Краткая история византии. Государственность византийской империи Кто управлял византийской империей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были как бы министрами священных дел и обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писания и даже богослужения. В церковно-политическом отношении такое главенство стало принятым обозначать как цезарепапизм, слияние церковной и светской высшей власти при доминировании государства .

До IV в. особой иерархии церковных властей не существовало. Всеми делами общин или области управляли епископы . В восточной церкви епископы в особенности были заняты и ведением церковного хозяйства. Епископы городов, где традиционно проводились церковные соборы или частные церковные съезды, со временем получили особый статус митрополитов . В V-VI вв. митрополиты, опираясь на учение отцов церкви, стали как бы верховными церковными иерархами; на место избрания епископов пришло их постановление митрополитами. Наиболее почетные и уважаемые из иерархов назывались патриархами . Первоначально этот титул не имел особого значения. Позднее титул закрепился только для митрополитов Константинополя, Иерусалима, Антиохии и Александрии. За патриархами стали признаваться особые права, в том числе и по внутрицерковному управлению и взаимодействию с государственными властями. Константинопольский патриарх получил значение вселенского, этому способствовала централизаторская политика императоров. С IX в. патриарх стал проводить процедуру миропомазания елеем императора, которая означала передачу и божественной власти.

Константинопольский патриарх возглавлял синод восточной церкви - постоянный административно-церковный совет, куда входили митрополиты и архиепископы, настоятели крупных монастырей и высшие церковные администраторы. В восточной церкви благодаря наличию крупных земельных владений и обширному хозяйству сложилась особая разветвленная администрация, значение которой для своего населения подчас превосходило государственную. Высшую администрацию церкви представляли великий эконом, ведавший всем хозяйством, верховный управитель монастырей, верховный смотритель священных даров, ведавший церковной утварью и священными регалиями, великий канцлер, занимавшийся в том числе и внешними сношениями церкви, церковной дипломатией, великий интендант монастырей, выполнявшие судебно-юридические функции дефенсор, протонотарий и др. К Х в. сложился и свой административный аппарат епископий. Его возглавлял начальник секрета-канцелярии (хартофилак). Финансово-казначейские дела вели эконом, сакелий. Было ведомство и внутрицерковного контроля . Территориальные и центральные администрации были соподчинены. Большинство дел решалось в Константинополе, где под началом синода сложилась своя бюрократия, только формально имевшая церковный характер.

Центральная часть вошла в Латинскую империю . В ней взяли власть руководители рыцарских западных ополчений, а реально основные богатства и значительная часть территории перешли под управление Венеции. Со временем, подчинившись перенесенным с запада феодальным порядкам, Латинская империя раскололась на несколько феодальных сеньорий, ставших добычей окрестных государств. Наиболее крупным остатком Византии стало Никейское царство . В нем были сохранены государственные и политические традиции империи, включая императорскую власть. Государственная администрация даже еще централизовалась и усилилась. Возникли должности великого стратопедарха (своего рода заместителя императора в его отсутствие), великого коноставла (предводителя западных наемников). Большую государственную роль стал играть татий дворца - наставник императорских детей . В областном управлении было сохранено и восстановлено фемное деление. Другими крупными осколками Византии были Эпирское царство на Балканах и Трапезундская империя в северо-восточной части Малой Азии. Последняя довольно скоро потеряла государственно-политическую общность с Византией, подпав под влияние институтов и политики Грузинского царства, переживавшего в ту пору короткое время расцвета.

После продолжительной военной и политической борьбы правителям Никеи удалось в 1261 г. восстановить империю, объединив некоторые наиболее важные центральные области под властью константинопольских императоров. В возрожденной Византии установилась власть новой династии Палеологов (1261-1453).

Возрожденная империя мало походила на прежнее могущественное государство. Ее территория и военные возможности сократились в несколько раз. В последний период истории Византии в ней упрочились и расширились отношения государственного феодализма. Одновременно начался общий упадок городской жизни, морской торговли. Господствующие позиции на Средиземном море захватили итальянские города. Это обусловило скорый упадок экономики Византии, с этим - и возможностей византийского государства. Важную роль в падении империи сыграли народно-крестьянские восстания на Балканах в первой половине XIV в. Во время некоторых из них даже образовывались своеобразные плебейские республики, на несколько лет выходившие из подчинения центральной власти.

С конца XIII в. самым опасным соперником для Византии стало государство турок-османов, переживавшее процесс своего становления (см. § 45). На протяжении XIV в. турки завоевали почти все владения Византии в Малой Азии, а к концу века начали овладевать Балканами. После выигранных сражений турки подчинили себе югославянские государства (Сербию, Болгарию). Территория Византии была сведена к Константинополю с несколькими островами. Империя стала вассалом османских султанов, платя большую дань. Наконец, в 1453 г. османы захватили и разгромили Константинополь. Последний император Константин XI погиб в сражении. Город был переименован в Стамбул, став столицей нового государства.

Пришел конец. Но еще в начале IV в. центр державы переместился в более спокойные и богатые восточные, балканские и малоазийские, провинции. Вскоре столицей стал Константинополь, основанный императором Константином на месте древнегреческого города Византия. Правда, и на Западе остались свои императоры - управление империей было разделено. Но старшими считались именно государи Константинополя. В V в. Восточная, или Византийская, как говорили на Западе, империя устояла под ударом варваров. Более того, в VI в. ее властители отвоевали многие земли занятого германцами Запада и удерживали их два столетия. Тогда они являлись римскими императорами не только по титулу, но и по сути. Лишившись к IX в. значительной части западных владений, Византийская империя тем не менее продолжала жить и развиваться. Она просуществовала до 1453 г ., когда последний оплот ее власти - Константинополь пал под напором турок. Все это время империя оставалась в глазах подданных законной преемницей . Ее жители называли себя ромеями , что по-гречески значит «римляне», хотя основную часть населения составляли греки.

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порой простиравшей власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром стало историческим уделом Византийской империи. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла собственным историческим путем , во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

Карта Византийской империи

История Византийской империи

Культура Византийской империи создавалась многими народами. В первые века существования ромейской державы под властью ее императоров находились все восточные провинции Рима: Балканский полуостров, Малая Азия, юг Крыма, Западная Армения, Сирия, Палестина, Египет, северо-восток Ливии . Создателями нового культурного единства были , римляне, армяне, сирийцы, египетские копты и селившиеся в границах империи варвары.

