Самый большой колокол на звоннице ростовского кремля. Сысой (колокол)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Звонница Успенского собора входит в ансамбль памятников Ростовского кремля. Её корпус выстроен рядом с Успенским собором и вытянут по направлению с севера на юг.

Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие. Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - «Полиелейный» и «Лебедь». Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита. Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача - перевести звонницу на мажорный лад. Мастер великолепно справился с этой задачей. В 1688 году он отлил колокол «Сысой», весом 2000 пудов. Огромному колоколу, с массой одного только языка около 100 пудов, потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции. «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» вместе образовали до-мажорное трезвучие. Работа была сделана очень точно, тон «Сысоя» менее чем на треть процента отклоняется от частоты, требуемой музыкальным строем для образования мажорного аккорда. Предположительно, оставшись довольным, Иона Сысоевич назвал новый колокол в честь своего отца. По легенде, в одном из своих частных писем ростовский митрополит писал: «На своём дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». До сих пор существует версия, что пруд посредине кремлёвского двора и служил литейной ямой, однако это очень маловероятно. В подобном случае транспортировка колоколов к звоннице представляла бы очень большую сложность, тем более, что стены, отделявшие пруд от звонницы, к тому моменту уже были возведены. Возможно, литейная яма для отливки больших колоколов находилась на соборной площади позади церкви Одигитрии - напротив звонницы, однако это предположение требует археологической и документальной проверки.




Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.

Лестница на звонницу внутри стены


Угроза уничтожения неоднократно нависала над ростовскими колоколами. Во время войны со Швецией Пётр I отдал указ об изъятии колоколов, чтобы возместить недостаток в орудиях. Однако ростовские храмы и звонница Успенского собора избежали этой участи. Это произошло благодаря тому, что в 1691 году Пётр I взял из митрополичьих кладовых 15 пудов серебряной утвари для чеканки монеты, а позже - с 1692 по 1700 годы ростовская митрополия выплатила в государственную казну ещё 15 000 рублей. Огромная плата подорвала экономическую мощь некогда очень богатой митрополии, так что ведение нового сколько-нибудь значительного строительства на её территории стало невозможным. Однако это помогло сохранить ростовские колокола.


Колокол Лебедь 500 пудов 1682 г., литейщик московский мастер Филипп Андреев:


Колокол Сысой 2000 пудов (32 тонны) 1688 г.,
литейщик Московского Пушечного двора Флор Терентьев:


Полиелейный колокол 1000 пудов (16 тонн) 1682 г.:





В XX веке, с приходом советской власти над колоколами нависла новая угроза. В тяжёлые годы гражданской войны, на волне борьбы новой власти с религией и всем, что напоминало о царском режиме, поступило предложение снять колокола со звонницы и превратить их в сырьё для промышленных нужд. К счастью, работавший тогда директором ростовского музея Д.А. Ушаков обратился с ходатайством о сохранении колоколов в Москву. Благодаря ему и прибывшему летом 1919 года в Ростов с группой учёных наркому А. В. Луначарскому, колокола удалось спасти. Однако в 1923 году на звонницу обрушилась ещё одна беда - оборвался ремень, на котором держался язык «Сысоя». Крепление языка должно быть мягким, в давние годы он сначала был подвешен на моржовой жиле, потом на специально выделанном сыромятном ремне. В годы разрухи не было возможности найти подходящий материал. Язык был укреплён на металлическом стержне и подтянут наверх. После этого удар стал приходиться не в музыкальное кольцо, а немного выше. Это ослабило силу звука, изменило его тембр, вызвало скрипы. По мнению специалистов, язык колокола надо перевесить, чтобы вернуть ему былое звучание, тем более что за сотни лет на обоих краях «Сысоя» остались следы от ударов, хотя в разное время в колокол били по-разному - то в один, а то в оба края. Время полёта языка колокола при этом составляет 1,4 секунды.

Надписи на колоколах:




Имя мастера - колокол отлит московским мастером Филиппом Андреевым с сыном Киприаном.


