Погибшие с costa concordia. Крушение круизного лайнера Costa Concordia (20 фото)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В одну секунду круиз может превратиться из фантастической идиллии в кошмарное испытание. С 1980 года в мире затонуло 16 круизных лайнеров, с 1973 - 99 сели на мель, с 1990 года на 79 судах произошли пожары, а на 73-х - различные другие аварии. С 2000 года произошло более 100 случаев аварий, после которых корабль оставался дрейфовать в открытом море, лишившись энергии, кренился, почти переворачивался, и множество других происшествий, которые представляли риск для жизни пассажиров. Представляем вам самые ужасные катастрофы круизных лайнеров за последние 100 лет.

1. Вот уже 100 лет назад, 14 апреля 1912 г, лайнер класса люкс «Титаник» затонул у берегов Новой Шотландии, во время своего первого рейса. Непотопляемый Титаник вышел в море 10 апреля и спустя 4 дня встретился со своей гибелью в виде айсберга, унеся жизни 1513 пассажиров и членов экипажа. Но хотя небрежность и гордыня и привели к катастрофе, не стоит во всём винить капитана и круизную компанию. При недавних астрологических исследованиях было обнаружено, что в 1912 году Луна подошла к Земле на рекордно близкое за 1400 лет расстояние, что привело к усилению течений, которые и принесли большое количество айсбергов.

2. Во время круиза по реке Святого Лаврентия, канадский пассажирский лайнер «Императрица Ирландская» столкнулся с норвежским углевозом «Storstad» и через 14 минут затонул на глубине более 40 метров. Эта катастрофа забрала 1012 жизней и стала самой ужасной морской катастрофой в истории Канады.

3. «Лакония» вышла из Саутгемптона 19 декабря 1963 года для 11-дневного рождественского круиза по Канарским островам и взяла на борт 1022 человека. 22 декабря стюард увидел дым, идущий из-под двери парикмахерского салона. Каюта была полностью объята пламенем, и огонь незамедлительно перекинулся в коридор к общим каютам. Стюард пытался справиться с огнём с помощью огнетушителей, но огонь распространялся слишком быстро. Погибло 128 человек.

4. Служба безопасности перед итальянским кораблём «Акилле Лауро» 10 октября 1985 года в гавани порта Саид, после того как египетские власти запретили ему идти в израильский порт Ашдод. 7 октября 1985 года четыре террориста Палестинского фронта освобождения во главе с Юсуфом Маджид аль-Мульки и Абу Аббасом захватили судно с 450 пассажирами. Террористами был убит один заложник - 69-летний американский еврей Леон Клингхоффер, инвалид, прикованный к коляске. Он был застрелен и выброшен за борт на глазах его жены Мерилин.

5. Буксиры перемещают повреждённый океанский лайнер «Королева Елизавета 2» в сухой док в Бостоне 12 августа 1992 года, после того как корабль сел на мель во время круиза. Никто не пострадал.

6. Носовой визор парома «Эстония» поднимают со дна моря недалеко от острова Утё в Балтийском море. Корабль затонул в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года, в результате крушения погибли 852 из 989 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа.

7. Вид с воздуха на итальянское круизное судно «Акилле Лауро» во время пожара в Индийском Океане. «Акилле Лауро» уже захватывали террористы десятью годами ранее. Теперь в 30 милях восточнее Африканского Рога на судне возник пожар, что привело к смерти 2 человек.

8. Круизное судно «Норвежская Мечта» на якоре на юго-востоке Англии, после столкновения с панамским грузовым судном «Ever Decent» 24 августа 1999 г. На лайнере находилось 2400 человек, из которых лишь трое получили травмы различной степени тяжести.

9. Спасательный вертолёт над терпящим бедствие круизным судном «Сибриз» 17 декабря 2000 года в 320 километрах от побережья Вирджинии. Береговая охрана успела эвакуировать всех 34 членов экипажа до того, как безжалостные волны Атлантического океана увлекли 200-метровое судно на дно.

10. Круизный лайнер «Аврора» в порту Саутгемптона, Англия 8 ноября 2003 г. у всех 500 пассажиров наблюдалось острое расстройство пищеварения. Греция отказала в помощи, и когда корабль прибыл в Гибралтар, Испания закрыла свои границы, пока корабль его не покинул.

11. Круизный лайнер «Морской Бриллиант» во время эвакуации пассажиров около острова Санторини, Греция, 5 апреля 2007 г. Береговая охрана Греции провела широкомасштабную операцию по эвакуации 1200 пассажиров судна после того, как оно село на мель, а затем затонуло.

12. Спасательные плоты с канадского круизного судна «Эксплорер», которое затонуло после столкновения с айсбергом в водах Антарктики 23 ноября 2007 г. 100 пассажиров и 54 члена экипажа были спасены.

13. Круизный лайнер «Экстаз» в порту Майами 21 июля 2008 г. 60 человек пострадали в результате пожара образовавшегося в прачечной корабля 20 июля. Пламя было погашено, и эвакуация не потребовалась.

