Особенности монтажа узлов учета холодной и горячей воды. Требования к узлам учета холодной воды Проектирование узлов, исходя из объёмов потребления

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наша проектная компания разработала РД узла учёта воды УУВ.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЗЛА УЧЁТА

на оборудование узла учета воды


1. Общие требования к проекту

1.1. Узел учета должен соответствовать требованиям:

Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261 -ФЗ;

Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ;

- «Правилам холодного водоснабжения и водоотведения»;

- «Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод»;

- «Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».

2. Требования к проектной документации узла учета воды

2.1. Проект на обустройство узла учета (установка, замена прибора учета) холодной воды, а также их оборудование разрабатывается лицом, имеющим специальное разрешение на выполнение данных работ.

2.2. Узлы учета, в состав которых входят механические приборы учета, могут быть реализованы в соответствии с чертежами альбомов типовых конструкций водомерных узлов, без разработки проектов. Конструкция водомерного узла определяется Техническими условиями индивидуально.

2.3. Проект узла учета воды, в состав которого входит расходомер - счетчик должен содержать:

2.3.1 Пояснительная записка:

Назначение;

Исходные данные: режим работы объекта, количество вводов, диапазон измеряемых расходов, условия эксплуатации прибора;

Обоснование выбора средства измерений;

Технические характеристики оборудования, в том числе сравнительная таблица технических характеристик прибора в соответствии с руководством по эксплуатации и фактическими параметрами измеряемого потока воды;

Расчет погрешности прибора во всем диапазоне измеряемых расходов;

Описание конструкции и функциональной схемы узла учета;

Порядок снятия показаний (архивов), предоставления отчетов;

Регламент технического обслуживания узла учета.

2.3.2 Чертежная документация:

Ситуационный план с согласованием в ОАО «Водоканал» места установки узла учета;

Схемы функциональной автоматизации, в том числе шкафов КИПиА;

Монтажные схемы, с обязательным указанием на схеме прямолинейных участков до и после прибора учета, а также ближайших локальных сопротивлений до и после расходомера - счетчика;

Электрические схемы (питания, подключения, прокладки внешних проводок);

Спецификация оборудования.

2.4. Узлы учета размещаются на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и ОАО «Водоканал», если иное не предусмотрено договором водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения.
2.5. Место оборудования узла учета определить проектом. Место оборудования узла учета должно обеспечить осуществление учета потребляемой на объекте воды в полном объеме (как правило, устанавливать на вводе в здание).

2.6. Для всех узлов учета допускается применение комплектующих из материалов, допущенных к контакту с питьевой водой.

2.7. Техническую и проектную документацию до момента начала монтажа узла необходимо согласовать со службами ОАО «Водоканал».

3. Требования к оборудованию узла учета

3.1. Предусмотреть в составе узла учета:

Счетчик учета воды с импульсным датчиком расхода;

Фильтр по диаметру подводящего трубопровода;

Три манометра (до фильтра, после фильтра, после счетчика учета воды);

Спускной кран после водомера (за пределами прямого участка);

Кран для отбора проб воды;

Регистратор расхода для дистанционного считывания и контроля работы счетчика.

3.2. Все подключения водоразборной арматуры допускаются только после водомерного узла.

3.3. Приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется при участии представителей ОАО «Водоканал» с составлением соответствующего акта.

4. Требования к приборам учета

4.1. К установке допускаются приборы учета, соответствующие утвержденным типам средств измерений, разрешенных к применению в Российской Федерации.

4.2. Прибор учета должен иметь маркировку, содержащую название, торговый знак изготовителя, метрологический класс, номинальный расход в мЗ/час, год выпуска, серийный номер.

4.3. Прибор учета на момент установки должен быть поверен и опломбирован организацией, имеющей соответствующее разрешение.

4.4. Прибор учета должен применяться в рамках действующего срока поверки, указанного в оригинале паспорта прибора учета и на поверительном клейме пломбы, установленной на корпусе прибора учета. Установка и эксплуатация прибора учета, не имеющего пломбы, либо при наличии повреждения пломбы, не допускается.

4.5. Прибор учета должен быть смонтирован в месте, легкодоступном для снятия показаний (без использования зеркала или лестницы), монтажа, технического обслуживания.

4.6. Прибор учета монтируется в соответствии с требованиями по монтажу (согласно паспорту прибора учета).

4.7. Конструкция прибора учета должна исключать несанкционированное вмешательство в его работу без демонтажа оборудования. Для исключения влияния внешнего магнитного поля приборы учета должны иметь антимагнитную защиту счетного механизма.

4.8. Пределы допускаемой относительной погрешности счетчиков учета воды не должны превышать:

± 5 % в диапазоне расходов от Qmin до Qt (исключая);

±2 % в диапазоне расходов от Qt до Qmax (включая).