С 1928 года звоны на звоннице Успенского собора были прекращены, а сам собор закрыт в 1930 году. С тех пор они воспроизводились в 1932 году при съёмках кинокартины Пётр I и в марте 1963 года, когда киностудия имени Горького записывала звоны для фонотеки страны, в июне 1963 года при съёмках кинокартины «Война и мир» и для ряда последующих фильмов. В 1966 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила массовым тиражом виниловую пластинку «Ростовские звоны», которая впоследствии неоднократно переиздавалась. Пластинка стала экспонатом всемирной выставки «ЭКСПО-67» в Монреале. С этого времени ростовские звоны стали постепенно возрождаться.


Звонница Успенского собора входит в ансамбль памятников Ростовского кремля. Её корпус выстроен рядом с Успенским собором и вытянут по направлению с севера на юг. Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя время их строительства разделяет более чем одно столетие. По вертикали здание звонницы расчленено плоскими выступами - лопатками; по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 г. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - «Полиелейный» и «Лебедь». Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита. Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача - перевести звонницу на мажорный лад. Мастер великолепно справился с этой задачей.

В 1688 году он отлил колокол «Сысой», весом 2000 пудов. Огромному колоколу, с массой одного только языка около 100 пудов, потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции. «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» вместе образовали до-мажорное трезвучие. Работа была сделана очень точно, тон «Сысоя» менее чем на треть процента отклоняется от частоты, требуемой музыкальным строем для образования мажорного аккорда. Предположительно, оставшись довольным, Иона Сысоевич назвал новый колокол в честь своего отца. В одном из своих частных писем ростовский митрополит писал: «На своём дворишке лью колоколишки, дивятся людишки».

До сих пор существует версия, что пруд посредине кремлёвского двора и служил литейной ямой, однако, это очень маловероятно. В подобном случае транспортировка колоколов к звоннице представляла бы очень большую сложность, тем более, что стены, отделявшие пруд от звонницы, к тому моменту уже были возведены. Возможно, литейная яма для отливки больших колоколов находилась на соборной площади позади церкви Одигитрии - напротив звонницы, однако, это предположение требует археологической и документальной проверки. Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов. Угроза уничтожения неоднократно нависала над ростовскими колоколами.

Во время войны со Швецией Пётр I отдал указ об изъятии колоколов, чтобы возместить недостаток в орудиях. Однако, Ростовские храмы и звонница Успенского собора избежали этой участи. Это произошло благодаря тому, что в 1691 году Пётр I взял из митрополичьих кладовых 15 пудов серебряной утвари для чеканки монеты, а позже - с 1692 по 1700 годы ростовская митрополия выплатила в государственную казну ещё 15 000 рублей. Огромная плата подорвала экономическую мощь некогда очень богатой митрополии, так что ведение нового сколько-нибудь значительного строительства на её территории стало невозможным. Однако это помогло сохранить ростовские колокола, о которых Платон Левшин писал в XVIII веке следующее: Близ собора колокольня, небольшая, но широкая; на той колокольне колоколов: 1-й в 2000 пудов, звон гвостовский, 2-й в 1000 пудов, 3-й в 500, a всех, 13 колоколов; звон удивительный и нигде примера не имеющий, ибо устроен по инструментальной музыки и пресладостно вызванивают три порядочные концерта: первый называется Георгиевским, 2-й Якимовским, 3-й Арсениевским, и все колокола к тому прибраны способные, и звонари звонят со вниманием друг на друга и на ударение колоколов смотрят. В XX веке, с приходом советской власти над колоколами нависла новая угроза.

В тяжёлые годы гражданской войны, на волне борьбы новой власти с религией и всем, что напоминало о царском режиме, поступило предложение снять колокола со звонницы и превратить их в сырьё для промышленных нужд. К счастью, работавший тогда директором ростовского музея Д.А. Ушаков обратился с ходатайством о сохранении колоколов в Москву. Благодаря ему и прибывшему летом 1919 года в Ростов с группой учёных наркому А.В. Луначарскому, колокола удалось спасти. Однако, в 1923 году на звонницу обрушилась ещё одна беда - оборвался ремень, на котором держался язык «Сысоя». Крепление языка должно быть мягким, в давние годы он сначала был подвешен на моржовой жиле, потом на специально выделанном сыромятном ремне. В годы разрухи не было возможности найти подходящий материал. Язык был укреплён на металлическом стержне и подтянут наверх. После этого удар стал приходиться не в музыкальное кольцо, а немного выше. Это ослабило силу звука, изменило его тембр, вызвало скрипы.

