Панно и картины из мозаики. Мозаичное панно

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Художественное панно из мозаики прекрасный способ дополнить и сделать неповторимым ваш интерьер. Если вы решили украсить свой дом росписью, заказать кованные изделия и витраж, мозаика станет центром композиции завершая художественное оформление.

Область применения художественных панно из мозаики практически безгранична. Необыкновенной красоты мозаичные узоры как будто вышли со страниц восточной сказки. Сочетание различных фактур - сусального золота, смальты, авантюриновой мозаики притягивает взгляд, меняя свой цвет в зависимости от освещения делая интерьер магическим и загадочным...

Панно из мозаики подойдет под любой интерьер и стиль.Мозаичная картина очень долговечна,и ее стоимость со временем только возрастает.

История мозаики.

Мозаичное искусство датируется со II пол. IV тысячелетия до н.э. и берет свое непосредственное начало со строительства дворцов и храмов шумерской цивилизации, расположенной в Месопотамии. Его выполняли из обожженных палочек («зигзагов»), которые создавались из глины и имели конусную форму. Их длина составляла от восьми до десяти сантиметров, а диметр 1,8. Укладка осуществлялась на основе раствора из глины. Картину формировали на торцах конусов, раскрашивая обычнокрасным, черным и белым. Часто применяли в виде узора ромб или треугольника.

Ярким примером инкрустации раннего периода, которая получила во времена античности opus sectile , в будущем получившая развитие в виде техники флорентийской мозаики, приводят артефакт, который называют «Штандартом из Ура», 2600-2400 год до н.э.

В восьмом веке до н.э. были техники, использующие гальку, которую не обрабатывали. Она была одним из главных шагов в развитии мозаики как искусства. Во времена своего пика римляне ее прозвали « opus barbaricum ». Когда происходили раскопки, были обнаружили полы, созданные из гальки в виде орнамента в Алтын-тепе, расположенной в восточной Анатолии и дворце Арслан-таше, в Ассирии. Но впечатляющим памятником мозаичного искусства данного периода считаются мозаики Гордионы, расположенные в Антолии.

Античность

Их первые произведения создавались в Коринфе на основе гальки необработанной и датируются к V в. до н.э. Изображение было сделано контурным в виде людей, различных существ мифологического и реального мира. Декорации имели геометрический или растительный орнамент, который выполнялся в белом цвете на черном фоне. Стилистика приближена к краснофигурной вазописи. Похожие экземпляры IV в. до н.э. обнаружены также в таких местах, как Олинф, Сикион, Эретрия. Однако наиболее реалистичные были созданы в мозаике Пеллы, датированные к IV в. до н.э.

Пик развития мозаики во времена античности пришелся на эпоху эллинизма. Тогда начали использовать подколотые камешки, доступные цветные стекла. Это дало возможность достигнуть реалистичности работ, а также использовать множество цветов. Одним из наиболее древних памятников, где применяли подколку или тесселирование, считаются мозаики в Моргантине (Сицилия), датированным III в. до н.э.

Во времена Древнего Рима мозаичное искусство использовали для украшения полов и стен на виллах, дворцах и термах. Ее создавали в виде небольших кубиков, которые были выполнены из крепких стекол ─ смальтов. Также часто использовали мелкие камешки и гальку.

Помпеи, мозаика «Битва при Исее» была создана из 1,5 млн. частей, которые были собраны в изображение. Использовалась техника под названием « opus vermiculatum »: части собирали в виде извилистых линий, прикладывая один кусочек к другому.

Раннее Христианство и Византия.

Самым великим пиком развития мозаики считают период Византийской империи. В эту эпоху мозаика стала утонченной, с использованием мелких модулей и камешков. Кладку делали деликатной, а фон чаще всего выступал в золотом цвете.

Средневековая Евразия.

Эпоха рококо

Мозаику создавали из раковин моллюсков, выловленных в море. Чаще всего применяли для украшения помещений. В Европе популярности достигла бисерная мозаика. Бисер скрупулезно выкладывали на воск, нанесенный на бумагу или картон. Применялись схемы вышивания бисером в виде крестов. Однако подобных экземпляров, к сожалению, сохранилось немного.

В Германии из бисера делала мозаику мануфактура ван Зелова (1750-1770 гг.) В будущем способ потеряли. Они декорировали плоскую часть мебели, такую как столешница. Также декорации подвергались бутыли, различные фигурки в виде птицы и т.д. Большинство из них можно обнаружить в немецких музеях. Однако один находится в Архангельском музее-заповеднике.

