Проблема социально трудовой адаптации лиц с овз. Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Башаев С.В. 1 , Горелик В.В. 2

1 Магистрант, 2 Доцент, Кандидат биологических наук, Тольяттинский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье приведена статистика по числу инвалидов в России. Проведена группировка по полу, возрасту, группе инвалидности. Приведены особенности адаптации инвалидов к условиям современного общества, и адаптации в нем. Приведены проблемы, из-за которых, лица с ограниченными возможностями здоровья не могут чувствовать себя комфортно среди здоровых людей, быть в социуме и жить в нем. Раскрыты особенности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями в России. Проанализированы возможности для лиц с ограниченными возможностями в современных развитых странах и в России. Дана оценка проблем у инвалидов в нашей стране, указаны пути их решения, которые в коечном счете позволять лучше адаптироваться в современной непростой социально-экономической ситуации.

Ключевые слова : инвалиды, адаптация, проблемы адаптации, общество, поддержка.

Bashaev S.V. 1 , Gorelik V.V. 2

1 Undergraduate, 2 Associate professor, PhD in Biology, Togliatti State University

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN MODERN SOCIETY

Abstract

The article presents statistics on the number of disabled people in Russia. Grouping by gender, age, disability group. The features of adaptation of persons with disabilities to the conditions of modern society, and adapting to it. Given the problems that people with disabilities may not feel comfortable among healthy people, to be social and live in it. The features of social adaptation of persons with disabilities in Russia. Analyzed opportunities for persons with disabilities in the developed countries and in Russia. The estimation problems of the disabled in our country, the ways of their solution, in which the number of beds to allow better adapt in the current difficult socio-economic situation .

Keywords: disabled, adaptation, adaptation problems, society, support.

Работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, относится к одному из острых вопросов в социальной работе.

В России долгое время слово «инвалид» было под запретом. Наличие таких людей все время умалчивалось и никогда не выпячивалось на всеобщее обозрение. Таких людей очень редко можно было увидеть на улицах, в магазинах. Их можно было увидеть либо в больницах, либо дома .

В это же время, в европейских странах, провозглашалось равенство людей, их взглядов, их желаний, и инвалиды считались полноправными членами общества, и находясь в нем, чувствовали себя полноценными людьми .

Провозглашение равенства, позволило лицам с ограниченными возможностями, полноценно пользоваться всеми правами, которыми пользуются здоровые люди. У них появилось право на всё: обучение, трудоустройство, медицинское обеспечение, психологическую помощь и пр.

Благодаря всесторонней поддержке государства, такие люди очень быстро «акклиматизировались» в обществе и начали жить полноценно, ограничиваясь лишь специфическими особенностями своего здоровья и последствиями перенесенного заболевания .

Рухнувший «железный занавес» открыл России весь тот быт людей с ограниченными возможностями там, в Европе, и раскрыл печальность всей ситуации здесь, в своей стране. После этого начались шаги к тому, чтобы перенять опыт европейских стран и воспроизвести в нашей стране ту модель взаимоотношений между здоровыми людьми и инвалидами, которая сложилась в европейских странах.

Насущность темы исследования имеет несколько причин:

  1. Проблема инвалидности обрела масштабные рамки. В России больше 12 млн. человек имеющих различные заболевания.
  2. Размер финансового и социального снабжения инвалидов на сегодняшний день, остается достаточно низким, вопреки тому, что, начиная с 2008 года, после запуска программы «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями, государство проделало огромную работу, благодаря которой, постепенно, социальное и финансовое обеспечение инвалидов стало улучшаться.

Важным фактором социальной адаптации инвалидов в обществе, является их приспособленность к жизни в социуме здоровых людей. Данная проблема имеет особую важность, исходя из того, что с каждым годом, взгляды здоровых людей на тех, кто родились или стали инвалидами в течение жизни, стало существенно меняться (Табл.№1,№2),.

В России, около 10% населения, признанных инвалидами.

Таблица № 1 «О бщая численность инвалидов по группам инвалидности»

Таблица № 2 «Распределение инвалидов по полу и возрасту»

Сложность адаптационной работы с инвалидами проявляется по следующим причинам:

  1. У инвалида из-за проблем со здоровьем возникают преграды, которые приводят к снижению качества его жизни и лишают его полноценного сосуществования в обществе,
  2. Отсутствуют довольно интенсивные социальные контакты, которые приводят к торможению их интеллектуальных способностей
  3. Отсутствует доступная психологическая, правовая и информационная помощь, которые приводят к утрате или неиспользованию инвалидами тех потенциалов интеграции в общество, которыми они располагают.

