Социальный проект «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною. ученики начальных классов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Волклкова Алена

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Роженцовская средняя школа

Шарангского района

Нижегородской области

«Покормите птиц зимой»

(социальный проект)

Волкова Алена, 7 класс

Руководитель проекта:

Бахтина Елена Леонидовна

2015год

Пояснительная записка.

Тема проекта : «Покормите птиц зимой»

Актуальность: Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.

Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.

Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?

Цель проекта:

Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи проекта:

  • Привлечь внимание детей к помощи зимующим птицам;
  • Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
  • Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Сроки работы: январь-февраль 2015 г.

Методы и приёмы:

1. Наблюдения;
2. Сбор информации;
3. Работа с литературой, интернет-источниками;
4. Экскурсии;
5. Обработка собранной информации;
6. Творческая работа.

План работы над проектом:

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы;
  • Создание творческой группы;
  • Совместное составление плана работы над проектом.
  • Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
  • Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории школьного парка.

Участники проекта : Волкова Алена, Куклина Юлия, Киселев Максим,Кузнецов Сергей, Чепайкина Елизавета

Ресурсное обеспечение проекта:

Вид

Ресурсов

Перечень действий

Информационные

Кадровые

Создать инициативную группу из членов ДОО «Поколение» и их родителей по реализации проекта;

Нормативно-правовые

Утвердить местоположение уголка птиц на территории школьного парка.

Программно-методические

Подготовить подборку материалов по оформлению птичьих кормушек.

Материально-технические

Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал.

Этапы реализации проекта:

Социальная оценка результатов реализации проекта

План проекта был полностью реализован. Инициативная группа награждена грамотами. Доброе дело не прошло незамеченным.

Администрация школы и учащиеся положительно оценили деятельность учащихся.

Результат проекта.

  • Участие в проекте учащихся 6-8 классов
  • Организация на территории школьного учреждения природоохранной зоны для птиц.
  • Повышение экологического сознания у всех участников проекта.

Описание проекта.

1. Теоретический этап .

Задачи : расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.

2.Практический этап.

Задачи : сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.

А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам.

Вывод : зимующие птицы постоянные гости кормушек

Среди учащихся была проведена викторина «Знаете ли Вы птиц?», операция «Покормите птиц зимой!».

Чтобы помочь зимующим птицам нашего села, необходимо знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

Мы объявили в школе опрерацию « Покормите птиц зимой! » . Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или

пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что они их не выбросили, а проявили заботу о птицах. 25 января мы с ребятами вышли на территорию школы, для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

3. Результаты наблюдений

Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц , которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение 3) . Из таблицы видно, что о сновной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками

течение часа. Наблюдения проводились как на улице - на территории школы, так и из окна кабинета.

Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно

подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками ) . Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы - наши друзья! Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение

После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

  • Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях.
  • В нашем селе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.
  • Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.
  • И человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Экологический проект

«Покормите птиц зимой»

Составитель: воспитатель

Кузьмина Людмила Петровна

Экологический проект « Покормите птиц зимой».

Пояснительная записка.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Работа по экологическому воспитанию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям,

тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

И мы с родителями должны создать условия для общения ребёнка с природой.

Паспорт проекта .

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 4 неделя ноября – март.

Участники проекта: дети средней группы (4 – 5 лет), воспитатель, родители.

Предмет изучения: зимующие птицы.

Цель проекта: уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их питании, повадках.

Задачи проекта:

- формировать интерес к исследовательской деятельности;

Расширять представления о зимующих птицах;

Познакомить детей с условиями их жизни;

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Предполагаемый результат.

Расширить и углубить знания детей о зимующих птицах (ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, свиристель);

Создание стойкого интереса к проектной деятельности;

Повышение родительской компетентности в формировании экологической культуры;

Воспитать бережное отношение к птицам.

Продукты проекта:

  • Изготовление кормушек для птиц.
  • Сооружение на участке «птичьей столовой».
    • Почему Никита решил, что воробей не настоящий?
    • Где стал жить воробей, когда Никита принес его домой,
    • Почему воробей всё время кричал?
    • Как Никита учил воробья летать?

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).

2. Основной (реализация плана проекта).

3. Заключительный (подведение итогов).

Этапы реализации проекта.

Мероприятия

Сроки реализации.

Подготовительный.

Разработка плана реализации проекта.

Составление конспектов мероприятий.

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта.

4 неделя ноября.

Подборка иллюстративного материала.

Оснащение предметно-пространственной среды.

1 неделя декабря

Знакомство родителей с планом проекта.

Вовлечение родителей в проектную деятельность.

2 неделя декабря

Основной

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихов про птиц.

Расширить представления о зимующих птицах.

2 неделя декабря

Чтение рассказа Е. Чарухина «Воробей».

Расширять представление о жизни птиц зимой.

2 неделя декабря

Интегрированное занятие «Такие разные птицы».

Формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

3 неделя декабря

Дидактическая игра

«Найди лишнюю птичку».

Закрепление полученных знаний и умение классифицировать птиц на зимующих и перелётных.

4 неделя декабря.

Наблюдения за птицами в «птичьей столовой» на участке и фиксирование результатов наблюдений в журнале.

Расширение представлений о жизни зимующих птиц (кто прилетает к кормушке, что и как едят, как себя ведут).

с 1 недели декабря по март.

Заключительный

Изготовление кормушек и развешивание их на участке детского сада.

Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание помочь им, приучать выражать свою заботу в полезной деятельности.

2 неделя декабря.

Приложения проекта.

1. Конспект занятия «Покормите птиц зимой».

2. Конспект интегрированного занятия «Такие разные птицы».

3. Конспект занятия «Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей».

4. Подвижные игры.

5. Картотека стихов о птицах.

6. Картотека загадок о птицах.

7. Картотека пословиц и поговорок о птицах.

8. Картотека народных примет.

Цикл наблюдений за птицами в средней группе .

Цель: продолжить знакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сороки), закрепить название знакомых птиц.

Методические приёмы:

Чтение “Сорока, сорока, где была? Далёко …”

Рассматривание сороки (внешний вид, как передвигается, чем питается, как кричит-стрекочет (тр-р-р).

Почему сороку называют белобокой?

Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т.д.)

“Ты сорока-белобока,

Зря не прыгай, не летай,

Строить домик помогай”

Вспомнить названия другой, прилетевшей птички - воробей:

Как узнали? (Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна).

Игра “Кто как кричит?”. 1 ч.-воробей, 2 ч.-сороки, 3 ч.-дети. Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Зимой чуть жив! Чуть жив! Весной - жив-жив!

Три разные сестрицы.

Цель: учить сравнивать и различать птиц по внешнему виду: галку, сороку, ворону. Расширять представление об особенностях питания этих птиц зимой. Развивать умение различать следы на снегу.

Методические приёмы:

Где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке?

Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?

Чем питаются галка, ворона, сорока? (Они всеядные).

Как кричат эти птицы?

Описание птиц.

Как отличить галку от вороны?

Чем сорока отличается от галки и вороны?

Поисковое задание.

Рассмотреть следы птиц на снегу и определить, чьи они.

Последующая работа.

Рисование птиц или раскрашивание контуров этих птиц.

Наблюдение за синичками

Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Методические приёмы:

Ты с модницей этой конечно знаком.

Вертушке на месте никак не сидится

Всё хвастает синим своим сюртучком

И шапочкой чёрной гордится (синица).

Рассматривание внешнего вида:

Какого цвета спинки, грудки, головки?

Одинаковые ли все они по размеру?

Каков клювик? Как поёт?

Скинь кафтан,

Скинь, скинь, скинь.

Рван кафтанчик

Скинь, скинь, скинь.

Одинаковы ли все синички? В чём их отличие?

Поисковое задание.

Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала.

Определить, что любят синички.

Как ведёт себя во время питания?

Наблюдение за дятлом через “Волшебное окно”

Цель: познакомить детей с новой птицей - дятлом: учить узнавать его по внешнему виду, по звукам, которые он издаёт. Дать знания о питании этой красивой птицы и её месте обитания. Воспитывать уважение за пользу, которую она приносит.

Методические приёмы:

Включение грамзаписи: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.

Какие звуки вам незнакомы?

Как вы думаете, кто это может так стучать?

А теперь давайте посмотрим с вами в наше волшебное окно и увидим эту птицу.

Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?

Д/и “Накормим птиц”.

Фотографирование птицы и последующее рассматривание фотографии.

Наблюдение поползня

Цель: познакомить с поползнем, особенностями окраски, способом передвижения, способом её питания. Закрепить названия знакомых птиц, их питание. Воспитывать заботу о птицах.

Методические приёмы:

Рассматривание картины:

Назовите всех знакомых вам птиц.

Как вы их узнали?

Чем питаются эти птицы?

Как они по-разному ведут себя во время еды?

Составление описательного рассказа об одной из птиц или обо всех, которые прилетели на кормушку.

Какая новая птица появилась на участке?

Рассказ воспитателя о поползне. Его название связано с манерой передвигаться по стволу дерева - вниз головой, как будто ползёт. Берёт в клюв не одно семечко, а несколько. Ещё он питается зерном.

Моделирование “Угадай птичку”.

Использование художественного слова детьми о своей птичке.

Цикл занятий «Птицы к югу полетели».

Цель: расширять представления о птицах, показать связь способа питания со строением клюва и сезонной жизнью птиц; воспитывать желание заботиться о птицах.

Методические приёмы:

Вспомнить сказку “Лягушка-путешественница”.

Зачем птицы осенью улетают в тёплые края?

Как называются такие птицы? (Перелётные).

Почему не все птицы улетают на юг?

