Интересные факты о сказке 12 месяцев. Энциклопедия сказочных героев: Двенадцать месяцев

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Трудно представить новогодние праздники без мультфильма, снятого по пьесе-сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Читать же произведение не менее интересно, чем смотреть мультипликационную версию. С. Маршак создал эту светлую, добрую сказку в мрачные военные годы (1942-1943 гг.). В этот период он больше писал для взрослых, но как-то получил письмо от мальчика. Ребенок спрашивал, почему Самуил Яковлевич «в последний год писал только для больших». Это письмо, видимо, и подтолкнуло к написанию «Двенадцати месяцев».

Над сказкой писатель работал с перерывами, так как суровые годы не давали полностью отдаваться творчеству. Впервые сказку поставили только спустя 2 года после окончания войны в Московском ТЮЗе, а в 1956 г. выпустили одноименный мультфильм.

Тема произведения – зимние «приключения» падчерицы, дружба между человеком и природой. Автор показывает, что добрым, работящим людям помогает сама природа. Также С. Маршак утверждает, что добро всегда побеждает зло.

Жанр произведения – пьеса-сказка. Также ее называют драматической сказкой. Пьесой она считается из-за того, что состоит из реплик и ремарок. Признаки сказки – фантастические события, персонажи, поучительная составляющая. Сам С. Маршак признавался, что не хотел навязывать мораль. Ион сдержал слово: поучения в сказке есть, но искать их нужно между строк.

В начале пьесы-сказки представлен список действующих лиц. Всех персонажей можно разделить на главных, второстепенных и эпизодических. Главные – Падчерица, двенадцать месяцев, Старуха и ее дочь, Королева. Второстепенные герои – старый профессор, солдат, грофмейстерина, лесные звери. Эпизодические герои – садовники, главный садовник, глашатае, солдаты.

Сюжет произведения развивается последовательно. В экспозиции мы знакомимся с лесными жителями, падчерицей, солдатом, королевой. Завязка – указ королевы. Развитие событий – это все события, происходящие после того, как падчерица отправляется за подснежниками. Кульминация – Королева выбрасывает кольцо падчерицы. Развязка – старуха и ее дочь остаются собаками, падчерица остается хозяйкой в доме, а королева отправляется во дворец.

Организация текста соответствует особенностям драматических произведений. Сказка состоит из четырех действий, каждое из которых поделено на картины. Действия и картины относительно завершенные по смыслу. События каждой картины разворачиваются в определенной локации: в лесу, в доме Мачехи или в королевском дворце. Первое и четвертое действие начинаются репликами лесных зверушек: белок, зайца, ворона и волка. Таким образом, создается своеобразное обрамление. При помощи этого приема С. Маршак помогает читателю представить праздничную атмосферу, царящую в лесу, ощутить себя частью леса.

Также в пьесе «Двенадцать месяцев» привлекают внимание стихи и песни. Они оживляют диалоги и акцентируют внимание на образах-символах, например на образе новогоднего костра, означающем непрерывную смену времен года, счастливые перемены.

Сказка “Двенадцать месяцев” рассказывает нам о девушке “падчерицы”, которая мне очень сильно симпатизирует. Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве плохих героев в сказке изображена мачеха и ее дочка. В этой сказке мы видим как добро борется со злом и в конце концов побеждает его, что вообще и свойственно для литературных сказок.

Падчерица была настолько трудолюбивой и честной, что выполняла все указания своей мачехи. Однажды молодой

Королеве, которая, кстати, тоже была сиротой, захотелось подснежников, но в самый разгар зимы подснежники не цветут. Королева издала указ, кто принесет ей подснежники, тому взамен она насыплет полную корзину золота. Когда об этом узнала мачеха со своей дочкой, у них помутнел разум и в предвкушении наживы, не смотря на опасность холодного леса, отправили за подснежниками падчерицу.

Падчерица отправилась в лес, хотя она и могла обмануть мачеху и не пойти за подснежниками, но и-за своей честности не стала обманывать. В лесу она сильно замерзла и заблудилась, но от гибели ее спасли двенадцать братьев месяцев. Приняв у себя

Страницу, они ее отогрели и подарили корзину подснежников взамен о молчание их существование. Когда корзину передали королеве, она была удивлена и попросила рассказать ей о чуде. Падчерица дала обещание не рассказывать о существовании волшебной поляны и сдержала его. Но эгоистичная королева приказала утопить непослушную падчерицу.

