Львиные ворота древнего города микены.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Микены находятся на Пелопоннесе, как раз посредине между Аргосом и Коринфом. Активное заселение Микенского холма началось в третьем тысячелетии. Люди заселялись здесь в основном из-за удобного местоположения и плодородной почвы, к тому же тут находился источник воды – Персей. Немаловажным фактором также, было на то время, труднодоступность холма для неприятеля. Вот так потихоньку и создавался Микенский Акрополь .

Главным входом в эту многовековую крепость служили Львиные ворота , некоторые ученые называют их древнейшим геральдическим символом Европы. Это грандиозное сооружение, возведенное древними зодчими, которое надо относить к периоду второй застройки Микен, приблизительно к 1250 году до нашей эры. А это значит, что городу уже более трех тысячелетий. Что не может не вызывать восторга и восхищения.

Учитывая то, что ворота были частью оборонительной стены, то пристальное внимание микенские архитекторы уделили воротам. С одной стороны их надо было хорошо укрепить, а с другой значительно облегчить. А с третьей стороны и это было, кстати, очень важное на то время обстоятельство – Львиные ворота должны были символизировать величие и могущество микенских царей.

Что и говорить архитекторам и строителям это удалось. Вся конструкция Львиных ворот сложена из огромных каменных блоков конгломерата правильной формы. Проем же образовывают две громадные, вертикально установленные шлифованные плиты, а перекрытием служит третья плита, у которой верх чуть-чуть закруглен.

Вот как раз на эту плиту перекрытия и установлена более легкая плита, имеющая сравнительно небольшой вес и треугольную форму, а на ее поверхности высечен барельеф в виде двух львиц стоящих по сторонам колоны, которая кверху расширяется, что наводит на мысль о критских корнях этого творения. Головы у львов не сохранились, но предположительно они были повернуты к дороге и как бы встречали путешественников и торговцев.

Микенская эпоха отсчитывается от 2 тысячелетия до н.э. Центр культуры этой цивилизации находится в древнейшем городе Микен, руины которого сохранились на территории современной Греции. По преданиям город построил сам Персей.

Величие, размах, размеры руин, дошедшие до наших дней, не оставляют сомнений в правдивости этого предания. Древний город построен из впечатляющих каменных глыб на огромной высоте над уровнем моря. Считается, что его построили циклопы, поэтому любые постройки из грубого, неотесанного камня больших размеров позже получили название циклопическими.

Стена вокруг микенского акрополя возводилась примерно в XIII веке до нашей эры. Вход в город охраняют ворота, получившие название львиных. Над гигантским каменным проемом, который, по мнению историков, закрывался деревянными воротами, расположится треугольный фронтон с изображением фигур двух львов. Головы львов не сохранились.

Предполагается, что головы были изготовлены из другого материала и разрушились со временем. Львы смотрели на входящего и внушали ему страх. Но не только устрашающей и декоративной была функция этой треугольной части над воротами. Львы выполнены их более легкого материала, чтобы не создавать нагрузки на проем ворот.
Львиные ворота относятся к древнейшим архитектурным памятникам микенской культуры. До этого фронтона микенами были освоены лишь скульптуры небольшой высоты.
На территории древнего города находилась сокровищница, большая часть материалов которой передана в Афинский музей.

Здесь были найдены украшения, посуда, погребальные маски, дощечки с письменами. Под сводами акрополя находился «Источник Персея» - цистерна глубиной 18м, в которой накапливалась вода, поступавшая сквозь каменную кладку в питьевой колодец.

    Загадка Фракийского всадника

    Греческая земля овеяна многими мифами и легендами. Некоторые из них продолжают жить и сегодня, пройдя долгий и тернистый путь исторических перипетий. Еще в 4-м веке до н. э. во Фракии был распространен культ загадочного Фракийского всадника, которому поклонялись не только местные воинственные племена, но также римляне и греки. Ученые проводят весомые параллели между культом Фракийского всадника, культом героев в Элладе и кельтскими мифами.

    Древнегреческие архитектурные ордера.

    Полисы в Древней Греции

    Греция в древности – это не одно целое государство в понимании современников. Античная страна состояла из полисов – городов-государств. Они были самостоятельными единицами, считающими себя независимыми, но если нужно было объединиться против внешнего врага, союзники вмиг приходили на помощь друг другу. Особая форма организации экономики, права и политических отношений

    Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть седьмая)

    В 1988 г. несколько древних христианских и византийских памятников Салоники были добавлены в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, а уже в 1997 г. город был официально назван европейской столицей культуры, что ознаменовалось большим количеством проводимых мероприятий. На сегодняшний день в списочном составе ЮНЕСКО по Греции числится 17 исторических памятников Всемирного наследия. 15 из них включены по культурным критериям, 11 отнесены к шедеврам человеческой гениальности и признаны феноменом исключительной природной красоты и эстетической значимости. 8 исторических памятников являются кандидатами включения в список наследия. Салоники – единственный город в Греции, богатый памятниками византийского и раннехристианского зодчества, в нем насчитывают 15 памятников относящихся к Всемирному наследию.

