Император Константин христианин или тайный язычник.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Константин был рожден в городе Наисс. По отцовской линии он, предположительно, принадлежал иллирийскому роду. Его отец, Констанций Хлор, правил Западной частью (Британией и Галлией). Его мать, Елена, ставшая впоследствии святой, была христианкой.

Император Диоклетиан пожелал взять юного Константина ко двору в Никомидии. В 305 году Максимиан и Диоклетиан сложили императорское звание с себя. Таким образом, на Западе стал владыкой Констанций Хлор, а на Востоке - Галерий.

В 306 году после смерти отца Константин возвратился в Галлию, где был провозглашен Августом. Между тем, в Риме вспыхнуло восстание против Галерия. Население и войско признали власть Максенция, сына Максимиана, сложившего звание императора, но впоследствии примкнувшего к сыну и принявшего императорский сан снова.

Эти события сформировали предпосылки для начала междоусобной войны. Галерий и Максимиан умерли. Император Константин, объединившись с Лицинием (одним из новых Августов), одержал победу над Максенцием под Римом. Последний утонул в Тибре во время бегства.

Лициний и Константин съехались в Милане. Здесь был обнародован Миланский эдикт о всеверии. Далее последовал ряд событий, в результате которых император Константин стал единственным владыкой империи. Он не оставил Рим столицей. Главным городом его государства стала Византия, переименованная впоследствии в Константинополь.

Император Константин был глубоко убежден в том, что только христианство сможет объединить разнородное население государства. Правитель поддерживал Церковь, возвращая из ссылки проповедников, воздвигал храмы, проявлял заботу о духовенстве.

Глубоко почитая религию, император Константин Великий пожелал найти Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Для этого правитель направляет свою мать в Иерусалим, наделяя ее полномочиями и материальными средствами. Царица Елена с помощью Иерусалимского патриарха Макария отыскала Крест в 326 году. Во время своего пребывания в Палестине, Елена совершила много праведных дел для церкви. По ее приказу все места, которые тем или другим образом были связаны с жизнью Христа и его матери, были очищены от следов язычества. В этих святых местах были воздвигнуты церкви. Император Константин приказал воздвигнуть храм Господнего Воскресения над пещерой с гробом Господнем.

Царица Елена отдала найденный Крест на хранение патриарху, забрав с собой его небольшую часть. После возвращения в Константинополь она вскоре умерла (в 327 году). За деяния для церкви и труды по обретению Креста царицу Елену стали именовать Равноапостольной.

Однако вскоре в церкви появляются разногласия и ереси. Следует сказать, что еще в начале правления императора Константина возникла ересь новациан и донатистов, которая сначала была отвергнута двумя соборами, а затем окончательно осуждена в 316 году

На Востоке между тем возникло учение Ария, отвергавшее Божественность Иисуса. В связи с этим в 325 году был созван в Никее по приказу Константина Вселенский Собор. Здесь ересь Ария была осуждена, образован В него было включено понятие "Единосущный Отцу". Таким образом, в сознании христиан навсегда закрепилась истина о Божественности Христа.

После Константин продолжал трудиться на благо церкви, несмотря на то, что оставался язычником.

В 326 году император правил уже двадцать первый год. Одной из личных трагедий правителя стал его суд над любимым сыном и наследником Криспом, разоблаченным в заговоре. Несмотря на то, что у императора было еще трое сыновей от второй жены Фаусты, Константин чувствовал себя одиноким, полагая, что нужен окружающим его людям только потому, что может им передать огромную империю.

Крещение правитель принял в конце жизни. Умер Константин в 337 году в день Пятидесятницы.

К 285 году когда император Диоклетиан утвердил новую систему управления империей. Римская империя трещала по швам. В провинциях постоянно вспыхивали восстания и армии все труднее было их подавлять.