Когда королева и мачеха с дочкой отправились в лес, они заблудились и вышли к волшебной поляне, где находились двенадцать братьев месяцев. Находясь с 12 месяцами, королева извлекла жизненный урок и стала, по-другому относится к окружающим. А злых мачеху и ее дочку братья месяцы превратили в собак, но с условием, что если они изменятся, то опять станут людьми.

В сказке идет постоянное противостояние добрых сил и злых. Падчерица была очень доброй и ее угнетали злые силы в лице мачехи, но благодаря доброте и могущества братьев двенадцать месяцев все стает на свои места. Плохих персонажей сказки наказали, а добрую падчерицу наградили. Но в сказки есть еще один удивительный персонаж это – молодая королева. Она сначала была очень злой и эгоистичной, даже из-за того, что слово “помиловать” больше чем “казнить” она выбирает последнее. В этой сцене мы видим равнодушие и эгоизм королевы. Но в конце сказки она меняется и переосмысливает свои взгляды, становится доброй и лучше относится к людям. В этом персонаже мы тоже видим победу добра над злом.

В сказке “Двенадцать месяцев”добро победило зло. Может кто-то хочет сказать, что с мачехой и ее дочкой поступили, не очень хорошо, но это было справедливо и у них, есть возможность изменится. Маршак показал всем, какие бывают плохие люди с очень некрасивыми поступками, и это учит нас какими не надо быть. Глядя на мачеху и ее дочку мне совсем не хочется такими быть. Это сказка показывает, какими надо быть и учит нас добру и разуму.

(5 оценок, среднее: 4.20 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес...
  2. Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную...

Цели:

· Учить анализировать художественное произведение.

· Воспитывать отношение к таким нравственным категориям, как «добро» и «зло».

· Развивать речь, а также такие общеучебные действия, как: анализ, обобщение.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор,

СД-диск со слайд-презентацией – сопровождением урока,

иллюстрации к сказке, корзина с «подснежниками».

Ход урока:

1. Организационный момент.

На одном из уроков я вас спросила, что такое «добро» и «зло»? Вспомним, как вы отвечали.

(Демонстрация видеофрагментов.)

Затем я вас просила поискать высказывания о добре и зле известных людей, народную мудрость.

(Чтение высказываний.)

И, как вы уже понимаете, тема нашего урока будет связана с этими понятиями. А поскольку мы с вами познакомились с содержанием сказки «Двенадцать месяцев», то тема:

«Добро и зло в сказке «Двенадцать месяцев».

Когда мы завершаем знакомство с содержанием произведения, нам предстоит какой этап работы?

(Анализ произведения.)

Итак, будем анализировать сказку С. Маршака. Сегодня мы остановимся на таких этапах анализа, как:

1. Особенности жанра.

2. Идейное своеобразие.

3. Образная структура.

Перед вами рабочие листы урока. Ознакомьтесь с ними, пожалуйста. В таблице «Оценивание» вы видите три колонки. Поставьте, пожалуйста, сами себе оценку на начало урока, т. е. как вы считаете, насколько готовы к уроку. Затем будет ваша оценка в конце урока. Итоговую оценку выставлю я.


2-3. Реализация д/з. Освоение нового материала.

1. Особенности жанра.

Начинаем анализ сказки. Что сразу отметили мы с вами, когда впервые открыли эту сказку?

(Есть только разговор героев, нет слов автора и описаний.)

Как определен жанр сказки?

(Пьеса-сказка.)

Итак, особенностью сказки «Двенадцать месяцев» является то, что это сказка – пьеса.

Напомню вам историю создания сказки. Незадолго до Великой Отечественной войны пересказал сказку «Двенадцать месяцев» по мотивам славянских сказок.

В 1943 году, в грозные дни борьбы с фашизмом, превратил ее в пьесу. Маршак считал, что в пьесе можно говорить «не только словами, но и действием – языком, понятным всем». Пьесы – это драматические произведения, обычно для постановки в театре. Сыгранная на сцене пьеса – это спектакль.

Пьеса – это драматическое произведение: содержание в нем передается в речи и поступках действующих лиц, отсутствуют описания.

Вспомним, какие еще роды литературы мы знаем, какие жанры им соответствуют?

(Эпос, лирика, драма.)

2. Идейное своеобразие.

Продолжаем анализ. Следующий этап: идейное своеобразие. Какой вопрос нам помогает понять идею произведения?

(Для чего?)

