Путеводитель по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ) – нормативно – правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Требования к результатам освоения ФГОС – требования к результатам освоения; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Основная образовательная программа (ООП) – программа, определяющая цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на определенной ступени общего образования; направленная на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; обеспечивающая социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Результат освоения основной образовательной программы – личностный результат, метапредметный результат, предметный результат.
Личностный результат – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.; индивидуальные психологические характеристики личности.
Метапредметный результат – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД) (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Предметный результат – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Результаты освоения ООП, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – уровень освоения обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Результаты освоения ООП, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.).
Основа ФГОС – системно-деятельностный подход.
Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Таблица 1
Сравнение традиционной системы обучения и системы обучения на основе ФГОС нового поколения (на основе статьи Тихвинской А.В.) ¹
№ п.п. |
Критерий сравнения |
Традиционная система обучения |
Система обучения на основе ФГОС нового поколения |
Цель образования |
Вооружение знаниями, умениями, навыками. Развитие личности учащегося, достижение уровня функциональной грамотности, необходимой в современном мире |
Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России |
|
Подход к обучению |
Знаниевый |
Системно-деятельностный |
|
Основа школьного стандарта |
Модернизация отечественного образования (три новации): 1)кардинальное изменение взгляда на суть и значение стандарта, стандарт предстал как инструмент развития образования; 2)пересмотр содержания школьного образования: предусматривалось снятие перегрузки обучающихся, повышение доступности, качества и эффективности образования; сохранение традиционной фундаментальности при одновремнном углублении его практикоориентированности; 3)введение профильного обучения на старшей ступени школы с утверждением вариативности, дифференциации образования |
Основная образовательная программа, включающая: Программу духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Программу формирования универсальных учебных действий (УУД); Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Программы конкретных учебных предметов (КУП); Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП. Общественный договор – запрос семьи, общества, государства |
|
Требования к результатам освоения ООП |
Предметные |
Личностные Метапредметные Предметные |
Результат образования |
Знания, умения, навыки |
Способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально- значимых ситуациях |
|
Роль учителя |
Транслятор знаний |
Организатор деятельности ученика в инновационной образовательной среде Организатор совместной и продуктивной творческой деятельности |
|
Роль ученика |
Получает готовую информацию |
Осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации |
|
Методы и технологии обучения |
Доминируют репродуктивные методы обучения. Частично используются исследовательские, проектные методы |
Методы, обеспечивающие саморазвитие, самоактуализацию. Человека, позволяющие самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, коллективный способ обучения, исследовательские и поисковые технологии) |
|
Оценивание результата |
Оценка в баллах |
Комплексная оценка: балловая, портфолио |
¹Тихвинская А.В. К вопросу готовности образовательных учреждений к введению ФГОС. // Сибирский учитель, №1, 2011г., с.38.
Таблица№2
Требования к повышению квалификации кадров при реализации ООП
ООП начального общего образования |
ООП основного общего образования |
1.Укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками. 72 |
1.Укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками 2.Непрерывность профессионального развития педагогических работников ОУ должна обеспечиваться освоением ими доп. профессиональных программ в объеме не менее 108 часов не реже 1 раза в 5 лет |
Таблица 3
Сравнение структуры ООП
Начальное общее образование |
Основное общее образование |
1.Пояснительная записка 2.Планируемые результаты освоения обучающимися ООП 3.Учебный план 4.Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) 5.Программы конкретных учебных предметов (КУП) 6.Программа духовно – нравственного развития обучающихся 7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 8.Программа коррекционной работы 9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП |
Раздел1.Целевой 1.1.Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП 1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Раздел 2. Содержательный 2.1.Программа формирования УУД 2.2.Программа КУП 2.3.Программа воспитания и социализации: Духовно-нравственное развитие обучающихся; Формирование экологической культуры , здорового и безопасного образа жизни; -социализация и профессиональная ориентация. 2.4.Программа коррекционной работы Раздел 3. Организационный 3.1.Учебный план. 3.2.Система условий реализации ООП. |
Таблица 4
Сравнение структуры программы конкретного учебного предмета (КУП)
Начальное общее образование |
Основное общее образование |
6.Тематическое планирование. 7.Описание материально – технического обеспечения ООП. 8.Описание ценностных ориентиров содержания КУП. |
1.Пояснительная записка: цели ООП с учетом КУП 2.Общая характеристика учебного предмета. 3.Описание места учебного предмета в учебном плане. 4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения КУП. 6.Тематическое планирование. 7.Описавние материально-технического и учебно-методического обеспечения ООП. 8.Планируемые результаты изучения КУП. |
При мерный вариант плана по обеспечению перехода школы
на новый образовательный стандарт
Цель: обеспечить условия для качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Задачи:
1.Выявить уровень ресурсной обеспеченности начального общего образования к введению ФГОС.
