Эссе на тему изобретения время эпохи просвещения. Эссе: «Эпоха Просвещения – это триумф разума и время невероятных интеллектуальных достижений западного мира, ускоривших формирование европейских наций»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Фидченко Антон

Эпоха Просвещения - одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVIII столетия, философов и писателей, которые выступили с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно ум, идеи, знания правят миром. Они осуждали деспотизм и высмеивали предрассудки общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на умных началах побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа от религиозного толкования явлений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Эпоха Просвещения» Выполнил ученик 7-А класса МОУ ТСШ №2 Фидченко Антон

Сочинение Эпоха Просвещения - одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVIII столетия, философов и писателей, которые выступили с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно ум, идеи, знания правят миром. Они осуждали деспотизм и высмеивали предрассудки общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на умных началах побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа от религиозного толкования явлений. Просветители мечтали о будущем царстве ума и справедливости, которое казалось им совсем близким. Философы, писатели, ученые считали, что несут людям свет новой истины. Вот почему их называли просветителями, а всю эпоху – Просвещением. Некоронованные монархи Европы Свифт, Дефо, Вольтер, Шиллер, Гете призвали человечество к умным действиям, поступкам, образу жизни. Дидро, например, хотел “изобразить общую картину усилий человеческого ума во всех сферах знания и во все времена”. Вольтер утверждал, что государственные интересы должны стоять выше личных, что превалирует у человека ум и его законы, что вся жизнь объясняется с позиций ума. Человек – совершенное существо, которое природа одарила разнообразными талантами и способностями.

Он сам должен отвечать за свои поступки, а поступки должны быть свободными – без мыслей на отплату за добро или наказание за возможные ошибки. Правитель должен руководить не как деспот, который признает только собственную волю, а как “просвещенный монарх”, то есть умно и справедливо, согласно законам. Появляется новое понимание смысла жизни. Просветителям казалось, что старые отношения между людьми были просто неразумные и неестественные. И элементарный ум, и сама природа, по мнению просветителей, подсказывают, что все люди равны от рождения. В XVIII столетии стала очень популярной идея “естественного человека”. Ликвидацию феодальных отношений (и установление буржуазного порядка) просветители рассматривали как возвращение к природе, как раскрытие в человеке его нормальных, естественных качеств. “Естественный человек”, нормальный человек противопоставлялся дворянину, с его искривленным представлением о себе, о своих правах. Такой взгляд на человека во многом определял и художественный метод писателей XVIII столетия. Классическими образцами для писателей-просветителей были замечательные произведения древнегреческого и древнеримского искусства. Вместе с тем нужно заметить, что общественно-политическое устройство стран той поры не отвечало умным понятиям о нормальных отношениях между людьми, поэтому в произведениях многих писателей развивались критические темы и мотивы.

Среди французских писателей-просветителей величайшие: Вольтер (”Кандид”), Дени Дидро (”Монахиня”), Жан-Жак Руссо (”Новая Элоиза”), Огюст Карон Бомарше (”Свадьба Фигаро”). Вольтер с большой движущей силой разоблачал отрицательные стороны старого режима, которые мешали развитию французской буржуазии. А поскольку эта борьба отвечала интересам народа и велась Вольтером с необыкновенной страстью и силой, само имя “вольтерьянец” на долгие годы стало синонимом борца. В повести “Кандид” Вольтер разоблачает наглость, грубость и насилие феодальных тиранов. Он протестует против несправедливых войн, которые приносят разрушения и беды народу. В главе 17 писатель изображает счастливую легендарную страну Эльдорадо. Это страна, которой руководит просвещенный и справедливый монарх. Жители ее сохраняют “простоту и благодетельность”. Все работают, нет судей и тюрем, так как некого судить и наказывать. Вольтер заканчивает повесть словами Кандида: “Необходимо выращивать наш сад”, пропагандируя, таким образом, идею творческой работы.

Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII в., другие - к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815 гг.) . В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.).

Дени Дидро

Жан Жак Руссо

«Эпоха Просвещения – это триумф разума и время невероятных интеллектуальных достижений западного мира, ускоривших формирование европейских наций. С какими идеями ассоциируется эта эпоха у Вас и были ли, на Ваш взгляд, в истории человечества аналогичные периоды, когда решительные прорывы в науке, технике и/или философии приводили к стремительным изменениям социального, политического и культурного ландшафтов целых регионов?»