Еще раз напомню историю сказки. В основу сюжета Маршак положил словацкое народное предание о девочке, встретившей под Новый год все двенадцать месяцев одновременно.

(Столкновение противоборствующих сторон.)

Между кем мы видим столкновение в сказке?

(Между королевой и профессором; между мачехой, дочкой и падчерицей; между королевой и падчерицей…)

А если попытаться обобщить, то как это можно выразить в каких-то более общих понятиях?

(Столкновение добра и зла.)

ДОБРО и ЗЛО – понятия, с которых мы начинали наш урок. Мы пытались сами определить их, обращались к высказываниям известных писателей и ученых. А сейчас предлагаю найти определения этих понятий в словаре.

(Работа со словарями.)

В большинстве сказок раскрывается тема борьбы добра и зла. Но каждый автор раскрывает эту идею под новым углом зрения. Самуил Маршак в своей сказке «Двенадцать месяцев» ставит на первый план очень трудные и вместе с тем интересные вопросы:

Является ли покорность частью доброты?

Может ли твердый и несокрушимый человек быть добрым?

Может ли безропотный человек увеличивать зло в мире?

(Чтение словарных статей.)

https://pandia.ru/text/80/204/images/image002_153.jpg" width="636" height="148 src=">

Вернемся к идейным вопросам сказки и ответим: а кто является носителем перечисленных качеств: доброта, покорность, твердость, несокрушимость, безропотность ?

(Люди, герои, персонажи сказки.)

Чтобы ответить на эти вопросы и понять идейное своеобразие сказки (каждый образ сказки воплощает ответ на эти вопросы) предлагаю вспомнить действующих лиц пьесы-сказки и дать им характеристику. И мы переходим к 3-ему этапу анализа – к образам произведения.

(Физкультминутка.)

3. Образная структура.


Вспомним героев сказки.

(Ответы учащихся.)

Охарактеризуем этих героев. Причем, характеризовать их будем в свете темы нашего урока (т. е. добро или зло воплощает образ) и, применяя такой тип речи, как рассуждение. Что характерно для рассуждения, вспомним?

(Рассуждение состоит из тезиса и доказательства.)

А в целях экономии времени организуем работу в группах: каждая группа охарактеризует определенных героев.

(Распределение групп.)

Перед тем как представитель группы начнет отвечать, мы посмотрим сюжет из сказки и ответим на вопросы (для видеосюжетов: Что бы вы усовершенствовали в игре героев этого фрагмента и какие качества героев проявляются в этой сцене? ; для инсценировок: какие качества героев проявляются в этой сцене? )

(Видеофрагмент)

Ответ 1-ой группы:

Королева

Безответственная, своевольная, неблагодарная, в силу своих недостатков очень одинокая, капризная, ленивая, надменная, бессердечная. (Эпизоды: не желает учиться, указ – «казнить», подснежники зимой, морозит падчерицу…)

Ответ 2-ой группы:

Профессор

Умный, терпеливый, выдержанный, робкий. (Эпизоды: соглашается с Королевой, боится противоречить…)

(Видеофрагмент)

Ответ 3-ой группы:

Мачеха и Дочка

Они были очень завистливыми. Плохо относились к Падчерице, желали ей смерти; подлые, лживые, жадные, бессердечные, злые. (Эпизоды: отправляют в лес падчерицу, выбирают корзину побольше, рассказывают небылицы во дворце…)

(Инсценировка)

Ответ 4-ой группы:

Двенадцать месяцев

Олицетворяют собой народнопоэтическую стихию. Волшебное и обыкновенное переплетаются в этих образах, делая их очень яркими, запоминающимися. Все доброе, гуманное, светлое связано с ними. (Эпизоды: помощь падчерице, добрые отзывы о ней, наказание мачехи и ее дочки…)

(Инсценировка)

Ответ 5-ой группы:

Падчерица

Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая. Добрая, милая, работящая, вежливая, верна слову. (Эпизоды: общение в лесу, верность слову, выполнение работы по дому…)

4. Подведение итогов.

Итак, как решает С. Маршак проблему столкновения добра и зла в сказке?

Думаю, вам поможет такой вопрос: почему Профессор объясняет Королеве, что законы природы нарушить невозможно, а для Падчерицы братья-месяцы все-таки нарушают эти законы?

(Падчерица побеждает неподвластные законы природы, так как она способна жить по законам добра, в гармонии и с людьми, и с природой, которая в ответ открывает ей всю свою красоту, свою тайну.)

- Анализ образов сказки, ее художественные особенности помогли понять нам ее главную идею.

