторые дети могли отказаться играть в неё. Также в группу могут прийти дети, которых не было вчера. Естественно, после такого продолжения событий им тоже захочется изготовить «живую фигуру» и получить медаль от волшебницы. Воспитатель должен предоставить всем не участвовавшим ранее в игре детям такую возможность. А те, кто уже выполнял задание, помогут товарищам.

Детство - пора радости и чудесных открытий. Прекрасно, если оно пройдёт в игре: полезной, увлекательной, развивающей. Работники дошкольных образовательных учреждений прилагают все усилия, чтобы сделать каждый день пребывания малыша в саду ярким, незабываемым и весёлым. А помогают им в этом разнообразные игры, порой необычные и волшебные, а также фантазия и педагогическое мастерство. У педагога, который наполняет пространство своей группы разнообразным, стимулирующим детское мышление и творчество материалом для игр, воспитанники растут настоящими умейками и любознайками.

Рассказать друзьям