Ислам

Часто для декорирования дворца глав Востока использовали мозаику. Например, Дворец шекинских ханов, стал одним из самых лучших произведений архитектуры времен средневековья в Азербайджане. Он ─ один из ценнейших памятников архитектуры восемнадцатого столетия. Дата постройки ─ 1762 год. Автором ─ Гусейхан. Дворец, входил в комплекс сооружений и являлся резиденцией для шекинских ханов. Имеет строение в два этажа: фасад сделан с рамами, которые были в виде решеток и поднимались, и комплектом шебеке (маленькие стекла разного цвета). Изображение имеет множество цветов с красочным дополнением в виде росписей на стенах архитектурного памятника.

II пол. XVIII в. достигла огромного развития живописного искусства в Шекинском ханстве. Оно тесно связана с осуществлением строительства и архитектуры. Все здания, имеющие значимость, были разукрашены росписью на стенах, которая являлась крайне популярной техникой. Подтверждением этого служат экземпляры живописного искусства, расположенные в Дворце шекинских ханов, которые сохранились до сих пор и не потеряли своей художественности. Роспись имела множество тематик: охоту, сражения, орнамент растительного или геометрического вида, на основе мотивов «Хамсе» (Пятерицы) Низами Гянджеви. Также изображалась дворцовая или крестьянская жизнь и многое другое. Чаще всего использовали синие, красные, золотистые или желтые оттенки. Плафон зала, имеет зашифровку имени живописца Аббаса Кули. Стоит заметить, что дворец проходил реставрацию, а потому можно увидеть живопись, выполненную мастерами в различные промежутки времени.

Мозаика Франции

Одна из самых популярных мозаик Франции ─Эмо де Бриар. Предприятие, производившее бриарские фарфоровые бусины, а в будущем и мозаику, открылся в 1837 г. Создано огромное количество работ, основанных на бриарской мозаике. Например, популярный художник Эжен Грассе, который был одной из влиятельных фигур ар-нуво, применял ее в своих творениях. Данную мозаику изготавливают и сегодня. Она одна из немногих, кто осталась полностью под французским производством


Российская мозаика

В период Руси мозаику начали применять после распространения христианства. Однако не стала популярной, так как была дорогим импортируемым товаром. Ее доставляли из Константинополя (Византия обладала монополией для продажи смальты).

В Киеве в софийском соборе сохранился самый крупный в мире ансамбль оригинальных мозаик и фресок. Они датированы первой половиной одиннадцатого столетия.

Михайловский златоверхий монастырь.

Новое время и российская мозаика

Ломоносов решил возродить мозаичное искусство. Его идею впоследствии никто не продолжил и о мозаичном искусстве снова забыли.

В 1840-х гг. решили перевести живописные иконы Исаакиевского собора в виде мозаики. Из-за высокой влажности Санкт-Петербурга, который был основан на болоте, фрески отваливались до завершения росписи. Если краска сохранялась, то она сразу же чернела и тускнела, чему способствовали кадила, свечи, лампады и т.д. Правительство России решило отправить выпускников Императорской Академии художеств на обучение в Рим, чтобы они научились у мастеров, работающих в Студии мозаики, расположенной в Ватикане. Из Рима же в Санкт-Петербург пригласили технологов-стекловаров, которые занялись изготовлением смальты.

В 1851 году студенты вернулись домой, где была создана организация производства смальты итальянскими технологами. Данный год считают основанием Мозаичной мастерской.

Мастерская была создана для мозаик Исаакиевского собора (срок составлял 66 лет, однако они так и не были закончены из-за революции), она принимала множество заказов. Например, для Собора Спаса на Крови, расположенного в Санкт-Петербурге, Спаса на водах, орнаментальных мозаик Храма Христа Спасителя в Москве, для портретов царской семьи или индивидуальных заказов.

Мастерская использовала «прямую методику» набора, позволяющую достигнуть реалистичности в живописи. Однако она была крайне затратной не только по времени, но и стоимости.

Академия стремилась найти решение данной проблеме. В 1888 году она отправила сотрудников, таких как А.А. Фролов, в Венецию, где А. Сальвиати создал и применял другую, более экономичную методику мозаичного искусства. Он выкладывал ее в виде зеркального отображения лицевой частью на основу, которая была временной. Впоследствии ее перевозили на место укладки. Данную методику назвали «обратной» или «венецианской».

Так как Академия не захотела перенять данный опыт, то Фролов открыл свою студию, ставшую впоследствии под началом его брата успешной и давшей начало развития советскому мозаичному искусству.

