Основные экологические факторы и экологические группы растений презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему. Влияние экологических факторов земли на растения Влияние человека на растительный и животный мир

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Антропогенное воздействие на растительный мир.

Роль растений в биосфере Земли огромна благодаря их спо-собности осуществлять фотосинтез. Растительность оказывает влияние на все компоненты биосферы: атмосферу, гидросферу, почву, животный мир. Велика роль растений и в жизни людей.

Вся история человечества - это история его воздействия на леса. Вырубка лесов проводилась, чтобы освободить место для строительства городов, предприятий, устройства сельскохозяйст-венных угодий, в связи с использованием древесины в различных отраслях промышленности (строительный материал, спирт, цел-люлоза и др.), на транспорте.

Вырубая леса, человек не задумывался над возможными эко-логическими последствиями. В документах ООН определена ско-рость вырубки тропических лесов: около 11-12 млн. га в год (или14-20 га/мин); в мировом масштабе вырубка превышает прирост древесины в 18 раз.

Давайте вспомним, какова роль лесов в нашей жизни. Лес регу-лирует газовый режим (состав) атмосферы (это «фабрика» кислоро-да, «легкие» Планеты), защищает почвы от разрушения, регулирует речной сток, создает благоприятную среду жизни животным и чело-веку и др. Вырубая леса на склонах, мы вызываем образование овра-гов, интенсивный смыв почвы. Тем не менее, несмотря на огромную роль лесов в жизни на Земле, они интенсивно вырубаются.

В настоящее время в мире лесами покрыто около 3,8 млрд. га, или 30% суши. В России леса занимают 42% территории. В нашей стране различают следующие основные типы лесов:

хвойные (еловые, сосновые, пихтовые, кедровые, листвен-ничные);

широколиственные и смешанные (основные породы: дуб, липа, вяз; в северных районах к широколиственным породам примешиваются ель, пихта, сосна);

мелколиственные (береза, ольха, осина);

пойменные (тополь, ива, ольха черная).

Некоторые страны мира очень бережно относятся к своим лесным запасам; например, Япония вообще не сокращает свои леса, она ввозит древесину из стран Юго-Восточной Азии.

Для регистрации и принятия экстренных мер по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений создаются Красные книги. Эта работа ведется во всем мире, начиная с 60-х годов. В 1988 г. вышла Красная книга РСФСР (растения), в ко-торую занесены 533 вида и подвида растений, из которых 440 - покрытосеменных, 11 - голосеменных, 10 - папоротниковых, 4 - плауновидных, 22 - моховидных, 29 - лишайников, 17 - грибов.

Серьезной экологической проблемой в настоящее время яв-ляется опустынивание.

Пустыни существовали на Земле еще в доисторические вре-мена. И в наши дни естественные пустыни занимают по разным оценкам 8 млн. км" - прежде всего в пределах аридного пояса, охватывающего примерно 1/3 поверхности суши.

Понятие «опустынивание» сегодня рассматривается как си-ноним понятий «опустошение» земли, «деградация» земель в аридных районах, происходящих главным образом под влиянием человека. Следует подчеркнуть, что пустыня, особенно песчаная, - это далеко не пустое место, это зональный тип ландшафта, где в связи с недостатком влаги сформировались своеобразные почвен-но-растительный покров и животный мир, хорошо приспособ-ленные к существованию в засушливых (аридных) условиях.

Опустынивание усиливается в связи со вторичным засолени-ем территории. Известно, что в условиях засушливого климата поверхностные воды засолены легкорастворимыми солями на-трия, кальция, магния, хлора и др. Вторичное засоление вызыва-ется подъемом к поверхности сильно минерализованных грунто-вых вод. Этот подъем обычно обусловлен несоблюдением норм орошения полей, сетью каналов, проводящих воду на поля. «Лишняя» вода, поднимаясь, к поверхности, интенсивно испаря-ясь, засоляет верхний горизонт содержащимися в ней солями. Концентрация солей в таком почвенном растворе может быть в 100 раз больше, чем в воде, пошедшей на орошение.

