Сады Древнего Египта и Крита. История в садоводстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в IV тысячелетии до н.э. Развитие государства плотно связано с долиной Нила, несущего свои воды с юга на север в Средиземное море. В долине естественно произрастали тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки. Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет, - гранита, известняка, песчаника и др., возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся до наших дней.

За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.

На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью. В качестве примера приводится план строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
- формирование замкнутых композиций;
- наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
- использование ритма как композиционного приема;
- применение аллейных и рядовых посадок;
- использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Каждый школьник уже в V классе узнает о том, что в Африке, на берегах Нила, расположен Египет. Египет - древнее государство, существующее пять тысяч лет. Древний Египет оставил после себя грандиозные памятники культуры. Это величественные пирамиды, сфинксы, причудливые саркофаги с мумиями фараонов, сохранившимися до наших дней.

Папирусы, рисунки с надписями на стенах храмов и гробницах донесли до нас сведения о замечательных произведениях садового искусства.

Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. Сзади домов находились квадратные сады. Особенной роскошью отличались сады, выращенные около храмов и домов богатых.

Египтяне любили прямые линии и придавали своим садам квадратную форму, высаживая растения стройны ми рядами по росту. Бол ее крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем - средние по высоте, а самые низкие - в середине сада, вокруг квадратного пруда. В этих прудах разво дили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос.

Эти пруды положили начало так называемым теперь «водяным садам».

Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. Пальмы, по представлению египтян, обеспечивали владельцу радость; смоковницы - богатство и знание сокровенного; эбеновое дерево - богатство и счастье. Эти деревья были для египтян священными.

В египетских садах росли резеда, мак, мирта, вывезенная из Персии клещевина, из семян которой получали масло для освещения храмов.

Благовонное масло «сузинон» приготовляли из лилий. Лилия для египтян служила символом надежды и краткости жизни. В Луврском музее (Париж) хранится мумия египетской молодой девушки с белой лилией на груди.

Особенно чтили жители Египта цветки лотоса, «невесты Нила», как они называли это ра сте ние. Оно было посвящено богу Солнца Озирису и богине плодородия Изиде. Жрецы Озириса и знатные египтянки украшали себе голову цветками лотоса. Из его лепестков делали гирлянды. Засушенные цветки лото са, украш авшие мумию фараона Рамзеса II (XIV век до н. э.), хранятся в гербарии Ленинградского ботанического сада. Листья лотоса использовали как сосуды и тарелки.

В царствование Клеопатры (I век до н. э.) в Египте в особенно большом количестве стали выращивать разнообразные розы. Сады египетской царицы послужили образцом при создании садов в Риме. Из истории известны пышные пиры царицы Клеопатры. Пол пиршественного зала на одну треть метра у стилали лепестками роз, прикрытыми тонкой шелковой сеткой. Венками из роз или гирляндами из лепестков венчали головы пирующих, возлежащих на подушках, наполненных тоже лепестками роз. Кубки были обвиты розами, и гирлянды из роз свешивались со стен и колони. Розовая вода била из фонтанов, а с потолка струился дождь розовых лепестков. На столы подавали розовый пудинг, за сахаренные розы, варенье и ароматичное вино из роз.

Розовым пирам Клеопатры с еще большим увлечением и роскошью подражали римские императоры и богатые патриции. Египетские садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена, выводили розы, ландыши и левкои в течение круглого года. Римские императоры и богатые люди платили Египту бочки золота за цветы, которые они вывозили для

своих пиров, нагружая цветами целые корабли. В больших садах и рощах отводили каждому виду растений - пальмам, смоковницам, декоративным растениям - отдельные, строго симметричные квадратные участки с водоемами посредине. В таких рощах были и священные бассейны, выложенные гранитом и порфиром. В них разводили священных ибисов, крокодилов, змей - найи и ящериц - варанов.

