Что значит каникулярное время. Особенности режима рабочего времени педагогических работников в каникулярный период и при отмене учебных занятий

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Подробности Просмотров: 1398

А все-таки на свете придумано не зря. Что открывают двери ребятам лагеря!

Лето - это прекрасная пора, когда мир становится ярче, красочнее и чуточку счастливее! Именно таким он должен быть для наших детей - добрым, светлым, интересным и безопасным! Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления здоровья, физической закалки, а оздоровительный спортивный лагерь это реальные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирования их здорового образа жизни.

4 июня 2018 года приветливо открыл свои двери лагерь ДЮСШ с дневным пребыванием детей «Спорт и здоровье». Первый день работы лагеря начался с торжественной линейки. В каждой спортивной группе (лыжные гонки, баскетбол, волейбол) был проведён инструктаж с обучающимися по технике безопасности и правилам поведения в лагере. В лагере «Спорт и здоровье» ребят ждёт много интересного: эстафеты, спортивные игры, викторины, конкурсы, квесты, экскурсии и конечно же тренировки.

Надеемся, что отдых для ребят будет веселым и полезным. Всем хорошего, спортивного отдыха.

План основных мероприятий в период зимних каникул 2017-2018 учебного года

МКУ ДО ДЮСШ

1. Массовые мероприятия

Название мероприятия

Учреждение-

организатор

Проведения

Время проведения

Чаепитие «Рождественские посиделки»

МКУ ДО ДЮСШ

МКУ ДО ДЮСШ

МКУ ДО ДЮСШ

Рождественский семейный спортивный праздник «Зимние забавы»

МКУ ДО ДЮСШ

Рождественские спортивные соревнования «Лыжные гонки»

МКУ ДО ДЮСШ

Рождественское Первенство МКУ ДО ДЮСШ по волейболу среди девочек

МКУ Чкаловская СШ № 5

Рождественское Первенство МКУ ДО ДЮСШ по баскетболу среди мальчиков

МКУ Чкаловская СШ № 5

Лыжные соревнования «Рождественская гонка» г. Дзержинск

г.Дзержинск

Соревнования по мини-футболу «Рождественский турнир» среди мальчиков 2006-2007 гг.

г. Городец

Встреча с главным специалистом КДНиЗП Баженовым М . Ю

МКУ ДО ДЮСШ

Информация о приеме заявлений

на отдых и оздоровление детей в 2018 году.

Управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Чкаловск сообщает, что с 1 сентября по 1 октября 2017 года принимаются заявления от граждан и от организаций на отдых детей в загородных лагерях и санаторно-оздоровительных центрах Нижегородской области в 2018 году. Так как осенью начинается процесс формирования бюджета на следующий финансовый год, и от количества поданных заявок на путевки определяется финансирование летней оздоровительной кампании будущего года.

Организация или гражданин может подать заявку на :
1. Бесплатную путевку в санаторно-оздоровительный центр Нижегородской области.

Путевки предоставляются гражданам, имеющим детей, нуждающихся в санаторно - курортном лечении по медицинским показаниям, в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 15 лет включительно, относящимся к следующим категориям: одинокие матери (отцы); ветераны боевых действий, граждане, являющиеся инвалидами; граждане, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; граждане, имеющие детей, добившихся успехов в учебе, общественной деятельности, являющиеся победителями и призерами областных и региональных этапов всероссийских олимпиад, конкурсов, смотров, участниками областных спортивных соревнований; граждане, проходящие военную службу по призыву. Бесплатные путевки в санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, расположенные на территории Нижегородской области, предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям из многодетных семей, детям, оба родителя которых являются работниками государственных и муниципальных бюджетных учреждений.

2. Возмещение или компенсацию части расходов по приобретению путевки в санаторий, санаторно-оздоровительный центр, находящийся на территории Российской Федерации - один раз в год.

Возмещение предоставляется гражданам, имеющим детей, нуждающихся в санаторно - курортном лечении по медицинским показаниям.

3. Путевку в загородный лагерь Нижегородской области или возмещение части расходов по её приобретению.