14. Работники начинают откачку дизельного топлива с корабля «Коста Конкордия» близ острова Джилио в Средиземном море 24 января 2012 г. Во время крушения на борту находилось более 4000 человек, из которых официально погибшими сейчас считаются 25.

15. «Коста Аллегра» буксируют по кишащему пиратами Индийскому океану после того, как 27 февраля пожар уничтожил систему кондиционирования, энергообеспечения и повредил двигатели. На борту находилось более 1000 человек.

По меньшей мере 6 человек погибли в результате катастрофы круизного лайнера «Коста Конкордия», который сел на мель, а затем затонул в Средиземном море неподалеку от берегов Италии.
Отмечается, что количество жертв может возрасти, так как после катастрофы некоторые пассажиры прыгали за борт в холодную воду, и их судьба до сих пор остается неизвестной.
За два часа до катастрофы на круизном лайнере зафиксировали неисправность энергосистемы, однако корабль все равно вышел в море.
Круиз пассажирского лайнера «Коста Конкордиа», затонувшего у берегов Тосканы в ночь на субботу, едва не стал причиной гибели нескольких тысяч туристов со всех концов мира из-за технических неполадок на корабле, а также несогласованных действий команды.

За несколько часов до выхода из порта на лайнере была зафиксирована неисправность в электросистеме, однако капитан корабля принял решение не задерживать отправление «Коста Конкордия» и не проводить дополнительных проверок.
Корабль подошел слишком близко к берегу, подводный рельеф этой местности представляет собой каменный хребет рифов.
Одной из основных причин катастрофы называют невнимательность командования или ошибку навигационных приборов, из-за чего гигантский лайнер налетел на риф и получил пробоину, - в результате борт немедленно начал набирать воду и накреняться.


Организовать срочную эвакуацию экипаж корабля также не смог. По информации очевидцев, работники «Коста Конкордиа» задержали спуск на воду спасательных шлюпок. Позже из-за сильного крена разместить людей в шлюпка уже не представлялось возможным.
Среди пассажиров началась паника: увидев, что попасть в лодки практически невозможно, многие в испуге начали прыгать в ледяную воду, потому что боялись уйти на дно вместе с судном.
В тот момент, когда судно получило пробоину, пассажиры как раз только начали свой ужин.
- Неожиданно мы услышали шум, и корабль будто куда-то потащило. Погас свет, начала падать посуда, столы. Поднялась страшная паника, - рассказывает итальянец Лучано Кастро.


Люди в ужасе сами выбирались с тонущего судна, от экипажа корабля не поступало никаких сигналов к действию. Люди бросились врассыпную.


- Вы смотрели «Титаник»? Это именно то, что с нами было, - говорит 31-летняя Валери Ананьяс из Лос-Анджелеса. Когда судно накренилось, ей вместе с родителями и сестрой пришлось ползти вверх по коридорам между каютами.
- Мы ползли в темноте, мигал только строб на спасательном жилете, - вспоминает мать Валери, - Мы слышали, как бьется посуда, и людей бросает об стены.
Спасшейся церковной служительнице из Германии Маре Пармиджиани путевку в круиз подарил супруг. Женщина отправилась в плавание впервые в жизни и в первую же ночь на судне едва не погибла. Спастись удалось чудом. Под водой оказались затоплены документы, личные вещи и деньги.
- Экипаж только лишь сообщил, чтобы мы оставались на своих местах и ничего не предпринимали. Нам было сказано, что нашим жизням ничего не угрожает, - рассказывает пострадавшая.


Спустя некоторое время люди получили указание надеть спасательные жилеты и двигаться к плотам. Однако пассажиры оказались блокированы на лайнере-он перевернулся на бок, лишив людей возможности приблизиться к лодкам.
- Еcли бы не проезжавший мимо катер, который подъехал на помощь, думаю, мы бы вероятнее всего, погибли, - говорит Мара Пармиджиани.


Те пассажиры, кому не хватило спасательных жилетов и мест в лодках, от отчаяния выпрыгивали за борт в ледяную воду.
Одним из погибших оказался 65-летний мужчина. У него случился разрыв сердца.


На помощь пострадавшим пришли местные баржи, получившие сигнал о спасении, а также вертолеты поисковых служб. Многих подбирали прямо из открытого моря.
В тоже время спасенных на берег никто не пересчитывал. Все цифры, передаваемые властям, были приблизительными.


В момент катастрофы на борту находились 4240 человек, из них 1032 - члены экипажа. Туристы, совершавшие круиз по Средиземному морю, были из Италии, Германии, Франции, Великобритании и России. Всего - 3208 человек.
Восемь человек числятся погибшими, около 67 получили ранения, поиски пострадавших продолжаются. Спасатели разыскивают еще по меньшей мере 70 человек.
108 граждан РФ, находившихся на борту, удалось спасти. По инфмормации российского посольства в Риме, их жизни ничего не угрожает.
Установлены фамилии 102 россиян, сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Большинство из них уже размещены в римском отеле Hilton, остальных везут туда же. Туристы остались без денег, паспортов, багажа и скоро будут без связи: мобильные телефоны постепенно разряжаются.
Операторы отсылают в российское консульство копии документов отдыхающих, по которым россиян будут возвращать домой. Среди персонала лайнера были русскоязычные. Были ли они гражданами России, выясняется.