- Предлагаю вам самостоятельно сформулировать свое понимание идеи пьесы-сказки: как соотносятся в ней добрые и бесчеловечные герои, к каким выводам мы приходим, рассматривая добро и зло в сказке; как изменилось ваше понимание таких категорий, как добро и зло.

(Записи в рабочих листах. Их чтение для всех.)

Пьеса «Двенадцать месяцев», как и лучшие народные сказки, несет важные нравственные идеи, ведет читателя и зрителя в мир добрых, подлинно человеческих отношений, где нет места злобе, где сама природа дружит с честными тружениками.

Добро всегда побеждает зло, силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.

Поставьте себе оценку, как вы себя оцениваете по итогам работы на уроке.

Итоговые оценки выставлю вам я, когда проанализирую ваши самооценки и работу на уроке.

5. Д/з. Комментарий.

Написать рассуждение на тему: «Добро и зло в моей жизни». (Комментарий вариантов д/з.)

Завершить наш урок хотелось бы маленькой лирической зарисовкой. Мы с вами потрудились и у нас тоже, как в сказке, среди зимы есть своя корзина подснежников:

Цветок весны, идущий к нам по снегу, –

Простой цветок,

Но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку.

Только благодаря труду и терпению, добросердечию и душевной теплоте могут свершаться чудеса, жизнь от которых становится светлее и добрее!

Приложение 1

Инсценировка

Действие 2. Картина 1. (фрагмент)

Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, её хорошо знаем. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе – поёт. А нынче приуныла.

Июнь. И мы, летние месяцы, её не хуже знаем.

Июль. Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки – полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придёт – зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет.

Ноябрь. Я её не раз дождём поливал. Жалко, а ниче­го не поделаешь – на то я осенний месяц!

Февраль. Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я её пробирал, стужей студил. Знает она Февраль-месяц, да зато и Февраль её знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить.

Апрель. Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расставался.

Сентябрь. Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь.

Апрель. Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей своё обручальное колечко!

Декабрь. Что ж, дари. Дело твоё молодое!

Приложение 2

Инсценировка

Действие 1. Картина 3. (фрагмент)

Старуха. Что, на дворе метет?
Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идешь. Еле до дому добралась. Старуха. На то и зима, чтобы метель мела. Падчерица. Нет, такой вьюги за целый год не было да в не будет.
Дочка. А ты почем знаешь, что не будет? Падчерица. Да ведь нынче последний день в году! Дочка. Вон как! Видно, ты не очень замерзла, если загадки загадываешь. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать.
Падчерица. Куда же это, далеко?
Старуха. Не так уж близко, да и недалеко.
Дочка. В лес!
Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.
Дочка. Да не за хворостом, а за подснежниками!
Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежника-ми -- в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено -- так и кружит, так и валит с ног.
Дочка. А я не шучу. Ты что, про указ не слыхала?
Падчерица. Нет.
Дочка. Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь! По всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберет, королева целую корзину золота даст, шубку на седой лисе пожалует и в своих санях кататься позволит.
Падчерица. Да какие же теперь подснежники -- ведь Зима...
Старуха. Весной-то за подснежники не золотом платят, а медью!
Дочка. Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка.
Падчерица (смотрит в окно). Темнеет уж... Старуха. А ты бы еще дольше за хворостом ходила -- так и совсем бы темно стало.
Падчерица. Может, завтра с утра пойти? Я пораньше встану, чуть рассветет.
Дочка. Тоже придумала-- с утра! А если ты до вечера цветов не найдешь? Так и станут нас с тобой во дворце дожидаться. Ведь цветы-то к празднику нужны.
Падчерица. Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли... Да разве разглядишь что в такую темень?
Дочка (жуя пирожок). А ты пониже наклоняйся да получше гляди.
Падчерица. Не пойду я!
Дочка. Как это -- не пойдешь?
Падчерица. Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу.
Дочка. А что же -- мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица (опустив голову). Да ведь не мне золото нужно.
Старуха. Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя все есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдется!
Дочка. Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается. Ну, пойдешь или не пойдешь? Отвечай прямо -- не пойдешь? Где моя шубейка? (Со слезами в голосе). Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям.)
Старуха (хватает ее за полу). Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице.) А ты -- платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, -- замерзай на дворе!
Дочка. Иди и без подснежников не возвращайся!
Падчерица закутывается в платок, берет корзинку и уходит. Молчание.
Старуха (оглянувшись на дверь). И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует как! Прикрой дверь хорошенько, доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.