Кого вы знаете, кто остаётся зимовать?

Как называются такие птицы? (Зимующие).

Логическая цепочка “Отлёт птиц”. Использовать картинки. (Завяли цветы, попрятались насекомые, улетели птицы.)

Д/и “Птицы на кормушке”. Выбрать среди множества птиц тех, кто прилетает к кормушке, что ест каждый из них? Рассматриваем строение клювика. Вывод: от того, какой клюв у птицы, зависит то, чем она питается.

Экологические круги: на классификацию (перелётные - зимующие).

Изготовление кормушек из шишек. Дети выбирают любую шишку и под чешую вставляют кусочки сала.

Чтение стихотворения Яшина “Покормите птиц зимой”.

Последующая работа.

Консультация для родителей “Типы кормушек”.

Заготовка корма.

Изготовление кормушек из шишек, бросового материала и др.

Птицы зимой

Цель: познакомить с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются), с трудностями добывания корма; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.

Методические приёмы:

Беседа :

Почему многие из птиц улетают на юг?

Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).

Как их можно назвать? (Зимующие).

Почему они остаются зимовать?

Просмотр кадров диафильма “Кто как зимует?”

Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания.

Кого чем накормим?

Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.

Где зимой птицы могут добыть себе еду?

Последующая работа.

Изготовление “пирога” для птиц.

Рисование птиц.

Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.

Беседа о зимующих птицах.

Цель: углубить знания о жизни птиц в зимний период, вызвать сочувствие к птицам и желание помогать им.

Методические приёмы:

Игровая ситуация “Посмотрим в наше волшебное окно”.

Почему так много птиц прилетело к нашим кормушкам?

Назовите птиц.

Как вы их различаете?

Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Один описывает птицу, другой - её угадывает, третий называет корм, который она ест.

Чтение приговорок: “Тук! Тук! Слышен стук.Фырр - фырр, восемь дыр.Тр -р-р!” (Дятел).

Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т.д.), то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”

Чтение стихов о птицах.

Конспект занятия с детьми средней группы

Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель : формировать у детей обобщенное представление о зимую­щих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отноше­ние к птицам, желание помогать им в трудных зимних ус­ловиях.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые дере­вья скрипят от холода.

А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - под снегам. Мало корма находят пти­цы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теп­лые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Де­вять погибают от голода.

Жалко? (Очень жалко!)

- Послушайте стихотворение Н. Грибачева

Ну, морозы, ну, морозы.

Нос наружу - ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю.

Не дожить мне до весны!»

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спе­шить! Дорог каждый час!

Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист - зерна.

А на лист - пшена.

Конопли две горсти -

Собирайтесь, гости!

Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены раз­ные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, де­лятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилегали, каким кормом кормили птиц.

Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармли­вать птиц.

Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи крупу, семена, хлеб. Снегири -семечки арбуза, тыквы; свиристели - рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтилено­вые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;

Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы пти­цам выжить;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддер­жать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)

Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Конспект занятия .

Тема: Чтение Рассказа Е. Чарушина «Воробей»

Цель : приобщать детей к рассказам.

Задачи:

учить слушать, оценивать поступки героев;

развивать память, мышление, внимание;

воспитывать любовь к птицам;

активизировать словарь детей: воробей, птенчик, летать.

Материалы и оборудование : иллюстрации к рассказу «Воробей»

Воробей.

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит – кто-то чирикает:

Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

Смотри-ка, папа, – закричал Никита, – воробей не настоящий!

А папа говорит:

Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.

И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит – есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, – он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

Ты крыльями вот так маши, – сказал Никита и показал руками, как надо летать.

А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.

Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел.

Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

Плохо ты ещё летаешь, – говорит ему Никита. – Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.

Через стул перелетел.

Через стол с кувшином перелетел.

Вот только через комод не мог перелететь – свалился.

Видно, надо его ещё кормить.

На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»

Введение

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляется идея - познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому был разработан проект «Птицы на кормушке».

Цель проекта: создать условия для развития детской исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность «Птицы на кормушке»

Проблема . Почему не все птицы улетают в теплые края?

Гипотеза. Наверное, зимующие птицы не боятся холода и могут сами находить корм.

Цель: узнать, как живут в нашем городе птицы зимой.

Задачи:

1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.

2. Определить, чем питаются птицы зимой.

3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.

Объект исследования : зимующие птицы нашего города.

Методы исследования , которые ребенок для себя определяет сам:

  • Подумай сам.
  • Спроси у другого.
  • Посмотри в книге, получи информацию по интернету.
  • Понаблюдай.

Теоретический этап исследования

Я обратился за помощью к старшему брату, к родителям, воспитателям. Оказывается, рядом с нами и летом, и зимой живут птицы, и их не так уж и мало. В нашем городе зимуют воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, свиристели, вороны, клесты, дятлы, совы. Мне захотелось узнать подробнее о каждой птице. В этом мне помог брат. С помощью интернета, на страницах книг я рассмотрел фотографии птиц, узнал об особенностях их зимовки.Вот, что я узнал:

Зимующие птицы могут переносить холода. Например:сова и дятел прячутся в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц - воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они.