(Qmin - наименьший расход воды, мЗ/ч; Qt - переходный расход воды, мЗ/ч; Qmax - наибольший расход воды, мЗ/ч)

4.9. Прибор учета должен иметь регистратор расхода, измеряющий параметры расходомера, ведущий электронный архив значений о часовых, суточных, месячных расходах потребленного ресурса.
4.10. Регистратор расхода должен иметь:

Возможность удаленной передачи данных (по каналам сотовой связи GPRS; GSM/Ethernet);

Возможность деления интерфейсов для работы параллельной диспетчеризации;

Защиту от преднамеренного измерения архивных данных и метрологических параметров;

Встроенный блок управления передающим устройством, позволяющий проводить инициализацию модема и поддерживать канал связи с центром сбора данных ресурсоснабжающей организации;

Возможность индикации на экране вторичного преобразователя расхода в мЗ/ч, объема в м3, наличия нештатных ситуаций и отказов, в том числе времени наработки;

Наличие защиты от несанкционированного вмешательства в работу расходомера-счетчика;

Степень защиты согласно ГОСТ 14254-96 «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)». IP 65 для установки в помещениях, IP 68 для установки в затапливаемых камерах/колодцах, под землей;

Возможность формирования архивов (часовых глубиной не менее 1450 часов, суточных глубиной не менее 730 суток, месячных глубиной не менее 48 месяцев) показаний и нештатных ситуаций или времени наработки (допускается использование сертифицированных архиваторов в комплекте с прибором учета);

Возможность передачи текущих, архивных показаний расхода и количества воды и сообщений о возникновениях нештатных ситуаций посредством устройства сбора и передачи данных;

Наличие выходных сигналов для связи с внешними устройствами - цифровой выход RS 232 или RS 485 (протоколы ModBus RTU и/или M-Bus).

5. Требования к эксплуатации узла учета

5.1. Приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется при участии представителей ОАО «Водоканал» с составлением соответствующего акта. Условия эксплуатации узлов учета питьевой воды должны соответствовать условиям эксплуатации прибора учета, входящего в состав узла. Условия эксплуатации прибора учета указаны в его технической документации.

5.2. Допуск к эксплуатации приборов учета осуществляется по результатам обследования узла учета представителями ОАО «Водоканал» на предмет соответствия техническим условиям (включая приложения к ним) и опломбирования приборов учета, о чем составляется акт, подписываемый представителями ОАО «Водоканал» и Абонентом. При наличии присоединительных устройств (отводов, контрольно-спускных кранов) на участке трубопровода до прибора учета, запорные устройства на них должны быть опломбированы в закрытом состоянии представителями ОАО «Водоканал ».

5.3. При эксплуатации приборов учета не допускать:

истечения межповерочных периодов эксплуатации приборов учета, установленных в паспортной документации к приборам учета;

Срыва пломб, установленных на приборах учета.

6. Требования к помещению узла учета

6.1. Счетчик учета воды должен устанавливаться в помещении, имеющем искусственное освещение с температурой воздуха не ниже + 5°С и не выше + 50°С. Помещение должно быть защищено от поступления влаги. В случае установки прибора учета в колодце, колодец должен быть защищен от затопления. При необходимости предусмотреть ремонт помещения (колодца) и гидроизоляцию.

  • Узел учета должен быть установлен в месте, защищенном от несанкционированного проникновения и обеспечивающем сотрудникам ОАО «Водоканал» круглогодичный доступ (для контроля функционирования, эксплуатации, обслуживания и снятия показаний приборов учета). 
  • Место установки приборов учета должно гарантировать его эксплуатацию без возможных механических повреждений. Не допускается установка приборов учета па близком расстоянии от устройств, создающих вокруг себя мощное магнитное поле. Необходимо оборудование заземления по периметру помещения. 

Дополнительные требования к узлу учета 

    1. К прибору учета должно быть обеспечено подведение электропитания. 
    2. Между счетчиком учета воды и второй по движению воды запорно-регулирующей арматурой следует установить обратный клапан. 
    3. Состояние задвижек на вводе в здание, внутри помещения узла учета должно обеспечивать защиту от проникновения воды и возможность прекращения водоснабжения для целей установки прибора учета, его снятия. При необходимости предусмотреть замену задвижек. 
    4. Система трубопроводов холодного и горячего водоснабжения в узле учета должна обеспечивать защиту от возможных протечек и порывов на весь период эксплуатации до следующего срока поверки приборов учета, при необходимости предусмотреть замену трубопроводов. 
    5. В случаях, указанных в СНиП 2.04.01-85 предусмотреть оборудование трубопроводов обводной линии. На трубопроводах обводной линии установить запорно- регулирующую арматуру с электрическим приводом. Открытие запорно-регулирующей арматуры должно осуществляться автоматически от устройства пожаротушения. При наличии в составе узла учета запорно-регулирующей арматуры на обводной линии предусмотреть возможность ее опломбирования. 
  1. Рекомендации 

Измерительная автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов (ИАСКУЭ) «Пульсар» - предназначенная для автоматизированного коммерческого и технологического учета потребления холодной и горячей воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии. 

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод.

2. Разъяснения о порядке применения Правил, утвержденных настоящим постановлением, даются Министерством регионального развития Российской Федерации.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации в течение 3 месяцев утвердить:

методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке;

методические указания по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей;

методические указания по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод.

