Святыни монастыря. В музее «Новый Иерусалим» открывается выставка, посвященная образам святителя Николая

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Впервые в истории 21 мая в Москву в храм Христа Спасителя из итальянского города Бари привезли мощи Николая Чудотворца. Доступ для поклонения святыни для верующих открыт с 22 мая по 12 июля. По стечению обстоятельств в тот же день, в прошлое воскресенье 21 мая частичка мощей Николая Чудотворца в специально изготовленном ковчеге была установлена и в Серпухове в Георгиевском храме Введенского Владычнего женского монастыря. Мощи расположили в пределе этого столь почитаемого святого.

Вконтакте

Одноклассники

Частичка мощей в Серпухов была также привезена из Бари, но она останется в женской обители навсегда. Огромную работу для того, чтобы эта святыня оказалась в серпуховском монастыре, проделали члены Попечительского Совета обители. И в первую очередь это настоятельница монастыря Игуменья Алексия и депутат Московской областной Думы Роман Владимирович Горбунов. Также неоценимую помощь в этом благом деле оказал Николай Николаевич Пушкин – депутат городского Совета депутатов. Кстати, 21 мая, в преддверии праздника Святителя Николая, когда во Владычнем монастыре состоялся молебен перед частицей доставленных мощей в семье Николая Пушкина был и еще один праздник – День рождения сына, и тоже Николая.
Надо отметить, что православные серпуховичи и паломники с трепетом отнеслись к такому событию в женской обители. Многие остались после утренней службы, чтобы поклониться святым мощам, а многие и специально приехали для этого в монастырь. Также на молебен собрались, практически все члены Попечительского Совета под председательством Олега Валентиновича Кузнецова. Поклониться мощам пришел и председатель Контрольно-счетной палаты города Серпухова Михаил Павлович Шелудяков.
Теперь доступ к ковчегу в Георгиевском храме открыт постоянно. И вскоре здесь начнутся реставрационные работы по росписи предела Николая Чудотворца.
Стоит отметить, что в Серпухове поклониться мощам Николая Чудотворца также можно в Троицком Соборе на Соборной горе.
Святитель Николай является одним из самых почитаемых святых. Почитание его памяти объединяет православных и католиков.
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. В Серпухове расположен Кафедральный Собор Николы Белого.

Где находится Новоиерусалимский монастырь

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Есть несколько способов доехать до монастыря, каждый из которых имеет свои преимущества.

  • На электропоезде вы можете добраться до Истры где-то за час. Вам нужно сесть на электричку Рижского направления и ехать до ст. «Ново-Иерусалимская» (отсюда будет немного быстрее) либо «Истра». Потом садитесь на автобус и едете до ост. «Монастырь». От ж/д станции «Ново-Иерусалимская» до монастыря можно дойти и пешком, это займет минут 20.
  • От Москвы вы также можете добраться до монастыря на автобусе №372 , который отъезжает от м. «Тушинская». Вам необходимо ехать до ост. «Почта», а потом пересесть на автобус до ост. «Монастырь».
  • На собственном автомобиле вы можете доехать до г. Истра из Москвы по Новорижскому либо Волоколамскому шоссе. Дорога длится около 45 км.

Особенности посещения монастыря

Новоиерусалимский монастырь в Истре открыт ежедневно для посещения паломников и туристов, время его работы – с 7:00 до 20:00.
Каждый день в стенах монастырских храмов совершаются Божественные таинства : богослужения, исповеди, причащения, крещения, поминовения и другие.

Ныне на монастырской территории действуют несколько экскурсионных программ:
  • Обзорная экскурсия , в процессе которой вы познакомитесь не только с храмами и святынями монастыря, но и узнаете много нового о его истории и сокровищах;
  • «Евангелие для детей» – детская экскурсия, специально адаптированная для детей дошкольного и школьного возраста, которая познакомит ваших чад с монастырем и главными библейскими ценностями;
  • Сборные экскурсии по монастырю , рассчитанные на людей, путешествующих в одиночку. Начинаются в 11:00, 13:00 и 15:00 ежедневно. Для группы менее 10 человек стоимость такой экскурсии составит 2500 рублей, если в группе наберется более 10 участников – 250 рублей/чел. (100 рублей для детей до 16 лет).

Важно! Помните, что на территории монастыря, в особенности в храмах, необходимо соблюдать строгие правила, о которых вы можете узнать в Паломнической службе либо на сайте монастыря.

Также в Новоиерусалимском монастыре вы можете заказать Таинства и требы . Для этого обратитесь в свечной ящик либо позвоните по телефонам, указанным выше.
Очень интересен Музей Новоиерусалимского монастыря , который вы можете посетить за дополнительную плату с 10:00 до 18:00 в любой день кроме понедельника.

