Презентация на тему "восточные походы александра македонского". Восточные походы александра македонского «Завоевания Александра Македонского»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В 334 году армия македонского царя переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) В 334 году армия македонского царя переправились через Геллеспонт (современные Дарданеллы), началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии.

3 слайд

Описание слайда:

333 г до н.э. Битва на реке Граник На первом этапе военных действий Александру Македонскому противостояли персидские сатрапы, управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 году в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены.

4 слайд

Описание слайда:

Битва при Иссе Битва при Иссе. Копия картины Филоксена Эритрейского. Мозаика из Помпей. Неаполь, Национальный музей. Однако государство Ахеменидов обладало огромными людскими и материальными ресурсами. Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии (район современного Искандеруна, Турция) его 100-тысячное войско было разбито, а сам он едва спасся бегством.

5 слайд

Описание слайда:

Штурм города Тир Александр Македонский подошел с войском к богатейшему финикийскому городу Тиру. Завоеватель предложил городу добровольно подчиниться его власти. Овладеть Тиром для македонян было жизненно важно. На гавани Тира базировались главные силы персидского флота, который в любой момент мог прервать сообщение македонян с их царством.

6 слайд

Описание слайда:

Основание Александрии Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 года греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг - провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем (фараоном).

7 слайд

Описание слайда:

331 г до н.э. Битва при Гавгамелах Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию. Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно; 1 октября 331 персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах

8 слайд

Описание слайда:

Вавилон и Персеполь Таис призывает поджечь Персеполь. Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану. Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе. Держава Ахеменидов перестала существовать.

9 слайд

Описание слайда:

Поход в Индию В 325 году до н. э., возвращаясь из похода в Индию, Александр Македонский пересёк пустынные районы Гедросии. По данным историков, здесь из-за неблагоприятного климата он потерял три четверти своих солдат. После того как греко-македонские войска вышли в долину Инда, между ними и воинами индийского царя Пора произошла битва у Гидаспа (326). Индийцы были повержены. Истощение войск и вспыхивающие в них мятежи вынудили Александра повернуть на запад.














1 из 13

Презентация на тему: Поход Александра Македонского на восток

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Александр Великий Александр Македонский родился 21 июля 356 до н. э. в македонской столице Пелла. Его родители - македонский царь Филипп II и дочь эпирского царя Олимпиада. В 334 до н. э. Александр отправился в свой знаменитый поход в Азию, растянувшийся на 10 лет. Результатом похода явилось создание огромной империи, простиравшейся от реки Истр (совр. Дунай) в Европе до реки Ганг в Индии. В 336 году отец Александра, царь Филипп был убит. Александр занял его место и в 20 лет стал правителем всей Македонии.

№ слайда 3

Описание слайда:

Битва при Гавгамелах В возрасте 21 года Александр вторгся в Персию. Под его натиском пало множество мелких деревень и городов. Но его целью был Вавилон. Сорокатысячной армии Александра противостояло 250-тысячная армия Дария III. Полководцам армии Александра казалось, что начинать атаку с таким войском – чистое безумие. Однако Александра это не остановило.

№ слайда 4

Описание слайда:

Ход битвы 1 октября 331 г. до н.э. состоялась первая великая битва Александра Македонского. Александр дал отдых войскам в укрепленном лагере. Персы, опасаясь внезапной атаки Александра, напряженно простояли день и ночь в полном вооружении в чистом поле, так что к утреннему сражению оказались морально надломлены усталостью и страхом перед македонцами. Атака началась с приказа Кассандру двинуться четырьмя колоннами вперед. Войско Дария не могло понять, куда уходит Александр, и Дарий приказал полководцу Бессу окружить его, что, возможно, не составило бы труда для столько многочисленной армии. Конницей Александра командовал Гефестион. Александр приказал ему двигаться вперед, за Кассандром. Центр Македонского войска принял атаку персов на себя, поставив вперед себя копья, защитившись щитами и медленно продвигаясь вперед. Правый фланг македонского войска растягивался, создавая видимость попытки окружить персидское войско. Дарий приказал стрелять лучникам по центру. Когда от стрел пала значительная часть центральной пехоты, Дарий бросил в ход конницу.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