Правила
организации коммерческого учета воды, сточных вод
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

2. Коммерческому учету воды, сточных вод подлежит количество (объем):

а) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

б) воды, транспортируемой организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей, по договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке холодной воды;

в) сточных вод, принятых от абонентов по договору водоотведения, в том числе единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

г) сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод;

д) воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договору по водоподготовке воды;

е) сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.

3. Коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

4. Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения и (или) централизованной системе холодного водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.

Абоненты и транзитные организации обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644.

5. Коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется:

а) абонентом, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения и (или) единым договором холодного водоснабжения и водоотведения;

б) транзитной организацией, если иное не предусмотрено договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды и (или) договором по транспортировке сточных вод.

6. Коммерческий учет воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки, осуществляется организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоснабжения, если иное не предусмотрено договором по водоподготовке, договором по транспортировке холодной воды и (или) договором по транспортировке горячей воды.

7. Коммерческий учет сточных вод, в отношении которых произведена очистка, осуществляется организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоотведения, если иное не предусмотрено договором по очистке сточных вод, договором по транспортировке сточных вод и (или) договором по обращению с осадком сточных вод.

8. Установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

9. Используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета. Эти положения распространяются в том числе на приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, используемые для определения количества холодной и горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, подаваемой в помещения многоквартирных домов и жилые дома.

II. Коммерческий учет воды, сточных вод с использованием приборов учета

10. Сбор сведений о показаниях приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом или транзитной организацией, если иное не предусмотрено договорами абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Абонент или транзитная организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации, а также сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений от организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Такая информация направляется организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, телефонограмма, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), позволяющим подтвердить получение организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, указанной информации.

В случае если технические характеристики используемых приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем.

11. Абонент или транзитная организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или по указанию организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, представителям иной организации к узлам учета и приборам учета для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета.

12. В случае расхождения обнаруженных в процессе сверки показаний приборов учета абонента или транзитной организации об объеме поданной (полученной) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод с представленными абонентами или транзитными организациями сведениями организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, составляет акт сверки показаний приборов учета, подписываемый представителями абонента или транзитной организации и организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

При несогласии представителя абонента или транзитной организации с содержанием акта сверки показаний приборов учета представитель абонента или транзитной организации на акте делает отметку "ознакомлен" и проставляет подпись. Возражения абонента или транзитной организации указываются в акте либо направляются организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в письменной форме любым способом, позволяющим подтвердить получение документа абонентом или транзитной организацией. В случае отказа представителя абонента или транзитной организации от подписания акта сверки показаний приборов учета такой акт подписывается представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, с отметкой "представитель абонента или организации, осуществляющей транспортировку воды и (или) сточных вод, от подписи отказался".

Акт сверки показаний приборов учета является основанием для осуществления перерасчета объема поданной (полученной) воды и тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод со дня подписания последнего акта сверки показаний приборов учета до дня подписания нового акта.

13. В целях контроля объемов поданной (полученной) воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, либо абонент или транзитная организация вправе использовать контрольные (параллельные) приборы учета холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод при условии уведомления одной из сторон договора другой стороны об использовании таких приборов учета.

Контрольные (параллельные) приборы учета холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод устанавливаются на сетях организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, транзитной организации или абонента в местах, позволяющих обеспечить коммерческий учет подаваемой абоненту воды, тепловой энергии в составе горячей воды и принимаемых сточных вод.

В случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод и основных приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод более чем на погрешность измерения таких приборов учета за период, составляющий не менее одного расчетного месяца, лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, может потребовать у другой стороны проведения внеочередной поверки эксплуатируемого этой стороной прибора учета. Показания контрольного (параллельного) прибора учета используются в целях коммерческого учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод на период неисправности, поверки основного прибора учета, а также в случае нарушения сроков предоставления показаний приборов учета.

Установка, замена, эксплуатация и поверка контрольных (параллельных) приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод осуществляются в соответствии с процедурами, предусмотренными для установки, замены, эксплуатации и поверки основных приборов учета, предусмотренными настоящими Правилами.

Лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, обязано предоставлять другой стороне (абоненту, транзитной организации, организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение) беспрепятственный доступ к контрольным (параллельным) приборам учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод с целью контроля за правильностью установки и эксплуатации контрольного (параллельного) прибора учета.

III. Коммерческий учет воды расчетным способом

14. Коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения;

в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

15. При расчетном способе коммерческого учета воды применяются:

а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;

б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;

в) метод гарантированного объема подачи воды;

г) метод суммирования объемов воды.

16. Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:

а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;

б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;

в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;

г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

17. Метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за последний год, применяется в случае установления факта неисправности такого прибора учета или демонтажа такого прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой, но не более чем в течение 60 дней после установления факта неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и не применяется в случаях применения контрольных (параллельных) приборов учета.

В случае если период работы прибора учета составляет менее 1 года, то используются данные прибора учета за фактический период его работы.

В случае если фактический период работы прибора учета составляет менее 60 дней, то метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды не применяется.

18. Применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется в следующих случаях:

а) при отсутствии у абонента прибора учета воды, кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящих Правил;

б) если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к эксплуатации прибора учета до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

19. В случае если показания прибора учета содержат информацию о временных нарушениях в работе прибора учета, имевших место во время работы прибора учета, расчет объема полученной воды за указанный период производится в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.

