Николай чудотворец зарайский. Чудотворный образ Николы Зарайского

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Страдание святого мученика Еразма

Блаженный Еразм, с юных лет своих воспылав любовью ко Христу, ревностно исполнял Его заповеди и поставлен был епископом города Формии 1 . Когда нечестивый император Диоклитиан, подвергая христиан мучениям, привел в смятение жителей городов своего царства, то святой Еразм оставил свою кафедру и бежал в Ливанские горы 2 , где и пробыл, скрываясь от гонителей, семь лет. Однажды он услышал с неба голос ангела, который сказал ему: "Еразм! никто не победит врагов, если будет спать. Иди же в город свой, мужественно подвизайся и победишь врагов".

Когда после этих слов Еразм отправился в указанный ему ангелом путь, то его встретили воины и спросили: "Какого Бога ты почитаешь?" Святой Еразм объявил себя христианином. Тогда воины схватили его и привели в Антиохию24 к императору Диоклитиану. На дороге святой открыто признал себя христианином, и император приказал бить его палками, но он обличил императора. Тогда последний повелел бить его свинцовыми прутьями и, так как и после этого он остался непоколебимым в своей вере, то по приказанию мучителя его подвергли новым мучениям: железными скобами острогали сперва всю кожу на теле его, а потом растопили смолу и серу и стали лить ее на раны, но это не причинило ему никакой боли. После этого мучитель повелел наложить на его шею тяжелые железные оковы и заключить его в темницу, но ангел Господень, открыв двери темницы, освободил его от оков и сказал ему: "Иди за мною, я отведу тебя в Италию. Много людей и там ты приведешь ко спасению".

После сего ангел привел святого Еразма в город Ликий 4 и там оставил его. Еразм стал учить всех вере во Христа и крестить. Он совершал при этом великие чудеса, воскресил между прочим сына одного знатного человека, по имени Анастасия, и крестил после этого десять тысяч человек. Максимиан 5 , узнав об этом, послал воинов, чтобы те привели его в Италию, и, когда святой был приведен, повелел бить его по щекам и угрожал ему распятием на кресте, если он не принесет жертвы языческим богам. Тогда Еразм сказал ему:

Где же находятся боги твои, чтобы я мог принести им жертву?

Святого привели в храм Юпитера. Здесь он помолился, и по молитве его все идолы попадали, а из храма вышел огонь и попалил идолопоклонников, так что Максимиан вынужден был бежать из города. После сего святой Еразм крестил здесь много народа и ушел в город Сирмий 6 . В этом городе, по повелению Максимиана, он опять был схвачен и подвержен новым мучениям. На него надели медную броню и посадили на раскаленное ложе, а ноги прибили гвоздями к земле. После сего обложили ложе дровами до верха и, зажегши дрова, стали поливать их смолою и маслом, но дрова сгорели, а святой остался невредимым. Максимиан убоялся народа и ушел во дворец, а ангел Господень, взяв святого, привел его в город Формию, где им крещено было еще множество народа. После всего этого святой Еразм с молитвою благодарения за все предал душу свою в руки Божий 7 , и христиане с честью похоронили его.

________________________________________________________________________

1 Город Формия находился в Италии у Кастанского залива на берегу Средиземного моря.

2 Ливанские горы находятся в Сирии.

3 Антиохия, древняя столица Сирии, расположена была на берегах реки Оронта, недалеко от впадения ее в Средиземное море.

4 Местоположение города Ликия указывают различно. По Никодиму это был македонский город Лихнид, расположенный на берегу озера того же имени.

5 Максимиан Геркул, носивший титул августа, был соправителем Диоклитиана и управлял западною половиною римской империи с 285 до 305 г.

6 Город Сирмий находился в Иллирии на берегу притока реки Дуная - Савы.

На Руси известно неисчислимое множество икон святителя Николая, архиепископа Мирликийского - первые его изображения, видимо, появились еще до Крещения Руси. Это были поясные изображения святителя с Евангелием (обычно закрытым) - типичные для Византии, Балкан и стран всего христианского мира. На Руси в домонгольское время эти иконы нередки; типичный пример - Новгородская икона свт. Николая конца XII в., хранящаяся в Третьяковской галерее.

