Становление европейской цивилизации ренессанс и реформация кратко. Ренессанс и реформация и их роль в становлении западноевропейской цивилизации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анализ признаков и форм понятия "Культура". Основной аспект противоречия между массовой и элитарной культурой. Влияние Реформации и Контрреформации на особенности Северного Возрождения. Перестройка научного мышления и великие географические открытия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Построение идеологии классического средневековья на идее универсальной монархии. Реформация и раскол Европы на две части как политически, так и психологически. Рождение Ренессанса на севере Европы из готики и влияние этого стиля. Искусство Маньеризма.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Культурно-историческая эпоха Возрождения (Ренессанс). Ренессанс как "итальянское явление" на первом этапе развития. Источники культуры Возрождения: античное классическое наследие и средневековая культура. Достижения культуры Ренессанса в разных областях.

    реферат , добавлен 12.06.2010

    Примерные хронологические рамки Северного Возрождения - XV-XV вв. Трагедия гуманизма эпохи Возрождения в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса. Движение Реформации и его влияние на развитие культуры. Особенности этики протестантизма.

    реферат , добавлен 16.04.2015

    Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Специфика состава швейцарской конфедерации. Принципы и особенности распространения гуманистических идей в Европе в ХVI в. Реформация и культура Швейцарии. Драматургия и историография в условиях Реформации. Анализ эпохи Возрождения в искусстве Швейцарии.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2011

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат , добавлен 12.02.2004

    Изучение основных исследователей эпохи Возрождения. Сравнение их методов. Ренессанс - революционный переворот в истории, его влияние на все сферы культуры. Возникновение гуманизма, новой концепции личности, изменение статуса художника. Ренессанс в России.

    Ренессанс (Возрождение) - эпоха расцвета искусства и науки, начавшаяся в Италии в XIV в., достигнувшая пика в XVI в. и оказавшая значительное влияние на европейскую культуру.

    Возрождение характеризуется освобождением от пут схоластики, от слепого следовании по пути "отцов церкви" (Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного, Фомы Аквинского) и комментирования их трудов, появлением мыслителей, писателей, ученых и художников с новым взглядом па мир, подобным мировоззрению древних греков, не отрешенным, как было до сих пор, в Средневековье, а удивленным и восхищенным - Боккаччо, Сервантеса, Лопе-де-Вега, Рабле, Шекспира, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Пикоделла Мирандола, Помпинацци, Валла, Телезио и др.

    В эпоху Возрождения философы переключили свое внимание со схоластических проблем и споров на науку, наблюдение, опыт, искусство, изобретение, политику. Они постепенно освобождались от влияния религиозной идеологии, провозгласив свободомыслие одной из величайших ценностей. На смену теоцентризму (пониманию мира, источником и причиной, основой которого является Бог) Средневековья пришел антропоцентризм, согласно которому центром всего является человек. Основной идеей, вдохновлявшей деятелей Возрождения, была идея подобия человека Богу.

    Человеку и его проблемам было уделено основное внимание. Весь окружающий мир представлялся созданным Богом для человека: солнце - светит и греет, ветер приносит свежесть и влагу, животные помогают в работе и служат пищей, растения приносят пользу и создают красоту, камень служит строительным материалом и т.д. Природа в целом рассматривалась как источник богатств, созданных для человека. Раскрытие этих богатств, их возможностей считалось раскрытием замысла Божьего. Именно эта почва и послужила возрождению античной традиции гуманизма.

    Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира, появился в XV в. (хотя интерес к римской классике возник еще в XII в.). В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце ее творения.

    Ярким выразителем этого мировоззрения стал Джованни Пико делла Мирандола (1463- 1494).

    Итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма, Пико делла Мирандола стремился к всеобщему примирению философов,

    считая, что все религиозные и философские школы проповедуют частные проявления единой истины.

    Философ происходил из семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордин и был связан родственными узами со многими владетельными домами Италии. В возрасте 14 лет он поступил в Болонский университет, затем учился в других европейских городах, осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. Он изучал языки (помимо латинского и греческого, еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что было накоплено культурами разных времен и народов.

    Современники называли Пико делла Мирандола "божественным", видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры.

    В своем видении человека мыслитель опирался на собственные способности и возможности, проецировал особенности своей собственной природы на все человечество, хотя и писал не без лукавства: "Скажу искрение, что во мне нет ничего ни великого, ни особенного. Не отрицая того, что я образован и питаю страсть к литературе, я все же не присваиваю и не принимаю имени ученого" ("Речь о достоинстве человека").

    Философ сблизился с участниками флорентийской Платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и устремлений. В 1486 г. он составил "900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения" с целью защитить их на диспуте в Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487 г., должен был открыться "Речью", посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений, но и юным возрастом философа (23 года), назначил для проверки "Тезисов" специальную комиссию, которая в итоге осудила их. Перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 г. Пико бежал во Францию, где был схвачен и заточен в тюрьму. Спасся молодой мыслитель только благодаря заступничеству высоких покровителей.

    Философская антропология Пико делла Мирандола обосновывает достоинства и свободу человека как полновластного творца собственного "я". Философ полагал, что вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. В течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние.

    Мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, по мнению Пико, являлись взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживали глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строился на соответствиях, явных или скрытых, т.е. исполненных сокровенного смысла.

    Приведем выдержку из "Речи о достоинстве человека" Пико делла Мирандола:

    "Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя пи небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные". О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет! Звери, как только рождаются, от материнской утробы получают все то, чем будут владеть потом, как говорит Луцилий. Высшие духи либо сначала, либо немного спустя становятся тем, чем будут в вечном бессмертии. Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды. И если зародыши растительные, то человек будет растением, если чувственные, то станет животным, если рациональные, то сделается небесным существом, а если интеллектуальные, то станет ангелом и сыном Бога.

    А если его не удовлетворит судьба ни одного из творений, то пусть возвратится к центру своего единообразия и, став единым с Богом-духом, пусть превосходит всех в уединенной мгле Отца, который стоит над всем. И как не удивляться нашему хамелеонству! Или вернее - чему удивляться более? И справедливо говорил афинянин Асклепий, что за изменчивость облика и непостоянство характера он сам был символически изображен в мистериях как Протей. Отсюда и известные метаморфозы евреев и пифагорейцев. Ведь в еврейской теологии то святого Эпоха тайно превращают в божественного ангела, то других превращают в иные божества. Пифагорейцы нечестивых людей превращают в животных, а если верить Эмпедоклу, то и в растения. Выражая эту мысль, Магомет часто повторял: "Тот, кто отступит от божественного закона, станет животным и вполне заслуженно".

    И действительно, не кора составляет существо растения, но неразумная и ничего не чувствующая природа, не кожа есть сущность упряжной лошади, но тупая и чувственная душа, не кругообразное существо составляет суть неба, а правильный разум.

    Природа, согласно Гераклиту, рождена войной и поэтому названа Гомером борьбой. Поэтому невозможно найти в природе настоящего покоя и прочного мира, который является привилегией и милостью ее госпожи - святейшей теологии.

    Знаменитое "ничего слишком" справедливо предписывает норму и правило всякой добродетели, согласно критерию меры, о чем говорит этика. Знаменитое "познай самого себя" побуждает и вдохновляет нас на познание всей природы, с которой человек связан почти брачными узами. Тот же, кто познает самого себя, все познает в себе, как писали сначала Зороастр, а затем Платон в "Алкивиаде"...

    Губительное и чудовищное убеждение, что заниматься философией надлежит немногим, либо вообще не следует заниматься ею, поразило все умы. Никто не исследует причины вещей, движение природы, устройство вселенной, замыслы Бога, небесные и земные мистерии, если не может добиться какой-либо благодарности или получить какую-либо выгоду для себя. К сожалению, стало даже так, что учеными оттают только тех, кто изучает науку за вознаграждение.