20. Применение метода суммирования объемов воды, которые поданы абонентам и (или) другим транзитным организациям, объемы которых определены по показаниям приборов учета или расчетным способом, организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, с использованием водопроводных сетей этих транзитных организаций используется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также при возникновении неисправности прибора учета и демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены.

21. В случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.

IV. Коммерческий учет сточных вод расчетным способом

22. Коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения;

б) в случае неисправности прибора учета;

в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета организации, осуществляющей водоотведение, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении сброса сточных вод.

23. При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.

24. При самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод определяется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации, за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоотведения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, до даты устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую водоотведение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения, расчетный способ определения количества принятых (отведенных) сточных вод применяется не более чем за 6 месяцев.

25. Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.

26. Объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирных домах или в которых не выбран способ управления, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124.

27. При отсутствии у транзитной организации прибора учета, а также при возникновении неисправности прибора учета или демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены объем сточных вод, транспортируемых по канализационным сетям такой организации, определяется расчетным способом путем суммирования объема сточных вод, который отведен абонентами или принят от других транзитных организаций, а также объема поверхностных сточных вод, принимаемых транзитной организацией.

V. Проектирование узла учета

28. Проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий. Результатом проектирования узла учета является проектная документация. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации юридические или физические лица.

29. Технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).

30. Технические условия на проектирование узла учета должны содержать:

а) требования к месту размещения узла учета;

б) требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;

в) требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.

31. Проектная документация на оборудование узла учета должна содержать:

а) указание на место размещения узла учета;

б) схему установки (подключения) прибора учета и иных компонентов узла учета к сетям водоснабжения и водоотведения;

в) сведения о типе используемого прибора учета и сведения, подтверждающие его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

32. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, рассматривает проектную документацию на оборудование узла учета в течение 10 рабочих дней и письменно сообщает абоненту или транзитной организации о согласовании проектной документации или наличии замечаний и необходимости доработки проектной документации. В случае если организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, не направила замечания в установленный срок, проектная документация считается согласованной без замечаний.

33. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, отказывает в согласовании проектной документации на оборудование узла учета в случаях:

а) несоответствия проектной документации требованиям технических условий на проектирование узла учета, включая несоответствие места размещения узла учета месту, указанному в схеме установки (подключения) прибора учета и иных компонентов узла учета к водопроводным и (или) канализационным сетям;

б) несоответствия схемы установки прибора учета требованиям, установленным в отношении выбранного типа прибора учета производителем прибора учета.

VI. Допуск узла учета к эксплуатации

34. Допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации (далее - заявка).

В случае если объект абонента не присоединен непосредственно к водопроводным и (или) канализационным сетям организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, копия заявки, направленной в организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, направляется для сведения в транзитную организацию, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой присоединен объект абонента.

В заявке должны быть указаны:

реквизиты абонента или транзитной организации (для юридических лиц - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, для индивидуальных предпринимателей - основной государственный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства), контактные данные, включая почтовый адрес и номер телефона лица, направившего заявку;

реквизиты (номер, дата заключения) договоров водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке горячей воды, договора по транспортировке сточных вод или договора подключения к централизованной системе водоснабжения или водоотведения;

предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска узла учета и (или) прибора учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки.

3 5. К заявке прилагаются:

а) заверенная абонентом или транзитной организацией копия согласованной организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, проектной документации на оборудование узла учета;

б) заверенные абонентом или транзитной организацией копии паспортов на приборы учета, входящие в состав узла учета;

в) заверенные абонентом или транзитной организацией копии документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета (за исключением новых приборов учета);

г) документы, подтверждающие право лица на подписание заявки и (или) подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.

36. Допуск узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при участии представителя абонента или транзитной организации.

37. При проведении допуска к эксплуатации узла учета в многоквартирном доме к участию в проведении допуска к эксплуатации привлекается представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицо, уполномоченное решением общего собрания таких собственников, или уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам, предусматривающим оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых систем водоснабжения и (или) водоотведения (при наличии таких договоров).

38. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, получившая заявку, определяет представителя со своей стороны и при необходимости в течение 3 дней со дня получения заявки определяет иную дату и время проведения процедуры допуска узла учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

Новая дата и время согласовываются с абонентом или транзитной организацией, направившими заявку.

39. При проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке:

а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах;

б) соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета;

д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета).

40. При выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 настоящих Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации.

41. В случае если организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, не осуществила такую проверку в течение 15 дней со дня получения заявки, узел учета считается допущенным к эксплуатации.

42. По результатам проверки узла учета организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, оформляет акт допуска узла учета к эксплуатации, в котором указываются:

а) дата, время и местонахождение объекта проверки;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проверке;

в) результаты проверки узла учета;

г) решение о допуске или об отказе в допуске узла учета к эксплуатации с указанием причины отказа;

д) в случае допуска узла учета к эксплуатации показания приборов учета на момент завершения процедуры допуска узла учета к эксплуатации и указание мест на узле учета, в которых установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы).