Главный фактор современного процесса опустынивания - прежде всего деятельность самого человека, которая приводит к падению, или даже полному уничтожению биологического потен-циала территории, нарушению равновесия существующих экоси-стем. Среди антропогенных причин в первую очередь нужно от-метить избыточный выпас скота, вырубку лесов, а также чрез-мерную и неправильную эксплуатацию обрабатываемых земель (монокультурность, вспашка целины, возделывание склонов и др.).

Сегодня под угрозой опустынивания оказались еще 30-40 млн. км 2 в пределах более чем 60 стран.

В 1977 г. Международной конференцией ООН в Найроби был принят «План борьбы с опустыниванием», касающийся в первую очередь развивающихся стран. Однако осуществить его полностью не удалось по разным причинам, и прежде всего из-за острой нехватки средств.

Количество земли, приходящееся на одного жителя планеты, непрерывно уменьшается: много земли теряется в связи с урбаниза-цией, строительством водохранилищ, развитием неблагоприятных процессов - эрозии (смыв почвы) с засолением, дефляции (выдува-ние и разрушение почв), разрастания пустынь.

Посчитано, что количество земли, которое будет приходиться на одного человека в 2000 г., сократится по сравнению с 1975 г. в два раза
(с 0,31 до 0,15 га).

Интересно, а сколько земли необходимо человеку, чтобы обеспечить свою жизнь? По
данным крупного ученого-почвоведа В. А. Ковды (р. 1904 г.), такой земли требуется порядка 0,5 га: 0,4 га - для производства продовольствия и 0,1 га - для других нужд (жилище, коммуникации и др.). Ученые считают, что человечество за весь исторический период потеряло около 450 млн. га, при этом ежегодно теряется 6-7 млн. га земли.

Вопросы и задания

1.Какое значение имеют растения в природе и жизни че-ловека?

2.Как воздействует человек на растительный мир?

3.В чем заключается экологическая проблема опустыни-вания?

4.На основе справочных данных, приведите примеры ви-дов (подвидов) растений своего региона, занесенных в Красную книгу России.

Влияние человека на растительный и животный мир

Влияние человечества на экосистемы планеты

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Хостинг презентаций

Влияние антропогенных факторов на окружающую среду Работу выполнил студент 1 курса 173 группы Кузьмин Юрий

Влияние антропогенных факторов на окружающую среду. Антропогенные факторы - результат воздействия человека на окружающую среду в процессе хозяйственной и другой деятельности. Их можно разделить на 3 группы.

Первая факторы, оказывающие прямое воздействие на окружающую среду в результате внезапно начинающейся, интенсивной и непродолжительной деятельности. Например: прокладка автомобильной или железной дороги через тайгу, сезонная промысловая охота в определённом районе и т. д..

Вторая Косвенное воздействие через хозяйственную деятельность долговременного характера и малой интенсивности. Например: загрязнение окружающей среды газообразными и жидкими выбросами завода, построенного у проложенной железной дороги без необходимых очистных сооружений, приводящее к постепенному усыханию деревьев и медленному отравлению тяжёлыми металлами животных, населяющих окрестную тайгу.

Комплексное воздействие вышеперечисленных факторов, приводящее к медленному, но существенному изменению окружающей среды (рост населения, увеличение численности домашних животных и животных, сопровождающих человеческие поселения – ворон, крыс, мышей и т. д., преобразование земельных угодий, появление примесей в воде и т. п.). В результате в изменённом ландшафте остаются лишь растения и животные, сумевшие приспособиться к новому состоянию жизни. Например: хвойные деревья заменяются в тайге мелколиственными породами. Место крупных копытных и хищников занимают таёжные грызуны и охотящиеся на них мелкие куньи и т. п. Третья

В 20 в. антропогенные факторы стали играть значительную роль в изменениях климата, состава атмосферы и почвы, пресных и морских водоёмов, в сокращении площади лесов, исчезновении многих видов растений и животных.