Зимующие птицы могут сами находить себе корм - ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках - то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма - семян из еловых шишек.

Практический этап исследования

Я очень удивился, когда узнал, что синицы любят сало. Подумал, а где она его берет? Вспомнил, что синицы, что бы выжить зимой прилетают поближе к жилью человека.

1. Изготовление кормушек .

Вместе со старшим братом смастерили разные кормушки и развесили их в своем дворе и на участке детского сада. Поинтересовался у родителей и воспитателей, чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стали наблюдать. Воробьи, вороны и голуби - были главными гостями. А вот синицы прилетали когда мы уходили с прогулки. Они видимо, очень пугливы и осторожны.

2. Питание птиц.

Подкармливая птиц, я наблюдал и узнал, что:

  • почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы.
  • синицы не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием.
  • Пшено и просо - любимая еда воробьев.
  • Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц.

А снегири на мою кормушку так и не прилетели, я для них приготовил ягоды рябины. Но я буду их ждать - надеюсь, что прилетят.

Результаты исследования:

1. Теперь я знаю зимующих птиц и могу определить их по внешнему виду.

2. Оформил альбом о зимующих птицах.

3. Составил рассказ о птицах для детей своей группы по плану: внешний вид, где живут, чем питаются.

Моя гипотеза подтвердилась: остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше птиц.

4. Я привлек своих друзей к оказанию помощи птицам. И теперь мы вместе следим, что бы в кормушках был корм и наблюдаем за ними.

5. Птиц на участке детского сада и в моем дворе стало больше.

Вывод: Зима - трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.


Выполнила: воспитатель старшей группы

Введение 3

Какие птицы зимуют в г. Черемхово? 5

Зачем их необходимо подкармливать? 11

Чем их нужно кормить? 12

Какие бывают кормушки? 14

Практическая часть работы 17

Выводы 22

Список литературы 23

Введение

ПТИЦЫ – высокоорганизованные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья (Рис.1) . Всего насчитывают около 9 тысяч видов птиц, в нашей стране – более 700.

Наука, которая занимается изучением птиц, называется – орнитология , а ученые – орнитологами .

Многие птицы вынуждены покидать места обитания - одни надолго, другие временно. На зиму большинство наших птиц улетает на юг, это перелетные птицы . Насекомоядные птицы (стрижи, ласточки, кукушки) улетают в теплые страны в конце августа при первом еще слабом дыхании осени, за ними все остальные насекомоядные птицы. Зерноядные птицы и ягодники улетают позднее – корма еще хватает. Перед самым наступлением холодов улетают гуси, утки, журавли . Все остальные относятся к кочующим и оседлым птицам . На смену летним насекомоядным птицам появляются зимующие у нас - дятлы, синицы, поползни, серая ворона и др. (кочующие). Около 50 видов птиц остаются у нас зимовать. Оседлые птицы (воробьи, галки, голуби) живут в одном месте, никуда не улетают, мы часто встречаемся с ними в городе .

Ученые отмечают, что в нашем городе птиц стало меньше. Сибирская зима холодная и длинная, а иркутяне мало заботятся о птицах. В парках города невозможно найти ни одной кормушки. Поэтому птицы сами добывают себе корм. Гибнут они чаще всего не от холода - птицы хорошо переносят холод, а от голода.

12 ноября" href="/text/category/12_noyabrya/" rel="bookmark">12 ноября - день покровителя зимующих птиц священномученика Зиновия. В этот праздник принято делать кормушки для птиц и развешивать их на деревьях. Рис. 1. Поползень

Цель проекта: Помочь зимующим птицам города Черемхово пережить холодную и суровую зиму.

Задачи:

1. Познакомиться с зимующими в г. Черемхово птицами;

2. Узнать, чем они питаются;

3. Выяснить – чем мы можем помочь зимующим птицам;

4. Выяснить, какие бывают кормушки;

5. Сделать различные виды кормушек своими руками;

6. Подкармливать птиц в течение зимнего периода времени;

7. Составить памятку о том, чем можно покормить птиц зимой

Методы исследования:

· Изучение информационных источников, в т. ч. просмотр информации в Интернете.

· Наблюдения за птицами в городских парках, на улицах города.

· Фотографирование птиц, живущих зимой в городских условиях.

· Анализ наблюдений, поведения объектов наблюдения.

· Практическая часть работы (изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц ежедневно – наблюдение за ними).

· Метод обобщения информации в исследовательской работе и в памятке.

Какие птицы зимуют в г. Черемхово.