Книга рассказывает о пятидесяти выдающихся творениях мирового зодчества – храмах, дворцах и музеях, ставших характерным и ярким воплощением основных архитектурных стилей с древнейших времен и до наших дней. Читатель также познакомится с творчеством великих архитекторов прошлого и настоящего.

Из серии: 50 великих

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 великих шедевров архитектуры (А. Ю. Низовский, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Львиные ворота в Микенах

«Златообильные» Микены… Легендарный город, где правил победитель троянцев, «владыка мужей» царь Агамемнон. Именно сюда, следуя указаниям Гомера, отправился Генрих Шлиман после того, как раскопал на Гиссарлыкском холме руины древней Трои. И снова Ариаднина нить легенд не подвела его – шаг за шагом из глубины времен стали проступать и приобретать очертания древняя цивилизация, которая до этого была известна только из «сказок» слепого Гомера. Эта цивилизация была распространена на всем восточном берегу Греции и на островах Эгейского моря, а центр ее находился на острове Крит. Шлиман обнаружил только ее первые следы, но открыть ее истинные масштабы было суждено сэру Артуру Эвансу.

Троя, судя по описаниям Гомера, была очень богатым городом. Микены же были еще богаче. Именно сюда Агамемнон и его воины доставили богатую троянскую добычу. И где-то здесь, по мнению некоторых античных писателей, находилась гробница Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним.

Греки-ахейцы строили свои города на высоких холмах. В отличие от критских, их окружали крепостные стены циклопической кладки. Это придавало им суровый и весьма внушительный вид. Впоследствии греки дали таким поселениям название «акрополь» – «верхний город».

Неприступный акрополь Микен защищали стены протяженностью 900 м и толщиной от 6 до 10 м. Они сложены из огромных, весом в 5–6 тонн, грубо отесанных глыб, держащихся только за счет собственного веса. Греки считали, что эти стены возвели легендарные великаны-циклопы, отчего и происходит название такой кладки – циклопическая.

Перед главным входом во дворец – «Львиными воротами» – в изумлении застывали все, кому довелось их увидеть. Это грандиозное сооружение как будто воплотило в себе несокрушимую мощь Микенского государства.

Ворота, сложенные из четырех огромных монолитов, украшает треугольная плита с рельефными изображениями двух львиц, застывших в одинаковых позах и охраняющих вход во дворец. В центре плиты высечена колонна, увенчанная причудливой капителью.

Принцип постройки Львиных ворот характерен для многих порталов этого времени. Два блока поддерживают каменную балку, которая сама является только грузом и не несет никакой тяжести. Весь груз лежащих над нею рядов кладки, благодаря тому, что камни этих рядов скошены, передается на боковые стены. Таким образом над входом образуется пустое пространство в виде треугольника, которое заполнено легкой каменной плитой со скульптурными украшениями.

Стиль рельефов Львиных ворот родственен критскому – не только по пластике, но и по сюжету, который встречается во всех областях, где была распространена эта культура. Две львицы опираются передними лапами на подножие алтаря по сторонам суживающейся книзу колонны с капителью в виде валика. Эта форма колонны характерна для всего крито-микенского стиля, такие колонны можно встретить и в Кносском дворце. Они напоминают собой заостренную, вбитую в землю сваю – это указывает на то, что каменным колоннам предшествовали деревянные.

Композиция Львиных ворот имеет свой прообраз и на Востоке. Но смысл этого несомненно символического изображения, так же как и многих других символов крито- микенской цивилизации, остается неразгаданным. Можно предположить, что колонна есть символ божества, покорившего львов, – они выглядят как будто прикованными к ней. А может быть, это символ дома, охраняемого божествами в образе львов, или символ мощи микенских царей. В любом случае несомненно, что Львиные ворота являются одним из наиболее выдающихся сооружений древности.

В V в. до Рождества Христова Иудея была под властью Персии. При дворе Артаксеркса Долгорукого служил виночерпием знатный иудей Нехемия. Видя, как возвращаются на родину из Вавилона его соплеменники, Нехемия тоже пожелал увидеть Иудею и сам обратился к царю с просьбой об этом. По видимости, Артаксеркс высоко ценил иудейского придворного и знал за ним способности не только ловко наливать вино на пиру. Царь назначил Нехемию наместником провинции Иудея. А тот уже сам выпросил разрешение заново отстроить сильно пострадавший от войн Иерусалим.

