Коллективные творческие дела для разных возрастных групп. Коллективное творческое дело (КТД)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Программа коллективно-творческих дел для 1-4 классов

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

КТД

дают возможность

ученику учителю

    Реализовать и развить свои способности;

    Расширить знания об окружающем мире;

    Приобрести навыки проектирования;

    Проявить организаторские умения;

    Закрепить коммуникативные навыки;

    Формировать способности к рефлексии (анализу)

    Развить творческий потенциал;

    Совершенствовать организаторские способности;

    Изучить классный коллектив;

    Объединить учащихся, педагогов, родителей;

    Управлять процессом развития личности школьника;

    Развить рефлексивные способности

    Формирование коллектива единомышленников;

    Освоение культурного пространства;

    Формирование личности.

Виды КТД:

Общественно-политические (О-П)

Трудовые (Т)

Познавательные (П)

Экологические (Э)

Спортивные (С)

Художественно-эстетические (Х-Э)

Досуговые (Д)

Планирование на 2014-2015 учебный год

Тема

Дата

Вид КТД

РНК

«Осеннее разноцветие»

15.09

29.09

Х-Э

Растения села

Логические загадки

13.10

П, Д

Презентация «Достопримечательности НАО»

27.10

П, Э

Достопримечательности НАО

«Подарок для мамочки»

10.11

Х-Э

24.11

Новогоднее настроение

(оформление кабинетов, коридора школы)

8.12

Х-Э

Новогодние открытки

22.12

Х-Э

Орнамент народов Севера

«Если добрый ты…»

12.01

Фигуры из снега «Зимние забавы»

26.01

Х-Э

Лото «Живопись»

9.02

П,Д

Художники НАО

Подарок для папы

16.02

Х-Э,

Игра «Кто хочет стать миллионером»

2.03

П, Д

«Дорисуй до…»

16.09

Х-Э

Спортивная игра «В здоровом теле – издоровый дух»

6.04

Спортсмены нашего села

Игра «Тик-так-бум»

20.04

П,Д

Игра «13 записок»

4.05

Рисуем на асфальте

18.05

Х-Э

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней школы № 1«Образовательный центр» имени Героя Советского Союза В.И. Фокина с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области «Дом детского творчества», реализующее дополнительные общеразвивающие программы

«Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная воспитательная технология».

2015 г.

Оглавление

    Введение. 4

    Что такое КТД? 6

    Структуры организации коллективных творческих дел. 10

    Шесть стадий КТД и приёмы , используемые на этих стадиях . 17

    Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная воспитательная технология. 25

    Коллективное творческое дело - основная форма организации подросткового клуба «Ритм». 27

    Заключение. 29

    Список используемой литературы. 30

«Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать

Самому, и я научусь!»

Китайская мудрость

Введение

В последнее время в педагогике все чаще встречается слово «технология». В сфере обучения для многих стал убедительным тот факт, что с помощью технологического подхода удается гарантированно достигать желаемый результат. В сфере воспитания же сама возможность использования технологий подвергается сомнению. Между тем структура многих воспитательных дел, проводимых с определенными педагогическими задачами, может быть весьма технологична, то есть гарантировать получение определенного педагогического результата.

В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов, как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого, как мне кажется, следует развивать коллективное творческое дело (КТД).

Цель деятельности – социальная адаптация личности ребенка в обществе.

Основная воспитательная задача – развитие личностных качеств.

Ожидаемые результаты:

    Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

    Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

    Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

.

1. Что такое КТД?

КТД - КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО. Эта методика возникла в 60-е годы в работе ленинградских педагогов во главе с И.П.Ивановым, обучавших пионерские и комсомольские активы школ. Иванов И.П. и его коллеги возродили и обновили систему организации воспитывающей деятельности А.Макаренко, для которой характерно следующее: взаимодействие разных микроколлективов, сменные и дежурные командиры, система распределения дел на день и более длинные сроки, собрания групп с обсуждением дел, планов, поступков, способы оформления детской жизни строем, формой, игрой, традициями. Ленинградские педагоги все это применили к организации целого дня жизни-учебы активистов школ. В результате родилось социально-педагогическое движение, направленное против формализма и казенщины в детских организациях и школе и утверждавшее приоритет активной творческой жизни школьников с целью собственного развития и улучшения окружающей действительности.
Методика стала применяться в пионерских и молодежных лагерях, школах, интернатах и нашла оформление в педагогической литературе. Ее главные принципы таковы: - воспитывать в совместной обогащающей деятельности детей и взрослых, максимально вовлекая детей в самостоятельную деятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел; - обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведет к развитию умений, характера, способностей школьника.

В сфере воспитания коллективные творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают своё место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса.

Что значит КТД?

Это:

ДЕЛО , так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛО , так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой;

ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО , так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

У каждого, кто участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам. КТД позволяют создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывании, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры, сценки, агитбригады. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения коллективно творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет, заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, макетами.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение коллектива, и формирование личности. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. Коллективные творческие дела - это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своём коллективе, о далёких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, всё более чёткая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче, целеустремлённее, организованнее общая жизнь, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идёт «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность методики КТД. Суть каждого дела - забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях. КТД - дело коллективное, потому что совершается вместе ребятами и старшими товарищами как их общая забота.

КТД - дело творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучшего решения жизненно важной задачи, потому что творится сообща - не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое ещё и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно - частица жизни!

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической деятельности, которая выступает на первый план: трудовая или общественно­-политическая, познавательная или художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная или организаторская. Но в каждом КТД решается целый «веер» педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

КТД - это основное воспитательное средство. При этом нужно помнить, что успех КТД и их воспитательно-развивающий эффект зависят от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый.