Информация о лайнере:


Costa Concordia - круизное судно класса «Concordia» было построено в 2005 г. на верфи Fincantieri Sestri Ponente в Италии и с 2006 г. ходило под итальянским флагом между портами Средиземного моря. Судами-близнецами являются Carnival Splendour, Costa Pacifica, Costa Favolosa, Costa Fascinosa и Costa Serena.


Длинна судна оставляет 290 метров, количество пассажиров: 3 700, команды: 1100 человек.
На теплоходе - 14 пассажирских палуб, 1500 кают, трехуровневый театр, торговая галерея, 13 баров, кафе, 5 ресторанов, 4 бассейна, салон красоты, фитнес-центр, турецкие бани и сауна.

Итальянской компании потерпел крушение у побережья Италии. Хотя произошедшее и не стало крупнейшей катастрофой на море по числу жертв, но сам факт того, что новое судно, многопалубный лайнер, оборудованный всем необходимым оборудованием, затонул в считанное часы рядом с берегом, стало сильным ударом по круизной отрасли. Но печальнее всего было то, что случившееся стало следствием не стечения обстоятельств или влияния неблагоприятных факторов, а было вызвано исключительно человеческим фактором.

Лайнер Costa Concordia был построен на итальянской судоверфи Fincantieri в городе Генуя. Закладка судна состоялась 19 января 2004 года, а в первый рейс судно вышло 14 июля 2006 года. Судно было построено по заказу компании Costa Crociere (Costa Cruises), входящей в состав круизной корпорации Carnival Corporation & plc.

На лайнере было 17 палуб. Пассажировместимость судна составляла 3780 человек, в экипаже было 1100 человек. Лайнер относился к классу Concordia и однотипными судами были Costa Serena (2007), Carnival Splendor (2008), Costa Pacifica (2009), Costa Favolosa (2011), Costa Fascinosa (2012). Отличия судов этого класса от других в дизайне судна, расширенном оздоровительной зоне и спа-зоне.

Вечером 13 января Costa Concordia вышла из Чивитавеккьи (порт, расположенный недалеко от Рима) в круиз по Средиземному морю и направлялся в Савону. На момент крушения, произошедшего в Тирренском море близ острова Джильо, у побережья итальянской области Тоскана, на борту лайнера находилось 4252 человека: 3229 пассажиров и 1023 члена экипажа.

Члены экипажа во главе с капитаном Франческо Скеттино не сразу сообщили пассажирам о том, что произошло. На борту началась паника. Эвакуация людей с лайнера продолжалась в течение всей ночи. В ней принимали участия суда береговой охраны и спасательные шлюпки, а также был задействован вертолет. Спасение людей осложнялось тем, что многие оказались заблокированными в каютах лайнера, а несколько человек выпали за борт при посадке судна на мель. В результате трагедии 32 человека погибло. 14 января судно почти полностью затонуло.

Расследование катастрофы много времени не заняло, но его результаты повергли в шок не меньше, чем гибель круизного лайнера. «Две вещи бесконечны: Вселенная и человеческая глупость; и я не уверен в бесконечности Вселенной»: это выражение Эйнштейна лучше всего описывает случившееся.

Ответственность за крушения судна была возложена на экс-капитана Costa Concordia Франческо Скеттино, покинувшего тонущее судно одним из первых. В ходе судебного расследования он признал, что причиной крушения стало несанкционированное отклонение судна от курса. В качестве причин, по которым он допустил изменение маршрута, он .

«Я приблизился к Джильо для того, чтобы сделать приятное члену экипажа - Антонелло Тьеволи, который родом с острова. А также чтобы поприветствовать бывшего капитана Costa Concordia Марио Паломбо, также уроженца этих мест», - заявил Скеттино.

В 2013-2014 годах состоялся подъем судна, после чего оно было в плавдоке доставлено в Геную для последующей утилизации.

Осенью 2014 года власти итальянской области Тоскана, у берегов которой потерпел крушение лайнер Costa Concordia, заявили, что региону нанесен серьезный ущерб и оценили его в сумму . А к останкам корпуса судна, находящемся в порту Генуи, были . При этом, стоимость спасательной операции, а также работ по подъему и буксировки судна обошлась в сумму более €1,2 млрд.

К осени 2016 года Costa Concordia была полностью утилизирована.

А два года назад, в феврале 2015-го, была поставлена точка и в судьбе Франческо Скеттино. И хотя прокуратура, предлагавшая осудить экс-капитана Costa Concordia на 2697 лет, смягчила требования до четверти века тюрьмы, в итоге экс-капитан Costa Concordia получил всего

Все мы помним, как вскоре после Нового года у побережья Италии потерпел крушение роскошный плавучий отель. Для сотен его пассажиров веселый отпуск превратился в кошмар, а самая современная техника оказалась бессильной перед пресловутым человеческим фактором.