В это время Парменион отдал приказ любой ценой не открывать бреши на левом фланге и следить за конницей слева. Колесницы Дария врезались в самый центр македонского войска, планируя уничтожить его. Но центр лишь расступился, завлекая конницу в кольцо. План Александра удался. Конница Дария, попавшись на его уловку, ринулась за ним. Кассандр прорывается в ряды персов, а Александр продолжает растягивать их левый фланг. Он повернул конницу налево, устремившись прямо в лоб Бессу следовавшим за Александром и пытавшемуся его опередить. Дарий же делал все возможное, чтобы не подпускать к себе ни одного македонца. Он приказал центру атаковать, по-прежнему оставляя вокруг себя армию на расстоянии нескольких сотен метров.

№ слайда 7

Описание слайда:

Левый фланг Александра во главе с Парменионом не выдерживал долгой осады. Нужно было отступать. Филота отправился к Александру, чтобы тот вернулся на помощь Пармениону. В этот момент Александр ворвался в образовавшуюся в персидской армии брешь. Александр чуть не погиб от руки варвара, когда тот занес над ним свой меч. Но Клит оказался проворнее и спас Александру жизнь. Александра опять атаковали, едва он принял бой, но на этот раз его спас бившийся с ним плечом к плечу Гефестион. И вот Александр увидел Дария. Он бросился на него, но не попал копьем. В страхе Дарий бросился бежать. Если бы Александр бросился за ним, то наверняка бы догнал, убил и стал бы полноправным правителем всей Персии. Но Филота прибыл в просьбой от его отца о помощи на левом фланге, до сих пор храбро и самоотверженно державшем оборону. Александр не смог подставить свою армию и бросился на помощь Пармениону. Войско Дария было разбито. Хотя сам Дарий бежал, его тело нашли спустя некоторое время в ущелье прилежащих гор. В 25 лет Александр стал правителем всего мира.

№ слайда 8

Описание слайда:

Итоги битвы Консервативный подход позволяет оценить потери армии Александра Македонского в 1200 человек (из них 100 гетайров); персов погибло если и не 30 тысяч, то по меньшей мере в 10-20 раз больше, чем у македонцев. После битвы при Гавгамелах Александру сдался Вавилон и другие города Персидской империи, причем персидские вельможи присягают на верность Александру, новому повелителю Азии. Царь персов Дарий III бежит на восток в надежде собрать там армию, но был захвачен, а затем и убит собственным сатрапом Бессом. Персидская держава прекратила свое существование.

№ слайда 9

Описание слайда:

Поход в Среднюю Азию (329-327 гг. до н. э.) Александр, мечтая стать царём всего сколько-нибудь цивилизованного мира, оказался вовлечённым в длительную кампанию в Средней Азии, продолжительностью в 3 года (329 - 327 гг. до н. э.). Эта война не напоминала прежние сражения больших армий. Местные племена действовали партизанскими методами, набегами и отступлениями, восстания вспыхивали в разных местах, и македонские отряды, рассылаемые Александром, в отместку уничтожали целые селения. Боевые действия велись в Бактрии и Согдиане. В Согдиане Александр нанёс поражение скифам, считавшимся непобедимыми. Для этого ему пришлось перейти за реку Яксарт (ныне Сырдарья). В горах Согдианы и Бактрии местное население при приближении македонян отсиживалось в горных крепостях, неприступных от самой природы, но Александру удавалось захватить их, если не штурмом, то хитростью и настойчивостью. В Бактрии летом 327 до н. э. Александр женился на Роксане, дочери местного вельможи Оксиарта, не столько из политических соображений, как было принято у македонских царей, сколько по любви (по мнению античных авторов). К 326 до н. э. оставшиеся в живых жители Согдианы и Бактрии подчинились Александру. Далее путь великого завоевателя лежал дальше на восток, в сказочную Индию.