Самым мощным культурным пластом в этом культурном многообразии было античное наследие. Задолго до появления Византийской империи благодаря походам Александра Македонского все народы Ближнего Востока подверглись мощному объединяющему воздействию древнегреческой, эллинской, культуры. Этот процесс получил название эллинизации. Перенимали греческие традиции и переселенцы с Запада. Так что культура обновленной империи складывалась как продолжение главным образом культуры древнегреческой. Греческий язык уже в VII в. безраздельно господствовал в письменной и устной речи ромеев (римлян).

Востоку, в отличие от Запада, не довелось испытать разорительных варварских набегов. Потому здесь не было страшного культурного упадка. Большинство древних греко-римских городов продолжало существовать и в византийском мире. В первых веках новой эры они сохраняли прежний облик и устройство. Как и в Элладе, сердцем города-оставалась агора - обширная площадь, где прежде проводились народные собрания. Теперь, впрочем, народ все чаще собирался на ипподроме - месте представлений и скачек, объявления указов и публичных казней. Город украшали фонтаны и статуи, великолепные дома местной знатии общественные здания. В столице - Константинополе - лучшими мастерами возводились монументальные дворцы императоров. Самый известный из ранних - Большой императорский дворец Юстиниана I, прославленного победителя германцев, правившего в 527-565 гг., - был воздвигнут над Мраморным морем. Внешний вид и убранство столичных дворцов напоминали о временах древних греко-македонских владык Ближнего Востока. Но византийцы использовали и римский градостроительный опыт, в частности водопроводную систему и бани (термы).

Большинство крупных городов античности осталось центрами торговли, ремесла, науки, литературы и искусства. Таковы были Афины и Коринф на Балканах, Эфес и Никея в Малой Азии, Антиохия, Иерусалим и Берит (Бейрут) в Сиро-Палестинс, Александрия в древнем Египте.

Крушение многих городов Запада привело к смещению торговых путей на восток. В то же время нашествия и захваты варваров сделали сухопутные дороги небезопасными. Закон и порядок сохранялись только во владениях константинопольских императоров. Поэтому «темные», наполненные войнами столетия (V- VIII вв.) стали порой расцвета византийских портов . Они служили и перевалочными пунктами для военных отрядов, отправлявшихся на многочисленные войны, и стоянками сильнейшего в Европе византийского флота. Но главным смыслом и источником их существования была морская торговля. Торговые связи ромеев простирались от Индии и до Британии.

В городах продолжали развиваться античные ремесла. Многие изделия ранневизантийских мастеров являются настоящими произведениями искусства . Шедевры ромейских ювелиров - из драгоценных металлов и камней, из цветного стекла и слоновой кости - вызывали восхищение в странах Ближнего Востока и варварской Европы. Германцы, славяне, гунны перенимали мастерство ромеев, подражали им в собственных творениях.

Монеты в Византийской империи

Во всей Европе долгое время обращалась только ромейская монета. Константинопольские императоры продолжали чекан римских денег, внося лишь незначительные изменения в их внешний вид. Право римских императоров на власть не подвергалось сомнению даже лютыми врагами, и единственный в Европе монетный двор был тому подтверждением. Первым на Западе осмелился начать чекан собственной монеты франкский король во второй половине VI в. Однако и тогда варвары лишь подражали ромейскому образцу.

Наследие Римской империи

Еще заметнее римское наследие Византии прослеживается в системе управления государством. Политические деятели и философы Византии не уставали повторять, что Константинополь - Новый Рим, что они сами - ромеи, а их держава - единственная хранимая Богом империя. Разветвленный аппарат центральной власти, налоговая система, правовая доктрина незыблемости императорского единодержавия сохранились в ней без принципиальных изменений.

Быт императора, обставленный с необычайной пышностью, преклонение перед ним были унаследованы от традиций Римской империи. В позднеримский период, еще до византийской эпохи, дворцовые ритуалы включили в себя многие элементы восточных деспотий. Василевс, император, появлялся перед народом только в сопровождении блестящей свиты и внушительной вооруженной охраны, следовавших в строго определенном порядке. Перед василевсом простирались ниц, во время тронной речи его закрывали специальными занавесями, сидеть в его присутствии получали право единицы. К его трапезе допускались лишь высшие чины империи. Особенно помпезно обставлялся прием иноземных послов, которых византийцы старались поразить величием власти императора.

Центральное управление концентрировалось в нескольких ведомствах-секретах: Шваз ведомстве логофета (управителя) геникона - главном налоговом учреждении, ведомстве воинской кассы, ведомстве почты и внешних сношений, ведомстве по управлению имуществом императорской семьи и др. Помимо штата чиновников в столице каждое ведомство имело должностных лиц, посылаемых с временными поручениями в провинции. Существовали еще и дворцовые секреты, которые управляли непосредственно обслуживавшими царский двор учреждениями: продовольственными, гардеробными, конюшенными, ремонтными.

Византия сохранила римское право и основы римского судопроизводства. В византийскую эпоху завершилась разработка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоретические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, было уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы уголовного права и процесса.

Наследием Римской империи была и четкая налоговая система. Свободный горожанин или крестьянин платил в казну налоги и пошлины со всех видов своего имущества и с любого рода трудовой деятельности. Он платил и за владение землей, и за сад в городе, и за мула или овец в хлеву, и за помещение, сдаваемое внаем, и за мастерскую, и за лавку, и за корабль, и за лодку. Практически ни один товар на рынке не переходил из рук в руки, минуя бдительное око чиновников.

Военное дело

Сохранила Византия и римское искусство ведения «правильной войны». В империи бережно хранили, переписывали и изучали древние стратегиконы - трактаты о воинском искусстве.

Периодически власти реформировали армию, отчасти из-за появления новых врагов, отчасти для ее соответствия возможностям и потребностям самого государства. Основой византийского войска стала кавалерия . Ее количество в составе армии колебалось от 20 % в позднеримское время до более чем одной трети в X в. Незначительной частью, но очень боеспособной стали катафрактарии - тяжелая кавалерия.

Военный флот Византии также был прямым наследством Рима. О его силе говорят следующие факты. В середине VII в. император Константин V смог послать в устье Дуная для ведения боевых действий против болгар 500 судов, а в 766 г. - даже свыше 2 тыс. Самые крупные корабли (дромоны) с тремя рядами весел брали на борт до 100- 150 воинов и примерно столько же гребцов.