По мнению специалистов, язык колокола надо перевесить, чтобы вернуть ему былое звучание, тем более что за сотни лет на обоих краях «Сысоя» остались следы от ударов, хотя в разное время в колокол били по-разному - то в один, а то в оба края. Время полёта языка колокола при этом составляет 1,4 секунды. С 1928 года звоны на звоннице Успенского собора были прекращены, а сам собор закрыт в 1930 году. С тех пор они воспроизводились в 1932 году при съёмках кинокартины Пётр I и в марте 1963 года, когда киностудия имени Горького записывала звоны для фонотеки страны, в июне 1963 года при съёмках кинокартины «Война и мир» и для ряда последующих фильмов. В 1966 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила массовым тиражом виниловую пластинку «Ростовские звоны». Пластинка стала экспонатом всемирной выставки «ЭКСПО-67» в Монреале. С этого времени ростовские звоны стали постепенно возрождаться.

Колокола

"Сысой" - 2000 пудов (32 тонны), отлит литейщиком Московского пушечного двора Флором Терентьевым в 1688 году и водружён на специально обустроенной для этого пристроенной высокой части звонницы. Основной тон колокола - практически чистое "до" малой октавы. Имя колокол получил в честь отца ростовского митрополита Ионы Сысоевича - схимонаха Сысоя. "Полиелейный" - 1000 пудов (16 тонн), отлит в 1682 году московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. Название колокола с греческого значит "Многомилостивый".

Колокол украшен двумя широкими поясами орнаментов, основной тон колокола - нота "ми" малой октавы, дающая большую терцию к "до" "Сысоя". "Лебедь" - 500 пудов (8 тонн), отлит в 1682 году вместе с "Полиелейным" также Филиппом Андреевым и назван так за красивый трубный звук. Колокол образует малую терцию от тона "Полиелейного" и чистую квинту от тона "Сысоя", звучит в ноту "соль" малой октавы и вместе с двумя крупнейшими колоколами звонницы даёт до-мажорный аккорд. "Голодарь" - 171 пуд (2,7 тонны), трижды был перелит; последний раз - в 1856 году, назван так потому, что в него звонили в великий пост к определённым службам. Колокол звучит в ноту "ля♭" малой октавы и потому, сам по себе красивый колокол по звучанию, практически не подходит к до-мажору ростовской звонницы, однако "Ростовским старикам" (1963-1970) удавалось вписывать его звучание в общую мелодию, и "Голодарь", даже, разнообразил её. Это очень хорошо слышно на аудиозаписях 1963 года. "Баран" - 80 пудов (1,28 тонны), отлит в 1654 году в Ростове московским мастером Емельяном Даниловым. Это самый древний колокол в ростовском подборе колоколов.

"Баран" звучит в ноту "ми" первой октавы и некогда использовался для отбивания часов. «Красный» весит около 30 пудов и не имеет датировки. Тем не менее, особенности его орнамента находят ближайшие аналоги среди колоколов XVII - начала XVIII века]. Основной тон колокола - нота "соль" первой октавы. «Козёл» - весит 20 пудов. Отлит во второй половине XIX века на Ярославском заводе Оловяшникова. Согласно рекомендации отца Аристарха Израилева, колокол отливался с совершенно гладкой поверхностью, чтобы орнамент не оказывал пагубного влияния на звук. Однако особенного благозвучия эта предосторожность колоколу не принесла, а после полученного повреждения колокол стали использовать редко. Тем не менее этот колокол имел ключевую роль в "Егорьевском звоне" у "Ростовских стариков" в 1963-1970 гг. "Набатный" или "Ионафановский" - вес 256 фунтов (106 килограммов).