Коллективно творческие дела - это не просто «формы воспитательной работы». Их сущность и воспитательные возможности неизмеримо глубже и богаче.

Коллективно творческие дела - общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные частицы полнокровной общей жизни старших и младших, воспитателей и воспитанников.

2.Структуры организации коллективных творческих дел.

В процессе нескольких лет работы были выдвинуты и отобраны структуры организации коллективных творческих дел, которым даны следующие условные названия: простая линейная структура (см. рисунок 1), сложная линейная структура (см. рисунок 2) и взаимосвязанная структура (см. рисунок 3). Работа по каждой из структур охватывает достаточно большой временной период организации коллективных творческих дел (от одного месяца до четверти и более). Для воспитанников обозначение этих структур нашло свое отражение на картах игры (маршрутных листах, планах действий). Рассмотрим ниже подробнее каждую из структур.

1. Простая линейная структура

Цепь мероприятий


(рис.1)

Простая линейная структура включает в себя несколько мероприятий (цепь дел), объединенных общей темой или целью. На начальном этапе происходит ввод в игровое действие, объясняются правила игры, условия, цепь мероприятий. Воспитанники знают, из чего нужно исходить, через какие промежуточные результаты пройти (какие задачи решить на каждом из мероприятий). Руководитель помогает детям ставить задачи и находить пути достижения промежуточных результатов каждого дела. Результаты могут быть представлены в виде выступления, творческого альбома и других формах. Подведение итогов изначально поставленной цели всей деятельности проводится на ключевом мероприятии, которое можно провести как праздник, фестиваль.

Таким образом, организованное коллективное творческое дело позволяет привлечь к активному действию большее количество участников, заинтересованных общей значимой деятельностью. КТД этой структуры может охватывать временной период около полугода.

Организовывая деятельность по данной структуре, мы это делали следующим образом: один раз в четверть все участники собирались на коллективное творческое дело, где каждая группа воспитанников представила в творческой форме результаты промежуточной работы. Такая организация игровой деятельности учащихся позволяет строить обмен опытом, коллективно открывать мир в живой, увлекательной форме, развивать любознательность, товарищескую взаимопомощь, привлекать родителей в образовательный процесс.

Рассмотрим на примере. Начальными условиями является задание или задача, поставленная перед участниками игры. Так, в коллективном творческом деле “По нашим улицам пройдем”, ставится задача: познакомиться с историей Большеглушицкого района, в котором находится МОУ ДОД ДДТ.

Промежуточными результатами явились продукты деятельности участников: стенгазеты, оформленные папки-раскладушки, рисунки, кроссворды, стихи, сочинения, записи воспоминаний родных и близких, поисковые альбомы, творческие работы. В основе данного этапа - поисковая деятельность - узнать, почему наша улица называется Чапаевская, Краснова, Фокина, Фирсина; изучить историю православных приходов Троицкой, Покровской и Михайловской церквей.

Могут быть открыты пути достижения поставленной задачи, например, предлагается найти ответ на данный вопрос, расспросив родных или посетив экскурсию в музее, или библиотеку, где смогут найти литературу по интересующей теме. Там же и библиотекарь проведет беседу.

Конечным результатом коллективной творческой деятельности является ключевое дело. На нем подводятся итоги работы, оценивается деятельность каждой группы участников, (могут быть выбраны разные направления работы) и, таким образом, получается общее дело, общий результат, так как каждый из участников продемонстрировал свои достижения и получил еще и новую дополнительную информацию.

Структура называется простой линейной потому, что деятельность учащихся осуществляется в разных формах последовательно: от задания к заданию, от этапа к этапу.

Одновременное начало КТД и подведение итогов в процессе проведения игры создают элементы соревнования между группами, что поддерживает интерес участников, активизирует их деятельность, формирует потребность в познании окружающего мира.

2. Сложная линейная структура

Цепь мероприятий


(рис.2)

Организация совместной деятельности согласно этой структуре предполагает совмещение простой линейной структуры и разветвленной. Ключевое основное мероприятие находится не в конце, при подведении итогов дела, а в середине.

Сложная линейная структура включает в себя начальное мероприятие, основное мероприятие, цепь дел, итоговое дело. На начальном этапе происходит ввод в игровое действие, объясняются правила игры, условия. До основного (ключевого) мероприятия деятельность учащихся организуется по простой линейной структуре. На основном мероприятии участники в творческой форме представляют отчет о проделанной работе. Далее воспитанникам напоминается цель и планируемый результат коллективного творческого дела. Участникам предлагается посоветоваться и выбрать дальнейший путь деятельности. На выбор им предлагается три пути, три варианта, различающиеся по степени сложности (отражающих количество шагов до достижения главной цели КТД; чем сложнее, тем меньше шагов и степени самостоятельности. Каждый из вариантов достижения цели может быть представлен детям как карта путешествия или маршрутный лист.

Рассмотрим эти варианты.

А) Линейный отражает простую линейную структуру, воспитанники, передвигаясь по карте путешествия, на каждой “станции” выполняют задания последовательно, поочередно.

Например, воспитанникам нужно познакомиться с историей своего района. Детям предлагаются следующие вопросы: 1) узнайте, на какой улице находится наша школа; 2) почему наша улица получила это название (ответ на данный вопрос вы можете получить, посетив экскурсию в музее истории школы); 3) перечислите, какие вы знаете учреждения, скверы, площади, памятники в нашем районе; 4) какие памятники, памятные места, мемориалы есть в нашем районе. В честь каких людей и событий они установлены.