В нашей стране, здоровые люди относятся к инвалидам, отталкиваясь от медицинских терминов, для которых, инвалид – это человек, который имеет ограничения, такие как: самостоятельно ходить, слышать, видеть, говорить.

Неблагоприятное социально-экономическое состояние таких людей зачастую сводится к тому, что они лишены профессиональной помощи; степень их социализации - привыкание к вынужденным условиям жизни и формирование новых навыков и умений для своей самореализации в обстоятельствах нынешнего социума. Социально-экономическое положение инвалидов (родственные отношения, образование, материальное положение, степень благоустроенности местности, где проживает инвалид, и пр.) играет немаловажную роль в акклиматизации инвалида и его социализации .

В этой сформировавшейся ситуации, возникла большая необходимость в разработке государством стратегии по вопросу социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также процессов взаимодействия органов государственной власти для поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из важных условий социализации – это внедрение в сознание здоровых людей идеи равноправных возможностей для лиц с ограниченными возможностями. Процесс адаптации инвалидов к обществу имеет свои особенности, которые зависят от пола и возраста инвалида, вида патологии, особенностей его социального положения .

В России, лица с ограниченными возможностями воспринимаются обществом здоровых людей как люди, существенно отличающиеся от них в не лучшую сторону, не имеющие больших возможностей, и это порождает у здоровых людей либо неприятие инвалидов как полноправных членов социума, либо жалость по отношению к ним.

Европейский и отечественный опыт демонстрирует, что зачастую, инвалиды, даже, имея большой потенциал для оживленного участия в жизни общества и даже возможность работать, не могут их осуществить.

Наряду с этим, возникает такое понятие, как «неготовность» большинства здоровых людей к близкому контакту с инвалидами в условиях жизни, которое приводит к такой ситуации, что инвалид не имеет возможности реализоваться наравне с ними.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнение .

У инвалидов финансовое обеспечение чаще всего, гораздо ниже, чем у здоровых людей. Многие инвалиды не имеют высшего образование. Из числа инвалидов, которые трудоустроены, не все удовлетворены своей заработной платой, а те, кто не трудоустроены, вынуждены жить лишь на одну пенсию, которой не хватает для более комфортной жизни и удовлетворения своих потребностей.

Редко кто из инвалидов создают семью. У большинства лиц с ограниченными возможностями отсутствует полноценный интерес к жизни, они часто впадают в депрессию.

Удовлетворение вышеперечисленных нужд – непременное условие успешной интеграции инвалидов.

До тех пор, пока обществом не будут сделаны взвешенные шаги к сближению, социализация инвалидов к пребыванию в обществе здоровых людей, состояться не может .

Залог успеха социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни в современном обществе-тесное взаимоотношение инвалидов со здоровыми людьми.

Литература

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
  3. Заборова Е.Н. Социологический анализ городского социального пространства // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Екатеринбург, 2007. 38 с.
  4. Петрова Л.Е. К вопросу о понятии “социальное самочувствие” // Молодые социологи о социальных проблемах молодежи // Сборник тезисов и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям “Молодежь – будущее России”. – Екатеринбург, 2010 г. 56 с.
  5. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. исслед. 2014. № 4.

References

  1. Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki . – Rezhim dostupa: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Social’naja rabota s sem’ej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami» N. F. Dement’eva, G. N. Bagaeva, T. A. Isaeva, Institut social’noj raboty, M., 1996 g.
  3. Zaborova E.N. Sociologicheskij analiz gorodskogo social’nogo prostranstva // Avtoref. dis. na soisk. uch. step. dokt. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2007. 38 s.
  4. Petrova L.E. K voprosu o ponjatii “social’noe samochuvstvie” // Molodye sociologi o social’nyh problemah molodezhi // Sbornik tezisov i materialov studentov i aspirantov vuzov Urala k X Ural’skim sociologicheskim chtenijam “Molodezh’ – budushhee Rossii”. – Ekaterinburg, 2010 g. 56 s.
  5. Jarskaja-Smirnova E.R. Social’noe konstruirovanie invalidnosti // Sociol. issled. 2014. № 4.

Специфика социальной адаптации молодых людей с ОВЗ, в значительной мере обусловлена их личностными особенностями и характером недуга (его глубиной, периодом возникновения, а также отношением к нему самого молодого человека).

