Святая сидония и хитон господень. История архитектуры Волк и лев: святой царь Вахтанг

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой



Первая столица Грузии. Место с древних времен обжитое людьми. Основан во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Как и любое подобное место овеяно мифами и легендами. Об одной и хочу рассказать. Это связано с Патриаршим собором Светицховели. Он является центром притяжения, хотя во Мцхете есть еще много исторических и архитектурных памятников. Фото сделано из окна машины, на ходу, так что не очень качественное.


А начиналось все еще со времен распятия Иисуса. Легенда гласит, что житель Мцхета Элиоз -по одной версии он был раввином мцхетской общины евреев, по другой - служил солдатом в Иерусалиме и присутствовал при распятии Иисуса. Об этом написано в священном писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; ).
Выкупил раввин Элиоз эти одежды или они ему достались по жребию, наверно уже не важно. Когда Элиоз вернулся домой, отдал Хитон своей сестре Сидонии, которая приняла христианство. Согласно легенде, как только Сидония взяла в руки Хитон Господен и прижала его к груди, сразу испустила дух. Как ни пытались освободить Хитон из ее рук, так и не смогли, поэтому и похоронили ее вместе с ним.
На месте могилы Сидонии вырос роскошный ливанский кедр. Сюда приходили страждущие и с ними происходили чудеса, больные исцелялись. Первый христианский государь Грузии Мириан решил воздвигнуть церковь над могилой Сидонии. Кедр срубили и вырезали из него семь колонн. Шесть колонн установили в церкви, а седьмая повисла в воздухе. Как ни пытались ее опустить, ничего не получалось. Тогда Святая Нино, просветительница Грузии молилась всю ночь и Столп без прикосновения руки людской встал на место. Посмотрите этот сюжет изображен на двери в храм Светицховели.


Этот столп мироточил, а миро излечивало больных. Так храм получил свое название Свети- Цховели Животворящий Столп. Первая деревянная церковь не сохранилась. На ее месте, благочестивый царь Вахтанг 1 Горгасали выстроил базилику, верхние устои которой были обнаружены при раскопках. Их оставили для всеобщего обозрения. Вот тут они видны, под стеклом.


Но и эта базилика не сохранилась до наших дней. В 11 веке, по велению Каталикоса Грузии Мелкиседека на ее месте был построен великолепный храм, под руководством зодчего Арсукидзе, которым мы можем любоваться сейчас.

Есть еще одна легенда, подтверждение которой можно увидеть на стене храма. Это рельеф руки держащей угольник. Надпись гласит- "Рука раба божьего Арсукидзе. Помяните." Согласно преданию, учитель великого архитектора позавидовал успеху своего ученика и оговорил его, за что ему отсекли правую руку. Согласно второй легенде, руку отрубили по велению царя, чтобы архитектор не смог больше построить такой же великолепный храм. Об этом рассказывается в книге грузинского классика Константине Гамсахурдия " Правая Рука Великого Мастера".



Животворящий столп находится в центре современного храма над ним построена каменная сень, которая расписана фресками.


Фрески иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа.






Еще одна интересная деталь в росписи арки, вокруг Животворящего Столпа, это широко известное в кругах уфологов изображение "летающих тарелок" НЛО с " лицом в иллюминаторе".




В храме столько мистического и загадочного, есть фреска, которая изображает астрологическое колесо, что вообще не совместимо с христианством.


Перед алтарем захоронены грузинские цари, в том числе Вахтанг Горгасали, Ираклий Второй, Георгий 12.




В южной части комплекса находится небольшой каменный храм, который является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Его построили в начале 14 века, чтобы отметить, что храм Светицховели является вторым местом в мире, где лежат одежды Христа.