Б) Проблемный, где известны начальные условия и конечный результат; воспитанники должны открыть для себя промежуточные результаты, то есть найти пути достижения конечного результата. Таким образом, разрешается противоречие между тем, что учащиеся знают и что должны узнать.

Например, работая над темой “Моя семья”; участники должны провести в группах мероприятие “Тепло родного очага” под руководством волонтёров; познакомиться с трудовыми, познавательными, праздничными и другими традициями своих семей; изучить генеалогию своего рода. Результатами работы по этой теме стало коллективное творческое дело.

В) Программированный, когда воспитанники знают, из чего нужно исходить и что делать для достижения конечного результата, но промежуточные результаты не доводятся, что позволяет воспитанникам проявить творческую активность.

Например, воспитанникам предлагалось подобрать литературу совместно с руководителем, обобщить полученную информацию, совместно составить викторину или кроссворд для другой группы, подготовить инсценированное выступление. В итоге на коллективном творческом деле дети под руководством педагогов показали интересные, неожиданные выступления.

Таким образом, вторую часть творческого дела каждая группа проходит по-разному, в зависимости от параллели групп варьируются задания по степени трудности; варьируются формы деятельности воспитанников; на выполнение задания затрачивается необходимое количество времени.

Подведение итогов КТД проводится на завершающем цепь мероприятий заключительном деле (итоговом мероприятии), обобщаются полученные знания, результаты совместной деятельности.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны сложной линейной структуры организации творческой совместной деятельности:

1) в итоге все участники достигают конечного результата; все становятся победителями, так как каждый проделал большую, выбранную им работу;

2) поддерживается дух соревнования; не обостряется соперничество;

3) повышается интерес творческая активность участников;

4) игра способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, сплочению коллектива.

К отрицательным сторонам можно отнести только большую трудоемкую организацию работы по этой структуре.

Игровая деятельность воспитанников, организованная по сложной линейной структуре, способствует проведению разнообразной внеурочной воспитательной деятельности.

3. Взаимосвязанная структура.


Рис.3

На основе коллективного творческого дела строится взаимодействие групп разных параллелей. Каждая параллель групп получает свое творческое задание. В группах проходит работа по поиску информации, ее обработка, обмен полученной информацией с соседями. Таким образом, осуществляется взаимодействие воспитанников всего МОУ ДОД ДДТ. На итоговом коллективном творческом деле представляются самые лучшие моменты, эпизоды той деятельности, которая проходила в группах и между объединениями, при участии взрослых.

Организация совместной деятельности по этой структуре осуществлялась по теме “Сказания на горе Думной” (посвященной жизни и творчеству уральского сказочника П.П. Бажова). Воспитанники вместе с педагогами готовили инсценировки, задания, викторины и демонстрировали выступления в соседних группах. Активные участники показали свои выступления на конкурсных программах различного уровня; творческие работы детей были опубликованы на детской страничке в местной газете.

Особенностью взаимосвязанной структуры является то, что при работе над темой творческого дела могут объединяться группы из разных параллелей, но эти объединения непостоянны и существую во времени столько, сколько нужно для выполнения отдельного этапа или задания. Такая организация деятельности способствует сплочению коллектива.

Организовывая творческую деятельность по рассмотренным выше структурам, мы выявили, что это дает хорошие возможности для плодотворного сотрудничества детей, детей и взрослых. Позволяет расширить поле позитивного общения, вовлечь в совместную творческую, социально значимую деятельность большее количество детей и взрослых. Работа над темами по данным структурам, делает жизнь коллектива МОУ ДОД ДДТ насыщенной, яркой, интересной.

3. Шесть стадий КТД и приёмы , используемые на этих стадиях .

Структура каждого КТД определяется шестью стадиями:


предварительная работа;

коллективное планирование;

коллективная подготовка к КТД;

Проведение КТД;

коллективное подведение итогов;

непосредственное использование созданного опыта.

Первая стадия - предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязыва­ют, а размышляют вместе с учащимися.

Вторая стадия - коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление».

Завершается поиск выбором совета дела.

Коллективное планирование.

    Название КТД.

    Видение результата.

    Цели.

    Задачи.

    Ресурсы (что есть в нашем распоряжении)

    Критические факторы успеха (это вещи, без которых КТД не сработает)

    Препятствия (найти решение).

    Задания:

Что?

Кто?

Когда?

Третья стадия - коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое дове­рие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия - проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, воз­никающих во время проведения КТД из-за разных непредви­денных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Последовательность анализа КТД:

    Первым дает обратную связь участник КТД.

    Затем обратную связь дают участники группы.

    Завершают анализ педагоги.

Примерные вопросы анализа:

Что хорошо удалось?

Как это меня лично продвинуло?

Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?

Что мне следует изменить?

Пожелания всем.

Кому отдельное спасибо?

Шестая стадия - ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела.


Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы , которые используются почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи . Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака» , когда школьники в группах через обмен ин­дивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием - отбор идей , когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием - защита идей . Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы. КТД - лишь один из компонентов общей системы средств воспитания. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких людях, окружающем мире.

Коллективное творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности успешно используются практиками.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

- доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

- выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

- определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

- создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

- от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его инте­ресам и желаниям;

- создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

- оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности .

Особая роль в КТД отводится самодеятельности и самостоятельности работы; в детском коллективе существует формула четырех «само»: «сами придумываем, сами планируем, сами делаем и сами анализируем».

Суть его состоит в следующем (совсем вкратце). Особо выбранный "совет дела" собирает предложения, отбирает, планирует, организует работу ("совет дела" - одна из разновидностей творческой группы). Затем все вместе проводят дело. После этого все опять собираются и коллективно обсуждают: что было хорошо, что плохо, кто как работал (анализ дела).