Путевки предоставляются работникам бюджетной сферы, безработным гражданам, неработающим пенсионерам, пенсионерам-опекунам и приемным родителям. Также родители (законные представители) могут приобрести путёвки в любой лагерь Нижегородской области самостоятельно и имеют право получить возмещение части расходов по приобретению путевки в загородные оздоровительные лагеря.

Заявления принимаются до 1 октября 2017 года в кабинете №10 управления образования и молодежной политики (ул.Ломоносова, д.59, 3 этаж).

Более подробную информацию можно получить

По телефону - 41446 (доб.номер -21), Крестьянинова Анна Константиновна;

В соответствии с законодательством Российской Федерации в каникулярный период на базе МКУ ДО ДЮСШ организуется отдых и занятость детей.

Оздоровительные мероприятия в период летних каникул - один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года, целью которого является восстановление, расширение адаптационных возможностей организма ребенка. Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить здоровье, снять напряжение, развить способности. Поэтому организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи остается одним из приоритетных направлений работы социальной сферы. Система образования остается главным организатором занятости, отдыха и оздоровления детей.

Когда надо подавать заявку на приобретение путевки в летний оздоровительный лагерь?

В летний каникуляный период на базе МКУ ДО ДЮСШ функционирует летний спортивный лагерь дневного пребывания детей "Спорт и здоровье".

Путевка в спортивный лагерь "Спорт и здоровье" предоставляется бесплатно. Право на получение путевки имеют обучающиеся общеобразовательных школ городского округа город Чкаловск.

Для того, чтобы ребенку получить путевку в спортивный лагерь "Спорт и здоровье" родителям (законным представителям) необходимо обратиться в МКУ ДО ДЮСШ, подать заявление установленного образца и приложить справку из общеобразовательного учреждения. Заявления в спортивный лагерь "Спорт и здоровье" дневного пребывания детей принимаются с 10 апреля 2018 года.

КАНИКУЛЯРНЫЙ, каникулярная, каникулярное. прил. к каникулы. Каникулярное время. || Происходящий во время каникул. Каникулярный отдых. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Вакационный Словарь русских синонимов. каникулярный прил., кол во синонимов: 1 вакационный (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

КАНИКУЛЫ, ул. Перерыв в занятиях (в учебных заведениях; в нек рых странахЧтакже в работе парламента) на праздничное или летнее время. Учащиеся распущены на к. Парламентские к. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

каникулярный - ая, ое. caniculaire adj. По летнему очень жаркий. Скоро начнутся сентябрьские ливни, и растительность, приостановленная на время каникулярной жарой, снова приобретет силу и покроет поля.. цветами. Фабр 1 112. В тот вечер стояла погода самая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Прил. 1. соотн. с сущ. каникулы I, связанный с ним 2. Свойственный каникулам [каникулы I], характерный для них. 3. Приходящийся на каникулы I. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Каникулярный, каникулярная, каникулярное, каникулярные, каникулярного, каникулярной, каникулярного, каникулярных, каникулярному, каникулярной, каникулярному, каникулярным, каникулярный, каникулярную, каникулярное, каникулярные, каникулярного,… … Формы слов

каникулярный - каникул ярный … Русский орфографический словарь

каникулярный - … Орфографический словарь русского языка

каникулярный - см. каникулы; ая, ое. К ое время. К ое настроение … Словарь многих выражений

каникулярный - каникул/ярн/ый … Морфемно-орфографический словарь

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Каникулы период, свободный от учёбы или основной деятельности (школьные каникулы … Википедия

Книги

  • Фрау Шрам , Афанасий Мамедов. "Фрау Шрам" - каникулярный роман, история о любви, написанная мужчиной. Студент московского Литинститута Илья Новогрудский отправляется на каникулы в столицу независимого Азербайджана.…
  • Фрау Шрам , Мамедов Афанасий. "Фрау Шрам"-каникулярный роман, история о любви, написанная мужчиной. Студент московского Литинститута Илья Новогрудский отправляется на каникулы в столицу независимого Азербайджана.…