В пятницу 13 января нынешнего года в 21:15 на капитанский мостик круизного судна Costa Concordia зашел Антонелло Тьеволи, служивший на корабле метрдотелем. Через широкие иллюминаторы Тьеволи мог видеть, как к судну приближаются мерцающие огоньки его малой родины — острова Гильо.

Капитан Франческо Скеттино знал, что на острове живет сестра Тьеволи, и потому пригласил его на мостик, когда судно проходило мимо этих берегов. 13 ярко освещенных палуб Costa Concordia могли затмить любой источник света на Гильо, а число людей на борту (4200) вчетверо превосходило все население острова.

Капитан отклонился от установленного планом курса — плавучая махина длиной 286 м в этот момент была на четыре мили ближе к острову, чем следовало. Сведущие люди говорили потом, что на лайнерах компании Costa это было особой традицией — приветствовать популярного у экипажей отставного капитана Марио Паломбо, в то время как судно проходило мимо его дома на острове Гильо. Корабль, сбавивший было ход, пока Скеттино сидел за ужином, теперь разогнался до 16 узлов. На расстоянии меньше мили от берега такая скорость граничит с большим риском.


На иллюстрации: А. Франческо Скеттино увел корабль минимум на 4 мили от заданного курса, чтобы поприветствовать коллегу на берегу. Такое капитан проделывал и раньше. Скорость судна при этом достигла 16 узлов — для маневров вблизи берега это слишком много. В. Левым бортом судно цепляет за скалу в 300 метрах от берега острова Гильо. Это случилось на скорости 15 узлов, и в итоге борт судна оказался вспорот на длину 48 м. С. Вода заливает судно, и главная силовая установка выходит из строя. Резервные мощности капитан задействует для того, чтобы, включив носовые подруливающие устройства, выбросить Costa Concordia на мель. Из-за малой осадки корабль получает большой крен. D. Почти через 45 минут после удара о скалу офицер на капитанском мостике кричит: «Капитан, пассажиры самовольно забираются в спасательные шлюпки!» Вскоре после этого Скеттино отдает команду начать эвакуацию. Крен Costa Concordia так велик, что некоторые из спасательных шлюпок оказались недоступны. Спуск на воду остальных тоже превращается в очень непростую задачу. «Наша шлюпка долго висела и колотилась о борт лайнера, — говорит пассажирка Нэнси Лофаро. — Люди в шлюпке непрерывно кричали». Приведенную внизу фотографию спасательной шлюпки Нэнси сделала с помощью своего сотового телефона. Выйдя на мелководье, судно легло на борт. Последний пассажир покинул Costa Concordia примерно в 3 часа утра.

В распечатке маршрута можно было прочесть о том, что судно пройдет неподалеку от острова, но мало кто из 3200 пассажиров смотрел в это время на море. Всего за два часа до этого Costa Concordia вышла из порта Чивитавеккья, морских ворот Рима, и пассажиры только начали осваиваться в новой курортной обстановке. Прежде чем отправиться на назначенное на 21:30 выступление иллюзиониста Мартина-Волшебника, жительница Миннесоты Ронда Розентол зашла в свою каюту. Она выглянула в иллюминатор и заметила на море белые барашки. «Волны вздымались довольно высоко, а чуть поодаль можно было разглядеть какие-то огоньки, — вспоминает Розентол. — Тогда мне показалось, что либо мы идем как-то уж очень быстро, либо берег совсем рядом».

Капитан Скеттино связался с Паломбо и узнал, что его друг и учитель в данный момент пребывает на материке в своей зимней квартире. Но обратного пути уже не было — судно мчалось прямо на скалистый берег.


В этот день пассажиры Costa Concordia взошли на борт, чтобы совершить увеселительную прогулку вдоль западного побережья Италии. Развлечение превратилось в трагедию, когда судно зацепилось за скалу (ее фрагмент так и остался внутри пробоины).

21:40 отклонение от курса

Современные круизные суда оборудованы навигационными системами на основе GPS, которые постоянно отслеживают положение лайнера и выводят данные на экран. Если система обнаруживает какое-либо отклонение от заданного маршрута, она включает сигнал тревоги. «Вполне возможно, что для совершения незапланированного маневра Скеттино на время отключил аварийную сигнализацию, — говорит Тед Томпсон, бывший капитан береговой охраны США, а ныне старший вице-президент по техническим и юридическим вопросам в Международной ассоциации круизных линий. — Вырубив автоматику, он мог управлять судном в ручном режиме, полагаясь на собственные глаза».

На мостике имелось и другое оборудование, которое должно было предупредить экипаж, если, конечно, он обращал на эти сигналы внимание. «Все суда оснащены эхолотами, которые сообщают, сколько остается воды под килем, — говорит Джордж Борлас, корабельный инженер и эксперт в вопросах судоходства, — но в конце дня зачастую человеческий фактор оказывается сильнее техники».


Скеттино говорит, что корабль, по его представлениям, находился более чем в полумиле от берега. Это, конечно, слишком близко, если сверяться с инструкцией, но об опасности говорить было еще рано. Потом данные спутниковой навигации показали, что до берега осталось менее 300 м.