Квадратные сады со стройными рядами деревьев очень гармонировали со строгими прямоугольными формами египетских зданий. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами, украшенными капителями, изображавшими кроны пальмовых листьев. Хороши были и колонны в виде связки длинных стеблей папируса, покрытые сверху и снизу листьями и бутонами лотоса, искусно высеченными из камня.

Не созерцание ли стройных пальм натолкнуло древних архитекторов на мысль о создании колонн из камня?

Многие полагают, что своеобразие пальмового леса оказало влияние и на возникновение в дальнейшем, в средние
века, готического стиля построек со стрельчатыми сводами, напоминающими кроны пальм, так же, как высокие прямые стволы вздымающихся сосен нашли отражение в постройках Эллады.

Особенной пышностью отличались при фараоне Рамзесе II и Клеопатре. Сады в Александрии занимали около четверти этого громадного города древности.

После каждого похода египтяне привозили в свои сады новые растения. На одной из фресок усыпальницы фараонов в Фивах изображено возвращение египетского корабля из похода в страну Пунт, относящегося к 4500 годам до наших дней. Рабы грузят на корабль посаженные в кадки ладанные, миртовые и другие растения. С каждым деревом грузили и кожаный мех с пресной водой для поливки его во время пути.

Египтяне широко использовали растения для получения лекарств, благовонных масел и смол, употреблявшихся для бальзамирования трупов (мумифицирования), для украшения жилищ и храмов.

В знойном Египте особенное значение приобретали сады, дающие тень. И фараон Рамзес III, восхваляющий свои деяния в Харристском папиру се, в первых же строках отмечает:

«Я засадил всю землю деревьями и кустами; я дал возможность жителям сидеть под их тенью».

Роскошному росту растений в садах способствовала система орошения, связывавшая бассейны трубами и каналами,
а также и удобрение плодородным илом реки Нила.

Египтяне с нетерпением ожидали подъема нильских вод и разлива их. С радостью встречали они появление в реке молодых крокодилов, предвестников приближения разлива. За ними появлялись вторые вестники - цветы голубых кувшинок, несомые водами, зелеными от береговых растений. Наконец воды Нила становились красными от ила и глины, захваченных течением из Эфиопии. Когда же уровень воды в Ниле достигал верхнего края плотин, египтяне удаляли шлюзы - и насыщенные илом воды наполняли оросительные каналы.

Как праздник отмечали египтяне широкий разлив Нила.

Парки и сады древних цивилизаций

Развитие садово-паркового ландшафтного дизайна и ландшафтного искусства тесно связано с развитием цивилизаций. С древних времен люди не только селились в благоприятных природно-ландшафтных условиях, но и стремились создать уголки облагороженной природы - сады и парки.

Сады в древнем Египте . В III и II тысячелетиях до нашей эры древнеегипетская цивилизация была ведущей цивилизацией мира. Здесь начали осушать болота, были возведены грандиозные некрополи с пирамидами и гробницами в Саккаре и Гизе; грандиозные храмовые ансамбли в Карнаке и Луксоре; заупокойные храмы и некрополи фараонов в Долине Царей близ Фив и др. При храмах создавались террасные сады, центрами композиций ландшафтного дизайна которых были пруды. К храмам вели пальмовые аллеи. Бассейны прямоугольной формы были композиционными центрами и в садах ландшафтного дизайна при богатых жилых домах. В садах высаживались разнообразные растения и цветы, в том числе привозимые из других стран.

Парки и сады в Двуречье Тигра и Евфрата . На плодородных землях долин рек Тигра и Евфрата (территория современного Ирака) сформировалась одна из древнейших цивилизаций, которая дала миру ряд важных открытий: колесо, повозку, запряженную волами, вьючных ослов, парусное судно, систему орошения. Жрецы изучали звезды, созерцали красоту природы, задумывались над причинами явлений, занимались садоводством.

В развитии цивилизации Двуречья выделяют три периода: шумеро-аккадский (IV - II тысячелетиях до н. э.), ассирийский (I тысячелетия до н.э.), и нововавилонский (VII-VI вв. до н.э.). О шумеро-аккадском периоде сохранилось мало свидетельств. Ассирийский и нововавилонский периоды изучены лучше.