Летнее время . Учащиеся распущены на к. Парламентские к.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "каникулярный" в других словарях:

    КАНИКУЛЯРНЫЙ, каникулярная, каникулярное. прил. к каникулы. Каникулярное время. || Происходящий во время каникул. Каникулярный отдых. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Вакационный Словарь русских синонимов. каникулярный прил., кол во синонимов: 1 вакационный (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    каникулярный - ая, ое. caniculaire adj. По летнему очень жаркий. Скоро начнутся сентябрьские ливни, и растительность, приостановленная на время каникулярной жарой, снова приобретет силу и покроет поля.. цветами. Фабр 1 112. В тот вечер стояла погода самая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Прил. 1. соотн. с сущ. каникулы I, связанный с ним 2. Свойственный каникулам [каникулы I], характерный для них. 3. Приходящийся на каникулы I. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Каникулярный, каникулярная, каникулярное, каникулярные, каникулярного, каникулярной, каникулярного, каникулярных, каникулярному, каникулярной, каникулярному, каникулярным, каникулярный, каникулярную, каникулярное, каникулярные, каникулярного,… … Формы слов

    каникулярный - каникул ярный … Русский орфографический словарь

    каникулярный - … Орфографический словарь русского языка

    каникулярный - см. каникулы; ая, ое. К ое время. К ое настроение … Словарь многих выражений

    каникулярный - каникул/ярн/ый … Морфемно-орфографический словарь

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Каникулы период, свободный от учёбы или основной деятельности (школьные каникулы … Википедия

Книги

  • Фрау Шрам , Афанасий Мамедов. "Фрау Шрам" - каникулярный роман, история о любви, написанная мужчиной. Студент московского Литинститута Илья Новогрудский отправляется на каникулы в столицу независимого Азербайджана.…
  • Фрау Шрам , Мамедов Афанасий. "Фрау Шрам"-каникулярный роман, история о любви, написанная мужчиной. Студент московского Литинститута Илья Новогрудский отправляется на каникулы в столицу независимого Азербайджана.…

На федеральном уровне особенности режима рабочего времени педагогических работников отражены во многих нормативных актах, но несмотря на это, вопросов у педагогических работников, связанных с особенностями режима работы в каникулярный период и период отмены учебных занятий (например, в период мероприятий по карантину, погодные условия и др.), меньше не становится. В последнее время всё чаще от педагогических работников можно услышать, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте в астрономических часах гораздо больше по времени, нежели в рядовые рабочие будни. Законно ли это и с чем это связано? Ответ обоснуем в рамках действующего законодательства!

Начнём с того, что каникулярный период — это период времени в учебном графике, предоставляемый для отдыха обучающихся, но не работников образовательных организаций. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Приказ) (пункт 4.1) устанавливает, что «периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно — каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объема учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Приказа (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время). Что это за виды работ? Это так называемая ненормируемая часть работы педагогического работника. В Приказе указывается, что другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

  • самостоятельно — подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;
  • в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, — ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
  • правилами внутреннего трудового распорядка — организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;
  • планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством — выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, — выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);
  • трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);
  • локальными нормативными актами организации — периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.

Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

?

Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учетом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

Таким образом, в каникулярный период в образовательной организации должен быть установлен особый график работы для педагогических работников, с учётом плана работы самой организации. Рассмотрим на конкретном примере ситуацию. В школе № 00 работает учителем физики Иванова М.И. с педагогической нагрузкой 20 часов. В каникулярный период, учитывая план работы организации, Иванова М.И. должна присутствовать на рабочем месте (при 5-ти дневной рабочей неделе) ежедневно по 4 астрономических часа. При составлении графика работы на каникулы необходимо учесть, что нельзя преднамеренно устанавливать разрывы в рабочем графике (например, утром педагогический совет, а вечером — родительские собрания, тем самым вынуждая педагогического работника оставаться на рабочем месте весь день). Всё же руководитель организации должен предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих подчинённых, а не заставлять работников нести трудовую повинность путём физического «просиживания» на рабочем месте.