№ слайда 10

Описание слайда:

Поход в Индию Весною 326 до н. э. Александр вторгся в земли индийских народов со стороны Бактрии через Хайберский проход, покорил ряд племён, перешёл реку Инд и вступил во владение царя Таксила Таксил присягнул Александру, надеясь с его помощью одолеть соперника, царя Пора. Пор выставил армию и 200 слонов на границах своей земли, и в июле 326 до н. э. произошла битва на реке Гидасп, в которой войско Пора было разгромлено, а сам он попал в плен. Александр оставил Пора царём, и даже расширил его владения. Это была обычная политика Александра в завоёванных землях: ставить прежних властителей в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей. В конце лета 326 до н. э. продвижение Александра на восток завершилось. При подходе к реке Ганг македонское войско отказалось следовать за царём. Причиной неповиновения были недовольство и утомление от длительного похода, конца которому не просматривалось. Непосредственным поводом же явились слухи об огромных армиях с тысячами слонов за Гангом. Александру, смирив гордыню, пришлось повернуть армию на юг, чтобы при отступлении в Персию захватить как можно больше новых стран.

№ слайда 11

Описание слайда:

Примерно с ноября 326 до н. э. македонское войско в течение 7 месяцев сплавляется вниз по рекам Гидасп, потом Инд, по пути делая вылазки и покоряя окрестные племена. В одном из сражений за город маллов (январь 325 до н. э.) Александр был тяжело ранен стрелой в грудь. Раздражённый противодействием и пассивным мужеством народов Индии Александр истребляет целые племена, не в силах остаться здесь на длительный срок, чтобы привести их к покорности. Часть македонского войска под началом Кратера Александр отправил в Персию, а с оставшейся частью достиг океана. Летом 325 до н. э. Александр двинулся от устья Инда в Персию вдоль побережья Индийского океана. Возвращение домой через пустыни Гедрозии, одной из прибрежных сатрапий, оказалось тяжелее любого сражения; от зноя и жажды в дороге погибло много людей. В феврале 324 до н. э. Александр достиг Персии, завершив, таким образом, индийский поход.

№ слайда 12

Описание слайда:

Последние годы жизни Александра Великого В марте 324 до н. э. Александр вступил в город Сузы, где он и его армия предались заслуженному отдыху после 10-летнего военного похода. Обеспечив себе владычество над завоёванными землями, Александр приступил к окончательному устройству своей непрочной империи. Первым делом он разобрался с сатрапами на местах, казнил многих за плохое управление. Одним из его шагов по направлению к созданию единого государства из разнородных по культуре подданных была грандиозная свадьба, на которой он взял в жёны Статиру, старшую дочь царя Дария, захваченную в плен после битвы при Иссе, и Парисат, дочь персидского царя Артаксеркса III. Своих друзей Александр также одарил жёнами из знатных персидских фамилий. А всего, по свидетельству Арриана, до 10 тысяч македонян взяли себе жён из местных, все они получили подарки от царя. Серьёзная реформа произошла в армии: подготовлена и обучена по македонскому образцу фаланга из 30 тысяч юношей из азиатских народов. Местные аристократы зачислялись даже в элитную конницу гетайров. Беспокойство македонян вылилось в открытый бунт в августе 324 до н. э., когда простые солдаты обвинили царя чуть ли не в предательстве. Казнив 13 зачинщиков и демонстративно игнорируя солдат, Александр принудил к повиновению армию, которая уже не мыслила себе иного полководца кроме Александра. В феврале 323 до н. э. Александр остановился в Вавилоне, где стал планировать новые завоевательные войны. Ближайшей целью были арабские племена Аравийского полуострова, в перспективе маячила экспедиция против Карфагена. Пока готовится флот, Александр строит гавани и каналы, формирует войска из новобранцев, принимает посольства. За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 10 июня 323 до н. э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 33 лет, не оставив распоряжений о наследниках.

№ слайда 13

Описание слайда:

После Александра По современным представлениям Александр умер от малярии. Были версии об отравлении царя Антипатром, которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии, однако никаких доказательств этому не появилось. На македонский престол диадохи возвели сводного брата Александра, Арридея, ставшего царём-марионеткой под именем Филиппа III. Через месяц после смерти Александра жена Роксана родила сына, также названного Александром, который стал формальным соправителем Арридею. Из-за великой славы отца среди македонян Александра убили в 14-летнем возрасте вместе с матерью. Тогда же убили и Геракла, внебрачного сына Александра от наложницы Барсины. Ещё раньше были убиты Арридей и Олимпиада, мать Александра Великого.