На сегодняшний день происходит развитие автохтонного искусства. Например, мозаика племени уичоли. Она редкая, так как в качестве материала выступает бисер. Его также могут укладывать отверстиями вверх.

Методики укладки

Во время прямого набора части мозаичного искусства вдавливаются в основание, которым часто является грунт. При обратной технике наоборот, собирают на временном основании, а после переносят на загрунтованную плоскость.

Укладка: способ напоминает укладку плиточного материала. Используется клей и затирка для швов. Это все можно купить в магазине строительных товаров.

Основание проверяют на прочность, выявляют его недостатки в виде трещин, каверн, масляных пятен и т.д. Оно должно быть прочным и сухим, иметь ровную, очищенную поверхность от различных средств, которые уменьшают сцепление элементов мозаики с поверхностью. Также она не должна быть пыльной, грязной, в цементном молоке, остатках краски и т.д. В случае необходимости нужно очистить поверхность механическим способом, за счет обрабатывания пескоструем. При визуальном осмотре основание должно быть ровным, не иметь наплывов, ямок, царапин, быть сухим и прогрунтованным.

Укладка на бумаге

Сначала подготавливают поверхность и наносят клей, делая ровное распределение по все площади. Лучше использовать с латексной основой клея. Мозаику аккуратно клеят на обратную к бумаге сторону. Расстояние между кусочками должно быть ровным, без использования лишнего давления. После этого закрепление происходит при помощи легких ударов площадки, имеющих резиновое основание.

После суток бумагу удаляют, смочив ее для лучшего отставания. Очищают поверхность от остаточного клея и бумаги, после чего делают затирку швов с помощью терки, созданной из резины. Лучше всего использовать затирку от производителя мозаики. После этого происходит очищение мозаики и полировка поверхности.

Укладка на сеточном основании.

В отличие от бумажного, здесь поклейка мозаики происходит лицевой частью вверх. После того, как высохнет клей, можно сразу затирать швы.

Материалы

Материалы могут использовать разные (камня, смальты, керамики или металла, недавно включили керамогранит). Однако смальта все же имеет наибольшую популярность дл я создания классического элемента архитектуры, в первую очередь, интерьера. Также имеют распространенность такие материалы как стекла и керамика. Они прочные, доступные и представляют множество цветов, просты в обработке и имеют большой ассортимент форм и размеров. Камень применяют чаще всего, когда создают напольную композицию, а чтобы расширить выразительность мозаичного произведения - применяют металл. Керамогранит используют при фасадных работах: тротуара, парковые дорожки, полы в общественных зданиях и т.д.

За счет функциональности данного материала, а также его стойкости к влиянию окружающей среды и различным воздействиям он получил широкое распространение при создании множества сооружений с тяжелыми эксплуатационными условиями. Это могут быть садово-парковые зоны, водные сооружения, при создании камина или печи и т.д.

Мозаика на основе смальты или другого стекла, не только получила свое распространение во множестве архитектурных произведениях: панно, фрески и т.д. Она также может быть использована как самостоятельное прикладное направление декоративного искусства при композициях из орнамента или других концепциях. Она имеет большую художественную возможность, за счет создания простых рисунков в декоре, которые могут быть узорчатыми в любых композициях

Определением «мозаика» принято называть узор или орнамент, выложенный из фрагментов камня, кусочков керамической плитки или осколков стекла. Ее родиной считается Древняя Греция – именно там, как считают историки, впервые начали украшать стены и своды храмов с помощью цветной гальки. Позже этот вид деятельности начали перенимать в разных странах, при этом каждая нация привнесла в него что-то свое.

Особенности

Различают два способа набора мозаики – прямой и обратный.

В первом случае фрагменты будущего изделия выкладывают на поверхность чистовой стороной вверх. Такую технику применяют для выкладывания мозаичных панно на горизонтальных ровных поверхностях. Все фрагменты будущей картины сажают на клей на специальную сетку. Затем сетку переносят на постоянное место пребывания, после чего затирают швы.

Если поверхность нанесения мозаики имеет изогнутую форму, применяют обратную укладку. Чаще всего такой способ укладки применяется, если основой для композиции является ткань или картон. Плитку наклеивают на основу лицевой стороной вниз, затем делают основание – всю композицию скрепляют специальным раствором. Когда основание затвердеет, бумагу или ткань с лицевой стороны удаляют. Затирку швов производят на месте.