В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала её жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришел в лес за елочкой для Королевы. Когда он уходит, в лесу собираются двенадцать месяцев, чтобы развести костер.

Четырна­дца­тилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Седобородый Профессор учит своенравную девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, ибо Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издает приказ: обещает большую награду тому, кто принесет во дворец корзину подснежников. Глашатаи объявляют о начале весны и королевском приказе.

Мачеха и её Дочка мечтают о награде. Только возвращается Падчерица с хворостом, как её тут же посылают обратно в лес - за подснежниками.

Замерзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костер, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь Падчерице. Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей свое колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова - и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.

Падчерица приносит подснежники домой. Мачехина Дочка крадет у спящей Падчерицы колечко, подаренное Апрелем. Та сразу об этом догадывается, умоляет вернуть ей колечко, но старуха и её злая Дочка даже и слушать не хотят. Они идут с подснежниками в королевский дворец, оставив Падчерицу дома.

Торжественный прием в королевском дворце. Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Появляются садовники с оранжерейными цветами, но подснежников среди них нет. Лишь когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил. Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те плетут небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает послать их за орехами и ягодами, но потом у нее возникает мысль поехать туда самой вместе с придворными. Тогда Мачеха с Дочкой говорят, что чудесное место уже замело снегом. Королева угрожает им за обман казнью, и лгуньи признаются, что цветы рвала Падчерица. Королева едет в лес, приказав «двум особам» сопровождать её вместе с Падчерицей.

В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Им жарко, а придворные мерзнут. Королева приказывает всем работать и сама берет метлу. Появляются Мачеха, Дочка и Падчерица. Королева повелевает дать Падчерице шубу. Падчерица жалуется, что у нее отняли колечко. Королева приказывает мачехиной Дочке вернуть колечко, и та повинуется. Затем Королева требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда разгневанная Королева велит снять с нее шубу, грозит казнью и бросает её колечко в прорубь. Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой появляется медведь. Все разбегаются, только Профессор и старый Солдат защищают её. Медведь уходит. Наступает осень. Ураган, ливень. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец. Королева остается с Профессором, старым Солдатом, Мачехой и её Дочкой. Возвращается зима, сильная стужа. Сани есть, да ехать нельзя: на лошадях ускакали придворные. Королева мерзнет. Как выбраться из лесу? Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор - чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат - погреться у костра, Мачеха с Дочкой - шубы, хоть собачьи. Старик дает им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.

Двенадцать месяцев и Падчерица сидят у костра. Месяцы дарят девочке сундук с обновками и чудесные сани, запряженные двумя конями. Появляются королевские сани в собачьей упряжке. Месяцы разрешают всем погреться у костра. На собаках, конечно, далеко не уедешь. Надо бы попросить Падчерицу, чтобы подвезла, но надменная Королева просить не хочет и не умеет. Солдат объясняет ей, как это делается. Королева наконец по-доброму просит Падчерицу, та сажает всех в сани и дает каждому шубу. А собак она через три года приведет к новогоднему костру, и, если они исправятся, их опять превратят в людей.

Все уезжают. Месяцы остаются у новогоднего костра.

Пересказала

Гелемеева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кантемировский лицей»

Урок мудрости по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Анализ сказки.

Цели:

Образовательная: создать целостный литературно-художественный образ сказочных героев.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, речь; умение аргументировать своё мнение, делать выводы, сопоставлять факты.

Воспитательная: показать зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств; воспитывать искренность, доброту, вежливость, готовность прийти на помощь.

Микроцель

Ход занятия

Что получает ученик

Комментарий

Настроить класс на работу

Создать целостный литературно-художественный образ сказки и сказочных героев

Дать возможность доказать правильность своих суждений

Показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения от конкретных ситуаций.

Прививать навык ролевой игры.

Уметь сравнивать образы героев

Развивать навык выразительного чтения

Уметь делать выводы

Развивать критическое мышление

Ӏ. Стадия вызова

1. Яркое пятно в начале урока

Из лозы сплетается,

Все в нее складывается:

И грибочки-сыроежки,

Шишки, ягоды, орешки.

2. Ассоциации, которые возникают, когда смотрите на корзину.

Сегодня на уроке мы отправляемся на поиски мудрости, соберем ее в эту корзину. А сейчас проверим ваши знания о драматическом произведении С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

3. Проверка домашнего задания с использованием интерактивной доски.