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток И- 5 класс

Эпиграф:

Удача сопутствует храбрым. А. Македонский

Цели урока: расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Предметные: ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск; расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце А. Македонском; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы А. Македонского.

Метапредметные: продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности; формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его; совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Личностные: продолжить формирование коммуникативной компетентности; формировать интерес к исторической науке.

Личность в истории : Александр Македонский (356-323г.г.до н.э.), Парменион, Дарий III, Клит.

Ход урока:

Учитель

Ученики (ожидаемые действия и ответы)

    Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

    Проверка домашнего задания

Организует решение теста

Организует беседу по вопросам:

1)Раскройте причины возвышения Македонии при Филиппе II .

2)Когда и почему Греция потеряла независимость?

3)Каковы были последствия потери Грецией независимости?

Решают тест (индивидуально)

Отвечают на вопросы (фронтально)

1)Филиппа II (359- 336 г. до н.э. ) 1.создал большую, боеспособную армию 2. укрепил царскую власть 3.чеканка золотой монеты

4.расширил торговлю с другими странами

2) 338 г. до н.э. – битва при Херонеи, потеря Грецией независимости

Причины покорения Греции Македонией: а)Греки воевали между собой, это ослабило страну. б)Филипп создал сильную, мощную армию. в)Умение Филиппа поссорить противников.

3) Последствия битвы при Херонеи: 1)афинской демократии пришел конец; 2)имущество у богатых граждан не отбиралось;

3)союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией; 4)македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами. 5)Греция потеряла надолго свою независимость.

III . Мотивация . Одно из распространенных современных имен – Александр. Ребята, кто знает, что оно означает в переводе с греческого? У нас есть в классе Александры?

Каких великих людей с таким именем вы знаете?

Ребята, обратите внимание на слайд , Однажды Филиппу предложили купить коня, но конь оказался совершенно диким, вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Александр смело направился к коню. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах.

"Дитя мое,- сказал Филипп сыну, - ищи себе более подходящего царства, Македония для тебя слишком мала".

- Кто изображён на слайде?

- Как вы считаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- Как вы думаете, как эти слова отца повлияли на дальнейшую деятельность мальчика?

Да, действительно - Отсюда, что же нам предстоит сегодня изучить, как будет называться тема нашего урока?

- Мужественный защитник

- А.Македонский, А.Невский, А.Пушкин, А.Суворов и другие

- они подтолкнули его на завоевания.

IV .Создание проблемной ситуации

Давайте с вами посмотрим на карту с.204 учебника и на слайд №

    что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония

Запись на доске :+ государство Македония небольшое

    Значит, какую армию может иметь такое государство?

Записывает на доске: + армия македонцев малочисленная

    а что на карте обозначено черными стрелками?

    и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?

Записывает на доске: + А.М.завоевал полмира

Посмотрите на записи. Вас ничто не удивляет? В чем противоречие данных фактов?

Итак, главный вопрос нашего урока: ПОЧЕМУ Александр Македонский ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?

Поиском ответа на данный вопрос мы и займёмся на нашем уроке.

Выполняют проблемные задания

V .Актуализация знаний:

    Вспомните, каковы преимущества македонской армии?

    Кто продолжил дело Филиппа по завоеванию соседних стран?

Отвечают на вопросы

Македонское войско

Фаланга 16 рядов +

Фаланга тренируется постоянно +

В бою одновременно участвуют 6 рядов +

Тяжеловооруженная конница, широко применяется в бою +

Применяет осадные башни +

- сын Александр

VI . Изучение нового материала

План:

1.Личность в истории: Александр Македонский.

2.Поход А.Македонского на Восток.

1. Характеристика личности Александра на основе источников.

Какие качества положительные и отрицательные вы можете назвать?

2. Организует работу с проблемным заданием для выявления причин похода на Восток.

Задание: определите причины походов Александра на основе сведений, приводимых Плутархом.

Причины походов Александра:

    Продолжить завоевательную политику Филиппа Македонского.

    Создание мировой державы

Физкультминутка

А, теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали

Повернулись вправо, влево.

Руки вверх опять подняли, потянулись

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели – вновь за дело!

С помощью параграфа 42 и карты определите основные события похода Александра Македонского на Восток и выпишите в тетрадь.