Сегодня применяют несколько технологий создания мозаичных панно:

  • Матричная технология считается самой легкой в изготовлении. Элементы мозаики собираются в готовые сборные фрагменты на бумажной или сеточной основе размером примерно 30 см. В магазинах можно купить готовые композиции, состоящие из таких фрагментов, а на месте останется только закрепить их в определенном порядке с помощью специального клея. Они могут быть как однотонными, так и разноцветными в зависимости от задумки художника и сферы применения. Их форма чаще всего квадратная или прямоугольная, реже встречаются и другие формы.
  • Художественная технология применяется преимущественно при выполнении эксклюзивных заказов по индивидуальным эскизам. Это очень тонкая, кропотливая ручная работа, сравнимая с ручной живописью – с помощью такой технологии становится возможным воссоздавать целые картины и даже портреты. Для этого могут быть использованы как целые плитки правильной формы, так и их части – чем меньше по размеру элементы мозаики, те выше ее художественная ценность и, соответственно, стоимость. Художественная технология помогает сделать акцент на различных элементах отделки или, наоборот, скрыть какие-либо несовершенства. Чтобы повысить эстетические свойства готового произведения, применяют художественную затирку – к каждому фрагменты подбирается подходящая цветовая гамма.
  • Смешанная технология – ее название говорит само за себя. Она сочетает в себе некоторые элементы изготовления первых двух технологий. Благодаря такому подходу можно добиться высокого качества и сэкономить на некоторых этапах работ.

Мозаичная плитка очень капризна в работе, требует скрупулёзности и большого терпения.

Материалы изготовления

В зависимости от того, где именно будет располагаться декоративное панно, могут использоваться различные материалы. Напольные покрытия должны обладать особой выносливостью, устойчивостью к истиранию и не должны скользить, поэтому узоры на пол выкладывают в основном из камня, который обладает матовой нескользящей поверхностью. Современные производители предлагают большой ассортимент мраморной, гранитной и прочей плитки для мозаики из натурального камня. Также для пола часто используется керамическая плитка.

Из колотых мелких деталей можно выложить целые художественные произведения не только для пола, но и для украшения стен. Для этого подойдут не только мраморная или керамическая плитка, но также стеклянная. В отличие от каменной плитки, мозаика из колотого стекла отличается очень красивым блеском и прекрасной игрой света.

Одной из разновидностей стеклянных плиток является смальта – она обладает повышенной прочностью, привлекательным глянцевым блеском и великолепной цветопередачей. Смальту часто используют для оформления сводов храмов, дворцов культуры, театров и прочих общественных заведений. Из нее часто выкладывают целые картины, при этом сами плитки набирают вручную. Для получения особой цветопередачи в стекло добавляют специальные красители, а благодаря высоким технологиям можно получать тысячи различных оттенков различных цветов. Сегодня возможно даже получение золотой и зеркальной смальты, которая смотрится в интерьере очень необычно и дорого.

Классическую смальту получают путем отламывания маленьких кусочков от большого целого пласта. Колотые кусочки получаются неправильной формы и непохожими друг на друга. В этом их главное достоинство. Фабричная же смальта имеет некоторое сходство с обычной стеклянной мозаикой, только качество модулей значительно выше. Эти два вида часто сочетают друг с другом при отделке одного интерьера. При отделке интерьеров помещений с повышенной влажностью, таких как бассейн, хамам или ванная комната, чаще всего комбинируют несколько видов различной смальты.

Для оформления различных колонн и прочих поверхностей со сложными формами часто применяют металлическую мозаику. Она очень эффектно смотрится, а также долговечна и неприхотлива в уходе. Для ее изготовления наиболее часто используются сталь и алюминий. Из этих материалов создаются различные имитации под золото или платину.

Современные технологии позволяют создавать мозаичные полотна из самых разнообразных материалов. Для этих целей прекрасно подойдут морская галька, деревянные бруски, осколки бутылочного стекла, пробка.

Иногда могут применяться самые неожиданные материалы – например, древесные опилки и даже полиэтиленовая пленка.

Стиль и дизайн

Мозаика распространилась по всему земному шару, и каждый народ добавлял в этот вид искусства что-то свое, свойственное только этой нации. На сегодня можно выделить несколько стилевых направлений. Рассмотрим некоторые из них подробней.

Александровская мозаика появилась в IV веке нашей эры. Она получила свое название в честь великого полководца Александра Македонского и изображала эпизоды из его походов. В цветовой палитре преобладают несколько натуральных оттенков – это красный, красно-коричневый, белый и желтый. Рисунок, характерных для данного стиля, выкладывался строго по определенной границе. Элементы мозаики вырезались из мрамора или стекла, полировались особым образом. При этом они никогда не выходили за обозначенные пределы.