Кроме хитона, в соборе, в сокровищнице хранилась и Риза Господня. Теперь она находится в России. Вот информация об этом:
Персидский шах , по настоянию русского посла, прислал ризу в царю . В прилагавшемся письме шах извещал, что он, покорив Грузию, обрёл ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.
Патриарх собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в великолепном ковчеге, в московском , и установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 10 июля (по ), служба для которого составлена , (Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве ).
Часть Ризы хранилась в киевском , две части — в Санкт-Петербурге (одна — в церкви Спаса нерукотворенного образа, находящейся в , другая — в соборном храме ). На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей в Палестине, перенесена в и в 328 году положена в . Предание это появляется только в 1196 году, а народное почитание ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идёт о разных частях Ризы.
В 2002 году одна из частей ризы была найдена в научным сотрудником Еленой Бурдаковой. В 2004 году она была передана и положена для поклонения в . С 1 декабря 2007 года находится в .
Вот за этой дверью и находилась сокровищница. Тут есть святой источник.









В храме сохранились каменные купели, в которых крестили грузинских Царей.



Большая фигура Христа у алтаря, была нарисована русским художником в 19 веке.



В храме много потайных окон, комнат и переходов, куда туристов не пускают, а очень хотелось бы там побывать. Для меня это не менее интересно!




На внешних стенах храма сохранились лепные украшения, барельефы в виде виноградных лоз, что можно увидеть во многих храмах Грузии. Есть барельеф в виде бычьих голов, они еще со времен Вахтанга Горгасали, основателя Тбилиси.








А теперь просто полюбуемся видами храма, двора, колокольни и крепостной стены.














Откопанные при археологических исследованиях древние кувшины для вина - квеври.



Этого милого ягненка, принесут в жертву. Жалко, но что поделать древняя традиция.







А провожают и встречают посетителей, вот эта милая пара голубков. Они живут над воротами в храм.


Если не устали, немного видов за пределами Храма Светицховели.
















Улица названа в честь зодчего Арсукидзе.










Прощальный вид на Джвари. Экскурсия окончена. До следующих встреч!


Но главное архитектурное сооружение в городе - Кафедральный собор Светицховели , который был возведён здесь в XI веке (1010 - 1029 гг.) на месте более древнего храма IV-V веков. Собор Светицховели второй по величине храм в стране, после недавно освященного собора Святой Троицы в Тбилиси.

Такой огромный храм был построен в честь Двенадцати Апостолов. С этим строительством связано одно предание. Главным зодчим храма был Арсукидзе, который происходил из бедной семьи. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели. Легенду подтверждает факт того, что над одной из арок фасада собора помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».


Светицховели строили с 1010 по 1029 годы, и таким образом он почти современник Софийского Собора в Новгороде. Строить тогда было принято монументально - Светицховели довольно велик. За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали, перестраивали и реставрировали. Но в целом Свеицховели все же сохранил свой первоначальный облик.

В ходе реставрации Светицховели в 1970-71 годах, под руководством Цинцадзе, было найдено основание базилики, построенной в конце V века царем Вахтанг Горгасали. Каменные бычьи головы - это остатки той самой базилики.

Дресс-код, который не особо соблюдается. Да и фотоаппаратам туристы пользуются без ограничений.

Название храма Светицховели традиционно переводят как "животворящий столб". Свети - это столб, а Цховели - живой или чудотворный. Близкий по значению глагол "цховелеба" означает оживлять или давать жизнь .
Согласно легенде, в I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно не смогли забрать из ее рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией в царском саду. На могиле вскоре вырос чудесный ливанский кедр, которому местные жители поклонялись как божеству и считали целебным. А когда царь Грузии Мириан ІІІ решил соорудить храм на том месте, где покоился Хитон Господен, кедр срубили. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей.
Легенда встречается в нескольких вариациях, но сути сильно не меняет.
Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии - Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября.

Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России, к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

Интерьер собора. Справа та самая легендарная башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом. Фреска «Спас Вседержитель» была написана русским художником в XIX веке.

Современная икона прп. Марии Египетской

Справа икона пророка Илии. За иконостасом в этом месте хранится его милоть (плащ).

Грузинские церкви по православной традиции тёмные, но собор Светицховели - исключение. Свет наполняет собор через узкие боковые окна, а дополнительный свет освещает центральный неф, проникая через центральный купол.