Привлечение к работе в каникулярное время, а также в периоды отмены реализации образовательных программ, не совпадающие с отпуском, осуществляется на основании соответствующих распорядительных актов образовательных организаций, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием учебных занятий, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени, т. е. введен суммированный учет рабочего времени в порядке, установленном ст. 104 ТК РФ. Возможность использования суммированного рабочего времени должна быть отражена в коллективном договоре (при его наличии) и правилах внутреннего трудового распорядка. Использование суммированного учёта рабочего времени даёт возможность рационально подойти к организации труда в каникулярный период. Рассмотрим конкретный пример. Наша Иванова М.И. (учитель физики школы № 00) имеет нагрузку 20 часов в неделю, которые в каникулярный период она обязана присутствовать на рабочем месте. В большинстве случаев такие 20 часов будут разбиты на 4 астрономических часа в день. На практике никто не запрещает руководителю (при письменном согласии работников) установить суммированный учёт рабочего времени и предложить Ивановой М.И. отработать их, например, 8 8 4=20 ч/3дня (или иное предложение). Таким образом, установив такой график, руководитель организации может достичь максимального эффекта:

— обеспечить нахождение педагогических работников в организации в целях организации каникулярной занятости обучающихся в течение всего дня;

— работники получат возможность отдохнуть и порешать свои личные проблемы, которые в течение учебного периода решить не могут физически;

— высвобождающиеся дни можно предоставить для прохождения медицинских осмотров и т. д. Никакие службы финансового контроля не могут предъявить претензий к руководителю по установленному графику работы в каникулярный период, который допускает суммированный учёт рабочего времени. Главное — оформить всё документально!

Регулирование режима рабочего времени педагогических и иных работников образовательных учреждений во время осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, осуществляется в соответствии с разделом IV Приказа , в соответствии с которым продолжительность рабочего времени педагогических работников, изменению не подлежит. Например, руководители образовательных организаций, на базе которых создаются оздоровительные лагеря (лагеря труда и отдыха), не вправе устанавливать учителям в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.

Вместе с тем, поскольку в эти периоды объективно изменяется характер работы педагогических работников, то перечень выполняемых ими работ (обязанностей) требует уточнения.

Основанием для уточнения перечня работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:

— раздел «Общие положения» квалификационных характеристик;

— раздел IV Приказа (виды работ перечислены выше).

В соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик установлено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

?

При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, необходимо исходить из того, что в указанные периоды учителя, преподаватели (за исключением преподавателей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования) в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени.

Периоды отмены реализации образовательной программы, которые явно не зависят от работников и от самой образовательной организации (мероприятия по карантину, отмена занятий по метеоусловиям, проведение в здании организации государственных мероприятий (выборы, государственная итоговая аттестация), для работников являются рабочим временем и не могут рассматриваться как простой, как иногда необоснованно пытаются квалифицировать указанные периоды. За время работы в периоды отмены реализации образовательной программы, как и в периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, не совпадающие с отпуском работников, оплата труда учителей и других педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей этим периодам.

Откуда берётся ошибочное представление о нормировании труда учителей в каникулярный период? Если директор школы преследует цель, чтобы заставить учителя находиться в стенах школьного здания максимальное количество времени (и такое тоже встречается), то в каникулярный период учителю начинают объяснять следующую неправильную арифметику его педагогической нагрузки. Директор говорит о каких-то мифических 36 астрономических часах за ставку заработной платы (при этом он прекрасно понимает, что нагрузка учителя исчисляется по его академическим часам). Таким образом, если у учителя есть 1 ставка, которая равна 18 часам, то в каникулярный период она вдруг превращается в 36 часов! А уж если у бедного учителя часов больше 18, то ему ещё и «добавка» к этим 36 часам полагается. Вот и получается, что в период каникул в некоторых образовательных организациях начинают устанавливаться свои «местечковые» правила расчёта рабочего времени учителей. Такие расчёты не имеют никаких законных оснований!