Византийская мозаика появилась примерно в VI-VII веках и не потеряла своей актуальности и по сей день. Она высоко ценится и легко узнаваема благодаря некоторым своим особенностям.

Во-первых, она выкладывается из смальты – именно Византия считается ее Родиной. Во-вторых, это обязательно золотистый фон. Для получения различных оттенков смешивают несколько видов металлов в разных пропорциях. Это может быть медь, ртуть и даже частички золота. Все изображаемые объекты имеют совершенно четкие контуры и правильные пропорции – элементы имеют форму кубика. Поэтому вблизи картина кажется несколько грубоватой и раскрывается во всей своей красе только с некоторого расстояния.

Классические примеры сюжетов, изображаемых с помощью византийской мозаики, можно наблюдать во многих храмах Италии, сохранившихся с древнейших времен. Сегодня же в такой технике можно выкладывать абсолютно любые картинки. Это могут быть мифические животные типа дракона или фантазийные цветы. Неплохо смотрится в данном стиле и морская тематика – рыбы, дельфины, прибрежные пейзажи.

Флорентийская мозаика названа в честь одноименного города Флоренция , в котором она впервые появилась. Она изготавливается из природного камня – чаще всего из морской гальки, и считается одной из самых сложных в исполнении. Для флорентийского стиля характерна укладка элементов вплотную, практически не оставляя места для швов и затирки. А поскольку все фрагменты от природы имеют самую разнообразную форму и оттенки, то подогнать их друг к другу – процесс очень трудоемкий.

Михайловская мозаика зародилась в Средних веках на основе византийской школы. В описываемой технике преобладают все оттенки зеленого и золотого. Сюжеты мозаики в основном библейские – в этой технике расписан Собор Святой Софии в Киеве. Благодаря разнообразным оттенкам изображение получается не статичным, а живым и интересным, за что этот стиль и ценится во всем мире.

Софийская мозаика обладает более разнообразной цветовой палитрой , чем предшествующая школа. Для этой мозаики использовались кусочки смальты разнообразных форм – квадратные, овальные и даже треугольные. При этом укладывались они не столь тщательно, как это делали флорентийские мастера.

Римская мозаика также выкладывается из смальты. При этом используются очень маленькие кусочки, что позволяет добиться высокой точности картины. Такая техника особенно хороша для изображения людей, природных пейзажей, а также различных представителей флоры и фауны. Благодаря данной технике особенно хорошо удается передать цветы и животных в движении.

Русская мозаика изготавливается из камня. Ее преимущество перед остальными стилевыми направлениями в том, что такая мозаика может быть создана на изогнутых поверхностях, на которых невозможно применить классические технологии. В технике русской мозаики можно изготавливать небольшие поделки типа шкатулок или письменных приборов. Ее суть заключается в том, что сама основа будущей картины создается из прочного, но не очень дорогого камня, на который сверху наклеивают пластинки из полудрагоценных камней размером примерно 5 см2.

Для этих целей обычно используют малахит, агат, лазурит и прочие камни, имеющие красивую фактуру.

Сфера применения

Мозаичным узором можно украсить абсолютно любую поверхность. Обычно мозаикой украшают стены и полы как в помещениях, так и на открытом воздухе. Иногда таким способом украшают стены домов, а мозаичная дорожка на садовом участке может преобразить его до неузнаваемости.

В соборах ее также можно наблюдать и на сводах. В быту же такие панно чаще встречаются в интерьерах самых различных помещений. Там, где требуется украсить большую площадь, панно обычно выкладывают из камня или применяют модульные элементы. Для дома также можно приобрести готовую композицию, которую можно наклеить не только в ванную комнату, но и украсить одну или несколько стен кухни – например, рабочий фартук.

Некоторые поклонники данного вида искусства предпочитают не ограничиваться украшениями подсобных помещений и украшают мозаичными картинами и жилые комнаты. Для этих целей также существуют готовые решения. А если хочется какого-то эксклюзива, то есть много фирм – производителей, которые смогут создать мозаичное полотно по индивидуальному эскизу. Очень эффектно и нестандартно будет выглядеть, например, гостиная с картиной из малахита или спальня, украшенная панно из стекла.

При этом ошибочно полагать, что мозаика хорошо смотрится только в масштабных проектах. Из нее можно создавать небольшие картины, ею можно украсить кухонную столешницу или декорировать мебель.

Как сделать своими руками?

Вопреки распространенному мнению, что мозаика – это очень сложно, такое украшение можно собрать своими руками.