Новшеством на флоте стал «греческий огонь» - смесь нефти, горючих масел, асфальта серы, - изобретенный в VII в. и наводивший ужас на врагов. Он выбрасывался из сифонов, устроенных в виде бронзовых чудовищ с разинутыми пастями. Сифоны можно было поворачивать в разные стороны. Выбрасываемая жидкость самовоспламенялась и горела даже на воде. Именно при помощи «греческого огня» византийцы отбили два арабских вторжения - в 673 и 718 гг.

Превосходно было развито в Византийской империи военное строительство, опиравшееся на богатую инженерную традицию. Византийские инженеры - строители крепостей славились далеко за пределами страны, даже в далекой Хазарии, где по их планам возводилась крепость

Приморские крупные города кроме стен защищались подводными молами и массивными цепями, преграждавшими вход вражескому флоту в бухты. Такими цепями замыкались Золотой Рог в Константинополе и залив Фессалоники.

Для обороны и осады крепостей византийцы использовали различные инженерные сооружения (рвы и частоколы, подкопы и насыпи) и всевозможные орудия. В византийских документах упоминаются тараны, подвижные башни с перекидными мостками, камнеметные баллисты, крюки для захвата и разрушения осадных приспособлений врага, котлы, из которых кипящая смола и расплавленный свинец выливались на головы осаждавших.

Восточная Римская империя, созданная в начале IV века и получившая название Византийской, просуществовала почти одиннадцать столетий. Вся власть в государстве – военно-бюрократической монархии, – принадлежала императору, имевшем при себе совещательный орган – сенат. Базилевса провозглашала армия, сенат, народ – власть не передавалась по наследству, хотя в Византии и были императорские династии.

Вершиной расцвета Византийской империи многие историки считают правление императора Юстиниана (527–565 годы).

Император, получивший власть в 45 лет, начал свое правление с кодификации права. Собранные законы римских императоров за последние 400 лет, а также другие законодательные акты были разделены по отраслям права и составили свод гражданского права – Corpus juris civilis, в который вошли «Кодекс Юстиниана», конкретные законы – «Дикесты» и «Институции» – руководство по изучению права. Было провозглашено равенство граждан перед законом, определено понятие имперского гражданства, создана система регулирования института частной собственности. Р.Ю. Виппер писал:

«Кодекс Юстиниана уяснил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства. Свод Юстиниана имеет громадную важность не только для его эпохи, но и для всей дальнейшей истории. При его помощи последующие народы и их правители учились тому, как нужно управлять государством, как надо понимать законы, как надо смотреть на власть государя.

Создатель кодекса правовед Требониан предусмотрел возможность освобождения от рабства – раб становился свободным при службе в армии или ухода в монастырь. В семье права мужчины и женщины были равными. Смертной казни – четвертованию, обезглавливанию, сожжению, распятию, травле дикими зверями, поркой до смерти, – карались многие нарушения закона, самым страшным из которых было «оскорбление величества». Казнили как за словесное оскорбление императора, так и за повреждение его «портретов», в то время скульптурных изображений.

И.М.Дьяконов писал:

«Заслуга составителей Кодекса Юстиниана – и прежде всего их руководителя Требониана заключалась в разработке целой системы юридического мышления, юридических дефиниций, вследствие чего римское право имело громадное влияние на позднейшее европейское право, вплоть до нашего времени».

Только что принятые законы были нарушены почти сразу – во время народного восстания «Ника» в Константинополе в 532 году. Сгоревший город был восстановлен, а Юстиниан начал считать свою власть божественной. Ему сделали двойной трон – слева сидел базилевс, а правая часть была пуста: считалось, что там незримо сидит Господь.

Юстиниан начал восстановление Римской империи. Многие земли, принадлежащие ранее Риму, в результате многолетних кровопролитных войн вошли в состав Византии, в которой было построено более сотни новых городов. Средиземное море опять стали называть «Римским озером». В результате четвертьвековых войн казна империи опустела, экономика страны была подорвана, а лучшие воины-ромеи погибли. Начавшая после смерти Юстиниана смута «расстроила дела империи». Один из предшественников Юстиниана на византийском троне говорил: «Я не сделал ничего такого, в чем должен бы раскаиваться, я смотрел на власть, как на истечение могущественного, я старался сохранить ее незапятнанной, управляя государством с умеренностью и воюя лишь по необходимости».


В результате войн Византии с арабами и славянами к IX веку территория империи сократилась вдвое, как и количество ее граждан. Византийская империя этого периода – государство процветающих интриг, коррупции и воровства. История империи наполнена мятежами, заговорами, переворотами, политическими изменами и убийствами. Особенно процветала политическая интрига, сопровождавшаяся коварством, жестокостью и цинизмом. Императоры резались за власть, сокращая количество своих подданных. Борьба за престол не может себе позволить роскошь соблюдать законы, даже если это кодекс Юстиниана.

Историк того времени писал:

«После того, как римская армия присвоила себе право избирать императоров и стала возводить на трон людей самого низкого достоинства и звания, любой мог надеяться достичь этого высшего поста в государстве. Чтобы добиться его, следовало всего лишь применять в нужное время и в нужном месте подлость, коварство и убийство. Таковы были заговоры, потрясавшие в течение долгого времени, Константинополь. Редко, когда кто-либо из императоров оканчивал свои дни в покое, передавая власть законным наследникам».


Ситуация в империи изменилась в период правления императоров Македонской династии (вторая половина IX – середина XI века), раздавших государственные земли знати и военачальникам; землю обрабатывали зависимые крестьяне. Земельные магнаты составили класс феодалов. Ополчение воинов-стратегов, соответствовавших по типу европейским рыцарям и японским самураям, было заменено катафрактариями – закованной в броню тяжеловооруженной конницей.

И.М.Дьяконов писал:

«В середине IX века значительно уменьшившаяся Византия сплачивается в сильное централизованное государство, а в XI_XII веках в ней создается система условного, «феодального» владения с «сеньериальной» системой эксплуатации крестьян при одновременном их государственном обложении».