В пол вмурованы надгробные плиты, в основном князей Багратион-Мухранских. В храме были похоронены также католикос Мелхиседек, царь Ираклий II, царь Вахтанг Горгасал и Георгий ХII. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати. Согласно хроникам, тут было похорнено еще очень много царей, но их захоронения не сохранились.

Герб князей Багратион-Мухранских

Иконостас центрального предела собора Светицховели

Фрагмент центрального иконостаса

Внутренние стены расписаны фресками, выполнены в основном в XVI-XVII веках. Большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.

Фреска "Страшный суд"

Фрески в соборе. Внизу: Святые равноапостольные Константин и Елена. Предыдущая: Спас Благое Молчание.

Под большой аркой располагается легендарный «Животворящий Столп». Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I.

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фрески столпа заслуживают отдельного разговора. Вокруг этих фресок существует некоторый ажиотаж, связанный с тем, что на них изображено нечто, напоминающее летающую тарелку. Обратите внимание на "медузы" (или летающие тарелки, кто как видит)на правой фреске. На фотографии плохо видно, но внутри этих "медуз" находятся лица, вероятнее всего, что это луны с лицом и символическим светом. Хотя кто знает..

Помимо того, что в храме в отличии от других грузинских храмов много света, он еще отличается и по планировке. Среди всех кафедральных соборов он один не крестовый, а прямоугольный в плане. Судя по всему, это объясняется тем, что его строили прямо на фундаменте старой базилики V века. Что говорит о том, что та базилика была громадна.
От прежней базилики остались даже некоторые арки. Их сильно пределали, ширину пролета увеличили вдвое, но старые арки еще хорошо видны. Можно сказать, что храм переделывался весьма небрежно и грубо. Это отличает Светицховели от других соборов, которые строились почти на пустом месте.

Еще одним интересным фактом архитектуры комплекса является его устройство согласно астрологическим знаниям, в которое, как считается, заложен тайный смысл. Сооружения образуют фигуру креста, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось. А расположение башен и построек, окружающих собор, по мнению современных ученых, отображают структуру Солнечной системы.

Купол храма

В центре интерьера стоит резной престол для патриарха.

В соборе Светицховели не висит тяжёлая тишина, здесь светло, шумно и очень много туристов.

В южной части собора находится небольшой каменный храм, который является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле его построили в начале XIV века, чтобы отметить, что собор Светицховели является вторым местом в мире, где лежат одежды Христа.

Троица. Современная икона

Светицховели дословно означает «животворящий столп», «свети» по-грузински – столп, «цховели» – животворящий (чудотворный) в переводе с грузинского языка. Как вы уже догадались, речь пойдёт о кафедральном соборе . Он расположен в древнем городе Мцхета , в долине на слиянии священных рек Кура и Арагви, принадлежит Грузинской православной церкви, его история исчисляется целым тысячелетием!












Первые упоминания в летописях об этом соборе относятся к началу 11-го века, когда католикос Мелкиседек I (высшее духовное лицо Грузии) на месте полуразрушенной базилики, возведённой ещё в V веке грузинским царём Вахтангом I Горгасалом, распорядился построить обновлённую церковь (в 1010 г.).

Храм был возведён в виде крестово-купольной церкви, имеющей три нефа и четыре столпа (внутренние колонны), на которые опирается центральный и единственный купол. Авторство принадлежит известному грузинскому зодчему Арсакидзе (имеется соответствующая надпись на фасаде здания). Собор имеет форму удлинённого прямоугольника, вытянутого с запада на восток, «плечи» креста направлены по сторонам света. Храм возведён согласно канонам основополагающего архитектурного стиля Грузии Средних Веков и окружен крепостной стеной (по распоряжению Ираклия II).

Светицховели считается самым большим архитектурным памятником Грузии из полностью сохранившихся и внесен в список Всемирного наследия, находится под охраной UNESCO. Здесь проводили коронации грузинских царей, здесь же они находили свой покой. Собор был выбран для интронизация католикоса. Особую ценность и значимость для христианского православного мира представляет риза Иисуса Христа (бесшовный хитон – одежда, облачение).