В 21:45 все на судне уже знали, что случилась какая-то неприятность: судно тряхануло, и пассажиры услышали громкий скрежещущий звук. Потом некоторые сравнивали пережитое с легким землетрясением.

Розентол смотрела выступление иллюзиониста, когда почувствовала, что «судно качнулось и будто бы дало задний ход». Она было подумала, что это спецэффект, предусмотренный сценарием, пока не увидела, что сцена пуста. «Я искала взглядом, куда мог деться фокусник, но он просто исчез». В этот момент судно столкнулось с большой скалой рифа Ле Сколе неподалеку от острова Гильо.


ТТХ корабля. Длина — 286 м // Высота — 53 м // Количество спальных мест для пассажиров — 3780 // Экипаж — 1100 человек // Двигатели — дизель-электрическая силовая установка на 42МВт // Винты — спаренные с постоянным шагом // Капитан — Франческо Скеттино. «Судно было обречено из-за полного и абсолютного отсутствия руководящей воли на каждом этапе развития ситуации» — капитан Харри Болтон, директор морских программ и программ подготовки руководящих кадров в Калифорнийской морской академии".

Через несколько секунд лампочки замигали и погасли. Розентол вместе с сестрой (сестра — офицер армии США, служащая в Афганистане и проводившая в круизе отпуск) отправились в свою каюту, собираясь поспать. По громкоговорящей связи всем сообщили, что возникли технические проблемы с генераторами, и пообещали быстро восстановить энергоснабжение.

Удар о скалу привел к тому, что вдоль левого борта образовалась пробоина длиной 48 м. Забортная вода хлынула внутрь корабля сквозь дыру длиной с олимпийский бассейн, заполняя собой три из семи отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками отсеков. Генераторы встали наглухо. Costa Concordia попала в серьезную беду.


На фото — капитан «Конкордии» Франческо Скеттино

Суда, построенные после 2010 года, при затоплении трех отсеков уже не опрокинулись бы, как это произошло с Costa Concordia. В 2008 году в Международной морской организации при ООН были разработаны новые стандарты строительства, требующие, чтобы судно сохраняло остойчивость при затоплении более двух отсеков. Costa Concordia, сданная в эксплуатацию в 2005 году, соответствовала лишь устаревшим стандартам безопасности 50-летней давности.

Через несколько минут после удара включилось мерцающее аварийное освещение. Судно, которое постепенно уносило от острова, начало крениться на левый борт. Однако члены экипажа продолжали твердить пассажирам, что ситуация находится под контролем.

21:49 Корабль без кормчего

Лет десять с лишним назад и в грузовом, и в пассажирском судоходстве были введены новые правила, нацеленные на более эффективные действия экипажа в чрезвычайной ситуации. Суть нововведений — в предварительном планировании всех необходимых действий, дабы в обстановке ЧП они проводились быстрее и более организованно. Такой регламент базировался на продуманной иерархии подчинения, которая распределяет ответственность в кризисной ситуации.


Как спасатели будут ставить на ровный киль легшее на борт судно водоизмещением 114500 тонн? Если владельцы желают его получить в целости и сохранности, то сначала судно необходимо залатать, а потом освободить от воды и горючего. «Сейчас, когда новое судно сдается в эксплуатацию, к нему прилагаются все чертежи в электронном виде, а также все расчеты остойчивости, — говорит президент Американской ассоциации по подъему затонувших судов Тим Бивер. — Располагая такой документацией, мы можем смоделировать подъем судна на компьютере». Затем размещенные на берегу и на плавкранах гидравлические лебедки, натягивая цепи (голубые и оранжевые линии), выправляют крен судна. При этом потравливаются страховочные тросы (показаны желтым), которые не позволят судну слишком сильно откачнуться в противоположную сторону.

Эта идея не выдержала испытания в ночном мраке пятницы 13-го. Если исходить из имеющихся отчетов и видеокадров, снятых на мостике сразу после столкновения, создастся впечатление, что капитан не управлял чьей-либо деятельностью и вообще не чувствовал себя командиром.

«Судно было обречено из-за полного отсутствия руководящей воли на каждом этапе развития ситуации», — говорит капитан Харри Болтон, директор морских программ и программ подготовки руководящих кадров в Калифорнийской морской академии.


В 90 милях к северу ночная вахта на посту итальянской береговой охраны в Ливорно получила первое предупреждение от полиции. Полицейским начали поступать тревожные звонки от граждан, чьи родственники в это время находились на борту лайнера. Смысл звонков сводился к тому, что на судне, находящемся неподалеку, возникли какие-то трудности. Капитан итальянской береговой охраны Грегорио Де Фалько позвонил на ходовой мостик Costa Concordia, где ему сообщили, что «все в порядке, просто есть технические проблемы». О гигантской пробоине в левом борту не было сказано ни слова.