    Если не познаешь все школы весьма близко, не сумеешь выделить из них свою собственную. Добавлю, что каждая школа имеет свою особенность. В самом деле, если начать с наших школ, к которым подошла в итоге философия, то у Иоанна Скота есть что-то свежее и спорное, у Фомы - прочное и однородное, у Эгидия - чистое и точное, у Франциска - резкое и остроумное, у Альберта - старинное, всеобъемлющее и величественное, у Генриха, как мне кажется, - всегда возвышенное и достойное уважения. У арабов: Аверроэса - твердое и непоколебимое, Авемпаса и Аль-Фараби - основательное и обдуманное, Авиценны - божественное и платоновское. У греков в целом философия чистая и ясная; у Симпликия - пространная и достоверная, у Темистия -самая краткая и изящная, у Александра - последовательная и искусная, у Теофраста - основательно разработанная, у Аммония - гладкая и приятная. А если обратиться к платоникам, то - не говоря о многих, - у Порфирия радует изобилие доказательств и многообразная религия, у Ямвлиха - восхищает скрытая философия и мистерии варваров, у Плотина нет ничего особенно предпочтительного, так как он всюду показывает себя достойным восхищения, о вещах божественных говорит божественно, а когда ведет речь о вещах человеческих, покоряет людей такой мудростью и тонкостью мысли, что его с трудом понимают даже сами платоники. И главное, всякая школа, выступающая с более правильным учением и мешающая нападкам на благодеяния разума, только укрепляет истину, а не подрывает, как разгорается, а не гаснет раздуваемое ветром пламя" .

    Эпоху Возрождения часто называют периодом гуманизма, поскольку она связана с пробуждением всестороннего интереса к человеку. Существенными сторонами психологических знаний в этот период являются отказ от религиозных схоластических представлений о душе, призыв к правдивому и опытному описанию душевного мира людей. Основу размышлений о человеке и его психике, а также критику богословия и схоластики составляли учения античных философов. Новые философы обратили свое внимание на труды Аристотеля. Однако теперь он из идола скованной церковными догматами схоластики превратился в символ свободомыслиям.

    В главном очаге Возрождения - Италии - разгорелись споры между спасшимися там от инквизиции сторонниками Аверроэса (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами (последователями течения, получившего свое название от имени древнегреческого философа Александра Афродисийского, жившего в Афинах в конце 11 в. н.э. и прокомментировавшего трактат Аристотеля "О душе" иначе, чем Аверроэс. Коренное различие во взглядах представителей обоих течений касалось вопроса о бессмертии души (на котором покоилось церковное вероучение).

    Аверроэс, разделив разум (ум) и душу, считал первый высшей частью души, бессмертным. Александр же настаивал на том, что все способности души полностью исчезают вместе с телом. У александристов антиклерикальные мотивы звучали резче и последовательнее, чем у аверроистов. Оба направления сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма человека и его психических функций. По этому пути пошли многие философы, натуралисты, врачи, которых отличал интерес к изучению природы, подавляемый теологией. Их творчество пронизывала вера во всемогущество опыта, в преимущество наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания от схоластической мудрости.

    Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся выступить против традиций средневековой схоластики, видное место занимает Лоренцо Валла (1407-1457), основные свои взгляды изложивший в трактате "О наслаждении как истинном благе". Л. Валла утверждал, что в основе всего лежит природа и человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его есть не потусторонняя, надприродная сущность, а лишь проявление природы. Ведущими признаками, отличающими всю живую природу, Л. Валла считал потребности и стремления, свойственные и человеку в виде тенденции к самосохранению, и связанными с этим стремлением чувствами удовольствия и физического наслаждения. По мнению философа, стремления и удовольствия - это голос и требования природы, и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять.

    С утверждением природной детерминации души человека выступал и другой крупный представитель итальянской мысли XV столетия - Пьетро Помпонацци (1462- 1525).

    В книге "О бессмертии души" Помпонацци, критикуя схоластику, указывал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа - это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма. Психические явления Помпонацци рассматривал как продукт работы нервной системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души. В равной мере это касается и мышления. Оно, подобно другим силам и свойствам души, является функцией мозга, возникает и умирает вместе с гибелью человеческого организма. Психическое развивается от ощущений через память и представления к мышлению. Мышление предназначено для познания общих истин, устанавливаемых на основе частных, которые, в свою очередь, даны в чувственных формах познания - ощущениях, восприятиях и представлениях.

    Выступления против церкви и богословия проявлялись не только в критических трактатах, но и в учреждении научно-учебных центров или академий, которые были призваны кардинально изменить подход к изучению человека. Первый такой центр был создан в Неаполе известным итальянским мыслителем Бернардино Телезио (1508- 1588). Собственную систему взглядов Б. Телезио развивал, ориентируясь на учение стоиков. По его мнению, в основании мира лежала материя. Сама по себе материя пассивна. Для того чтобы она могла проявиться в многообразии своих качеств, необходимо взаимодействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития природы, причем у него, как и у всего живого, появляется психическое, душевное, названное термином "дух". Дух - это захваченное из окружающей среды наиболее совершенное, разряженное, невидимое па глаз материальное вещество, которое находится в мозгу, пульсируя и двигаясь от мозга к периферии и обратно. Пульсация (расширение и сжатие) эфироподобного вещества или духа составляет материальную основу психических процессов и состояний. Эта пульсация, вызываемая воздействием внешних предметов, определяется как течение познавательных, так и побудительных процессов. Если под влиянием внешних объектов пульсирующее вещество расширяется, человек испытывает удовольствие , т.е. положительное психическое состояние, сохраняющее и удлиняющее жизнь человека. Если же эфироподобное вещество сжимается, то в этом случае человек испытывает чувства неудовольствия и страдания, ведущие к сокращению жизни (перепады настроения). Сходные пульсации происходят и при развертке познавательных процессов от ощущений до мышления включительно. При переходе от ощущений к мысли большое значение, по мнению Телезио, принадлежало памяти и ассоциациям по сходству, т.е. механизму, которому стоики также отводили большую роль в усложнении психических процессов.

    Проводя в целом передовые для того времени взгляды и утверждая естественнонаучный и опытный подход к изучению человека и его психики, Телезио, тем не менее, допускал некоторые уступки идеализму и теологии. Им формально признавалось существование Бога и высшей бессмертной души.

    Выдающимся деятелем эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи (М52-1519), итальянский живописец, скульптор, ученый, инженер и архитектор.

    Леонардо да Винчи оставил огромное количество рисунков, а важнейшим источником для изучения его воззрений являются записные книжки и рукописи. Разрозненные заметки Леонардо после его смерти были не очень умело обобщены, а впоследствии распроданы случайным людям. Сохранился "Трактат о живописи", "Атлантический кодекс" и отдельные манускрипты.

    Леонардо известен в том числе как блестящий анатом. В анатомических исследованиях он видел путь проникновения в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, т.е. строения и работы двигательных систем организма. Движения всех тел, в том числе и живых, считал он, осуществляются но законам механики, а следовательно, не должно быть принципиальных препятствий для воспроизведения работы живого тела в механической конструкции.

    Вместе с тем он выступал провозвестником современной бионики - науки, использующей в технике принципы биологических систем.

    Сосредоточив внимание па работе различных мышечных систем, Леонардо смог установить не только их подчиненность законам механики, но также зависимость двигательных систем от деятельности нервов, спинного и головного мозга. Его опыты на лягушках показали, что в случае удаления головного мозга у лягушки сохраняется часть мышечных движений, тогда как при разрушении спинного мозга эти движения исчезают.