Согласно преданию, этот бесшовный хитон привезли в Иверию (старинное название Грузии) грузинские евреи Лонгиноз и Элиоз, которые присутствовали при распятии и активно протестовали против неправомерного суда Синедриона, теперь она хранится в Мцхетском Патриаршем соборе Светицховели .

Каждый год 14 октября на территории Грузии все православные отмечают праздник Хитона Христова , существует два грузинских названия этого празднества – Мцехтоба и Светицховлоба . В этом же соборе состоялось грандиозное событие исторического масштаба – крещение первого христианского грузинского царя Мириана, он провозгласил христианство национальной религией и запретил поклонение символам язычества. С тех пор в той же самой купели, где царь принял крещение и православную веру, по сей день проводят этот знаменательный обряд.

Собор получил название в соответствии с преданием о том, что на месте сохранения хитона вырос кедр. Есть две версии события: захоронение ризы в могиле праведницы Сидонии (у основания храма) и хранение её в сокровищнице. Сидония – сестра Элиоза, которая скоропостижно умерла, узнав о казни Христовой. Местными жителями было подмечено целебные свойства этого кедра: многие больные животные, которые пробовали листья кедра, самым чудесным образом исцелялись.

Жена царя Мириана Нина обратилась с особой просьбой к своему мужу о том, чтобы на месте могилы-захоронения праведницы Сидонии воздвигнуть храм. Из кедра изготовили семь колон, однако одну из них не удалось никому сдвинуть с его места, более того, она стала мироточить целебными благовониями. Этот удивительный столп и прозвали животворящим.

Вторая по важности святыня собора - милоть (овчинная одежда с мехом наружу) Св. пророка Илии , которую он передал ученику перед своим восхождением ввысь. Упомянутая Святыня сначала хранилась у грузинских евреев, принявших Христа. Местонахождение милоти – в правой части церковного алтаря.

Ещё одна святыня Светицховели – частичка мощей Св. Андрея , который проповедовал здесь 1-м веке (хранится в правом приделе).
В настоящий момент Собор имеет великую значимость для паломников и ценителей средневекового зодчества. Это, пожалуй, самая важная в окрестностях Тбилиси, куда отправляются туристы в первую очередь во время своего .

Посмотрите видео воздушной съемки храма.

Адрес: Мцхета, Грузия
Время работы: c 08:00 до 19:00 без выходных.
Посещение храма бесплатно.
Как добраться: из Тбилиси регулярно ходят маршрутные такси, стоимость проезда - 1 лари. Храм трудно не заметить, он виден отовсюду.

Светицховели - главный православный храм Грузии

Тысячу лет кафедральный собор Светицховел и является самым главным храмом грузинской православной церкви. С грузинского переводится "животворящий столб". Расположен в маленьком городке Мцхета , в нескольких километрах от столицы Грузии, входит в число памятников Всемирного наследия. Многие годы является символом христианской церкви, и главным историко-архитектурным памятником региона Мцхета-Мтианети.

История города Мцхета

Мцхета - небольшой городок, расположенный в двадцати шести километрах от Тбилиси. Количество населения, по данным переписи 2005 года составляет чуть больше семи тысяч человек. Основан городок в V веке н.э., в честь старшего сына царя Картлоса, правителя тех времен. После смерти отца Мцхетос основал поселение в устье рек Кура и Арагви. А через несколько десятков лет поселение превратилось в город, и назвали его в честь основателя царевича Мцхетоса легендарного. Эти края известны еще Армазской крепостью, главным собором XI столетия Самтавро, монастырским храмом Джвари и собором Светицховели.