Принимая в трюмы все больше и больше забортной воды, Costa Concordia стала приобретать опасный крен. Тарелки и столовые приборы падали со столов, сервировочные столики и прочая мебель съезжали по палубе к стенам. Из кают начали выходить пассажиры в пижамах и спасательных жилетах. Возникла толкучка, и воцарилась неразбериха. Как выяснилось, туристы не знали, где расположены спасательные шлюпки, к которым они приписаны. Такую информацию обычно сообщают на первых же учениях, которые полагается провести не позднее чем через 24 часа после отбытия в круиз. Однако шли самые первые часы плавания, и 696 пассажиров просто не знали, куда им двигаться.


Члены экипажа, оказавшись без руководства и необходимой информации, просили пассажиров оставаться на местах. «В этой ситуации команда пребывала в таком же неведении, как и пассажиры», — говорит Джон Конрад, капитан торгового судна и основатель посвященного морской практике сайта gCapitan.

22:15 катастрофа

При заглохших главных дизелях Costa Concordia дрейфовала еще около часа. Данные GPS показывают, что скорость лайнера упала почти до нуля. «Когда судно не имеет поступательной скорости, управлять им невозможно», — объясняет Харри Болтон. Правда, у Скеттино оставались еще дополнительные возможности. «На судне есть вспомогательные двигатели, обеспечивающие некоторый резерв мощности. Обычно их располагают на верхних палубах, чтобы обезопасить от возможного затопления», — говорит Болтон.

Примерно через 30 минут после удара капитан, судя по всему, попытался использовать этот резервный двигатель, чтобы пустить в ход носовые подруливающие устройства. Обычно их задействуют при причаливании, но Скеттино, скорее всего, решил использовать последнюю возможность, чтобы подогнать судно к берегу. Очень может быть, что именно этот маневр помог спасти человеческие жизни, однако он же привел к непредвиденным последствиям. «Капитан стремился довести Costa Concordia до мелководья, рассчитывая, что, выбросив судно на мель, он поставит его на ровный киль, — рассуждает Болтон, — однако в своих расчетах Скеттино ошибся».


Обживаясь в своей каюте, первым делом выясните, где там у вас спасательный жилет. Попробуйте его надеть и снять. Узнайте, где еще на судне хранятся спасжилеты. На случай, если вырубят освещение, запаситесь парой фонариков. Сами разберитесь, где висит шлюпка, к которой приписаны вы лично.

Нэнси и Марио Лофаро из Нью-Рошель, штат Нью-Йорк, испугавшись при виде накрененной палубы, побежали в свою каюту, чтобы прихватить одежду и спасательное снаряжение. Пока они бежали по коридорам, судно накренилось еще больше. «Мы услышали громкий шум, — говорит Нэнси, — и все вокруг начало падать на пол и разбиваться». В этот момент Costa Concordia налетела на прибрежную отмель и теперь была готова опрокинуться.

22:58 Промедление смерти подобно

Капитан отдал официальный приказ покинуть судно. Согласно уставу, от этого приказа до спуска на воду всех 26 спасательных шлюпок должно пройти не более 30 минут. Однако команда почему-то замешкалась, и спасательные работы пошли наперекосяк. К этому времени Costa Concordia имела крен более 20 градусов, так что некоторые из висящих по бортам шлюпок использовать было уже невозможно.

Розентол и ее сестра оказались в одной из шлюпок, которые были спущены на воду первыми. К пирсу острова Гильо они причалили в 23:14. Там к ним сразу кинулся спасатель-волонтер с просьбой отдать свои жилеты. С лайнера сообщали, что около 500 пассажиров катастрофа застала врасплох, и они не смогли забрать спасжилеты из своих кают.

Примерно в 23:30 Скеттино спустился в спасательную шлюпку (как говорит он сам, «упал в шлюпку»), и его повезли к берегу. За спиной он оставил свое судно и сотни пассажиров. Есть сообщения, что другие офицеры из команды «Конкордии» последовали его примеру, хотя были и такие, кто занимался доставкой пассажиров на берег.


Спасательные операции начинаются, как правило, с того, что пострадавшее судно освобождают от всех запасов горючего. Дело не только в том, что это топливо представляет собой экологическую угрозу, но и в том, что его вес будет мешать при подъеме судна.

Нэнси Лофаро вспоминает, как страшно было ждать в спасательной шлюпке, пока матросы мешкали с ее спуском. «Из-за предельного крена спускать шлюпки на воду было почти невозможно. Шлюпка все время колотилась о борт лайнера, — рассказывает она. — Сидящие внутри люди непрерывно кричали».

Скеттино посадил Costa Concordia на мель в таком месте, где глубина составляла примерно 13 м. Когда судно, наконец, завалилось на борт, десятки людей выпрыгнули или выпали в воду. Некоторые из них были в вечерних костюмах. Температура воды составляла около 14 °C. В такой воде конечности теряют подвижность за считанные минуты, а менее чем через час наступает смерть от переохлаждения.

00:42 Эпилог драмы

К этому моменту вертолеты итальянской береговой охраны засекли место крушения по передаваемым навигационной системой корабля координатам. Оказавшихся в воде искали с воздуха с помощью инфракрасных камер. Более 100 человек еще удерживались на палубах выше уровня воды — им пилоты вертолетов сбросили специальные ремни, чтобы можно было к чему-нибудь пристегнуться.