    Большой интерес вызывают исследования Леонардо, касающиеся работы глаза. Леонардо показал, что работа глаза управляется не особой способностью души, а является ответной реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения по существу давалась схема зрачкового рефлекса, и, таким образом, Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.

    Известен аскетизм Леонардо. В его тетрадях немало глубокомысленных замечаний наподобие следующих: "Страсть ума прогоняет чувственную страсть... Вино хорошо за столом, но вода предпочтительнее... Маленькие комнаты или дома направляют ум на правильный путь, большие заставляют его блуждать... Кто не может обуздать свои похотливые желания, ставит себя на один уровень с животными..."

    Картина Ренессанса будет неполной, если не учитывать критику церковной практики и ответные действия церкви. Это воздействие было негативным с точки зрения идеалов Возрождения. Как писал Б. Рассел: "Достижения Возрождения были во многом погублены Реформацией и Контрреформацией" . Хотя нельзя не признать, что Реформация явилась выражением идей Возрождения в области религии: религиозные представления в протестантизме были столь же радикальными и разрушительными для католической церкви, как и идеи Возрождения для культуры в целом. Неудивительно в связи с этим появление Контрреформации, с ее главным орудием - иезуитским орденом Игнатия Лайолы.

    Выразителем первой реакции церкви на идеи Возрождения стал Джироламо Савонарола (1452-1498).

    Савонарола происходил из старинного падуанского рода и по семейной традиции должен был стать медиком, однако естественным дисциплинам предпочитал богословие, увлекался трудами Фомы Аквинского и средневековых комментаторов Аристотеля. В 1475 г. он поступил в доминиканский монастырь.

    С молодых лет Савонарола негодовал по поводу упадка нравов римского двора и того плачевного положения, в котором находилась церковь, что нашло отражение в его стихотворных произведениях и первых проповедях (1481 г.), в которых он открыто говорил о предстоящем наказании погрязшей в пороке церкви и ее грядущем обновлении. В 1486-1489 гг. он проповедовал в городах Ломбардии, обличая всю Италию в грехах и грозя ей гневом Господним. Успеха проповедник добился в 1483 г., в Брешин, говоря об Апокалипсисе, угрожая слушателям приближающимся возмездием и в то же время с нежным пафосом говоря о бесконечном Божьем милосердии к раскаявшемуся грешнику.

    Со временем (1491 г.) проповеди Савонаролы становились все неистовее, он провозглашал о Божьей милости к добрым и Его гневе на виновных. Он говорил о мече, направленном на землю: "Небеса потемнели, гремел гром, молнии сверкали, голод, кровопролитие и мор опустошили мир".

    Облик флорентийских улиц, где выступал с обличениями Сованарола, полностью изменился. Духовные гимны и песнопения пришли на смену легкомысленным песенкам; мужчины и женщины начали одеваться более консервативно и отвергать мирское и суетное. Город превратился в христианскую республику, во главе которой был поставлен Христос. Савонарола, обретший невероятную популярность среди простых людей, был избран управителем города.

    Преобразования Савонаролы вызвали недовольство в определенных кругах флорентийского общества. Их союзником стал папский Рим, который Савонарола за нравственную распущенность уподоблял Вавилону и который безуспешно пытался купить расположение своего неистового обличителя предложениями высших церковных должностей. Папа Александр VI добивался от Савонаролы прекращения проповедей и в мае 1497 г. отлучил Савонаролу от церкви; в ответ тот отказался признать отлучение законным и заявил о своем праве апеллировать к Вселенскому собору. Под угрозой папского интердикта в марте 1498 г. флорентийская синьория запретила Савонароле выступать с проповедями. В посланиях к государям Европы он требовал передать свое дело на суд собора.

    Отношение народа к Саванароле изменилось после того, как он отказался пройти спровоцированное Римом испытание огнем - пройти через разложенные костры, дабы подтвердить свою правоту.

    В итоге Савонарола был отлучен от церкви, посажен в темницу, подвергнут пыткам, после чего сожжен на костре. В то утро, когда его вели на казнь, епископ огласил приговор: "Отлучаю тебя от церкви воинствующей и торжествующей". Савонарола ответил: "Только не от церкви торжествующей - это не в вашей власти". Перед смертью он пророчески сказал: "Рим не сможет погасить сей костер..."

    Савонарола пронес свое убеждение о греховности мира до конца жизни. Его фанатизм покорил почти всех участников флорентийского Возрождения. Но роль этого деятеля до сих пор остается неясной - был ли он реформатором церкви, призывавшим к ее обновлению, или ее консерватором.

    В Испании в то же время за чистоту церковной веры выступил Томас Торквемада (1420-1498) - глава испанской инквизиции , на счету которого было 10 200 сожженных.

    С конца XV в., когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силон ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII вв., т.е. хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. Но к концу XVI в. римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

    Также в компетенцию инквизиции с 1451 г. папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие. Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд (как в знакомые до боли советские времена).

    Для нашего исследования его фигура интересна как выражающая психологию жестокости.

    О личной жизни Торквемады практически ничего не известно. Вначале он был личным священником королевы Изабеллы Кастильской, которую ему удалось убедить слабохарактерную в том, что испорченность нравов и свободомыслие с каждым днем возрастают, а соседство христиан с евреями и маврами вредит благочестию народа. Королева предоставила Торквемаде все права для вершения справедливого священного суда.

    В первые полгода правления Торквемады было сожжено 298 человек, а 79 - приговорено к вечному заточению. Число жертв инквизиции увеличивалось с каждым днем. Из-за многочисленности осужденных пришлось даже придумать особый эшафот - квемадеро, позволяющий сжигать одновременно несколько осужденных. Костры полыхали по всей Испании. Современники говорили, что если их собрать все вместе, то не требовалось бы Солнце.

    Произвол был основным духом инквизиции. Приговорить к смертной казни могли кого угодно. Чаще всего людей обвиняли в колдовстве и принадлежности к другой вере. Любой донос служил поводом для заключения в тюрьму. Если же человек отказывался сознаваться в предъявленных ему обвинениях, его подвергали жесточайшим пыткам. Истязания нередко доводили несчастных до последней степени изнеможения и нередко кончались их смертью прямо в темнице. Жестокость Торквемады поразила даже римского папу Александра VI, но, боясь поссориться с испанской королевой, папа не стал принимать никаких мер.

    Инквизиция преследовала всех: простых граждан, ученых, чиновников, бедных и богатых. Даже короли боялись великого инквизитора, ведь он мог отлучить от церкви даже их, а это считалось самой страшной карой. Торквемада преследовал не только людей, но и книги. В 1490 г. он велел сжечь несколько еврейских Библий, а впоследствии еще более 6000 книг, под предлогом того, что они якобы пропитаны колдовством.

    Торквемада справедливо опасался ненависти современников. В старости у него даже развилась мания преследования. 50 конных офицеров инквизиции и 200 пеших солдат сопровождали его постоянно, а с собой Торквемада всегда носил различные противоядия.

    Главной задачей Торквемады было религиозное и политическое объединение Испании. Для достижения этой цели он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции. В 1483 г. Торквемада был назначен "великим инквизитором" Кастилии, а затем и Арагона.

    Изгнание евреев (1492 г.) и мавров (1502 г.) из Испании произошло уже после его смерти, но как следствие его деятельности, так же как конфискация имущества осужденных инквизицией и сожжение еретиков на кострах.

    Одним из орудий борьбы католической церкви с реформаторскими движениями среди верующих стал иезуитский орден, основателем которого был Игнатий Лойола (1491-1556).

    Члены "общества Иисуса" - католического ордена, основанного в 1539 г. с благословения папы римского как орудие Контрреформации назывались иезуитами.