Процесс создания декоративного панно происходит в несколько этапов:

  • Выбор рисунка и создание эскиза.
  • Обработка эскиза. Выбранный рисунок нужно отсканировать, а затем с помощью специальной компьютерной программы построить схему расположения элементов мозаики.
  • Определиться с выбором материала и скрепляющего раствора. Если для создания мозаики вы выберете фабричную стеклянную плитку, ее нужно клеить специальным клеем, который рекомендован производителем или консультантом в магазине. Каменную и керамическую плитку нужно сажать на специальный раствор цемента, клея и воды. Для равномерного нанесения раствора на стену или пол применяется зубчатый шпатель.
  • Подготовка основы и раствора. Поверхность, на которой будет расположена будущая картина, должна быть очищенной от пыли и мусора. Перед наклеиванием плитки следует сделать предварительную разметку на стене.
  • Приклеивать листы или фрагменты мозаики следует по одному, не забывая вставлять между ними специальные крестики – распорки.
  • Затирка швов. После того, как все элементы панно будут закреплены, необходимо заделать швы специальной затиркой, нанося ее на всю площадь резиновым шпателем и тщательно заполняя все пустоты между плитками.

Мозаичное панно, собранное из разноцветных элементов мозаики, представляет собой высокохудожественный декоративный объект. Оно способно добавить изюминку и оригинальность интерьеру, акцентировать внимание на чем-то определенном или визуально изменить пропорции помещения.

Панно может использоваться на полу, имитируя замысловатый ковер, или на стене в виде копии портрета, фотографии, картины известного художника или кадра из любимого кинофильма.

Особенности

Мозаичное панно имеет неоспоримые достоинства при эксплуатации, такие как высокая устойчивость к воздействию окружающей среды, долговечность, эстетичность, прочность и цветовая насыщенность. Это универсальный отделочный материал, который идеально подходит для использования на поверхности любой кривизны и конфигурации. В последнее время все более популярным становится напольное мозаичное панно из натурального камня или колотой плитки.

С целью передачи плавности цветовых переходов и детализации тончайших элементов используются кусочки мозаики мельчайшего размера. Это создает эффект целостности изображению и насыщенности цветовой палитры. С помощью такой техники можно сотворить художественный шедевр не только на стене, потолке и даже полу, но и использовать для декорирования поверхностей мебели.

Такой интерьер не останется без внимания, а если в исполнении панно будет применяться зеркальная мозаика, то пространство в помещении будет играть светотенями от отраженного света и предметов обстановки. Месторасположения такого мозаичного панно может быть совершенно разным – это и баня, и ванная комната, и кухня, и бассейн, и гостиная.

Стоит отметить, что опыт работы с мозаикой очень важен, поскольку она очень сложна в укладке и не прощает даже мелких ошибок. Первым шагом к успешной выкладке является идеально подготовленная гладкая и ровная поверхность.

Для того чтобы слой не скалывался и впоследствии при нанесении штукатурки не трескался и не деформировался, нужно использовать цементно-песчаную штукатурку с адгезионным и армирующим основанием.

Виды

Исходя из материала изготовления, мозаичные панно бывают керамические, стеклянные, каменные, зеркальные, мраморные, металлические и комбинированные виды.

По технике исполнения подразделяются на художественные и матричные виды. Для сборки художественного мозаичного панно используют элементы различной формы и размера, материалов и текстур. Для создания матричного панно используются четкие схемы со строгим построением пиксельной сетки. Собирается такое панно из выпуклых многоугольников.

Материалы

Внешний вид и характеристики для эксплуатации мозаичного панно зависят от используемого материала.

  • Стеклянная мозаика – это весьма практичный и универсальный в использовании материал. Его рельефная поверхность преломляет свет, создавая этим дополнительный объем и выразительность. К тому же обладает рядом завидных качеств, таких как водостойкость, пожаробезопасность, гигиеничность, стойкость к деформации.
  • Смальта происходит от муранского стекла, обладает такой же яркостью, прочностью и непрозрачностью. Изготавливается из растертого в порошок стекла с добавлением красителей. Поверхность смальта имеет как глянцевую, так и матовую с эффектом свечения.
  • Зеркальная плитка (один из вариантов стеклянной) используется только как фон. За счет способности отражения придает визуальное изменение пропорций помещения. Имеет ряд значительных недостатков: хрупкость, высокую подверженность деформации и непереносимость постоянной влажности.