КТД, как система, исходит из того, что дети должны быть включены в разнообразные виды деятельности (познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, досуговую), что дает возможность ребятам попробовать себя в разных ролях и найти свою нишу. Причем ребенок обычно не интересуется причинами, по которым он приглашен участвовать в игре, приглашает в игру других детей или бросает игру. В детской реальности для обозначения всего комплекса причин этих событий существует только один критерий - "интересно - неинтересно".

Форма КТД подразумевает общее обсуждение (придумывание), выполнение и анализ деятельности коллектива. Для такой деятельности ребенок должен быть подготовлен. Слабо верится, что 40 человек вдруг сразу научились не просто не перебивать друг друга, а к тому же совместно производить некий продукт, к тому же еще и творчески...

Для этого совсем недостаточно посадить ребят в круг и сказать: "Давайте вместе что-нибудь придумаем...". Точнее посадить и сказать-то можно, только касательства к КТД это будет иметь мало. Как правило, при таком подходе в работе участвуют от силы четверть самых активных ребят, а остальные, в лучшем случае, становятся исполнителями (статистами).


4. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология

В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого, как мне кажется, следует развивать КТД. А что же может быть привлекательным для детей?

В настоящий момент идея лидерства в рамках личностно-ориентированного КТД понимается широко: каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве.

Что значит воспитать гражданина современной России? Безусловно, это, прежде всего, значит развить активность и ответственность, что является базовыми качествами лидера. В подобной трактовке лидерство может стать привлекательным средством самореализации личности в целом.

Таким образом, предлагается использовать идею воспитания лидерских качеств личности. Так как лидерские качества могут применяться человеком в различных контекстах жизни, и сложно придумать однозначный, законченный список этих качеств, то их формирование как одно из условий личностного роста будет восприниматься каждым ребенком по-разному (реализация личностно-ориентированного подхода), а их развитие будет являться актуальным как залог успеха, а следовательно, выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. Поэтому считается, что развитие лидерских качеств может стать основной воспитательной задачей в разных коллективно-творческих делах: от праздничного концерта до реализации научного проекта.

Отличия личностно-ориентированного КТД от классического КТД должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития. Понимание этих различий отражает следующая таблица:

Этап

КТД по модели И. П. Иванова

Личностно-ориентированное КТД

Коллективное целеполагание

Реализация общественно-значимых задач при выборе дела

Дело как реализация задач личностного развития

Коллективное планирование

Коллективная подготовка

Акцент на групповой работе

Акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого

Коллективное проведение дела

Только командное участие

Согласованность индивидуальной деятельности с групповой

Коллективный анализ по итогам

Оценка группового участия в организации дела

Оценка личностного участия, развития своего потенциала

Новое понимание КТД заключается в смещении акцентов в совместной деятельности с задач, представляющих коллективный интерес, на задачи личностного развития. Но меняются именно акценты, так как важность работы в коллективе и с коллективом сохраняет значение. При этом методика КТД предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

5. Коллективное творческое дело - основная форма организации подросткового клуба «Ритм».

В интенсивной, разнообразной деятельности ребенок развивается физически, психически и социально.

Воспитывают не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче кружковая деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей, тем успешнее процесс социализации.

В МОУ ДОД ДДТ сложилась система воспитательной работы, в которой большое место отводится традиционным мероприятиям, КТД.

Коллективное творческое дело – это специально организованное пространство, задачей которого является развитие личности.

Для определения эффективности КТД как основной формы воспитательной работы использована, разработанная психологом Е.И. Альшаниной, анкета “КТД глазами учащихся”, которая позволила определить степень активности учащихся.

Диагностика развития личности учащегося через включение его в коллективную творческую деятельность показала, что активность участников КТД возросла с 39% до 69%.

КТД позволяет учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Расширение ролевых позиций через КТД является эффективным инструментом формирования механизма социальной адаптации: проигрывая разные роли, ребенок устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе, принимать социальные нормы и соответствовать им.

КТД – фактор развития личности

    КТД формируют организаторские способности: организовывать игры, праздники, убеждать, спорить, увлекать своей идеей других;

    КТД совершенствуют коммуникативные умения, учат конструктивным способам взаимодействия с окружающими;

    КТД развивают личностные качества: дают возможность повысить самооценку, стать более самостоятельным, организованным, рефлексивные умения.

Мотивы участия в КТД

Таким образом, отслеживая мотивы участия в КТД, важно определить такой, при котором сама деятельность приносит удовлетворение. 28% воспитанников отмечают, что им нравится что-то делать, что характеризует активную жизненную позицию ребят.

Список используемой литературы

    Агеев В. С., «Межгрупповое воздействие: Социально – психологические проблемы», Москва, МГУ, 1989 г.

    Андреева Г. М., «Социальная психология», Москва, Аспект пресс, 1998г.

    Добрович А. Б., «Воспитатель о психологии и психологии общения», Просвещение, 1987 г.

    Иванов И. П., «Методика коммунарского воспитания», Москва, 1990 г.

    Лихачев Б. Т., «Педагогика», Курс лекций, Москва,1992 г.

    Макаревич В. Н., «Групповая работа как метод конструктивной социологии» Социальные исследования, № 10, 1993 г.

    Павлова М.П., «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа», 1972 г.

    Петровский А. В., «Психологическая теория коллектива», Педагогика, 1979 г.

    Рожкова М. И., «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999 г.

    Уманский Л. П., «Психология организаторской деятельности», Москва, Просвещение, 1980 г.