    "Общество" было построено на основе строгой иерархии. Все члены делились на послушников (до 15-18 лет), учеников (схоластиков), кандидатов (прошедших 10-летнее испытание), исповедников трех обетов (с 33 лет), исповедников четырех обетов (число их не превышало 60 чел.), верховный совет, тайный совет (из провинциалов), а во главе стоял генерал - сам Игнатий.

    К особенностям ордена относились: регулярные покаяния, обязательный пост, униформа, жесткая централизация власти, длительный испытательный срок, иерархия членов, взаимный шпионаж, отсутствие женщин. От его членов требовались бедность, послушание и целомудрие. Иезуиты придерживались принципа благочестивого обмана - доктрины о допустимости обмана ради вящей славы Божьей и спасения души. Характерна психология, установившаяся в учебных учреждениях иезуитов. Особенно ярко она проявлялась в учении иезуитов, провозглашавшем: "цель оправдывает средства". Этим принципом оправдывались, в частности, фабрикация чудес и реликвий, подделки исторических документов, нарушение тайны исповеди.

    Основными видами деятельности иезуитов были миссионерство, несение света христианской истины (Китай, Индия, Япония, Филиппины, Южная Америка - Парагвай), образование, наука. Особенно известна их работа в области образования: всюду, куда проникали иезуиты, они открывали образовательные учреждения (Франция, Германия, Россия), миссией которых была пропаганда и утверждение католической веры и подготовка новых кадров для ордена (из наиболее успешных учащихся). Они сопровождали экспедиции, направленные на освоение европейским миром отдаленных территорий (Индии, Китая, Африки, Южной Америки). Но мораль, лежавшая в основе ордена, вызывала отторжение его учения.

    Деятельность органа была запрещена XIV в. в Европе эдиктом римского папы Климента (1773 г.) вследствие протестов ряда стран. Общество было воссоздано в 1814 г. и продолжает существовать и в наши дни.

    Новая психология религии зародилась благодаря деятельности Мартина Лютера (1483-1546).

    Родившись в семье бывшего крестьянина, Лютер тем не менее смог поступить в университет и, получив степень магистра свободных искусств, приступить к изучению юриспруденции. В 1505 г. против воли отца он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте, в 1506 г. принял монашеский сан и в 1507 г. был посвящен в священники. Лютер преподавал в университете в Виттенберге и одновременно учился, чтобы получить степень доктора теологии.

    В 1511 г. Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно тогда он впервые столкнулся с развращенностью римско-католического клира.

    В 1512 г. Лютер получил степень доктора богословия, после чего он занял должность профессора теологии.

    Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенность и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. Лютер кропотливо изучат Библию и помимо своих обязанностей преподавателя являлся смотрителем 11 монастырей, проповедовал в церкви.

    Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. После сильного кризиса Лютер открыл для себя иную интерпретацию посланий св. Павла. "Я понял, - писал он, - что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры". При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал позднее.

    18 октября 1517 г. папа Лев X выпустил буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях "Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира". Лютер не мог не ответить на это критикой роли церкви в спасении, что выразилось в создании им 95 тезисов. Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. "Человек спасает душу не через Церковь, а через веру", - писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в его дискуссии со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 г. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую (православную церковь), также считающуюся христианской и обходящейся без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

    Стоит отметить, что выступления против папства имели место и ранее (Савонарола), однако они носили несколько другой характер. Лютер же критиковал сами догмы, т.е. христианский аспект учения. В 1520 г. Лев X предал Лютера анафеме. Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении "К христианскому дворянству немецкой нации" объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

    Во время Крестьянской войны 1524-1526 гг. Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав работу "Против убийственных и грабящих орд крестьян", где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. Тем самым он отделил религиозное возрождение от крестьянского негодования, вопросы веры от повседневных забот.

    Основополагающими принципами учения Лютера, ведущими, по его мнению, к спасению, были только вера, благодать и Библия.

    Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция "призвания". В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определенному виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека - прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного. Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.

    Обратим наше внимание на естественнонаучный, медицинский аспект развития истории психологии.

    Реформатором средневековой медицины по праву считается Парацельс (Филипп Аурсол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм) (1493 -1541). Он происходил из семьи небогатого врача. Достоверно не известно, получил ли Парацельс хоть какое-то образование, но в одном из своих сочинений он обмолвился о том, что отец учил его грамоте и разбираться в алхимии. Скорее всего, считают биографы, образование он получил самостоятельно.

    О книжном образовании Парацельс не заботился, он даже хвалился, что 10 лет не раскрывал книг. Медицинские познания он собирал по крохам, не гнушаясь учиться у старух, умеющих готовить питье для лечения раненых, у цирюльников, цыган и даже палачей, приобретая рецепты снадобий, не известные университетским ученым. Эти познания позволили ему стать квалифицированным целителем. В своей книге "О женских болезнях" (первом сочинении, посвященном этому вопросу) Парацельс воспользовался знаниями ведьм, женщин, которые были известны как опытные повивальные бабки.

    Питавший большую склонность к преувеличениям самого невероятного характера, Парацельс уверял, будто он овладел всеми знаниями в области алхимии.

    Незнание латинского языка, сложный характер во многом мешали карьере ученого.

    Сблизив химию с медициной, Парацельс явился первым ятрохимиком (от греч. "ятро" - "врач"), т.е. врачом, пользующимся химией (в то время алхимией) во врачебной деятельности. Парацельс внес много нового в учение о лекарствах; изучил терапевтическое действие различных химических элементов и соединений. Помимо введения в практику новых химических медикаментов, он пересмотрел и составы растительных медикаментов, выделил и начал применять лекарства из растений в виде тинктур, экстрактов и эликсиров. Парацельс создал даже учение о знаках природы - "сигнатуре", или "сигна натурале", согласно которому природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями серцевидной формы - прекрасное средство от болезней сердца, а если лист по форме напоминает почку, его следует использовать при почечных заболеваниях.

    Учение о сигнатуре просуществовало в рамках медицины вплоть до момента, когда из растений стали выделять химические вещества, проявляющие лечебное действие, и тщательно их изучать. Первой победой науки оказалось раскрытие секрета снотворного мака.

    В лекарствоведении Парацельс развил новое для своего времени представление о дозировке лекарств: "Все есть лекарство и все есть яд, и тем и другим делает лишь доза".

    Парацельс использовал для лечебных целей и минеральные источники.

    Новаторство Парацельса проявилось в создании химической теории функций организма. Все болезни, считал он, происходят от расстройства химических процессов, поэтому наибольшую пользу при лечении могут оказать только те лекарства, которые изготовлены химическим путем. Он впервые широко использовал для лечения химические элементы: сурьму, свинец, ртуть и золото. Он утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней (например, ртуть против сифилиса). Он указывал, что иногда осложняется параличами. Эпилепсию он лечил в том числе окисью цинка, минеральными источниками - люмбаго и ишиас.

    "Теория врача - это опыт. Никто не станет врачом без знаний и опыта", - утверждал Парацельс и зло высмеивал тех, кто "всю жизнь сидит за печкой, книгами себя окружив, и плавает на одном корабле - корабле дураков".

    Парацельс отвергал учения древних о четырех соках человеческого тела и считал, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Он выговаривал врачам в присущей ему вызывающей манере: "Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи - все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами".

    В знак презрения к прошлому медицины и недоверия к господствовавшим воззрениям Парацельс прибег к символическому акту: 27 июня 1527 г. перед Базельским университетом он сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны. Вынужденный покинуть Базель, Парацельс ушел, сопровождаемый толпой учеников, считавших, что их кумир владеет "философским камнем". Этому магическому сердцу алхимии приписывали, кроме способности превращения металлов в золото, еще и целебную силу, способность излечивать все болезни. Кроме того, философский камень понимался символически, как внутреннее преображение, переход души от состояния, в котором преобладает материальное начало, к духовному просветлению, познанию Абсолюта. В 1529 г. врач явился в Нюрнберг, пытаясь найти работу. Там он прославился бесплатным лечением больных, от которых все отказались.