Сады и парки Ассирии и Вавилона отличались большими размерами и роскошью, которую могли себе позволить богатые владыки стран Двуречья. Естественные зеленые насаждения превращали в охотничьи и увеселительные парки. При общей регулярности планировки ландшафтного дизайна парков, которая была обусловлена оросительной системой, посадки располагались свободно. В парках использовался богатый ассортимент редкостных деревьев, кустарников, цветов. Сохранились свидетельства о больших парках с разнообразной растительностью в Дур-Шарукине в период правления Саргона II (711-707 гг. до н.э.), в Ниневии в период правления Синахериба, сына Саргона II. В парках создавались искусственные холмы и озера, строились беседки и павильоны.

Широкую известность получили Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (IX-VII вв. до н.э.) - одно из 7 чудес Древнего мира. Это было грандиозное четырехъярусное сооружение, расположенное на берегу Евфрата, имевшее террасы, уступами поднимавшиеся на высоту около 25 м. Мощные столбы поддерживали своды и образовывали сквозные проходы. Террасы соединялись лестницами из мрамора. Декоративные деревья, кустарники, цветы высаживались на террасах так, как они росли в естественных условиях: растения низменностей - на нижних террасах, высокогорные - на верхних. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса системой фонтанов, каскадов и ручьев. С террас открывался вид на город и реку Евфрат.

Парки и сады в Персии . Древнеперсидская цивилизация возникла в конце II тысячелетия до нашей эры. Она являлась как бы мостом между Азией и Европой. Территория Персии (современного Ирана) был родиной земледелия. Из Персии в Индию пришло искусство скульптуры. Мечети и мавзолеи, сооруженные исламскими правителями Индии, также создавались под влиянием культовой архитектуры Ирана. Становление могольской школы живописи в Индии стало возможным благодаря персидским художникам, которые привнесли свое представление о прекрасном, чистые минеральные краски, тонкие кисти, изготовленную ручным способом бумагу, которыми пользовались персы.

Персидский язык на протяжении веков был придворным языком в Индии и Афганистане. Из Персии в Древнюю Грецию и Рим было привезено множество новых растений, которые изменили экономику этих стран. Да и сама идея ландшафтного дизайна садов и парков пришла в Европу из Персии.

Арийские племена перекочевали из восточных и северных районов Прикаспия на Иранское нагорье около 1700 г. до н.э. В период бронзового века они занимались скотоводством, разводили лошадей. Само слово «Иран» означает «страна ариев». Население современного Ирана происходит от тех же кочевых племен, от которых произошли греки, римляне, тевтоны, славяне, народности Северной Индии и Восточного Пакистана.

Правители Персии строили огромные парки с редкостными декоративными и фруктовыми деревьями, цветами, которые назывались - парадиз (рай). Парки разбивались на несколько участков и предназначались для охоты на диких животных и включали богато отделанные павильоны и гроты.

На рубеже XVI-XVII вв. шах Аббас I Великий перестроил Исфахан, придав ему характер величественной резиденции. Центром города стала большая (510 × 165 м) прямоугольная площадь Мейдане-Шах с богато украшенными поливным декором зданиями. С западной стороны площади находится обширный дворцовый комплекс Али-Капу («Высокие ворота», XV в., расширен в XVII в.), за которым простирались сады (частично сохранились), которые окружала стена длиной около 6 км. Сады с тенистыми аллеями, фруктовыми деревьями и цветами, прудами, мраморными бассейнами, фонтанами и текущей водой, декоративными животными и птицами символизировали рай на земле.

Самый знаменитый сад Ирана - Чор-Багх в Исфахане (улица четырех садов). Его длина более 3 км, ширина - 32 м. Сад спускался невысокими террасами по склону. По оси находился канал с бассейнами и фонтанами на террасах. Вода с террасы на террасу ниспадала небольшими каскадами. В последствии «чор-багх» стали называть тип сада, отличительными признаками которого является разделение его территории каналами на четыре части.