Отлит в 1894 году на ярославском заводе Оловянишникова и был подарен звоннице отцом Аристархом по случаю пятидесятилетнего служения в церкви архиепископа Ярославского и Ростовского Ионанафана, о чём свидетельствует надпись в верхней части колокола. Его основной тон - "ми" второй октавы. Также на звоннице 4 безымянных колокола: 11-пудовый, - "до" второй октавы (в 2001 году заменён по причине того, что первый безымянный дал серьезную трещину. Новый 326-килограмовый "пятковский" колокол плохо вписывается по внешнему виду в ансамбль старых ростовских колоколов и, несмотря на тот же основной тон, негативно влияет на звучание звонницы)., 8,8-пудовый, - "ре" второй октавы 5,3-пудовый, - "фа" второй октавы 4,4-пудовый, - "фа#" второй октавы. Кроме того в подборе колоколов присутствуют 2 зазвонных колокола: 7-пудовый - "соль" второй октавы 2,6-пудовый - "ля" второй октавы На стене собора, обращённой к звоннице, висел маленький, но звучный колокол «Ясак», которым давали звонарям знак о начале звона. Благодаря отцу Аристарху, в XIX веке колокол попал на звонницу вместе с Ионафановским.

"Ясак" завершил звукоряд Ростовской звонницы и стал третьим колоколом "до" в подборе. Используется колокол очень редко. Иногда в Будничном звоне и в малом трезвоне современных ростовских звонарей. В основном колокол участвует в Ионафановском звоне, благодаря которому он и оказался на звоннице.

Успе́нский собо́р - бывший (до 1788 года) кафедральный собор Ростовcкой и Ярославской епархии . В настоящее время принадлежит Ярославской епархии Русской православной церкви. Расположен на Соборной площади Ростовского кремля . Имеет отдельно стоящую звонницу . Вместе с Архиерейским двором, сооружения которого построены позднее (в конце XVII века) и Митрополичьим садом, образует единый архитектурный ансамбль Ростовского кремля , вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро .

История

Собор расположен в историческом центре города. Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, которое было разрушено пожаром 1204 года. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня.

Современная кирпичная церковь была построена в - годах. Точной даты строительства источники не сохранили, потому исследователи предлагали различные датировки. Михаил Ильин присоединялся к мнению Николая Воронина , который связывал последнюю значительную перестройку с 1587 годом, с созданием Ростовской митрополии , которой руководил Варлаам , и необходимостью придать центральному собору митрополии подобающий вид. Принятая ныне датировка - гг. обоснована Александром Мельником и подтверждена косвенными летописными источниками. В декоративном оформлении кирпичного храма использованы резные белокаменные элементы предыдущих построек.

Предпринятое в конце XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем поблизости с собором широкомасштабное строительство ростовского Архиерейского двора, затронуло некоторыми переделками и собор. В частности, главы приняли новую форму, с южной стороны храма было пристроено нарядное крыльцо -паперть , обращённое в сторону выхода из кремля и служившее для торжественного входа в храм митрополита , следующего из своей резиденции.

После переноса центра епархии в Ярославль ростовские храмы без надлежащего ухода ветшали. Крупные работы по приведению их в порядок были выполнены в начале XIX века.

В соборе покоятся многие правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век, в том числе и Иона Сысоевич, митрополит, чьими заботами был создан архитектурный облик Ростова.

У южной стены собора в при­де­ле свя­ти­те­ля Леон­тия Ростовского под спудом находятся мощи святого Леонтия Ростовского , в юго-западном углу под спудом - мощи святого Феодора Ростовского .

Архитектура собора

Собор, вместе с построенной позднее звонницей , расположен на примыкающей к Архиерейскому двору Соборной площади, обнесённой невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке . Проход через ограду - через «Святые ворота», (сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике), построенные в 1754 году .

Архитектура во многом схожа с одноимённым собором Московского Кремля и тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла , которые заканчиваются килевидными закомарами . Узкие окна, похожие на бойницы, расположены в два яруса, между ними посередине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и лёгкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.

Главы расположены на высоких световых барабанах , также украшенных аркатурами и горизонтальными филёнками. В древности главы имели другую форму, но при возведении Ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха , но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.

Внутреннее убранство собора

В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова . Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин . Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.

В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.

Сохранился иконостас в стиле барокко , выполненный в 1730-1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского .

Звонница с церковью Входа Господня в Иерусалим

Колокол Сысой на звоннице с церковью Входа Господня в Иерусалим на территории архитектурного ансамбля Ростовский кремль

Звонница четырёхъярусная, состоит из двух поставленных вплотную зданий. В одном здании, с тремя открытыми проёмами в четвёртом ярусе, размещается большая часть колоколов. Другое здание с более высоким четвёртым ярусом построено специально для колокола «Сысой». Каждый из четырёх пролетов имеет луковичную главку на глухом барабане. Здание звонницы отличается монументальной простотой и хорошо гармонирует со зданием собора. Декоративное убранство звонницы скромное, прясла расчленяют стены на четыре части в соответствии с проёмами. Однако доминируют не вертикальные, а горизонтальные линии карнизов. Проемы в верхней части имеют килевидные завершения, повторяют килевидную форму закомаров собора.