    Умер Парацельс, обратившись перед смертью в католическую веру. Он оставил после себя Библию, Евангелие, а также указатель Библейских цитат.

    Мнения ученых относительно теорий Парацельса были чрезвычайно различны: одни считали его реформатором всего научного знания, другие - фанатиком, демагогом, возмутителем спокойствия, кем угодно, но только не реформатором. Однако следует признать, что ни отсутствие скромности, ни эксцентричность Парацельса не затмевали его заслуг: без знаний великих систем древности он создал свою философию и медицину и не случайно причислен к когорте величайших ученых всех времен.

    Парацельс написал девять сочинений, но только три из них увидели свет при его жизни. В них он порицал объяснение естественных явлений влиянием тайных сил и высказал принцип: молчи, если не можешь найти причину. Поразительно, что, не обладая классическими знаниями, книжной эрудицией, Парацельс тем не менее оказал громадное влияние на медицину своего века, подвергнув критике старые принципы и опровергнув классические авторитеты. Имя Парацельса стало одним из символов медицины.

    Возрождение, как и Средневековье, являющееся временем доминирования религиозного воззрения на мир, стало периодом формирования диалогического мышления, молитвы как способа обращения к высшему существу и тем самым появления интроспективного сознания, позволявшего каждому верующему исследовать собственный внутренний мир, в котором обнаруживались небывалые порождения его собственного сознания, которые он принимал за признаки внешних событий. В то же время это период аналогического, символического мышления, когда всякая вещь внешнего мира толковался как знак другой вещи, например в форме листьев растения усматривалась связь с внутренними органами человека (Парацельс). В основе символического мышления лежала идея человека, для блага которого Богом был создан весь мир.

    В период Возрождения, как культурного, так и религиозного, мир распался, возникло новое понимание человека, его места в мире, его отношений с Богом. Культурное Возрождение дало понятие свободы человека, религиозное Возрождение отделило веру в Бога от ритуалов и обрядов, посредников и предстоятелей, образовавшихся вокруг нее.

    • История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т. 1. М.: Искусство, 1962 .
    • Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней.
    • Инквизиция - особый суд католической церкви, созданный в 1215 г. папой Иннокентием III и предназначенный для борьбы с ересью. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

    Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями: с одной стороны, через Ренессанс, а с другой - через европейскую реформацию. Оба течения отличаются друг от друга способами критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии нового времени. Течения имеют общую историческую основу - оба постепенно «вызревают» в недрах феодализма с его натуральным производством.

    Совершенствование орудий труда и специализация вели к зарождению множества поселений и городов, которые быстро росли и развивались, постепенно освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми. Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинствах.

    Универсальным выражением этих потребностей стал гуманизм Возрождения, однако культура, науки, учения были доступны узкому кругу людей и не могли способствовать победе нового строя.

    Духовную жизнь того времени определяла религия. Тогда почему же церковь не смогла дать отпор вызову времени. Почему не противостояла протестантизму? Потому, что протестанты легко и доступно дали ответ на вызов истории: католическую церковь надо отвергнуть потому, что она безнравственна, а следовательно, безбожна!

    Католическая церковь, имея власть над Западной Европой и несметные богатства, оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и милосердия-Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

    Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга.

    Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XV-XVI вв. нашли отражение в определении: эпоха Возрождения, или Ренессанса . Она выросла из феодализма. Уже в XIII в. наблюдаем отдаленные предпосылки Возрождения. В северных итальянских городах бурно развиваются ремесла, ведется активная политическая борьба между городами-республиками и монархией (монархия в тот период прогрессивна, поскольку ликвидирует раздробленность). Жизнь человека обесценивается. Это время называют “временем плаща и кинжала”. Поэтому одной из причин Ренессанса была попытка возрождения человеческого достоинства. Появлению новых взглядов на человека и окружающий мир способствовали кризис традиционного католичества, развитие торговли, естествознания, великие географические открытия и другие факторы.

    Термин “Возрождение” - означает возврат к образцам высокой классики Греции и Рима. Впервые введен в XVI в. Д. Вазари. Это - возрождение античного идеала прекрасного, гармоничного человека. Это время творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Ренессанс создал новую концепцию человека, в которой соединены идеи христианства (бессмертие души) и античности (человек - часть природы), и отсюда - тело -храм прекрасной души. Неслучайно поэты и философы-вольнодумцы той эпохи (Э. Роттердамский, Т. Мор, Бокаччо, Петрарка, Салютати и др.) стали называться гуманистами (от латинского “гуманус” - человеческий, человечный). В их трудах человек становится не просто “божьей тварью” или “рабом божьим”, как было принято в католической традиции, но творцом, самостоятельной личностью.

    Возрождение делится на периоды: 1. Проторенессанс (предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV вв. 2. Раннее Возрождение (кватроченто) - XV в. 3. Высокий Ренессанс (чинквеченто) - конец XV - первая треть XVI вв. Наиболее яркое воплощение идеи и образы той эпохи нашли в искусстве, прежде всего, итальянском.

    Итальянское Возрождение началось с флорентийского поэта А. Данте. В своей “Комедии”, названной впоследствии «Божественной», он обличал пороки своего времени, впервые после средневековья воспел любовь. В работах художников, скульпторов этой поры царит гармония, они эмоциональны, главное действие - на первом плане, детали четко прописываются (Джотто, Донателло, да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне - в их работах преобладают библейские сюжеты; Тициан, завершающий итальянское Возрождение, был ярчайшим портретистом).

    Северное Возрождение носило самобытный характер, проявилось прежде всего в культуре Нидерландов и Германии. Основными идеями были гармония, гуманизм, совершенство. Представители северного Возрождения оказались более философичны, считали, что Бог и природа едины. У античности заимствовали идею самопознания. Живопись северного Ренессанса представлена именами братьев ван Эйк, Г. Мемлинга, И. Босха, П. Брегеля, А. Дюрера и др. Среди представителей французского Возрождения необходимо отметить Ф. Рабле, одного из первых миротворцев. Среди постоянных войн в Европе, он говорит, что нет ничего лучше мира и спокойствия. Его гуманизм до Реформации имел колоссальное воздействие на Европу.


    Эпоха Возрождения началась с литературы, ею и закончилась. Это было время В. Шекспира (создателя всемирно известных трагедий “ Гамлет”, “Король Лир”, “Отелло”, исторических пьес “Генрих IV”, “Ричард III”, сонетов), Лопе де Вега - основателя испанской национальной драмы (“Собака на сене”, “Учитель танцев”), М. де Сервантеса (“Дон Кихот”).

    Благодаря развитию естествознания и техники, в трудах таких “титанов мысли”, как Г. Галилей, Л. да Винчи и др., в XVII вв. происходит переход от средневековой схоластики и учености к собственно науке , т. е. самостоятельной, не связанной с богословием, области духовно-практической деятельности, для которой характерны логика и доказательство - в теории и их проверка с помощью опыта и эксперимента - на практике.

    Ренессанс, несмотря на его революционность, глубину и яркость, коснулся в основном части интеллектуальной и художественной элиты, но этого было еще не достаточно для коренной модернизации западно-европейской культуры. Началом же переворота в социальной психологии и мировоззрении миллионов людей стала Реформация. Если философы и писатели -гуманисты отважились возрождать идеалы языческой Греции, то для простого народа оказалось ближе возрождение идей первых христиан, которое провозгласила религиозная реформация.