Богатые государства, которые можно было завоевывать, в ближайшем окружении Рима кончились, а экономика не в силах была прокормить армию. Разогнать армию не представлялось возможным поскольку на границах империи происходили стычки с варварскими племенами. Сама же экономика стала давать сбои, поскольку империя была уже не в силах наводить порядок на всей своей территории.

В это время самой империи новую силу набирало христианство. Настало время реформ.

В 293 г. Диоклетиан организовал тетрархию («четверовластие»). Двое более молодых соправителей, Констанций Хлор и Галерий, получили титулы цезарей, и империя неофициально разделилась на четыре части.

Диоклетиан оставался главным августом и руководил восточными провинциями, Галерий получил в управление область Дуная, Максимиан – Италию и Африку, а Констанцию достались прочие западные провинции. Такая система не только упрощала управление и оборону, но и должна была решить вопрос о престолонаследии, поскольку было решено, что двое цезарей займут место августов, когда последние откажутся от своей должности.

Сенат был низведен до городского совета. Таким образом была упразднена фикция двойной власти императора и сената. Император сделался абсолютным монархом, присвоив все атрибуты восточных деспотов.

В 305 году, спустя 20 лет после установления тетрархии, оба августа подали в отставку и Констанций I Хлор с Галерием стали полноправными правителями империи (первый на западе, а второй на востоке). Констанций вызвал к себе своего сына — Константина (285 -337 гг.) . Когда Констанций умер в 306 году войска провозглавили Константина Августом.

Начался период политического неустройства, когда на власть в Римской империи претендовали сразу шесть соискателей. В 307 Константин, закрепившийся в Галлии, женился на Фаусте, дочери Максимиана (соправителя Диоклетиана, откершигося от власти в пользу Констанция Хлора).

Однако в 310, в отсутствие Константина, Максимиан попытался устроить переворот, после чего тот принудил его покончить с собой. Тем временем Максенций (сын Максимиана) поднял восстание и захватил власть в Риме. Накануне битвы с Максенцием в 312 году Константину было ведение: согласно историку церкви Евсевию, Константин увидел в небе огненный крест, под которым была надпись по-гречески «Сим знаменем победишь».

На следующий день Константин одержал победу, Максенций погиб, и в качестве символа победы Константин поместил на своем императорском знамени означенную монограмму, означавшую имя Христа (буквы Х и Р).

В 313 Константин совместно с Лицинием (тогда император восточной римской империи) издали Миланский эдикт, предоставивший гражданам империи свободу вероисповедания. Лициний и Константин совместно управляли империей до 323 года. Тогда между ними вспыхнул конфликт в котором выиграл Константин. После капитуляции Лициния Константин становится единовласным правителем империи.

В 325 император созвал Никейский собор. На нем нужно было урегулировать разногласия относительно арианского учения и сформулировать христианское вероучение. Константин лично председательствовал на многих заседаниях.

В 330 император на месте древнего Византия основывает город Константинополь и перенес туда свою столицу. Рим больше не является резиденцией императора.

Константин умер в Ахироне, пригороде Никомедии, 21 мая 337, перед смертью он принял крещение. Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина, Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока (в 350) не остался один император, Констанций II.

ГЛАВА XV

Падение язычества и торжество христианства

III. Торжество христианства в IV веке

352. Смуты после Диоклетиана

По истечении двадцати лет с утверждения своего во власти (305) Диоклетиан отрекся от престола и удалился в частную жизнь, построив себе дворец на далматинском берегу Адриатического моря (около г. Салоны). То же самое сделал по его настоянию другой «август», Максимиан. После этого оба их соправители, Галерий и Констанций, сделались «августами» и назначили в помощь себе двух новых «цезарей». Таким образом, порядок, придуманный Диоклетианом для обеспечения правильной преемственности власти, вошел в силу, но это был первый и последний случай применения нового порядка. Вскоре (306) умер Констанций, и ему в его части наследовал сын его Константин, провозглашенный цезарем подчиненными Констанцию солдатами, а римские преторианцы провозгласили цезарем Максенция , сына бывшего императора Максимиана, да и последний сам вдруг снова объявил себя императором. Начались новые смуты и междоусобия, во время которых Константин в союзе с одним из новых цезарей, Лицинием, победил Максениия и разделил с ним власть над империей, причем помощниками себе они назначили собственных сыновей. Согласие между обоими «августами» продолжалось только десять лет (313–323), и когда в новом междоусобии Лициний был побежден Константином, последний сделался единодержавным государем Римской империи.