Влияние человека на окружающую среду В настоящее время в среде, окружающей человека, происходят изменения, связанные с влиянием научно-технической революции, хозяйственной деятельности человека. Это, прежде всего, засорение воздуха, водоемов, бесхозяйственное отношение к земле и др.

Засорение атмосферы Газовая оболочка Земли - одна из важных особых экологических проблем сегодня. Известно, какое важное значение для любого живого организма имеет воздух: без пищи человек может прожить месяц, без воды - неделю, без воздуха - считанные секунды. Вместе с тем то, чем мы дышим, подвергается сильному влиянию целого ряда факторов - результатов интенсивного развития таких производств, как: топливно-энергетического, металлургического, нефтехимического и др.

Топливно-энергетический комплекс включает деятельность теплоэлектростанций, работа которых связана с выбросом в атмосферу окиси серы, азота, образующихся в процессе сгорания необогащенного угля.

Не менее опасным загрязнителем воздуха являются предприятия металлургической промышленности, выбрасывающие в воздух различные химические соединения особенно тяжелых, но редких металлов. Опасным источником загрязнения воздуха стали и продукты переработки нефтехимической промышленности, особенно углеводородные соединения (метан и др.).

Опасным загрязнителем воздуха является табачный дым, из которого в воздух попадает, кроме никотина, большое количество (около 200) таких отравляющих веществ, как угарный газ, бензоперин и другие.

В результате загрязнения атмосферы возникли такие явления, как парниковый эффект - повышение общей температуры на Земле; озоновая дыра, образующаяся в результате нарушения озонового слоя в атмосфере окислами азота, выбрасываемыми двигателями баллистических и космических ракет. Смог - накопление вредных газов в нижних слоях атмосферы в результате усиленной работы котелен, работающих на угле, мазуте, солярке, а также в результате загазованности воздуха автотранспортом. Кислотные дожди - соединения серы и азота воздуха с водой и выпадающих на Землю в виде дождя (кислотного). Такой «дождь» отрицательно влияет на кожу, волосы, а также на развитие растений, ускоряет коррозию металлов, разрушает гипс, мрамор, закисляет водоемы, почвы, что приводит к гибели рыб, лесов, животных, обитающих в них.

Основные организационные и технологические методы борьбы с загрязнением воздуха заключаются в следующем: Сокращении количества электростанций (ТЭС - тепловых) за счет строительства более мощных, оборудованных новейшими системами очищения и утилизации газовых и пылевых выбросов; Очищении угля до его попадания на ТЭС; Замене угля и мазута на ТЭС экологически чистым топливом - газом; Регулировании двигателей внутреннего сгорания в автомобилях, установлением на них специальных катализаторов для нейтрализации угарного газа, заменой вредного этилового бензина, загрязняющего воздух свинцом, менее экологически вредным. Особое значение в очищении атмосферного воздуха имеет озеленение городов и сел, в промышленных зонах.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок 61. Основные экологические факторы и э кологические группы растений МАОУ СОШ « Финист» № 30 г.Ростов-на-Дону

Цели урока Выяснить, что такое факторы среды? Познакомиться с основными факторами окружающей среды. Выделить основные экологические группы растений.

Какой раздел биологии занимается изучением этих организмов?

Давайте вспомним Что такое экология? Оказывает ли влияние окружающая среда на рост и развитие живого организма? Дайте обоснованный ответ. Приведите примеры.