2.Создать нормативно-правовую и научно-методическую базу для введения ФГОС НОО.
3.Обеспечить подготовку педагогических работников к реализации государственного стандарта начального общего образования, ориентировать их на ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом.
Раздел |
Мероприятия |
Планируемый результат |
Срок |
Ответ |
1.Создание организационных условий |
1.1.Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения |
Наличие совместного плана работы по переходу школы на новый образовательный стандарт |
||
1.2.Определить оптимальную модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию урочной и внеурочной деятельности |
Модель организации образовательного процесса |
|||
1.3.Организация взаимодействия ОУ с учреждениями дополнительного образования с целью обеспечения внеурочной деятельности обучающихся (при необходимости) |
Наличие договоров на предоставление услуг учреждениями дополнительного образования |
|||
1.4.Изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования |
Мониторинг мнения социума по вопросам введения новых стандартов |
|||
1.5.Организация работы рабочей группы по анализу ресурсной обеспеченности начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС |
Наличие объективной информации о ресурсном обеспечении введения ФГОС |
|||
2.Создание нормативно-правовых условий |
2.1.Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня по введению ФГОС |
Полный комплект нормативных документов |
||
2.1.Разработка (внесение изменений) локальных актов: Положение об основной образовательной программе; Положение о программе конкретного учебного предмета» |
Наличие нормативно-правовых документов ОУ, подготовленных в соответствии с требованиями стандарта |
|||
2.2.Разработка и утверждение основной образовательной программы |
Наличие основной образовательной программы, соответствующей требованиям нового стандарта |
|||
2.3.Разработка и утверждение рабочих программ учебных дисциплин |
Наличие рабочих программ учебных дисциплин, соответствующих требованиям нового стандарта |
|||
2.4.Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ОУ |
Комплект должностных инструкций, соответствующих ФГОС, новым тарифно-квалификационным характеристикам |
|||
2.5.Издание приказов по ОУ: О переходе образовательного учреждения на обучение по ФГОС; Об утверждении годового календарного учебного графика; Об утверждении учебного плана; Об утверждении списка учебников и учебных пособий; Об утверждении плана внутришкольного контроля по реализации ФГОС |
Наличие приказов, регламентирующих планомерность введения ФГОС |
|||
2.6.Заключение договоров с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении общего образования |
Наличие договоров со всеми родителями |
|||
2.7.Внести изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования |
Соответствие системы оценивания стандартам |
|||
3.Создание научно-методических условий |
2.1.Определение списка учебников и учебных пособий |
Наличие списка учебников и учебных пособий |
||
2.2.Разработка плана методической работы в ОУ; проведение методических совещаний в рамках ШМО классных руководителей, например: 1.Воспитание воспитателей: подготовка и самоподготовка учителя, будущего учителя к решению задач духовно-нравственного воспитания в рамках ФГОС. 2.Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребенка в ходе реализации ФГОС. Особенности организации и моделирования внеурочной деятельности по духовно-нрав- ственному развитию и воспитанию школьников с учетом требований ФГОС. |
Наличие внутришкольной системы методической работы |
|||
2.3.Приобретение в библиотеку учебно-методической литературы и материалов, в том числе ЭОР, по всем учебным предметам основной образовательной программы начальной школы, основной школы |
Пополнение библиотечного фонда в соответствии со стандартом |
|||
2.4.Проведение открытых уроков по использованию системно-деятельностного подхода в обучении |
Диссеминация опыта лучших педагогов ОУ |
|||
4.Создание кадровых условий |
4.1.Определение готовности педагогов ОУ к введению ФГОС |
Наличие объективной информации о готовности педагогов к работе по новым стандартам |
||
4.2.Разработка и утверждение плана-графика повышения квалификации педагогическими и руководящими работниками ОУ |
Утвержденный план – график прохождения курсов повышения квалификации педагогических и руководящих. работников |
|||
4.3.Повышение квалификации учителей по вопросам внедрения ФГОС |
100% педагогических кадров, обученных по ФГОС |
|||
4.4.Изучение и обобщение педагогического опыта по внедрению в учебный процесс передовых педагогических технологий |
Диссеминация опыта лучших педагогов |
|||
5.Создание финансово-экономических условий |
5.1.Рзработка системы повышающих надбавок учителям начальной школы, работающим по новым образовательным стандартам |
Наличие Положения об оплате труда работников ОУ с внесенными изменениями |
||
6.Создание материально-технических условий |
6.1.Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм |
||
6.2.Оснащение рабочих мест учителей начальной школы компьютерной техникой |
Соответствие рабочих мест педагогов требованиям стандартов |
|||
7.Создание информационных условий |