Нехемия призвал на работы всех жителей города, исключая младенцев, дряхлых и больных, и они воздвигли стену за 52 дня! Люди (многие вернулись из вавилонского плена), отлично понимали необходимость защитить свой город и веру. Книга Нехемии (10-я книга Писаний, Танах) говорит о том, что камни ворочали не одни простолюдины, но и служители Божьи во главе с первосвященником Эльяшивом. Они-то и создали Овечьи ворота, навесили створки и провели обряд освящения.

Название «Овечьи» - или потому, что здесь прогоняли животных, предназначенных в жертву, или из-за близости базара, где теми животными торговали. В древние времена этот проход называли еще - по вполне понятной причине - воротами Колен Израилевых (Шаар-а-Шватим). Сейчас так называют ворота в северной стене, ограждающей Храмовую гору. Красивое название даром не пропало!

Названия христианской эпохи

Любопытно арабское название - Баб Ситти Мариам, «ворота госпожи Мариам» Эта загадочная «госпожа» — ни кто иная, как Дева Мария, родившаяся в доме рядом с воротами. К тому же от них ведет дорога к ее усыпальнице.

Воротами св.Стефана они названы потому, что через них разъяренная толпа выволокла из города диакона Стефана, чтобы побить его камнями (в Средние века воротами Стефана назывались другие - Шхемские ворота).

На картах Иерусалима, которые крестоносцы чертили как умели в XII в., ворота называются Иосафатскими, так как «смотрят» на долину Иосафата. На одной из карт они - ворота Масличной горы (находятся напротив нее).

Кроме дороги в долину Иосафата, от них идет дорога в Иерихон, поэтому арабы звали их еще и Иерихонскими.

Сны Сулеймана

Львиные ворота Иерусалима не всегда выглядели так, как сейчас - мы видим постройку, созданную по повелению османского завоевателя Святой Земли Сулеймана Великолепного в 1538-39 гг. По первому преданию, ему приснился сон о том, что он должен построить стену вокруг Иерусалима, в противном случае львы сожрут и его, и жителей города. Во втором варианте легенды султан задавил горожан непомерными налогами и размышлял, как покарать тех, кто не расплатится с ним - и львы обещали пожрать его уже за дурные мысли и неуважение к святому городу. Захватчик явно проникся угрожающими сновидениями - построил и стены, и Львиные ворота, и приказал выбить на створках две пары рельефных львов.

Еще одна «мусульманская» версия появления львов на воротах - они были символом Бейбарса, султана мамлюков, захватившего Святую Землю в 1260 г., и Сулейман позаимствовал их с одной из его построек.

Есть и абсолютно иудейские объяснения: во-первых, лев был задолго до завоевателей символом царства Иудейского, во-вторых - символом колена Биньяминова.

Вообще-то звери, украшающие Львиные ворота, могут и не являться львами - скорее они смахивают на леопардов.

Львиные ворота Иерусалима сегодня

В 1967 г., когда шла Шестидневная война, в Львиные ворота прошли воины Армии Израился- парашютисты 55-й бригады, и над Храмовой горой взвился белый флаг с синей звездой Давида. Есть маленький рассказ Ицхака Навона об этом событии, написанный с точки зрения самих ворот! Солдаты армии Израиля раздумывали, через какие войти в город, и все ворота, даже заложенные Золотые, начали приглашать их, восхваляя себя. И лишь Львиные сказали: «Хватит! Я вижу убитых и раненых. Неважно, где они войдут - но пусть войдут быстрей, чтоб закончилось кровопролитие!»

В наши дни Львиные ворота находятся в Мусульманском квартале старого города Иерусалима. Это одни из семи открытых ворот Старого города. Другие же носят следующие названия:

  • Сионские (ворота Еврейского квартала, Давида-пророка).
  • Шхемские (Дамасские)
  • Ворота Ирода.
  • Мусорные.
  • Новые.

Закытые ворота старого города:

  • Золотые ворота закрыты. Они заложены камнями и вообще предназначены не для людей, а для Бога - в них должен войти Мессия. Узнав об этом, Сулейман Великолепный приказал превентивно замуровать их. Странный поступок для храброго завоевателя - во-первых, трусливый, а во-вторых, просто неумный: это Мессию должны остановить какие-то камешки?
  • Ворота Хульды также замурованы - но раньше, еще во времена римского правления. Через них евреи ходили в Храм, и римляне озаботились тем, чтоб они туда не ходили.

в Микенах. XIV в. до н. э. Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели торжественный вид. Вход в акрополь Микен, называвшийся Львиными воротами, был украшен плитой золотисто-желтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Недалеко от Львиных ворот располагались могилы ахейских владык. В глубоких, подобных шахтам гробницах XVII-XVI веков было найдено большое количество всевозможных украшений и утвари из драгоценных металлов - серебряных и золотых кубков, роскошных диадем, масок из тонкого листового золота, накладывавшихся на лицо покойника, золотых, украшавших одежды бляшек, а также кинжалов, инкрустированных сложными композициями из золота. Все эти памятники наглядно свидетельствуют об обычаях микенской знати, об обряде захоронений, : типе предметов, которые клали в могилы. Роскошь погребений характеризовала нравы ахейцев, их стремление к пышности украшений.