К домонгольскому времени относится и появление поясных икон святителя с житийными клеймами; в качестве примера можно назвать икону святителя Николая с восемнадцатью клеймами второй половины XIV в. псковского письма, происходящую из Иоанно-Богословского храма города Коломны (также в Третьяковской галерее). Несколько позднее, с XIII в., на Руси широкое распространение получил другой иконографический тип свт. Николая - стоящего в рост, с распростертыми руками (правой - благословляющей, а левой - держащей Евангелие).

В Византии эта иконография была распространена меньше. На Руси этот иконографический тип получил наименование Николы Зарайского. Изображений святителя в этой иконографии было много, это и Новгород, и Центральная Русь, и окраины. Известны не только иконы, но и резные изображения (в собрании Сергиево-Посадского музея).

Происхождение одной из древнейших икон святителя, впервые получившей название Зарайской, описано в замечательном памятнике древнерусской литературы XIII в. - "Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня".

Иконографический тип Николы Зарайского, известный по древнейшей Зарайской иконе, представляет собой святителя, изображенного в рост в фелони с омофором, держащего Евангелие в левой руке и благословляющего правой (именословным благословением). Житийные клейма воспроизводят эпизоды жития святителя Николая в изложении преподобного Симеона Метафраста - самого подробного жизнеописания святителя на то время. Вероятно, и древняя Зарайская икона, и множество списков восходят к несохранившемуся древнейшему образу, принесенному некогда из Корсуни.

Никола Зарайский - один из наиболее распространенных иконографических изводов с житийными клеймами; число клейм колеблется и достигает нескольких десятков. В собраниях центральных музеев, а также в провинциальных музейных собраниях можно найти десятки древних икон Николы Зарайского. Ряд из них был представлен на проходившей в Государственной картинной галерее в 1988 г. выставке, посвященной 1000-летию Крещения Руси.

В зависимости от числа клейма могут располагаться по хронологии событий рядами, но иногда порядок их иной: например, на иконе начала XIV в. из ГТГ (происходящей из Успенской церкви на Остоженке в Москве) клейма опоясывают средник по часовой стрелке.

Приведем один из самых полных наборов житийных клейм. Его можно видеть на вологодской иконе "Св. Николай Чудотворец в житии (Никола Зарайский)" конца XVI - начала XVII вв., происходящей из Рождественской церкви в Тотьме (ныне она в местном краеведческом музее). Клейма расположены рядами: два ряда по двенадцать клейм выше средника, затем по шесть рядов из шести клейм (по три справа и слева от средника) и два ряда по двенадцать клейм ниже средника. Вот их сюжеты:
1. Рождество Николы.
2. Крещение Николы.
3. Исцеление сухорукой жены.
4. Приведение во учение.
5. Поставление в диаконы.
6. Поставление в иереи.
7. Поставление в епископы.
8. Стодневное моление Николы в церкви.
9,10. Изведение Николой беса по пути в Рим.
11. Исцеление княжеского сына.
12. Чудо о трех девицах.
13. Возвращение Николы из Иерусалима.
14. Заточение Николы в темницу.
15. Разрушение храма Артемиды.
16. Первый Вселенский собор.
17. Явление Николы итальянскому купцу.
18. Заточение трех мужей в темницу.
19. Явление Николы царю Константину.
20. Явление Николы епарху Евлавию.
21. Три воеводы на корабле.
22. Приведение Агрикова сына Василия.
23, 24, 25. Чудо о трех мужах.
26, 27. Чудо о сербском царе Стефане.
28-32. Чудо о иконе, написанной иконописцем Аггеем.
33-36. Избавление Николой из плена воина Петра и пострижение его в монахи римским папой.
37, 38. Спасение Димитрия со дна моря.
39. Моление крестьянина перед иконой Николы.
40. Спасение Николой трех купцов от потопления.
41, 42. Изгнание беса из колодца.
43. Изгнание беса из юноши.
44-46. Чудо о киевском отрочати.
47-54. Чудо о половчанине в Киеве.
55, 56. Спасение Симеона от потопления.
57. Исцеление больной жены.
58. Изгнание беса из девы.
59. Посечение древа.
60. Избавление от казни попа Христофора.
61, 62. Чудо о царе Стефане (?).
63. Спасение утопающего мужа.
64-70. Чудо о спрятанных деньгах.
71,72. Спасение корабельников от бури.
73-76. Исцеление расслабленного юноши.
77, 78. Чудо о ковре.
79-81. Чудо о бедном монастыре.
82. Преставление Николы.
83. Перенесение мощей.
84. Погребение Николы.