7.1.Открытие Интернет страницы «Новый ФГОС» на сайте школы. |
Реализованный план действий по информированию общественности |
||
7.2.Публикация серии статей в средствах массовой информации. |
Обобщение опыта |
|||
7..3.Организация администрацией школы «горячей линии» по вопросам введения ФГОС. |
Учет общественного мнения |
|||
7.4.Проведения дня открытых дверей для родителей |
Открытость вводимых инноваций |
|||
7.5. Проведение публичного отчета ОУ о результатах внедрения нового стандарта в школе |
Открытость вводимых инноваций, учет общественного мнения |
программу высшего профессионального образования по направлению... |
Лябипова Ляйсан
Разделы основной образовательной программы начального общего образования СОШ
Разделы основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Троицкая СОШ
Целевой раздел :
1. пояснительная записка;
2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ;
3. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования .
4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ;
5. программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ;
7. программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ;
8. программа коррекционной работы.
Организационный раздел :
9. учебный план начального общего образования ;
10. план внеурочной деятельности;
9. система условий реализации в соответствии с требованиями Стандарта.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа » реализует на первой ступени образования основную образовательную программу начального общего образования . ООП НОО формировалась исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании » , где в статье 9 и 32 поясняется, что образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса . Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП ООН обеспечивает право граждан на получение бесплатного начального образования и предназначена для детей с 6,5 лет до 11 лет, которые проживают в селе Троицкое, посёлке Песоченка Чеховского муниципального района Московской области. ООП ООН реализуется на первой ступени обучения :1-4 классы. Продолжительность обучения четыре года.
Целью реализации является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными , государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены :
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы , отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской , гражданской идентичности;
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) ;
Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению , а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает :
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества , инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
Переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования , определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
Ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
Признание решающей роли содержания образования , способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно -воспитательных целей и путей их достижения;
Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего , основного общего образования ;
Цель деятельности начальной ступени образования МБОУ Троицкая СОШ –реализация модели школы личностного развития и самосовершенствования и создания определённой системы учебно-воспитательной работы,
Задачи : воспитание и развитие свободолюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности, главные направления деятельности которой являются :
Учить мыслить (развитие интеллекта) ;
Воспитывать чувства (формирование нравственных отношений) ;
Укрепление здоровья детей.
ООП НОО включает в себя Базисный учебный план, рабочие программы учебных курсов , предметов и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Важнейшей частью основной образовательной программы является Базисный учебный план образовательного учреждения , который содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса . Внеурочная деятельность организуется в кружковой форме с применением таких видов деятельности как : экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.
ООП НОО основывается на следующей совокупности ценностей :
Обеспечение прав и свобод личности;
Выполнение Конвенции о правах ребёнка;
-общечеловеческие ценности ;
Патриотизм, осознание себя жителем России и хранителем её исторического и культурного наследия;
Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом.
ООП НОО направлена на удовлетворение потребностей учащихся – в программах обучения , обеспечивающих личное становление, общества и государства - в реализации ФГОС, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности.
ООП НОО строится на основе следующих принципов :
Гуманизация и гуманитаризация;
Индивидуально-личностная ориентация содержания образования ;
Целостность образовательного процесса .
Задачи, достижения запланированных образовательных результатов :
Обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системной оценки результатов освоения ООП НОО;
Обеспечить содержательную и критериальную основу для разработки рабочих программ учебных предметов , системы оценки освоения обучающимися ООП НОО в соответствии с требованиями стандарта.