43. Акт допуска узла учета к эксплуатации подписывается лицами, принимавшими участие в допуске узла учета к эксплуатации, в количестве экземпляров, равном числу сторон (организаций), принявших участие в допуске узла учета к эксплуатации. Акт в случае отказа указанных лиц от его подписания подписывается представителями организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. При этом такая организация обязана направить акт сторонам, принимавшим участие в допуске, любым способом, позволяющим подтвердить получение этого акта.

44. Перед подписанием акта допуска узла учета к эксплуатации (при отсутствии оснований для отказа в допуске узла учета к эксплуатации) представитель организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет установку контрольных пломб на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета.

45. Установка приборов учета осуществляется абонентами или транзитными организациями самостоятельно либо по договору с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за счет средств абонента или транзитной организации.

46. В случае установки организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допуск к эксплуатации узла учета осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 36 - 45 настоящих Правил. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, установившая узел учета, направляет абоненту уведомление о дате и времени проведения процедуры допуска узла учета к эксплуатации не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения допуска узла учета к эксплуатации. В случае неявки представителя абонента для участия в процедуре допуска узла учета к эксплуатации в день и время, указанные в уведомлении, направленном абоненту организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет допуск узла учета к эксплуатации без участия представителей абонента с последующим направлением акта допуска узла учета к эксплуатации в адрес абонента. Этот акт с приложением копии паспорта на приборы учета направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт его получения. Приборы учета считаются допущенными к эксплуатации в установленном порядке с даты получения абонентом (доставки абоненту) акта допуска узла учета к эксплуатации с приложением копии паспорта на приборы учета.

VII. Эксплуатация узла учета (приборов учета)

47. Эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена приборов учета осуществляются абонентом или транзитной организацией в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета, входящих в состав узла учета, осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

48. Приборы учета и (или) узел учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу.

49. Узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу узла учета, определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основе фотоматериалов и путем визуального сравнения прибора учета до и после несанкционированного вмешательства;

в) нарушения контрольных пломб или знаков поверки;

г) механического повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета;

д) превышения допустимой погрешности показаний приборов учета;

е) нарушения проектной документации на оборудование узла учета, в частности осуществления врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренной проектной документацией на оборудование узла учета;

ж) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

50. Лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) обязано незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение (абонента или транзитную организацию), и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности). Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении.

51. Установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Приборы учета воды и (или) сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе после поверки, пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки абонентом или третьим лицом.

Обзор документа

Установлен порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета или расчетным способом. Он применяется для определения размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам водоснабжения (водоотведения, транспортировки воды или сточных вод).

Прописаны требования к размещению приборов учета. Определено, кто должен вести коммерческий учет. По общему правилу это абоненты и транзитные организации. Установлены сроки и способы представления показаний приборов учета. Ресурсоснабжающая организация вправе проводить сверки показаний и использовать контрольные (параллельные) приборы учета (уведомив другую сторону).

Прописаны требования к проектированию узлов учета, а также порядок их установки, эксплуатации, поверки, ремонта и замены. Все приборы учета, установленные абонентам, пломбируются бесплатно, в том числе после поверки. Исключение - повторное пломбирование из-за нарушения пломбы.

Определены случаи, когда коммерческий учет воды (сточных вод) осуществляется расчетным способом. Это отсутствие приборов учета, их неисправность, нарушение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета.

Описание:

При ведении документации необходимо незамедлительно фиксировать любые отклонения от типового проекта на всех этапах производства работ в присутствии представителей заинтересованных организаций. Такой подход существенно упрощает итоговую сдачу готового объекта в эксплуатацию.

Особенности монтажа узлов учета холодной и горячей воды

А. Н. Орехов , директор ООО «Строительная фирма ЗЕВС»

Во времена СССР контроль за расходованием природных ресурсов, в частности питьевой воды, практически отсутствовал – государственная политика формирования цен на воду, носящая в прошлом дотационный характер, переводила этот ресурс в категорию бросовых. Как следствие, водопроводные сети развивались не по пути оптимизации существующей схемы и бережной эксплуатации водоисточника, а методом освоения новых. В то же время недостаточное внимание, уделяемое охране водоисточников, привело к тому, что количество поверхностных водоемов, пригодных для забора воды питьевого качества, значительно сократилось на всей территории нашей страны.

В конце XX века плановая экономика нашей страны была замещена рыночной, что превратило питьевую воду в коммерческий продукт. К началу XXI века ресурс многих водозаборных сооружений, построенных еще в середине прошлого века, был исчерпан. Наиболее заметно это на примере крупных городов. Особенно тяжелая обстановка сложилась в Москве и прилегающем регионе.

Самый крупный город России практически не имеет близкорасположенных источников водоснабжения, способных полностью перекрыть его потребность в питьевой воде. Для решения этой проблемы был сооружен канал имени Москвы, по которому вода из созданного Московского моря через каскад подъемных станций поступает к потребителям.