Маски, в какой-то мере передающие индивидуальные особенности лиц, конечно, не могут быть названы портретными. В желании запечатлеть и сохранить черты лица царя или полководца, военачальника, выступает незнакомое для критян стремление возвеличить его роль. Возникновение подобных памятников свидетельствует о характере взаимоотношений в жизни ахейских племен. Торжество физической силы пронизывало эту культуру, находило выражение в мощности крепостных стен, в изображении батальных сюжетов и сцен охоты на вазах и фресках.

Формы сосудов также новы и непохожи на критские. Характер кубков из шахтовых могил XVI века разнообразен: некоторые нарядны, украшены розеттами, их контуры изящны; прекрасный сосуд из алебастра имеет сложные изгибающиеся ручки. Многие же отличаются лаконичностью декора, неприхотливостью силуэта, суровостью и простотой форм. В знаменитом “кубке Нестора” из четвертой шахтовой гробницы конструктивная основа чаши заметна, несмотря на украшение ручек голубками.

Жесткость и статичность композиции преобладают в искусстве ахейцев. На золотых круглых бляшках, нашивавшихся на одежды и найденных в шахтовых гробницах, показаны осьминоги, бабочки, но линии контуров, детали этих образов живой природы сводятся к сухому орнаменту. Мастера любят строгую симметрию, схематичность форм. Даже узоры спирали теряют динамичность, которую чувствовал в них критский художник.

Найденные в ахейских гробницах кинжалы интересны не только как образцы вооружения, но прежде всего инкрустированными на них сценами. Удлиненный клинок умело используется для изображения то опасной борьбы человека со львом, то распластанных в беге фигурок животных. Новым, по сравнению с критским искусством, воспринимается и сюжет - охота. На одном из кинжалов, на узенькой полоске оказалось возможным поместить пейзаж, в сложной технике инкрустации показать реку с плывущими рыбами, кусты, растущие по берегам, и дикую кошку, схватившую птицу. Особенного внимания заслуживает в этих кинжалах цвет использованных материалов - золота разных тонов, серебра, меди, черни. О мастерстве ремесленников, изготовлявших оружие и украшения из золота, серебра, слоновой кости и других материалов, повествовал Гомер в "Илиаде", подробно описывая щит Ахилла.

Позднее шахтовых могил в конце XV-XIV веков до н.э. воздвигались гробницы купольные, представляющие собой выложенные из камня, круглые в плане, со сходящимися вверху стенами помещения, скрытые под курганной насыпью.

Яркий памятник этого типа, так называемая гробница Лтрея, имеет высоту 14 метров.

ВМикенах, Тиринфе и других городах Балканского полуострова стены дворцов украшались фресками, была распространена вазопись и торевтика. Однако монументальные скульптурные произведения и рельефы создавались редко. Отчасти вследствие этого в гомеровскую эпоху скульптура будет развита слабее, чем вазопись.

В исполнении фресок Тиринфа можно заметить по сравнению с живописью Крита новые черты. Две женщины, изображенные древним художником, движутся в колеснице мимо схематически обозначенных, растущих на обочинах дороги деревьев. В этой фреске детали греческие - колесница, одежды женщин. Контуры фигур, повозки лошадей резки, формы застывшие, - они статичнее, чем в росписях Крита. Отдельные элементы узора, украшающего фреску, не связаны друг с другом. Нет подвижности форм, характерной для орнаментов Крита. Линия, полно и безупречно выражавшая в искусстве Крита настроение и чувства мастера, теперь лишь средство изобразить тот или иной предмет.

В тематике ахейских произведений много сюжетов, связанных с происходящей в мире борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, подготовка к походу ахейцев, седлающих боевых коней. На одной из микенских ваз XII века изображены воины в высоких шлемах, с копьями и щитами, идущие друг за другом. Рисунок на сосуде, служивший декоративным узором в керамике Крита, стал теперь выразителем сложной и глубокой идеи. Манера росписи кажется небрежной, фигурки могут показаться порой забавными, хотя художник был далек от мысли представить что-либо смешным в своей композиции.

Двенадцатый век до н.э. - время заката эгейской цивилизации. На Балканском полуострове заметны передвижения народов. С севера наступают доряне. Во всех археологических слоях XII века от Македонии до Крита ученые обнаруживают следы разрушений и пожаров. В XII веке прекращает существование хеттское государство в Малой Азии, в египетских документах отмечаются столкновения различных племен. На берегах Средиземного моря происходят значительные социальные и культурные изменения. В этот период эгейская культура гибнет.

Рассказать друзьям