Первые ассоциации, которые вызывает эпоха просвещения, — это новые люди, новое общество, это развитие философии и появление неотъемлемых прав и свобод у человека.Еще во времена эпохи Возрождения внутренние человеческие устои начали изменяться, и господствующие в средневековье религиозные понятия и принципы об обществе начали кардинально меняться. А время эпохи просвещения стало продолжением Ренессанса и все больше и больше начало развивать тему философии свободы человека и подвергало религию критике. По-прежнему идет активное развитие художественной деятельности, но, несмотря на то, что основными стилями все еще являлись классицизм и барокко, этот период дарует миру искусства такие новые стили, как рококо и сентиментализм. Также за счёт нового осознания мира в целом и нового понятия о человеке и его роли в обществе, появились первые нормативно-правовые нормы, законы и построение новой политической системы, которая пришла на смену феодализму.

Одним из самых знаменитых законов является «Декларация прав человека и гражданина», написанная в 1789 году во Франции. Она содержала в себе понятия о естественных и неотъемлемых правах каждого человека, дарованных при рождении. И эта декларация послужила одним из главных документов Великой Французской революции (1789-1799). Эта революция была полной трансформацией политической и общественной системы Франции, где республиканская форма правления пришла на смену абсолютной монархии. Великая французская революция имела большое международное значение, так как она способствовала активному продвижению свежих взглядов на общество и политическую систему.

Также, говоря об этом времени, нельзя не упомянуть научную революцию, благодаря которой мы имеем науку в привычном нам виде. Во время научной революции, длившейся с конца эпохи Возрождения до конца 18 века, активно происходили открытия в математике, физике, химии, биологии, анатомии. Благодаря этой революции человечество получило целостную концепцию мира, где все науки взаимосвязаны.

История хранит в себе немало примеров эпох, когда прогресс в науке стимулировал к развитию и изменял общественно-политические и внутренние устои человечества. И, если говорить об эпохе Просвещения, нельзя не упомянуть время Ренессанса, с которого и началось все это продвижение гуманизма и изменение средневековых взглядов на мир.

Эти две эпохи безусловно имеют сходства, и одна вытекает из последствий другой, в каждой из них присутствуют идеи человека как высшего существа, что каждый человек должен иметь права и свободы. Также в них активно развивается наука и искусство, даруя нам необыкновенные открытия, здания, картины, произведения и скульптуры.
Эпоха Просвещения — один из важнейших периодов в истории всего мира. В это время происходили великие открытия в области науки и искусства, появлялись первые попытки нового осознания общественно-политической мысли, создания экономической мысли и концепция переосмысленного общества в целом. Именно поэтому этим временем восторгаются умы разных времён и народов, и оно сыграло огромную роль в формировании современного мира.