В силу имеющихся ограничений молодым людям с ОВЗ наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, зачастую затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам, как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, молодой человек вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и должны быть направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения выступают:

  • - преодоление состояния беспомощности;
  • - помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;
  • - формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности;
  • - восстановление и компенсация утраченных возможностей и функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной адаптации молодых людей с ОВЗ.

Одной из ведущих традиционных технологий является реабилитационная деятельность. Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить молодым людям с ОВЗ возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

"Осуществление всех направлений реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психофизиологические особенности молодого человека с ОВЗ и связанный с ними реабилитационный потенциал. В ИПР включаются реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление способностей молодого человека с ОВЗ к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры" .

Индивидуальная программа реабилитации включает следующие виды реабилитации: медицинскую, психолого-педагогическую, профессиональную и социальную.

Начальным звеном системы общей реабилитации является медицинская реабилитация, которая осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей молодого человека с ОВЗ. Она включает в себя восстановление и замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, санаторно-курортное лечение, реконструктивную хирургию, которая восстанавливает пораженные органы, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в результате заболевания или травмы.

Можно констатировать, что медицинская реабилитация в большинстве случаев осуществляется пожизненно, т. к. для предотвращения негативной динамики состояния молодых людей с ОВЗ необходимы меры медицинской поддержки и оздоровления.

Психолого-педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы молодой человек с ОВЗ овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая - выработка у молодого человека с ОВЗ уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация молодых людей с ОВЗ, обучение их соответствующим трудовым навыкам и умениям.

Основные задачи профессиональной реабилитации: вернуть молодому человеку с ОВЗ самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе, если это возможно или подготовить к выполнению другой работы, соответствующей его трудоспособности. Практика показывает, что при адекватном состоянию здоровья и желании в выборе профессии, а также соответствующей адаптации условий труда, молодые люди с ОВЗ способны длительно сохранять трудоспособность и выполнять достаточно большие объемы работ. Длительная бездеятельность не только ведет к деквалификации специалиста, угасанию профессиональных навыков, но отрицательно влияет на состояние здоровья, как правило, у этих людей резко нарушаются социальные связи, в т. ч. ухудшаются семейные отношения, прекращается общение с друзьями, сужаются духовные интересы, появляется депрессия.

Программа социальной реабилитации охватывает практически все вопросы жизнедеятельности молодых людей с ОВЗ и включает психологическую, социально-бытовую, социально-экономическую и социокультурную реабилитацию.

"Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании молодого человека с ОВЗ представлений о бесполезности реабилитации. Крайне важной является оценка психологического статуса молодых людей с ОВЗ, который дает возможность выделить людей, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям" .

Важная цель психологической помощи - обучение молодого человека с ОВЗ самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих молодому человеку с ОВЗ стать достаточно самостоятельным в быту.

Социально-экономическая реабилитация - это комплекс мероприятий, включающий в себя: обеспечение молодого человека с ОВЗ необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы или работы, поддержание уверенности в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение его и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т. п.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, т. к. удовлетворяет блокированную у молодых людей с ОВЗ потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая молодых людей с ОВЗ к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку. В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия, занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для молодых людей с ОВЗ повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

Социокоммуникативная реабилитация нацелена на восстановление непосредственных социальных взаимодействий молодого человека с ОВЗ, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение навыкам общения в новых для молодого человека с ОВЗ условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки молодой человек с ОВЗ должен сформировать новый образ "Я" и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми. Восстанавливается потребность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического стресса или болезни. Важной особенностью данного процесса является организация специальных каналов или инструментов общения, если молодой человек с ОВЗ в них нуждается, обучение его пользованию такими средствами. Кроме того, полезными или даже необходимыми оказываются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с целью формирования у молодого человека с ОВЗ социальных навыков.

Таким образом, сущность и содержание реабилитации молодых людей с ограничениями жизнедеятельности заключаются в восстановлении не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, способности к интеграции в общество.

"Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Она помогает ему приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность молодого человека с ОВЗ" .

Различают несколько видов адаптации молодых людей с ОВЗ.

Социально-бытовая адаптация молодых людей с ОВЗ представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает:

  • - специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;
  • - помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;
  • - разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд молодого человека с ОВЗ.