Существованию и развитию империи помогло развитие ремесел, внешней торговли и товаро-денежных отношений. Бурно развивавшиеся византийские города стали хозяевами среднеземноморской торговли. Константинополь – центр торговых путей между Западом и Востоком, стал богатейшим городом того времени. Развивается черноморская торговля. Развитию государства способствует подъем культуры. В Константинопольском университете преподаются арифметика, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка. Система просвещения создается по всей империи. В конце XI века патриарх Фотий собирает лучшую библиотеку того времени.

В 988 году в Херсонесе принимает православие великий киевский князь Владимир. За столетие до этого Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность и перевели на славянский язык Библию. Начинается духовный, а за ним и политический подъем в славянском мире, развивается архитектура, литература, живопись. Однако византийские императоры считали, что крещение варваров – так они называли славян – означает автоматическое подчинение славянских государств базилевсу Византии. Это и стало одной из главных причин падения империи в 1453 году.


Императоры династии Комнинов вошли в историю как высокопрофессиональные политики, дипломаты, военачальники, опиравшие на провинциальную знать. Местные феодалы, однако, не смогли стать решающей силой в империи – армия Византии состояла в основном из наемников, подчинявшихся платившему им императору.

Характерным примером византийской политической интриги стал захват власти в империи Андроником Комнином в 1182 году.

После смерти императора Мануила Комнина власть пришла к его одиннадцатилетнему сыну Алексею. Андроник был его родственником и жил в Византии, дав слово не участвовать в заговорах против власти малолетнего базилевса. Когда правившая за сына Мария Антиохийская ослабила свою власть в междоусобной борьбе за престол, поддержавший ее Андроник заодно и вступил в Константинополь как освободитель народа, прекративший смуту в государстве.

Андроник обратился к народу, только что дравшемуся в уличных боях, обещая ему благоденствие в империи. Объявив, что власть ему не нужна, так как он просто сын отечества, Андроник сказал, что благополучию в государстве мешает вредное влияние на малолетнего императора его матери, союзницы Андроника Марии Антиохийской. Он попросил ее «добровольно» отказаться от власти, и она отказалась. Андроник пообещал народу создать национальное правительство и «унять» местную аристократию и дворянство, заступиться за мелких землевладельцев.

Андроник отменил самые непосильные налоги, уволил самых зарвавшихся чиновников. Одновременно он устранил всех конкурентов в борьбе за престол. Родственники императора арестовывались и неожиданно умирали. Оставшимся в живых в судах выносили смертные приговоры.

Объявив, что не может гарантировать жизнь императора, Андроник арестовал его мать. Появившиеся свидетели показали, что императрица – франкский шпион. Смертный приговор своей матери утвердил мальчик-император. Когда Марию душили в камере, перед ее лицом держали приговор с подписью его сына. Впрочем, правители Византии за ее историю совершили все преступления, подвластные земному и божественному суду, причем делали это часто, и с наслаждением. Унять самодержца всегда было очень сложно. С «унимающими» не разбирались, их казнили. Некоторые историки писали, что в соседних государствах было еще хуже.

Через несколько месяцев после казни регентши, «группа граждан» обратилась к Андронику с предложением принять корону базилевса. Андроник публично отказался и по улицам Константинополя прошли демонстрации в поддержку просьбы «группы граждан». Когда придворные одевали на нового императора мантию и корону, он стал отбиваться и его «силой» втащили на трон. Слезать с трона Андроник не стал – он заплакал и сказал, что «покоряется воле народа». Он поклялся помогать малолетнему императору в управлении Византией. Через несколько дней мальчика-базилевса задушили, а его голову принесли Андронику, который несколько дней любовался ею, говоря: «Отец твой был лжецом, мать – развратницей, а сам ты – трусом».

Совершив после этого несколько преступлений, за которые по законам Византийской империи полагалась смертная казнь в виде сожжения, Андроник Комнин стал править империей. Через двадцать лет рыцари – участники Первого Крестового похода неожиданно изменили цель своего похода, захватили Константинополь и основали на Босфоре Латинскую империю.

Константинополь захватили войска, численность которых на несколько порядков было меньше византийской армии. Еще Алексей Комнин, считавшийся знаменитым императором, не мог найти на ответственные государственные должности сановников, которые соглашались вставать раньше 9 часов утра и начинать рабочий день до 12 часов пополудни.


Империю в 1261 году восстановил Михаил Палеолог. Перед избранием Михаил «обещал народу»:

– назначать на высшие должности в империи только достойных людей;

– не посягать на имущественные права граждан;

– не устанавливать новых налогов;

– не принимать доносов и гарантировать правосудие;

– увеличить жалованье ученым империи;

– гарантировать солдатам и их семьям сохранение за ними земельных участков.

Палеологи правили Византией до ее падения.


В 1453 году Константинополь осадила громадная турецкая армия Мехмеда II. Осаду ожидали. Из казны были выделены деньги на ремонт укреплений, тут же украденные первым министром императора. Крепостные стены остались в запущенном состоянии и никто из обреченных жителей города не озаботился этим или не достучался до императора. Чуть позднее не удосужившийся проверить расходование средств император был зарублен как раз у не отремонтированной стены.

Свои услуги для обороны Константинополя предложил тогдашний артиллерийский гений венгр Урбан. В византийской казне не нашлось денег на оплату труда артиллериста. Деньги нашел султан Мехмед II, и пятисоткилограммовые ядра урбановских пушек разнесли не отремонтированные константинопольские стены.


Историки назвали основные причины гибели Византии:

– громадный разрыв в обществе между бедными и богатыми;

– отсутствие справедливых судебных решений для обычных подданных;

– пренебрежительное отношение власти к своей армии и флоту;

– громадная коррумпированная чиновничья – бюрократическая система управления империи;

– презрение столицы империи к провинциям государства.


Валентин Иванов писал в своей работе «Русь изначальная» о Византии:

«Подданный не имеет воли и иного назначения, кроме содействия империи. Так называемые жертвы подданного на самом деле суть единственное его назначение, и лишь они определяют его право на земное существование. Отказывающийся выполнять обязанности по отношению к империи тем самым ставит себя вне права на жизнь, так как общее благо воплощено в благе империи».

ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВИЗАНТИИ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

ВИЗАНТИЯ

Образование Византийской империи. В 395 г. произошел официальный раздел Римской империи на Западную и Восточную. Позднее Восточно-Римская империя получила названия Византия, так как еще в 330 г. император Константин I Великий (306-337) перенес столицу своего государства из Рима в Византий - древнюю мегарскую колонию на Босфоре. Город был переименован в Константинополь. Перенесение столицы на берега Босфора объясняется удачным положением города: здесь пересекались торговые пути из Европы в Азию и из Черного моря в Эгейское. Константинополь являлся превосходно укрепленным военно-стратегическим центром. Кроме того, в период домината центр экономической и культурной жизни Римской империи все явственнее перемещался на Восток.

Византия включала в свой состав Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию Палестину, Египет, Киренаику, Северную Месопотамию, часть Армении, острова Эгейского моря, южный берег Крыма и т.д. Население Восточно-Римской империи было разноэтничным. Ее населяли: греки, фракийцы, иллирийцы, многочисленные эллинизирванные малоазийские племена, сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты, готы и т.д. Господствующее положение среди них занимали греки. Поэтому греческий язык получил статус государственного. Хотя романизация Византии и носила поверхностный характер, ее жители называли себя ромеями (римлянами), а государство Ромейским.

Аграрный строй. В состав Византийской империи входили области с различными природно-климатическими условиями, что позволяло развивать все отрасли сельского хозяйства. Широкому распространению хлебопашества способствовали традиции древней земледельческой культуры, особенно в Египте, Сирии, Северной Месопотамии, где значительную роль играла ирригация. Виноградники и оливковые рощи славились далеко за пределами Балканского полуострова. Население Малой Азии наряду с земледелием активно занималось скотоводством.

Существенные особенности социально-экономического развития Восточной Римской империи позволили ей легче перенести кризис III в., а затем, выдержав натиск варварских племен, вступить на новый путь развития. Во-первых, упадок сельского хозяйства в Византии проявился позднее (в VI в.) чем на Западе. Во-вторых, крупное землевладение латифундиального типа развивалось здесь медленнее и не в таких масштабах как в западной части империи. Крупные земельные владения в Византии принадлежали императорскому фиску и церкви. В-третьих, в Подунавье, в Македонии, во Фракии и Малой Азии в IV-VI вв. возрастала роль свободных земледельцев и общины. Типичной формой соседской сельской общины в Ромейской державе являлась митрокомия , объединявшая земледельцев, владевших мелкими участками земли и обладавших широкими правами собственности на них. В деревне получила распространение долгосрочная аренда - эмфитевсис , - особенно на императорских и церковных землях. Чаще всего арендаторами были свободные земледельцы, реже крупные землевладельцы.


Рабский труд применялся в хозяйствах почти всех категорий византийских земельных собственников. Однако здесь он не играл такой значительной роли как на Западе. Более всего рабство было распространено в Греции, на западе Малой Азии, в Сирии и Египте. Для увеличения производительности рабского труда в сельском хозяйстве рабу стали предоставлять в пользование участок земли - пекулий . В Восточной Римской империи сильнее чем на Западе была развита система колоната . В IV-V вв. колоны делились на свободных, обладавших большим объемом личных и имущественных прав, и приписных, считавшихся «рабами земли», но не рабами господина. В VI в. положение колонов ухудшается. Стирается грань между свободными и приписными колонами.

Существование многочисленных свободных земледельцев и сельской соседской общины, широкое распространение колоната и рабства с предоставлением пекулия способствовали большей экономической устойчивости Византии, замедлению темпов кризиса рабовладельческого строя, его окончательного разложения, а затем и процесса феодализации Восточной Римской империи.

Города, ремесло и торговля. В то время как на Западе города пришли в упадок в Византии в IV-VI вв. они продолжали развиваться как центры ремесла и торговли. Самым крупным из них являлся Константинополь - столица империи. Здесь были собраны искусные ремесленники различного профиля. Слава ромейских архитекторов, иконописцев, специалистов по мозаике, ювелиров доходила до самых отдаленных уголков Старого Света. Константинопольские центры изготовления рукописных иллюстрированных книг (скриптории) пользовались широкой известностью. Кроме Константинополя значительными экономическими центрами империи являлись Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Эдесса в Северной Месопотамии, Тир и Бейрут в Финикии, Эфес, Смирна, Никея, Никомидия в Малой Азии, Фессалоника и Коринф на Балканах.

Высококачественная продукция византийских мастеров долгое время оставалась недосягаемым эталоном для ремесленников многих стран. Огромные и разнообразные запасы полезных ископаемых (железо, золото, медь, мрамор и т.д.) способствовали развитию горных промыслов, оружейного дела, изготовлению орудий труда для ремесла и сельского хозяйства. Строительная техника, стекольное и текстильное производство постоянно совершенствовались и достигли довольно высокого уровня, особенно выработка полотняных и шерстяных тканей. В середине VI в., тайно раздобыв на Востоке личинки шелковичного червя, византийцы начали собственную выделку шелка.

Развитию византийского мореплавания и морской транзитной торговли способствовало обилие удобных гаваней и господство над Босфором и Дарданеллами. Ромейские купцы на востоке достигали Индии, Цейлона и Китая, на юге - Эфиопии и Аравии, на северо-западе - Британских островов и Скандинавии. Возросла торговля империи с Северным Причерноморьем и Кавказом. В течение всего этого периода Восточно-Римское государство являлось великой морской державой и осуществляло гегемонию на Средиземном море. Солиды (византийские золотые монеты) играли роль международной валюты.

В IV-VI вв. в ремесленном производстве Византии довольно широко применялся труд рабов. Благодаря этому имперские города, в которых в основном концентрировались ремесленники, долгое время оставались оплотом рабовладельческих отношений. Часть рабов работала в эргастериях (мастерских, принадлежащих частным лицам). Другие, подразделявшиеся на государственных рабов и рабов, находившихся в ведении муниципальных властей отдельных городов в подавляющем большинстве трудились в императорских мастерских, монополизировавших изготовление оружия и одежды для армии, а также предметов роскоши для императорского двора.

Для повышения производительности труда рабов-ремесленников все шире практикуется предоставление рабу пекулия в виде мастерской или лавки. Но часто наряду с эргастериями известное значение приобретают небольшие мастерские лично свободных ремесленников. Последние в некоторых городах объединялись в корпорации.