Офицер береговой охраны Де Фалько дозвонился до Скеттино по сотовому телефону. Пограничник потребовал, чтобы капитан вернулся к своим обязанностям, но получил отказ в самой категорической форме. «Возможно, ты и спас свою шкуру, но ты у меня за все заплатишь», — прокричал по телефону Де Фалько.

Список жертв при крушении Costa Concordia достиг 32 человек (включая двоих пропавших без вести). Скеттино обвиняется в непредумышленном убийстве, под следствие также попали его первый помощник, несколько членов экипажа и некоторые должностные лица компании Costa.

Анализируя действия экипажа Costa Concordia, трудно сразу формулировать рекомендации, которые позволили бы избежать подобного в будущем. Правда, один урок уже извлечен: учения со спасательными шлюпками на прогулочных лайнерах проводятся до, а не после отплытия в круиз.

Гибель «Титаника», сколько бы ни говорили о человеческих ошибках, повлекших за собой катастрофу, стала прежде всего предостережением от безоговорочной веры в технику. Случай с лайнером Costa Concordia заключает в себе иную мораль: не стоит слишком доверять тем ответственным лицам, которые полагают, будто ваша безопасность не требует от них никаких усилий.

«Коста Конкордия» – морской круизный лайнер, являвшийся собственностью компании Коста Гроцере со штаб-квартирой в Генуе. Совершал круизные рейсы по Средиземному морю. Потерпел крушение возле острова Джильо вблизи итальянского побережья 13 января 2012 года. Причиной катастрофы стало столкновение с рифом. В результате этого судно получило пробоину и затонуло. При этом погибли 32 человека. Остальные пассажиры и члены экипажа спаслись. Общий ущерб от трагедии составил 1,5 млрд. евро.

Хронология крушения «Коста Конкордии»

Лайнер отошёл от причала в порту Чивитавеккья 13 января 2012 года в 18 часов 57 минут. Это был круиз под названием «Запах цитрусовых» по Средиземному морю. На борту корабля находилось 4229 человек, из них 3216 пассажиров и 1013 членов экипажа. В соответствии с маршрутом судно должно было зайти в следующие порты: Савона, Марсель, Барселона, Пальма-де-Майорка, Кальяри, Палермо и вернуться в Чивитавеккья.

Выйдя в открытое море, лайнер развил скорость 16 узлов. В 21 час 04 минуты по приказу капитана Франческо Скеттино корабль отклонился от обычного курса, снизил скорость до 15,5 узлов и направился к острову Джильо. Там, в посёлке Джильо-Порто, жил бывший капитан судна, и Скеттино решил поприветствовать его, то есть отдать дань уважения.

Такое действующий капитан проделывал неоднократно, и всё обходилось. Но в данном случае «Коста Конкордия» приблизилась к берегу немного ближе, чем раньше. До скал оказалось всего 160 метров, и капитан приказал рулевому принять вправо. Но тот неправильно понял приказ и повернул руль влево. В результате этого в 21 час 45 минут лайнер, со скоростью 15,8 узлов, наскочил на один из самых маленьких рифов, который находился в 96 метрах от берега. Глубина в этом месте составляла 8 метров.

Карта с маршрутом "Коста Конкордии" по Средиземному морю (место трагедии обозначено красным кружком)

В результате этого корабль получил пробоину на левой стороне корпуса длиной 72 метра. Она задела отсеки с 4 по 8. В этом месте находились основные электрические двигатели и дизель-генератор. Через несколько секунд после удара они вышли из строя. Отсеки 4, 5, 6, 7 были затоплены в течение короткого промежутка времени. Также оказались под водой насосы и электрические панели. Отсек 8 затопило частично.

Уже в 21 час 49 минут стало ясно, что судно тонет. Но капитан и его помощники приняли решение спасти лайнер собственными силами. В 21 час 54 минуты пассажирам, которые встревожились из-за отсутствия света, объявили, что ничего страшного не случилось – просто временные неполадки с электрическими генераторами. Эта же информация была повторена в 22 часа 05 минут.

В 22 часа 17 минут капитан сообщил в береговую службу, что на судне затоплено 2 отсека, но плавучесть корабля сохраняется. В 22 часа 24 минуты лайнер начал клониться на правый борт, хотя пробоина находилась на левом борту. В 22 часа 26 минут инженерная служба сообщила капитану, что весь моторный отсек и смежные помещения затоплены водой. В это же время начали волноваться находящиеся в неведении пассажиры. Но только в 22 часа 36 минут пассажирам было объявлено, что на судне аварийная ситуация. Всем необходимо сохранять спокойствие и беспрекословно выполнять требования экипажа.

В 22 часа 43 минуты поступила команда надеть спасательные жилеты, а в 22 часа 54 минуты капитан Франческо Скеттино приказал покинуть корабль. Последний же продолжал крениться на правую сторону, пока не лёг на дно. Таким образом, более часа после катастрофы пассажиров держали в полном неведении, и люди не знали, что им делать.