Эпоха Просвещения - одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVIII столетия, философов и писателей, которые выступили с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно ум, идеи, знания правят миром. Они осуждали деспотизм и высмеивали предрассудки общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на умных началах побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа от религиозного толкования явлений. Просветители мечтали о будущем царстве ума и справедливости, которое казалось им совсем близким. Философы, писатели, ученые считали, что несут людям свет новой истины. Вот почему их называли просветителями, а всю эпоху – Просвещением. Некоронованные монархи Европы Свифт, Дефо, Вольтер, Шиллер, Гете (известнейшие представители Просвещения) призвали человечество к умным действиям, поступкам, образу жизни. Дидро, например, хотел “изобразить общую картину усилий человеческого ума во всех сферах знания и во все времена”. Вольтер утверждал, что государственные интересы должны стоять выше личных, что превалирует у человека ум и его законы, что вся жизнь объясняется с позиций ума. Человек – совершенное существо, которое природа одарила разнообразными талантами и способностями. Он сам должен отвечать за свои поступки, а поступки должны быть свободными – без мыслей на отплату за добро или наказание за возможные ошибки. Правитель должен руководить не как деспот, который признает только собственную волю, а как “просвещенный монарх”, то есть умно и справедливо, согласно законам. Появляется новое понимание смысла жизни. Просветителям казалось, что старые отношения между людьми были просто неразумные и неестественные. И элементарный ум, и сама природа, по мнению просветителей, подсказывают, что все люди равны от рождения. В XVIII столетии стала очень популярной идея “естественного человека”. Ликвидацию феодальных отношений (и установление буржуазного порядка) просветители рассматривали как возвращение к природе, как раскрытие в человеке его нормальных, естественных качеств. “Естественный человек”, нормальный человек противопоставлялся дворянину, с его искривленным представлением о себе, о своих правах. Такой взгляд на человека во многом определял и художественный метод писателей XVIII столетия. Классическими образцами для писателей-просветителей были замечательные произведения древнегреческого и древнеримского искусства. Вместе с тем нужно заметить, что общественно-политическое устройство стран той поры не отвечало умным понятиям о нормальных отношениях между людьми, поэтому в произведениях многих писателей развивались критические темы и мотивы. Английские писатели Даниэль Дефо (”Робинзон Крузо”), Джонатан Свифт (”Путешествия Гулливера”), Генри Филдинг (”История Тома Джонса, найденыша”), великий шотландский поэт Роберт Берне начали движение Просвещения в Великобритании. Свифт высмеивал политические порядки этого государства, изображая людей лилипутов, куда попал Гулливер. Под видом одичавших людей писатель создавал образы тех, кто жил по хищническим законам общества, где отступает ум. Среди французских писателей-просветителей величайшие: Вольтер (”Кандид”), Дени Дидро (”Монахиня”), Жан-Жак Руссо (”Новая Элоиза”), Огюст Карон Бомарше (”Свадьба Фигаро”). Вольтер с большой движущей силой разоблачал отрицательные стороны старого режима, которые мешали развитию французской буржуазии. А поскольку эта борьба отвечала интересам народа и велась Вольтером с необыкновенной страстью и силой, само имя “вольтерьянец” на долгие годы стало синонимом борца. В повести “Кандид” Вольтер разоблачает наглость, грубость и насилие феодальных тиранов. Он протестует против несправедливых войн, которые приносят разрушения и беды народу. В главе 17 писатель изображает счастливую легендарную страну Эльдорадо. Это страна, которой руководит просвещенный и справедливый монарх. Жители ее сохраняют “простоту и благодетельность”. Все работают, нет судей и тюрем, так как некого судить и наказывать. Вольтер заканчивает повесть словами Кандида: “Необходимо выращивать наш сад”, пропагандируя, таким образом, идею творческой работы. Пьер Огюстен де Бомарше (Карон), выдающийся драматург эпохи Просвещения, с юношеских лет обнаруживал необыкновенную энергию и предприимчивость и, подобно своему герою Фигаро, пробивал себе дорогу, преодолевая все препятствия. Он получил дворянское звание, должность королевского секретаря, выполнял дипломатические поручения Людовика XVI. Как драматург Бомарше проявил себя произведениями “Евгения”, “Двое друзей” и знаменитейшей трилогией о Фигаро - “Севильський цирюльник”, “Свадьба Фигаро” и “Виновная мать”. У Бомарше своеобразная разработка философских и политических тем, обогащенная блестящим юмором. Иван Нечуй-Левицкий считал Бомарше проводником “протеста против злых деяний и деспотизма аристократии”. Просветительский оптимизм Бомарше – это не абстрактные иллюзии в вольтеровском Эльдорадо. Это оптимизм самого народа, оптимизм борьбы и будущей победы. Выдающийся французский философ, литератор и педагог Жан-Жак Руссо прошел трудную школу жизни: был лакеем, учителем музыки, секретарем и переводчиком, переписчиком нот. В литературе Руссо разрабатывал разнообразные жанры: писал романы, комедии, поэмы, стихи. Известнейшие его произведения – “Юлия, или Новая Элоиза”, “Эмиль, или о воспитании” и “Исповедь”. Он положил начало сентиментализму во французской литературе. Его влияние на современников было почти магическим. В “Исповеди” идет речь о счастливом путешествии Руссо с госпожой Варан, которая воскликнула, увидев синий цветок барвинок среди кустов: “О! И это же барвинок цветет!” Руссо любил эту женщину, но жизнь разлучила их. И вот через восемнадцать лет, как-то увидев барвинок, он вспомнил тот миг, свою любовь и воскликнул: “И я жил”. Эти два выражения стали крылатыми. Главное место в творчестве выдающегося английского романиста, журналиста, поэта, общественного деятеля Даниэля Дефо принадлежит роману. Это, прежде всего, “Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо” За свою жизнь Дефо написал целый ряд романов: “Мемуары кавалера”, “Капитан Карлтон”, “Приключения капитана Синглтона”, “Радость и горе знаменитой Молль Флендерс” и др. Роман “Робинзон Крузо” прославил имя Дефо. Во всем мире книга вызвала многочисленные подражания, переработки и пересказы. В произведении рассказывается о моряке из Йорка, который прожил 28 лет в полнейшем одиночестве на безлюдном острове возле американского побережья, недалеко от устья большой реки Ориноко, оказавшись на берегу после катастрофы корбаля. Эта история под пером Дефо превращается в гимн человеку, его неисчерпаемым возможностям и способности преодолеть любые трудности на пути самоутверждения. Немецкая литература эпохи Просвещения – это произведения Готгольда Лессинга, Иоганна Гете, Фридриха Шиллера и др. “Величайший из немцев” Иоганн Гете стоял в центре эпохи, его трагедия “Фауст”, по словам Александра Пушкина, – “огромное творение поэтического духа”. Фауст и Рафаэль олицетворяют два начала человеческого бытия – безграничное старание идти вперед и критическое сомнение. Испытав множество вариантов познания смысла жизни, Фауст придет к выводу: Лишь тот жизни и судьбы достойный, кто бьется изо дня в день за них». Эти слова великого Гете остаются на века торжественным гимном силе, ума и работы, гимном человечеству, которое стремится к вершинам счастья, мира и радости. Гете служил министром у герцога Карла Августа Саксон-Веймарского, был тайным советником и членом государственного совета, руководил военными и финансовыми делами. Он надеялся на проведение прогрессивных реформ, но со временем убедился в невозможности их осуществления и все более отходил от государственных дел, больше времени уделяя творчеству, науке. До последнего дня своей жизни Гете продолжал литературную и научную деятельность. Он говорил: “Пока не кончился день, будем высоко держать голову, и пока мы имеем возможность создавать, не будем падать духом”.