Как видим, основа - житие, составленное Симеоном Метафрастом, - дополнена эпизодами чудесной помощи святителя, происходившими уже на Руси.

Но более типичными являются иконы с 12-16 клеймами.

Типичный состав сюжетов здесь обычно такой:
Рождество Николы. Чудо в купели (младенец Никола стоит в купели).
Обучение Николы грамоте.
Поставление во епископы.
Избавление трех мужей от меча.
Святитель Николай является царю Константину.
Чудо о трех девицах, на брак скверный нищеты ради уготованных.
Чудо о корабельщиках (утишение бури).
Изгнание беса из кладезя.
Избавление от сарацинского плена и возвращение Агрикова сына Василия родителям.
Спасение Димитрия со дна моря.
Чудо с ковром (святитель покупает у старца ковер и возвращает его жене старца).
Преставление святителя Николая.
Перенесение мощей святителя из Мир Ликийских в Бар-град.

Изредка встречаются в клеймах сюжеты "Младенец Никола не приемлет материнского молока по средам и пятницам", "Исцеление слепого и хромого", "Изгнание беса из дерева" ("Посечение древа"), "Явление Николы епарху Евлавию во сне", "Никола кормит братию". Такой хорошо известный по житию сюжет, как заушение Ария, в клеймах тоже достаточно редок. Обычно эпизоды жития, касающиеся Первого Вселенского Собора и связанные с возвращением св. Николаю епископского достоинства, выносятся в медальоны на среднике иконы.

На проходившей в Музее имени Андрея Рублева лет десять назад выставке "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV - начала XX вв." была представлена икона Николы Зарайского начала XVI в., происходящая, вероятно, из Великого Устюга, с весьма редким набором клейм. В частности, там были представлены следующие сюжеты:
1. Разбойники выбрасывают в море трех купцов.
2. Спасение двух купцов на камне, плавающем в море.
3. Кит изрыгает проглоченного им третьего купца.

Из числа редко встречающихся сюжетов следует назвать такие, как "Научение Николы грамоте" - чаще это "Приведение Николы во учение", "Поставление в чернецы" (обычно это "Поставление во диаконы") и "Явление Богоматери Николе во сне".

11 августа 2013 г. чудотворная икона святителя Николая Зарайского вернулась на свое историческое место в Иоанно-Предтеченском храме Зарайского кремля. Многие годы икона находилась в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и была там, без сомнения, одним из шедевров иконописи Древней Руси, привлекавших внимание многих посетителей музея. Однако в собрании Рублёвского музея есть и еще ряд икон Николы Зарайского, превосходных по технике и весьма сохранных.

Вот несколько примеров: икона Николы Зарайского 1526 г. с 18 клеймами из Твери; вологодская икона XVI века с 16 клеймами; новгородская икона 1551-1552 гг. с 20 клеймами из Дмитрова.

Обратим внимание и на "Николу Зарайского с житием" XVI в. из Новгородского музея; "Николу Зарайского с 14 клеймами" - икону XVI в. из Нижегородского музея. В Ярославском художественном музее есть изящная икона Николы Зарайского, написанная Семеном Спиридоновым, а в собрании Государственного Русского музея - одна из древнейших икон этого извода, Никола Зарайский XIV в. с предстоящими Космой и Дамианом. Несколько икон святителя Николая Зарайского есть и в собрании ГТГ - они упоминались выше.