Этапы реализации ООП НОО.
Этапы реализации ООП НОО строятся в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
1 этап – первое полугодие первого класса.
Цель : обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.
2 этап – второе полугодие первого класса - первое полугодие четвёртого класса.
Цель : конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.
3 этап - второе полугодие четвёртого класса.
Цель : рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться .
Организация годового цикла образовательного процесса состоит из трёх фаз учебного года :
1 фаза (сентябрь) - фаза совместной постановки задач учебного года (фаза «запуска» ). 2 фаза (октябрь- апрель) - фаза совместной постановки и решения задач учебного года. 3 фаза (апрель-май) - рефлексивная фаза учебного года.
Образовательное пространство МБОУ Троицкая СОШ представлено урочной и внеурочной деятельностью обучающихся. Основной формой организации обучения является урок. В условиях урочного пространства через урок, учебное занятие и модуль реализуются три направления деятельности : а) учебная; б) учебно-исследовательская; в) учебно-проектная. В образовательный процесс включаются следующие формы учебной деятельности :
Урок (форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач) ;
Учебное занятие (форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия);
Консультативное занятие (форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника) ;
Домашняя самостоятельная работа (форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов ).
Предметное содержание образования реализуется через :
- основные способы учебной деятельности;
Систему предметных знаний и умений;
Учебное сотрудничество;
Контрольно- оценочные действия младших школьников.
Особенностью использования педагогических технологий является направленность на развитие познавательного интереса обучающихся, формирование универсальных учебных действий, проявление творческих возможностей, развитие коммуникативной культуры.
Ведущие образовательные технологии :
Игровые технологии;
Диалоговые технологии;
Групповые технологии организации учебного процесса;
Технологии проблемно- творческого обучения;
Проектная деятельность;
Участие детей в школьных, районных олимпиадах, конкурсах.
Использование подобных технологий создаёт базу для продолжения образования в основной школе . Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими санитарными нормами. Кроме того, учтены концептуальные положения используемого в начальной школе учебно-методического комплекта «Школа России» .
Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно- полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы . В соответствии с требованиями ФГОС предметное содержание, дидактическое и методическое обеспечение системы УМК «Школа России» способствует достижению метапредметных результатов освоения ООП НОО посредством формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться .
Основными характеристиками , достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются :
Смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей, на её базе развиваются важные учебные и компетентности);
Формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);
Выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности.
Разработанная основная образовательная программа предусматривает :
Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися ;
Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций, студий и кружков;
Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно- исследовательской деятельности;
Использование современных образовательных технологий ;
Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
Начальное образование в МБОУ Троицкая СОШ создаёт условия для формирования у младших школьников способности к организации самостоятельной учебной деятельности; исследовательского интереса; коммуникативности; ответственности; саморегуляции; уважительного отношения к окружающим, к иной точке зрения, навыков саморорганизации и здорового образа жизни .
Реализацию ООП НОО обеспечивает ряд локальных нормативно-правовых документов :
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ;
Закон Российской Федерации «Об образовании » ;
Конституция Российской Федерации;
Устав образовательного учреждения ;
Свидетельство о государственной аккредитации ОУ;
Лицензия ОУ;
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу . Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования , допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты :
Обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования , уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
Являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов , курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования .
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, - овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса . При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости :
Определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка;
Определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;
Выделения основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов деятельности систем образования различного уровня , педагогов, обучающихся.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.
Цели, ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы .
Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке , предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы . Этот блок результатов описывает основной , сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования , как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся.
Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.
Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы . Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат : их значимость для решения основных задач образования на данной ступени , необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и , во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений, так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы) . Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, - с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения - предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса , направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения :
Двух междисциплинарных программ - «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом» ;
программ по всем учебным предметам - «Русский язык» , «Литературное чтение» , «Иностранный язык» , «Математика» , «Окружающий мир» , «Основы религиозных культур и светской этики» , «Музыка» , «Изобразительное искусство » , «Технология» , «Физическая культура» .
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться .
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Составители:
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» единственным официальным нормативным документом в общеобразовательном учреждении, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (далее – ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Основная образовательная программа (ООП) – это документ, в котором фиксируется и аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.
