За всё время существования человеческой цивилизации люди постоянно придумывали самые разные способы умерщвления себе подобных. В Европе большую популярность приобрела смертная казнь удушением. В этом случае смерть наступала в результате перелома позвоночника у самого основания черепа: разрывался спинномозговой столб, что приводило к парализации тела. Также наступали асфиксия, и прекращалось кровоснабжение мозга в результате разрыва ярёмных вен.
Палачи обычно размещали узел верёвки за левым ухом жертвы, что способствовало мгновенному разрыву основных кровеносных сосудов, снабжающих мозг кровью. Поэтому повешенные всегда висели с головами, склоненными к правому плечу.
Умерщвление подобным образом считалось эффективным, но имело свои нюансы и подводные камни. Большое значение уделялось толщине верёвки. Толстая затягивалась плохо, особенно это касалось висельников с маленьким весом. А тонкая верёвка могла просто порваться. Если такое случалось, то приговорённого к казни уже повторно не вешали и сохраняли ему жизнь. Поэтому палачи иногда вмешивались в процесс удушения. Они либо поддерживали приговорённых за ноги, либо забирались им на плечи. Всё это, конечно, добавляло казни зрелищности, но иногда выглядело комично и вызывало в толпе зевак противоречивые чувства.
С середины XVI века стали проводить медицинское освидетельствование трупов, чтобы убедиться на все 100%, что казнённые мертвы. Начало этому положили в Англии. В результате этого выяснилось, что самая высокая вероятность быстрой смерти наблюдается тогда, когда висельники падают с некоторый высоты. А вот когда из-под ног, приговорённых выбивают опору, то умирают они дольше и мучительнее.
Поэтому палачи, в целях гуманности, стали практиковать смертную казнь с удушением, сталкивая висельников с определённой высоты. Тело падало вниз и набирало скорость до того, как петля затягивалась. Обычно использовалась высота 1,1-1,3 метра. Всё зависело от конкретных особенностей места казни. Важное значение уделялось верёвке, так как она не должна была растягиваться. Это характерно для новых верёвок. А поэтому за сутки до казни на такую верёвку подвешивали груз, чтобы та полностью растянулась.
Шли годы, а с ними и смертная казнь методом удушения совершенствовалась. В середине XIX века стали учитывать комплекцию приговорённых к смерти. Действительно, если висельник полный, то его шея лишена должной мускулатуры, а поэтому сломается гораздо легче, чем шея худощавого и мускулистого преступника. Отсюда напрашивался вывод, что крупных и полных можно бросать с меньшей высоты, чем худощавых и маленьких. В результате этого увеличилась высота падения тел. Приговорённого весом 90 кг бросали, к примеру, с высоты 3,2 метра, а преступника весом 50 кг с высоты 4 метра. Но затем была предложена более надёжная конструкция – проваливающийся эшафот.
Больших успехов в удушении достигло английское правосудие. У англичан приговорённый не поднимался к виселице снизу вверх, а спускался сверху вниз. Объяснялось это тем, что висельнику психологически сложно подниматься по ступенькам. Многие приговорённые падали и отказывались идти. У англичан также было запрещено повторное использование одной и той же верёвки. Руки казнимого фиксировались на теле кожаным поясом.
Сами виселицы размещали в зданиях не ниже 3-го этажа. Под ними прорубался пол с таким расчётом, чтобы образовался колодец глубиной 5 метров и более. Казнимый проваливался в этот колодец с петлёй на шее. Далее он висел в петле не менее 40 минут. Лишь после этого к телу подходил врач, чтобы констатировать смерть.
Немцы в годы Второй Мировой войны разработали свой метод удушения, при этом они ставили перед собой целью продлить муки висельников. А это можно было сделать только, предотвратив перелом позвоночника и разрыв кровеносных сосудов. Осуществить такое можно было, поднимая тело вверх, а не бросая его вниз. Но с учётом того, что верёвка являлась ненадёжным средством, вместо неё стали использовать музыкальные струны.
Данный метод был реализована следующим способом: петлю из струны надевали на шею подвергающегося смертной казни. Другой конец струны крепили к полу или иной неподвижной и массивной конструкции. Струну продевали через крюк, жёстко связанный с лебёдкой. Когда лебёдку включали, крюк начинал медленно ползти вверх. Он тянул за собой струну, и тело казнимого начинало подниматься. Человек при этом испытывал все ужасы асфиксии, но других повреждений не получал. Такие страдания могли длиться чрезвычайно долго.
Данным способом были казнены те генералы и офицеры, которые организовали покушение на Гитлера в 1944 году. При этом их несколько раз душили, доводили до беспамятства, а затем приводили в чувство. Такая смертная казнь удушением была чрезвычайно жесткой и бесчеловечной.
Аналогичные казни через повешение проводились и в СССР с 19 апреля 1943 года. Вешали гестаповцев и их пособников при большом стечении людей. Но здесь всё проводилось произвольно, то есть никаких жёстких правил не существовало. Эшафотом могла быть и стационарная виселица, и кузов грузовой машины. Согласно данным НКВД, таким способом были повешены десятки немецких солдат и офицеров, проходивших службу в войсках СС. Аналогичным способом вешали и пособников оккупантов, при этом судили их открытым судом, вменяя в вину преступления против мирного населения.