Расписание служб в монастыре в Истре

Знаете ли вы? Новоиерусалимский монастырь, как и большинство других, составляет свое расписание богослужений в зависимости от церковного календаря. Точное расписание на каждую седмицу уточняйте на сайте монастыря либо по телефону Паломнической службы.

  • Первые утренние богослужения начинаются, как правило, в 7:00 (в 8:00 по воскресеньям);
  • а вечерние – в 17:00;
  • по воскресеньям обычно также читается поздняя утренняя Литургия в 10:00.

Где можно остановиться рядом с монастырем

В г. Истра есть множество гостиниц и отелей на любой вкус и различной стоимости, где вы можете остановиться на несколько дней либо переночевать.
Паломническая служба монастыря обычно рекомендует Гостиницу «Ливадия» либо «Дом-гостиницу» . У них хорошие, комфортные условия проживания, стоимость номера может составить от 1400 до 6000 рублей.

История Новоиерусалимского монастыря в Истре

История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона , который основал собор в 1656 году .

Знаете ли вы? Личность великого Патриарха оставила противоречивые следы в истории, начав раскол Православной церкви. До сих пор среди церковных служителей встречаются ярые поклонники и противники его действий, а однозначное мнение о жизни церковного деятеля составить достаточно сложно.

Как бы там ни было, основание многих монастырей, среди которых «любимчиком» Патриарха стал именно Новоиерусалимский – важная заслуга Никона.
По разным причинам строительство монастыря длилось довольно долго, несколько раз приостанавливалось. Главный его собор был освящен в 1685 году .
В XVIII веке монастырь несколько раз был частично разрушен при пожарах, но его успешно восстанавливали с помощью русских правителей.

С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества .
С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей .
Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря.
В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви , реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения.
Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.

Достопримечательности монастыря

Воскресенский собор является не только главным храмом Новоиерусалимского монастыря, но и одной из главных его архитектурных достопримечательностей.
Это очень красивое и в самом деле монументальное строение, которое состоит из 4 основных частей:

  • Собор Воскресения Христа – четырехстопный крестово-купольный храм, который завершается главой;
  • Церковь свв. Константина и Елены – необычная подземная церковь, находящаяся на глубине 6 м.;
  • Красивая колокольня , которая была полностью разрушена в 1941 г. и недавно восстановлена;
  • Ротонда , располагающаяся над Часвоней Гроба Господня (кувуклией).
  • Собор прекрасен и снаружи, и внутри. Внутри лично мне он нравится даже больше – здесь можно увидеть очень светлые, просторные и нарядные залы, богато украшенные лепниной и росписью.
    Красива сама по себе и облагороженная территория монастыря, и другие его храмы. Здесь находится Монастырский парк (Гефсиманский сад) с множеством своих достопримечательностей.

    Важно! В связи с реставрационными работами часть объектов может быть закрыта.

  • Также рекомендую посетить Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» , находящийся на территории монастыря. Рядом расположился еще один интереснейший объект – Музей деревянного зодчества.

Святыни Новоиерусалимского монастыря

Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, и многое другое.
К главным святыням монастыря относят:

  • Разборную модель , которая была выполнена в XVII веке в Иерусалиме из кипариса, слоновой кости и перламутра и использовалась как модель для строительства Воскресенского собора;
  • Фрагмент омофора Патриарха Никона, который был изготовлен на в 1597 году;
  • Дарохранительницу из придела св. Марии Магдалины – священный сосуд, предназначенный для хранения Тела и Крови Христовой, выполнена из серебра с золочением в конце XVIII – начале XIX века;
  • Антиминс , датируемый XVII веком, с подписью Патриарха Никона, освятившего его.

Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном» , написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Знаете ли вы? В окрестностях Истры также было обнаружено несколько святых источников с целебной водой.

Фото Новоиерусалимского монастыря

Монастырь, выглядывающий из утренней туманной дымки, выглядит особенно романтично.

Вот так выглядит грандиозный комплекс почти отреставрированного монастыря.


Это Воскресенский собор – главный храм монастыря.


А это внутри (Кулуквия и Ротонда) – масштабы потрясают!


Один из алтарей храма – вот такая красивая лепнина украшает почти все стены храма.


Вход в уникальную подземную церковь.

Новоиерусалимский монастырь на видео

Как по мне, Новоиерусалимский монастырь стоит посетить всем – как глубоко верующим людям, так и любопытным туристам – каждый здесь найдет что-то для себя и, возможно, вдохновится вспомнить о душе и о вечных ценностях. Так что всем желаю плодотворного путешествия.