Психологическая адаптация помогает формировать у молодых людей с ОВЗ положительное отношение к жизни, себе и своему состоянию. Важным этапом в процессе психологической адаптации является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности.

Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность, которые определяются в качестве неотъемлемой составляющей частью адаптации молодого человека с ОВЗ, так как обеспечивают:

  • - возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;
  • - включиться в творческую деятельность;
  • - обнаружить в себе скрытые таланты.

Социально-трудовая адаптация молодых людей с ОВЗ включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям таких людей, адаптацию к требованиям производства.

"Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни молодого человека с ОВЗ. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий" .

Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ. Социальная адаптация не будет достигнута, пока в обществе слабо культивирована гуманистичность и целесообразность этой идеи. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности предполагает меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.

Основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

  • - выявление причин и условий, способствующих возникновению инвалидности;
  • - уменьшение вероятности или предупреждение возникновения инвалидности;
  • - сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни молодых людей с ОВЗ.

Профессионально-трудовое воспитание как основа социальной адаптации детей с ОВЗ.

Социальная адаптация личности – это процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно функционировать в обществе. Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации и адаптации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие обучающимся положительного отношения к труду.

Под социально-трудовой адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья мы понимаем возможное восстановление их психологической активности в процессе коррекционно-развивающего обучения, воспитания, приспособление их к полезно-трудовой деятельности, расширение социального опыта. Для нас социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает систему мероприятий, направленных на включение детей с проблемами в развитии в социально-полезную трудовую деятельность. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребёнка – с другой стороны.

Профессиональная социализация направлена на взаимосвязь процесса профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях с системами среднего и начального профессионального образования, формирование механизмов социального партнёрства.

Профессионально-трудовое обучение должно быть социально значимо, то есть:

Должно практически готовить обучающихся к включению в производительный труд общества;

Должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков обучающихся;

Трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребёнка.

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. И с этим выбором, подростки сталкиваются уже в школе. Наиболее сложная проблема подростков – проектирование вариантов послешкольного образовательно-профессионального маршрута.

Обучение в коррекционной школе должно быть первым, а послешкольное – вторым этапом трудовой подготовки детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. На первом этапе работы с ними, продумывая на каждом этапе элементы ее организации и содержание обучения, необходимо заложить у воспитанников основу профессиональных возможностей, что и должно в дальнейшем определить направление их трудового пути.

Наши воспитанники нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, работа многих педагогов нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к труду.

Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.

К 8-9 классу большинство подростков начинают переходить в так называемый юношеский возраст. Это выражается в смене ведущей деятельности – теперь для юношей и девушек актуальным становится учебно-профессиональная деятельность и интимно-личностное общение. Основной страх этого возраста стать не тем, кем надо. Следовательно, их больше всего интересуют вопросы, связанные с самым ближайшим будущим: куда поступать после школы, как строить свои отношения с противоположным полом, как вести себя во взрослом мире? Между тем, переход в новую жизнь подразумевает изменение отношений со своей семьей, вынужденный отказ от детской позиции, что часто приводит к нежеланию делать профессиональный выбор, становиться взрослее.

В настоящее время ощущается несоответствие между уровнем обученности значительной части выпускников коррекционных школ и растущими требованиями к подготовленности рабочих. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения 8 вида. Наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду учащихся с нарушениями интеллекта. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. В результате учащиеся с нарушениями интеллекта не только плохо овладевают материалом, но и зачастую по окончании обучения оказываются неконкурентноспособными.

Оптимальной для развития этой категории учащихся является та среда, в которой они могут приобрести положительный опыт в различных видах деятельности и межличностного общения. В процессе обучения профориентационной работе они достигают уровня развития достаточного, чтобы приспособиться к общественно-полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь.

Основные формы работы по социальной адаптации обучающихся школы-интерната: организации праздников труда; участие в «днях открытых дверей»; беседы о труде взрослых, просмотры роликов о производстве значительно расширяют представления обучающихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду.

Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.

Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.

Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.

Неделя труда и профориентации, которая проходит ежегодно в нашей школе, значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и профориентации. Сюда включаются: выпуск стенгазет; школьные олимпиады, викторины; праздники труда; тематические классные часы; выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа «Умелые руки», в кружках.

Кружки также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.

Методы социально - ориентационной работы в процессе обучения достаточно многообразны и должны быть направлены на развитие мышления, умения осуществлять анализ профессиональной деятельности и технологических процессов, наблюдательности, пространственного воображения, умения осуществлять перенос знаний из одной области в другую.