Высокий уровень ремесленного производства, большие доходы от богатых городов и широкой морской торговли, значительные налоговые поступления от сельского населения и императорских поместий давали правительству возможность распоряжаться огромными средствами, содержать сильную армию (часть которой составляли иноземные наемники) и флот. Все это помогло Византии в отличие от Запада, где города в это время пришли в упадок, выдержав варварский натиск, сохраниться в виде независимого государства с сильной централизованной властью.

Государственное устройство. В 476 г. Одоакр, возглавлявший служивших в Италии германских наемников, сверг последнего западноримского императора Ромула Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Теперь Византия выступала как единственная законная наследница Рима и претендовала на господство во всем цивилизованном мире. Варварские королевства Западной Европы вплоть до создания империи Карла Великого формально признавали верховную власть константинопольских императоров.

В Византии сформировалась идея о божественном происхождении императорской власти, причем обожествлялся сан императора (василевса), а не сам император. Василевс являлся повелителем всех христианских народов. Он сосредоточил в своих руках всю исполнительную и законодательную власть и был окружен поклонением и восточной роскошью. В государстве ромеев не было твердых правил престолонаследия. При благоприятных обстоятельствах трон мог занять выходец из любого социального слоя, представитель любого народа, входившего в состав империи. Теоретически власть императора ограничивалась сенатом (синклитом) , консисторием (государственным советом) и димами (организациями свободных граждан византийских городов). Димы (от греч. «демос» - народ) выполняли хозяйственные, политические и военные функции. При осуществлении своей политики император должен был считаться и с церковью.

Государственное устройство Византии развивалось на традициях домината. В императорском дворце сосредоточилось центральное управление, которое делилось на ряд ведомств. Ведомствами руководили высшие чиновники, назначенные императором. Центральной власти подчинялось провинциальное управление, которое также было строго централизовано. Верховная власть постоянно и упорно боролась с любыми проявлениями провинциального сепаратизма. Табель о рангах определяла иерархию византийского бюрократического аппарата.

От поздней Римской империи Византия унаследовала систему налогообложения и организацию армии. В IV-VI вв. землевладельцы все чаще отказываются от поставки рекрутов в армию и заменяют ее денежными взносами. Наемники из варварской среды начинают играть все большую роль в византийском войске. Однако значительную часть армии и особенно флота составляли подразделения, сформированные на основе местного свободного населения. Это существенно повышало боеспособность византийских войск по сравнению с армией Западной Римской империи.

Церковь и еретические движения. В IV в. христианская церковь стала союзницей и опорой государства в идеологической и социально-политической сферах жизни византийского общества.

Церковная организация в Византии находилась в большей зависимости от императорской власти чем на Западе. Уже в это время намечаются различия между западной и восточной церквами как в организационной сфере, так и в области церковной догматики. Константинопольский патриарх постоянно соперничает с римским первосвященником за главенство в христианском мире.

В IV-VI вв. в Византии складывается сложная и разветвленная церковная организация. Духовенство было освобождено от налогов (за исключением поземельного) и повинностей. Высшие церковные иерархи имели право суда над клириками. В то же время церковь в провинциях обладала многочисленными земельными владениями, которые обрабатывались рабами, колонами и мелкими арендаторами, а в городах владела эргастериями и лавками.

В ожесточенной социально-политической и богословской борьбе вырабатывались основные догматы христианства. Главный догмат христианского символа веры о «троичности бога» породил длительные споры и противоречивые истолкования, давшие жизнь различным народно-еретическим движениям. Колыбелью многих из них являлась Византия. Пестрота еретических учений была необычайна: от радикальных дуалистических сект демократического характера, подобных манихеям, монтанистам и мессалианам, до более умеренных, не согласных с догматами господствующей церкви, как ариане, несториане и монофиситы. Наибольшее распространение радикальные еретические движения имели среди сельского населения империи, хотя они широко проникли и в городскую среду. К социальным мотивам народно-еретических учений зачастую примешивались политические интересы различных племен и социальных групп, участвовавших в религиозно-догматической борьбе.

Эпоха правления Юстиниана. Византия на раннем этапе своей истории достигла наивысшего могущества при императоре Юстиниане I (527-565). Это время внутренней стабилизации империи. Ромеи не только отражали натиск варваров, но и были в состоянии проводить широкую завоевательную политику.

Юстиниан - одна из самых колоритных, ярких, сильных, но вместе с тем противоречивых фигур на византийском престоле. Он родился в Македонии в многодетной семье бедного иллирийского крестьянина. Император Юстин I (518-527), дядя Юстиниана, взошел на престол в результате военного переворота. Солдатский император вызвал в столицу своего племянника и сделал его соправителем. После смерти Юстина Юстиниан стал полновластным хозяином огромной империи. Его историограф Прокопий Кесарийский в своих трудах создал двойственный образ императора. Умный, властный и энергичный правитель, неутомимый труженик, инициатор многих реформ, он всю жизнь посвятил осуществлению идеи возрождения былого могущества Римской империи. Но под маской великодушия, простоты и внешней доступности скрывалась натура беспощадная, двуличная и коварная. Верной помощницей Юстиниана являлась его жена Феодора. В молодости она была актрисой на цирковых подмостках и куртизанкой, но, став благодаря редкой красоте и необычайному обаянию императрицей, проявила недюжинный государственный ум, твердую волю, активно участвовала в управлении страной.

Во внутриполитической деятельности Юстиниан проводил курс на усиление централизации государства и укрепление его экономики. Он всемерно способствовал активизации торговли и поискам новых торговых путей. Многие города империи (в первую очередь Константинополь) становятся центрами международной торговли, что дает дополнительный толчок к подъему ремесленного производства, к пополнению государственной казны и росту муниципальных доходов. Это дало возможность императору финансировать в городах строительство дворцов и храмов (в столице между 532-537 гг. возвели храм Святой Софии), создавать мощные оборонительные сооружения.

Покровительствуя росту крупного церковного землевладения, Юстиниан в то же время оказывал поддержку и средним слоям землевладельцев. Явственно прослеживается, проводимая Юстинианом (правда не всегда последовательно), политика ограничения власти старой сенаторской аристократии и других крупных землевладельцев.

С 528 по 534 гг. созданная Юстинианом комиссия из видных юристов во главе с Трибонианом провела кодификацию римского права. Свод гражданского права Юстиниана состоял из Кодекса - основных установлений действующего римского права, Дигест - обширного сборника правовых положений, заимствованных у римских юристов, Институций - краткого руководства по юриспруденции и Новелл - новых законов, изданных самим Юстинианом.