Важно учесть, что в народном почитании святителя Николая Зарайского художественные достоинства иконы не являлись определяющими: перед иконой молились, просили у святителя помощи, и по молитвенному предстательству Угодника Божия Господь подавал чудеса. Несомненно, одним из таких чудес стало и возращение на Зарайскую землю древнего намоленного образа Николы Зарайского.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература:
1 Антонова В. И. Московская икона начала
2 XIV века из Киева и "Повесть о Николе Зарайском". ТОДРЛ. Т. 13. М.-Л., 1957.
3 Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
4 Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том. 1. М., 1995.
5 Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI веков. М., 1970.
6 Комарович В.Л. К литературной истории повести о Николе Зарайском. Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т. 5. М.-Л., 1947.
7 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
8 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
9 Розанова Н. В. Ростово-Суздальская живопись XII - XVI веков. М., 1970.
10 Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М. 1995.
11 Сарабьянов В.Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
12 Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1976.
13 "1000-летие Русской художественной культуры". Каталог выставки. М., 1988.

Чудотворный Зарайский образ Николая Чудотворца хранится в Предтеченском соборе Зарайского кремля. С этой древней иконой связана история появления города. Одиннадцатого августа по уходящей в глубину веков местной традиции совершается торжественный крестный ход, посвященный святителю Николаю. В древних летописях говорится, что икона была принесена из Крыма греческим священником Евстафием в 1225 году. В XVI веке Никола Зарайский прославился чудесами в Коломне, куда его вывезли на время, спасая от нашествия крымских татар. В XX веке святыня была отправлена в Москву для хранения в музее, но в 2013 году возвратилась на свое исконное место.

На древней зарайской иконе Николай Чудотворец изображен в полный рост, облаченный в крестчатую ризу и с лентой епископского омофора на плечах. В левой руке святитель держит Евангелие, а правая рука поднята в жесте благословения. Сверху изображены небольшие фигуры Иисуса Христа и Богородицы, держащей в руках покров. Вокруг центральной части иконы на полях помещены семнадцать миниатюр со сценами из жития святого. По этим миниатюрам можно проследить основные события жизни святого, его прижизненные и посмертные чудеса.

С левой стороны, рядом с фигурой Христа, на клейме изображен Николай, склонивший голову перед служителем с таким же белым облачением. Это сцена посвящения угодника Николая в архиепископы города Миры - центра Ликийской области в Малой Азии. Вернувшись из своего морского путешествия из Палестины, о котором напоминает миниатюра на правой стороне иконы, Николай хотел удалиться в монастырь, но в чудесном видении он услышал голос свыше: «Здесь не та нива, на которой ты вознамерился принести ожидаемый Мною плод».

Святой Николай отправился в город Миры, где в то время умер архиепископ. Священнослужители долго спорили о том, кого выбрать достойным приемником скончавшегося, но не могли прийти к единому мнению. Наконец, старейшему священнику города явился ангел, который повелел ему идти ночью к дверям церкви и наблюдать за тем, кто первый придет к утренней службе. Этот человек, по словам ангела, и должен был стать преемником скончавшегося архиепископа. Старец послушался повеления и стал дожидаться первого богомольца у входа в храм. Им оказался святой Николай, и, по единодушному согласию духовенства города, человека, «которого суд Божий поставил», посвятили в высший сан архиепископа Мирликийского.

На правом поле иконы изображен святитель Николай, плывущий на корабле. В житии святого есть несколько чудес, случившихся во время морских путешествий. Еще до своего назначения архиепископом, Николай отправился из родного города Патары в Палестину, чтобы поклониться святым местам, связанным с жизнью Иисуса Христа. В пути Николай почувствовал, что «диавол проник на корабль и хочет потопить его». Как только он поделился ощущением со своими спутниками, началась страшная буря. По молитве святого море успокоилось. В этом же плавании Николай воскресил упавшего с высокой мачты матроса. На обратном пути в Ликию Николай стал заложником недобросовестных корабельщиков, которые обещав доставить его в родной город, поплыли совсем в другом направлении. Тем не менее, по молитве святого Николая на корабль стал дуть сильный ветер, который вопреки желанию капитана судна, прибил его к берегам Ликии.