В Черемхово проживает достаточно большое количество птиц, кроме того, к нам на зиму кочуют виды из других, более холодных районов. Все они нуждаются в заботе и помощи человека, особенно в зимний период времени, когда корма очень мало и сибирские морозы не позволяют долго летать в поисках крошек…

В Черемхово также много и перелетных птиц. Но забывать о сибирских пернатых тоже нельзя. Воробьи, синицы, голуби. Без помощи человека многие могут не выжить, тем более, зима в этом году выдалась морозная. Мы решили позаботиться о пернатых друзьях, так и родилась идея проекта «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!».:

Воробей – “Вора бей!” – так назвали их в старину, когда они склевывали в полях зерно. Этих шустрых птичек знают в любой стране света. Живут воробьи на севере и юге, рядом с человеком. Воробей - горная птица, для которой большой город - это огромные скалы. Остаются зимовать воробьи там, где родились и жили. В Сибири воробей городской жестоко страдает от морозов, когда ночует в щелях стен и под крышами. В конце зимы встречается много бесхвостых птичек – отморозили свои хвостики. Гнезда вьют простые, иногда занимают чужие. Откладывают воробьи 5-6 яиц. Питаются семенами и насекомыми. Издают разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье.

https://pandia.ru/text/78/350/images/image005.gif" align="left" width="235" height="235">Рис. 3. Серая ворона

Серая ворона - серая птица, голова, крылья и хвост - черные. Шумными стаями собираются вороны везде, где есть человек. Зимой кормятся на свалках. Вороны научились проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Очень часто вороны разоряют гнезда птиц. Гнездо у вороны - из кучи веток и сучьев, но внутри – выстлано кусочками поролона и тряпочками. Откладывают вороны 4-5 яиц. Очень любят и защищают своих птенцов. Ворону можно научить говорить.

Рис. 4. Сизый, или скалистый голубь.

Сизый голубь - есть “дикие” и “полудомашние” голуби. “Дикие” голуби - сизые с двумя темными полосками на крыле, с серым хвостом и темным клювом. ”Полудомашние” голуби темнее и очень изменчивы по окраске. У голубей, если они выводят птенцов, в зобу образуется “молочко”, им они кормят птенцов. Но знамениты они другим: умением находить дорогу и возвращаться. Много сотен лет служили людям почтовые голуби. Во время войны их использовали для доставки донесений. Питаются зерном, прекрасные летуны и хорошо ходят по земле. В гнезде обычно два чисто белых яйца.

Рис. 5. Большая синица.

Большая синица. Из окрестных лесов поближе к человеческому жилью, в расчёте, что их покормят, тянутся наши оседлые пернатые соседи – птицы-зимники: щеглы, снегири, сойки, щуры и другие. Синицы среди них, самые заметные. Они, не дожидаясь своего праздника, уже заполонили наши скверы, парки и будут оставаться с нами до весны. У нас живут серая гаечка, лазоревка, князек, хохлатка, ремез и другие синицы. Самая распространенная – большая синица. Синица размером с воробья. Головка, горлышко, брюшко и подхвостье – черные; щеки – белые; хвост и крылья – голубые. В сильные морозы им трудно доставать корм. Зимой питаются семенами и другой растительной пищей. Синицы - обычные посетители кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони. Гнезда устраивают в дуплах, нишах построек, старых гнездах белок из тонких веточек, сухих стеблей трав, мха. Высиживает до 15 яиц.

Из местных птиц, кроме синиц и поползней, в городах и сёлах много свиристелей. Размером они со скворца, с большим хохолком. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками. Обитает в хвойных и смешанных лесах. Питается насекомыми, которых ловит на лету, личинками и ягодами. Гнездо помещает на елях и соснах на высоте 2-16 м от земли. Откладывает 5-6 яиц. Окраска яиц фиолетово-серая с черными крапинками .

Рис. 6. Свиристель.

На окраинах городов, в селах обычным зимним гостем является сорока .

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее запоминается – резкое стрекотание. Если она застрекотала, значит, заметила кого-то – никого не пропустит. Ни в какие дальние перелеты она зимой не пускается, а лишь переселяется поближе к жилью. Длинный хвост - особенность сороки. Там где взлетела сорока на снегу остается отпечаток ее ступенчатого хвоста. Крылья - зеленовато-синие, хвост длинный, темно-зеленый, брюшко – белое. Гнездо устраивает высоко на дереве, из крупных сучьев, которые скрепляет глиной. Снаружи оно похоже на шар. Откладывает по 5-8 яиц. Питаются сороки мышами, вредными насекомыми, червями, являясь “санитарами”. Всю зиму всем выводком держатся вместе, возле городов. Очень любит блестящие предметы, уносит их в гнездо.

Рис. 7. Сорока.