История храма Светицховели

Точное время постройки в исторических документах обозначено по разному, в одних значится 1010 г., в других летописях встречается 1019 г., и даже 1024г. В исторических документах говорится, место постройки благословил Иисус Христос, через некоторое время на нем выросло кедровое дерево. Рядом жил царь Мириан, решивший принять христианство, ну и впоследствии этого по его приказу на месте кедра начали строительство божьего дома. Место строительства выбрано не случайно, кедр рос в царском саду, и был единственным деревом не приносящим плодов. Тогда царь решил срубить именно кедр, а остальные деревья и кусты оставить, и на его месте возвести храм. Но через некоторое время древо каким-то чудом установилось само, и стало излучать чудотворную силу, после чего это место прозвали "животворящим столбом". Большинство икон запечатлели изображение животворящего дерева.
Архитектурное сооружение сохранилось до наших дней в том облике, в котором было построено в XI веке. Огромное здание, с большим куполом по центру, и старинными фасадами, выполненными в древнеримском стиле с арками. В некоторых исторических документах значится, возводили храм римляне, но легенда вскоре была развалена историками XVII столетия, которые полностью изложили данные, подтвержденные учеными в наши дни. Спроектировал эту красоту великий архитектор, в те времена выходец из бедной семьи, Арсукидзе. Место строительства выбрал не случайно, по древним записям, на этом месте когда-то было построено одно из первых церковных сооружений - святая обитель Святой Сидонии. По некоторым поверьям ее похоронили там же. После чего церковь разрушили, и не могли отстроить. И вот в 1010 году, во время очередной попытки начать строительство, срубили кедровое дерево, ставшее первым столбом священной постройки.
В истории существует множество легенд, рассказывающих о возникновении святой обители. Одна рассказывает о солдате, служившем в Иерусалиме во время распятия Иисуса Христа. После его смерти солдаты разделили святые одежды, и одна из них по окончанию службы попала на грузинские земли, это был хитон Иисуса, солдат подарил его своей сестре Сидони. Когда Сидони прикоснулась к святой одежде - сразу же умерла, хитон не смогли высвободить из рук, и вынуждены были похоронить вместе с Сидони. После чего на месте захоронения выросло дерево, и первый правитель Грузии - христианин Мириан принял решение начать строительство святой обители. Дерево распустили на семь столбов, которые стали колонами будущего храма, а вот седьмая по счету повисла над землей. Известная просветительница Святая Нино читала молитвы весь день и ночь, чтобы столб встал на место, и под утро он без вмешательства человеческих рук встал на место, впоследствии его начали называть животворящим, излечивающим больных и придающим силу слабым.

Церковь в наши дни

Столб стоит в храме и по сей день, в самом центре под сенью расписанной древними фресками, изображающими историю Иисуса Христа и Хитона Господнего.
В росписи церкви сохранились орнаменты и фрески XIV-XVIII вв., возле алтаря захоронения великих грузинских правителей разных времен. Могилы расположены так близко, что нельзя пройти, чтобы не наступить.
Но есть в росписи один рисунок, наиболее интересен туристам, ученые до сегодняшнего дня не могут объективно объяснить его появление - это рисунок НЛО, неизвестного летающего объекта, с изображением головы в иллюминаторе. Некоторое время его объясняли святым ликом, но вскоре признали, это действительно изображено НЛО.
При входе в храм, возникает ощущение попадания в древние времена, в помещении нет ничего, чтобы напоминало XXI век. Огромное пространство заполнено разнообразными орнаментами и расписными фресками, предпочтительно XV столетия, именно тогда проводились работы по обновлению интерьера. Множество фресок и древних росписей было уничтожено, точнее закрашено и забелено. В наши дни некоторые из них мастера сумели восстановить, но не все.
С внешней стороны архитектурная целостность сохранилась с времен строительства, лишь в XV веке, после набега Тамерлана, были внесены кое-какие изменения в фасад постройки. Но они никак не повлияли на форму и пропорции собора.
С внутренней стороны постройка напоминает прямоугольник, именно он отличает ее от остальных церковных сооружений. Но при этом снаружи верхняя часть здания, как и все соборы имеет крестообразную форму.
Вокруг храма по периметру, напоминая квадрат, возвышается крепкая стена. Построена приблизительно в то самое время, что и храм, и чисто в оборонительных целях по приказу царя Ираклия второго.