СЛОВАРЬ Экологические факторы – это факторы среды, оказывающие воздействие на живой организм

Классификация экологических факторов

Абиотические факторы Факторы неживой природы: свет, температура, влажность воздуха, вода, состав воздуха, почвы, рельеф местности

Б иотические факторы Факторы живой природы: растения, животные, бактерии, грибы

Антропогенный фактор Влияние хозяйственной деятельности человека на живые организмы

Абиотические факторы Группы растений по отношению к свету берёза папоротник луговые растения

Опушение листьев (отражает лучи, спасает от перегрева) Разная интенсивность испарения и разное количество устьиц на листе Уменьшение (или увеличение) поверхности листьев, что увеличивает (или уменьшает) охлаждающее испарение эписция монстера Абиотические факторы Приспособления растений к изменениям температуры

Экологические группы растений Светолюбивые растения Ф орма - невысокие, разветвлённые, с широкой кроной; Листья – небольшие, плотные, с блестящей толстой кожицей и многочисленными устьицами; покрыты восковым налётом или волосками; м.б. повёрнуты ребром к солнцу; Корневая система хорошо развита.

Экологические группы растений 2. Тенелюбивые растения Ф орма – травянистые, хрупкие и нежные; Листья – крупные, тонкие с большим количеством хлоропластов, устьиц много на обеих сторонах листа; Корневая система развита слабо.

Экологические группы растений Растения водных и избыточно увлажнённых мест Ф орма – травянистые; Листья – крупные, с большим количеством хлоропластов, устьиц много на верхней стороне листа, развита система межклетников; Корневая система развита слабо или совсем отсутствует.

Экологические группы растений 4. Растения сухих мест обитания Форма – травы, деревья, кустарники; Листья – толстая плотная кожица, опушение или колючки, устьиц мало,восковой налёт; Корневая система развита очень хорошо.

Домашнее задание Учебник § 54, 55 РТ №182, 183


Мы живем не в вакууме. Нам каждый раз приходится взаимодействовать с окружающей средой. Мы взаимодействуем с атмосферой, температурой, влажностью, другими людьми, животными. И все это не может на нас не влиять. Когда слишком жарко, можно получить тепловой удар, если рядом стоящий человек болен гриппом, то для нас тоже высока вероятность заразиться. Также и жизнь, внешний вид растений напрямую зависят от окружающей среды. О том, как именно, мы узнаем на этом уроке.

Экология - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Экологический фактор - явление или объект, воздействующий на организм.

Экологические факторы :

Экологическая ниша - совокупность условий, необходимых для существования определенного вида. Любой живой организм способен существовать только при определенных значениях экологических факторов.

Солнечный свет служит источником энергии для растений, так как необходим для осуществления фотосинтеза (см. Рис. 1). Также свет оказывает регуляторное действие на рост растения, цветение, плодоношение.

Рис. 1. Фотосинтез

Для тимофеевки и земляники освещенность необходима уже для прорастания семян.

Растения по отношению к освещенности:

  1. Светолюбивые (гелиофиты). Способны расти только на ярко освещенных поверхностях (ковыль, пшеница, сосна, робиния).
  2. Тенелюбивые (сциофиты). Могут расти только в затененных местах. На ярком солнце могут появиться ожоги (вороний глаз, ветреница).

Теневыносливые. Хорошо растут в освещенных местах, но могут выносить и небольшое затенение (липа, дуб, ясень).

Для любых растений губительны как перегрев, так и слишком низкая температура. Слишком высокие температуры приводят к потере влаги, ожогам, разрушению хлорофилла.

Действию высоких температур подвержены гелиофиты, в связи с этим они имеют ряд приспособлений: могут поворачивать листья, сбрасывать листовую пластинку, оставляя только черешок, листья превращены в колючки (кактусы). Уменьшение площади листовой пластинки помогает гелиофитам избежать чрезмерного испарения воды. Густое белое опушение или серебристая окраска листьев помогают растению отражать большую часть падающих на него лучей.

При замерзании воды в клетках образуются кристаллы льда, которые их повреждают. При понижении температуры до минусовых значений химические процессы в клетке замедляются, возникает дисбаланс, который может привести к гибели.

Внешний вид растений холодных мест обитания: вечнозеленые, с мелкой жесткой листвой, низкие (не превышают высоту снежного покрова) (карликовая береза, ива).