А если вы уже бывали в этом великолепном месте, с радостью почитаю ваши комментарии с впечатлениями от поездки.

В город Дзержинск Московской области приезжают разными путями, но чаще всего с одной целью - посетить древний Николо-Угрешский монастырь. Обитель основана в сентябре 1380 года князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве.

Из истории

В XIV веке русские земли находились под игом Золотой Орды. В 1380 году Дмитрий Донской собрал ополчение в 70 тысяч ратников из нескольких княжеств и отправился за Дон сражаться с ханом Мамаем. На берегу Москвы-реки, где воины остановилось на ночлег, произошло знаменательное событие. Во время молитвы над сосной Дмитрий Донской увидел икону Николая чудотворца, самого чтимого на Руси Святого. Князь был изумлен, для него это был божественный знак - сам Николай чудотворец благословлял его на сражение.

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Многие воины остались на Куликовом поле навечно. Существует легенда, что Дмитрий Донской хотел вступить в бой с войском Мамая наравне со всеми воинами и поэтому поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Противники, не зная об этом, убили воина, которого приняли за князя.

Одержав победу в Куликовской битве, Дмитрий Донской основывает на месте явления чудотворного образа святителя Николая, согревшего его сердце, храм. Церковь в честь Николая угодника и положила начало истории Николо-Угрешского монастыря.

Описание

Николо-Угрешский монастырь - православный мужской ставропигиальный монастырь (ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно патриарху). Архитектурный комплекс, в основном, был создан во второй половине XIX века. Обитель насчитывает более 20-ти строений, в том числе девять храмов, колокольню и две часовни.

Колокольня

Колокольня, нареченная угрешской свечой, - одна из самых древних построек, сохранившихся до наших дней. Она была возведена во времена Елизаветы Петровны, в 1761 году. На втором ее ярусе в 1840 году был устроен храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. До наших дней сохранилось только подножие постройки того времени. Во время Великой Отечественной войны колокола с колокольни были сняты, а верхние ярусы снесены, чтобы Угрешскую свечу не могли видеть с воздуха немецкие летчики. Колокольня заново выстроена в XX веке.

Часовня Явления образа Николая Чудотворца

В память о явлении иконы святого Николая Чудотворца в XIX веке была построена часовня, которая ознаменовала место чудесного события. В часовне долгое время хранился сруб того дерева, над которым был явлен образ святителя. К сожалению, в советское время эта реликвия была утрачена. Сегодня все паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

Государевы и Патриаршие палаты

Государевы и Патриаршие палаты являются самым древним сооружением Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке для приезжавших на праздничную службу царей и патриархов, рядом с колокольней были сооружены Царские и Патриаршие палаты.

Успенская церковь

В XVIII веке, когда столица была перенесена в Петербург и приезды высоких гостей прекратились, на месте упраздненных Царских палат была возведена (вместо совсем ветхой) Успенская церковь. В храме, основанном в 1763 году, находится одна из главных святынь обители. Это икона Божьей матери Тихвинская, написанная в XIX веке и подаренная Святейшим Патриархом всея Руси Алексеем II (это была келейная икона Патриарха, является списком с чудотворного образа, явившегося на Руси в XIV веке).

В храме имеется комната, где находятся мощи святых, привезенных из разных уголков мира. В ковчегах хранятся частицы мощей крестителя Господня Иоана и мученицы Варвары, Киево-Печорских святых и многих других.

Не у всех верующих есть возможность побывать в святых местах. Приехав в Николо-Угрешский монастырь, паломники могут приложиться к святыням, привезенным из различных уголков мира, и как бы молитвенно побывать в святых местах, откуда эти святыни были доставлены.

В XIX веке к храму был пристроен придел в честь Марии Египетской. Изображение на его западной стене представляет сцены из жития Преподобной. Некоторые росписи сохранились до наших дней. Это удивительно, поскольку в советское время в приделе располагалось отделение милиции и стены комнаты были закрашены масляной краской. Во время реставрации храма в постсоветский период художникам удалось обнаружить почти неповрежденные изображения.

Наступившая пора секуляризации XVIII века (секуляризации - изъятие церковного имущества) , привела обитель к оскудению. Также ее положение осложнилось во время эпидемии чумы 1770 года, поскольку сюда свозили больных чумой.

Во время Отечественной войны 1812 года в Николо-Угрешском монастыре разместился конный полк Наполеона. К счастью, ризница была своевременно вывезена в Вологду и многие ценности удалось спасти. После освобождения Москвы ризницу вернули и обитель восстановили так, как могли в то время.