Закрепление: Составьте схему похода на А.Македонского на Восток (на столе учащиеся берут заготовленные таблички с названиями пунктов похода и расставляют в правильном порядке)

Подведем итоги.

Благодаря чему Александр Македонский завоевал полмира?

По ходу урока заполняют рабочий лист.

1. Изучают личность Александра (356-323 гг.до н.э.), на основе источников (раздаточный материал) и заполняют таблицу:

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

смелость

хорошо образован

решительность

справедливость

благородство

гордыня

зависть

стремление к завоеваниям

2. С помощью проблемного задания учащимся необходимо выявить причины похода на Восток

Работа с источником:

Напутствие Филиппа юному Александру:

«… Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала». Из Плутарха.

Слова Александра, когда пришла весть о военных успехах Филиппа:

«Отец успеет захватить все, так что мне не удастся совершить ничего великого»

Записывают в тетрадь

По учебнику и карте выписывают основные события похода :

Дата

Место сражения

334 г. до н.э.

Битва при Гранике

333 г. до н.э.

Битва при г.Иссе

332 г. до н.э.

Завоевание Тира

332 гг.до н.э.

Подчинение Египта

331 г. до.н.э

Битва при Гавгамелах

327 г. до н.э.

Поход в Индию

324 г. до н.э.

Возвращение в Вавилон

323 г. до н.э.

Смерть А. Македонского

Составляют схему у доски

А.Македонский завоевал полмира благодаря:

А) своим личным качествам

Б) хорошо подготовленному войску

В) разобщенности персидского войска

Г) население завоеванных земель сами добровольно подчинялись Александру (из двух зол меньшее)

Д) основа для завоевательных походов А.М. была заложена еще его отцом Филиппом

Закрепление изученного материала на уроке.

1.Соотнесите государства, города и факты их характеризующие:

1.Вавилон

А.Более полугода продолжалась оборона города

2.Египет

Б.Провозглашение столицей державы Александра

3.Индия

В.Объявление Александра богом солнца

4.Персия

Г.Провозглашение Александра «царем Азии»

5.Тир

Д.Встреча македонского войска с боевыми слонами

Троя

Е.Находится памятник Ахиллу

Ответы:

1

2. Соотнести имена исторических деятелей и род их занятий:

1.Филипп

А.Друг Александра, спасший ему жизнь

2.Парменион

Б.Царь Македонии

3.Клит

В.Полководец, советник Александра

4.Аристотель

Г.Царь Персидской державы

5.Дарий III

Д.Философ, учитель Александра

Ответы:

1

3. Какие уроки можно извлечь из истории жизни и деятельности Александра Македонского? Найдите обоснования для своего ответа.

Учащиеся получают карточки, в которых работают индивидуально, затем с помощью слайда проверяют правильность выполнения

Подведение итогов урока

Домашнее задание:

    § 42

    Выполнить задания - Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. с. 35-39, № 44, 46 (заполнить контурную карту)

    Узнать, что значит выражение «разрубить гордиев узел» в наши дни

Запись в дневник и тетрадь

« Разрубить гордиев узел » значит: смело, энергично решить сложное дело.

Рефлексия.

Если бы вы были художником, и вам предложили нарисовать портрет Александра Македонского, какие цвета вы использовали бы для этого?

Ответы учащихся- ассоциации с цветами (черный, зеленый, синий, красный и т.д). Объясняют свои ассоциации.

черный - темный, нехороший, опасный, без будущего, смерть

красный - победа, кровь, сражения, битвы, власть, напор, натиск,

синий - благородство, власть, мужество, чистота помыслов, целеустремленность

желтый - наследник, золото, богатство, власть наследственная, корона, хитрость, мстительность, дипломатичность, гибкость

коричневый - половина красного и половина черного, и положительное и отрицательное, половинчатость, ни то, ни се.

зеленый - культура, цивилизация, след в истории, цвет рождения и созидания (города, например). Много разрушил, но и построил тоже немало.

Рабочий лист урока

1 слайд

2 слайд

Тема урока: Александр Македонский. Восточные походы. Цели урока: 1.Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления), научить выявлять причины, позволившие ему прославиться. 2.Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского. 3.Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

3 слайд

1. Создание проблемной ситуации. 2. Формулирование проблемы. 3. Актуализация имеющихся знаний и планирование действий. 4. Поиск решения проблемы. 5. Выражение решения. 6. Применение нового знания. 7. Взаимное оценивание. 8. Домашнее задание.