    Щуркова Н. Е., «Практикум по педагогической психологии», Москва, Педагогическое общество, 1998 г.

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность. Наиболее подробно методика ее организации разработана И.П.Ивановым и его последователями, выдвинувшими идею «Педагогики общей заботы». В основе ее лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм форм деятельности, творчество.
Каждое коллективное творческое дело (КТД) есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.
Оно – коллективное, потому что планируется, готовиться, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями – как младшими и старшими.
Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненноважных задач.
Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру.
КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни.
Виды КТД:
Общественно-политические;
Трудовые;
Познавательные;
Художественно-эстетические;
Организаторские;
Спортивно-оздоровительные;
Структура КТД
1 стадия – предварительная работа коллектива (учитель или воспитатель определяют конкретные воспитательные задачи КТД, намечают исходные направляющие действия, увлекают школьников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском решения нескольких важных задач – вопросов.
2 стадия – коллективное планирование (сбор-старт, работа в микрогруппах по планированию КТД).
3 стадия – коллективная подготовка КТД.
4 стадия – проведение КТД.
5 стадия – коллективное подведение итогов КТД (что было хорошо? Что не получилось? Почему? Как сделать, чтобы было лучше?)
6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД (реализация выводов и предложений при проведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД)
Каждое выбранное КТД будет успешным при выполнении следующих условий:
1.Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитателями и воспитанниками.
2.Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений.
3.Всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитанниками.

Технология КТД.
Аббревиатура КТД (коллективно-творческое дело) знакома практически всем педагогическим работникам. Обычно этот феномен – коллективное творческое дело рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики). Там, в педагогике общей заботы, КТД – жесткая организационная форма, завязанная на определенную направленность деятельности – пользу, радость людям. Да, на практике сплошь и рядом эта направленность КТД исчезает и заменяется другими устремленностями: на общение, на познавательную активность. Обычно это интерпретируется как деформация, искажение, редукция коммунарской педагогики.
Результат
Что является надежным результатом осуществления коллективных творческих дел независимо от их ориентации?
Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).

Структура
Технология «классического» КТД многократно описана. Поэтому ограничимся кратким напоминанием, что есть структурной схемой КТД.
В развернутом виде коллективное творческое дело (по И.П.Иванову) включает шесть этапов:
совместное решение о проведении дела;
коллективное планирование;
коллективная подготовка;
проведение дела;
коллективный анализ;
решение о последствии.
В реальной педагогической практике первое «совместное решение» встречается редко. Дело чаще задаётся извне (поручение классу, отряду) либо «совместность» сводится к реакции ребят на предложение учителя. Последний этап – «решение о последствии» явно не обязателен и потому, что это не самостоятельный этап, а часть разговора, обсуждения по итогам дела. Во-вторых, результатом успешного КТД может быть и решение о не продолжении идей дела.
Итак, минимальная технология КТД – это описание цепочки, коллективное планирование, подготовка, проведение, коллективный анализ. Её суть в следующем: после принятия решения о проведении коллективного дела первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады). Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела опять-таки в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации соревновательность школьников, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, свое мнение, чувства по поводу прошедшего события.
Известная схема структуры КТД такова:
Реше-
ние о Совет Коллек-
прове- дела тивный
дении анализ
дела

ТехнологичностЬ КТД объясняется «настроенностью» цепочки коллективного творческого дела на мощных психологических механизмах, уже названных в шоу-технологии: соревновательности, двуплановости игры, импровизации. Но в КТД работают и другие механизмы и прежде всего включение школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающие чрезвычайно значимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт («отношение, осмысление того, что со мной уже произошло»).
Рефлексия, как известно, усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.
Необходимо выделить два типа КТД, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается школьниками и педагогами как «наша», общая.
В личностно-ориентированном КТД результат все тот же – позитивная активность, но акцент другой – «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».
Каковы же технологические различия двух типов коллективных творческих дел?
В коллективном целеполагании (решении о проведении дела) – в традиционном КТД социальные критерии выбора дела (польза, радость людям, сплочение своего коллектива и т.п.), в личностно ориентированном есть еще один слой – выбор дел, значимых для личностного развития каждого. Например, в виде обсуждения вопроса: поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?
И чтобы такой поворот целеполагания состоялся, необходимо проявить какими-либо приемами интерес к взаимоузнаванию целей, ценностей, интересов (предварительной анкетой, игровыми приемами на самом стартовом общем собрании, той же «живой анкетой» и т.п.). хорош и прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентир коллектива.
В коллективном планировании при личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждого к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела на основе не только проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбора – работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и не принятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков, организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающую на общую, принятую на этапе целеполагания идею.
В коллективной подготовке личностного ориентированного КТД те же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольности принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо взятие его педагогом на себя в случае отсутствия «добровольцев» (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных (вроде бы не обязательных для дела) ролей для конкретных школьников.

Сентябрь. Итак, мой 1-й класс… Знакомлюсь. Все разные, но пока вижу некоторых. Через несколько дней начинаю «охватывать» весь класс. Первые выводы: дети ужасно недружные, без конца дерутся, дисциплины в классе нет. Следовательно, моя первейшая цель - сдружить их, а для этого - объединить в звездочки по желанию, пусть это будут звездочки, состоящие только из мальчишек или только из девчонок.

Приходят вожатые-пятиклассницы. Вместе рассказываем, кто такие октябрята, что значит звездочка, почему на ней изображен Ленин. Потом вожатые учили с ребятишками правила октябрят.