Голова Константина Великого из Капитолийского музея, Рим

353. Константин Великий и торжество христианства

Константин Великий (с 306 г. «цезарь», в 313–323 гг. в соправительстве с Лицинием, в 323–337 гг. единодержавный император) принадлежит к числу самых замечательных по значению своему личностей древней истории. По тому влиянию, которое он оказал на судьбы мира, его можно поставить рядом с Александром Македонским , открывшим эллинизму дорогу на Восток, и с Цезарем, истинным основателем империи в Риме. Историческое значение Константина заключается в том, что он доставил христианству победу в Римской империи и тем положил начало превращению самой империи из языческой в христианскую. Сын Констанция Хлора, не преследовавшего христиан в своих владениях, и ревностной христианки Елены, Константин унаследовал от отца нерасположение к политике гонений, от матери прямое сочувствие к христианству. Как умный правитель и искусный политик, он видел, кроме того, что христиане вовсе не заговорщики и не бунтовщики и что, наоборот, в них можно будет найти самую надежную опору порядка. Готовясь к войне с Максенцием и зная, что в его собственном войске много христиан, он разрешил им изобразить на своих щитах начальные буквы имени Иисуса Христа и сам заменил римского орла крестом на своем знамени . (Предание повествует о том, что император имел чудесное видение громадного креста на небе в сиянии и с подписью: «сим победиши»). Это был разрыв с язычеством. При Мульвийском мосте (недалеко от Рима, к северу) Константин одержал над Максенцием победу и сделался господином Рима и Италии (312), а в 313 г. вместе с Лицинием издал Миланский эдикт, дававший всем жителям империи свободу следовать своему религиозному убеждению. Этим эдиктом христианство уравнивалось в правах с римской государственной религией. Лициний вполне разделял такую точку зрения, и когда ему пришлось вступить в борьбу с «цезарем» Азии (Максимином Дазою), в его войске перед битвою возносилась Богу молитва, составленная в таких выражениях, что слова её одинаково могли повторять и христиане, и язычники.

Константин Великий. Видеофильм

Однако, в эпоху двоевластия Константин и Лициний мало-помалу разошлись между собою в своих отношениях к христианству. В то время, как первый все более и более начинал предпочитать христианство, второй, наоборот, стал поощрять старую языческую партию. Это сеяло раздор между обоими правителями империи, тем более, что они ссорились, кроме того, и по другим поводам. Дело кончилось вооруженным столкновением, и победа Константина над Лицинием была одновременно и восстановлением отмененного Диоклетианом единства императорской власти, и торжеством христианской партии над языческою.

Большим поражением для государственной религии Рима было и то, что глава её, император, не стал жить в её старом центре, Риме, рядом с храмами капитолийских богов . Уже Диоклетиан оставил Рим, где сильны были предания прежнего государственного устройства, а у Константина, разрывавшего с язычеством, явилось и новое побуждение не жить в Риме, как средоточии язычества. Для своей столицы, или «Нового Рима» он выбрал старую греческую колонию, Византию, на европейском берегу Босфора, которая стала теперь называться Константинополем (т.е. городом Константина) [см. статью Основание Константинополя ]. Место было выбрано весьма удачно, на важном торговом пути, вблизи от стран греческой культуры и богатого Востока, в непосредственном соседстве с северными областями Балканского полуострова, храброе население которых поставляло в императорские войска хороших воинов, Наконец, на одинаковом расстоянии и от северных, и от восточных границ государства, требовавших защиты. Перенесение столицы (326) из языческого старого Рима в новый Рим, который скоро сделался одним из важнейших центров христианства, было тоже одним из фактов всемирно‑исторической важности.