4 слайд

1.Создание проблемной ситуации. Работа с картой походов Александра Македонского. Что можете сказать о территории, которую занимала Македония до восточных походов? Сравним территорию Македонии и Персидского государства. Следовательно, какую армию могло иметь это государство? Что на карте обозначено красными стрелками? Какие территории захватил Александр Македонский? Что можете сказать о результатах этих походах? Как долго длились его походы? Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского. В чём противоречие?

5 слайд

6 слайд

Армия македонцев малочисленная. -Александр Македонский завоевал полмира Проблема: Каким образом Александр Македонский завоевал полмира?

7 слайд

Что бы проверить версии, что нам надо вспомнить? Что бы объяснить причины побед Александра Македонского, что нам надо сделать? Ожидаемые ответы: Что позволило грекам победить персов в 5 веке, и что позволило македонянам победить греков в 4 веке? Греки победили персов благодаря своей сплочённости и мужеству. Македонянам удалось победить греков за счёт своего возвышения и ослабления Греции, а так же благодаря мудрости царя Филиппа. Изучить параграф и дополнительную информацию, которые помогут объяснить причины этого.

8 слайд

Действие 1. Групповая работа и беседа по презентации «Александр Македонский. Восточные походы»(изображение Александра Македонского и описание его качеств древнегреческим историком Плутархом). Действие 2.Индивидуальная работа с материалом учебника. Предварительная постановка задачи к действиям: по фактам и описаниям определить черты характера и личные качества Александра Македонского. Подведение результата действий 1,2: -Как вы думаете, какие из них помогли ему прославиться? -Могли ли личные качества Александра Македонского повлиять на исход событий?

9 слайд

Плутарх: «…честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало… Тем же, кто просил и принимал его благодеяния, Александр дарил охотно, и таким образом он роздал почти все, чем владел в Македонии».

10 слайд

Александр, как сын Филиппа, принял царскую власть и отправился в Пелопоннсс. Было ему тогда около 20 лет. Там он созвал на собрание эллинов, живущих в Пелопоннесс, и обратился к ним с просьбой вручить ему командование походом против персов, которое они уже предоставили Филиппу. Просьбу его удовлетворили все, кроме лакедемонян. Были кое-какие волнения и в Афинах. Афиняне, однако, перепугались на смерть. стоило Александру подойти ближе; в знак почтения к Александру они согласились на большее, чем было дано Филиппу. Вернувшись в Македонию, Александр занялся приготовлениями к походу в Азию. (Соч.Арриана- древнеримск. историка)

11 слайд

Действие 3. Выявление других причин успеха походов Александра Македонского при индивидуальной самостоятельной работе с текстом учебника. Действие 4. работа с презентацией «Александр Македонский. Восточные походы».(изображение македонской фаланги и персидского войска, описания древнеримского историка Квинта Курция Руфа) Предварительная постановка задач: в каких битвах одержало победу войско Александра Македонского? Что позволило их одержать? Особенности македонского войска? Подведение результату действий3,4: -Чем македонское войско отличалось от персидского? Какое войско из них сильнее и почему?

12 слайд

Македонское же войско, дикое и без внешнего блеска. Этот прочный строй пехоты они называют фалангой: в ней воин стоит к воину, оружие одного находит на оружие другого. Фаланга обучена по первому же знаку идти за знаменами, сохраняя ряды. Солдаты исполняют все, что им приказывают: сопротивляются, окружают, переходят на фланги. И не думай, что их влечет жажда золота и серебра: эта дисциплина до сих пор крепка, ибо создана бедностью: постелью уставшим служит земля, еды им достаточно той, которую они раздобудут; а время их сна - неполная ночь. (Квинт Курций Руф)

13 слайд

Разделы: История и обществознание

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с восточным походом греко – македонских войск.
  • Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
  • Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и презентации давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности. Слайд №2.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания по теме: «Возвышение Македонии при царе Филиппе».

Письменно: 2 карточки.