Истинный расцвет монастыря происходит при игумене Мясникове, позже ставшем преподобным Пименом Угрешским. При нем расширяется территория обители, возводятся церкви, перестраивается Никольский собор, строится больница, выполняется ремонт жилых помещений. Николо-Угрешский монастырь становится общежитейским, то есть для братии общими становятся служба, трапеза и правила. При игумене Пимене количество братии возросло от 10 человек до 150, увеличилось и число паломников.

Палестинская стена

С северной стороны обители в 1866 году при игумене Пимене строится Палестинская стена. Ее очертания напоминают храмы и строения града Иерусалимского. Преподобный Пимен хотел, чтобы у паломников, издалека заприметивших стены монастыря, возникало ощущение, что они вот-вот окажутся на святой земле.

Палестинская или Иеруслимская стена является частью монастырской ограды. Это визитная карточка и загадка монастыря, образ небесного царствования и образ гордого Иерусалима.

Монастырский скит

С расширением территории обители в пределах монастыря был основан скит во имя святых апостолов Петра и Павла, устав в котором был очень строгим. Так, женщины могли ступать на эту территорию только несколько раз в году, в дни больших праздников. В наши дни скит действует, а церковь во имя Петра и Павла - единственный деревянный храм обители.

Спасо-Преображенский собор

В 1880 году, в год 500-летия обители, было положено начало грандиозного Спасо-Преображенского собора. Его строительство продолжалось 14 лет и в 1894 году он распахнул свои двери для прихожан. По некоторым данным, это второй по величине храм Москвы и Московской области, по размерам он уступает только храму Христа Спасителя . Собор вмещает 7000 человек, а высота его центрального купола достигает 68 метров.

Здесь хранятся главные святыни обители - частичка мощей Николая Чудотворца и мощи преподобного Пимена Угрешского, а также икона - «Собор всех святых Угреша», написанная в честь всех святых, жизнь которых так или иначе связана с монастырем.

Настоятель обители и главный её вдохновитель игумен Пимен так и не увидел Спасо-Преображенский собор - он умер в год его закладки. Прах его покоился в часовне, а сейчас на этом месте сооружен храм в его честь.

Загадка Николо-Угрешского монастыря

Обратите внимание на алтарную часть двух храмов - Спасо-Преображенского собора, построенного к 500-летию Куликовской битвы, и воссозданного Никольского храма. Мы знаем, что все православные храмы должны быть ориентированы на восток алтарем. Действительно, алтарные выступы этих строений выходят на восток, но восток у них немного разный. По-видимому, это объясняется тем, что в XIX веке направление определялось по компасу, а при строительстве предшественника современного Никольского храма направление определялось «на глазок», по солнышку.

Адрес

Московская область, г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

  • Доехать до станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии. Там пересесть на автобус 347. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 20 минут
  • Доехать до станции метро «Алма-Атинская» Замоскворецкой (зеленой) линии. Там пересесть на автобус 1063. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 50 минут
  • Доехать до станции метро «Люблино» Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии. Там пересесть на автобус 305. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)», около 50 минут
  • Монастырь можно увидеть (только издалека) во время речных круизов по Москве-реке и Оке, отправляющихся с Южного речного вокзала .

Официальный сайт Николо-Угрешского монастыря

В 1925 году Николо-Угрешский монастырь закрыли, кладбище было осквернено, а собор обезглавили. В нем разместился Центр досуга и отдыха, а обитель преобразовали в трудовую коммуну имени Дзержинского.

В настоящее время от запустения советских времен в обители не осталось и следа. Николо-Угрешский монастырь располагает большой и ухоженной территорией, здесь есть пруд, где плавают черные и белые лебеди, имеются плодоносный сад и даже небольшой зоопарк. Открыт музей, посвященный последнему императору России Николаю II. Но главное - это обитель, которую молитвами и духовными подвигами создавали ныне известные святители.

Адрес: Россия, Московская область, Истра, улица Советская, 2
Дата основания: 1656 год
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова (1685 год), церковь Рождества Христова (1692 год), надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим (1697 год), церковь Константина и Елены (1690 год)
Святыни: фрагмент омофора Патриарха Никона (1597 год), Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины, икона Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном (1657 год)
Координаты: 55°55"17.3"N 36°50"43.2"E
Объект культурного наследия Росcийской Федерации

Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле . При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

Вид на монастырь со стороны деревни Никулино

С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России .

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Вид на главный вход в монастырь

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря

Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор

По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.

Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.

На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора

Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.

Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.

Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены

Палаты «Нового Иерусалима»

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

Больничные палаты

Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.

Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Внутренний двор монастыря

Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины

Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Вид западной стороны Воскресенского собора

Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря

На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:

  • высота – около 9 м;
  • толщина – 3 м;
  • общая протяженность – 920 м.

Вид на монастырские стены с башнями

Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.

Рассказать друзьям