Парки и сады в Индии . Древнеиндийская цивилизация - одна из древнейших. В Индии найдены печати, относящиеся к III тысячелетию до нашей эры. В Индии родились математика, астрономия, литература, живопись, роль которых в развитии мировой науки и искусства трудно переоценить.

Города древних индусов были хорошо спланированы. До прихода арийцев в Пенджабе, Синде, Раджастане города развивались на основе процветающего сельского хозяйства. Приблизительно в 1600 г. до н.э. в Индии появились арийцы - кочевые племена, пришедшие из низовьев Каспийского моря. Пришельцы представляли культуру бронзового века. Они содержали большие стада домашнего скота. Арийцы уже знали медь и золото, но не знали железа. Вторая волна арийцев пришла в Индию приблизительно в 1000 г. до н.э. К этому времени относится открытие железа.

IX-VII вв. до н.э. были эпохой яркого духовного расцвета индийского народа, его литературы и искусства. Священные книги «Веды» и «Упанишады» отражают религиозные взгляды, этические и духовные ценности народа. Первым образцом классической литературы этого периода считаются «Брахманы» - книги, которые разъясняли и толковали учение Веды.

Древнеиндийская цивилизация породила буддизм, религию, возникшую в VI в. до н.э. и распространившуюся в Индии, Китае, Японии, Корее, Монголии и других странах Востока. Названа по имени основателя - Будды. Конечной целью жизни человека в буддизме считается нирвана - состояние высшего блаженства, отрешение от всех житейских забот и стремлений, отрешение от всего личного и слияние с «божественной первоосновой» и вселенной.

С начала XVI в. в Индии правила династия Великих Моголов, пришедших из Центральной Азии. В различных районах Индии сохранилось множество великолепных историко-культурных ценностей, архитектурных ансамблей этого периода. С династией Великих Моголов связан и расцвет садово-паркового ландшафтного дизайна и ландшафтного искусства в Индии. Различаются два основных вида садов. Для этого периода были характерны сады двух основных видов: сады для развлечений и сады-усыпальницы.

Сады для развлечений имели квадратную или прямоугольную в плане форму и были окружены высокой стеной. Сад разделялся на две (иногда больше) террасы, по которым проходил выложенный камнем оросительный канал с водоемами и фонтанами. С террасы на террасу вода стекала по высеченным из камня уступам, называемым чадары (белый шлейф воды). Чадары чаще всего имели волнообразную форму или форму раковин. Как и в Персии, в Индии русла мелких каналов выкладывали плиткой голубого цвета, что создавало иллюзию глубины. В жарком климате вода - это жизнь и душа сада, поэтому для садов выбирались земли с горными источниками. В садах было много цветущих деревьев, цветов, поющих птиц. Цветущие растения символизировали жизнь, молодость, надежду.

Сады-усыпальницы создавались, чтобы души умерших покоились в мире и благоухании. Самый известный сад-усыпальница находится в двух километрах от города Агра, у мавзолея Тадж-Махал. Мавзолей был сооружен в середине XVII в. по указанию Шах-Джахана в память любимой жены Мумтаз-Махал. В нем же много лет спустя был похоронен и сам султан. Мавзолей, стоящий на платформе высотой 7 м на берегу реки Джамны, отличается совершенством пропорций архитектурных объемов. В плане это квадрат размером 104 × 104 м со срезанными углами. Сооружение общей высотой 81 м облицовано белоснежным полированным мрамором и перекрыто пятью куполами, из которых центральный луковицеобразный значительно возвышается над остальными.

К мавзолею примыкает регулярный сад размером 300 × 300 м с водоемами, каналами и фонтанами. Каналы разделяют сад на четыре квадрата (как в иранских садах чор-багх), каждый из которых делится дорожками на квадраты со сторонами около 35 м. Мавзолей и сад вместе создают великолепный ансамбль.

