Количественное выражение результатов диагностики образовательной среды. Диагностика образовательной среды школы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание.

Методика исследования: «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Автор Баева И.А. (Приложение)

Результаты, полученные после обработки, дают обратную связь от всех субъектов образовательного процесса, позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде гимназии.

Анкета-опросник для учеников

«Психологическая диагностика образовательной среды»

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды гимназии. Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению.

1. Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «0» характеризует пребывание в школе, которое очень не нравится; «9» - которое очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свое пребывание?

3. Если бы Вы переехали в другой район города, стали бы Вы ездить на учебу в свою школу?

4. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию:

а) интеллектуальных способностей?

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

б) жизненных умений?

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

5. Если бы Вам пришлось выбирать из всех школ района, Вы бы выбрали свою?

Не могу сказать

6. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?

7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.

образовательных программах, квалифика­ционных профессиональных характеристиках...
  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    Начальной школы необходимо создавать психологически комфортную образовательную среду для развития личности, ... Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова «Диагностика метапредеметных и личностных результатов начального образования...

  • Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы

    Образовательная программа

    Октябрь) Индивидуальная процедура диагностики «Исключение четвертого» Диагностика уровня сформированности логического... развивающей среды : создание экологической и психологической комфортности образовательной среды ; создание игровой развивающей среды ; ...

  • Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    В том, чтобы создать такую психологически комфортную образовательную среду , где качество образования сочетается с учётом... формами работы являются: психолого-педагогическая диагностика , индивидуальные консультации для учащихся, организация...

  • Характеристика школьной среды

    Степень удовлетворенности выбранной характеристикой

    в очень большой степени

    в большой степени

    в небольшой степени

    совсем нет

    1.Взаимоотношения с учителями

    2.Взаимоотношения с учениками

    3.Эмоциональный комфорт

    4.Возможность высказать свою точку зрения

    5.Уважительное отношение к себе

    6.Сохранение личного достоинства

    7.Возможность обратиться за помощью

    8.Возможность проявлять инициативу, активность

    9.Учет личных проблем и затруднений

    10.Внимание к просьбам и предложениям

    11.Помощь в выборе собственного решения

    Аннотация

    В статье предложены модель и метод диагностики осознаваемости образовательной среды, выделены соответствующие критерии оценки. Известно, что осознаваемость образовательной среды - показатель сознательной включенности в неё всех субъектов образовательного процесса. С точки зрения авторов, при диагностике осознаваемости образовательной среды необходимо помнить, что она - неотъемлемая составляющая социальной системы более высокого порядка. В свою очередь, осознаваемость студентом образовательной среды - один из критериев его патриотизма; осознаваемость образовательной среды её субъектами во многом зависит от эффективности воспитательной работы в учебном заведении. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики воспитательной работы в образовательных учреждениях, моделирование, методы квалиметрии, методы теории множеств и отношений. Методологические основы исследования: системный, социологический, квалиметрический и компетентностный подходы.

    Ключевые слова: студенты, образовательная среда, осознаваемость, модель, критерии, диагностика.

    DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p148-152

    MODERN MODELS AND ASSESSMENT METHODS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT PERCEPTION

    Valentin Sergeevich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar; Lyubov Alexandrovna Matveeva, the senior laboratory worker, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism; Valery Leonidovich Shaposhnikov, the candidate of physical and mathematical sciences, Krasnodar branch of Russian University of Cooperation, Krasnodar

    Annotation

    The article offers the model and assessment method for the educational environment perception, it reflects the adequate evaluation criterions. It is known, that the educational environment perception is parameter of the mental inclusion into it of all educational process subjects. According to the authors view, during the educational environment perception assessment it is necessary to remember that it is a compulsory component of the higher hierarchy level social system. However, the educational environment perception by the student is one of the most important criterions of his patriotism; also, the educational environment perception by its subjects is critically determined by the educational work efficiency in the educational establishment. The methods of investigation: the analysis of the scientific-methodical literature and practice of the educational work in the educational establishments, modeling, quality measurement methods, methods of sets and relations theory. The methodological foundations of the investigation: the system, sociological, quality measurement and competence oriented approaches.

    Keywords: students, educational environment, mention, model, criterions, assessment.

    ВВЕДЕНИЕ

    Моделирование (в том числе и проектирование) и диагностика образовательных сред - одно из наиболее бурно развивающихся направлений педагогической науки . Действительно, образовательная среда - принципиально важный внешний (социально обусловленный) фактор личностно-профессионального развития обучающегося, точнее, совокупность возможностей для данного процесса. В настоящее время выделяют такие параметры образовательной среды, как модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, когерентность, структурированность, обобщенность, эмоциональность, доминантность, устойчивость, мобильность, социальная активность, безопасность, зрелость и эффективность (отметим, что первые двенадцать параметров выделены ещё в 2000 году академиком Российской Академии Образования В.А. Ясвиным).

    Вместе с тем, не в полной мере разработаны методы диагностики (особенно критерии оценки) большинства параметров образовательных сред; не составляет исключения и осознаваемость - сознательная включенность в неё (среду) всех субъектов образовательного процесса. Одна из причин - недостаточная разработанность моделей (особенно математических) образовательных сред. В то же время очевидно, что осознаваемость индивидом социальной среды (социума), к которой он принадлежит - один из аспектов его патриотизма, а образовательная среда также является социальной системой . Проблема исследования состоит в вопросе, каковы адекватные модели и критерии оценки осознаваемости образовательной среды? Цель исследования - разработка модели и метода диагностики осознаваемости образовательной среды.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Пусть W - множество порций информации, отражающих исторический опыт образовательной среды, R - множество связей между ними, тогда

    Соответственно множество порций информации, имеющих критическое (принципиальное), важное и рекомендательное значение, n - число интервалов времени, релевантных историческому опыту образовательной среды, W i - множество порций информации, релевантных i -му периоду исторического опыта. Та же модель верна и для множества R. Например, порция информации "Московский университет - первый университет в России, основанный в 1755 году великим ученым М.В. Ломоносовым" - принципиально важная (если речь идет об МГУ имени М.В. Ломоносова). Во множество W также входит информация, отражающая связь образовательной среды со средами более высокого или низкого уровней иерархии. Например, информация "Факультет Х неизменно занимает лидирующие места в вузе Y по уровню научно-исследовательской деятельности" отражает связь между мезосредой факультета X и макросредой вуза Y.

    Когнитивный коэффициент осознаваемости образовательной среды у обучающегося

    Здесь: Р - мощность множества, w - множество порций информации об образовательной среде, которыми владеет обучающийся.

    Вместе с тем, очевидно, что владение фактической информацией об образовательной среде - необходимое, но не достаточное условие её индивидуальной осознаваемости обучающимся. Помимо знания фактов, необходимо видеть причинно-следственные связи, адекватно их интерпретировать, иметь ценностное отношение к образовательной среде, видеть её взаимосвязь с иными социальными системами и т.д. Отметим также, что для обучающегося возможно оценивать осознаваемость им лишь конкретного уровня образовательной среды. Например, студент может на высоком уровне осознавать макросреду вуза, но очень слабо - микросреду кафедры или мезосреду факультета (или наоборот).

    С точки зрения авторов, возможно выделить индивидов с очень низким (нулевым), низким, средним, выше среднего, высоким, очень высоким и высшим уровнями индивидуальной осознаваемости образовательной среды. При низком уровне имеет место наличие небольшого объема знаний об образовательной среде (ре. }

    Рассказать друзьям