XVIII столетие - одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями - так называемой «славной революцией» в Англии (1688-1689) и Великой французской революцией 1789-1795 гг.,- именуют эпохой Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя политические, общественные идеи - прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости. Но оно не было узкоидеологическим движением буржуазии, направленным против феодализма - и только, как это иногда утверждают. Знаменитый философ XVIII столетия, тот, кто первым подводил итоги этой эпохи, И. Кант, в 1784 г. посвятил Просвещению специальную статью «Что такое Просвещение?» и назвал его «выходом человека из состояния несовершеннолетия». Основные идеи Просвещения носили общечеловеческий характер. Одной из важных задач просветителей была широкая популяризация идей: недаром важнейшим актом их интеллектуальной и гражданской деятельности был выпуск в 1750-х гг.

Энциклопедии, пересматривающей прежнюю систему человеческих знаний, отвергающей убеждения, основанные на невежестве и предрассудках. Просветители прежде всего были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, возможно изменять к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, обладающий разумом, способен к нравственному совершенствованию и образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом. Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в воспитание укреплялась авторитетом английского мыслителя Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» - таково распространенное наименование XVIII в. Но отличие от ренессансного жизнерадостно-оптимистического убеждения в безграничных возможностях человеческого ума, в отличие от рационализма XVII столетия, считающего единственно достоверным рассудочное познание мира, мировоззрение эпохи Просвещения включает в себя понимание того, что разум ограничен опытом, ощущением, чувством. Просветительский оптимизм порой совмещался с иронией и скепсисом, а рационализм сплетался с сенсуализмом. Вот почему в эту эпоху одинаково часто встречаются и «чувствительные души» и «просвещенные умы». Вначале они сосуществуют в гармонии, дополняя друг друга. «Чем разум человека становится просвещеннее, тем сердце его - чувствительнее», - утверждают французские энциклопедисты. По мере движения века к его последней трети развиваются «руссоистские» идеи, противопоставляющие «природу» и «цивилизацию», «сердце» и «ум», «естественного» человека и человека «культурного», значит - неискреннего, «искусственного». Точно так же меняется на протяжении века характер и степень просветительского оптимизма, веры в разумное и гармоничное устройство мира. Поначалу успехи научной революции, особенно открытие Ньютоном закона всемирного тяготения, сформировали представление о вселенной как о едином и гармоничном целом, где все в конечном счете направлено к добру и благу. Этапным событием, которое внесло значительные сомнения в эти убеждения, было землетрясение в Лиссабоне в 1755 г.: город был разрушен на 23, 60 тысяч жителей его погибло. Беспощадность стихии стала предметом горьких размышлений многих просветителей, в частности Вольтера, посвятившего печальному событию, изменившему его представление о вселенной, «Поэму о Лиссабоне». Уже по одному этому примеру видно, что XVIII в. был эпохой, когда сложные философские идеи обсуждались не только в ученых трактатах, но и в художественных произведениях - поэтических, прозаических. Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни занимался в жизни, был еще и философом в широком смысле слова: он настойчиво и постоянно стремился к размышлению, опирался в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое суждение. Недаром XVIII в. называют еще и веком критики. Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно-мистическим, идеальным вопросам. В этот «философский», как его справедливо называют, век философия расходится с религией, происходит процесс «секуляризации мысли». Получает распространение своеобразная светская форма религии - деизм: ее сторонники убеждены, что, хотя Бог и является источником всего существующего, он не вмешивается непосредственно в земную жизнь. Эта жизнь развивается по твердым, раз и навсегда установленным законам, познать которые могут здравый смысл и наука. Но не стоит думать, что эпоха Просвещения была скучным, сухим «ученым» веком: люди этого времени умели, по словам О. Мандельштама, «ходить по морскому дну идей, как по паркету», ценили увлекательность и остроумие, любили, когда смешивается «глас рассудка с блеском легкой болтовни» (Бомарше), а с другой стороны, высоко ставили чувствительность, эмоциональность, не стеснялись слез. Разнообразие идей, представлений, настроений эпохи отразилось в ее основных стилях и направлениях. Главным из них являются классицизм, рококо и сентиментализм.