О критической ситуации было сообщено береговым службам, и те выслали к терпящему бедствие кораблю вертолёт и 2 буксира. К спасению подключились береговая охрана, пожарная бригада, карабинеры, налоговая полиция, государственная полиция, аэронавтики, то есть все те, кто имел достаточный штат людей и плавучие средства.

Одна из карикатур, которых появилось много после крушения корабля. Капитан сидит в надувной лодке и кричит в рупор: "Я повторяю, женщины и дети первыми!"

Команда опустила в воду якоря, чтобы хоть как-то зафиксировать тонущее судно, и началась масштабная спасательная операция. Снятых с борта людей стали вывозить в местную церковь. Но большое число спасённых создало на острове критическую ситуацию, так как не хватало медицинских препаратов.

После полуночи «Коста Конкордия» повернулась корпусом почти на 90 градусов. Те, кто оставался на борту, начали прыгать в море. Спасатели, сидя в лодках, подбирали людей прямо в воде. А в это время оставшиеся на судне люди начали гибнуть. Погиб директор гостиничных услуг Лоренцо Варавв. Он поскользнулся на затопленной кормовой палубе, упал в воду и захлебнулся. Четыре пассажира погибли в лифтовых шахтах. Ещё 9 пассажиров и 4 члена экипажа утонули, упав в воду. Их засосал водяной вихрь, возникший в тот момент, когда судно окончательно легло на правый борт.

В 2 часа 30 минут на борту находилось ещё около 200 человек. Их спасали с помощью вертолётов и катеров. В 4 часа 20 минут на корабле оставалось около 30 человек. Полностью эвакуация завершилась в 4 часа 46 минут, и спасатели начали покидать место трагедии. В общей сложности погибли 32 человека и 110 получили ранения разной тяжести. Всего было спасено 3190 пассажиров и 1007 членов экипажа. Сразу же опознали 3-х погибших – 2-х пассажиров и 1-го члена экипажа.

Поиски пропавших без вести заняли долгий период времени. Искали их с помощью водолазов. В 3 часа дня 17 января обнаружили тела 3-х мужчин и 1-й женщины. А 21 января нашли женское тело в кормовой части судна. Тело другой женщины, одетой в спасательный жилет, обнаружили 22 января на корме. После этого находили ещё тела, а последней была обнаружена гражданка Индии 3 ноября 2014 года.

Воздействие на экологию

На «Коста Конкордия» находилось 2400 тонн мазута. Но, к счастью, утечка оказалась небольшой. Топливо начали скачивать 24 января 2012 года и 24 марта эти работы закончили. Продолжались они дольше намеченного срока из-за неблагоприятных погодных условий. Помимо этого, опасность представляли смазочные масла, азот, ацетилен, жидкая эмаль, гипохлорит натрия. Все эти вредные составляющие были собраны.

Капитан "Коста Конкордии" Франческо Скеттино и полицейские

Наказание виновных

Суд 11 февраля 2015 года приговорил капитана Франческо Скеттино к 16 годам лишения свободы с последующим запретом в течение 5 лет заниматься любой морской деятельностью. Большие штрафы были наложены на компанию, которой принадлежало судно. Одних только компенсаций пассажирам Коста Гроцере выплатила на сумму 85 млн. евро.

Затонувшая "Коста Конкордия" стала привычным зрелищем для отдыхающих

Подъём «Коста Конкордии»

«Коста Конкордия» был не просто большим, а огромным кораблём. Он входил в десятку самых крупных круизных судов мира. Имел 15 палуб, 14 лифтов, 1450 кают, 5 ресторанов, 4 бассейна. После затопления течение сдвинуло его на подводную равнину, и корпус судна скрылось под водой ещё больше. Подъёмом корабля занялись американская компания Титан Салвидж и итальянская Мисопери. Подготовительные работы начались 29 мая 2012 года. В апреле 2013 года установили первые 2 кессона на левой стороне. Затем их количество увеличилось до 30, по 15 с каждой стороны.

В сентябре 2013 года началась операция по выпрямлению судна. Когда его выпрямили, то обнаружили останки 2-х пропавших без вести людей. Окончательно место аварии «Коста Конкордия» покинула 23 июля 2014 года. Корабль транспортировали в Геную, то есть на расстояние 200 морских миль. Путь туда длился 4 дня со средней скоростью 2,5 мили в час. В воскресенье 27 июля на рассвете корабль прибыл в Геную. Демонтаж начался 12 мая 2015 года. Полная утилизация судна должна занять 22 месяца.

Поднятая для транспортировки "Коста Конкордия"

Мистическая составляющая

Во время работ на затонувшем судне 1 февраля 2014 года погиб водолаз. Он стал 33-й жертвой, связанной со злополучным кораблём. А за 100 лет до трагедии в 1912 году затонул такой же огромный лайнер под названием «Титаник». Примечательно то, что 12-й год во все века характеризовался крупными морскими катастрофами. Интересно, случится ли связанная с морем трагедия в 2112 году?

Рассказать друзьям