Карточка №1

Дать определение понятиям: граждане, верфи, пошлина, переселенцы, амфора, пифос.

Карточка №2

б) Для этого вспомнить:

  • Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?
  • Почему греки жили недружно и воевали между собой?
  • Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

в) Сделать вывод.

Устно:

  1. Где находится Македония? (на севере Балканского полуострова)
  2. Как звали македонского царя? (Филипп II)
  3. Каким был Филипп II?
  4. Краткий ответ по карточке: почему Греция потеряла свою независимость?
  5. Каким образом Александр пришел к власти в Македонии? (после смерти своего отца – царя Филиппа)

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа II во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.

Вместе с учащимися определяем цель урока: познакомиться с походами Александра Македонского на Восток и выяснить, почему рухнула мощная держава персов под ударами армии македонцев.

Задача урока: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

IV. Изучение новой темы.

План. Слайд №3.

  1. Личность Александра Македонского.
  2. Первые победы.
  3. Битва при Иссе.
  4. Гибель Персидского царства.
  5. Окончание похода.

Записываем в тетрадях тему и план урока.

Записи на доске:

334 г. до н. э. – битва на реке Граник,

333 г. до н. э. – битва близ города Исс,

331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,

330-327 гг. до н. э. – походы Александра в Среднюю Азию,

325 г. до н. э. – завершение похода в Вавилоне.

Сообщение ученика об Александре Македонском (учащиеся знакомятся с личностью Александра Македонского, с качествами, которые были присущи для этого полководца). Слайд №4.

Рассказ учителя: В 334 г. до н.э. состоялась переправа войск через пролив (Дарданеллы), отделяющий Европу от Азии. На берегу горной реки Граник стояли отряды персов. Надвигался вечер. И один из полководцев предложил дождаться утра, но Александр ответил словами… (слайд №5, №6). Битва завершилась победой македонян. Был открыт путь в Малую Азию.

Рассказ учителя: Дарий III – персидский царь (слабый, нерешительный человек и бездарный полководец), двинулся во главе войска навстречу Александру. Встретились близ г. Исс. Александр возглавил атаку. Бой шел два часа. Александр прорвался к колеснице Дария и тот, испугавшись, бежал с поля битвы, оставив свою семью. Слайд №7, №8.

Работа с текстом учебника по вариантам: абзац 3, с. 191-192, I-В.

Как была завоевана Финикия?

3 абзац, с. 192-193, II-В.

Как Александра встретили в Египте? 2-3 минуты. Здесь Александр основал первый свой город в честь своего имени – Александрию. Таких городов будет основано еще более 20. Слайд №9, №10.

Рассказ учителя: В 331г до н. э. Александр продолжил свой поход вглубь Персии. 4 месяца шло войско. У селения Гавгамелы состоялась битва. (Слайд №11, №12). Дарий III собрал огромную армию: колесницы, пехота, конница, боевые слоны.

Александру был дан такой совет – напасть на персов ночью. «Я не краду победу», - ответил Александр.

Характеристика битвы:

  • Битва началась с атаки персидских колесниц (не причинили вреда македонянам).
  • Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий.
  • За конницей – фаланга.
  • Дария охватил страх, он обратился в бегство, а за ним – его воины.
  • Александр занял Вавилон, а затем Персеполь.
  • Дария III убивают его же приближенные.
  • Войско провозгласило Александра «царем Азии».

Рассказ учителя: Слайд №13, №14. Затем Александр отправился в Среднюю Азию. А с Азии он продолжил свой поход в Западную Индию – в долину Инда. Здесь войско Александра столкнулось с боевыми слонами. Но лучники ранили многих слонов и те пришли в ярость, повернув назад. При этом начали топтать свих воинов. Александр одержал блестящую победу. Окрыленный успехами он объявил о походе в долину Ганга. Однако войско отказалось.

325 год до н. э. 10 – летний поход завершился.

323 год до н. э. Александр заболел и умер (от лихорадки – это болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом). Слайд №15 . Задание для учащихся:

Когда Александр родился?

V. Закрепление. Слайд №16.

  1. Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? (армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций; полководческий талант Александра сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы).
  2. Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что вам не нравится в нем?

VI. Итог урока. Домашнее задание: § 42, вопрос 1,4.

Рассказать друзьям