Весь этот период (до приема в октябрята) я присматривалась к детям, наблюдала, кто с кем дружит, кто с кем рядом живет, чтобы потом для меня не было неожиданностей в содружестве-звездочке.

Мы часто ходили в лес, и ребята, перебивая друг друга, рассказывали мне о доме, о мамах, о папах, о различных случаях из своей жизни. Хотелось рассмотреть каждого, понять. Сентябрь порадовал хорошей погодой. Желтые березки на фоне темно-зеленого соснового бора выглядели нежно и трогательно. Обращала внимание детей на всё: на разрушенный кем-то муравейник, на березки, на пение птиц.

Октябрь. Начали формировать группы октябрят по желанию. Ребята были страшно довольны, ходили обнявшись, шептались между собой, даже домой уходили вместе.

Наконец наступил долгожданный день - 4 ноября: мои малыши станут октябрятами. Прием в октябрята происходил в зале школы. В зале около стен ряды пионеров - все в белых рубашках и красных галстуках. Лица торжественные. Октябрята входят в зал. Раздаются звуки горна и барабана. Ребятишки ошеломлены и растеряны - не знают, куда идти. Веду их к сцене. Потом четырехугольником выстраиваются все первые классы. Раздается торжественный голос вожатой. Вносится знамя. Ребята замирают. Глаза их блестят.

Выступают пионеры. Каждому октябренку прикалывают на грудь звездочку и вручают подарок - книгу.

Мои октябрята дружно поют «Октябренка», которого сами же переименовали в «Песню о счастливом человеке», потом - «Мы веселые ребята» и т. д. В конце праздника - игры и танцы, пение любимых песен. Потом, счастливые, все идут домой.

Мое предложение - каждой звездочке придумать название и выбрать командира.

Все активно (по звездочкам) предлагают и обсуждают названия. Саша Д. сидит и усмехается. Саша - очень трудный мальчик. Он не может спокойно сидеть, никогда не смотрит в глаза, делает все назло. Но однажды я поймала его влюбленный взгляд, брошенный на входившего в класс Игоря Александровича, который все время что-нибудь мастерил в классе или у себя в кабинете черчения. С тех пор я часто поручаю ему включить в розетку штепсель (нужно забираться на стол), держать и подавать молоток и гвозди, повесить картину… Все это он делает с большим удовольствием. Но сейчас на сборе Сашу ничто не интересует. Он смеется над мальчишками своей звездочки и предлагает такие названия, которые вызывают нехороший смех.

Наконец 1-я звездочка объявляет свое название - «Спутник»; затем 2-я - «Космонавты». Минуя 3-ю звездочку, обращаюсь к 5-й, в которой Саша Д.: «И у вас, ребята, должно быть тоже красивое название? Какое же?»

Смех прекратился. Ребята стали предлагать названия. Неожиданно Саша сказал: «Давайте назовем «Солнышки». Я обрадовано похвалила: «Отличное название. Молодец!». Саша опустил голову.

Потом объявили свои названия и другие звездочки: 3-я - «Орлята», 4-я - «Звезда», 6-я - «Флажки».

Выбрали командиров звездочек, вместе думаем, какой сделать значок для командира.

«Орлята». На рукав - красный флажок.

«Солнышки». На рукаве рисунки - орленок, флажок, звезда (по названию звездочки).

«Флажки». На рукав - звездочку.

Остальные звездочки сразу соглашаются со всеми предложениями, но сами ничего не предлагают. Принимаем предложение «орлят». Итак, у командира каждой звездочки на левом рукаве - красный флажок.

Обсуждаем, как провести праздник прощания с Букварем. Говорю, что у меня есть материал для праздника. Его нужно разделить по звездочкам. Делим так: 1-й и 2-й звездочкам - коллективную декламацию, 3-й и 4-й - сказку «Буква я», 5-й - сценку «Азбука», 6-й - стихи. Песни исполнять будем вместе. Кроме того, 1-я звездочка ищет загадки о книге; 2-я - выбирает для чтения книжки-малышки; 3-я - подходящие для праздника стихи из Букваря; 4-я - оформляет класс; 5-я и 6-я - готовят красочные приглашения родителям на праздник.

Решаем, что гимном нашей октябрятской группы будет песня о счастливом человеке - «Октябренок».

20 ноября. Репетиция. После уроков остается 1-я звездочка. Обсуждаем, какие загадки подойдут для праздника, какие не подойдут. Каждому досталось по 2 загадки. Отрабатываем дикцию и выразительность.

11 декабря. Праздник прощания с Букварем. Ребятишки нарядные, праздничные. К 12 часам собираются родители. Люба и Надя встречают их у дверей школы и провожают в класс. Праздник начинается. Строем входят участники декламации. Все поют «Песню болгарских школьников». Потом сказка, инсценировка.

Саша Д. - Букварь. Свои слова он произносит сердито, ни на кого не глядя,- чувствую, что это просто от избытка направленного на него внимания. Мама Саши ласково улыбается.

После праздника остаются несколько детей. Игорь Александрович учит их фотографировать. Витя Г., красный от смущения, фотографирует меня с девочками. Потом читаем книжки - подарки от шефов. Все уходят домой, зажав книжки под мышкой.

12 декабря. Совет командиров объявляет конкурс звездочек на лучшее предложение о ритуале смены командиров.

1. Обсуждение праздника прощания с Букварем. Мнения звездочек:

Хорошо, весело.

Саша невыразительно рассказывал…

Витя не пришел, подвел ребят…

Маме понравилось…

Хорошие книжки подарили.

Я обобщаю:

Главное, все вместе поработали, и теперь радостно от того, что все получилось.