Соединить понятия левого и правого столбика

Сказка - баба и дочь стали собаками

Волшебные помощники -перстень

Волшебный предмет - быстрая смена времен года

Волшебное преобразование - 12 месяцев

Волшебное событие - фантастическое произведение

ӀӀ. Стадия осмысления

1.Мотивация учебной деятельности.

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

Как вы понимаете первую часть пословицы?

(В сказках происходят невероятные события, волшебство)

А вторую часть?

(Сколько бы не было вымысла, в конечном счете, она говорит о реальной жизни).

Третью часть?

(В сказках встречаются необычные персонажи, на их образах сказка учит нас доброму).

А ещё?

(Помогает лучше узнать себя и других)

Назовите главных персонажей?

(Мачеха и падчерица)

2.Инсценировка эпизода

Дочь. Наверное, посмеяться над нами захотела королева. Подснежников не найти в лесу. Нет, пойду – да и все. Разве же посчастливится когда-то во дворец попасть, к самой королеве на праздник? И еще целую корзину золота дадут.

Баба. Замерзнешь в лесу!

Дочь. Ну, так вы сами в лес идите, наберите подснежников, а я их во дворец отнесу.

Баба. Или тебе, доченька, родной матери не жаль?

Дочь. И хотя и вас жаль, да и золота жаль, а ещё больше себя жаль!

Баба. Хорошая дочь, что и говорить! В такое ненастье хозяин собаки на улицу не выгонит, а она мать гонит.

Заходит падчерица с улицы, встряхивает снег.

Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видно. Будто по тучам идешь. Едва домой добралась.

Дочь. Надо тебе ещё в лес сбегать.

Падчерица. В лес? Чего?

Дочь. За подснежниками!

Падчерица (смеясь). Разве что за подснежниками! В такую метель! А я сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась: нынче и погибнуть нетрудно – снег так и валит, так и кружит.

Дочь. Я и не шучу.

Падчерица. Неужели же вам совсем меня не жаль? Погибну я в лесу.

Дочь. А что ж мне вместо тебя в лес идти?

Баба. А ты платок на голову, корзину в руки и иди! И гляди мне: если узнаю, что ты где-то у соседей просидела, в дом не пущу – замерзай на дворе!

(Падчерица закутывается платком, берёт корзину и выходит )

А замёрзнет… Это значит, такая уже её судьба. Кто за ней плакать станет?

Какие характеры у мачехи и падчерицы?

А какая падчерица? В каких сказках вы ещё встречались с падчерицами?

Какие же бывают в сказках главные герои?

(Добрые и злые)

Кто из героев воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла?

(Королева, мачеха, дочка)

Какую роль вы бы выбрали для себя?

3. Мозговой штурм.

А как вы понимаете значение этих слов?

Зло есть грубейшая форма невежества.

Злой тот, кто добр только для себя.

Жестокость – просто результат глупости.

4.Работа в группах.

Литераторы составляют афоризмы со словами «добро» и «зло».

Математики, используя геометрические фигуры, работают с теми же понятиями.

Художники изображают добро и зло при помощи гуаши и кисти.

Оформители работают с пластилином, картоном и цветной бумагой

В структуре сказки главный герой, проходя испытание, встречает волшебного героя-помощника.

(Падчерице помогают 12 месяцев)

А у зимних месяцев кто помощники?

(Ветер, вьюги и метели)

А теперь давайте послушаем, о чем поёт Февраль?

(Гудит ветер - запись)

Какие качества отметили в описании ветра? Какие бывают ветры?

Из каких же составляющих складывается характер героя?

Внешность

Поступки

Язык

реплики персонажей

Именно подснежник – нежный и хрупкий цветок - стал причиной испытаний главной героини.

На доске появляется схема в виде подснежника

ӀӀӀ. Стадия рефлексии

Какую же мудрость вы унесёте с собой домой после сегодняшнего занятия?

Вместо золота корзина заполняется мудростью.

Закройте глаза и представьте тот нежный цветок, ставший причиной испытаний главной героини.

В это время учитель кладёт в корзину подснежник.

Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе!

Отгадать загадку

Провести ассоциативный ряд

Повторить признаки сказки

Инсценировать эпизод

Показать свое отношение масками

Оценить свои действия и поступки

Каждая группа представляет свой отчет

Составить схему «Особенности раскрытия характера героя в драматическом произведении » в виде подснежника

Каждый пишет на листочке высказывание и кладёт в корзину

Рассказать друзьям