В последние годы началось массовое внедрение системы многоступенчатого коммерческого учета воды на всех этапах ее транспортировки от водозабора до потребителя. Такой подход позволяет не только стимулировать экономное расходование воды потребителями, но и создает жесткие рамки для эксплуатирующих организаций, принуждая их внимательнее следить за состоянием распределительной сети во избежание излишних убытков из-за протечек.

Учитывая, что во времена существования СССР этому вопросу не уделялось достаточно внимания, подавляющее большинство жилых зданий, являющихся основными потребителями воды в крупных городах, не оборудовано приборами учета.

В целях улучшения обстановки учета воды правительством Москвы проводится масштабная программа по реконструкции узлов учета в жилых домах.

Монтажные работы на таких объектах имеют некоторые особенности. В основном работы проводятся в подвальных помещениях домов, имеющих небольшую высоту в свету, лишенных естественного освещения, загроможденных транзитными трубопроводами. Немаловажным осложняющим фактором является весьма ограниченное время на монтаж узлов учета, который должен производиться в период с 11.00 до 17.00 (по требованию большинства ТСЖ), когда большая часть жильцов находится вне дома.

Для обеспечения успешного проведения работ необходимо уделить большое внимание подготовительным работам, как то:

– первоначальное посещение всех без исключения объектов с обязательной фотофиксацией и минимально необходимыми замерами помещений. С особым вниманием следует отнестись к привязке на обмерочном чертеже мест прохода транзитных коммуникаций и расположения электротехнического и слаботочного оборудования. Также желательно произвести замеры высоты помещения и замеры путей прохода к помещению водомерного узла. Перечисленные действия позволяют вносить необходимые изменения в конструкцию типовых водомерных вставок до начала их сборки и установки, что в конечном итоге сводит к минимуму сварочные работы непосредственно в помещении узла, что в свою очередь сокращает общее время производства работ. Этому также способствует заблаговременное изготовление типовых водомерных вставок в оборудованном цехе;

– заблаговременное решение вопроса об электроснабжении помещений с представителями ДЕЗа (ТСЖ). Мощность, выделяемая на помещение, должна обеспечивать работу всех необходимых инструментов. Как правило, это 5,5–7 кВт. Рекомендуется использовать собственный переносной распределительный щит, позволяющий подключение как однофазного, так и трехфазного оборудования, снабженный помимо автоматических выключателей еще и устройством защитного отключения. Такая комплектация щита обеспечивает высокую степень безопасности при проведении монтажных работ, а также предотвращает обесточивание подъезда или всего жилого дома при случайном коротком замыкании. Все используемое оборудование должно иметь класс защиты не ниже IP55. Электрические розетки, установленные на щите и вилки ручного электроинструмента должны иметь степень защиты IPX64;

– во избежание сильной загазованности в помещении водомерного узла при проведении электросварочных работ целесообразно установить переносной центробежный вентилятор производительностью 200–300 м 3 /ч с напором около 150 Па и нужное количество гибкого воздуховода для вывода загрязненного воздуха на улицу. Такие меры обязательны при работе в замкнутом помещении с малой кубатурой воздуха, т. к. образующиеся при сварочных работах газы могут нанести серьезный вред здоровью рабочих, особенно это касается работы с оцинкованными трубами.

Существенно осложняет проведение работ отсутствие в местах ввода водопровода в здание дренажных приямков. При сливе системы при проведении демонтажных и сварочных работ накапливается значительное количество воды, которая, разлившись по полу, делает электросварочные работы небезопасными. Для решения данной проблемы бригады снабжались шлангами диаметром ¾“ длиной не менее 25 м и дренажным насосом небольшой мощности.

Рекомендуемый состав бригады, полученный из опыта: два слесаря и один сварщик с опытом работы на трубопроводах. При соблюдении описанных выше рекомендаций сработавшаяся бригада способна в день монтировать 3–4 узла учета холодной и горячей воды с диаметром счетчиков 25–50 мм, при условии расположения домов в пределах нескольких кварталов друг от друга.

Основное внимание следует уделять качеству сварочных работ, ведь если подтекающий фланец или муфту возможно подтянуть не опорожняя системы, то свищ в сварном шве после заполнения системы устранить не удастся. Поэтому рекомендуется все полностью готовые блоки предварительно испытывать гидравлическим методом на производственной базе. Это значительно сократит время на устранение протечек в «полевых» условиях и повысит производительность труда.

При ведении документации необходимо незамедлительно фиксировать любые отклонения от типового проекта на всех этапах производства работ в присутствии представителей заинтересованных организаций. Такой подход существенно упрощает итоговую сдачу готового объекта в эксплуатацию.

Статья 11. Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

6. Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

7. Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

8. Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

Требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:

1) культовые здания, строения, сооружения;

2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;

5) строения, сооружения вспомогательного использования;

6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;

7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 261-ФЗ от 23.11.2009

Статья 13.Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы

3. До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

4. До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

5. До 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

6. До 1 января 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Во времена Советского Союза водой можно было пользоваться в неограниченном количестве за очень небольшую плату. Но к сожалению, водные ресурсы не бесконечны и их становится всё меньше. На сегодняшний день вода по значимости становится всё ближе к нефти, а значит, и учёт её потребления строже. В настоящее время существует федеральный закон, согласно которому вся потреблённая вода подлежит подсчёту с помощью специальных приборов. Для обеспечения работы таких приборов или счётчиков и существует водомерный узел.