Парки и сады античного мира . Древнегреческая и древнеримская цивилизация заложили основы современной западной цивилизации. Греки создали полисы - города-государства, из которых самым крупным были Афины. Девизом древнегреческой культуры были поиски правды, красоты, гармонии человека с природой. Древнеримская цивилизация оставила после себя не только памятники архитектуры, произведения искусства, которые демонстрируются в многочисленных музеях, но и строительные технологии, законодательство, основы управления государством.

Садово-парковое ландшафтное искусство в античной Греции . Одним из первых типов общественных садов в античной (Древней) Греции были священные рощи, примыкавшие к храмам богов или посаженные в честь выдающихся людей, почитаемых как боги.

Самые известные сады Древней Греции - Академия - парк с тенистыми аллеями, где под сенью деревьев проводил беседы с учениками Платон (427-347 гг. до н.э.) и Ликейская роща (Ликей, Лицей), в которой преподавал и писал философские труды Аристотель (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона.

Садово-парковое ландшафтное искусство в Древнем Риме . В Древнем Риме получили развитие сады в атриумно-перистильных жилых домах, в загородных виллах, а также городские общественные сады. При разбивке садов и размещении зданий использовалось террасирование склонов. Термы, купальни, рыбные садки, устраиваемые в загородных виллах, нуждались в большом количестве воды. Для обеспечения водой в самой высокой точке территории виллы создавался подземный резервуар, окруженный деревьями, чтобы вода не нагревалась в зной. Трубы обеспечивали подачу воды по всей территории сада.

В садах устраивались цветочные партеры - ксистосы, размещалась скульптура. Террасы окружались балюстрадами. Получило распространение топиарное искусство - фигурной стрижки деревьев и кустарников.

В композиции ландшафтного дизайна садов подчеркивалась основная ось главного здания с учетом открывающихся видов. Красивый пейзаж имел решающее значение при выборе места для строительства виллы.


О. Б. Сокольская История садово-паркового искусства, 2004 г, стр. 14-29, 40-43

Тема 2.1. Сады древности, античности и раннего средневековья

Раздел 2. Стили садово-паркового искусства

Окно шины.

Петля с переключателем.

Разделенная память

Взаимодействие между ЭВМ определяется путем размещения сообщения в памяти, которое доступно для всех ЭВМ. Ключевой характеристикой является то, что память используется в качестве канала передачи данных, а также в качестве запоминающего устройства.

Характеристика:

1) надежность низкая. Если память выходит из строя, то есть полностью не функциональна.

2) Стоимость не высокая, дорогой является память

3) Территориальная распределенность до 1000 м.

4) Модульность плохая (ограничение накладываются числом портов, посредством которых осуществляется подключение станции к памяти).

5) Производит до 5 Мбит/сек.

Переключатель используется для перераспределения информации между различными станциями. Станции соединяются друг с другом последовательно.

Характеристика:

1) надежность не высокая, так как при отказе переключателя или канала связи сеть выходит из строя

2) стоимость не высокая, дорогим является переключатель

3) производительность до 3 Мбит/сек

Окна (переключатели) – это компьютеры или специальные устройства, соединяющие различные подсети между собой. Они выступают в качестве контролирующих потоки информации. На нашей схеме переключателями являются узлы А0 и С0. в архитектуре предусматриваются более одного переключателя. Сообщения могут передаваться в любом направлении. Переключатели обеспечивают передачу и взаимодействие отдельных ветвей сети.

Характеристика:

1) надежность высокая, выход из строя переключателя приводит к частичному отказу сети. Отказ компьютера ЭВМ не влияет на работу сети.

2) Стоимость невысокая, дорогим является переключатель

3) Территориальная распределенность до 1000м

В чистом виде архитектуры редко реализуются. Широко используются комбинации этих архитектур; все рассмотренные виды архитектуры могут использоваться совместно в различных сетях.

1. Садово-парковое искусство Египта: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

2. Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

3. Садово-парковое искусство Греции: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

4. Садово-парковое искусство античности - Сады Рима.