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.

Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.

Инструктаж - применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.

Профориентационная беседа - наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.

Для обогащения социального опыта обучающихся эти формы и методы создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас обучающихся. Определенное количество понятий и слов удаётся закрепить уже в ходе мероприятий, а в последующем вывести на уровень активного использования. Педагог помогает ребёнку поверить в свои силы, добиться успеха в учёбе, полюбить труд. Значительное внимание в работе по социализации обучающихся уделяется воспитанию положительных качеств личности таких как: деловитость, которая формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учётом их возможностей; бережное отношение к имуществу – при поддержании в порядке школьных помещений, участии в ремонте. В такой деятельности дети общаясь со взрослыми и сверстниками, накапливают определённый запас знаний, перенимают отношения взрослых.

Таким образом, используя всё многообразие форм и методов работы по социальной адаптации в профессионально-трудовом обучении, можно более успешно решать задачи: подготовки обучающихся к обоснованному выбору профессии с учётом их индивидуальных особенностей; к участию обучающихся в производительном труде общества; коррекции психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья; воспитания положительных качеств личности у детей, их культуры; физического и нравственного развития.

Литература.

1. Пашков А.Г., Гонеев А.Д. Педагогические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Курск, 2001. – 234с.

2. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.

3. Селевко Г., Селевко А. Социально-педагогические модели и комплексы // Социальная педагогика, 2003 - №3 – с.5-13.

    Ж. «Воспитание школьника» №4, 2005

    Ж. «Воспитание школьника» №9, 2006

    Ж. «Воспитание школьника» №2, 2008

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1 . Специфика социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема социализации в обществе лиц с ОВЗ является актуальной для современности. Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)" в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

Инвалидность представляет собой социальный феномен. Масштаб инвалидности зависит от множества факторов: состояния здоровья нации, развития системы здравоохранения, социально-экономического развития, окружающей страны, исторических и политических причин в частности, участия в войнах и военных конфликтах. В нашей стране эти факторы имеют ярко выраженную негативную окраску. На 2013год в Российской Федерации как минимум свыше 10 млн. человек официально признаны инвалидами.

Люди с ОВЗ относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Для них затруднительно получить образование. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше . Государство, обеспечивая социальную защищённость людей с ОВЗ, призвано создавать им необходимые условия для достижения приемлемого по сравнению со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной адаптации как самостоятельная область научной и практической деятельности. Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы комплексной социальной адаптации - одна из главных и ответственных задач современной государственной политики. И особое значение данная проблема приобретает, когда речь идет о молодежи. Молодые люди с ОВЗ, находясь в начале жизненного пути и имея неравные стартовые условия, остро нуждаются в поддержке, чтобы занять достойное место в обществе . социализация адаптация здоровье правовой

1. Специфика социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика социальной адаптации молодых людей с ОВЗ, в значительной мере обусловлена их личностными особенностями и характером недуга (его глубиной, периодом возникновения, а также отношением к нему самого молодого человека).

В силу имеющихся ограничений молодым людям с ОВЗ наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, зачастую затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам, как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, молодой человек вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и должны быть направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения выступают:

Преодоление состояния беспомощности;

Помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;

Формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности;

Восстановление и компенсация утраченных возможностей и функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной адаптации молодых людей с ОВЗ.

Одной из ведущих традиционных технологий является реабилитационная деятельность. Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить молодым людям с ОВЗ возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

"Осуществление всех направлений реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психофизиологические особенности молодого человека с ОВЗ и связанный с ними реабилитационный потенциал. В ИПР включаются реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление способностей молодого человека с ОВЗ к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры" .

Индивидуальная программа реабилитации включает следующие виды реабилитации: медицинскую, психолого-педагогическую, профессиональную и социальную.

Начальным звеном системы общей реабилитации является медицинская реабилитация, которая осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей молодого человека с ОВЗ. Она включает в себя восстановление и замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, санаторно-курортное лечение, реконструктивную хирургию, которая восстанавливает пораженные органы, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в результате заболевания или травмы.

Можно констатировать, что медицинская реабилитация в большинстве случаев осуществляется пожизненно, т. к. для предотвращения негативной динамики состояния молодых людей с ОВЗ необходимы меры медицинской поддержки и оздоровления.