  • Керамическая – идеально подходит для любых поверхностей и условий эксплуатации. Имеет обширный цветовой и текстурный ряд. Отличается стойкостью к морозу, влаге, химическим веществам и износу.
  • Каменная – самый древний способ украшения стен и пола. Такую мозаику чаще выпускают в виде модулей на сетке, поскольку их проще укладывать. Имеет разнообразное сочетание качеств, которые зависят от свойств используемых в ней камней, к примеру, песчаник пористый и не подойдет для отделки фартука на кухне, а мрамор с легкостью впитывает в себя грязь и поэтому ему необходима периодическая полировка.

  • Металлическая мозаика начала свое существование совсем недавно. Для ее производства используют алюминий, нержавеющую сталь, медь, реже применяют опыления латунью, бронзой, серебром и золотом. При скудной цветовой гамме имеет большой ассортимент фактур. Выпускается только модульно на резиновой подложке, за счет чего не требует идеальной ровности поверхности.
  • Деревянная мозаика изготавливается из шпона твердых пород. В большинстве случаев для разнообразия цветовой гаммы применяют смесь шпона из разных пород деревьев, реже прибегают к более интересным решениям, к примеру, поперечные срезы ствола дерева. Такая оригинальная мозаика вписывается в интерьер различных стилей: от лофта до хай-тека. Для большего эффекта структурность поверхности предают за счет укладки мозаики под разным уклоном относительно поверхности.

Варианты рисунков

На сегодняшний день фантазия дизайнеров не имеет границ в применении мозаичной плитки. Она используется практически везде: от привычного декора комнат до эксклюзивной отделки мебели.

Вариация рисунков мозаичного панно также велика и может копировать народные, античные, классические, этнические орнаменты и мотивы, полотна известных художников, фотографии, детские картинки, кадры из фильмов, надписи, имитировать текстильные ковры, шкуры животных и многое другое. Ограничивается это изобилие лишь фантазией и финансовыми возможностями.

Мозаичное панно с легкость изображает как простые, так и сложные сюжеты, а также растительные, геральдические и даже геометрические орнаменты. Мозаики для создания такого панно имеют форму правильных выпуклых многоугольников. Существует несколько вариантов.

  • Хаотичная укладка – это произвольная сборка мелких деталей любых цветов и форм. В результате получается рябая или однотонная поверхность. Применения схемы такая укладка не требует.
  • Метод повтора мотива. За основу берется простой узор (полосы, волны, геометрические вариации) с повторяющимися элементами и выкладывается по всей площади рабочей поверхности. Подходит для самостоятельной укладки.
  • Графический рисунок. Самый простой вариант картины, в котором используется мало цветов плитки в основном ахроматической гаммы.

  • Концентрический узор . За основу берется точка, вокруг которой создается симметрическая композиция с одинаковыми линиями и повторяющимися по окружности элементами.
  • Картина . Сложный процесс воссоздания изображения пиксельным принципом. Для него требуется готовый эскиз и минимальные художественные навыки, терпение и выдержка. Результат окупит затраченные силы.
  • Метод локальной вставки . Это облегченный вариант, когда рисунок создается путем единичной выкладки несложных элементов на однотонном фоне, например, дельфин или дракон.

Способы укладки

Существуют два способа укладки: прямая и обратная.

При прямой укладке изображения выкладываются непосредственно на поверхности и закрепляются в штукатурном слое.

При обратном способе укладки шаблон покрывают прозрачной самоклеящейся пленкой или основой из бумаги, на которую фрагменты мозаики укладывают вниз лицевой стороной. После того как панно окончательно застыло, бумага размачивается влажной губкой, а ее остатки удаляют мягкой ветошью, смоченной этиловым спиртом или растворителем лака.

Как собрать своими руками?

На протяжении многих столетий панно из мозаики не теряет своей востребованности при декорировании различных поверхностей. С течением времени укладка мозаики стала более доступной и разнообразной, что помогает создать действительно неповторимый интерьер.

При профессиональной сборке панно мозаикой такого размера получается практически неотличимая версия портрета, картины или ковра.

Под изготовлением мозаики имеется в виду самостоятельное производство всех ее компонентов от основы до элементов набора. А укладка подразумевает создание панно из готового набора фабричного производства. В такие наборы входит все необходимое от элементов мозаики до эскиза будущего панно. Этот вариант более востребован, поскольку не требует никаких художественных способностей.

Способ прямой укладки заключается в выкладке изображения лицевой стороной вверх. Выкладку панно лучше производить на горизонтальной поверхности для удобства при работе. Элементы панно приклеиваются на сетку из стеклоткани, а затем уже переносится на запланированное место. Швы затираются уже после закрепления готового панно на поверхности.