    Реформация была попыткой преодолеть влияние католической церкви и противоречий раннебуржуазной культуры. Ее идеологом выступил тогда еще неизвестный монах М. Лютер, который в 1517г. прибил к дверям церкви в Виттенберге “95 тезисов”, в которых осуждал католическую церковь и папство. Он потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущими ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Лютер отверг ложное деление общества на священничество и мирян, ибо ни о священничестве, ни о папстве в Библии нет ни слова. Он считал, что папа является предводителем ученых шарлатанов и мошенников, самозванных посредников между человеком и Богом, которые не помогают, а мешают его общению с Творцом.

    Лютер отверг большинство таинств, составляющих католический культ и обрядность, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам - разновидность церковной магии. Считал, что спасение возможно только посредством перенесения веры из сферы внешнего благочестия во внутреннее пространство сознания, в личное верование человека. Благодаря личной вере для человека открыта возможность интимного общения с Богом. Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание Писания, на свободе совести. Чтобы обеспечить это понимание, он сам перевел Библию на немецкий язык, заложив основы немецкого литературного языка. Этим он сделал Библию доступной для народа и способствовал развитию потребности в грамотности.

    Реформация заняла достаточно большое время. Продолжателем дела Лютера в Швейцарии стал Ж. Кальвин, основавший мощное течение - протестантизм. Он еще больше упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руководства церкви мирянами, отделение ее от государства);призвал предельно ограничить свои жизненные потребности, отказаться от земных удовольствий. Главными ценностями Кальвин считал бережливость и постоянный, упорный труд, совершенствование своего профессионального мастерства и изучение Библии. Праздное времяпровождение - большой грех. Эти идеи легли в основу протестантской этики - нового комплекса мировоззренческих установок и нравственных норм, более всего приемлемых городским населением. Поскольку ведущей силой в городах становилась активно формирующаяся в это время буржуазия, важным элементом протестантской этики стала идея неприкосновенности, “святости” частной собственности. Стремясь к возрождению раннехристианских идеалов, Реформация невольно способствовала развитию совершенно нехарактерного для них культа стяжательства.

    Таким образом, Ренессанс и Реформация стали началом и продолжением культурной революции , которая завершилась в эпоху Просвещения (XVII - XVIII вв.). Она означала коренную модернизацию (обновление) западной культуры, закрепление в ней меркантилизма, рационализма, гуманизма и других ценностных ориентаций, которые стали основой духовной жизни индустриально-буржуазной новоевропейской цивилизации .

    Древнерусская культура

    Историю древнерусской культуры можно разделить на следующие периоды: 1) докиевский (VI-IХ вв.), 2) киевский (IX-XII вв.), 3) удельный (ХII-ХV вв.) и 4) московский (XV-XVII вв.).

    В VI-IX вв. происходит экономическая, культурная и политическая (в т.ч. насильственная) консолидация полян, древлян и других восточнославянских союзов племен, которые вместе с рядом неславянских народов (весь, меря, мурома, чудь)в 882 г. объединились в древнерусское государство - Киевскую Русь. Ядром восточнославянской культуры было язычество, наложившее отпечаток на всю последующую историю отечественной культуры. К сожалению, русских письменных источников той поры практически не сохранилось. Поэтому реконструкция картины духовной жизни докиевской Руси (по археологическим, фольклорным, более поздним русским летописным и другим данным)представляет известные трудности.

    С 1950-х гг. ученые спорят о подлинности “Велесовой книги” - священных текстов новгородских волхвов IX в., которые дают достаточно широкое представление о верованиях и истории древних славян, их предков и других народов Европы и Азии со II тысячелетия до н.э. В последние годы опубликованы несколько полных переводов этого выдающегося памятника отечественной культуры, по своей эпической масштабности, религиозно-ценностной глубине и поэтической выразительности сопоставимого с Ветхим Заветом или Ведами.

    Но и помимо “Велесовой книги” на сегодня достаточно данных, на основании которых восточных славян можно характеризовать как высокоорганизованное сообщество, жившее богатой духовной жизнью, имевшее устоявшиеся и глубоко проработанные мифологию и культ, письменность и другие элементы культуры.

    IX-XII вв. - период становления и расцвета Киевской Руси, перехода от патриархальных к раннефеодальным отношениям, традиционному обществу. По типу развития Русь была близка к другим европейским государствам. В то же время особенности климата и другие факторы способствовали формированию специфических черт русской культуры: общинной психологии и др.

    Особенностью Киевской Руси (что отмечалось во многих западноевропейских исторических хрониках)было сравнительно большое количество городов, среди которых выделялись Киев, Чернигов, Смоленск, Псков, Ладога, Новгород. Возникая как административные и торговые центры, города становились крупными культурными пунктами. Широкое развитие получают виды оборонительной архитектуры (кремлевское строительство), сначала деревянной, а затем и каменной. Города становились также центрами художественных ремесел, среди которых наибольшую известность имели ювелирные, золототкачество, искусная ковка и др. Мировую славу получают изделия русских мастеров в технике перегородчатой эмали, скани, черни. Торговля способствовала взаимодействию древнерусской с византийской, западноевропейской и другими цивилизациями.

    Вместе с расширением зарубежных связей среди знати и горожан начинает распространяться христианство. Этому способствует создание в конце IX в. православными проповедниками Кириллом и Мефодием новой славянской азбуки, удобной для перевода греческих христианских текстов и постепенно вытеснившей более ранние виды письменности. В 988г. Святой Владимир провозглашает православие государственной религией. Крещение Руси сделало ее полноправным участником истории христианского мира и одним из законных наследников античной культуры.

    Св. Владимир положил начало школьному образованию. Богослужение на славянском языке стимулирует развитие церковной литературы и книжного искусства (самый ранний экземпляр русской книги - Остромирово Евангелие XI века). С XII в. широкую известность получают исторические сочинения переводного характера, прежде всего - византийские исторические трактаты. Самым важным из оригинальных жанров светской литературы в Киевской Руси становится летописание, оформившееся в X-XI вв. Наиболее ранняя из дошедших до нас летописей - “Повесть временных лет” - написана в начале XII в.

    К важным культурным результатам христианизации Руси можно отнести широкое церковное строительство. Сохранившиеся каменные храмы того периода представляют прекрасные образцы зодчества Древнерусского государства (например, знаменитые Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке XI в.). Уже тогда они были богато оформлены многочисленными фресками, мозаиками, орнаментами.

    В X-XII в. развивается музыкальное искусство. На базе церковного хорового пения формируется знаменитый русский распев, просуществовавший до XVIII в. Появляется нотное письмо - “крюковые ноты”. Широкое распространение получают музыка и танцы.

    Таким образом, в этот период отечественная культура формируется как единая древнерусская, впитавшая в себя богатое наследие христианско-византийской культуры.

    Удельный период XII-XV вв. , или период феодальной раздробленности, в свою очередь, распадается на два этапа в развитии Руси, гранью между которыми является монгольское завоевание, северо-восточных и разорение южных княжеств (1237 - 1240 гг.). Первый из этих этапов, несмотря на междоусобицы и частичный распад культурных связей, в целом характеризуется бурным расцветом культуры.

    Не утратив единых корней и традиций, но развиваясь в самостоятельных удельных княжествах, она приобретает большее разнообразие. Так, складываются владимиро-суздальская и новгородская живописные школы. Первую отличают изящество формы, богатый колорит и нарядность фресок и икон. Для второй характерны укрупненность форм, суровость и внушительность образов святых, специфическое контрастное сочетание белого, красного, синего и зеленого цветов.