Психолого-педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы молодой человек с ОВЗ овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая - выработка у молодого человека с ОВЗ уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация молодых людей с ОВЗ, обучение их соответствующим трудовым навыкам и умениям.

Основные задачи профессиональной реабилитации: вернуть молодому человеку с ОВЗ самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе, если это возможно или подготовить к выполнению другой работы, соответствующей его трудоспособности. Практика показывает, что при адекватном состоянию здоровья и желании в выборе профессии, а также соответствующей адаптации условий труда, молодые люди с ОВЗ способны длительно сохранять трудоспособность и выполнять достаточно большие объемы работ. Длительная бездеятельность не только ведет к деквалификации специалиста, угасанию профессиональных навыков, но отрицательно влияет на состояние здоровья, как правило, у этих людей резко нарушаются социальные связи, в т. ч. ухудшаются семейные отношения, прекращается общение с друзьями, сужаются духовные интересы, появляется депрессия.

Программа социальной реабилитации охватывает практически все вопросы жизнедеятельности молодых людей с ОВЗ и включает психологическую, социально-бытовую, социально-экономическую и социокультурную реабилитацию.

"Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании молодого человека с ОВЗ представлений о бесполезности реабилитации. Крайне важной является оценка психологического статуса молодых людей с ОВЗ, который дает возможность выделить людей, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям" .

Важная цель психологической помощи - обучение молодого человека с ОВЗ самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих молодому человеку с ОВЗ стать достаточно самостоятельным в быту.

Социально-экономическая реабилитация - это комплекс мероприятий, включающий в себя: обеспечение молодого человека с ОВЗ необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы или работы, поддержание уверенности в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение его и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т. п.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, т. к. удовлетворяет блокированную у молодых людей с ОВЗ потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая молодых людей с ОВЗ к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку. В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия, занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для молодых людей с ОВЗ повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

Социокоммуникативная реабилитация нацелена на восстановление непосредственных социальных взаимодействий молодого человека с ОВЗ, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение навыкам общения в новых для молодого человека с ОВЗ условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки молодой человек с ОВЗ должен сформировать новый образ "Я" и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми. Восстанавливается потребность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического стресса или болезни. Важной особенностью данного процесса является организация специальных каналов или инструментов общения, если молодой человек с ОВЗ в них нуждается, обучение его пользованию такими средствами. Кроме того, полезными или даже необходимыми оказываются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с целью формирования у молодого человека с ОВЗ социальных навыков.

Таким образом, сущность и содержание реабилитации молодых людей с ограничениями жизнедеятельности заключаются в восстановлении не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, способности к интеграции в общество.

"Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Она помогает ему приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность молодого человека с ОВЗ" .

Различают несколько видов адаптации молодых людей с ОВЗ.

Социально-бытовая адаптация молодых людей с ОВЗ представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает:

Специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;

Помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;

Разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд молодого человека с ОВЗ.

Психологическая адаптация помогает формировать у молодых людей с ОВЗ положительное отношение к жизни, себе и своему состоянию. Важным этапом в процессе психологической адаптации является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности.

Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность, которые определяются в качестве неотъемлемой составляющей частью адаптации молодого человека с ОВЗ, так как обеспечивают:

Возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;

Включиться в творческую деятельность;

Обнаружить в себе скрытые таланты.

Социально-трудовая адаптация молодых людей с ОВЗ включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям таких людей, адаптацию к требованиям производства.

"Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни молодого человека с ОВЗ. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий" .

Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ. Социальная адаптация не будет достигнута, пока в обществе слабо культивирована гуманистичность и целесообразность этой идеи. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности предполагает меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.

Основные цели, на достижение которыхнаправлен этот процесс:

Выявление причин и условий, способствующих возникновению инвалидности;

Уменьшение вероятности или предупреждение возникновения инвалидности;

Сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни молодых людей с ОВЗ.

2. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"

В соответствии с принятым в 1995 году Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.

Излишне говорить, насколько важным в жизни человека является выбор сферы профессиональной деятельности.

Допущенные ошибки трудно исправить, а правильный выбор - основа жизненного успеха и самореализации, как личности, так и профессионала. Способности к профессии можно развить в процессе учебы или в процессе производственной деятельности.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. [ Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2016 Глава XI Статья 79 ].

Право на образование - одно из фундаментальных прав любого человека. Для инвалидов и лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ),образование жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению ее социального статуса и защищенности.