Как должен работать педагог в каникулы? В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы в школе в этот период. Ученикам и родителям нередко кажется, что каникулы — это время отдыха учителя. На практике дело обстоит иначе. Учителя знают, что каникулы — это их рабочее время, причем нередко не менее напряженное время, чем учебное.

В каникулы педагоги заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям, заняты в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и т. д.

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (далее — ТК).
  2. ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г. (далее — Приказ).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» от 22.12.2014 № 1601 (далее — Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Трудовой кодекс:

  • определяет круг лиц, который не может быть допущен к педагогической деятельности;
  • устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для педагога (не более 36 часов в неделю);
  • закрепляет право на ежегодный удлиненный отпуск сроком от 42-56 календарных дней, в связи с повышенной интенсивностью и напряженностью труда педагога;
  • предоставляет право на отпуск сроком 1 год после непрерывных 10 лет педагогической работы.

Особый статус педагога закреплен и в Законе «Об образовании в РФ». Согласно п.7 ст.47 Закона «Об Образовании в РФ» режим рабочего времени и времени отдыха учителя определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (трудовым договором, графиками работ, расписанием занятий и т. д.).

Таким образом, ТК и Закон «Об Образовании в РФ» определяют общие положения и особенности труда педагогических работников.

Для разных категорий педагогических работников устанавливается своя продолжительность рабочего времени (Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Например, старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам- психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, старшим вожатым и т. д. устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю (п. 2.1 Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Учитель-дефектолог, учитель-логопед работает 20 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Существует ли документ, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

О том, какой режим работы учителя должен быть установлен в каникулы, подробно описывает Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г.(далее — Приказ). Глава IV определяет периоды осенних, зимних, веcенних и летних каникул, как рабочее время учителя.

Могут ли педагоги работать в каникулярный период по сокращенному времени?

Учителя в каникулярный период осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям, в каникулы привлекаются к работе с учетом установленного количества часов, определенных до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Режим работы времени всех работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками с указанием работ. (п. 4.6 Приказа).

Указанные пункты Приказа закрепляют за учителем право работать в каникулы с учетом его учебной нагрузки. Если педагог имеет учебную нагрузку не 36 часов в неделю, а 25, то соответственно и во время каникул он работает не больше 25 часов в неделю. На период каникул администрация образовательного учреждения составляет график работы сотрудников. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

Нередко встречаются случаи, когда руководители образовательных учреждений составляют график работы на каникулы, учитывая не только учебную нагрузку педагога, но и ненормированную часть работы учителя (проверка тетрадей, классное руководство, работа с документацией и т. д.). Мотивируя это тем, что педагог получает за такую деятельность дополнительные выплаты. Такая работа педагога не конкретизирована по количеству часов. Особенностью работы педагога в школе является то, что его работа трудно поддается четкому нормированию по часам и зависит от множества различных обстоятельств. Характер работы учителя нередко предполагает занятость в праздничные, выходные дни, во время отпуска.

Вопрос учета ненормированного рабочего времени учителя на законодательном уровне решен не четко. В связи с этим руководители образовательных учреждений самостоятельно разрабатывают систему учета рабочего времени педагогического работника.

Порядок определения учебной нагрузки

  • Объем учебной нагрузки педагога определяется ежегодно до начала учебного года и устанавливается внутренними актами образовательного учреждения (п. 1.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Объем учебной нагрузки педагога оговаривается в трудовом договоре работника и образовательного учреждения (п. 1.4 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Увеличение или снижение объема учебной нагрузки допускается по соглашению сторон трудового договора (п. 1.7 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Об изменении объема учебной нагрузки работодатель обязан уведомить педагогического работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления изменений. (п. 1.8 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Увеличение рабочего времени педагога в каникулярный период для выполнения работ, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ (п.2.3 Приказа). Если таких работ и мероприятий не запланировано, то привлечение работников в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени. То есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

Можно сделать вывод о том, что каникулы являются для педагогов полноценным рабочим временем, если директор образовательной организации в графике работы на каникулы не указал иное.

Рассказать друзьям