Подходит этот способ укладки только для ровных поверхностей, иначе на изгибах изображение деформируется.

Для помещений с повышенной влажностью, например, в хаммаме, следует применять клей на силиконовой основе, в остальных случаях подойдет обычный плиточный раствор.

Прежде всего, необходимо сделать чертеж будущего изделия, в этом поможет небольшой мастер-класс.

Чтобы воплотить в жизнь задуманное произведение фантазии, следует определиться с рисунком, затем оцифровать его и с помощью компьютерной программы разработать схему будущего панно. После того как эскиз получен, необходимо выбрать, каков же должен быть размер мозаики, и определить его цветовую палитру.

Укладка мозаики имеет некоторые хитрости.

  1. Для подготовки поверхности следует использовать болгарку с чашеобразным кругом и пескоструйную обработку. В результате должна получиться ровная и шероховатая поверхность.
  2. Подходит такой способ укладки только для идеально обезжиренной поверхности.
  3. Полное отсутствие на основе каких-либо посторонних следов от ржавчины, резины, цементного раствора или иного происхождения.
  4. Затирка не должна содержать в своем составе песка во избежание повреждения элементов мозаики. После застывания следы затирки следует удалить мягкой влажной ветошью и отполировать такой же ветошью, но сухой и совершенно чистой.

Обратная укладка удобна для использования на криволинейной и изогнутой поверхности.

Для этой укладки используется рисунок – шаблон, который покрывают прозрачной самоклеящейся пленкой клеевой стороной кверху, и уже на нее выкладываются фрагменты мозаики лицевой стороной вниз. Защитная пленка снимается по мере выкладки элементов мозаики.

Для завершения укладки полученное панно разделяют на небольшие части, каждую из которых поочередно переносят на основу. Предварительно основу покрывают клеем. Перед перенесением части панно лучше пронумеровать, чтобы не перепутать последовательность его фрагментов. Крепление следует производить с несильными нажатиями, чтобы клей полностью охватил поверхность сцепления. Относительно размеров частей, на которые разрезается панно, то они должны быть небольшими, чтобы мозаика не осыпалась и не повредилась, не изменила своего положения.

В первом варианте после того как панно окончательно застыло, самоклеящуюся пленку снимают. При использовании второго варианта, бумага размачивается влажной губкой, а остатки яичного белка убираются губкой средней влажности.

В компании MOZAICO вы можете заказать изготовление мозаичного панно. Мы являемся единственным в России производителем полимерной мозаики. Возможности нашего производства позволяют создавать высококачественные цифровые изображения любой сложности. Живопись, семейные фотографии, дизайнерские принты или шедевры мирового искусства - все это мы можем оперативно изготовить под заказ.

Какие преимущества имеет панно из полимерной мозаики?

  • Это эффектное декоративное решение, которое преобразит любое пространство.
  • При производстве мозаичного панно используется специальное защитное покрытие.
  • Высокая износостойкость и долговечность делают мозаику очень практичной.
  • Ее можно использовать при температуре от -60 до +120 °C.
  • Стойкость к воздействию ультрафиолетовых лучей обеспечивает сохранность цвета.
  • Изготовление мозаичных панно осуществляется в соответствии с имеющимися стандартами и нормами, что подтверждается наличием санитарно-гигиенических сертификатов.

Технология производства мозаики

Особенности производства мозаичной плитки зависят от того, какие материалы используются в процессе. Керамическая мозаика делается из глины, кварцевого песка, полевого шпата и разнообразных пигментов. Все составляющие смешивают и раскладывают по формам. После этого они прессуются, покрываются глазурью и обжигаются в специальных печах. Процесс изготовления керамической мозаичной плитки полностью автоматизирован.

Керамогранитная мозаика изготавливается из листа керамогранита. Его нарезают на маленькие части гидроабразивным инструментом. Стеклянные мозаичные листы делают из листового стекла. Оно прочное и износостойкое. Сначала такое стекло окрашивается специальными термостойкими красками, а потом режется на необходимые форматы. Перед обжигом их собирают на специальные подложки. В печи кусочки стеклянной мозаики проходят обработку при температуре 900 °С. В результате этого краска впекается в стекло, а углы изделий оплавляются.

Заключительные этапы производства любой мозаики - наклейка готовых черепков на основу и укладка на специальную сетку или бумажную основу, пропитанную клеевым раствором. Как только лист полностью высыхает, он готов к использованию.

Рассказать друзьям