    Шедеврами не только древнерусского, но и мирового искусства считаются два памятника XII в. - церковь Покрова на р. Нерли и “Слово о полку Игореве”. В последнем красной нитью проходит идея необходимости восстановления единства Руси перед лицом грозных соседей - кочевников.

    История отечественной культуры второй половины XIII - конца XV вв. связана с последствиями татаро-монгольского завоевания. Особенно пострадали русские города как центры материальной культуры народа. Временно прекратилось каменное строительство, были утрачены секреты целого ряда художественных ремесел, сократились масштабы книгописания и летописания.

    Однако постепенно преодолеваются разрушительные последствия трагических событий и основным фоном в развитии культуры становится тема объединения страны, преодоления феодальных распрей и необходимости освобождения от татаро-монгольского ига - тема патриотизма. С XIII в. широкое развитие получили исторические и воинские повести, в которых отражались отдельные эпизоды татарского нашествия и борьбы с немецко-шведской агрессией (“О битве на Калке”, “Житие Александра Невского” и др.). Возрождается летописание в главных экономических центрах:Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах; продолжается в Новгороде и Пскове. Победа в Куликовской битве(1380г.) привела к появлению двух чудесных памятников русской литературы: “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”.

    Возвышению Москвы, началу государственного собирания земель под ее эгидой способствовал процесс определения самостоятельности (автокефальности) русской православной церкви, а после взятия Константинополя турками в 1453 г. - перемещение центра православия в Москву.

    В XIV-XV в.в. интенсивно шло каменное строительство городов, особенно в северо-восточных землях (обустройство Москвы).

    В книгописании, деловой документации появляется новый вид письма - полуустав, а в конце XIV в. - скоропись. На смену бересте приходит бумага.

    На базе монастырей идет формирование библиотек (например, библиотека Кирилло-Белозерского монастыря). Появляются трактаты, содержащие наблюдения в области астрономии, космографии, прикладной математики, медицины и др.

    В росписи церквей, иконописи, значительный след оставили замечательные живописцы того времени: Феофан Грек, Алексей Петров, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный.

    Таким образом, основным содержанием отечественной культуры этого периода стала борьба за государственную независимость. И, в тоже время, ранее единая древнерусская культура постепенно разделяется на три большие, самостоятельные ветви: великорусскую, белорусскую, и украинскую.

    Дальнейший этап истории отечественной культуры связан с процессом создания Московского государства и охватывает период конца XV- XVII веков .

    Процесс образования централизованного государства приводит к усилению светского содержания культуры: она теснее связывается с политическими задачами общества. Это нашло свое отражение в создании русской публицистики - господствующего направления в литературе XVI в. Она решала 2 основные задачи: обоснование претензий Москвы как преемницы традиций киевского и владимирского периодов истории Руси в соперничестве с Новгородом; другой задачей являлась поддержка складывающейся самодержавной власти вместо прежних феодальных институтов (церкви, родового местничества и др.) в централизованном государстве.

    Широкое распространение получает сформулированная в начале XVI в., в послании игумена Филофея Великому князю Василию III, идея о Москве - преемнице великих мировых христианских империй -Римской и Византийской (теория “Москва-третий Рим”).

    Венчание на царство Ивана IV в 1547г. становится воплощением этих политических идей. Отражением соперничества с Москвой Новгорода стала повесть о “Новгородском белом клобуке”, многочисленные ереси конца XV века.

    Идея самодержавной власти, обоснованная в сочинениях И.С. Пересветова (сер. XVI в.), получает свою кульминацию в письменной полемике Ивана IV Грозного с бывшим его сторонником А. Курбским в 60-70 гг. XVI в. Летописи этого периода также принизаны идеей необходимости сильной царской власти (Воскресенская, Никоновская летописи, “История о Казанском царстве” и др.).

    Большое влияние на расширение числа сочинений оказало начало книгопечатания под руководством Ивана Федорова в 1564 г. Это позволило литературе выйти за рамки церковной и превратиться в литературу учебную. Многие поколения русских людей учились грамоте по Пластырю, Часослову, грамматике Ивана Федорова и др. С возрастанием значения науки появляются практические руководства: “геометры”, “арифметики”; в области медицины - лечебники, травники и т.д.

    В XVI в. происходит дальнейшее развитие русской музыкальной культуры (исторические, бытовые песни). Складывается новый песенный стиль (расширение звукового объема, усложнение мелодии, многогласие и др.).

    В городской архитектуре появляются каменные жилые дома бояр и крупных купцов. Коренным образом меняется московский Кремль, где совместно работали русские и итальянские мастера. Наиболее известным был Аристотель Фиораванте. В конце XVI в. приходит расцвет шатровой архитектуры (собор Василия Блаженного в Москве, церковь Вознесения в Коломенском и др.). В XVI в. в оформлении книг господствует московская школа миниатюры.

    XVII век продолжил тенденцию формирования общенациональной культуры. Борьба за государственную независимость в период “смутного времени”, приоритет самодержавной власти, дальнейшее подчинение церкви государству - формировали национальное самосознание, а социальный протест в обществе принимал формы крестьянских восстаний (И. Болотников, С. Разин), церковного раскола (вызванного реформой - патриарха Никона в сер. XVII в.).

    В культуре XVII в. заметное место занимало распространение просвещения. Усложнение государственного управления также требовало грамотных людей. Начинают формироваться первые элементы начального образования (частное и семейное). Появляются учебники (букварь В. Бурцева, грамматика М. Смотрицкого, печатная таблица умножения и др.). В 1687г. было основано Славяно-греко-латинское училище (будущая академия). Значительно увеличилось количество библиотек, не только при монастырях, но и у частных лиц (знаменита была царская библиотека).

    Продолжается развитие исторической мысли. Предпринимаются попытки создать официальную историю на основе летописей, как общегосударственную (“Новый летописец”, “Степенная книга” и др.), так и региональную (“История Сибирская”). Освоение новых территорий приводит к появлению географических описаний (Сибири, Дальнего Востока, Урала).

    К XVII в. относится возникновение театра (1672г.), но он не сыграл пока своей роли в отечественной культуре.

    В музыке и песенном творчестве меняются формы музыкального и поэтического выражения. Наибольшее развитие получила лирическая песня в хоровом выражении. В церковном пении утверждается знаменитый многоголосый стиль. Получает распространение органная музыка.

    Церковное строительство по-прежнему определяло отечественную архитектуру, хотя оно все более наполняется светским содержанием (церковь Успенья на Покровке, Никола Большой крест в Москве). В иконописи формируется строгановская школа, для которой были характерны небольшой размер и уточненная миниатюрность письма. Крупнейшим художником конца XVII в. был Симон Ушаков, художественный руководитель Оружейной палаты, важного культурного центра Московского государства.

    Прикладное искусство отмечено большой живописностью: чекан, растительный орнамент, эмали со сканью, обилие драгоценных камней и жемчуга, финифть и мн.др.

    Таким образом, к концу периода главным итогом развития отечественной культуры становится ее общенациональный характер, который стал включать в себя все многообразие региональных культур.

    В заключение остановимся на нескольких моментах, связанных с цивилизационным анализом отечественной истории. К концу рассматриваемого периода достаточно четко обозначилась специфика российской цивилизации . Она не стала индустриальной, оставаясь преимущественно традиционной. Если в Западной Европе процесс модернизации приходится на XVI-XVIII вв., то в России она происходит “скачкообразно”, начиная с XVIII в., и продолжается до сего дня. Традиционные черты русской культуры (коллективизм, стремление к справедливости, религиозность, приоритет духовных ценностей перед материальными и др.) обнаруживают поразительную устойчивость.