Уровень образовательной программы – это показатель её полноты и качества в создании условий для достижения личностью определённого уровня образованности, системной организованности образовательного процесса в учреждении по обеспечению всего спектра условий освоения обучающимися всех уровней образованности.
Направленность образовательной программы – это обобщенное определение результата, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.
В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретной школе определяется ООП (образовательными программами ступеней), которая разрабатывается и реализуется школой самостоятельно.
Анализ концептуальных подходов к разработке ООП для учреждений общего образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:
· основная образовательная программа ОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию;
· основная образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми;
· основная образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования и аккредитации образовательного учреждения, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.
Исходя из вышеизложенного, органы управления образованием определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития , а на основе разрабатываемых и используемых ООП ступеней, отражающих специфику его деятельности.
Основная образовательная программа каждого ОУ специфична, т. к. разрабатывается самими практиками с учётом особенностей социума, запросов родителей и других участников образовательного процесса.
ООП для ОУ, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса.
Наиболее типичные вопросы:
1. Каким должен быть объём образовательной программы?
Объём основной образовательной программы не регламентируется ФГОС.
2. Не получится ли так, что программы школ, составленные на основе Примерной программы, будут как «братья-близнецы»?
Предполагается, что характеристика особенностей ОУ, обоснование и описание «приоритетов, специфики и т. д.», а также «характеристика учащихся, педагогического коллектива, материально-технических условий, концептуальных оснований деятельности» будут представлены в Пояснительной записке к основной образовательной программе. Цели и задачи реализации программы должны соотноситься со спецификой ОУ.
3. Зачем каждому образовательному учреждению нужно составлять примерные программы отдельных учебных предметов? Разве это не нормативные документы?
В приложении к Примерной основной образовательной программе, разработанной на федеральном уровне, будут представлены примерные программы по учебным предметам, на основании которых учителями разрабатываются рабочие программы, курсы и т. д. Примерные программы по учебным предметам носят рекомендательный характер. Разработанные на их основе рабочие программы отражают и учитывают специфику ОУ, обучающихся, условий и т. д., но обязательно должны обеспечивать достижение каждым учеником планируемых результатов и реализацию индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с потребностями обучающихся и их родителей.
4. Кто должен написать основную образовательную программу в школе? В чьи профессиональные обязанности что входит?
Основная образовательная программа ОУ разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно с участием педагогов, обучающихся, родителей, всех заинтересованных лиц.
В соответствии с новым Единым квалификационным справочником (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.01.2001 N 593 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»):
Руководитель образовательного учреждения : «определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы… Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения».
Учитель : «планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ ».
Аналогичные обязанности возложены и на других участников образовательного процесса.
Конкретное распределение обязанностей входит в компетенцию ОУ.
5. Чем отличается программа развития от основной образовательной программы школы?
Программа развития не может не касаться главной – образовательной подсистемы школы, но при этом она существенно отличается от другого, также стратегического по своему значению документа – основной образовательной программы школы:
– программа развития, как план перспективный, показывает цели образования и образовательную систему школы в будущем, те цели и ту систему, которая должна быть создана за счёт завтрашних нововведений; ООП, как план текущий, фиксирует цели образования и образовательную систему школы в настоящем, является сегодняшней визитной карточкой образовательной системы школы для её потребителей, заказчиков, родителей, партнёров, конкурентов; при этом, текущая ООП может носить инновационный характер, если она уже сегодня опирается на инновационные психолого-педагогические концепции и модели, культивирует инновационную организационную культуру, ставит новые цели, использует инновационные образовательные технологии в инновационной образовательной среде;
– программа развития рассматривает новшества во всех подсистемах школы, в то время, как для образовательной программы более характерна выраженная доминанта на собственно образовательной подсистеме школы .
Чего нужно избегать?
· Основная ошибка разработчиков в том, что они переписывают почти весь текст содержания примерной основной образовательной программы.
· При написании каждого раздела не учитывают особенности своего образовательного учреждения, копируют формулировки целей и задач, предложенных в примерной программе.
· Планы мероприятий в каждом разделе (подпрограмме) не конкретны, без дат и фамилий исполнителей.
· При написании программы забывают отражать преемственность между ступенями образования.