Под миниатюрой с кораблем изображен сербский царь-мученик Стефан Урош, который жил почти тысячу лет спустя после Николая Чудотворца. На протяжении всей своей жизни он ощущал покровительство древнего святого. По навету мачехи Стефан был ослеплен и заточен в монастырь. Ослепленному явился Николай Чудотворец, убеждая его крепиться и не унывать. Спустя несколько лет пребывания Стефана в монастыре, изгнанник удостоился второго видения Николая, после которого ему чудесным образом вернулось зрение. На миниатюре зарайской иконы, скорее всего, изображено третье по счету явление святого Николая царю Стефану, когда тот «воздремал на своей постели», а угодник велел ему приготовиться к мученической смерти.

Еще одна интересная миниатюра находится слева под изображением посвящения Николая в сан архиепископа. На ней мы видим святого, дерево с каменным колодцем и человека с топором в руке. На этом клейме можно разглядеть маленькую черную фигурку беса, выходящего из источника. В этой миниатюре объединены сразу два ранних чуда, которые совершил святитель Николай в Ликии. Первое чудо о дереве, «в котором жил бес кумира нечистого», святой совершил по просьбе жителей Плакомидского селения. Кипарисное дерево, стоявшее на пути, некогда было посвящено одному из языческих божеств, и с тех пор приносило беды всем людям и животным, которые проходили мимо. Это дерево пытались было срубить, но человек, взявший топор, упал замертво. Только по молитве Николая бес вышел из кипариса, и дерево удалось уничтожить. Похожий случай произошел в Андраоундрейском селе, где бес поселился в колодце. Одну местную женщину, пришедшую за водой, нечистый дух завлек в колодец, а временами вода в источнике становилась отравленной. И вновь по молитве Николая жителям этого села удалось избавиться от проклятия и найти новый источник воды.

В 1608 году царь Василий Шуйский подарил зарайской святыне богатую золотую ризу «с каменьями и жемчугом». К сожалению, эта риза не сохранилась. На самой ризе, как мы узнаем из старых описаний, было отчеканены изображения девяти святых, часть которых была связана с важными историческими деятелями Смутного времени. По мнению Козьмы Ивановича Аверина, написавшего «известие» о жизни зарайского протоиерея Дмитрия Леонтьева, святой Василий Великий был изображен на ризе «во имя» самого царя Василия Шуйского, мученик Дмитрий Солунский «во имя» зарайского воеводы и будущего героя князя Дмитрия Пожарского, Архангел Михаил в честь полководца Михаила Скопина-Шуйского, а преподобный Дмитрий Прилуцкий в честь протопопа Дмитрия Леонтьева. Последний был не только настоятелем Никольского собора местного кремля и хранителем древней иконы, но и верным сподвижником князя Пожарского при осаде поляками Зарайска. Интересно, что на пропавшей ризе был изображен убиенный царевич Дмитрий Углицкий. Прославление его в лике святых совершилось в царствование Василия Шуйского.

Икона Николы Зарайского на протяжении веков была неразрывно связана с историей города. Из летописи мы узнаем, что в 1225 году образ Николая Чудотворца принял из рук греческого священника местный князь Федор Юрьевич - сын Рязанского князя Юрия Игоревича. В 1237 году этот князь отправился в посольство к хану Батыю, стаявшего на реке Воронеж, где был убит за отказ отдать монгольскому властителю свою жену. Узнав о кончине супруга и о приближении ордынцев, жена князя Евпраксия бросилась с высокого терема с княжичем Иоанном в руках и разбилась. Могилы княжеской семьи, погибшей в годы Батыева нашествия, и сегодня можно увидеть у алтарей Иоанно-Предтеченского собора Зарайска под каменной сенью.

Рассказать друзьям