2. Предложения о смене командиров:

«Спутник». Звездочка стоит «смирно», командиру - шаг вперед, ему - флажок.

«Космонавты». Старый командир передает флажок новому.

«Орлята». Вожатая вручает флажок новому командиру.

«Звезда». Весь класс «смирно». Командиры выходят вперед, им вручают звездочки и флажки.

«Солнышки» и «Флажки». Играют марш. Командиры подходят к вожатой, которая вручает флажки.

Общий вывод-решение: после отчетов старых командиров звездочки совещаются и выбирают новых. Затем - парад командиров. Звездочки выстраиваются. Командиры выходят вперед к вожатой.

Вожатая: Звездочки, равняйсь, смирно! Приколоть флажки новым командирам!

Вожатые звездочек прикалывают новым командирам флажки. Под аплодисменты каждый командир возвращается к своей звездочке.

3. Распределение традиционных дел между звездочками:

«Спутник» - санитары;

«Космонавты» - библиотекари;

«Орлята» выпускают устный журнал или газету со своим названием («журналисты»);

«Звезда»- дежурные, помощники учителя («хозяева класса»);

«Солнышки» обеспечивают порядок на перемене, организуют игры («игровики»);

«Флажки» - дают концерт («артисты»).

Предложение: каждая звездочка готовит номер для концерта. Перспектива: подготовка к Новому году.

15 декабря. Сбор совета командиров: как провести игру-состязание, посвященную культуре поведения.

18 декабря. Сбор-игра: культурные навыки и привычки. Сценка «В магазине» придумана звездочкой «Спутник», звездочкой «Космонавты» - сценка «В автобусе». Игра-состязание «Волшебное слово». Победители игры - «Флажки», «Орлята».

1. Отчеты командиров. Выборы новых командиров. Обсуждение дел, выполненных в прошлом полугодии.

2. Коллективное планирование на следующую, третью четверть.

Предложения звездочек:

«Орлята». Вечер сказок и загадок, игры на горке.

«Спутник». Катанье на лыжах, поход на лыжах в лес.

«Космонавты». Чтение сказок и книг, концерты к Дню Советской Армии, сюрприз мамам.

«Флажки». Сделать игрушки из природного материала и подарить малышам из детского сада.

«Звезда». Игры на горке; помочь пионерам собрать бумагу.

«Солнышки». Игры на улице; поход на лыжах.

После обсуждения предложений выбираем такие дела:

1) сбор-путешествие в мир животных и птиц;

2) игры на улице - веселая зимняя спартакиада.

3) ПСМ - праздничный сюрприз мамам;

4) участие в пионерской операции «Бумага».

Создаем советы дел (по желанию, от каждой звездочки по представителю), которые будут организовывать задуманные дела.

3. Чередование традиционных дел. Обсуждение всем классом работы звездочек. Лучшей признана звездочка «Солнышки» - «хозяева класса». Санитары работают плохо, поэтому многие ребята «ходят в чернилах».

4. Концерт - от каждой звездочки по номеру. Очень понравились частушки, исполненные Деевой и Голанд.

5. Задание: обдумать, как будем проводить сбор-путешествие.

21 января. Сбор совета дела с вожатыми. Выслушиваем предложения звездочек: придумать сказки о животных; нарисовать разных зверей, птиц; читать книги о животных; рассказывать так, как будто ты участник событий; показывать рисунки и рассказывать, кто нарисован, где живет, чем кормится; посмотреть фильмы о животных.

Вожатые предлагают читать книги о животных на сборах звездочек. Решили, что каждая звездочка выберет несколько животных или птиц и расскажет, где они живут, чем питаются, как выглядят, нарисует их и покажет картинки ребятам. Можно придумать свою сказку или стихотворение о животных. Каждая звездочка задаст по 2 вопроса всему классу (можно загадки).

29 января. Сбор-путешествие в мир животных и птиц. На сборе интересно выступали «Орлята» и «Солнышки». Они сочинили сказки, рассказы, о животных, придумали вопросы, загадки.

30 января. Общий сбор-«огонек» - обсуждение сбора-путешествия. Все ребятишки признали, что мало готовились. Критиковали себя, своих командиров.

Сбор прошел не совсем удачно, но на ошибках учатся…

Детский коллектив играет важную роль в воспитании ребенка. От того, как сложатся отношения в классе, во многом зависит самооценка школьника, его жизненная позиция. Хорошо, если ребята дружат друг с другом, если их досуг наполнен играми, конкурсами, общественно полезным трудом, если у каждого есть возможность для самореализации. Эффективными способами развития школьников являются различные творческой деятельности (КТД).

Определение

Этот термин возник в 60-е годы прошлого века. Создателем методики считается доктор педагогических наук И. П. Иванов. Он был последователем А. С. Макаренко, скрупулезно изучал его наследие и сделал вывод, что именно "педагогика сотрудничества" помогает избежать таких перекосов в воспитании, как излишняя опека, авторитарность педагога или, наоборот, вседозволенность.

Широко применяются технологии КТД в начальной школе, среди подростков и юношества. В самом названии содержится расшифровка:

  • Дело - т.е. активная деятельность, призванная улучшить жизнь класса или окружающих людей.
  • Коллективное, т. к. в нем задействован весь класс. Дети и взрослые сообща придумывают, планируют, готовятся и проводят мероприятие.
  • Творческое, потому что школьники не действуют по шаблону, а самостоятельно ищут пути решения задачи, совершают "открытия", генерируют идеи.