Помните, что программа пишется для вашего коллектива, учреждения, а не для проверяющих. Пишите её ясным, точным языком. Но не забывайте, что данная образовательная программа должна отличаться от предыдущих своим инновационным содержанием в соответствии с ФГОС.
§ планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
§ учебный план начального общего образования;
§ программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
§ программы учебных предметов, курсов;
§ программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
§ программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
§ система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Пояснительная записка
Пояснительная записка является системообразующим элементом ООП и должна раскрывать (ФГОС, п.19.1):
· цели реализации ООП НОО , конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися ООП НОО;
· принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательного процесса конкретного ОУ;
· общую характеристику ООП НОО.
1. Нормативно-правовая база ООП НОО
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) МОУ СОШ № _____ является основным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:
§ Закон РФ «Об Образовании»
§ Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»
§ Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»
§ Федеральный государственный образовательный стандарт
§ Устав ОУ №___
§ Правила внутреннего распорядка ОУ № ___
Другие локальные акты ОУ,
регламентирующие образовательную деятельность
2. Адресность ООП НОО
Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ СОШ № ____, к числу которых относятся:
· Педагоги начальной школы;
· Родители обучающихся 1-4 классов;
· Дети, школьного возраста, принятые в 1 – 4 класс МОУ СОШ № ____;
· Представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета и других выборных органов ОУ.
Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении о родительской общественности, Положении об Управляющем совете и т. д.)
3. Принципы реализации Программы
Основными принципами реализации Программы являются:
· предоставление равных возможностей…
· открытость образовательного пространства…
· первостепенность интересов обучающихся…
· свобода выбора для обучающихся (темпа учения, уровня выполняемых заданий…)
4. Цели и задачи.
Цели и задачи ступени школьного образования формулируются на основе целей начального образования, заложенных в ФГОС НОО и с учетом местных (национальных, региональных) особенностей . Кроме этого, образовательное учреждение вправе самостоятельно к заданным целям добавить собственные цели, которые формулируются под запрос родителей конкретного образовательного учреждения.
Задачи необходимо рассматривать как условия достижения конкретных целей.
5. Образовательно-развивающая среда
Для осуществления целей Программы сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, включающая в себя ресурсы школы, микрорайона и т. д.
(Подробный перечень или схема)
6. Условия реализации программы
Для реализации программы в ОУ созданы следующие условия:
кадровые (квалификация, опыт, повышение квалификации, победители профессиональных конкурсов , участие в проектах, грантах и т. п.);
материально-технические (помещения и оборудование);
информационные (обоснованное и эффективное использование информационной среды (локальной среды, сайта, цифровых образовательных ресурсов, мобильных компьютерных классов, владение педагогогами ИКТ-технологиями) в образовательном процессе).
Учебно-методическое обеспечение ОП (обоснование использования списка учебников для реализации задач ООП; наличие и оптимальность других учебных и дидактических материалов, включая цифровые образовательные ресурсы, частота их использования учащимися на индивидуальном уровне).
Санитарно-гигиенические (соответствие условий физического воспитания гигиеническим требованиям; обеспеченность горячим питанием; наличие лицензированного медицинского кабинета; расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и полидеятельностное пространство).
7. Режим работы ОУ и особенности организации учебного процесса
График учебного времени и времени отдыха; одна-две смены и проч.
Планируемые результаты
освоения обучающимися
начального общего образования
Данный раздел целесообразно посвятить описанию планируемых результатов начального образования, ожидаемых в конкретном ОУ.
Планируемые результаты должны соотноситься с целями, сформулированными ОУ в разделе «Пояснительная записка».
Необходимо отметить, что в новом ФГОС НОО результат образования имеет три составляющих:
· предметные результаты – освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Эта группа результатов прописывается через блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.
· метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться , и межпредметные понятия;
· личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию , сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Данный раздел предполагает наличие портрета выпускника начальной ступени общеобразовательной школы.
Учебный план
начального общего образования
Стандартом НОО право распределения часов внутри учебного плана на учебные дисциплины , модули, на классы и по учебным неделям передается непосредственно образовательному учреждению.