История Византийской Империи (документальный фильм)

354. Церковная политика Константина Великого

Константин Великий не провозгласил еще христианство государственной религией империи . Не запрещая языческих культов, император ограничился лишь отменою официальных языческих жертвоприношений и искоренением обрядов, с которыми были соединены разгул и непристойности. Видя, какую силу представляет собою церковная организация христиан и какая дисциплина существует среди её членов, он отдавал христианам предпочтение при назначении на государственные должности и одарил клир разными привилегиями. Благодаря этому, все внутреннее устройство вселенской церкви, её иерархия (священноначалие), взаимные отношения клира и мирян, церковные законы и обычаи были признаны государством и получили юридическую силу. В качестве покровителя церкви Константин, сам, впрочем, принявший крещение только перед смертью, любил называть себя внешним епископом.

Ему пришлось вмешаться и в несогласия, происходившие в то время в церкви. Еще в первые века христианства нередко возникали взгляды, несогласные с учением церкви (православием ) и известные под общим названием ересей. В начале IV в. александрийский священник Арий стал отрицать троичность Божества и божественность Иисуса Христа, признавая Сына Божия только первым и совершеннейшим творением Божиим. По этому случаю в Никее (в Малой Азии, недалеко от Мраморного моря) в 325 г. был созван Константином Первый Вселенский собор, на котором император просил присутствующих придти к общему соглашению, которое стало бы обязательным для всех верующих. Собор осудил Ария и его последователей, и тогда в борьбу с ними вступил и сам император, начав действовать против них средствами светской власти (изгнаниями и отобранием имуществ). Ариане, с своей стороны, стали хлопотать о том, чтобы склонить императорскую власть в пользу своего учения. В этом направлении они начали действовать еще при Константине, а когда он умер, разделив управление империей между тремя сыновьями (Константином II, Констанцием и Константом), то средний из них, Констанций (управлявший сначала одной Азией и Египтом, потом всей империей) принял сторону ариан и даже стал преследовать православных. Так началось вмешательство светской власти во внутренние дела церкви, наносившее ущерб её прежней самостоятельности. Церковь в лице наиболее энергичных своих представителей умела, однако, давать отпор еретическим императорам.

равноапостольных , память 21 мая или 3 июня в храмах, использующих восточный обряд .
Flavius Valerius Aurelius Constantinus
Римский император
-
Предшественник Констанций Хлор и Галерий
Преемник Констанций II , Констант и Константин II
Вероисповедание в молодости - древнеримская религия , потом - христианство , крещён в конце жизни
Рождение 27 февраля
Смерть 23 мая (63 года)
  • Никомедия , Коджаэли , Турция
Место погребения
  • Церковь Апостолов
Род Константина
Имя при рождении лат. Flavius Valerius Constantinus
Отец Констанций I Хлор
Мать Елена
Супруга Минервина , Фауста
Дети Елена, Крисп , Константина , Константин II , Констанций II , Констант
Константин I Великий на Викискладе

Семья

Константин (Флавий Валерий Аврелий Константин) родился в провинции Верхняя Мёзия в городе Наиссе (современный Ниш в Сербии) 27 февраля около 272 года (точный год рождения не установлен). Отцом Константина был Констанций I Хлор (Флавий Валерий Констанций Хлор), впоследствии провозглашённый цезарем , а матерью - его сожительница (конкубина) - Елена , происходившая из простой семьи (она была дочерью трактирщика) . Согласно историку Евтропию , Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и его жена. Впоследствии Констанцию пришлось разойтись с ней и жениться на падчерице императора Августа Максимиана Геркулия Феодоре . При этом Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а затем и сына. В результате этого брака у Константина оказалось три единокровных брата (Далмаций Старший, Юлий Констанций, Аннибалиан) и три единокровных сестры (Анастасия, Констанция I, Евтропия II) . В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет .

Борьба за власть

Волей-неволей Галерию пришлось смириться с этим, но под предлогом, что Константин ещё слишком молод, он признал его только цезарем. Августом же он назначил Севера. Формально Константин занимал положение подчинённого по отношению к Флавию Северу, но на самом деле это было не так. В Галлии, где находилась резиденция Константина, стояли лично ему преданные легионы, население провинции, благодаря мягкой и справедливой политике его отца, доверяло ему. Флавий Север не имел такой прочной основы.

Восстание Максенция

Война с Максенцием

Но в империи оставалось ещё двое августов. Это были Максимин Даза и Лициний - ставленники Галерия (сам он к тому времени уже умер).

Война с Лицинием

Правление Константина

Административная политика

Став полновластным правителем империи, Константин продолжил политику Диоклетиана по закреплению свободных земледельцев за их землёй, при этом сильно возросли налоги, так как государству нужны были средства на восстановление империи после 20 лет гражданских войн. Кроме того, Константин развил бурную строительную деятельность, что также требовало дополнительных затрат. Государство было разделено Константином на 4 округа: Восток, Иллирию, Италию и Галлию, которые делились на более мелкие административные единицы - диоцезы . Он также учредил государственный совет при императоре - консисторий . При Константине продолжилась дальнейшая варваризация армии.

Также Константин в 314-324 годах провёл монетную реформу , которая была усовершенствованием денежной реформы, проведённой в 296 году императором Диоклетианом .

Религиозная политика

В начале своего правления Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником . В 310 году после посещения священной рощи Аполлона ему было видение бога солнца [ ] . По вопросу причин принятия христианства существуют разные версии.

Чудесные видения Убийство Криспа и Фаусты

По версии византийского историка V века Зосима , автора «Новой истории» , настроенного антихристиански, переход в новую религию был вызван желанием Константина избежать мести богов за убийство жены и сына . Уже будучи императором, Константин убил свою молодую жену Фаусту и сына от прежнего брака Криспа , заподозрив их в любовной связи (См. также ниже ). Мучимый совестью, Константин опасался мести богов Олимпа , подобной той, которая за подобное преступление постигла мифического царя Тантала . Созванные на совет языческие жрецы единодушно пришли к выводу, что такое преступление нельзя искупить. Исключение составил последователь христианства, заверивший императора, что христианский Бог прощает даже самые тяжкие грехи. По мнению Зосима, именно это обстоятельство послужило причиной отмены политики Диоклетиана , что положило конец гонениям на христиан и принятию христианства в качестве государственной религии Римской империи .

Положение христианства после 313 г.

Так или иначе, Константин настоял на принятии свободы вероисповедания (см. Миланский эдикт). Христианство стало обретать статус государственной религии: эдиктом 313 года на имя Анулина, проконсула Африки, он освободил от податей и повинностей «клириков кафолической церкви, в которой предстоятельствует Цецилиан», в том же 313 году он созвал собор в Риме под председательством папы Мельхиадa , чтобы решить спор донатистов с карфагенским епископом Цецилианом. На соборе было принято решение против донатистов, которые апеллировали к Константину; в результате по его указу епископы-донатисты были приговорены к изгнанию, их церкви - конфискованы.

Эдикт 313 года об освобождении от податей церкви Цецилиана был продолжен законом 319 года, которым он освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей. Законом 321 года утвердил за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им. По всей империи возводились христианские храмы, подчас для их возведения разбирались храмы языческие, ряд известных языческих храмов был разрушен по велению Константина.

Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (от греч. καθολικὴ - всеобщей) церкви как условия единства империи и выступая арбитром в межцерковных спорах. Когда между александрийскими священником Арием и епископом Александром разгорелся тринитарный спор , грозивший церковным расколом, Константин созвал Никейский Собор 325 года , на котором поддержал сторонников Александра против ариан . На этом же соборе Константин заявил епископам «Вы - епископы внутренних дел церкви, я - поставленный от Бога епископ внешних дел» (греч. των εϊσω της εκκλησίας и των εκτός ). На соборе арианство было осуждено, указами Константина Арий и ряд арианских епископов были сосланы. Впоследствии Константин поддержал арианство, и Тирским Собором был осужден Афанасий Великий .

Примерно в 332 году Константин издаёт эдикт о разрушении языческих храмов , который, судя по всему, не был приведен в исполнение .

Константин принял крещение перед смертью от арианского епископа Евсевия Никомедийского , при этом он сам уклонился в арианское учение, после чего начались расхищения храмов и церковные раздоры .

Возведение Константинополя

По мнению византийского хрониста Зосима, именно казнь Криспа и Фаусты послужила причиной перехода Константина в христианство (см. выше ).

Как утверждает современный британский историк Адриан Голдсуорти в своей книге "Падение Запада. Медленная смерть Римской империи": «история эта скорее всего не более чем сплетня. Равным образом фальшиво звучат злонамеренные утверждения некоторых авторов-язычников, в том числе императора Юлиана, будто Константин принял христианство, поскольку лишь христианский Бог прощает человека, виновного в убийстве членов своей семьи. Однако он уже исповедовал христианство более десяти лет, прежде чем произошли эти ужасные события. Каковы бы ни были их подробности, желание Фаусты добиться того, чтобы престол достался ее сыновьям, а не их старшему сводному брату, кажется наиболее вероятной их причиной». [ ]

Болезнь и смерть

Незадолго до смерти Константин провёл удачную войну против готов и сарматов. В начале 337 года больной император отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Вначале он лечился в банях Никомедии , затем прибег к горячим источникам Дрепана , после чего поселился на своей столичной вилле Анкирона, куда призвал нескольких арианских епископов для принятия крещения . Но, почувствовав себя хуже, он велел перевезти себя в Никомедию и здесь на смертном одре крестился. Собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь .

Итоги правления Константина

Константина можно назвать первым христианским императором, при котором произошёл перелом в жизни христиан. Язычество отошло на второй план. Историки христианства, восхищавшиеся его деяниями, называют его Константином Великим, но, как бы ни был могущественен император, он не мог остановить упадок империи. Дальнейшая история Римской империи рассматривается как «христианская». При нём столицей стал город Византий, впоследствии переименованный в Константинополь.

Оценка личности Константина

«Константинов дар»

«Константиновым даром» именовалась грамота, якобы выданная императором Константином Великим папе Сильвестру , в которой император объявлял, что передаёт папе власть над всей западной частью Римской империи, сам же удаляется в Константинополь. Грамота была сфабрикована в папской курии около середины VIII века для обоснования возникшей светской власти пап и в особенности их притязаний на верховенство над мирскими властями на Западе. Первые сомнения насчёт подлинности документа возникли ещё в Средневековье. Окончательно доказал факт подлога итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» (), опубликованном в 1517 году .

Память

Отражение в искусстве

Примечания

  1. А. Ловягин // Энциклопедический словарь - СПб. :

Победив всех своих соперников, стал единственным правителем и по политическим соображениям перенес столицу империи в Византия , позже названного Константинополем .


1. Родители

Тайно во время отсутствия Галерия, Константин сбежал из плена и отправился к своему отцу в город Йорк , что в Великобритании , который перед смертью успел передать ему власть над западом. Галерея пришлось смириться с этим, но под предлогом, что Константин еще очень молод, он признал его только цезарем. Августом он назначил Севера. Формально Константин занимал положение подчиненного в отношении Флавия Севера, но на самом деле это было не так. В Галлии, где находилась резиденция Константина, стояли легионы , лично преданные ему, население провинции поддерживало его, благодаря мягкой и справедливой политике его отца. Флавий Север не имел такой прочной основы.