5. Садово-парковое искусство раннего средневековья - сады Мавританской Испании.

Египет является одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков. Как самостоятельное государство было основано в конце 4 тысячелетия до н.э.

Природные условия . Очень засушливый климат, почти полное отсутствие осадков и горячими знойными ветрами. Необходим был искусственный полив. Природный ландшафт своеобразен: это и ровный рельеф со слегка волнистой поверхностью песков, и широкие перспективы с мелькающими на горизонте силуэтом нагорья, и спокойное, медленное течение Нила. Такая мрачная картина оживляется небольшими оазисами.

Растительность . На берегах рек это гигантские папирусы и тростники, образующие целые заросли, а также «водные поля» многочисленных лотосов. Из древесных пород значительное место имела пальма, дающая плоды и тень, инжирное и гранатовое деревья, акация. На полях египтяне разводили ячмень, пшеницу, просо, лен. Священным в древнем Египте считался кустарник тамарикс, также использовался тростник. Предпочтение отдавалось деревьям с густой кроной, обеспечивающим защиту от знойных ветров, тень, прохладу; затем плодоносящим породам и видам, дающим благовонные масла для священных ритуалов. Египтяне любили цветы – излюбленными считались гвоздики, маки, васильки, розы, жасмин. Бесспорную роль в оформлении сада играли виноградники. Это яркий пример сочетания утилитарных целей с декоративными. Для винограда создавались перголы, из них создавались целые крытые тенистые аллеи с лозами и необычными декоративными эффектами.

Строительный материал . Египет был богат известняком, розовым гранитом, диоритом, алебастром, песчаником. Из них возводились долговечные и великолепные дворцы, храмовые комплексы, некоторые сохранились до наших дней. Архитектура отличалась грандиозностью, статичностью, колоссальностью, контрастом с пейзажем пустынь. Например: пирамида Хеопса (высота 147 м), Хефрена (143 м), скульптура Сфинкса (высота 20 м, ширина 60 м).

Приемы композиции. Характерной чертой Египта, повлиявшей на садово-парковое искусство, является развитие архитектурных ансамблей, которые состояли из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси. Используются светотени, эффект перспективы, контраста при чередовании открытых и закрытых пространств. Пальмы, папирус, лотос – главные элементы отделки зданий. Водоемы – неотъемлемая часть египетского сада, их размеры зависели от размеров территории сада и служили как для полива растений, так и для декоративного оформления.

Садово-парковое искусство Древнего Египта было сформировано с четкими планировочно–композиционными канонами:

  • Регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции;
  • Наличие водоема как неотъемлемой части сада;
  • Использование ритма как композиционного приема;
  • Применение рядовых посадок;
  • Использование интродуцентов в ассортименте древесных насаждений;
  • Сочетание разных видов искусств, включая и ландшафтное в оформлении ансамблей;

Формирование замкнутых композиций в связи с климатическими условиями.

Сады древнего Египта подразделялись на следующие типы:

Священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов;

Озеленение улиц;

Сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков);

Сады при жилых домах знати.

План египетского сада

Рис. 1. Схема планировки египетского сада: 1 – вход; 2 – пергола, увитая виноградом; 3 – жилое здание; 4 - бассейны Территория небольшая, общей площадью 1 га. Вход в сад подчеркнут пилонами, обелисками или фигурами (чаще сфинксами). Участок окружен типичной для Египта высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные части его также отделены друг от друга аналогичными ограждениями. Все эти загородки служат защитой от сухих знойных ветров. Композиционным центром является дом, находящийся в глубине сада, а композиционной осью – крытая аллея (пергола), увитая виноградом. По периметру сада были предусмотрены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников. В саду располагалось 4 водоема и 2 беседки симметрично по сторонам входной аллеи. Этот сад образец регулярного стилевого направления. Древний египетский сад сочетал в себе религиозные, утилитарные, эстетические функции.
Рассказать друзьям