Цели

Предполагается, что дети сами выбирают виды КТД, заинтересовавшие их, придумывают ход мероприятия, распределяют роли, занимаются оформлением и организацией. При этом для каждого ребенка находится свое дело. Кто-то генерирует идеи, другие распределяют задачи, третьи выполняют их. Педагог становится равноправным партнером для школьников, помогает реализовать задуманное, но при этом не давит своим авторитетом.

Во время такой деятельности:

  • дети учатся взаимодействовать друг с другом, работать на общий результат;
  • удовлетворяется их потребность в общении;
  • появляется возможность для творческой самореализации, как индивидуальной, так и коллективной;
  • развивается личность каждого ребенка, раскрываются новые таланты и способности.

Виды КТД

И. П. Ивановым была предложена следующая классификация:

  1. Познавательные дела, развивающие пытливость ума, пробуждающие интерес к разгадыванию тайн, загадок. Сюда относятся турниры знатоков, викторины, вечера занимательных задач, игровые путешествия, защита самостоятельно разработанных проектов.
  2. Трудовые дела. Они побуждают школьников заботиться о других людях, улучшать окружающую действительность. Широко применяются трудовые десанты, сюрпризы, мастерские и т.д.
  3. Художественные дела. Они развивают эстетический вкус, позволяют детям приобщиться к искусству. При этом школьники участвуют в художественных конкурсах, ставят кукольные спектакли, готовятся к концертам.
  4. Спортивные дела развивают физические качества ребят, а также настойчивость, дисциплинированность. Сюда относятся спартакиады, "Дни здоровья", турниры.
  5. Общественные дела обычно приурочены к праздникам (Новый год, 9 Мая, 23 Февраля и др.). Они расширяют представления детей об истории, культуре своей страны.
  6. Экологические дела воспитывают любовь к родной природе, стремление заботиться о ней. Школьники совершают экспедиции по области, убирают мусор в парках, спасают ручьи, изучают птиц, растения, устраивают выставку даров леса.
  7. Досуговые дела позволяют сделать жизнь коллектива яркой, радостной. Сюда относятся балы, дискотеки, всевозможные игры, карнавалы, конкурсы, праздники, дни именинника и чаепития.

Этапы подготовки

Участие в КТД делает школьников самостоятельными. Мероприятия готовятся общими силами, с учетом детских интересов, что значительно повышает мотивацию. Можно выделить следующие этапы организации КТД:

  1. Предварительная работа. Для начала необходим замысел. Дети делятся своими идеями, защищают их, проводят "мозговой штурм". Педагог может привести примеры КТД из своей практики, но не стоит их навязывать. Ребятишки должны понимать, ради чего или кого проводится мероприятие, что изменится в мире или классе после его проведения. Учитель ставит педагогические цели, определяет способы их реализации.
  2. Коллективное планирование. На этом этапе определяется форма и содержание общего дела, распределяются обязанности, ставятся конкретные сроки. Дети обмениваются своими мнениями в микрогруппах, затем выносят их на общее обсуждение. В итоге принимается окончательное решение о том, как лучше все организовать. Выбирается инициативная группа, на плечи которой ложится разработка сценария и делегирование обязанностей.
  3. Коллективная подготовка. Инициативная группа раздает поручения другим школьникам. Каждый ребенок или микрогруппа отвечает за свой эпизод. Готовятся костюмы, реквизит, подбирается музыка, организуются репетиции. Часто на этом этапе некоторые участники сдаются, столкнувшись с трудностями, кто-то не хочет принимать участие в общем деле, организаторы не справляются со своими обязанностями. Педагог должен выступать в роли старшего, опытного товарища, который помогает избегать конфликтов. Необходимо оказать школьникам поддержку, но не диктовать им свои условия.

Проведение КТД

Этого события класс ожидает с радостью и волнением. Важно, чтобы каждый осознавал свой вклад. Конечно, по ходу мероприятия возможны ошибки. Дети не имеют такого организаторского опыта, каким обладает взрослый человек. Старайтесь, чтобы они учились на промахах, делали выводы. Не менее важно замечать успехи, даже самые мелкие, радоваться им.

Видов КТД много, и после каждого на общем сборе подводятся итоги. Нужно учить школьников анализировать приобретенный опыт, делать выводы из него. Иногда проводят анонимное анкетирование, которое позволяет учесть мнение каждого ребенка. При организации следующего коллективного дела обязательно принимают во внимание все допущенные промахи.

КТД в начальной школе

В своей работе педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников. Так, младшие школьники еще не могут самостоятельно организовать мероприятие. Учитель берет на себя роль руководителя или координатора, со временем предоставляя детям все больше самостоятельности. Важно учитывать их мнения, поощрять инициативу. Иногда полезно передать руководящую роль родителям или старшеклассникам.

После разработки сценария класс разбивается на микрогруппы, каждой дается задание. Важно, чтобы дети учились выполнять свою часть работы самостоятельно, с минимальной помощью взрослых. Проводя спортивные и художественные конкурсы, предусматривайте большое количество номинаций, чтобы никого не обидеть.

КТД в средних и старших классах

Чем старше дети, тем более самостоятельными они становятся. Если речь идет о подростках, то учитель может смело взять на себя роль наблюдателя. При этом следует:

  • Незамедлительно вмешиваться в случае конфликта.
  • Каждый раз заново формировать микрогруппы для мероприятия, чтобы дети вступали в новые виды отношений.
  • Обеспечивать смену деятельности для каждого воспитанника, проводить разные виды КТД.
  • Задействовать малоактивных школьников, стараясь найти им дело по душе.

Удачных примеров КТД много, они описаны И. П. Ивановым и его последователями. Главное - не действовать по шаблону, чтобы совместное дело стало импровизацией, полетом души и фантазии.

Рассказать друзьям