Снегири - Зимой можно увидеть такое чудо: стоит заснеженное дерево, а на нем пламенеют румяные яблоки. Это стайка снегирей. Грудка красная, яркая, на голове – черная шапочка, крылья – черные, спинка – голубовато-серая. Так нарядны только самцы – снегуры. Самочки – поскромнее. Они северяне, к нам прилетают “погреться”. В марте опять улетают. Откладывают 5-6 яиц. Питаются насекомыми, листиками, цветами.

.

Рис. 8. Снегирь

Дятел - Стук дятла раздается чуть ли не в каждом лесу – значит будут уничтожены насекомые. Яркий, черно-белый, с красной повязкой на затылке. Клюв у дятла - как долото. Но ведь надо еще вытянуть личинку из ее убежища. Дятел высовывает язык длиной до 10 сантиметров, липкий и с острыми шипами на конце. Одно движение - и личинка на крючке! Откладывает 6-7 яиц.

Рис. 9. Дятел.

Поползень - Величиной с воробья. Спинка голубоватая, брюшко белое, с рыжими боками, крылья и хвост бурые. Поползня трудно спутать с другими птицами. При посадке на дерево он садится не на ветку, как это делают другие птицы, а на отвесный ствол дерева и сразу же начинает по нему очень быстро ползать вверх и вниз с одинаковой скоростью (отсюда и название). Поползень выдалбливает своим клювом гниющие сучки и выбирает оттуда личинки разных жуков, куколок бабочек и всевозможных мелких насекомых. Откладывает 6-8 белых яиц. Так как отверстия у большинства дупел слишком широкие, птица обмазывает их края глиной, оставляя узкий лаз диаметром около 3,5см. Поползень всеядный. В большом количестве им поедаются вредные жуки – долгоносики и щелкуны.

Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоема , ныряя для этой цели на глубину до 1 метра.

Зачем их необходимо подкармливать?

Минувшее лето было на редкость богатым на всяческих вредителей. И бороться с ними нам помогали птицы. Настало время "отдавать долги" нашим пернатым друзьям и помочь им пережить суровую сибирскую зиму (Рис. 12).

Учёные-биологи подсчитали, что из десяти больших синиц доживут до весны только две, если мы им не поможем. Орнитологи призывают подкармливать замерзающих без корма птиц. Холода им почти не страшны. Хуже, когда идет сильный снег, и, особенно, когда наступает гололедица. Покроет ледяная корка ветки деревьев – не достать из-под нее желанную пищу – вот и наступает пора бескормицы.

Перьевой покров - надёжная защита птиц от холода, поэтому птицам не так страшен холод, как голод. Для того чтобы не замерзнуть зимой, птицам надо хорошо питаться. Их тело согревается благодаря той пище, которую они съели.

Нужно подкармливать птиц всю зиму. Наблюдение за шумной и не всегда мирной птичьей суетой у кормушки несёт хорошее настроение, приятные впечатления и новые знания. Птицы, благополучно перезимовавшие с нашей помощью, в свою очередь работают на сохранение другой части этой природы: всё лето уничтожают вредителей, повреждающих деревья и другие растения. Было бы очень хорошо, если бы побольше птиц относились к человеку доверчиво. Чтобы могли жить вплотную с человеком. Не покидали гнёзда при беспокойстве. Это было бы полезно для самих птиц. Увеличилась бы их численность. А то ведь в наших лесах и так мало жизни. Каждая встреченная птица - это оживление. Это подарок.

Будем же благодарны этим прелестным пернатым созданиям и по возможности поможем им перенести нашу суровую зиму!

Рис. 12. Покормим птичек.

Чем их нужно кормить?

Корма должны быть разнообразными. Подготовку к подкормке надо начинать еще с лета. Сушить семена арбузов и дынь. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Синиц подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, арахисом, кусочками несоленого сала и мяса. Можно повесить на гвоздь за окном в старой авоське пачку маргарина или кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нежелательно). Лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби.

Для снегиря и других зерноядных птиц с лета и осени сушат пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т. д.

Для свиристели и дроздов-рябинников - гроздья ягод, калины, рябины. Охотно лакомятся ими и снегири, но в отличие от предыдущих видов едят не ягоды, а косточки .

Поползни едят все то, что и синицы, а дятлов интересует, прежде всего, вывешенное сало, мясо, кусочки жира.

Сойки также едят сало, хлеб.

Зимующим в городских парках снегирям и свиристелям хорошо принести в кормушки ягоды и те же семечки подсолнечника.

Птицы едят тыквенные, яблочные семечки, пшено, просо, овес, гречку.

Можно изготовить настоящий “зимний пирог” для птиц, основным ингредиентом которого является жир. В глубокой сковороде растопить сало или жир, добавить семечки, очищенные орехи, сухофрукты, сырые овсяные хлопья, тертый сыр (любые из этих продуктов – на ваш выбор). Перемешать, поместить в любую емкость – из-под йогурта, половинки кокоса и т. д. Когда пирог застынет, его можно повесить на дереве, поместить в корзинки из под мандарин .