В странах Южной Америки и Испании практиковалась смертная казнь удушением с помощью гарроты. Приговорённого сажали на стул спиной к столбу. Руки и ноги привязывали к стулу. Верёвку набрасывали на шею, а её концы пропускали через отверстия в столбе и завязывали узлом. Палач просовывал между столбом и верёвкой толстую палку. Он начинал её вращать, и верёвка затягивалась на горле казнимого. Впоследствии гарроту усовершенствовали, заменив верёвку металлическими скобами. Затягивались они с помощью винта.
В заключении следует заметить, что умерщвление с помощью удушения является крайне болезненной и бесчеловечной мерой. К тому же она не гарантирует 100% смерть висельников. Практика показала, что у многих повешенных сердце работало после того, как их вынимали из петли, посчитав умершими. Известны случаи, когда висельники оживали после захоронения. В результате этого прогрессивные страны отказались от всех видов казней удушением.
Такая смерть считалась унизительной
Самыми популярными видами казни в Средневековье были обезглавливание и повешение. Причем применялись они к людям разных сословий.Обезглавливание применялось в качестве наказания знатных людей, а виселица была уделом безродных бедняков. Так почему же аристократии рубили голову, а простонародье вешали?
Обезглавливание — удел королей и дворян
Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении многих тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель знатно рода клал голову на плаху, он проявлял смирение.
Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной смертью. Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видеть низкие предсмертные проявления.
Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от холодного оружия.
Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие деньги, чтобы он сделал свое дело с одного удара.
Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Приговор в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это значительно упрощало казнь.
Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книге «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная — отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание — это удел королей и дворян».
Повешение
Если к лишению головы приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины.
Повешение — самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних времен считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойников называли «заложными».
Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно. Смерть не наступает моментально, человек испытывает физические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца. Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни зевак. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.
У многих народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ — обязательная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть — самое худшее, что может случиться, и уготована она только предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.
Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) были снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» — она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.
Исключения из правил
Несмотря на четкое разграничение по принадлежности к тому или иному сословию, бывали исключения из устоявшихся правил. Например, если знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства и всех привилегий, связанных с титулом. Если во время задержания он оказывал сопротивление, то его ждала виселица.
Среди военных к повешению приговаривались дезертиры и предатели. Для офицеров такая смерть была настолько унизительной, что часто они совершали самоубийство, не дожидаясь исполнения назначенного судом наказания.
Исключение составляли случаи государственной измены, при которых дворянин лишался всех привилегий и мог быть казнен как простолюдин.
Повешение
Этот вид казни считался в прошлые времена (как, впрочем, и в XX веке) самым позорным (непонятно, правда, почему). Современная технология его такова: «Осужденного вешают на веревке, обвивающей шею; смерть наступает в результате давления веревки на тело под воздействием силы тяжести. Потеря сознания и смерть наступают в результате повреждения спинного мозга или (если этого недостаточно для наступления смерти) вследствие асфиксии от сдавливания трахеи».
Технология повешения, которой пользуется большинство стран, применяющих этот вид казни, была разработана в 1949–1953 гг. Королевской комиссией по смертной казни в Великобритании. Комиссия исходила из «гуманной» необходимости «наступления скорой и безболезненной смерти путем смещения позвонков без отделения головы от тела». В соответствии с рекомендациями комиссии после того, как на шею осужденного надета петля, у него под ногами открывается люк. При этом длина веревки (и соответственно расстояние падения) подбирается с учетом роста и веса осужденного - чтобы добиться разрыва спинного мозга, но без отрыва головы. На практике достичь этого не просто. Зачастую, при неверном расчете или неопытности палача, разрыва спинного мозга не происходит, и осужденный погибает от удушения. Так погибали осужденные на повешение в прошлые века. Их путь к смерти был долгим и мучительным.
Среди множества примеров можно назвать казнь пятерых декабристов в России в 1826 году. «Когда все было готово, - рассказывает очевидец, - с пожатием пружины в эшафоте, помост, на котором они стояли на скамейках, упал, и в то же мгновение трое сорвались - Рылеев, Пестель и Каховский упали вниз. У Рылеева колпак упал, и видна была окровавленная бровь и кровь за правым ухом, вероятно, от ушиба. Он сидел скорчившись, потому что провалился внутрь эшафота. Я к нему подошел, он сказал: «Какое несчастие!» Генерал-губернатор, видя, что трое упали, прислал адъютанта Башуцкого, чтобы взяли другие веревки и повесили их, что и было немедленно исполнено. Я был так занят Рылеевым, что не обратил внимания на остальных оборвавшихся с виселицы и не слыхал, говорили ли они что-нибудь. Когда доска была опять поднята, то веревка Пестеля была так длинна, что он носками доставал до помоста, что должно было продлить его мучение, и заметно было некоторое время, что он еще жив».