Что это такое?

Водомерным узлом принято считать участок трубы с различными составляющими элементами, идущий от входа центрального водопровода в многоквартирный или частный дом. С его помощью компания, оказывающая услуги по водоснабжению, контролирует количество использованной потребителями воды на конкретном объекте. Для потребителей установка водомерного узла позволяет не только контролировать использование воды, но и экономить средства за счёт анализа расхода за определённый промежуток времени.

Водомерный узел – это целая система, состоящая из разных элементов, имеющих свое предназначение. Основным составляющим элементом узла является счётчик. Не менее важными частями системы являются фиксирующая арматура с запорным механизмом, сетчатый фильтр, кран с фиксированным контрольно-спусковым механизмом, компенсационные отрезки труб в виде патрубков и прочие элементы, выполняющие соединительную функцию.

Счётчик показывает количество потреблённой воды в кубометрах. Предназначением крана является спуск воды и контроль давления во внутренней сети, с его помощью можно проверять точность показаний установленного счётчика и определять место утечки воды во внутренней системе.

С помощью запорной арматуры перекрывается доступ воды в дом из центральной магистрали. Она используется при демонтаже счётчика или полном сливе системы. Сетчатый фильтр необходим для доочистки поступающей во внутреннюю систему воды от примесей, возникающих в результате коррозийных изменений в трубах или аварийных ситуаций на водопроводной станции. Фланцевые патрубки используются для монтажа отдельных участков системы. А остальные соединительные элементы выполняют вспомогательную функцию.

Нормативные требования

Для обустройства водомерного узла необходимо соблюсти ряд требований, специально разработанных и принятых в Российской Федерации.

  • Для монтажа водомерного узла используют нежилое помещение с относительной влажностью воздуха 75-80% и температурой не ниже +5?С. Место расположения узловой системы должно быть доступно для осмотра, снятия показаний, замены или демонтажа прибора для поверки. В многоквартирных домах и общественных зданиях узлы чаще всего располагаются в центральных тепловых пунктах, подвалах или специально оборудованных приямках. Для частных домов возможна установка в колодце.
  • Установка узла невозможна без предварительной подготовки системы, а именно опрессовки и промывки труб. Непосредственно к монтажу приступают только после заполнения системных труб водой. Трубы и прочие составные элементы, используемые для сборки и последующего монтажа, должны быть жёстко закреплены на поверхности пола или стены. Для того чтобы напор воды не уменьшился с введением в эксплуатацию узла, рекомендуется использовать минимальное количество отводов и фасонных частей в процессе монтажа.

  • Проектирование узла и монтаж прибора учёта должны осуществляться в соответствии с нормативными документами и принятыми нормами (СНиП, технический паспорт счётчика). Измерительный прибор всегда устанавливается на прямом участке и на определённой высоте от уровня пола, как правило, она колеблется в пределах 300-1000 мм. Длина участков с каждой стороны измерительного прибора должна соответствовать государственным стандартам на измерительные приборы (СНиП).
  • Устанавливаемый прибор должен иметь паспорт завода изготовителя с датой выпуска и сертификат государственного образца. После монтажа прибор должен быть в обязательном порядке защищён от несанкционированного вмешательства путём установки пломбы. Опломбирование прибора учёта с выдачей официального разрешения на эксплуатацию производится компанией, оказывающей услуги по водоснабжению.

  • Для оценки объёма холодной воды устанавливают прибор с маркировкой ХВС, а для подсчёта горячей воды – счётчик с маркировкой ГВС. Счётчик ХВС подлежит поверке раз в 6 лет, а работу счётчика ГВС проверяют раз в 4 года.
  • Поверку измерительных приборов осуществляют либо организации с соответствующей аккредитацией, либо компания, обеспечивающая техническое обслуживание данного узла, с выдачей соответствующего заключения. Для проведения проверки измерительного прибора можно использовать специальное оборудование, исключающее возможность демонтажа. Как правило, используют ультразвуковые, электромагнитные и мобильные проверочные устройства.

Виды

Классификация водомерных узлов зависит от количества линий и конструктивных особенностей измерительного прибора, устанавливаемого на линию.

  • В зависимости от количества линий в конструкции, и водомерные узлы подразделяют на простые, состоящие из одной линии, и сложные, с обводной линией . Конструкции, имеющие обводную линию, подлежат установке на объектах с одним вводом воды. Данная система предусмотрена также, если установленный счётчик не рассчитан на пропуск воды в достаточном для систем пожаротушения количестве. Для того чтобы обеспечить водой систему пожаротушения, дополнительно на обводной линии монтируется задвижка, которая приводится в движение автоматически, за счёт электропривода.

  • В зависимости от использованных в конструкции счётчиков, узлы подразделяют на тахометрические, электромагнитные, вихревые и ультразвуковые . Тахометрический счётчик относится к самым распространённым и типовым приборам учёта, устанавливаемым непосредственно в трубах, чей диаметр не превышает 400 мм. Расход воды измеряется за счёт вращения рабочего тела, приводимого в движение потоком. Чем выше скорость вращения, тем больше объёмный расход воды. Подразделение тахометрических приборов учёта зависит от внутреннего устройства.