В византийском законодательстве, как и во всех сферах жизни империи наблюдается борьба рабовладельческих устоев с нарождающимися феодальными. Так как в государстве ромеев в VI в. господствовали основы рабовладельческого строя, то фундаментом «Свода гражданского права» являлось старое римское право, которое накладывало отпечаток консерватизма на законодательство Юстиниана. Однако в «Новеллах» можно заметить и прогрессивные изменения, произошедшие в общественной жизни. Идеи неограниченной власти государя-самодержца и союза государства с христианской церковью становятся центральными среди социально-политических идей законодательства Юстиниана. Получил четкое юридическое оформление институт колоната, облегчались условия отпуска рабов на волю, поощрялось предоставление рабам пекулия.

Строгой регламентации и охраны права частной собственности требовало наличие в Византии IV-VI вв. крупных городских центров с развитыми ремеслом и торговлей. В сфере частноправовых отношений отменялись старые, изжившие себя формы собственности и вводилось юридическое понятие единой полной частной собственности - основы всего гражданского права.

«Свод гражданского права» Юстиниана сохранил свое значение на протяжении всего периода средневековья, а затем его основные положения были использованы в буржуазном обществе.

Восстание «Ника». Проведенное Юстинианом резкое повышение налогов было вызвано активной строительной деятельностью, содержанием разветвленного государственного аппарата, активной завоевательной политикой, роскошью императорского двора, что в свою очередь вызвало недовольство подданных и привело в 532 г. к восстанию, известному в историографии как восстание «Ника». Клич повстанцев «Побеждай» (по-гречески «Ника» дал название всему движению, которое было связано с обострившейся борьбой цирковых партий «Константинополя». Цирк (ипподром), где проходили конные ристания и различные спортивные игры, служил местом многолюдных собраний, являлся центром социально-политической борьбы. Цирковые партии были не только спортивными, но и политическими организациями. Свои названия они получили по цвету одежд возниц, участвовавших в конных состязаниях: венеты («голубые»), прасины («зеленые»), левки («белые»), русии («красные»). Наибольшим политическим весом обладали партии венетов и прасинов. Сенаторская аристократия и крупные землевладельцы возглавляли партию венетов. Владельцы крупных ремесленных эргастериев и купцы, торговавшие с восточными провинциями империи составляли основную массу партии прасинов. Цирковые партии самым тесным образом были связаны с византийскими городскими димами. Рядовые члены димов, относившиеся к средним и низшим слоям свободного населения городов, также входили с состав цирковых партий. Между прасинами и венетами существовали и религиозные разногласия. Венеты являлись сторонниками ортодоксальной церкви, прасины придерживались монофиситства. Покровительство Юстиниана партии венетов и преследование прасинов вызвало ненависть последних к правительству.

11 января 532 г. на константинопольском ипподроме прасины подняли восстание против правительства. Вскоре к ним присоединилась часть венетов. Низы обеих партий требовали сокращения налогов и отставки наиболее ненавистных чиновников. Начались грабежи и поджоги домов знати и правительственных зданий. Затем возмущение восставших обратилось на самого Юстиниана, который со своими приближенными был осажден во дворце. Император решился бежать из столицы, но Феодора потребовала, чтобы он взял себя в руки и напал на восставших. Среди восставших к этому времени начался раскол. Часть аристократии из партии венетов, недовольная требованиями средних и низших слоев населения, отошла от восстания. Верные Юстиниану войска под предводительством полководцев Велисария и Мунда напали на собравшийся на ипподроме народ и перебили около 30 тыс. человек. После подавления восстания «Ника» прослеживается поворот политики Юстиниана в сторону реакции. Но народные выступления в империи не прекращались.

Внешняя политика Юстиниана. Идея восстановления Римской империи являлась стержнем внешней политики Юстиниана. Чтобы осуществить свои замыслы ему необходимо было покорить варварские королевства, возникшие на обломках Западной Римской империи. Королевство вандалов и алан, раздираемое внутренними междоусобицами вандало-аланской знати, первым подверглось ударам превосходящих сил византийской армии под руководством полководца Велисария. Недовольство местных берберийских племен правлением вандалов, помощь византийцам со стороны римских рабовладельцев и ортодоксального духовенства против вандалов-ариан ускорили разгром. В 534 г. королевство вандалов и алан исчезло с политической карты Средиземноморья. Однако из-за недовольства населения восстановлением рабовладельческих порядков и введением непосильных налогов Северная Африка была полностью подчинена только к концу 40-х гг. VI в.

Летом 535 г. войска Велисария захватили Сицилию и, переправившись в Южную Италию, начали продвигаться к Риму. В 536 г. Велисарий взял Рим, опираясь на помощь италийских рабовладельцев и ортодоксального духовенства (готы, как и вандалы исповедовали арианство). Но против власти Юстиниана, восстановившего рабовладение, началось широкое народное движение, которое возглавил остготский король Тотила. В 546 г. он отвоевал у византийцев Рим, а вскоре изгнал ромеев с большей части Апеннинского полуострова, с Сицилии, Сардинии и Корсики. В 552 г. византийскому полководцу Нарсесу в битве у местечка Тагина удалось разбить армию Тотилы, от которого отвернулась часть повстанцев, недовольная его политикой компромиссов по отношению к италийским рабовладельцам и остготской знати. Сам Тотила погиб в бою. В 555 г. Италия была полностью завоевана византийцами.

Одновременно с завоеванием Италии Юстиниан начал войну против вестготов в Испании, где его войскам удалось захватить целый ряд стратегически важных объектов в юго-восточной части Пиренейского полуострова.

Таким образом, к государству ромеев были присоединены многие области, ранее входившие в состав Римской империи. Но недовольство покоренного населения реставраторской политикой Юстиниана, делало эти победы непрочными.

На Востоке на протяжении почти всего правления Юстиниана Византия вела изнурительные войны с Сасанидским Ираном за господство над Закавказьем и в первую очередь над территорией Лазики (Западной Грузии). Воспользовавшись тем, что к 540 г. империя прочно увязла в войне с остготами, сасанидский шах Хосров I Ануширван напал на Сирию. Затем военные действия, длившиеся с перерывами до 562 г., развернулись и в Закавказье. В итоге Лазика осталась под византийским контролем, остальная часть Грузии была закреплена за Ираном.