Вопрос обеспечения прав лиц с ОВЗ на реабилитацию средствами образования является важной составляющей государственной политики нашей страны, что нашло отражение в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ноябрь 1995 г.). Присоединение России к Конвенции о правах инвалидов, принятой на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и вступившей в силу на международном уровне в мае 2008 г., требует особого внимания к вопросам обеспечения для инвалидов и лиц с ОВЗ права на получение качественного общего и профессионального образования как условия их социальной интеграции.

Известно, что снижение доступности качественного образования ведет к усугублению складывающегося социального неравенства и является предпосылкой маргинализации (от лат. marginalis -- находящийся на краю) тех граждан, которые не смогли его получить. Инвалиды и лица с ОВЗ достаточно часто называются исследователями в числе тех, кто подвержен риску маргинализации. В связи с этим в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. подчеркивается необходимость особого внимания к обеспечению доступности качественного образования и создания условий для успешной социализации детей ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Органы государственной власти регионального уровня предпринимают шаги для того, чтобы расширялись успешные практики образования лиц с ОВЗ. Например, Закон города Москвы № 16 от 28.04.2010 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» закрепляет ответственность органов государственной власти города Москвы за создание в государственных образовательных учреждениях условий для общего и профессионального образования лиц с ОВЗ. В Статье 10 данного законодательного акта прямо указывается, что «государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей обучающихся, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций».

В этом контексте серьезно возрастает нагрузка на учреждения среднего профессионального образования (УСПО), которым предстоит обеспечить реализацию права на качественное профессиональное образование для большого количества инвалидов и лиц с ОВЗ. Данная социальная группа составляет перспективную категорию обучающихся, которые хотят и при соответствующих условиях могут в разных формах обучаться в системе среднего профессионального образования. Для того чтобы процесс их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства был успешным, необходимо принимать во внимание реалии и тенденции развития системы профессионального образования, а также требования регионального - столичного - рынка труда, который находится под давлением таких социально-экономических факторов, как демографическая ситуация, трудовая миграция, постоянный рост системы высшего профессионального образования и др.

По данным Департамента образования города Москвы, на 1 декабря 2010 г. в УСПО города Москвы получали профессию/специальность 3252 обучающихся с ОВЗ. Это достаточно большая и полиморфная по составу группа, состоящая из лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными и комплексными нарушениями, соматическими заболеваниями, часть которых имеет инвалидность.

Заключение

Проанализировав специфику социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, можно сделать вывод, что сам процесс организации социальной адаптации приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Социальная адаптация направлена на приспособление к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, обучение пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Важнейшими условиями достижения целей социальной адаптации являются, с одной стороны, внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ, а с другой - формирование субъектной позиции у молодых людей с ОВЗ по отношению к процессу преодоления трудностей и стремления к повышению эффективности собственной социальной адаптации в обществе. Эффективность социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в значительной мере обусловлена гармонией, взаимодополнением этих двух процессов. Осознанием и культивированием этих идей в обществе. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике формирования неадекватного отношения к феномену инвалидности. А также не малую роль играет полноценное профессиональное образование, которое возможно и нужно получить в нашей стране, для успешной реализации себя, как социально- значимой личности для общества и государства.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 02.07.2013).

2. Аверин А.Н. Социальное управление. М., 2012.

3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

4. Выготский JI.C. Социальная ситуация развития / Психология социальных ситуаций. С-Пб., 2011.

5. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования. 2011. № 5.

6. Ким, Е.Н. Модели инвалидности // Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т. / под ред. А.Н. Панова и Е.И. Холостовой.- М.: Институт социальной работы, 1997. - Т.1. - С. 354-359. 4.

7. Лапшина М.Ю. Мир современной науки. Выпуск том 4 / 2012 Коды ГРНТИ: 15.81.21 - Педагогическая психология ВАК РФ: 19.00.07

8. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. М., 2010.

9. О мерах государственной социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством людям с ограниченными возможностями. Информационный справочник. - Петрозаводск, 2008.- 274 с.

10. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/79/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Инвалидность молодежи как социальный феномен. Специфика адаптации молодых людей, имеющих ограничения, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами, в обществе. Государственные программы семейной и внесемейной социализации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2014

    Анализ молодых инвалидов как объекта социальной работы. Изучение основных направлений, форм, методов социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Обзор опыта работы Курганского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2014

    Правовые аспекты социальной защиты граждан с ограниченными возможностями здоровья. Реализуемые программы социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями в Омском регионе, их общая характеристика и направления деятельности, оценка эффективности.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2011

    Программа исследования изменения положения людей с ограниченными возможностями на долгосрочную перспективу. Изучение основных проблем и трудностей при социализации инвалидов. Повышение уровня адаптации инвалидов в стандартных социокультурных условиях.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Особенности процесса активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью социальных средств. Правовые акты социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Примеры жизни и деятельности известных личностей науки и искусства.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2007

    Психофизические особенности, диагностика проблем и кризисных ситуаций в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Опытно-экспериментальная реализация технологии социальной работы, анализ и интерпретация результатов исследования.

    дипломная работа , добавлен 15.03.2011

    Понятие нормы развития и ее нарушений, общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогический анализ особенностей социальных проблем, условий и факторов, влияющих на процессы социальной реабилитации и адаптации детей.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как категория клиентов социальной работы. Сущность мульт-терапии как технологии социальной реабилитации. Разработка проекта реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством мульт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2017

    Изучение государственной программы адаптации городской среды для лиц с ограниченными возможностями. Изучение степени удовлетворенности расположением тактильных полос для людей с нарушением зрения и оснащенности звуковыми сигналами для слабовидящих людей.

Жизнь есть путь, а человек строитель этого пути”

(Пришвин)

Смысл жизни - это есть движение на восток, за горизонт, это явление недостижимое. Задача: стремиться достичь - в этом и есть смысл жизни. Великая мудрость: когда человек может войти в процесс жизни и двигаться вперед.

Цель в жизни – это нечто принципиально достижимое.

Многие перепутывают понятия «цель жизни» и «смысл жизни» . Достижение цели жизни - это еще не смысл жизни. Зачастую достигнув цель, перед человеком возникает безысходность, обрыв. В жизни есть две трагедии:

1. Когда человек поставил цель и не осуществил

2. Когда поставил цель и осуществил.

Но на это мы порой не обращаем внимания.

Пример: I) молодой человек: цель – квартира, много работал, заработал квартиру, "обмыл" её. Итог – алкоголик.

За целью пустота. Это условие мнимой смерти. Надо учиться перенацеливаться.

Государственную программу реабилитации и адаптации, инвалидов включают:

1.В самореализации.

2.В материальной поддержке.

3.В трудоустройстве.

4.В передвижении.

5.В общении.

6.В комфортных бытовых условиях.

7.В восстановлении нарушенных способностей.

8.В социально-психологической адаптации.

9.В возможности получения знания.

10.Всвободном доступе к культурным, социально-бытовым объектам.

Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности

Образование людей с ограниченными возможностями здоровья.

Если вы хотите в этой жизни состояться, насладиться ею, для себя, для своих близких, - вы должны, прежде всего, думать о том, каковы ваши возможности. А ваши возможности возрастают тогда, когда вы можете управлять своим здоровьем»

Л.А.Бокерия

Под образованием в Законе РФ Об образовании понимается - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование – важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами.

Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования – гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, задачами которого является поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7).

Защита прав человека, в том числе права на образование, гарантируется государством (ст. 45), в Российской Федерации действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55).Конституцией РФ под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41).

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Одним из условий полноценного социального участия для инвалида является получение им

общего и профессионального образования, приобретение конкурентоспособной и престижной профес­сии.

Создание инвалидам условий для получения общего и профессионального образования закреплено в федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «Об образовании» (1996), «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» (1996), а также в нормативных документах Президента и Правительства Российской Федерации. Общедоступное и бесплатное образование лиц с ограниченными возможностями подтверждено Национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правитель­ства Российской Федерации в 2001 г.

Согласно этим законам и нормативным актам государство должно обеспечивать инвалидам получение общего образования, начального и среднего профессионального и высшего образования. Кроме того, предусматривается создание специальных условий, адекватных состоянию здоровья инвалидов, и предоставление ряда льгот в сфере получения образования. Например, инвалиды I и II групп для обучения специальностям, рекомендован­ным бюро медико-социальной экспертизы, при условии сдачи вступительных экзаменов принимаются вне конкурса в государственные средние и высшие профессиональные учебные заведения, а также на курсы обучения различным профессиям; они имеют право на бесплатное обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки; учащиеся обеспечиваются бесплат­но или на льготных условиях специальными учебными пособиями, могут пользоваться услугами сурдопереводчиков и т.д.

Рассказать друзьям