Классицизм XVIII столетия по-прежнему стремится развивать идеи «правильного искусства», старается добиться ясности языка и стройности композиции. Упорядочивая действительность в художественных образах, классицизм интересуется прежде всего нравственными проблемами гражданской жизни. Напротив, литература рококо (это слово образовано от фр. наименования морской раковины - рокайль) обращена к частной жизни человека, его психологии, проявляет гуманную снисходительность к его слабостям, ищет легкости, непринужденности и изящества художественного языка, предпочитает остроумно-иронический тон повествования. Сентиментализм делает акцент на изображении чувств человека, его эмоциональной жизни, уповает на искренность и сочувствие, утверждает превосходство «сердца» над «умом», в конце концов противопоставляет рассудочности чувствительность. В зависимости от этого складывается и система жанров каждого из направлений: так, классицизм особенно прочно удерживается в «высоких» жанрах - трагедии, эпопее; рококо предпочитает любовно-психологическую комедию, сентиментализм развивается в новом «смешанном» жанре драмы. Но во всех направлениях на первый план выходят разнообразные прозаические жанры - новелла, роман, философская повесть. Несмотря на то что в этот период развивается и поэзия - поэмы, элегии, эпиграммы, баллады, все же эпоха Просвещения заслужила репутацию «века прозы». В отличие от предшествующего литературного этапа, когда основные художественные направления - барокко и классицизм - выразительно противостояли друг другу, эстетические течения XVIII в. часто смешиваются, переплетаются, образуют компромиссное единство. К тому же картина литературной жизни столетия усложняется и тем, что в нее вплетаются различные просветительские и непросветительские идейно-художественные устремления. Просветительское движение дало толчок развитию разнообразной публицистики, особое значение приобрели с начала XVIII в. газеты и журналы, многие писатели этой эпохи были одновременно журналистами или начинали свою деятельность как журналисты. Центральным явлением литературной жизни Просвещения были философская повесть и роман, прежде всего - роман воспитания. Именно в них просветительская тенденциозность, пафос преобразования человека, назидательность находят наиболее яркое выражение. Эпоха Просвещения была временем более тесного, чем раньше, общения и взаимодействия национальных литератур и культур. Результатом этого стало создание единой европейской, а затем и всемирной литературы. Знаменитыми стали слова великого немецкого просветителя Гёте, подводящего итог культурного развития XVIII в.: «Сейчас мы вступаем в эпоху мировой литературы».

    Как-то пришлось мне прочитать романтическую сагу о том, что в жизни каждого человека есть два берега – тот, от которого человек отплывает, и тот, к которому должны непременно пристать. Причем второй, думаю, – это необязательно смерть, это, прежде всего,...

    Образование играет очень важную роль в нашей жизни. Это одно из самых ценных приобретений, которое человек может сделать в своей жизни. На протяжении всей истории человечества образование высоко ценилось. Прогресс в основном зависел от высокообразованных...

    мечтает каждый! Прибыльный домашний бизнес! Доход от 35 000 руб в... Способен снимать видео с разрешением 1920х1080 Традиция Олимпийских игр идет из Древней Греции. Мы знаем, что первые Олимпийские игры были проведены в городе Олимпия более 2700...

    Человек создал культуру, а культура - человека. Личность реализуется в культуре мысли, культуре работы и культуре языка. Культура – это не только все то, что создано руками и умом человека, а и прошедший сквозь столетия способ общественного существования,...

    Проблему истинного мужества раскрыл в своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой на примере настоящего подвига, совершенного русским народом во время Отечественной войны Война в романе «Война и мир» показана как грандиозное народное бедствие, величественное...

    Идёшь, бывало, в лес по нахоженной, давно знакомой тропинке, а перед тобой возникает огромный белый луг. Он был из множества цветущих белых ромашек. Все говорили: «Очень красиво! Луг – белоснежный». Так я и стал называть луг белоснежным. Он был похож...

Рассказать друзьям