2.1. Восстание Максенция


3.2. Политика в сфере религии

В начале своего правления Константин, как и все императоры, был язычником . В году после посещения священной рощи Аполлона , ему, якобы, даже было видение бога солнца. Однако уже через 2 года во время войны с Максенцием, по словам Константина, к нему во сне явился Христос , который приказал начертать на щитах и знаменах своего войска буквы РХ, на следующий день Константин увидел в небе обрести креста . После победы над Лицинием в году Константин настоял на принятии им свободы вероисповедания, издав Миланский эдикт . Сам Константин принял крещение лишь перед смертью, что не мешало ему вмешиваться в тонкие религиозные споры, например, на Первый Никейском соборе года, он решительно поддержал кафолистив против ариан . По всей империи возводились церкви. Иногда для их возведения разбирались старые языческие храмы.


3.3. Денежная реформа

После безудержной инфляции в третьем веке, связанной с производством бумажных денег для оплаты государственных расходов, Диоклетиан пытался восстановить надежное чеканки серебряных и золотых монет. Константин оставил эту консервативную денежно-кредитную политику, предпочитая вместо этого сконцентрироваться на чеканке большого количества хороших стандартных золотых монет - солидус, из сплава золота, серебра чтобы обеспечить возможность сохранения фидуциарной чеканки наряду с золотым стандартом. Анонимный автор может современник в Трактате о военном деле Где Ребус Белликис постановил, что в результате этой денежно-кредитной политики, раскол между классами расширился: богатые имели немалую выгоду от стабильной покупательной способности на золотую монету, а бедные были постоянно унижены. Позже такие императоры, как Юлиан Отступник попытался чеканить монеты из меди.

Денежно-кредитная политика Константина была тесно связана с его религиозными верованиями, в том плане, что увеличение чеканки было связано с мерами, о конфискации - принятые после и в - все золото, серебряные и бронзовые статуи из языческих храмов, которые были объявлены как имперская собственности и, как денежные средства. Два имперских комисарии для каждой провинции получили задание собрать эти статуи и переплавить их для немедленного чеканки - за исключением из общего числа бронзовых статуй, которые были использованы в качестве общественных памятников для обустройства новой столицы в Константинополь.


3.4. Возведение Константинополя

Константин не был исключением из этого правила. Первый раз он посетил Рим после победы над Максенцием, впоследствии побывав там только два раза. Константин загорелся мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима. Основой для будущего города послужило древнее греческое город Византий , расположенный на европейском побережье Босфора . Старый город был расширен и окружен неприступными крепостными стенами. В нем был зводений ипподром и множество храмов, как христианских, так и языческих. Со всей империи в Византий свозились произведения искусства: картины, скульптуры. Строительство началось в году и через 6 лет 11 мая года Константин официально перенес столицу Римской империи в Византий и назвал его Новым Римом (греч. Νέα Ῥώμη , лат. Nova Roma ), Однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем - то есть городом Константина.


3.5. Казни Криспа и Фаусты

Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов . В начале года больной император отправился в Еленополис для пользования ваннами. Почувствовав себя хуже, он велел перевезти себя в Никомедии и здесь на смертном одре Константина крестил в христианстве арианский епископ Евсевий Никомедийского. Перед смертью, собрав епископов , он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордан , но по воле Божьей принимает его здесь (Евсевий : "Жизнь Константина", 4, 62).

Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337-340) получил Великобританию , Испанию и Галлию ; Констанций II (правил 337-361) получил Египет и Азию ; Констант (правил 337-350) получил Африку , Италию и Паннонию , а после смерти его брата Константина II в

Рассказать друзьям