Многие растения на засушливый и холодный периоды могут впадать в состояние покоя, когда все жизненные процессы замедлены. У древесных растений древеснеют побеги этого года и увеличивается толщина пробкового слоя. Травянистые растения утрачивают все надземные органы. Кустарники и деревья сбрасывают листву. Водные растения опускаются на дно (ряска), сохраняют только придонные листья (кувшинка).

Склерофиты - растения засушливых мест обитаний (василек ложнопятнистый (см. Рис. 2)). Имеют жесткие листья.

Рис. 2. Василек ложнопятнистый

Суккуленты - растения засушливых мест обитания, которые способны запасать влагу в мясистых образованиях тела - стеблях, листьях (алоэ (см. Рис. 3), кактусы).

Рис. 3. Алоэ

Растения по отношению к влажности

  1. Водные растения и растения, обитающие в условиях избытка влаги
  2. Растения сухих местообитаний
  3. Растения местообитаний с нормальным увлажнением

Химический состав почвы

Растения из почвы получают минеральные вещества. Больше всего они нуждаются в соединениях фосфора, азота, калия. Также им необходимы соединения бора, марганца и железа.

Животные питаются растениями, поэтому растения имеют защитные приспособления: иглы, колючки (акация), жесткая листва (степные растения), яды (пасленовые растения).

Другие животные вступают с растениями в мутуалистические отношения: пчелы, бабочки, опыляют растения. Птицы разносят их семена, поедая вкусные ягоды.

Мутуализм - взаимовыгодное отношение между 2 организмами.

Крупные растения затеняют более мелкие, таким образом, существует деление на ярусы. Растения-эпифиты (орхидеи) могут использовать других в качестве опоры.

Растения участвуют в поддержании постоянства состава воздуха (выделяют кислород и поглощают углекислый газ).

Принимают участие в формировании почв (корневые системы поглощают одни вещества и выделяют другие). После гибели растения большая часть веществ возвращается обратно в почву.

Корни растений закрепляют склоны холмов, оврагов, предохраняют почву от эрозии (разрушения).

Лесопосадки (см. Рис. 4) используются для защиты полей от суховеев и пожаров.

Рис. 4. Лесопосадки

Крупные древесные растения, испаряющие большое количество влаги. Могут быть использованы для осушения заболоченных земель (эвкалипты).

Люди вырубают леса, осушают болота, орошают засушливые земли. Так уничтожаются естественные места обитания и создаются условия для сельхоз культур. Выводятся новые сорта растений.

Вырубка лесов может приводить к потере плодородного слоя почвы и образованию пустынь. При неграмотном орошении может происходить заболачивание почв.

В 3 одинаковых горшка с одинаковой почвой посадите 3 колеуса. Выращивайте их месяц в разных условиях: один на ярком свету и с дополнительной подсветкой, второй - при нормальном дневном освещении, третий - в полутени - в 3 метрах от окна. Наблюдайте за ростом и развитием растений. Попробуйте сделать выводы.

Схематично зарисуйте форму крон деревьев (березы, липы, сосны), выросших в условиях различной освещенности. Сделайте выводы.

Крайняя форма приспособления растений к экстремальным условиям окружающей среды (холоду, сухости, жаре) - это анабиоз.

Анабиоз - это состояние организма, при котором следы жизнедеятельности малы настолько, что отсутствуют видимые признаки жизни.

Так, мхи переносят зимнее промерзание или полное высыхание в состоянии анабиоза, из которого они возвращаются к нормальной жизнедеятельности после оттаивания или дождя.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Biolicey2vrn.ucoz.ru ().
  2. Rae.ru ().
  3. Travinushka.ru ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 263, задания и вопрос 5, 6, 7 ( .
  2. Какие существуют группы растений по отношению к свету. Охарактеризуйте их.
  3. Какие выделяют экологические факторы? Охарактеризуйте их.
  4. * Выберите 2 растения разных видов и отнесите их к экологическим группам по отношению к свету, влажности, температуре.
Рассказать друзьям