Но и в наше время, когда технология повешения «отработана», подобные истории повторяются. Когда в 1944 г. в Японии повесили советского разведчика Рихарда Зорге, медицинский протокол, со-ставленный тюремным врачом, зафиксировал такую подробность: после того, как осужденного сняли с виселицы, сердце его билось еще 8 минут. А вот еще пример. 16 ноября 1981 г. в Кувейте повесили строительного рабочего из Таиланда, но умер он только через 9 минут после падения в люк, потому что, как было сказано в медицинском заключении, его вес был недостаточным, чтобы произошел перелом позвоночника. Смерть наступила от удушения. Некоторые тираны прошлых времен не удовлетворялись простым повешением осужденного - им хотелось придумать что-нибудь «эдакое». Иван Грозный, например, распорядился повесить на одной перекладине дворянина по фамилии Овцын и… настоящую овцу!
Разновидность повешения - удушение веревкой (laqueus) - применялась еще в античные времена. Этот вид казни никогда не совершался публично, а только в темнице. К такой смерти, по свидетельству Саллюстия, римский сенат приговорил участников заговора Катилины - Лентула и четырех других. «Есть в тюрьме, левее и несколько ниже входа, помещение, которое зовут Туллиевой темницей; оно уходит в землю примерно на двенадцать футов и отовсюду укреплено стенами, а сверху перекрыто каменным сводом; грязь, потемки и смрад составляют впечатление мерзкое и страшное. Туда-то и был опущен Лентул, и палачи, исполняя приказ, удавили его, накинув петлю на шею… Подобным же образом были казнены Цетег, Статилий, Габиний, Цепарий». Довольно часто удушение веревкой применялось при императоре Тиберии, но уже во времена Нерона об этом виде казни говорится как о давно вышедшем из употребления. В средневековье людей вешали на специально построенных на городских площадях виселицах в виде букв Т или Г, либо просто на деревьях вдоль дорог (это применялось к разбойникам). Иногда еще виселицы строились на плотах. Вешали на них участников бунтов, восстаний, а плоты с повешенными пускали вниз по большим рекам - для устрашения окрестного населения. В Англии во времена Генриха VIII протестантский парламент принял закон, по которому католиков вешали (в отличие от лютеран, которых сжигали заживо). В разные периоды истории были повешены: правитель ацтеков Куатемок, английский пират Кидд, брат Ленина - Александр Ульянов.
В XX веке самая знаменитая казнь через повешение - это казнь нацистских преступников, осужденных на Нюрнбергском процессе. Были повешены и семеро японских военных преступников, приговоренных к смерти Международным военным трибуналом в Токио. Среди известных людей, повешенных в последнее время, - бывший премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто. О популярности повешения говорит тот факт, что он сохраняется как единственный (безальтернативный) вид казни в законодательстве таких стран, как Бирма, Ангилья, Антигуа и Барбуд, Багамские острова, Барбадос. Белиз, Бермуды, Ботсвана, Бруней, Великобритания, Виргинские острова, Гамбия, Гонконг, Гренада, Замбия, Западное Самоа, Зимбабве, Израиль, Ирландия, Каймановы острова, Кения, Кипр, Лесото, Маврикий, Малави, Малайзия, Намибия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сингапур, Танзания, Тонга, Тринидад и Тобаго, Турция, Фиджи, Шри-Ланка, ЮАР, Ямайка, Япония. Это, конечно, не значит, что все перечисленные страны на практике применяют повешение - многие из них, хотя и сохраняют смертную казнь в законодательстве, фактически отказались от нее. Ну, а на практике лидерство по повешению держит Южно-Африканская Республика - здесь за период 1985 -первая половина 1988 гг. было повешено 537 человек.
Самыми популярными видами казни в Средневековье были обезглавливание и повешение. Причем применялись они к людям разных сословий.Обезглавливание применялось в качестве наказания знатных людей, а виселица была уделом безродных бедняков. Так почему же аристократии рубили голову, а простонародье вешали?
Обезглавливание - удел королей и дворян
Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении многих тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель знатно рода клал голову на плаху, он проявлял смирение.
Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной смертью. Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видеть низкие предсмертные проявления.
Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от холодного оружия.
Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие деньги, чтобы он сделал свое дело с одного удара.
Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Приговор в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это значительно упрощало казнь.
Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книге «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная - отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание - это удел королей и дворян».
Повешение
Если к лишению головы приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины.
Повешение - самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних времен считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойников называли «заложными».
Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно. Смерть не наступает моментально, человек испытывает физические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца. Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни зевак. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.
У многих народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ - обязательная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть - самое худшее, что может случиться, и уготована она только предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.
Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) были снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» - она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.
Исключения из правил
Несмотря на четкое разграничение по принадлежности к тому или иному сословию, бывали исключения из устоявшихся правил. Например, если знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства и всех привилегий, связанных с титулом. Если во время задержания он оказывал сопротивление, то его ждала виселица.
Среди военных к повешению приговаривались дезертиры и предатели. Для офицеров такая смерть была настолько унизительной, что часто они совершали самоубийство, не дожидаясь исполнения назначенного судом наказания.
Исключение составляли случаи государственной измены, при которых дворянин лишался всех привилегий и мог быть казнен как простолюдин.