На сегодняшний день существуют: крыльчатые, турбинные и комбинированные счётчики.

  • Для зданий с небольшим объёмом потребляемой воды, где диаметр труб находится в пределах 15-40 мм, устанавливают крыльчатые секционные водомеры . Монтируют данные счётчики исключительно на горизонтальных участках, соединительные элементы которых связаны между собой с помощью резьбы. Такая установка связана с их внутренним строением. Для более точного измерения потреблённого объёма воды ось прибора должна находиться в перпендикулярном положении по отношению к потоку жидкости. Счётчики для горячей воды выдерживают температуру до +150 градусов, а использующиеся в узлах холодного водоснабжения выдерживают температуру не более +40 градусов.

  • Турбинные счётчики в отличие от крыльчатых могут монтироваться не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении. В данном случае поток воды идёт параллельно оси вращения. Вертикальное расположение прибора возможно, если поступающая вода идёт по восходящему типу. Водомерные узлы со счётчиком турбинного типа устанавливают в зданиях с большим расходом воды, где трубы имеют диаметр 50-250 мм.
  • В комбинированных приборах учёта присутствуют элементы крыльчатого и турбинного счётчика. Такие конструкции являются незаменимыми, если в здании фиксируется неравномерный расход водного ресурса, а также есть резкие колебания в расходе.

Способ подачи воды к прибору позволяет подразделять тахометрические счётчики на одноструйные и многоструйные виды. Поток воды, проходящий через механизм одноструйного счётчика, заставляет вращаться пружину, движущуюся вокруг крыльчатки. Для приведения в движение крыльчатки поток воды в многоструйных счётчиках сначала делится на мелкие потоки и только потом попадает на лопасти. Многоструйные виды относятся к наиболее точным приборам учёта данного класса.

Для измерения больших объёмов потребляемой воды на крупных предприятиях устанавливают электромагнитные приборы учёта. Их работа основана на анализе изменений магнитного поля, создаваемого внутри счётчика потоком воды. Электромагнитные модели водомеров относятся к высокоточным измерительным приборам, способным выдерживать любое давление внутри системы, выдавая точные показатели расхода воды за определённый промежуток времени. За счёт подключения к портативному компьютеру можно составить график расхода за разные периоды в динамике.

Работа вихревых счётчиков основана на анализе скорости и интенсивности вихрей, измеряемых пьезоэлементом, расположенным внутри прибора. В ультразвуковых приборах учёт расхода воды происходит за счёт анализа смещений ультразвуковой волны, создаваемой потоком воды. Интервал прохождения волны фиксируется с помощью пьезоприёмника. Используются ультразвуковые приборы в узлах, где невозможно установить электромагнитные счётчики из-за примесей в воде, в частности, для подсчёта объёма сточных вод. Для улавливания примесей чаще всего применяют сетчатый фильтр ДУ 100, использование фильтров с меньшим сечением может привести к падению давления.

Устройство

Проект водомерного узла – это схема, на которой детально прорисовывают расположение всех составляющих элементов и соединений. Существуют разные схемы расположения водомерных узлов. Но последовательность для любой схемы должна оставаться неизменной: сначала идёт запорное устройство (задвижка, кран), затем – участок трубы с фильтром и только потом прибор учёта. При установке счётчиков должны соблюдаться определённые требования. Длина прямых соединительных элементов, исходящих от прибора в обе стороны, должна соответствовать величине, указанной в документе к конкретной модели счётчика. Аналогичные требования предъявляются и к диаметрам участков и условному проходу прибора, они должны соответствовать друг другу.

Длина прямых соединительных элементов образуется за счёт штуцеров с накидными гайками, входящими в комплект со счётчиком. Если они обеспечивают длину, указанную в паспорте прибора, а диаметр условного прохода счётчика соответствует диаметру прямолинейных участков, то в установке переходного элемента необходимости нет. Если же есть несоответствие по длине, а диаметры совпадают, то монтируется удлинённый штуцер с накидными гайками. При несовпадении по диаметру устанавливается переходный элемент.

Для увеличения длины в прямолинейных участках при несоответствии заявленной величине используют соединительные муфты и сгоны (прямые или угловые), а при несоответствии диаметров – и переходной элемент. Допускается также и комбинированная установка дополнительных элементов. Сгон может быть установлен между фильтрующим устройством и счётчиком или между запорным и фильтрующим устройством.

Схема предусматривает также присутствие баков, циркуляционных систем, а в случае затруднённого слива воды допускается и второе запорное устройство , устанавливаемое после прибора учёта. Дополнительно в схему узла включают сливной кран или пробку, в случае, если планируется сливать воду непосредственно с узла и контролировать давление воды на выходе из прибора. Для контроля давления в схему может быть включён регулятор, располагающийся между затворным устройством и счётчиком. Его включают, если шаровые краны, затворные и поворотные устройства не могут обеспечить плавное регулирование потока, для защиты счётчика от гидроударов, а также если требуется периодически снижать давление до оптимальной величины.

Рассказать друзьям