Формирование учебного плана – самый ответственный этап разработки программы, так как в стандарте определено только общее (на четыре года) количество часов, отведённых на учебную и внеурочную деятельность . Учебный (образовательный) план может определять:
· перечень предметных областей: филологию, математику, окружающий мир; искусство и культуру; здоровье и технологию (состав и структуру обязательных предметных областей);
· перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубная, студийная, секционная, кружковая, проектная деятельность и др.) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся;
· соотношение между обязательной частью, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область, и частью, формируемой ОУ, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область. Часть, формируемая ОУ, предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области иди добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, национально-региональных особенностей; мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников. В данную часть входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленны на их развитие;
· максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
· вариант индивидуального учебного плана для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целесообразно основную образовательную программу реализовывать в рамках пятидневной учебной недели, предусмотрев возможность шестого дня недели (по желанию родителей), для реализации в субботу (или в другой день недели) дополнительной образовательной программы или внеурочных форм организации образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.
Программа формирования
универсальных учебных действий
у обучающихся на ступени начального
общего образования
Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т. е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. В данном разделе необходимо показать связь универсальных учебных действий с содержанием конкретных учебных предметов.
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
· Место Программы формирования УУД среди других подпрограмм ООП НОО;
· Нормативно-правовая и документальная основа;
· Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;
· Понятие, функции, состав и характеристики УУД;
· Связь УУД с содержанием учебных предметов;
· Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
· Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе на новую ступень общего образования.
Программа духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования
Программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования , традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Программа духовно-нравственного развития ОУ должна содержать теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона.
Разделы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни
Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Анализ здоровья обучающихся дает возможность для организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении. При этом необходимо создание внутришкольной здоровьесберегающей среды, рациональной организации учебного процесса, совершенствование двигательного режима в процессе обучения, физкультурно-оздоровительная работа, работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, организация медицинской помощи и диспансеризации.
Здоровьесберегающая инфраструктура прописывается образовательным учреждением в основной образовательной программе блоком программы, структура которой выглядит следующим образом:
Паспорт программы.
Нормативно-правовая и документальная основа.
Пояснительная записка.
Ожидаемые результаты.
Критерии оценки эффективности оценки ожидаемых результатов.
Форма представления результатов.
В паспорте программы необходимо указать:
1. Заказчика программы.
2. Сроки реализации программы.
5. Источник финансирования, если таковой предусмотрен.
6. Ожидаемые результаты.
В пояснительной записке необходимо дать информационно-аналитическую справку о состоянии здоровья обучающихся. Указать связь с уже существующими программами и отличительные особенности данной программы. Так же в пояснительной записке необходимо прописать базовые теоретические идеи и ключевые понятия.
В разделе «Форма представления результатов» целесообразно представлять ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексо-целевой программы, которые покажут качество реализации программы по здоровьесбережению.
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения
основной образовательной программы
начального общего образования
Система оценки в условиях личностно-ориентированного образования направлена, прежде всего, на раскрытие личностных качеств каждого ребёнка.
Первые классы – безотметочное обучение с зачётом по каждой теме. Экран (дневник) успеваемости, где отмечаются результаты продвижения в усвоении новых знаний.
Текущий контроль. Поощрение действий ученика. Обучение ученика критериям оценивания собственной работы. Использование взаимопроверки и самопроверки.
Тематический, промежуточный и итоговый контроль. Для оценивания уровня развития ключевых компетентностей (метапредметные результаты) обучающихся используются карты оценки сформированности ключевых компетентностей:
§ на материале решения учебных задач;
§ на материале решения исследовательских и проектных задач;
§ портфолио.
Оценивание проводится на основе описаний (дескрипторов) уровней сформированности отдельных компонентов
Уровни выделяются как этапы/уровни присвоения культурных средств (способов действий):
w 1-й уровень – формальный – освоение внешней стороны образца (алгоритма, правила);
w 2-й уровень – предметный – освоение существенного предметного основания (внутренней формы) способа действия;
w 3-й уровень – функциональный – способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.
Предметные результаты оцениваются по:
§ владению предметными понятиями и способами действия,
§ умению применять знания в новых условиях,
§ по системности знаний.
Оценка уровня сформированности предметной грамотности проводится по трехуровневым контрольно-диагностическим материалам. 3-й уровень дополнительно диагностируется при выполнении проектных задач и «практик».
Личностные результаты возможно определить через листы наблюдений или портфолио обучающегося (подробно см. «Методические рекомендации», разд. «Новая система оценивания», сайт ТОИПКРО, ссылка ФГОС).