Кормушка из сушки (изготовление за 5 минут) : взять сушку небольшого размера, обмазать ее в сладком растворе (мед), обвалять в зернах (они должны прилипнуть), повесить на дерево.

Кормушку надо пополнять поздно вечером, т. к. синички прилетают за кормом очень рано, едва начинает светать - ведь ночи такие длинные да холодные! Можно еще раз добавить его вечером, часов в 16, чтобы на ночь птички подкрепились. Подкормка должна быть регулярной. Птицы, привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов. Если кормушка устраивается из года в год в одном и том же месте и в ней всегда достаточно корма, зимой возле нее будут держаться десятки и сотни птиц .

Покормите птиц зимой!!!

Какие бывают кормушки?

Для подкорки птиц зимой люди придумали кормушки, которые нужны для того, чтобы еда, приготовленная для птиц, не была засыпана снегом или не была съедена другими животными.

При устройстве кормушек не стоит гоняться за слишком сложными и причудливыми конструкциями Лучше сделать несколько более простых и накормить больше птиц. (Рис. 13,14). Важно только, чтобы у них, по возможности, корм был защищен от непогоды и более крупных птиц, например, голубей. Зимой птицам не до роскоши - лишь бы выжить.

Самое простое, что можно сделать – это положить корм на тарелку и поставить в таком месте, где кошки и другие животные ее не достанут.

Кормушки из корзиночки для ягод – протянуть шнурок через дырочки в решетке, положить в нее сало и повесить на ветку.

Кормушка из тыквы – сделать отверстие, вставить дощечку с кормом и повесить на ветку.

Кормушка из консервной банки – отрезать верх и дно банки, пропустить шнур, повесить на ветку.

Корзинки из половинки грейпфрута или апельсина.

Кормушки из пластиковой посуды.

Кормушки из пластиковой бутылки.

Положить в сеточку для овощей сало, повесить на ветку.

Ствол дерева можно обмазать небольшим количеством жира.

Кормушки могут быть деревянные, картонные, из бутылок.

Рис. 13. Виды оригинальных кормушек для зимующих птиц.

Рис. 14. Кормушки для птиц.

В скворечниках, синичниках, щелянках поселяются скворцы, синицы, мухоловки, стрижи и другие птицы (Рис. 15, 16, 17, 18).

Рис. 15. Гнездовье для воробьев: слева - из цветочного горшка, справа - из обрезка водосточной трубы, внизу - из ящика.

Рис. 16. Гнездовье в кирпичной кладке : цементная передняя стенка-вкладыш для стенной ниши.



Рис. 19. Кормушки.




Рис. 22. Прилетели птицы .

Воробьи очень быстро заняли все ближние деревья: как бы не прозевать обед. Так же вели себя голуби. Несколько ворон проверяли территорию: вдруг другие пернатые что-то уронят. Прикормился один дятел (большой и пёстрый) - с удовольствием терзает кусочек привязанного сала. Стайка свиристелей - тоже частые гости, они медленно передвигаются по веткам дерева и что-то склёвывают с них. Вот такое богатое сообщество птиц можно наблюдать прямо возле дома.

Выводы

1. Зимой в городе Черемхово можно наблюдать кочующих (дятлы, синицы, свиристели, снегири, поползни) и оседлых (вороны, голуби, галки) птиц.

2. Птицам зимой (особенно в снегопад, гололедицу и мороз) требуется наша помощь в виде подкормки и кормушек.

3. Нужно подкармливать пернатых семечками, семенами арбуза, тыквы, кусочками несолёного сала, крупой, хлебными крошками.

4. Кормушки можно делать как из подручного материала: из пластиковых бутылок, коробок из-под молока, сока, можно сделать кормушку из сушки.

5. Наша группа сделала и разместила кормушки возле своих домов. В течение всей зимы мы будем подкармливать птиц. Некоторые уже купили семечки и крупы.

6. Кормление птиц – это прекрасная возможность изучения живой природы и окружающего мира, а также хороший урок милосердия.

7. Чем внимательнее к ним относиться, тем оживлённее будут наши сады, скверы, парки и окрестные леса.

Покормим синичку! Ведь без нашей помощи до соседнего окна она может не долететь.

Список литературы.

1. Как помочь птицам. *****: все о российских лесах.

2. Кирьянов Г. Осень золотая // Сибирячок. – 2002. - №5. – С. 13.

3. , Шарова: Животные: Учеб. для 7-8кл. – М.: Просвещение, 1995. – 256с.

4. Тайны живой природы. Научно – познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. – Москва «Росмэн», 1995.

5. Фефелов П. Покормите синичку! // Восточно-Сибирская правдасентября 1997г.

6. Что такое? Кто такой?: В 3 тт. – 1т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1990. – 384с.