На северных границах империи Юстиниану почти ежегодно приходилось вести оборонительные и не всегда удачные войны против гепидов, герулов, гуннов-кутригуров, славян и других варварских племен, которые обычно после набегов уходили назад за Дунай. Однако с середины VI в. обстановка меняется. Усилившиеся славянские земледельческие племена, у которых в это время интенсивно идет распад родовых связей, теперь не боятся подходить к стенам Константинополя. Во времена Юстиниана ромеи еще с трудом отражают их нападения. Но после его смерти и ослабления византийской государственности в результате многочисленных войн славяне начинают планомерно заселять плодородные земли империи. Они приносят с собой на Балканы и в Малую Азию общинный строй и институты власти, характерные для периода «военной демократии» (совет старейшин, военный вождь - князь, народное собрание). Проникновение варваров на территорию Византии наложило свой отпечаток на дальнейшее экономическое и социально-политическое развитие империи.

Византия в конце VI - середине VII в. После смерти Юстиниана I ромейская держава, истощенная продолжительными войнами и непосильным налоговым бременем, вступает в полосу упадка. В это время кризис рабовладельческого способа производства в Византии достигает наивысшей степени остроты и характеризуется разрушением ирригационной системы, ухудшением агрикультуры, увеличением площадей заброшенных земель, ростом крупного землевладения, основанного уже на эксплуатации различных категорий зависимых земледельцев, распространением патроната. В личной зависимости от патрона (крупного землевладельца) оказываются не только отпускаемые на волю рабы, но и свободные земледельцы. Характерные для феодального общества формы ведения хозяйства получают все большее развитие. То же самое можно сказать и об общественных отношениях.

Складывающаяся в империи ситуация способствует развитию антиправительственного движения «разбойников» и колонов, которые с оружием в руках пытаются отстаивать свои права. Наиболее интенсивно эти процессы идут в Египте, Палестине, Сирии. В 602 г. вспыхивает восстание в армии, расквартированной на Дунае. Повстанцы провозглашают императором центуриона (сотника) Фоку, который начинает проводить политику террора против крупной земледельческой аристократии. В восточных провинциях Византии начинается гражданская война, в результате которой в 610 г. Фока был свергнут и казнен. Константинопольский престол занимает Ираклий (610-641) - представитель феодализирующейся провинциальной знати.

В начале VII в. на территорию империи усиливается проникновение славян, которые заселяю Фракию, Македонию Грецию, Далмацию и Истрию. К середине VII в. почти весь Балканский полуостров колонизован славянами, которые теперь устремляются в Малую Азию. В начале 80-х гг. VII в., пришедшие на Балканы из Северного Причерноморья тюркоязычные болгары, вместе со славянами создают Первое Болгарское царство.

В 627 г. при поддержке Хазарского каганата императору Ираклию на Востоке удалось разгромить Сасанидский Иран. Но с середины 30-х гг. VII в. на азиатские провинции Византии обрушились арабы. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук, а затем с 636 по 642 г. завоевали Египет, Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию, население которых, недовольное деспотическим правлением империи поддержало новых завоевателей. К концу VII в. арабы отторгают от ромейской державы ее североафриканские владения. В Закавказье Армения и Лазика стали независимыми от империи.

В Италии Константинополь контролирует лишь Равеннский экзархат, Апулию и Калабрию на юге Апеннинского полуострова, а также остров Сицилию. Со времен правления Юстиниана и до конца VII в. Византия потеряла приблизительно две трети своих земель. За это время изменился и этнический состав населения империи: значительная часть Балканского полуострова и территории на западе Малой Азии оказались заселенными славянами. На востоке Малой Азии появились поселения армян, персов, сирийцев и арабов.

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия.

Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV -середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап

(с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (XIII-XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII-XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.

Общественный строй. Господствующий класс Византии IV-VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа.

Состав эксплуатируемой части византийского общества также отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных категорий свободных. К последним относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - важная особенность общественного строя Византии.

Основные же формы феодального землевладения - условные земельные пожалования в виде иронии, арифмоса - утверждаются еще позже, в XI-XII вв.

Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства

С XI-XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет крестьян свободных и даже государственных, что свидетельствует о формировании в Византии землевладения феодального типа. Частновладельческие византийские крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов

Государственный строй. Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой

законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной.

Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената,

включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии.

Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы).

Их система была глубоко разработана. В X в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите).

Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными.

Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр - начальник дворца и квестор - главный юрист и председатель консистория. В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как воен-ные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти.

Общая характеристика и источники права Византии в IV-VII вв. Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы.

Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права.

Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года).

Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана . Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.

На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его

институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных

В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного права.

Потребности судебной практики делали необходимым переработку Свода законов Юстиниана и его изложение в краткой и понятной форме. В 726 году (по некоторым данным - в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога ("избранные законы"), явившаяся важнейшим этапом в развитии византийского права.

Составители Эклоги сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала, поэтому она состояла из 18 небольших титулов, некоторые из них включали только по одной статье. В самом подзаголовке к Эклоге указывалось, что она представляет собой сокращение и исправление "в духе большего человеколюбия" законодательства "великого Юстиниана".

В ряде своих списков Эклога дополнялась Земледельческим, Морским и Военным законами. Наибольшее значение из них имел Земледельческий закон, который по своему содержанию напоминал западноевропейские "варварские правды". Он восполнял существенный пробел Эклоги: регулировал отношения, складывавшиеся в сельских общинах, которые к VIII в. стали играть важную роль в жизни византийского общества

Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон, который в Западной Европе получил известность как Родосский морской закон. Составление этого сборника относится к VII-VIII вв. В нем были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской торговли и частично обработанные еще римскими юристами. Морской закон содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию груза в случае опасности на море

Результатом законодательных работ было издание в 879 году Прохирона, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии и оставил заметный след в истории права соседних славянских государств. было издано новое руководство по праву, которое

также имело целью "очищение старых законов" и облегчение пользования правом, изложенным в кодификации Юстиниана. Это руководство получило название Эпанагога Составленные таким образом около 890 г. под руководством видного юриста Симбация "Василики"

("Базилики"), т. е. "царские законы", призваны были заменить собой становившиеся все более труднодоступными для понимания (в том числе из-за языкового барьера) сборники права Юстиниана.

Рассказать друзьям