Числится среди памятников Всемирного наследия . Является одним из главных духовных центров православной Грузии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Грузия Мцхета Храм Светицховели

    ✪ Уникальный гид в Грузии. Смотрите, не пожалеете!!!

    ✪ Светицховели - кафедральный храм Грузинской православной церкви

    Субтитры

История

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр , обозначавший место захоронения Нешвенного Хитона Христова.

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень нешвенное одеяние Спасителя (Ин. 19, 23) – попал в древнюю столицу Грузии г. Мцхета следующим образом. Элеазар (или Элиоз), раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима еще в 70 г. до н. э., получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин. 19, 23–24; Пс. 21, 19).

В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной.

Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. Х. – 55 г. по Р. Х.) не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон. Праведная Сидония (память 1 октября) была тайно предана земле братом своим Элиозом в царском саду Мцхета.

Об этом рассказал святой равноапостольной Нине первосвященник карталинских евреев Авиафар – потомок раввина Элиоза. Он уверовал во Христа, услышав толкование святой Нины древних пророчеств о Мессии, и как они исполнились на Господе Иисусе Христе. Обращенный святой равноапостольной Ниной ко Христу, грузинский царь Мириан (265–342) решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спалили, и его ствол хотели использовать как основной столп для поддерживания главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.

На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора, сенью. Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября.

Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику , верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012-1030, 1039-1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

Архитектура

В плане церковь вытянута с запада на восток и являет собой удлинённый прямоугольник. Пространственный образ креста создается направленными по четырём сторонам света плечами. Плечи прямоугольны, кроме восточной, которая заканчивается апсидой. На северном и южном плече на двух этажах расположены комнаты для утвари и складские помещения. В южный неф встроена часовня-ротонда XIII - XIV вв. - дань композиции Храма Гроба Господня . Купол держат 4 мощных столпа, а в барабане купола 16 поясов крепости. По фасадам и барабану проходит изысканный аркатурный пояс с рельефами. Устремлённый ввысь собор обновлялся в XV и XVII веках; тогда же были созданы росписи, украшающие его внутренние стены. В 1830-е гг. боковые арочные галереи были разобраны, многие росписи - забелены, но впоследствии прописаны. Несмотря на то, что храм перенес не одно изменение, большая часть фресок погибла и побелка стен в интерьере убавила художественную целостность, он и сегодня оставляет большое впечатление.

Распределение внешних форм и масс, пропорции подчиняются возвышающемуся в центре высокому куполу, под которым расположена крыша с двунаклонным покрытием в форме креста. В оформлении фасада в основном используются декоративные элементы и развитая система сдвоенных пилястр, а также в поясах крепости облицовка с изразцами. Изразцы богаты и многообразны (дошли частично). В декоративном украшении храма большое место занимает рельеф. Стоит отметить украшение восточного фасада, в основе которой лежит система из пяти декоративных люстр. В подкупольном пространстве включены треугольные ниши, а в центральной части расположены веерообразные лучи с дисками на краях. Мастерски используется полихромический эффект. На основном - песочного цвета фоне у алтаря выделяются собранные ярко красные изразцы, которые выделены богато украшенными горизонтальными поясами. У западной части фасада один большой, богато украшенный пояс, который занимает большую часть стены. Композицию фасада завершает трехфигурный рельеф - восседающий на троне Спаситель с ангелами по бокам.

Светицховели является основополагающим храмом в стиле архитектуры средневековой Грузии. Старых росписей не сохранилось, а присутствующие - XVI, XVII и возможно XVIII веков (восстановлены в XIX веке). Наиболее интересны фрески XVII века (под куполом), эпизоды которых повествуют о принятии христианства Грузией (руководитель росписи - художник Григорий Гулджаварасашвили).

Во внешней части много изменений: часть фасада и подкуполье (которые отличаются зелёным цветом облицовки) принадлежат началу XV века (реставрировано Александром I Великим после нашествия Тамерлана), некоторые рельефные изображения перенесены, хотя эти реставрации не нарушили основные формы и пропорции храма.

    Продольный разрез

Рассказать друзьям