В звоннице размещена церковь Входа Господня в Иерусалим.

Она была построена по заказу митрополита Ионы Сысоевича. Сохранилось письмо, в котором он сообщал: «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки» (Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. Москва, 1981, с. 314).

На нижних этажах звонницы расположена церковь Входа в Иерусалим. На верхнем этаже находится открытая площадка с четырехпролетной аркадой. Каждый из этих пролетов огорожен металлической решеткой, а наверху их завершают полукруглые своды (закомары). Над пролетами установлены четыре барабана с главами, увенчанными крестами. Чтобы попасть на верхний этаж звонницы, нужно пройти по узкой лестнице. От пролетов до земли внутри звонницы имеются пустоты, что превращает само здание в отличный резонатор. Акустический эффект усиливается также благодаря расположению звонницы близко к открытому пространству озера Неро.

Начало строительства звонницы Ростовского кремля относят к 1682 году, когда была возведена трехпролетная звонница. По заказу митрополита Ионы литейщиком Филиппом Андреевым были изготовлены два больших колокола («Полиелейный» и «Лебедь»). Аккорд колоколов звонницы являлся минорным. Это не устроило митрополита и он пригласил из Москвы литейщика Флора Терентьева, который перевел звонницу в мажорный лад. В 1688 году мастер отлил колокол «Сысой», вес которого составил 32 тонны. Этому гиганту потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвертого пролета была пристроена к трехпролетной. Три колокола — «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» — вместе образовали до-мажорное звучание. Строительство колокольни было завершено в 1689 году, когда 13 колоколов были повешены на двух дубовых брусьях. Во второй половине XIX века добавили еще 2 колокола.

Колокола звонницы Ростовского кремля

«Сысой » — самый крупный колокол. Его вес составляет 32 тонны. Он был отлит Флором Терентьевым, литейщиком Московского пушечного двора. Митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца Сысоя, скромного сельского священника. Основной тон колокола — «до» малой октавы.

«Полиелейный ». С греческого языка название переводится как «многомилостивый». Вес составляет 16 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном — мастерами из Москвы. Основной тон — нота «ми» малой октавы.

«Лебедь ». Вес составляет 8 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым. Нота «соль» малой октавы.

«Голодарь ». Вес 2800 кг. Один из самых красивых по своему звучанию колоколов. В него били во время великого поста, от этого факта он получил свое название. Нота — «ля».

«Баран ». Вес 1310 кг. Самый древний колокол на Ростовской звоннице. Был изготовлен в 1654 году московский мастером Емельяном Даниловым для звонницы, которая находилась при Успенском соборе ранее. Нота «ми».

«Красный ». Вес 491 кг. Нота «соль» первой октавы.

«Козел ». Вес 327 кг. Был изготовлен в XIX веке на ярославском заводе Оловянишникова.

«Набатный » или «Ионафаноский». Вес 106 кг. Изготовлен в 1894 году на заводе Оловянишникова. Основной тон — «ми» второй октавы.

На звоннице расположено также четыре безымянных колокола весом 180, 144, 87 и 72 килограмма.

Несколько раз колокола были под угрозой уничтожения. Петр I во время войны со Швецией собирался перелить колокола в оружие. Но митрополия отдала из своих кладовых около 245 кг (15 пудов) серебра, а позже выплатила в государственную казну огромную для того времени сумму — 15 тыс. рублей. В XX веке во время гражданской войны поступали предложения о переплавки колоколов в сырье. После 1928 годы были прекращены звоны на звоннице. Однако ростовские звоны использовали при съемках кинофильмов «Петр I» и «Война и мир». В конце 60-х гг XX века звоны постепенно начали возвращаться.

Звонница вместе с Успенским собором входят в состав исторических памятников Ростовского кремля, но не относятся музею-заповеднику Ростовский кремль. Поэтому касса для посещения звонницы расположена на ее первом этаже.