    В то же время, формирование в конце XV в. - начале XVI в. централизованного Московского государства (тогда же появляется его самоназвание - Россия) ознаменовало новый, по сравнению с древнерусским государством, этап отечественной истории, путь не похожий на рождение (в это же время) новоевропейский цивилизации, но сопоставимый с ним по масштабам. Россия, по сравнению с Русью, это - новая территория, новый этнический состав и, конечно, новые ценности. Последние очень противоречивы. Это: самодержавие и соборность (например, в форме Земских Соборов), религиозное мессианство (предназначение Москвы - “третьего Рима” - спасение мира с помощью православия) и патриотизм, и т.д. Российская система ценностей трудносопоставима как с восточной, так и с западно-европейской. Так, для России было незнакомо понятие гуманизма (как свободы личности). С другой стороны, здесь не было и инквизиции, отправившей на костер миллионы еретиков и “ведьм”. Специфика российской системы ценностей в русской религиозной философии конца XIX-XX вв. была обозначена понятием “русская идея” (см. тему III). О том, что же именно она из себя представляет, философы и культурологи спорят до сих пор.

    Библиографический список

    Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1995. С. 80-160.

    Велесова книга: Пер. с древнерус. и коммент. А. И. Асова. 2-е изд. М.: Менеджер, 1995. С. 192-258.

    Запад и Восток: традиции и современность: Курс лекций для негуманитарных специальностей / С. Г. Галаганова и др. М.: Центр, 1999. С. 115-203.

    Культурология: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1999. С. 115-203.

    Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. В. Драча. Ростов–на-Дону: Феникс, 1995. С. 141-213.

    Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. Минск: Тетра Системс, 1997. С. 82-177.

    Очерки истории мировой культуры: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Калашникова. СПб: С.- Петерб. электротехн. ун-т, 1993. С. 3-65.

    В XV-XVI вв. два явления в культуре - Ренес­санс и Реформация - произвели своего рода револю­цию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс - это воз­рождение античного наследия, мирского начала. Ре­формация явилась обновлением церкви и сопровожда­лась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали но­вый взгляд на человеческую личность.

    Ренессанс:

    победы и трагедии индивидуализма

    Культура Ренессанса зародилась в Италии во вто­рой половине XIV в и продолжала развиваться на про­тяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние ве­ка» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и по­клонения.

    Возврат к античности, реанимация ее идеалов про­явились в самых разных сферах: в философии, литера­туре, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием не­многих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощен­ном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления.

    Одно из важнейших достижений Возрождения - это появление гуманизма в философии. Ранние гума­нисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304-1374), пи­сатель Дж, Боккаччо (1313-1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении ан­тичной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религий, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы цен­ностей.

    В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетиче­ская мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследо­ванное от греков и римлян. Таким образом устраня­лось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

    Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483- 1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланд жело Буонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.



    Человек с его земными страстями и желаниями по­явился и в литературе. Запретная прежде тема плот­ской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавля­ло духовного. Как и философы, писатели старались со­здать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах череду­ются с трагическими рассказами о безответной или са­моотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвя­щенных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до не­бесной гармонии.

    Рисуя идеал человеческой личности, деятели Воз­рождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренца Балла (1407-1457) и Л. Альбер-ти (1404-1472) считали накопленные знания, кото­рые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было нераз­рывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.

    Благородство - словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они ни были.

    Из «Книги о благородстве» Поджо Браччолини, итальянского гуманиста, XV в,

    Наступала эпоха стихийного и буйного самоут­верждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчи­няющей индивида целому. Это было время титаниз­ма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художни­ка, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.



    Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрож­дения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или Лоренцо Медичи. С Лоренцо Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, был связан расцвет искус­ства во Флоренции в XV в. Однако этот образованный утонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личности эпохи, не пренеб­регал интригами, а в борьбе с противниками использо­вал яд и кинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями.

    Стихийный безудержный индивидуализм вмел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. - в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира (1564-1616) человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограни­ченных возможностей перед лицом окружающего ми­ра, полного злобы и страстей. Появился в его произве­дениях и другой тип индивидуалиста - эгоиста, рву­щегося к власти и встающего над моралью (Макбет).

    Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

    Реформация: границы индивидуализма

    Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 05 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католи­ческой церковью. Реформация быстро распространи­лась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное дви­жение средневековья. Своих новых теоретиков Рефор­мация обрела в Швейцарии, где возник второй пос­ле Германии крупнейший ее центр. Там окончатель­но оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509-1564), которого прозвали «женевским папой».

    Реформация разрушала представления о незыбле­мой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобща­ют человека к благодати, а личная вера. Единствен­ным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформи­ровать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секу­ляризовать церковное имущество, распустить мона­шеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Лозунг «дешевой церкви» был очень попу­лярен, но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее инди­видуальном общении с Богом. Лишенный посредниче­ства церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности.

    Кальвин учил, что знак Божественного благоволе­ния к человеку раскрывается в его практической де­ятельности: успех или неуспех - критерий, позво­ляющий понять, проклятие или благодать лежит на человеке. Трудовая этика Реформации освящала практицизм, предпринимательство.

    Результатом Реформации... было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли.

    М. Вебер. Протестантская этика

    И Реформация, и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным воле­вым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла ин­дивидуализм, но вводила его в строгие рамки мора­ли, основанной на религиозных ценностях.

    Реформация оказала огромное влияние на массо­вое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, ре­формированные церкви - англиканская, лютеран­ская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической. Нередко утверждение новых религи­озных идеалов влекло за собой кровопролитные граж данско-религиозные войны, такие как война протес­тантских князей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции.

    Вопросы и задания

    1. Что привлекало деятелей Возрождения в культуре античности? Почему они считали средневековье «темным» временем в истории Европы? Согласны ли вы с такой оценкой средних веков? Почему? Как деятели Возрождения пытались примирить христианство и античную культуру?

    2. Какое значение в эпоху Возрождения придавалось человеческой личности? Какие требования к ней предъявлялись? Чем такое отношение к личности отличалось от средневекового? Какой была «обратная» сторона индивидуализма? Считаете ли вы появление индивидуализма положительным результатом развития духовной жизни Европы?

    3. Что такое Реформация? Какие новые представления о роли церкви, о вере и мирской жизни она выработала? Проярился ли в Реформации индивидуализм, свойственный этой эпохе? Чем он отличается от индивидуализма возрожденче­ского?

    Средние века - важнейшая ступень в развитии западноевропейской цивилизации. В эту эпоху сложились и стали развиваться те особые черты, кото­рые выделили Европу среди других цивилизаций и одновременно повлияли (и продолжают влиять) на мировую цивилизацию в целом.

    Уже в средние века были заложены основы совре­менной европейской демократии, стали складываться представления о правах и ценности человеческой лич­ности.

    На исходе средневековья в Европе в наиболее чис­той своей форме зародился новый тип социально-эко­номических отношений - капитализм.

    Вместе с тем в истории средневековой Европы есть немало мрачных страниц. Установление прогрессив­ных буржуазных отношений шло рука об руку с ата­вистической работорговлей. С XVI по XIX в. было об­ращено в рабство и вывезено с Африканского конти­нента около 10 млн негров. Только в XIX в. во многих европейских странах был принят закон о запрете тор­говли рабами. Рост промышленности привел к обеззе­меливанию и разорению крестьянства. В Европе рано появились идеи гуманизма, но это не мешало инк­визиции и в XVIIв. сжигать еретиков и «ведьм». Реформация дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей, но еще одним ее результатом были Варфоломеевская ночь, жестокие религиозные войны.

    Очевидно, главное достижение Европы средневеко­вой и приближающейся к новому времени - это дина­мизм, мобильность, быстрая приспособляемость циви­лизации к меняющимся историческим условиям, уме­ние использовать собственные достижения.

Рассказать друзьям