Этапы проекта

Формы работы

Деятельность детей

Деятельность родителей

1. Формируем проблему (цель);

«Как выжить птицам зимой»

· Беседа с детьми о птицах;

Игровая мотивация «Пожалейте птичку»

· Наблюдение за птицами на участке детского сада;

· Экскурсия в городской парк;

Чтение литературы о птицах, их кормлении, кормушках.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

4.Уточняются задачи.

Изучение литературы, «Какие бывают кормушки»

Помогает в решении задачи, спланировать деятельность.

Организация деятельности.

· Наблюдение дама возле кормушки;

· Заучивание стихов о птицах;

· Дид. игра «Найди птицу»;

«Опиши птицу по описанию»;

«Зимующие и перелётные птицы»

Объединение детей.

Планируется деятельность.

Практическая часть.

Продуктивная деятельность: «Птицы на ветках»;

«Снегири прилетели»;

Ежедневное наблюдение за птицами;

Кормление птиц.

Формирование знаний умений и навыков;

Даёт ребёнку возможность экспериментировать

синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки; развивает познавательные способности.

Изготовление и развешивание

Кормушек по городу, кормление птиц

Презентация.

Результат проекта.

Постановка новой проблемы: создание энциклопедии «Азбука выживания».

Продукт деятельности.

· Узнали и выяснили, чем питаются разные птицы, какие кормушки оказались лучше;

· Закрепили и обобщили знания о городских птицах.

Вывод наблюдений детей и родителей в виде памятки о птице, видео, фото.

Обобщение информации в исследовательской работе.

Нина Ващенко

Подготовили проект:

Ващенко Нина Евгеньевна

Егорова Марина Владимировна

Введение

В связи с проведением Всероссийской акции «Покормите птиц зимой» дети старшей группы № 1 «Капелька» решили организовать проект, в котором и ответили на интересующие их вопросы о птицах.

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняем, что о птицах дети знают мало. Появляется идея – познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому был разработан проект «Покормите птиц зимой».

Тип проекта: познавательно-практический, краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы № 1 «Капелька»

Цель проекта: создать условия для развития детской исследовательской деятельности.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Проблема. Почему не все птицы улетают в теплые края?

Гипотеза. Наверное, зимующие птицы не боятся холода и могут сами находить корм.

Цель: узнать, как живут в нашем городе птицы зимой.

Задачи:

1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.

2. Определить, чем питаются птицы зимой.

3. Узнать о видах кормушек

3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.

Объект исследования: зимующие птицы нашего города.

Методы исследования, которые ребенок для себя определяет сам:

Подумай сам.

Спроси у другого.

Посмотри в книге, получи информацию по интернету.

Понаблюдай.

Теоретический этап исследования

Дети обратились за помощью к родителям и воспитателям. Оказывается, рядом с ними и летом, и зимой живут птицы, и их не так уж и мало. В нашем городе зимуют: воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, свиристели, вороны, клесты, дятлы, совы. Им захотелось узнать подробнее о каждой птице. В этом помогали родители. С помощью интернета, на страницах книг были найдены фотографии птиц, дети узнали об особенностях их зимовки. Информацию, которую нашли дети:

Зимующие птицы могут переносить холода. Например: сова и дятел прячутся в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло.

Зимующие птицы могут сами находить себе корм – ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках – то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма – семян из еловых шишек.

Питание птиц.

Воспитанники вспоминали разновидность зимующих птиц, узнали их рацион, познакомились с различными видами кормушек. Дети очень удивились, когда узнали, что синицы любят сало. Воспитанники подумали, а где они его берут? И вспомнили, что синицы, чтобы выжить зимой прилетают поближе к жилью человека.

Подкармливая птиц, дети наблюдали и узнали, что:

Почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы.

Синицы не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием.

Пшено и просо – любимая еда воробьев.

Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц.

Изготовление кормушек.

Практический этап исследования

Вместе с родителями воспитанники смастерили разные кормушки и развесили их на участке детского сада. Каждый воспитанник принес свою кормушку выполненную из разных материалов и разной технике. Дошколята интересовались у родителей и воспитателей, чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стали наблюдать. Воробьи, вороны и голуби – были главными гостями. А вот синицы прилетали, когда мы уходили с прогулки. Они очень пугливы и осторожны.

Работа проводимая дети-воспитатели

Наблюдения

Чтение худ. литературы

Трудовая деятельность

Коррекционная работа

Рассматривание репродукций картин

Исследовательская деятельность

Результаты исследования:

1. Дети знают зимующих птиц и могут определить их по внешнему виду.

3. Составили рассказ о птицах для детей своей группы по плану: внешний вид, где живут, чем питаются.

Гипотеза подтвердилась: остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше птиц.

4. Дети привлекли своих друзей к оказанию помощи птицам. И теперь воспитанники вместе следили, что бы в кормушках был корм и наблюдали за ними.

5. Птиц на участке детского сада стало больше.

Вывод: Зима – трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.

Рассказать друзьям