Главный храм Ростова Великого - Успенский собор. Первая церковь на этом месте была построена в 991 году, а нынешний храм сооружен в начале XVI века. Здесь был крещен отрок Варфоломей - будущий Сергий Радонежский, много позже служил Иоанн Кронштадский. А удивительно красивый Ростовский кремль - это вовсе не кремль, а резиденция местных архиереев. Очень многое здесь построил митрополит Иона III Сысоевич, возглавлявший епархию почти 39 лет (с 1652 по 1690 годы). Одна постройка была особенной и делалась по оригинальному плану владыки Ионы: это колокольня (звонница) Успенского собора. Построить ее он велел в один ярус и необыкновенно длинной - 15 сажен при высоте 10 (1 сажень = 2,1336 м), и приказал лить колокола.

В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом "всего" 500 пудов, названный "Лебедем". В следующем году - "Полиелейный" весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер.

А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол - в 2000 пудов по имени "Сысой". Диаметр его основания 363 см, только вес языка 75 пудов (1,2 т), раскачивают его два (!) человека, до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию.

"Голодарь" ("Великопостный") переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый "старый" колокол звонницы Успенского собора "Баран" (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. По-видимому, "Баран" отливался не специально для Успенской звонницы, а попал туда уже при подборе колоколов.

Остальные колокола - от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: "Красный" и "Козел", остальные без названия, только два небольших зазвонных имеют нумерацию: первый и второй... Эти колокола отлиты в разное время, но датируются в основном XVII веком.

Фото Н. Пастушенко
Фото Н. Пастушенко

Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших - поперек (сейчас на звоннице 15 колоколов). Замысел был гениальный - об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России, здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны. Звонница Успенского собора, которой более 300 лет, является уникальным инструментом-сооружением: "Сысой", "Полиелейный" и "Лебедь" образуют до-мажорное трезвучие и слаженность, необходимая для этого, поразительна. "Частоты основных тонов согласуются с погрешностью не более процента по правилам хроматического строя и не более трети процента - по правилам натурального: сверх того высший обертон "Сысоя" совпадает с основным тоном "Полиелея". (Ю. Пухначев "Колокол".)

Ростовскими звонами восхищались композитор Берлиоз и певец Шаляпин… Советская власть запретила в Ростове колокольные звоны. Но даже во времена гонения они звучали на грампластинках и в кинофильмах. В виде "концертов колокольной музыки" звоны были возобновлены в 1987 году, а с 1991г. сопровождают церковную службу. Довольно часто под звонницей Успенского собора раздаются восхищенные аплодисменты: звонари за деньги дают для туристов короткие концерты. Средства необходимы, чтобы обновить один из 15 колоколов звонницы - он треснул.

Ростовские колокола чудом уцелели во время гонения на церковь: "была попытка уничтожить и их, а заодно "разобраться" со всем Ростовским кремлем. А.В. Луначарский, оказавшийся тогда в Ростове, спас исторические памятники: "Рубите руки тому, кто посягнет на целость их", - приказал он работникам укома". (Ю. Пухначев "Колокол".)

Справедливости ради, стоит заметить, что кроме времени послереволюционных гонений на церковь, угроза уничтожения Успенской звонницы и ее колоколов возникала и раньше. Во время войны со шведами после неудачи под Нарвой в 1700 году, когда была потеряна большая часть русской артилерии, Петр I издал указ об изъятии колоколов в различных городах. "Ростовские храмы и звонница избежали этой участи благодаря тому, что в 1691 году Петр из митрополичьих кладовых взял 15 пудов серебряной утвари и перечеканил ее на монеты, а с 1692 по 1700 гг. ростовская метрополия выплатила в государственную казну 15000 рублей - сумму по тому времени огромную. Это подорвало экономическую мощь метрополии, и она уже не могла вести сколько-нибудь значительного строительства, но зато звонница и колокола остались в целости" (М.Н. Тюнина "Ростовские колокола и звоны") .

В начале XX века в России было 39 колоколов весом 1000 пудов и более. Из них до наших дней дошло всего лишь пять: Царь-колокол , Большой Успенский , "Реут" (Москва, Кремль) и "Полиелейный", "Сысой" из соборной звонницы Ростова Великого…

Рассказать друзьям